Методы возрастной психологии доклад

Обновлено: 20.05.2024

Возрастная психология — отрасль психологии, которая занимается изучением закономерностей развития психики человека, разделением этого развития на возрастные этапы, установлением причин перехода от одного этапа к другому.

Предметом изучения в этой научной отрасли выступает развитие. Здесь оно понимается как изменение во времени.

Изменения могут быть:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • качественными;
  • количественными;
  • эволюционными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Они могут происходить в различных областях:

  • психофизической;
  • когнитивной;
  • психосоциальной.

Какие задачи ставятся

Объединяя знания об этих изменениях, возрастная психология стремится к созданию максимально верной теоретической модели развития. В этом состоит основная задача.

К сопутствующим прикладным задачам относятся:

  1. Построение систем диагностики.
  2. Отбор методов коррекции психического развития.
  3. Поиск и обоснование способов профилактики возможных нарушений.

Также принято выделять три научные задачи направления:

  1. Описание развития.
  2. Объяснение принципов протекания процесса.
  3. Составление прогноза.

Применяемые методы

Поскольку изучение направлено на обнаружение систематических процессов развития, значительное внимание психологи уделяют формированию качеств характера и психических состояний человека в его отношениях с окружающим социумом.

Основными методами исследования являются наблюдение, эксперимент.

К вспомогательным относят:

  • опрос;
  • моделирование;
  • тестирование;
  • лонгитюдный метод;
  • сравнительные методы.

Наблюдение

Наблюдение может выступать как в качестве самостоятельного способа, так и становиться частью комплекса, включающего беседу, игру, эксперимент.

По характеру и способам реализации наблюдение может быть:

  1. Систематическим, выборочным.
  2. Осуществляемым извне, внутренним (самонаблюдение).
  3. Опосредованным, непосредственным.
  4. Структурированным, хаотичным.

В зависимости от возрастной категории, к которой относится объект наблюдения, определяются интервалы проведения исследования. Так, для анализа психического развития дошкольника окажется достаточным ежегодный анализ. В то время как грамотно оценить протекание процесса у новорожденного можно только при ежедневном наблюдении.

Эксперимент

Эксперимент считается одной из самых надежных форм получения информации, так как дает возможность создать необходимые для выявления определенного факта условия.

Эксперимент может быть:

  1. Констатирующий. Определяет уровень развития на текущий период времени.
  2. Формирующий. Делится на естественный — проводящийся в обычных условиях, но с их специальной организацией, и лабораторный, предполагающий искусственно созданные условия, применение аппаратуры.

Опрос

Письменный или устный опрос мог бы относиться к группе основных методов, если бы не возрастные особенности восприятия детей и подростков. Имея собственную, отличающуюся от взрослых систему понятий, эти категории склонны по-своему интерпретировать заданные вопросы, вкладывать в них другой смысл.

Прежде чем зафиксировать полученный ответ, психолог должен убедиться в правильности толкования вопроса, обсудить и подробно разъяснить выявленные неточности.

Моделирование

Моделирование — это воссоздание ситуации, необходимой для изучения определенной психологической реакции.

Способ применяется для получения точных данных об особенностях поведения объекта в конкретных условиях, а также о его реакции на них. Кроме того, он относится к диагностическим манипуляциям, позволяющим оценить эффективность произведенных ранее действий.

Наблюдая за отучением ребенка от привычки грызть ногти, исследователь замечает положительные изменения. Чтобы удостовериться в обоснованности выводов, он моделирует для ребенка ситуацию, в которой его руки долгое время остаются свободными. Отсутствие попуток грызть ногти послужит признаком эффективности отучения. Обратный эффект — свидетельством неудачи.

Достоинством способа является возможность детально изучить особенности протекания изучаемого психического процесса. Недостатком — высокая степень искусственности, возможность влияния на результат внешних помех.

Тестирование

Метод относится к категории вспомогательных, предназначен для точного качественного и количественного анализа. При работе с детьми требует применения адаптированных к возрасту форм.

Тестирование крайне редко выступает единственным способом исследования. Чаще это составляющая большого комплекса мероприятий по психодиагностике.

Аналогом тестирования является анкетирование, которое может быть групповым или индивидуальным, устным или письменным.

Лонгитюдный метод

Лонгитюдный метод — способ продольных срезов, когда исследователи в течение длительного времени наблюдают за изменением психического состояния одних и тех же объектов.

Поскольку пристально наблюдать в течение долгого времени можно только за небольшой, ограниченной группой, отнести способ к объективным нельзя. По этой же причине он не относится к категории основных.

Сравнительные методы

К этой группе относят способы, позволяющие провести сравнение:

  • нормы и патологии;
  • особенностей психического развития представителей одного поколения в различных культурах;
  • психологических характеристик близнецов.

Последний способ основан на идентичности генетического наследия монозиготных близнецов и неидентичности генотипа дизиготных. Сравнение дает возможность оценить влияние наследственности на формирование подконтрольного признака.

Какие методы в возрастной психологии не используются

Поскольку целью возрастной психологии является изучение развития человеческой психики, наблюдение за ним, в первую очередь применяются методы, позволяющие наблюдать, уточнять, констатировать, оценивать.

Не используются методы, основанные на психологическом давлении, переубеждении, форсировании психических процессов.

Организация и методы исследования возрастной психологии. Основные требования к методу психологического наблюдения. Эксперимент как наиболее популярный метод исследования в психологии развития. Группы проективных методик. Три основные сферы тестирования.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 21.01.2015
Размер файла 19,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Организация и методы исследования возрастной психологии

1.1 Наблюдение как наиболее популярный метод исследования в психологии развития

1.2 Эксперимент как метод исследования возрастной психологии

1.3 Метод тестирования

1.4 Проективные методы

1.5 Вспомогательные методы исследования

Методы - это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования. Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это -- методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Человек -- это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому не случайно одной из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода.

В процессе развития знаний в области психологии, ее вычленения в отдельную науку, разветвлению психологии на различные области изучения у нее, как и у других научных дисциплин определилась и своя методологическая база, т.е. такая совокупность применяемых в науке методов, с помощью которых исследователи могут наиболее эффективно исследовать все психические процессы, происходящие в мозгу человека, в том числе и подростка.

Предметом исследования курсовой работы являются методы исследования возрастной психологии.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, рассмотреть проблему методологии изучения возрастной психологии, определить основные методы ее исследования и особенности их применения относительно разных возрастных групп.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- рассмотреть методологические основы изучения возрастной психологии;

- провести классификацию методов ее исследования;

- определить порядок организации изучения возрастной психологии;

- проанализировать особенности отдельных методов изучения возрастной психологии и на основе полученных данных сделать общий вывод о их применении относительно различных возрастных групп исследуемых.

1. Организация и методы исследования возрастной психологии

1.1 Наблюдение как наиболее популярный метод исследования в психологии развития

Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии -- это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени.

На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX -- начале XX в.) это был прежде всего метод наблюдения. Исследователи (среди которых биологи и психологи Т. Тидеман, И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер) прослеживали индивидуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать реальный ход детского развития в естественных условиях.

Как научный, объективный, метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель -- научное объяснение причин того или иного явления. Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.

В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внешние проявления поведения ребенка, симптомы (действия с предметами, высказывания), а интересуют его скрывающиеся за ними психические процессы, состояния, о которых он может строить только догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторожен в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сложиться особая мотивация, способная оказать значимое влияние на результат.

Основные требования к методу психологического наблюдения:

1) Наблюдение должно иметь конкретную цель. Чем точнее цели наблюдения, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

2) Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то требуется заранее составить вопросник -- что нас интересует в этой деятельности. Результаты подробно фиксируются (записями, фото, звукозаписями и т.п.).

3) Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем точнее и детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем вернее определены критерии их оценок, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

4) Психолого-педагогические явления следует наблюдать в естественных условиях. Если, например, объектом исследования является учебная работа детей на уроке, то рекомендуется выбирать второй, третий и четвертый уроки, так как на последних дает о себе знать усталость, а во время первого урока -- некоторая сонливость. Нежелательно наблюдать эффективность учебной деятельности в конце учебной четверти, так как у школьников могут появляться признаки переутомления.

5) Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми: с применением одинаковых критериев; с сопоставлением данных, полученных через равные промежутки времени; в одних и тех же оценках и т.д.

6) Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут иметь место при наблюдении, и предупреждать их.

1.2 Эксперимент как метод исследования возрастной психологии

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.

Выделяют лабораторный и естественный эксперимент[17]. Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры; действия испытуемого определяются инструкцией. В лабораторном эксперименте осуществляется особенно строгий контроль зависимых и независимых переменных. Недостатком лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни.

Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский (1874--1917), который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента. Чтобы организовать естественный эксперимент, надо, по мнению Лазурского, решить проблему выбора таких видов деятельности, в которых особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны (естественны) для участников. Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры.

Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим.Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. Примером констатирующего экспериментального исследования может служить тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, тест Векслера, ШТУР и др.). В зарубежной психологии констатирующему исследованию обычно противопоставляется обучающее исследование.

1.3 Метод тестирования

Отдавая должное возможностям наблюдения, особенно в деятельности учителя, следует иметь в виду, что на протяжении уже многих десятилетий в международном опыте наиболее цивилизованных стран широко и эффективно использовалось тестирование.

К сожалению, в нашей стране этот опыт длительное время замалчивался или осуждался, а тесты, соответственно, не разрабатывались. Не будем здесь обсуждать причины происшедшего, отметим лишь то, что к настоящему времени возможности и необходимость применения тестов для диагностики индивидуально-психологических характеристик осознаны.

Тестирование -- это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Существуют три основные сферы тестирования: а) образование -- в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор -- в связи с темпом роста и усложнением производства; в) психологическое консультирование -- в связи с ускорением социодинамических процессов.

Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик. Сам процесс тестирования может быть разделен на следующие этапы: 1) выбор теста с учетом цели и степени его достоверности; 2) его проведение определяется инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов. На всех трех этапах нужен профессионализм, участие или консультация психолога.

Тест (англ. test -- проба, испытание, проверка) - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных или качественных индивидуально-психологических различий.

Существуют разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться:

1) по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты практические;

2) по формам процедуры обследования -- на тесты групповые и индивидуальные;

3) по направленности -- на тесты интеллекта и тесты личности;

4) в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений -- на тесты скорости и тесты результативности;

5) тесты различаются также по принципам конструирования, например, в последние десятилетия активно разрабатываются компьютерные тесты.

1.4 Проективные методы

возрастной психология наблюдение эксперимент

Проективные методы (лат. projectio -- выбрасывание вперед) -- совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Различают следующие группы проективных методик:

1) конститутивные - структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (например, пятна Роршаха);

2) конструктивные -- создание из оформленных деталей осмысленного целого;

3) интерпретативные -- истолкование какого-либо события, ситуации

4) катартические -- осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях <психодрама);

6) импрессивные -- предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (пример: выбор цвета в методике Люшера);

7) аддитивные -- завершение предложения, рассказа, истории (например, разные варианты завершения предложения).

1.5 Вспомогательные методы исследования

Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд дополнительных. Вспомогательные методы исследования (в огромном разнообразии конкретных методик и методических приемов), как правило, используются в комплексе.

Прежде всего это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрастных категорий с помощью беседы, интервью, анкетирования.

Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях.

Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых.

В данной работе была рассмотрена проблема методологии возрастной психологии, а также определены основные методы ее исследования.

Человек -- это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому не случайно одной из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода. Она отражает системность мироустройства. В соответствии с данной концепцией любая система существует потому, что существует системообразующий фактор. В системе наук, изучающих человека, таким фактором является сам человек, и изучать его необходимо во всем многообразии проявлений и связей с внешним миром, так как только в этом случае можно получить полное представление о человеке и закономерностях его социального и биологического развития.

Особого внимания заслуживает специфика реализации в возрастной и педагогической психологии методологических принципов психологического исследования -- принципов детерминизма, единства психики и деятельности, объективности и развития. При раскрытии содержания принципа детерминизма следует обратить внимание на специфику причин психического развития: а) показать особую роль обучения и воспитания в процессе формирования личности; б) рассмотреть степень сформированности головного мозга ребенка и его нервной системы в целом, а также уровень психического развития на каждом возрастном этапе; в) учесть влияние предыдущих этапов психического развития на последующие. При реализации принципа единства психики и деятельности учесть: а) связь психического развития ребенка и ведущей деятельности на определенной стадии его развития; б) фактическую трансформацию этого принципа в принцип изучения детей в процессе их обучения и воспитания;

Следует отметить, что при применении любого из описанных методов исследования возрастной психологии исследования следует руководствоваться рекомендациями и пояснениями, определенными видными научными деятелями в области психологии, с целью их наиболее эффективного применения при исследовании именно возрастной психологии, поскольку детская психика не обладает такой устойчивостью, как психика взрослого человека, и однозначно интерпретировать полученные данные при ее исследовании достаточно сложно. Здесь, на мой взгляд, как ни в какой другой области психологии, следует руководствоваться правилами комплексного исследования. Именно в этом варианте научное исследование возрастной психологии даст наиболее полные ответы на поставленные вопросы исследования.

1 Гальперин, П.Я., Кобылъницкая, С.Г. Экспериментальное формирование внимания [Текст]/П.Я. Гальперин - М., Мысль, 1974. - 242с.

2 Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ Гамезо М.В. -- М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512с. - ISBN 5-93134-195-1.

3 Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин. -- 3-е изд. -- СПб.: Питер, 2004. - 558с. - ISBN 5-94723-290-1.

4 Лекции по общей психологии[Текст] / А. Р. Лурия. -- СПб.: Питер, 2006. -- 320 с. - ISBN 5-94723-559-5.

5 Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб. пособие/ А.Г. Маклаков -- СПб.: Питер, 2001. - 592с. - ISBN 5-272-00062-5.

7 Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн./Р.С.Немов. -- 4-е изд. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. -- 688 с. - ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7(1).

Подобные документы

Методологические основы изучения психологии человека, классификация и организация исследования в возрастной психологии. Анализ наиболее популярных методов исследования в психологии развития; наблюдение, эксперимент, тестирование и проективные методы.

курсовая работа [48,0 K], добавлен 09.11.2010

Предмет, характеристика, теоретические и практические задачи возрастной психологии как науки. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии, наблюдение и эксперимент как методы эмпирического исследования психики ребенка.

курсовая работа [70,0 K], добавлен 14.10.2010

Предмет исследования в возрастной психологии, а также сущность, классификация и особенности применения основных методов ее исследования. История становления и развития возрастной и педагогической психологии в России, анализ ее современного состояния.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 05.12.2010

Требования, которые предъявляются к процедуре наблюдения в психологии. Преимущества и недостатки метода анкетирования. Применение тестирования для определения психологических особенностей человека. Метод эксперимента как основной метод психологии.

презентация [366,8 K], добавлен 01.12.2016

Изучение стратегий в возрастной психологии: наблюдение, естественно-научный констатирующий эксперимент и формирующий эксперимент. Основные методы опроса: беседа, интервьюирование, анкетирование. Тестирование как метод психологической диагностики.

реферат [26,1 K], добавлен 09.01.2011

Предмет, задачи и принципы возрастной психологии. Стратегии, методы и схема организации исследования в психологии развития и возрастной психологии. Детство как предмет психологического исследования. Анализ психосоциальных стадий развития личности.

презентация [2,0 M], добавлен 27.01.2016

Особенности возрастной психологии как науки, изучающей закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении жизни человека. Предмет исследования возрастной психологии, ее основные разделы. Главные задачи возрастной психологии.

2. Предмет и задачи возрастной психологии.

3. Методы исследования в возрастной психологии.

4. Значение понятия "детство" в разные исторические периоды.

6. Список литературы.

1. Введение.

История развития личности каждого отдельно взятого человека представляет собой историю прохождения им определенных возрастных этапов. Каждому из этапов соответствует свой набор актуальных потребностей человека. К примеру, для пятилетнего это совершенствование двигательно-моторных навыков и символических функций мышления, чему способствует, в первую очередь, игра; для двадцатипятилетнего актуальна потребность в создании семьи и приобретении собственного родительского опыта. Переход от одного возрастного периода к другому сопровождается кризисом – временем, когда потребности личности уже изменились, а способов для их удовлетворения пока недостаточно. Комфортное и благополучное в психологическом отношении существование человека, таким образом, связано, с тем, насколько успешно протекают сами возрастные этапы, а также, кризисы, сопровождающие их смену.

Исходя из вышесказанного, ясно, что роль возрастной психологии в науке о личности сложно переоценить. Кроме того, на наш взгляд, знание динамики развития процессов, протекающих в нашей психике, может быть полезно не только психологам, но и каждому человеку, для которого представляет интерес собственный внутренний мир. А также психологическое благополучие его детей, которые не всегда могут самостоятельно распознать и, тем более, удовлетворить свои потребности, характерные для того или иного возрастного периода.

Как самостоятельная область знания возрастная психология сформировалась сравнительно недавно, выделившись из детской психологии ближе к концу XIX века. Однако к настоящему времени имеет довольно сложную структуру, включая в себя целый спектр направлений, концепций и теорий. Помимо этого, в нее входят несколько подразделов, каждый из которых был создан в разное время и изучает малые периоды развития личности человека в рамках одного, более значительного: это пренатальная психология, детская, школьная психология, акмеология и психогеронтология.

Несмотря на столь разнообразное и богатое содержание данной отрасли психологии, мы постарались коснуться основных аспектов ее содержания, насколько это возможно, в рамках этой небольшой работы, уделив наиболее пристальное внимание одному из самых развитых и, по нашему мнению, важных ее разделов – детской психологии.

2. Предмет и задачи возрастной психологии.

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека по мере его роста и взросления, возрастную динамику его психики.

Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, механизмы и причины их смены и появления, а также общие закономерности, темп и направленность развития психики в онтогенезе. Иными словами, это развитие личности человека в самых разных его аспектах.

Психическое развитие представляет собой четкую последовательность необратимых и закономерных изменений психики человека, протекающих во времени. Причиной тому служит процесс роста и сопутствующие ему биологические изменения, что периодически приводит человека к противоречию с внешней социальной средой и сталкивает с необходимостью этот конфликт разрешить, то есть совершить переход от одного способа самовыражения к другому. Результатом такого перехода становится изменение качества отношений с окружающими, становление нового уровня отражения действительности, а также отношения к себе.

Важнейшим фактором развития психики является созревание. Это процесс последовательных возрастных изменений в системах организма, который накладывает некоторые ограничения и при этом создает условия для рождения и реализации психических функций. Различные части и функции нервной системы созревают с разной скоростью, достигая полной зрелости на соответствующих этапах развития. В этой связи выделяют нормативное и индивидуальное психическое развитие.

Задачи возрастной психологии можно разделить на три типа: прикладные, научные, теоретические.

Среди теоретических задач главной является создание истинной теоретической модели развития.

Научные задачи – это, прежде всего, изучение источников и схем изменений, составляющих сущность психического развития человека, а также его периодизация, исследование возрастного развития личности и определение возрастных норм психических функций, что наряду с выявлением ресурсов и творческого потенциала психики человека, составляет основу для решения прикладных задач данной отрасли психологии.

К прикладным задачам относится построение систем возрастной и клинической диагностики, а также систем коррекции психического развития, профилактика возможных нарушений его течения.

3. Методы исследования в возрастной психологии.

Основным методом исследования в возрастной психологии является наблюдение. Это может быть наблюдение за собой, либо за другим человеком. Последнее чаще всего реализуется посредством эксперимента. Ввиду того, что эксперимент делает возможным вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, позволяя таким образом создавать условия для отчетливого выявления психологического факта, это делает его одним из главных и самых надежных методов получения достоверной информации в научно-исследовательской работе с детьми.

Ребенка включают в определенную экспериментальную ситуацию, связанную с ведущим видом деятельности, и, наблюдая за реакцией испытуемого на воздействующие стимулы, делают выводы о том, какие из свойств его психики проявляются, а какие нет, в том числе о том, что он не может вербализировать при опросе.

Опрос, наряду с тестированием, представляет собой один из дополнительных методов. Его проводят письменно или устно, как при индивидуальной работе с испытуемым, так и при работе с группой. Важное вспомогательное значение также имеет проективный метод, заключающийся в анализе рисунков и других продуктов творческой деятельности испытуемых. К дополнительным методам исследования также относятся сравнительные: близнецовый (исследует роль воспитания, наследственности и среды), кросс-культурный (позволяет выявить особенности психического развития людей в различающихся культурах), метод сравнения нормы и патологии и биографический метод.

В возрастной психологии выделяют две основные стратегии проведения эмпирических исследований, целью которых является изучение изменений, происходящих с течением времени.

Первый метод: метод поперечных срезов, представляющий собой одновременное исследование не связанных между собой групп людей одного возраста и сравнение результатов с данными, полученными при исследовании представителей другой возрастной категории; он позволяет собрать информацию о нормах, выявляя типичные возрастные характеристики;

Второй метод: метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание возрастных изменений в психике у одних и тех же людей на протяжении длительного времени; его применение позволяет определить диапазон возрастных изменений, а также сделать прогноз дальнейшего психического развития.

4. Значение понятия "детство" в разные исторические периоды.

В своем исследовании А.В. Толстых привела следующую картину изменений этого возрастного периода, имевших место в России на протяжении ХХ в.

- в 1930 г. в связи с введением обязательного начального образования для всех детей продолжительность детства составляла первые 12 лет жизни;

- в 1959 г. продолжительность детства увеличилась до 15 лет благодаря принятию нового закона о неполной средней школе;

- в наше время продолжительность детства охватывает период от рождения до 17 лет, внутри этого периода представлены и четко дифференцированы все детские возраста.

Так как детство является социально-культурным феноменом, оно носит исторический характер и имеет свою историю развития.

Рассмотрим три основных исторических периода детства.
1. Квазидетство (первобытное детство). Характерно для ранних этапов человеческой истории, когда детское сообщество не было выделено, а было непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность.
2. Неразвитое детство (детство в Средние века и Новое время) — детское сообщество выделено и перед ним возникает задача интеграции во взрослое сообщество. Возникает ролевая игра как способ моделирования деятельности взрослых.
3. Развитое детство (современное детство). Его возникновение связано с усложнением современного мира, в котором и мотивы смыслы поведения взрослых перестали быть самоочевидными. В настоящее время перед детьми стоит задача творческого освоения культуры как открытой многомерной структуры.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010.

2. В.Т. Кудрявцев – М.: Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, 1999.

3. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход / В.Т.Кудрявцев. – Ч. I, II. – Дубна, 1997.

4. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – 2-е изд. – СПб., 1996.

5. Л.Ф. Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы М., Тривола, 1995.

Понятие и особенности методов возрастной психологии

Методы исследования возрастной психологии представляют собой комплекс методик исследования, которыми пользуются в возрастной психологии. Они могут состоять из нескольких видов методик. Эти блоки в большинстве заимствуются из общей, дифференциальной и социальной психологии, при этом происходит их адаптирование к работе с представителями определенного возраста.

Методы исследования в возрастной психологии, которые касаются когнитивных процессов и личности ребенка, взяты из общей психологии и адаптированы к возрасту ребенка. Они концентрируются на изучении восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. С помощью подобных методов формируется информация о возрастных особенностях познавательных процессов ребенка, включая преобразования этих процессов при взрослении, то есть статус перехода из одной возрастной группы в другую.

С помощью социальной психологии возрастная психология обеспечивается методами, которые дают возможность исследовать межличностные отношения в выбранных детских группах, в том числе взаимоотношения между взрослыми и детьми. К подобным методам относят: наблюдение, опрос, беседу, эксперимент, методы срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Совокупность данных методов должна быть адаптирована к возрасту ребенка.

Рассмотрение основных методов возрастной психологии

Основным методом работы с детьми является наблюдение. Его часто выбирают предметом для написания курсовой студенты. Метод очень прост, что отличает его от тестов, эксперимента и опроса, которые представляют сложность для исследования детского поведения.

Наблюдение начинается с того, что ставятся цели, составляется программа наблюдения, разрабатывается план действий. Цель наблюдения состоит в определении того, ради чего оно ведется и какого результата можно ожидать в итоге. Для получения достоверных результатов, наблюдение должно быть регулярно, поскольку ребенок растет быстро и изменения его поведения и психики быстротечны. Например, поведение младенцев меняется на глазах, по этой причине, даже пропустив один месяц, исследователи лишаются возможности получить ценную информацию о развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше интервал должен быть между наблюдениями. От рождения до 2—3 месяцев наблюдение за детьми осуществляется ежедневно; в период от 2 до 3 месяцев до 1 года — каждую неделю; от 1 года до 3 лет — ежемесячно; от 3 до 6—7 лет — один раз в 6 месяцев; в младшем школьном возрасте и более позднем возрасте — ежегодно.

Метод наблюдения в исследовании детей показал большую эффективность. Это обусловлено тем, что ребенок ведет себя более непосредственно и не играет социальные роли, которые навязаны взрослыми. С другой стороны, ребенок (особенно дошкольник) обладает недостаточно устойчивым вниманием и часто отвлекаются от своих привычных дел. По этой причине по возможности необходимо скрытое наблюдение, когда ребенок не видит наблюдателя.

Следующий метод наблюдения — опрос. Его проводят как устно, так и в письменном виде. Пользоваться данным методом не всегда просто, ведь ребенок может понять заданный вопрос по-своему, вложив в него другой смысл, чем хотел взрослый человек. Это происходит по той причине, что система понятий у ребенка значительно отличается от той, которую используют взрослые. Подобное явление можно отметить и у подростков. По этой причине прежде чем получить ответ на заданный вопрос, необходимо убедиться в правильности его понимания детьми, разъяснив и обсудив при этом неточности, и только после этого интерпретируя полученные ответы.

Эксперимент может являться одним из самых надежных методов, который позволяет получать информацию о детском поведении и психологии. Сущность эксперимента заключается в том, что в ходе исследования у ребенка могут быть вызваны интересующие исследователя психические процессы с созданием условий, которые необходимы и достаточны для проявления подобных процессов.

Ребенок при вступлении в экспериментальную игровую ситуацию, может вести себя непосредственно и эмоционально откликаться на предложенные ситуации. В этом случае он не играет никакой социальной роли, что дает возможность получить его истинные реакции на воздействующий стимул. Результаты считаются максимально достоверными тогда, когда эксперимент организован в виде игры. Здесь важно, чтобы игра выражала непосредственный интерес и потребности ребенка, в противном случае дети не смогут проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Помимо этого, при включении в эксперимент, ребенок может действовать сиюминутно и спонтанно, по этой причине в течение всего эксперимента важно поддерживать у него интерес.

Еще одним методом возрастной психологии являются срезы, которые можно классифицировать на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Основа данного метода заключается в том, что в группе детей используются определенные методики для исследования какого-либо параметра (например, интеллектуальный уровень). Преимуществом этого метода является получение за короткое время статистических данных о возрастном различии психических процессов с установлением влияния возраста, пола или другого фактора на основные тенденции психического развития. Недостатком метода является то, что при исследовании детей разного возраста нельзя получить сведения о самом процессе развития, включая его природу и движущие силы.

Используя метод продольных (лонгитюдных) срезов, происходит прослеживание развития группы одних и тех же детей в длительные периоды времени. Этот метод дает возможность установки качественных изменений в развитии психических процессов и личности ребенка, выявляя причины подобных изменений и изучая тенденции развития, незначительные изменения, которые не были охвачены поперечными срезами. Недостатком методы является то, что полученные результаты основаны на исследовании поведения небольшой группы детей, по этой причине распространение их на большое количество детей не всегда будет корректно.

Другие методы возрастной психологии

Тестирование в качестве метода дает возможность определить уровень интеллектуальных способностей и качеств личности. Здесь важно поддерживать у ребенка интерес к этому методу с помощью привлекательных для них способов (например, награда, поощрение). Осуществляя тесты, для детей часто используют взрослые тесты, адаптированные для каждого возраста. Примером может быть детские варианты теста Векслера, Кеттела.

Беседа представляет собой получение информации об испытуемом при непосредственном общении с ним: задаются целенаправленные вопросы и ожидаются ответы на них.

Этот метод можно отнести к эмпирическим. Важное условие эффективности беседы состоит в располагающей обстановке, доброжелательности, тактичности. Вопросы должны быть подготовлены заблаговременно, ответы зафиксированы без привлечения внимания испытуемого.

Анкетирование может быть нескольких видов: устное, письменное, индивидуальное или групповое.

Анализ продуктов деятельности — это метод исследования, использующий анализ продуктов деятельности ребенка (например, рисунки, чертежи, музыкальные произведения, сочинения, учебные тетради, личные дневники и т.д.). С помощью этого метода можно получить информацию о внутреннем мире детей, их отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях их восприятия и прочих аспектах психики. Основной метода является принцип единства сознания и деятельности, в соответствии с которым происходит не только формирование психики ребенка, но и ее проявление в деятельности. Когда ребенок рисует или создает что-то, он предоставляет исследователям возможность раскрытия таких сторон его психики, о которые трудно было бы сложно или невозможно определить посредством других методов. На основе анализа рисунков исследуются познавательные процессы (ощущение, воображение, восприятие, мышление), способности к творчеству, проявления личности, отношение ребенка к окружающим людям.

Гост

ГОСТ

Методы исследования в возрастной психологии — это наблюдение, опрос, эксперимент и моделирование. Чаще всего в данном направлении используют метод наблюдения, осуществляемый посредством систематического и целенаправленного восприятия, фиксирования психических явлений в соответствующих условиях.

Особенности возрастной психологии

Возрастная психология – это отрасль психологии, которая занимается исследованием закономерностей психического развития и формирования личности в течение всего онтогенеза (от рождения человека и до наступления старости). Предмет этого направления представлен возрастной динамикой психики человека, онтогенезом психических процессов и качествами личности развивающегося человека, закономерностями развития психических процессов.

Для возрастной психологии характерно изучение возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов личностного развития, возрастных изменений.

Все возрастные изменения классифицируются на следующие виды:

  • Эволюционные,
  • Революционные,
  • Ситуационные.

В соответствии с изменениями необходимо использовать разные методы возрастной психологии. В состав эволюционных изменений необходимо включить количественные и качественные преобразования, которые происходят в человеческой психике в процессе перехода из одного возраста в другой. Подобные изменения замедленны, но основательны. Они охватывают большие промежутки жизни (несколько месяцев для младенца, несколько лет для ребенка старшего возраста.

Революционные изменения происходят быстро. Они более глубокие и характерны для момента кризиса возрастного развития, который проявляется на пересечении возрастов. Для ситуационных изменений характерно воздействие на психику ребенка какой-либо социальной ситуации. Эти изменения способны отражать процессы, которые происходят в психике и поведении ребенка под воздействием обучения и воспитания.

Готовые работы на аналогичную тему

Теоретическая задача возрастной психологии состоит в исследовании закономерностей психического развития в онтогенезе. Методы возрастной психологии направлены на установку периодов развития и причин перехода из одного периода в другой. Они помогают определять возможности развития, возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности.

Методы возрастной психологии

Комплекс методов исследования, которые используются в возрастной психологии, включает несколько блоков методик. Они заимствованы из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Общая психология дает возрастной психологии методы исследования когнитивных процессов и личности. Такие методы должны адаптироваться к возрасту и направлены на исследование восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. С помощью них специалисты получают сведения о возрастных особенностях познавательного процесса, преобразованиях процессов при взрослении, специфике перехода из одного возраста в другой.

Социальная психология обеспечивает возрастную психологию методами, которые дают возможность исследовать межличностные отношения в соответствующих детских группах, включая также отношения между детьми и взрослыми.

Методы, заимствованные из социальной психологии, включают:

  • Наблюдение и эксперимент,
  • Опрос и беседу,
  • Метод срезов,
  • Анкетирование и тестирование,
  • Анализ продуктов деятельности.

Особенности методов исследования возрастной психологии

Любой метод возрастной психологии необходимо адаптировать к возрасту ребенка. Основным методом работы с детьми (особенно в дошкольном возрасте) является наблюдение. Это связано с тем, что тесты, эксперимент и опросы еще сложны для исследования их поведения.

Для начала наблюдения необходимо поставить цель, составить программу наблюдения, разработать план действий. Цель наблюдения состоит в определении того, ради чего оно осуществлялось и какие результаты ожидаются на выходе.

Для получения достоверных данных, наблюдение проводится регулярно, поскольку дети растут очень быстро и изменения их психики быстротечны. Например, поведение младенца может меняться на глазах, и даже, пропустив один месяц, исследователь теряет возможность получить ценную информацию о его развитии в это время.

Чем младше возраст ребенка, тем меньше должен быть предусмотрен интервал между наблюдениями. С рождения до трех месяцев наблюдение за детьми проводятся каждый день, с 3 месяцев до 1 года – раз в неделю, с года до 3 лет – ежемесячно, с 3 до 6–7 лет – 1 раз в полгода, в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.

В работе с детьми метод наблюдения показал наибольшую эффективность, поскольку в нем они ведут себя более непосредственно, не начиная играть социальные роли, присущие для взрослых. С другой стороны, ребенок (особенно дошкольник) обладает недостаточно устойчивым вниманием, часто отвлекается от дела. По этой причине по возможности наблюдение должно быть скрытым.

Опрос может проводиться в устной или письменной форме. При использовании опроса могут возникать различные трудности. Каждый ребенок понимает заданный вопрос по-своему, вкладывая в него другой смысл, чем взрослый человек. Система понятий у него значительно отличается от той, которой пользуется взрослый человек.

Эксперимент — это один из самых надежных методов получения материала для исследования поведения и психологии ребенка. Сущность метода заключается в том, что в процессе анализа у обследуемого лица вызываются психические процессы, интересующие исследователя. Он создает условия, необходимые и достаточные для проявления требуемого процесса.

Читайте также: