Доклад классный руководитель и новая программа воспитания

Обновлено: 02.07.2024

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого.

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Всесторонняя образованность, интеллект, внутренняя культура, интеллигентность должны стать главными в жизни каждого человека. Данный приоритет избран неслучайно: именно высоко эрудированные, физически здоровые, воспитанные люди могут работать в различных сферах жизнедеятельности, способны сформировать позитивные взгляды и убеждения, выработать определенные гражданские позиции, определиться в мнимых и подлинных ценностях. Перемены, происходящие в обществе, все глубже затрагивают не только сознание и психологию людей, но и положение человека в нем. Поэтому появилась необходимость решать не отдельные вопросы, а всю совокупность проблем, относящихся к воспитанию, именно поэтому за последние годы функции классного руководителя были принципиально переосмыслены.

Итак, как же меняются задачи и функции классных руководителей в современной школе? Какие профессиональные качества выходят сегодня на первый план? За последние годы они были принципиально переосмыслены. Раньше классное руководство было своего рода приставкой к основной нагрузке учителя. Сейчас изменились подходы к классному руководству вообще: оно стало системообразующим элементом взаимодействия как внутри школы, так и школы с семьей, а семьи со школой". Ссылаясь на программу воспитания, классный руководитель выполняет три большие функции: это функции координатора, коммуникатора и организатора".

Работа с классным коллективом: установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе, все это достигается.

Индивидуальная работа с обучающимися:

поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;

Работа с учителями-предметниками в классе:

регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания,

на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

регулярное информирование родителей о школьных успехах

и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;

помощь родителям обучающихся или их законным представителям

в регулировании отношений между участниками образовательного процесса: обучающимися, их родителями или законными представителями, администрацией школы и учителями-предметниками;

Программирование воспитательного процесса – это совместная деятельность субъектов воспитания – обучающихся , педагогов, родителей. Совместная деятельность! Не секрет, что в современном обществе в настоящее время, несмотря на наличие позитивных тенденций в социально-экономическом развитии страны, общество, и особенно молодое поколение, переживает глубокий духовно - нравственный кризис. Масштабы которого таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, распространение суицида, масштабы потребления алкоголя и табака, количество абортов среди несовершеннолетних, число социальных сирот, уровень насилия в обществе, общество вплотную приближается к грани необратимой духовно - нравственной и физической деградации. Дифференциация доходов семей, дезорганизация их жизни, разрушение сложившихся нравственно - этических норм и традиций семейного уклада — это те явления, которые сегодня характерны для современной семьи. Правовая, моральная, экономическая незащищенность привела к повышению конфликтности в отношениях между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи , ее роли в социализации детей. Поэтому очень важным считается тесное взаимодействие образовательной организации и семьи. Ведущую роль в организации сотрудничества выполняют классные руководители . Именно от их работы зависит то , насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию , обучению и участвуют в ее реализации . При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании и обучении обучающихся, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для формирования общих и профессиональных компетенций выпускников . В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Необходимо грамотно осуществлять педагогическое сопровождение обучающегося, которое заключается не только в знаниях педагога о сущности происходящего, но и доступном педагогическом просвещении родителей.

— С позиции организатора классный руководитель занимается сплочением классного коллектива, организацией внеклассной, внеурочной деятельности, профилактикой конфликтных ситуаций и т.п. Функция координатора высвечивает новую грань компетенций классного руководителя: он координирует работу всего педагогического коллектива и имеет право задавать траекторию его движения. Также на уровне координатора классный руководитель по факту и по смыслу выступает еще и интегратором всех возможных образовательных ресурсов в интересах ребенка.

Как коммуникатор классный руководитель фокусируется на гармоничной коммуникации всех ключевых участниках образовательного процесса: это ведь не только педагогический коллектив или коллектив учеников, но и семья.

Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. В последнее время получили широкое распространение следующие формы воспитательной работы:

Открытий микрофон – ученикам предлагается обсудить события общественной жизни.

Философский стол – обсуждение жизненных ситуаций воспитанниками философской позиции.

Дискуссионные качели по предложенной теме – беседы с чередованием суждений ведут две группы учеников.

Разговор при свечах – беседа на темы интимно-личностного общения или этического содержания жизненных ценностей.

Каким должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Сколько бы мы не читали, не учились, главное не забывать о мнении детей.

Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом. Как роль классного руководителя оценивают сами дети?

Нами было проведено анкетирование учащихся 5-6, 9-11 классов школы № 9 города Иркутска, с целью определения мнения о роли классного руководителя.

Учащимся были предложены три вопроса.

Нужен ли вам классный руководитель?

Каким на ваш взгляд должен быть классный руководитель?

В результате анкетирования были получены следующие результаты.

На первый вопрос положительно ответило 100% учащихся.

Из высказываний учащихся полученных на третий вопрос видно, что они придают большое значение личностным качествам классного руководителя. У каждого ребенка есть свое мнение на этот счет. Одни считают, что это надежный, искренний, честный, порядочный. Другие – модный, аккуратный, терпеливый, скромный, не слишком молодой и не слишком старый.

Но вместе с тем важны и профессиональные качества: образованность, общий кругозор, эрудиция.

Классный руководитель должен создавать условия! Он должен помогать реализации ребенком своих психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!

Воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает и благодарности окружающих.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.


Полный текст материала Статья "Роль классного руководителя в современной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: и правильно учить и интересно рассказывать, помочь кому – то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. В последнее время получили широкое распространение следующие формы воспитательной работы:

Каким должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Сколько бы мы не читали, не учились, главное не забывать о мнении детей.

Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом. Как роль классного руководителя оценивают сами дети?

Нами было проведено анкетирование учащихся 5-6, 9-11 классов школы № 9 города Иркутска, с целью определения мнения о роли классного руководителя.

  1. Нужен ли вам классный руководитель?
  2. Зачем?
  3. Каким на ваш взгляд должен быть классный руководитель?

В результате анкетирования были получены следующие результаты.

На первый вопрос положительно ответило 100% учащихся.

Из высказываний учащихся полученных на третий вопрос видно, что они придают большое значение личностным качествам классного руководителя. У каждого ребенка есть свое мнение на этот счет. Одни считают, что это надежный, искренний, честный, порядочный. Другие – модный, аккуратный, терпеливый, скромный, не слишком молодой и не слишком старый.

Но вместе с тем важны и профессиональные качества: образованность, общий кругозор, эрудиция.

Классный руководитель должен создавать условия! Он должен помогать реализации ребенком своих психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!

Воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает и благодарности окружающих.

Что же такое современное воспитание?

Это деятельность классного руководителя, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей школьника.

Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Деятельность современного классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Одной из важнейших задач современного классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Классный руководитель создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.

Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями – предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделям, тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом – психологом классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога – психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом – организатором. При поддержке педагога – организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.

Классный руководитель так же должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом и психологическом смысле довольно сложная процедура.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова И. В., Парфенова И. С.

В статье выделены направления деятельности классного руководителя в образовательной организации, описывается воспитательный потенциал этих видов деятельности.The article outlines the activities of the class leader in educational organization, describes the upbringing potential of these types of activities.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова И. В., Парфенова И. С.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Irina V. Stepanova

PhD (Education), Senior researcher, Laboratory of strategy and theory of personality upbringing, Institute for Strategy of Education Development of The Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Irina S. Parfyonova Analyst, Laboratory of strategy and theory of personality upbringing, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

В статье выделены направления деятельности классного руководителя в образовательной организации, описывается воспитательный потенциал этих видов деятельности.

Ключевые слова: классный руководитель, воспитание, воспитательный потенциал, программа воспитания.

Для начальной школы классный руководитель — это особый педагог, поскольку именно от него во многом зависит дальнейшая школьная жизнь ребенка. В начальной школе классный руководитель, в первую очередь, создает условия для адаптации ребенка к новым для него условиям школы, способствует поддержке и развитию его способностей, учит корректному общению и взаимодействию с одноклассниками. Классный руководитель в средней и старшей школе старается воспитать самостоятельность, инициативность, отзывчивость, создает ситуации, в которых ребенок может проявить заботу о других, понять точку зрения другого человека и доказать собственную, выбрать линию поведения в кризисный момент и нести за нее ответственность.

Классный руководитель ведет воспитательную деятельность, как правило, по трем направлениям: работа с классом; работа с учителями-предметниками, работающими с его классом; работа с родителями.

Работа с классом включает в себя:

• Изучение своих учеников

Во многих школах есть психолог, в сферу ответственности которого входит изучение детей, но, как правило, он не может работать со всеми детьми, поэтому классный руководитель берет на себя часть этой работы (психолог может помочь в интерпретации полученных данных, работать с отдельным ребенком или классом по запросу классного руководителя). Систематическое изучение личности ребенка поможет педагогу увидеть его личностное развитие в динамике.

склонности, сферу интересов, особенности взаимодействия со сверстниками и т.д. Классному руководителю в этом помогают индивидуальные и групповые беседы, наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях, тексты сочинений ребенка, рисуночные тесты, методика незаконченных предложений и т.д.

• Организация разных видов деятельности

Классный руководитель ориентируется на организацию разных видов деятельности детей. Именно разнообразие деятельности даст возможность детям выбрать подходящую именно для него, именно в ней у ребенка будет шанс реализовать свои потребности в общении, познании, творчестве. В противном случае, если отсутствует возможность реализации в просоциальной деятельности, у ребенка может возникнуть потребность самоутвердиться среди сверстников, нарушая дисциплину, конфликтуя с педагогами и т.д. [2]

В начальной школе важной для ребенка становится учебная деятельность. Основная задача педагога — не только создать базовый запас знаний, умений и навыков, но и научить учиться. Он должен постараться сохранить или создать мотивацию к учению, сохранить пытливость ума младшего школьника, развивать любознательность как основу для дальнейшей познавательной активности. Этого можно достичь не только во время уроков, где используются групповые формы работы, элементы игры и соревнования, но и во внеурочной деятельности. Разнообразные викторины, конкурсы, экскурсии, ролевые и дидактические игры — как на уроке, так и вне его — помогают поддержать мотивацию к обучению.

В подростковом возрасте классный руководитель ориентируется на организацию такой деятельности, которая позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения со сверстниками, с младшими и старшими детьми, выполнять разные роли в классных и школьных делах, быть

успешным и принятым [6]. Участие детей в коммунарских сборах, туристических походах, спортивных состязаниях, школьных и классных делах и праздниках, социальных проектах дает возможность ребенку реализовать себя.

• Формирование навыков общения

Созданная в классе или группе общность, или общность с педагогом, формирует у ребенка эталоны общения и позволяет освоить нормы взаимодействия с другими людьми. Чем общность значимее для ребенка в конкретный момент, тем большее влияние она оказывает на его развитие [5].

Классный руководитель помогает детям освоить нормы и правила общения, которым впоследствии он может следовать уже самостоятельно. В школьном возрасте активно налаживаются дружеские контакты, поэтому педагогу важно создавать ситуации, в которых дети общаются не только со своими друзьями, но и с теми, с кем не находятся в дружеских отношениях, или с теми, кого совсем не знают. Этому помогают дискуссии и проблемные обсуждения на уроках, коммуникативные игры на классных часах и во время поездок, репетиции школьных спектаклей или выступлений. В большей степени коммуникативные навыки развиваются у ребенка во время участия в коллективной творческой деятельности, которая предполагает его деятельное участие от начала работы (целеполагания) до ее завершения (коллективной рефлексии) [7].

Если классный руководитель становится для детей значимым взрослым, то личностное развитие ребенка происходит значительное быстрее.

• Формирование гуманистических отношений

Реальные коллективные творческие дела, соревнования, конкурсы позволяют создавать такую атмосферу во время подготовки к ним

и в процессе проведения, когда ребята искренне болеют за свою команду или за представителя класса, учатся поддерживать, сопереживать, помогать, когда может возникнуть ощущение общей радости или огорчения [4]. Ребенок начинает чувствовать свою принадлежность к коллективу класса, сопричастность ко всему происходящему, свою нужность и незаменимость. Не каждому классному руководителю такое под силу сегодня в силу разных причин.

Сложившаяся в классе система отношений влияет на психологический микроклимат. Чем комфортнее ребенок будет ощущать себя в классе, тем успешнее будет его учебная деятельность, тем увереннее он будет отвечать на уроках, тем больше дружеского общения он будет получать и тем меньше у него будет возникать потребность удовлетворить недостаток общения в асоциальном поведении.

• Создание среды школы и класса

В силу недостаточной компетентности, часто отсутствия опыта, ребенку, особенно младшему школьнику, сложно самостоятельно создать динамичную среду, в которой он мог бы чувствовать себя комфортно, поэтому во многом ответственность за ее создание берет на себя классный руководитель.

храняет душевные силы взрослого и ребенка. Традиционный уголок класса, фотоотчеты по итогам совместных дел, созданные своими руками учебные модели, объявления об интересных событиях в городе или школе, поздравления и благодарности добавляют положительных эмоций и педагогу, и ребенку.

Помимо тесного общения с детьми, классный руководитель является ядром команды педагогов, которые работают в его классе.

Работа с учителями-предметниками, работающими в классе, подразумевает:

• Формирование единства мнений по ключевым вопросам воспитания

Классный руководитель выступает связующим звеном между классом и педагогами, работающими в нем. В идеале взаимодействие учителей-предметников и классного руководителя должно представлять собой диалог по выработке взглядов на задачи воспитания детей, принципы взаимодействия с учениками, правила общения с родителями и т.д. В решении этой задачи неоценимую помощь оказывают:

- Проведение мини-педсоветов по решению проблем, возникших в классе

На таких встречах обсуждаются не только вопросы успеваемости класса, но и возникшие конфликтные ситуации, вырабатывается общая стратегия с целью интеграции воспитательных воздействий. Эти встречи важны для учителей иностранного языка, физкультуры, музыки, которые встречаются с учениками класса не так часто, как учителя основных предметов, поэтому такие встречи дают возможность ближе знакомиться с учениками класса.

- Сотрудничество с учителями-предметниками в проведении совместных классных дел

Учителя-предметники чаще всего имеют дело с детьми на уроке. Урок не всегда позволяет ребенку раскрыться, а наблюдение за ребенком во внеучебной деятельности позволяет лучше понять его, увидеть возможности его личностного развития.

- Актуализация в сознании учителей-предметников вопроса их собственной воспитательной деятельности

Помимо детей и коллег, классный руководитель выстраивает свою работу и с родителями.

Работа с родителями включает в себя:

• Вовлечение родителей в организацию и проведение дел класса

Такой вид деятельности не только привлекает родителей в школу, он

помогает семье сплачиваться, а ребенку чувствовать себя комфортнее. Если ребенок видит заинтересованность родителей в классных и школьных делах, он и сам меняет свое отношение к школе.

Кроме того, такие совместные встречи детей, родителей и педагогов дают возможность задуматься о семейных традициях, об участии родителей в жизни собственного ребенка.

• Просвещение родителей по основным вопросам воспитания ребенка

Вопрос педагогического просвещения родителей может входить

• Регулирование отношений между родителями, администрацией и учителями-предметниками

Классный руководитель — педагог, который лучше всех знает детей своего класса, родителей детей и педагогов, которые в нем преподают. Именно он является тем человеком, который может оказать помощь в регулировании спорных вопросов и решении конфликтов, поскольку видит любую ситуацию с трех разных сторон. Его главная задача здесь — постараться взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами в режиме конструктивного диалога.

• Информирование родителей о жизни класса

Классному руководителю важно достаточно полно информировать родителей о жизни детского коллектива, о достижениях, событиях, о результатах тестирования и т.д. Оказывается, что не только дети зачастую не подозревают о каких-то своих потенциальных возможностях, но и некоторые родители не имеют полной информации о собственном ребенке.

Кроме того, дети все разные: многие из них не делятся с родителями историями о школьной жизни, а это приводит к тому, что у родителей может возникнуть ощущение, что в школе педагогам интересны только вопросы посещаемости, явки на обязательные мероприятия, дежурства класса по школе, успеваемость.

Способами такого информирования может стать общение родителей и классного руководителя в социальных сетях, подготовка информации о жизни класса к родительским собраниям и встречам, поддержание странички класса на сайте школы, подготовка детьми и педагогом яркой итоговой презентации и рассылка ее на электронную почту родителей в конце мая.

Классный руководитель — педагог, ближе всех в школе стоящий к ребенку. Педагог, влияние которого на ребенка длится еще много лет после

окончания им школы. Педагог, реализующий себя в своей профессии.

1. Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 240 с.

2. Круглов В. В. Детский коллектив в современных условиях как объект и субъект воспитания // Работа с будущим в контексте непрерывного образования: сб. науч. ст. по мат-лам II Междунар. науч.-практ. конф. М.: А-Приор, 2019. С. 142-148.

4. Степанов П. В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. М.: Педагогическое общество России, 2006. 64 с.

5. Степанов П. В. Понятие воспитания в современных педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 121-129.

6. Степанова И. В. Что такое надпрофессиональные навыки и как их развивать у ребенка в школе? // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2019. Вып. 1. С.61-66.

7. Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 186-193.

THE "CLASS LEADER" MODULE IN SCHOOL UPBRINGING PROGRAM The article outlines the activities of the class leader in educational organization, describes the upbringing potential of these types of activities.

Keywords: class leader, upbringing, upbringing potential, upbringing program.

• Karakovskij V. A. Vospitanie dlya vsekh. M.: NII shkol'nyh tekhnologij, 2008. 240 s. [In Rus].

• Kruglov V. V. Detskij kollektiv v sovremennyh usloviyah kak ob"ekt i sub"ekt vospitaniya // Rabota s budushchim v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya: sb. nauch. st. po mat-lam II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M.: A-Prior, 2019. S. 142-148. [In Rus].

• StepanovP. V. Kak sozdat' vospitatel'nuyu sistemu shkoly: vozmozhnyj variant. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2006. 64 s. [In Rus].

• Stepanov P. V. Ponyatie vospitaniya v sovremennyh pedagogicheskih issledovaniyah // Sibirskij peda-gogicheskij zhurnal. 2017. № 2. S. 121-129. [In Rus].

• Stepanova I. V. Chto takoe nadprofessional'nye navyki i kak ih razvivat' u rebenka v shkole? // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. 2019. Vyp. 1. S. 61-66. [In Rus].

• Shustova I. Yu. Sobytijnyj podhod k vospitaniyu shkol'nikov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 438. S. 186-193. [In Rus].

Зачем нужна программа воспитания

По оценке заместителя директора Лицея МГИМО МИД России (Москва) Ильи Демакова, подходы к воспитанию в школе постоянно меняются, и сейчас система образования находится в поисках нового консенсуса. Ситуацию осложняет то, что многим учителям непонятно, что такое воспитательное действие. Если с учебными все проще: их можно спланировать и детализировать, то воспитание — более запутанный вопрос.

Внести ясность помогает аналогия с игрой: чтобы она состоялась, требуется установить правила. Именно это происходит сейчас с программой воспитания — чтобы она заработала, система образования определяет правила и устанавливает границы.

Кроме того, когда работа ведется в одной системе и определенных рамках, у педагогов появляется возможность оценивать ее эффективность.

Примерная программа воспитания позволяет соблюсти баланс между творчеством педагога и общими целями и задачами, которые заложены в образовательном стандарте. Кроме того, в ней заложен проектный, сценарный подход и гибкость: есть инвариантные модули (курсы внеурочной деятельности) и вариативные.

Как проектировать программу

Большую часть работы по проектированию уже выполнила рабочая группа, и сейчас наступил этап обсуждения в школах. Предполагается, что программа не будет чем-то застывшим — в нее будут вносить изменения и коррективы, а педагоги смогут напрямую влиять на ее содержание.

Что следует помнить, работая над программой воспитания

1. Содержание важнее формы.

Сначала определите, что вы хотите донести до школьников и какое содержание вкладываете в воспитательное действие, а затем определите его форму. Нелепо до сих пор использовать сценарии школьных мероприятий, которые были в ходу еще 20 лет назад.

2. Универсального шаблона нет.

Соотнесите шаблонные наработки с реальной образовательной и воспитательной средой, людьми и ресурсами, которые есть в вашей школе, и адаптируйте их.

3. Авторская разработка — самая эффективная.

Большинство не хотят тратить время на разработку и предпочитают адаптировать готовые сценарии. Как правило, дальше планов добавить что-то свое дело не доходит. Но для воспитательного процесса важно, чтобы учителя сами создавали уникальные программы под конкретные ситуации или задачи.

Кроме того, сервис включает:

Ознакомиться с сервисом подробнее и оставить заявку на участие в его закрытом тестировании можно уже сейчас.

Какие трудности ждут учителей

1. Временные затраты.

Прошлогодний дистант стал катализатором для поиска новых форм работы с детьми. Но цифровой контент не систематизирован и не адаптирован к потребностям школы, и, кроме того, не всегда достоверен. В итоге учителям придется тратить слишком много времени на подготовку материалов.

Погоня за новыми форматами воспитательных мероприятий может привести к тому, что потеряется их суть. Школьникам нравится разнообразие и они воспринимают новые программы на ура. Но задача педагога помнить, что у подобных мероприятий, есть четкая цель и структура. Например, они всегда должны завершаться фазой рефлексии. Без нее нельзя оценить, достигнута воспитательная цель или нет.

3. Дефицит родительского времени.

Сложнее всего вовлекать в воспитание всех участников образовательных отношений: учителей-предметников, классных руководителей, детей и родителей. Если с коллегами можно договориться, то родители часто не могут или не хотят посещать школьные мероприятия.

4. Отсутствие критериев оценки.

Фокус программы воспитания — личностный рост и развитие ребенка. Но если для измерения образовательных навыков есть целый арсенал средств, то как измерить результаты воспитания — загадка.

Как отмечает руководитель гуманитарного профиля ГБОУ школы № 1514 (Москва) Марина Бельфер, в целом воспитание учеников зависит от простых вещей. То, как учитель выглядит, говорит о своем предмете и какие учебные материалы (а в случае с литературой — тексты) использует, уже способно серьезно повлиять на детей.

Читайте также: