Международный трибунал по руанде доклад

Обновлено: 18.05.2024

(с изменениями на 27 октября 2003 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г. (именуемый в дальнейшем "Международный трибунал на Руанде"), учрежденный Советом Безопасности, действующим на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций, функционирует в соответствии с положениями настоящего Устава.

Статья 1

Юрисдикция Международного трибунала по Руанде

Международный трибунал по Руанде полномочен в соответствии с положениями настоящего Устава осуществлять судебное преследование лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.

Статья 2

1. Международный трибунал по Руанде полномочен осуществлять судебное преследование лиц, совершающих геноцид, как он определен в пункте 2 настоящей статьи, или совершающих любые другие деяния, перечисленные в пункте 3 настоящей статьи.

2. Под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу:

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

с) умышленное создание для группы таких условий жизни, которые рассчитаны на ее полное или частичное физическое уничтожение;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из такой группы в другую.

3. Наказуемы следующие деяния:

b) заговор с целью совершения геноцида;

с) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида;

d) покушение на совершение геноцида;

e) соучастие в геноциде.

Статья 3

Преступление против человечности

Международный трибунал по Руанде полномочен осуществлять судебное преследование лиц, ответственных за следующие преступления, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население по национальным, политическим, этническим, расовым или религиозным мотивам:

с) заключение в тюрьму;

h) преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам;

i) другие бесчеловечные акты.

Статья 4

Международный трибунал по Руанде полномочен осуществлять судебное преследование лиц, которые совершают или отдают приказ о совершении серьезных нарушений статьи 3, общей для Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительного протокола II к ним от 8 июня 1977 г. Такие нарушения включают перечисленные ниже, однако этот перечень не является исчерпывающим:

а) посягательство на жизнь, здоровье и физические или психическое благополучие лиц, в частности убийство, а также жестокое обращение, как, например, пытки, увечья или любые формы телесного наказания;

b) коллективные наказания;

с) взятие заложников;

d) акты терроризма;

е) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение, изнасилование, принудительная проституция и любые формы непристойного нападения;

g) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями;

h) угрозы совершения любого из вышеперечисленных деяний.

Статья 5

Юрисдикция Международного трибунала по Руанде распространяется на физических лиц в соответствии с положениями настоящего Устава.

Статья 6

Личная уголовная ответственность

1. Лицо, которое планировало, подстрекало, приказывало, совершало или иным образом содействовало или подстрекало к планированию, подготовке или совершению преступления, указанного в статьях 2 - 4 настоящего Устава, несет личную ответственность за это преступление.

2. Должностное положение обвиняемого в качестве главы государства или правительства или ответственного государственного чиновника не освобождает это лицо от уголовной ответственности и не является основанием для смягчения наказания.

3. Тот факт, что любое из деяний, упомянутых в статьях 2 - 4 настоящего Устава, было совершено подчиненным, не освобождает его начальника от уголовной ответственности, если он знал или должен был знать, что подчиненный собирается совершить или совершил такое деяние, и если начальник не принял необходимых и разумных мер по предотвращению таких деяний или наказанию совершивших их лиц.

4. Тот факт, что обвиняемое лицо действовало по приказу правительства или начальника, не освобождает его от уголовной ответственности, однако может рассматриваться как основание для смягчения наказания, если Международный трибунал по Руанде признает, что этого требуют интересы правосудия.

Статья 7

Территориальная и временная юрисдикция

Территориальная юрисдикция Международного трибунала по Руанде распространяется на территорию Руанды, включая ее сухопутную территорию и воздушное пространство, а также на территорию соседних государств в отношении серьезных нарушений международного гуманитарного права, совершенных гражданами Руанды. Временная юрисдикция Международного трибунала по Руанде распространяется на период, начинающийся 1 января 1994 г. и заканчивающийся 31 декабря 1994 г.

Статья 8

1. Международный трибунал по Руанде и национальные суды имеют параллельную юрисдикцию в отношении судебного преследования лиц за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и судебного преследования граждан Руанды за подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.

2. Юрисдикция Международного трибунала по Руанде имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов всех государств. На любом этапе судебного разбирательства Международный трибунал по Руанде может официально просить национальные суды передать ему производство по делу в соответствии с настоящим Уставом и Правилами процедуры и доказывания международного трибунала по Руанде.

Статья 9

Non bis in idem

1. Ни одно лицо не может быть судимо национальным судом за деяния, представляющие собой серьезные нарушения международного гуманитарного права в соответствии с настоящим Уставом, за которое оно уже было судимо Международным трибуналом по Руанде.

2. Лицо, которое было осуждено национальным судом за деяния, представляющие собой серьезные нарушения международного гуманитарного права, может быть впоследствии судимо Международным трибуналом по Руанде только в случае, если:

а) деяние, за которое оно было осуждено, было квалифицировано как обычное преступление; или

b) судебное разбирательство в национальном суде не было беспристрастным и независимым, предназначалось для того, чтобы оградить обвиняемого от международной уголовной ответственности, или же дело не было расследовано обстоятельным образом.

3. При определении меры наказания для лица, осужденного за преступления в соответствии с настоящим Уставом, Международный трибунал по Руанде принимает во внимание степень отбытия любого наказания, определенного национальным судом для этого же лица за совершение того же деяния.

Статья 10

Организация Международного трибунала по Руанде

Международный трибунал по Руанде состоит из следующих органов:

а) камер, включающих две Судебные камеры и Апелляционную камеру;

Статья 11

1. Камеры состоят из шестнадцати постоянных независимых судей, причем среди них не может быть двух граждан одного и того же государства, и в любой период времени максимум девяти независимых судей ad litem, назначаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 12 тер настоящего Устава, причем среди них не может быть двух граждан одного и того же государства.

2. Трое постоянных судей и в любой период времени максимум шесть судей ad litem входят в состав каждой из Судебных камер. Каждая Судебная камера, в которую распределяются судьи ad litem, может быть поделена на секции по трое судей в каждой, состоящие как из постоянных судей, так и из судей ad litem. Секция Судебной камеры имеет те же полномочия и обязанности, что и Судебная камера в соответствии с настоящим Уставом, и выносит решения в соответствии с теми же правилами.

3. Семеро из постоянных судей входят в состав Апелляционной камеры. При рассмотрении каждой апелляции Апелляционная камера заседает в составе пяти из своих членов.

4. Лицо, которое для целей членства в составе камер Международного трибунала по Руанде может рассматриваться как гражданин более чем одного государства, считается гражданином государства, в котором это лицо обычно осуществляет гражданские и политические права.

Статья 12

Квалификация и выборы судей

1. В качестве судей избираются лица, обладающие высокими моральными качествами, беспристрастностью и добросовестностью, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности. При определении общего состава камер должным образом учитывается опыт судей в области уголовного права, международного права, в том числе международного гуманитарного права и норм в области прав человека.

2. Члены Апелляционной камеры Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года (именуемого далее "Международным трибуналом по бывшей Югославии"), являются также членами Апелляционной камеры Международного трибунала по Руанде.

3. Судьи Судебных камер Международного трибунала по Руанде избираются Генеральной Ассамблеей из представляемого Советом Безопасности списка следующим образом:

а) Генеральный секретарь предлагает государствам - членам Организации Объединенных Наций и государствам, не являющимся членами Организации Объединенных Наций, которые имеют постоянные миссии наблюдателей в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций, выдвигать кандидатуры на должности судей Судебных камер;

b) в течение тридцати дней после предложения Генерального секретаря каждое государство может выдвинуть не более двух кандидатур, отвечающих требованиям, изложенным в пункте 1, выше, причем среди них не может быть двух граждан одного и того же государства и никто из них не может быть гражданином того же государства, что и какой-либо из судей Апелляционной камеры;

с) Генеральный секретарь препровождает полученные кандидатуры Совету Безопасности. Из числа полученных кандидатур Совет Безопасности составляет список, в который включается не менее двенадцати и не более восемнадцати кандидатов, при этом должным образом учитывается надлежащее представительство в Международном трибунале по Руанде основных правовых систем мира;

d) Председатель Совета Безопасности препровождает список кандидатов Председателю Генеральной Ассамблеи. Из этого списка Генеральная Ассамблея избирает шесть судей Судебных камер. Избранными объявляются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов государств - членов Организации Объединенных Наций и государств, не являющихся членами Организации Объединенных Наций, которые имеют постоянные миссии наблюдателей в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. Если два кандидата из одного и того же государства получают необходимое большинство голосов, избранным считается кандидат, который получил большее число голосов.

4. В случае вакансии в Судебных камерах Генеральный секретарь после консультации с Председателем Совета Безопасности и Председателем Генеральной Ассамблеи назначает на соответствующий оставшийся срок полномочий лицо, отвечающее требованиям, изложенным в пункте 1, выше.

5. Судьи Судебных камер избираются на четыре года. Условия их службы являются такими же, как у судей Международного трибунала по бывшей Югославии. Они могут быть переизбраны.

Статья 12 кватер

Статус судей ad litem

1. В течение периода, на который они назначаются для исполнения функций в Международном трибунале по Руанде, судьи ad litem:

Международный Трибунал по Руанде (МТР) был учрежден согласно резолюции Совета Безопасности №955 от 8 ноября 1994 г. в ответ на геноцид в Руанде, начавшийся после прихода к власти в стране представителей этнического большинства хуту. В течение 100 дней в Руанде были убиты от 500 тыс. до одного миллиона представителей народности тутси.

  • две Судебные камеры и одна Апелляционная камера,
  • Обвинитель
  • Секретариат

Согласно Уставу, Международный уголовный трибунал был создан для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года.

Под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

с) умышленное создание для группы таких условий жизни, которые рассчитаны на ее полное или частичное физическое уничтожение;d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

е) насильственная передача детей из такой группы в другую.

Согласно статьям Устава, МТР также полномочен осуществлять судебное преследование лиц, ответственных за преступления против человечности и нарушения статьи 3, общей для Женевских конвенций и Дополнительного протокола II. За время работы МТР рассмотрел дела 93 обвиняемых, в числе которых были государственные и политические деятели, офицеры силовых структур, религиозные и общественные лидеры. С двух человек обвинения были сняты на стадии досудебного расследования; 14 были оправданы; в отношении 61 вынесены обвинительные приговоры; 8 человек были экстрадированы для осуществления правосудия в Руанду, два - во Францию; трое скончались до вынесения приговора; еще трое - предприниматель Фелисьен Кабуга, бывший командир батальона президентской гвардии Протэ Мпиранья и министр обороны Огюстен Бизимана (1993-1994) - остаются в международном розыске.

Структура Международного трибунала по Руанде в значительной степени копирует структуру Международного трибунала по бывшей Югославии (МТЮ). Однако можно выделить и некоторые отличия.

Во-первых, в юрисдикцию МТЮ входило расследование следующих преступлений: серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., нарушения законов и обычаев войны, геноцид, преступления против человечности.

Во-вторых, в соответствии со статьей 7 Устава Трибунал по Руанде имеет более широкую территориальную юрисдикцию, которая не ограничена территорией Руанды, а распространяется на территорию соседних государств в отношении серьезных нарушений международного гуманитарного права, совершенных гражданами Руанды.

Что касается организационного вопроса, с 1998 г. Трибунал по Руанде включает в себя три судебные камеры. Решение о создании третьей Судебной камеры было принято Советом Безопасности с внесением соответствующих изменений в Устав резолюцией 1165 (1998) от 30 апреля 1998 г. с целью ускорить рассмотрение дел большого количества обвиняемых, ожидающих суда много месяцев.

Таким образом, можно сделать вывод, что Устав Трибунала по Руанде предусматривает создание более стройного механизма и избегает ряда недостатков Устава Трибунала по бывшей Югославии.

Тем не менее, необходимо отметить, что не прекращается дискуссия по поводу юридической корректности учреждения МТР, высказывается критика в отношении объективности вынесенных Трибуналом решений.

31 декабря 2015 г. МТР официально прекратил свое существование. Рассмотрение оставшихся дел передано Международному остаточному механизму для Международных уголовных трибуналов (МОМТ).

Международный трибунал - международный орган, созданный для суда над физическими лицами и государствами по обвинению в международных преступлениях, важнейшая составная часть механизма международного уголовного правосудия.
Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) — структура ООН, созданная для восстановления справедливости в отношении жертв военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида, совершённых во время войн в Югославии в 1991—2001 годах, и наказания виновных в этих преступлениях.

Файлы: 1 файл

реферат МГП.docx

Международный трибунал в Югославии

Международный трибунал - международный орган, созданный для суда над физическими лицами и государствами по обвинению в международных преступлениях, важнейшая составная часть механизма международного уголовного правосудия.

Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) — структура ООН, созданная для восстановления справедливости в отношении жертв военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида, совершённых во время войн в Югославии в 1991—2001 годах, и наказания виновных в этих преступлениях.

Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права был учрежден резолюцией 827 (1993) Совета Безопасности ООН от 25 мая 1993 года для разрешения в судебном порядке дел о серьезных нарушениях международного гуманитарного права в регионе. МТБЮ является уголовным судом и его юрисдикция распространяется исключительно на физических лиц. Установление ответственности организаций и государств (в том числе за агрессию и преступления против мира) в его компетенцию не входит.

В октябре 1992 года Совет Безопасности ООН учредил комиссию экспертов по расследованию и анализу информации о нарушениях Женевских конвенций и других норм международного права на территории бывшей Югославии. За год с небольшим специалисты исследовали 65 тысяч полученных из разных источников материалов, провели 32 исследовательские миссии. Выводы гласили: всемирной организации надлежит немедленно создать судебный орган для расследования и наказания военных преступлений.

В мае 1993 года был создан МТБЮ для преследования лиц, ответственных за нарушения гуманитарного права на территории бывшей Югославии в период с 1 января 1991 года и до даты, которую СБ определит после восстановления мира (резолюции № 808 и 827). Резолюция о создании Трибунала была принята единогласно.

Полномочия. Трибунал имеет мандат Совета Безопасности ООН — резолюция 827, принятая 25 мая 1993 года. Этим он отличается от классических международных судов, которые создаются международным договором.

Статья вторая Устава МТБЮ говорит о полномочии Трибунала осуществлять судебное преследование лиц, совершающих или отдающих приказ о совершении серьезных нарушений Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно следующих действий, направленных против лиц или имущества, пользующихся защитой Женевской конвенции: 1) умышленное убийство; 2) пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; 3) умышленное причинение тяжких страданий или нанесения увечья или нанесение ущерба здоровью; 4) незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью; 5) принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятельской державы; 6) умышленное лишение прав военнопленного или гражданского лица на беспристрастное и нормальное судопроизводство; 7) незаконное депортирование, перемещение или арест гражданского лица; 8)взятие гражданских лиц в качестве заложников.

МТБЮ рассматривает военные преступления, совершённые на территории Югославии с 1991 года, связанные с нарушениями Женевской конвенции, нарушением правил ведения войны и геноцидом.

Деятельность Трибунала ограничена временными и географическими рамками. Согласно уставу, территориальная юрисдикция трибунала распространяется на территорию бывшей Югославии (кроме Словен ии), а завершение последнего процесса означает упразднение самого суда.

Трибунал имеет полномочия судить конкретных лиц, но не организации и не правительства. Максимальное наказание, которое вправе вынести Трибунал — пожизненное заключение.

Главными юридическими документами, определяющими полномочия Трибунала и порядок его работы, являются его Устав и Правила процедуры и доказывания.

Трибунал расположен в городе Гаага (Нидерланды).

Главными целями Трибунала являются:

  • привлечение к судебной ответственности лиц, предположительно виновных в нарушении международного гуманитарного права;
  • установление справедливости по отношению к потерпевшим;
  • предотвращение новых преступлений;
  • содействие восстановлению мира на территории бывшей Югославии путем установления истины.

Трибунал состоит из следующих частей: Судебный орган, состоящий из трех Судебных камер (палат) и одной Апелляционной камеры (палаты), Канцелярия Обвинителя (Прокурора) и Секретариат.

В настоящее время в состав Трибунала входят 27 Судей, отобранных по всему миру на конкурсной основе: из них 15 постоянных Судей и 12 Судей ad litem. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей по спискам, представленным Советом Безопасности

Деятельность. Всего за время существования трибунала было проведено 142 судебных процесса (в том числе 92 против сербов, 33 против хорватов, 8 против косовских албанцев, 7 против боснийских мусульман и 2 против македонцев). Обвинения Гаагского трибунала выдвинуты против лидеров боснийских сербов Ратко Младича и Радована Караджича. Также обвиняемым на судебном процессе в Гааге являлся бывший президент Югославии Слободан Милошевич, скончавшийся в тюрьме Трибунала. На период декабря 2011 года предполагалось, что из семи дел, находящихся на этапе судебного рассмотрения, шесть будут завершены в 2012 году. Судебный процесс Радована Караджича, как ожидается, закончится в 2014 году. Учитывая недавние аресты Ратко Младича и Горана Хаджича, судебное решение по этим двум делам ожидается также в 2014. Апелляционное решение по делу Лукича и Лукича, как ожидается, будет вынесено в 2012 г., а последующие пять решений — в 2013 г., включая два дела со множеством обвиняемых — Шаинович и др. и Попович и др. Апелляционное производство по трем текущим делам должно закончиться в 2014 году, еще по двум — в 2015 году и по последнему из таковых — делу Прлич и др. - в 2016 г.

МТБЮ выдвинул обвинения в отношении более 160 человек. В число этих обвиняемых входят главы государств, премьер-министры, начальники армейских штабов, министры внутренних дел и многие другие высшие и среднего уровня политики, военные, руководители полицейских сил разных сторон югославского конфликта. Эти обвинения касаются преступлений, совершенных с 1991 по 2001 год против представителей разных этнических групп в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии, Косово, и бывшей Югославской Республики Македонии. Более 60 человек были осуждены, и в настоящее время дела более чем 40 обвиняемых находятся на разных стадиях судебного рассмотрения.

Более точно, по состоянию на 13 января 2012 г. обвинения в серьезных нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии были предъявлены Трибуналом 161 человеку. Из них 35 человек в настоящее время находятся под стражей в международном следственном изоляторе МТБЮ, включая Миле Мкршича, который уже осужден и ожидает отправки к месту исполнения наказания.

Окончательно рассмотрены дела в отношении 126 обвиняемых. Из них 13 человек оправданы, 1 осужден и ожидает передачи в одно из государств для исполнения наказания, 25 осуждены и переданы для исполнения наказания, 35 осуждены и в настоящий момент отбывают наказание, а 3 осужденных умерли во время отбытия наказания в местах лишения свободы.

В настоящее время идет судебное рассмотрение дел в отношении 35 обвиняемых , из них в отношении 17 человек - в Апелляционной камере (включая дело Милана Гверо, который был досрочно освобожден 28 июня 2010 г.), 16 человек — в Судебных камерах, а дела еще двух (Горана Хаджича и Ратко Младича) находятся на досудебной стадии рассмотрения.

Дела еще 13 обвиняемых переданы для рассмотрения национальным судам государств бывшей Югославии в соответствии с Правилом 11-бис Правил процедуры и доказывания МТБЮ.

Из общего числа осужденных свою вину признали 20 человек.

Обвинения в отношении 36 человек к настоящему моменту сняты, в том числе в связи со смертью ряда подозреваемых (10 из которых были объявлены умершими до передачи суду, а 6, включая Слободана Милошевича, скончались после передачи Трибуналу).

Судебный орган. Судьи

Судьи Трибунала имеют официальную обязанность устанавливать вину или невиновность обвиняемых и определять наказание для тех, чья вина установлена. Они являются представителями различных правовых систем и вносят в судебную практику Трибунала богатое разнообразие опыта каждой из таковых.

В соответствии с требованиями статьи 13 Устава судьями Трибунала могут стать лица, обладающие высокими моральными качествами, беспристрастностью и добросовестностью, и удовлетворяющие требованиям, предъявляемым в их государствах для назначения на высшие судебные должности, с опытом работы в области уголовного права и международного права, включая международное гуманитарное право и международное право прав человека.

Судьи избираются генеральной Ассамблеей ООН. Избирательный процесс инициируется Генеральным секретарем, который приглашает к участию государства-члены ООН и государства, не являющиеся членами, имеющие постоянные наблюдательные миссии при штаб-квартире ООН. Каждое из государств не может предложить двух кандидатов, имеющих гражданство одной и той же страны, на должность постоянных Судей. При рассмотрении заявок принимается во внимание надлежащее представительство основных правовых систем мира.

Генеральный секретарь передает имена кандидатов в Совет Безопасности ООН, который формирует перечень из не более чем 42 и не менее чем 28 кандидатов на должность постоянных Судей Трибунала. Председатель Совета Безопасности направляет данный перечень Председателю Генеральной Ассамблеи. Из данного списка Генеральная Ассамблея избирает 14 постоянных Судей. Временное увеличение числа Судей ad litem в течение 2008 г. максимум до 16 было одобрено Советом Безопасности ООН 20 февраля 2008 г.

Кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов, объявляются избранными. Если два кандидата в постоянные Судьи от одного и того же государства получают необходимое большинство голосов, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.

Постоянные Судьи исполняют свои обязанности в течение четырех лет, после чего имеют право на переизбрание. Судьи ad litem назначаются на временной основе и также избираются на четыре года. После принятия Советом Безопасности Резолюции № 1597 от 20 апреля 2005 года, они также имеют право на переизбрание. Они могут работать в Судебных камерах, участвуя в одном или нескольких судебных разбирательствах общей продолжительностью не более трех лет. Порядок избрания Судей ad litem в целом тот же, что и постоянных Судей, хотя выборы тех и других проводятся в разное время. Генеральная Ассамблея избирает 27 Судей ad litem из списка не менее чем в 54 кандидата, выдвинутых государствами.

Судебные и Апелляционная камеры

Судьи входят в состав одного из трех главных органов Трибунала — Судебного органа. Судебный орган Трибунала является двухступенчатым, и состоит из трех Судебных камер и Апелляционной камеры.

Каждая Судебная камера состоит из трех постоянных Судей и максимум шести Судей ad litem. Последние назначаются Генеральным Секретарем ООН по просьбе Президента Трибунала, чтобы участвовать в рассмотрении одного или нескольких конкретных дел. Этот порядок позволяет эффективно использовать ресурсы Суда, учитывая изменяющийся объем его работы. Статья 12 Устава Трибунала позволяет назначать до 12 таких специальных Судей.

Апелляционная камера является общей для двух Специальных трибуналов ООН: Международного трибунала по бывшей Югославии и Международного трибунала по Руанде. Она состоит из семи Судей, пятеро из которых являются постоянными судьями МТБЮ, и двое — постоянными судьями МТР. Каждая апелляция рассматривается скамьей из пяти Судей Апелляционной камеры.

Президент и Вице-президент

Президент и Вице-президент Трибунала избираются из числа Судей и самими Судьями. Президент избирается большинством голосов всех постоянных Судей и не может (равно как и Вице-президент) занимать свою должность более двух сроков. Он председательствует в Апелляционной камере, а также отвечает за назначение Судей Апелляционной камеры и Судебных камер на рассмотрение того или иного дела. Кроме того, Президент председательствует на всех пленарных заседаниях Трибунала, координирует деятельность Камер, руководит деятельностью Секретариата, а также разрешает практические вопросы, возникающие при проведении судебных разбирательств. Президент также выполняет дипломатические и политические функции при контактах Трибунала с государствами, органами Организации Объединенных Наций и иными международными организациями. В соответствии с Уставом Трибунала, Президент обязан предоставлять Генеральной Ассамблее ООН ежегодные доклады о деятельности Трибунала, а также двухгодичные оценочные доклады Совету Безопасности ООН, касающиеся исполнения Стратегии завершения работы Трибунала.

Вице-президент также избирается из числа постоянных Судей большинством их голосов, срок занятия им должности совпадает со сроком Президента. Вице-президент выполняет функции Президента в случаях, если последний отсутствует или не в состоянии исполнять свои обязанности, и может быть членом как Апелляционной, так и Судебной камеры. Нынешний Вице-президент, судья Агиус (Мальта), был избран 17 ноября 2011 г.


Около миллиона африканцев стали жертвами геноцида в Руанде. Когда ад закончился, мир содрогнулся и попытался осознать, что же произошло. Задача стояла непростая. Международный трибунал по Руанде разбирался больше десяти лет. И нельзя сказать, что общественности всё стало ясно.

В предыдущей статье серии читайте о геноциде в Руанде.

Около миллиона африканцев стали жертвами геноцида в Руанде. Когда ад закончился, мир содрогнулся и попытался осознать, что же произошло. Задача стояла непростая. Международный трибунал по Руанде разбирался больше десяти лет. И нельзя сказать, что общественности всё стало ясно.

The last, but not the least

Идея Международного уголовного суда дремала. Поэтому для преследования за геноцид дважды создавались временные трибуналы — по бывшей Югославии ( МТБЮ) в 1993 году и по Руанде ( МТР) в 1994-м.

МТР на сегодняшний день — четвёртый и последний из международных трибуналов. Он был создан в ноябре 1994-го резолюцией Совета безопасности ООН и имел большое сходство с ' title=>трибуналом по бывшей Югославии. Как и в случае с МТБЮ, его основной целью было преследование за ' title=>геноцид и военные преступления. Однако в случае с Руандой имелся ряд особенностей.

Двое из ларца

МТБЮ имел территориальную юрисдикцию: то есть судил тех, кто совершал преступления на определённой территории. В данном случае в Югославии.

Международный трибунал по Руанде: кого наказали?

Если по поводу того, являлся конфликт в Югославии международным или внутренним, мнения разошлись, с африканским государством сомнений не было: война гражданская и носит немеждународный характер. В этом случае защита жертв гарантируется статьёй 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 года, а также II Дополнительным протоколом.

Кстати, одним из судей трибунала был Б. Р. Тузмухамедов — отечественный юрист-международник. В МТБЮ не допустили ни одного российского судью.

Люди делятся на две категории: те, кто сидит в тюрьме, и те, кто должен сидеть в тюрьме

Совет Безопасности ООН настаивал, чтобы трибунал закончил все судебные разбирательства к 2008 году и полностью свернул деятельность к 2012-му. Но так же как и югославский трибунал, МТР всё время оттягивал сроки роспуска и ссылался на большую загруженность.

 Первый подсудимый трибунала

Под загруженностью имелись в виду 93 обвиняемых ( для сравнения, Московский городской суд рассматривает в год около сотни уголовных дел по первой инстанции).

Из этих 93 человек 62 осудили, 14 оправдали, 10 передали в национальный суд, двое скончались до вынесения приговора, ещё с двоих обвинения сняли до судебного разбирательства. Трое избежали правосудия — то есть попросту скрылись. И если мы продолжим изучать статистику, то к своему удивлению обнаружим: 22 осуждённых руандийца уже отбыли наказание и гуляют на свободе.

Высшей мерой наказания стало пожизненное заключение. И его на данный момент отбывают всего семеро осуждённых.

И, хотя первоначально пожизненных приговоров было больше, некоторые из них заменили на тридцати- или тридцатипятилетние сроки.

Взять главного редактора одной из руандийских газет: сначала его приговорили к пожизненному, а потом смягчили наказание. Или призывавшего к насилию директора радиостанции. Который, кстати, продолжает занимать активную гражданскую позицию и, находясь в тюрьме, пишет статьи и книги. Остаётся только догадываться об их содержании.

Очевидно, главной проблемой МТР стало то, что количество жертв несопоставимо с количеством осуждённых преступников.

Международный трибунал по Руанде: кого наказали?

Наказание оказалось явно несоразмерно преступлению. Несколько пожизненных сроков против ' title=>миллиона отнятых жизней.

Худой мир или добрая война

Такая политика трибунала объяснялась тем, что помимо осуждения преступников он стремился примирить враждующие стороны. Чтобы конфликт прекратился, а не начал новый виток, многое пришлось замалчивать.

Французы, кстати, попытались выдвинуть обвинения и против Поля Кагаме — лидера Руандийского патриотического фронта, который предпринял ряд военных действий в ответ на геноцид.

Но самой печальной во вражде оказалась участь пигмеев. Мало кто знает, что этот крайне малочисленный народ тоже был стороной конфликта и в процентном отношении понёс небывалые потери. Во время геноцида тутси погибла примерно треть населения пигмеев Руанды. И даже нельзя сказать, что их особо ненавидели. Когда кровь льётся рекой, не нужны ни доводы, ни поводы.

Читайте также: