Без срока давности доклад

Обновлено: 15.06.2024

Память о событиях Великой Отечественной войны не имеет срока давности, как не имеет этого срока давности решающая битва на Куликовом поле, где славные русичи отстаивали свою независимость в борьбе с татаро-монголами, не имеет также срока давности грандиозное сражение на Бородинском поле и победа русского народа в отечественной войне 1812 года.

Да, война 1941 - 1945 годов закончилась вот уже семьдесят пять лет назад. Не стреляют пушки, не слышно разрывов снарядов, не шагают отряды солдат в шинелях, и матросов в чёрных бушлатах. Но не стоит думать, что все опасности позади. В адрес России до сих пор звучат угрозы со стороны других стран, предпринимаются попытки уничтожить нас изнутри. Однако как бы ни были сильны противники, им не удастся стереть из истории всё то, через что пришлось пройти великому русскому народу.

Будем помнить об этом. Наше главное оружие — это память о деяниях великих предков, именно она даёт силы сражаться за место в этом мире.

Нет ничего ценнее, чем рассказы очевидцев, людей, которым пришлось столкнуться с неизбежным… А как сегодня мало участников Великой Отечественной Войны! Большинство из тех, кто нам ещё что-то может рассказать о войне, были в то время детьми, но и их истории бесценны для нашего поколения, ведь они последние, кто столкнулся с войной лицом к лицу. Мне повезло знать одну бабушку, чьи рассказы стали для меня проводником в прошлое. Эта храбрая женщина, будучи пятнадцатилетней девочкой, помогала в госпитале. Однажды, когда она спешила на помощь, ей пришлось пробираться сквозь топкое болото. Вдруг её нога соскользнула со спасательной дощечки и увязла в трясине. Невозможно передать словами все те эмоции, что она испытала. Но удача в тот день была на её стороне, на помощь подоспела подруга, которая так же как и она, решила проведать раненых. Да, в годы войны люди взрослели раньше. Трудно представить в наши дни девочку одну родители отпустили идти через тёмный лес и топкое болото. Но война предъявляет свои жёсткие требования.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В своей работе ученица рассказывает о судьбе девочки в годы Великой Отечественной войны.

ВложениеРазмер
В своей работе очень ярко и эмоционально автор рассказывает о судьбе девочки в годы Великой Отечественной войны. 25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Литературные произведения , тема 1

Название /тема/ работы

Без срока давности

Форма работы/техника исполнения

Фамилия, имя, отчество разработчика , возраст

Кокарева Валерия Павловна , 16 лет

Фамилия, имя, отчество руководителя проекта

Науменко Людмила Ивановна

Должность руководителя проекта, контактный телефон, e-mail

учитель русского языка и литературы,

Учебное заведение, адрес, телефон, e-mail, индекс

БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ

Великой Победе — скоро семьдесят пять лет! Это для всех нас не просто годы мирной жизни без войны. Это время испытания Памятью… Сегодня война неизбежно отдаляется в прошлое, пройдет совсем немного лет, и среди нас уже не останется людей военного поколения. Что же мы, и взрослые, и современные подростки, можем сделать для того, чтобы сохранить историческую память между поколениями? Ответ на этот вопрос и прост и одновременно сложен. Мы не имеем право на забвение событий тех грозных, огненных лет. В год 75-й годовщины Великой Победы мы не можем не думать о людях, переживших войну, у которых до сих пор болят душевные раны, которые до сих пор в своих тревожных снах видят пылающие деревни, слышат стоны раненых и плачь детей.

Как правило, вспоминая о войне, мы чаще всего говорим о воинском подвиге тех, кто прошел фронтовыми дорогами, отодвигая как-то невольно на второй план жизненные истории мирного населения, на долю которого выпали не менее страшные испытания войной.

Фаина Ивановна Шурупова относится к той категории граждан нашей страны, которых сейчас называют поколением детей военного времени. Сейчас это уже старые больные люди. Но они не могут забыть эти страшные годы. Война лишила их беззаботного детства, отняла родных, братьев, отцов и дедов, которые ушли на фронт и навеки остались в боевом строю защитников Родины. Всего натерпелись они в те трудные годы, но все пережили, выстояли, победили. Они рано повзрослели. Сегодня эти люди состарились, тяжелый труд дает о себе знать многочисленными болезнями и недугами. Но они стали живыми свидетелями прошлого, у которого нет срока давности. Судьбу миллионов таких детей разделила и бабушка Фая, как с огромной любовью и заботой называют в семье эту восьмидесятилетнюю женщину. Старость не скрыла до сих пор былую красоту этой старушки, на лице которой застыли бесчисленные морщинки, как рельефы самой земли, пережившей вместе с людьми годы военного и послевоенного лихолетья. Но больше всего меня поразили ее глаза, сохранившие ясность взгляда, чистоту души, благодатность дел и помыслов этого человека, это были глаза чистой совести, душевного равновесия и какого-то внутреннего покоя.

То, что я услышала и узнала в этот праздничный майский победный день 2018 года, поразило меня настолько, что я долго пыталась понять и представить то, что пережила эта женщина и ее мама, Шурупова Евдокия Филипповна, в годы войны. 17 июля 1942 года - одна из наиболее горьких памятных дат для Серафимовичского района. Именно в этот летний день в 1942 году немецко-фашистские захватчики пришли к берегам Дона, принеся на берега великой реки и казачьей вольницы горе, слезы и разрушения. Здесь в это время у своих дальних родственников оказалась после призыва своего мужа на фронт Шурупова Евдокия Филипповна вместе со своими тремя дочерьми: Любой, Таисией и самой маленькой Фаечкой, которой исполнилось только четыре года. Придонские хутора всего несколько месяцев назад цветущие, трудно было теперь узнать. Истерзанная, обожженная земля на какое-то мгновение замерла. Понуро стояли неубранные нивы, брошенные, изломанные трактора. Кое-где безнадзорно бродил скот, который колхозники не успели эвакуировать. В хутор х. Среднецарицынский война пришла 19 июля 1942 года. Сюда вошли немцы, румыны и итальянцы. Были разрушены постройки, дома колхозников, все, что люди не успели спрятать, было отобрано у населения: продукты, скот, птица и имущество. Евдокия Шурупова вместе со своими родственниками была выселена вместе с хозяевами дома жить в сарай для скота, так как изба была занята немецкими солдатами.

Но это было не самое страшное испытание, выпавшее на долю матери и ее детей. Немцы взяли Серафимович 3 августа 1942 года. Остатки наших соединений отошли за Дон. Конец июля 1942 года был самым страшным: бомбежки, пожарища, разбитые переправы и поток беженцев. В период оккупации района в плен были угнаны пять тысяч мирных жителей. Не избежала этой участи и мать с тремя маленькими девочками.

Но оно произошло! Приближался вечер. Колонна, обогнув огромное поле, вдоль которого она двигалась и где была оставлена девочка, оказалась у бывшего колхозного полевого стана. Загнав население за изгородь, выставив охранение, уставшие от длительного перехода немцы остановились на ночлег. Женщины, старики и дети расположились на скошенном, но неубранном сене. Здесь же на стане была вода. Описать душевное состояние матери, оставившей маленького ребенка в поле на смерть, очень сложно. Все это время она сидела, обняв своих дочерей, и молчала, медленно покачиваясь из стороны в сторону и уставив свой стеклянный, застывший от ужаса взгляд в одну точку. На востоке из-за степного холма медленно начало подниматься летнее солнце, освещая окрестности своим розовым светом. И если бы не война, не немецкие собаки и солдаты вдоль изгороди, не изможденные лица людей, которых гнали в неизвестность, то сложно было бы даже сказать, что вокруг полыхает война и гибнут люди. С первыми солнечными лучами охраняемая немцами колонна вновь двинулась в путь. И тут за поворотом, у края поля, рядом с лесополосой немецкий солдат увидел ребенка, вышедшего из-за золотистых пшеничных колосьев. Это была Фаечка! Она уже не плакала, а просто как-то странно и беззвучно сипела, открывая свой маленький ротик и протягивая беспомощно к идущим мимо нее людям свои ручонки. Вся колонна на какое-то мгновение невольно остановилась и замолкла. Даже немецкий солдат, увидевший девочку и наведший сначала на нее свой автомат, не выстрелил, а идущая рядом с ним немецкая овчарка замерла на мгновение от неожиданности происходящего и только потом залилась своим звериным лаем на ребенка. Солдат своим зычным голосом что-то крикнул толпе и позволил женщинам, идущим в крайнем ряду, взять ребенка в колонну. И в это же мгновение, подгоняемая автоматами и собаками толпа людей, вновь понуро двинулась вперед по пыльной дороге под палящими лучами июльского солнца. Первой подбежала к Фаечке, растиравшей по своему грязному личику скупые детские слезы, старшая сестренка. Мать, словно очнувшись после кошмарного сна, раздвигая толпу людей, схватила дочь в свои объятья и, рыдая навзрыд, крепко прижала ее к себе. Семья вновь воссоединилась с Божьей помощью, как всегда говорила Евдокия Филипповна потом всю свою жизнь до самой смерти. По-другому это объяснить было и нельзя! А дальше был лагерь для мирного населения под Белой Калитвой, которая была освобождена войсками Красной Армии только 19 января 1943 года.

Позже, после войны, выжившая в поле девочка Фая, вспоминая свое военное детство, говорила о том, что произошедшее с нею в поле, она помнит очень смутно, а вот надрывный плач матери, увидевшей ее вновь вышедшей на дорогу, помнила всю свою жизнь. Именно из рассказов своей матери и старших сестер Фаина Ивановна знает и помнит о том, что пережила ее семья и весь народ в годы войны. И эта память не имеет срока давности!

А дальше после разгрома фашистов на берегах Волги было возвращение назад в Сталинградскую область. Разруха. Мать, работавшая в колхозе. Сиротство, так как отец с войны не вернулся: пропал без вести где-то под Курском. Было голодно. Дети отыскивали на огородах мерзлую картошку. Собирали и ели щавель, сережки с вербы и тополя. Летом помогал огород. Игрушек не было. Куклы делали из тряпок. Все это было, было, было.

Жить постепенно начала налаживаться только в 1956 году. Фаечка закончила медицинское училище в Урюпинске и всю жизнь прожила вместе со своей мамой, Шуруповой Евдокией Филипповной, посвятив себя служению людям, тому, чтобы человеческая жизнь продолжалась. Может быть, именно поэтому глаза бабы Фаи наполнены каким-то особым светом человечности. Вот так распорядилась война, человеческая судьба, жизнь, рассоединив однажды на мгновение двух самых близких людей и соединив их вновь на долгую и счастливую жизнь. Старшие дочери Евдокии Филипповны разъехались, а младшая Фаечка была надеждой и опорой матери до конца ее жизни.

Тяжелое время, горе, пережитое во время и после войны, крепко осели в памяти, в душе бабушки Фаи и не отпускают её до сих пор. Боль у нее не физическая, а душевная, и эту рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением. Поэтому рядом с ней всегда ее дети, внуки и правнуки, очень бережно и чутко относящиеся к этой старой женщине, которая до старости сохранила в себе душевный покой, добыв его своим трудом, честностью, верой, верностью, любовью. Она до сих пор, когда приходит к своей матери на могилу на кладбище, расположенное за хутором в степи, подолгу смотрит на это русское поле, на уходящую вдаль полевую дорогу, жадно вдыхает вольный чабрецовый и полынный запах, к которому она навсегда прикипела душой, за свой долгий век сохранила теплую память о прошлом, понимая, что эту память надо передать своим внукам и правнукам, которые не имеют права забыть то, что пережила и испытала в годы войны наша великая страна, ее многострадальный народ.

Текст: Екатерина Жирицкая, фото предоставлено автором

– В архивных фондах сохранилось много информации о фактах геноцида мирного населения в годы войны. Во многом она до сих пор оставалась закрытой, общество мало знает об этой трагической стороне нашей истории. В рамках проекта Росархив рассекретил более 600 документов, касающихся истребительной политики нацистов на оккупированных территориях. Работа по рассекречиванию материалов ведется и в ведомственных архивах. В архивах ФСБ, Следственного комитета сохранились незавершенные уголовные дела в отношении военных преступников, возбужденные сразу после войны. Причины, по которым эти дела не были доведены до конца, разные. Например, некоторые страны не выдавали военных преступников, находившихся в Канаде, Америке, Западной Германии. Лица, причастные к военным преступлениям, так и не предстали перед судом. Таким образом, эти уголовные дела не были завершены.

Дела закрывали и по политическим соображениям. Часто военные преступления совершали коллаборационисты из республик Советского Союза и стран Варшавского договора. Эту тему старались особенно не трогать. В последнее время в нашей стране не было открыто ни одного дела против коллаборационистов, хотя за рубежом факты возбуждения подобных дел были. В 1960-е годы поисками военных преступников занимались достаточно активно. Потом эти усилия сошли на нет. Сейчас незакрытые дела будут возбуждаться повторно.

В свою первую поисковую экспедицию Алексей Бормотов нашел жертв бомбежек Сталинграда — мертвая женщина прижимала к себе ребенка. Эта находка определила дальнейшую судьбу Алексея

В свою первую поисковую экспедицию Алексей Бормотов нашел жертв бомбежек Сталинграда — мертвая женщина прижимала к себе ребенка. Эта находка определила дальнейшую судьбу Алексея

Кроме того, идет работа в архивах всех регионов, переживших оккупацию. В каждой из этих областей есть, как правило, бывший партийный архив (сейчас он чаще всего называется Центром документации новейшей истории) и государственные архивы региона. Сотрудники этих архивов также просматривают свои фонды и выявляют документы о фактах преступлений в отношении мирного населения.

Проверяет свои фонды и Центральный архив Министерства обороны. Там сохранились донесения политотделов, написанные после того, как части Красной армии освобождали оккупированные территории. В них также упоминаются факты преступлений против мирного населения.

– Но главной вашей работой остается поисковая. Как она организована?

Детей-инвалидов из детского дома в Ейске отравили в машинах-душегубках, применив к ним одними из первых это орудие убийства. Мемориал на месте захоронения

Детей-инвалидов из детского дома в Ейске отравили в машинах-душегубках, применив к ним одними из первых это орудие убийства. Мемориал на месте захоронения

В 2020 году запланированы поисковые работы в 23 регионах, переживших оккупацию. В 10 регионах проведут поисковые экспедиции, чтобы обнаружить места массовых захоронений – по ним есть более достоверная информация. А в остальных пройдут поисковые разведки на местности – точные места захоронений там пока неизвестны. Во время Великой Отечественной войны боевые действия велись на территории 37 регионов России. Но в некоторых из них шли только бои, а целенаправленного уничтожения мирного населения не было либо мы об этом не знаем. Что касается 23 регионов, достоверно известно, что там совершались преступления против мирного населения.

Эта территория начинается от Республики Карелии и тянется на юг до Крыма, на востоке зона доходит до Сталинграда – регионы, которые захватил противник и где действовал оккупационный режим. Если быть точным, это следующие области: Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Республика Карелия, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Волгоградская области, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская область, Ставропольский край и частично Кабардино-Балкарская Республика.

В России до сих пор нет единого списка деревень, сожженных фашистскими оккупантами. Такая база обязательно должна появиться. А пока поисковики Новгородчины сами ведут учет русским Хатыням

В России до сих пор нет единого списка деревень, сожженных фашистскими оккупантами. Такая база обязательно должна появиться. А пока поисковики Новгородчины сами ведут учет русским Хатыням

– Подобным пилотным проектом в 2019-м была поисковая экспедиция в Новгородскую область.

В материалах незавершенного уголовного дела также содержались списки преступников. Это была команда при Батецкой комендатуре, которая состояла в основном из уроженцев Латвии. Следственный комитет недавно огласил список из 19 фамилий, а затем сделал официальный запрос на поиск и выдачу военных преступников. Запросы были направлены не только в Латвию: после войны каратели жили в основном не в Прибалтике. В ответ пока – молчание. Но Центральное управление по расследованию преступлений национал-социализма в Людвигсбурге – немецкая организация, которая занимается поиском немецких преступников, – согласилась сотрудничать по этому делу. Шансы, что преступники живы, хотя и очень малы, но сохраняются. По крайней мере, будут публично названы имена убийц.

Имена погибших мирных жителей будет трудно восстановить, но можно достойно похоронить их. Ради этого делают свою тяжелую работу поисковики

Имена погибших мирных жителей будет трудно восстановить, но можно достойно похоронить их. Ради этого делают свою тяжелую работу поисковики

– А что вы можете сказать об экспедиции в Ейск, где расследуется дело об убийстве более 200 детей?

– Это была наша вторая экспедиция прошлого года. В 1941 году в Ейск из Симферополя был эвакуирован детский дом, около 300 детей-инвалидов и воспитателей. В конце лета 1942 года Ейск был оккупирован. 9–10 октября нацисты погрузили 214 детей-инвалидов в несколько машин-душегубок. По некоторым данным, во время этой расправы не все дети умерли, и они были брошены в могилы еще живыми.

Следственный комитет, изучив материалы уголовного дела, пришел к выводу, что не все военные преступники, совершившие эти убийства, понесли наказание. Поэтому было принято решение повторно возбудить уголовное дело. Выяснилось, что один из предполагаемых убийц до сих пор жив и проживает на территории Канады.

Местом третьей поисковой экспедиции в 2019 году стала Брянская область, село Холмецкий Хутор. Что там произошло?

В Холмецком сложилась ситуация, противоположная Ейску. Было обнаружено захоронение, в нем найдены доказательства убийств мирных граждан. Однако по преступлению в Брянской области Следственный комитет не обнаружил материалов незавершенного расследования. Сначала нашли захоронение у Холмецкого Хутора и лишь потом начали искать соответствующие архивы. Сейчас необходимые сведения обнаружены, но их может не хватить для возбуждения уголовного дела: для этого должны быть известны и преступники, и жертвы. А пока есть просто сведения, что людей убивали представители немецких частей, но пофамильного списка карателей нет. Поиск продолжается.

Поиск мест убийства обычно начинается с кропотливой работы в архивах. Но и зная координаты, найти их на местности нелегко

Поиск мест убийства обычно начинается с кропотливой работы в архивах. Но и зная координаты, найти их на местности нелегко

– Какие экспедиции запланированы на 2020 год?

– Одно из самых страшных мест, куда отправятся в этом году наши поисковые отряды, находится в Псковской области, в районе деревень Андрохново, Моглино и Глоты. В Пскове была комендатура. Туда привозили людей со всей области, пытали, мучили, выбивали из них показания, а потом расстреливали, недалеко от этих деревень. Всего было уничтожено около 3 тысяч мирных граждан. Об этом месте массовых расстрелов поисковикам сообщил местный исследователь Юрий Алексеев, на основе архивных данных написавший книгу о преступлениях против мирного населения на Псковщине. До сих пор неизвестно, где именно находятся массовые захоронения у деревни Глоты, поэтому потребуется кропотливая работа поисковиков. Также здесь запланирована работа поискового батальона Министерства обороны РФ.

Насколько успешны поиски мест массовых захоронений, когда по архивам удается восстановить их координаты?

Запланированы ли подобные экспедиции на юг страны помимо Ейска?

– Еще один из поисковых отрядов направляется в экспедицию в Краснодарский край. В прошлом году было предпринято несколько попыток обнаружить там место массовых захоронений, но ни одна из них не дала результата. Архивы сообщали о совершенном преступлении, но поисковики не смогли найти жертв. Краснодарский край сегодня очень плотно застроен, некоторые места массовых захоронений оказались под асфальтом, стали фундаментами домов, и проводить поисковые работы невозможно.

– Что вы ищете?

– Архивы рассказывают о карательной операции в Усть-Лабинске. Там нацистами были зверски уничтожены 387 мирных граждан, в том числе 77 детей. Немцы убивали детей на глазах матерей, смазав губы ядом, после чего они умирали в мучительных судорогах. Кроме того, планируются поисковые работы в Ростовской области. В районе города Шахты гестапо и жандармерия массово уничтожали стариков, женщин, детей, привозимых со всей области, а также местных шахтеров. Было убито более 6 тысяч мирных жителей.

Председатель совета командиров поисковой экспедиции "Долина" И. Неофитов и руководитель мемориальной группы А. Алтухов

Председатель совета командиров поисковой экспедиции "Долина" И. Неофитов и руководитель мемориальной группы А. Алтухов

– Отличается ли характер преступлений против мирных граждан в разных областях России?

– В Республике Карелии, например, ситуация была иная. Эту территорию оккупировали финские войска. И они сделали раздельные лагеря в Петрозаводске. Одни лагеря были для славян, в них были очень жесткие условия содержания. Фактов прямых расстрелов там выявлено немного – пленных просто не кормили, и люди умирали от голода. В лагерях же, предназначенных для пленных финно-угорского происхождения, режим был более мягкий.

Важно не только предать земле непогребенных, но и хранить память о них. Поэтому "Без срока давности" является еще и просветительским проектом

Важно не только предать земле непогребенных, но и хранить память о них. Поэтому "Без срока давности" является еще и просветительским проектом

– Да, это 23-томное издание, посвященное истребительной нацистской политике на оккупированных территориях и трагедии мирных жителей. Будет издан один федеральный том и 22 региональных – по каждому региону, который находился в оккупации. Отличие этого издания от предыдущих в том, что оно будет представлять сборник доказательств геноцида нашего народа, основанный на документальных материалах из фондов системы Росархива и ведомственных архивов.

Одни ищут жертв нацистской оккупации, другие — советских солдат; поисковикам есть что рассказать друг другу. Участник общественного движения "Без срока давности" Иван Кравчук делает доклад во время военно-исторической экспедиции "Волховский фронт. Апраксин" в Ленинградской области

Одни ищут жертв нацистской оккупации, другие — советских солдат; поисковикам есть что рассказать друг другу. Участник общественного движения "Без срока давности" Иван Кравчук делает доклад во время военно-исторической экспедиции "Волховский фронт. Апраксин" в Ленинградской области

Еще один из проектов – развитие просветительского туризма. Чтобы школьникам можно было показать места, где совершались преступления, и рассказать им о происшедших здесь трагедиях.

С какими трудностями при работе с захоронениями мирных жертв приходится сталкиваться?

– Как идет работа над электронной базой преступлений нацистов?

– Созданием этой базы сейчас занимается Росархив. К 9 Мая он разместит на своем портале документы, подтверждающие преступления против мирного населения на оккупированной территории. К сожалению, уже очевидно, что эта база будет неполной, потому что невозможно разместить на портале все материалы.

– Кто будет отвечать за установление памятников на месте вновь выявленных захоронений – или за восстановление уже имеющихся, но нуждающихся в реставрации обелисков?

– Общественное движение не занимается мемориализацией. Этим сейчас занимаются региональные и муниципальные власти. В разных регионах это происходит по-разному. У нас сейчас идет разграничение властей, и федеральные власти не имеют права навязывать субъектам Федерации подобные работы. Если регион или муниципалитет не захочет ставить памятник, он его не поставит.

А чтобы объект охранялся государственным законом, он должен быть признан памятником. Надо сначала придать ему официальный статус. К сожалению, такого статуса не имеют даже некоторые воинские захоронения. Они возникали стихийно, и часть из них до сих пор не поставлена на учет. Но если работа по приданию официального статуса воинским захоронениям все же ведется, то по захоронениям гражданского населения она не проводилась вообще. Только когда место выявлено, начинается работа по его мемориализации и приданию памятнику официального статуса. Поэтому так важна работа по выявлению мест преступлений, которую ведут поисковики.

– А если место захоронения жертв нацизма известно? Обелиски стоят, но у муниципалитета и области нет денег на их содержание?

– Если памятник уже стоит на балансе, у него должен быть хозяин. Если у хозяина нет денег, надо искать спонсоров. Но когда памятник стоит на учете, муниципальные и региональные власти обязаны содержать его в порядке. Они за него отвечают. Поэтому сейчас очень сложно поставить новый памятник. Даже если найдутся деньги на установку обелиска, потом за ним нужно будет ухаживать. Каждый год закладывать на это деньги, приводить в порядок территорию рядом, проводить дороги. Для многих муниципалитетов именно содержание памятников – большое бремя. Поэтому вопрос с мемориализацией мест памяти решается не так просто, как бы нам хотелось. В Советском Союзе за военные памятники отвечали сельсоветы, колхозы, заводы, а в 1990-е наступило полное забвение. Сейчас ситуация начинает выправляться. Со временем, безусловно, все встанет на свои места. Мы только начинаем эту работу.

– Во всех регионах, где мы ведем поисковые работы, власти готовы достойно, отдавая почести, перезахоронить людей, установить памятник, чтобы потомки не забывали. Например, в январе 2020 года в Волгоградской области установили плиту на месте, куда были перенесены останки мирных граждан и военнопленных, погибших в пересыльном лагере Дулаг-205. А в мае 2020 года на месте лагеря появятся информационные стенды с архивными документами, рассказывающими о трагедии Дулага. В Новгородской области идет работа над созданием мемориала погибшим мирным жителям, в этом году он будет открыт в Жестяной Горке.

– Единой электронной базы данных, Книги Памяти, где бы перечислялись поименно жертвы нацистской оккупации, насколько мне известно, пока нет. Сейчас самым масштабным проектом по увековечению памяти остается издание сборника документов. Там будут собраны и списки погибших по регионам. Наверняка эти списки будут в документах, сканы которых разместят на портале Росархива.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Данный проект определяет основные направления патриотического воспитания обучающихся, является локальным, и рассчитан на период январь-декабрь 2020 года.

Реализация проекта приурочена к празднованию 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне.

1. Актуальность.

Актуальность темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформами школы.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи.

Патриотизм включает ряд ценностных ориентиров в систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны, служения гражданскому коллективу соотечественников. Следовательно, изначально патриотизм – это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но, и дает возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма у детей.

2. Содержание проблемы и необходимость продолжения её решения проектными методами.

Гражданско-патриотическое становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия, в духе формирования исторической культуры Родины.

Проект ориентирован на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.

3. Цель и задачи проекта.

Цель проекта: с оздание условий для формирования у учащихся школы патриотических чувств, уважения и гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне; формирования национального, гражданского самосознания, бережного отношения к истории своей страны, средствами социально – культурного пространства через различные формы и виды деятельности

Задачи проекта:

формировать представления об истинных ценностях настоящего гражданина, интереса к истории своей Родины, к её героям;

формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

познакомить школьников с историческими фактами военных лет, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;

познакомить с произведениями художественной литературы и с музыкой военных лет;

воспитывать нравственно-патриотические чувства у школьников через совместные мероприятия с участием детей, родителей и педагогов.

4. Ожидаемый результат.

Положительная динамика участия обучающихся в конкурсах различных уровней (школьных, муниципальных, региональных) патриотической направленности.

Повышение уровня воспитанности в формировании устойчивой гражданско-патриотической позиции.

5. Основные направления работы по патриотическому воспитанию обучающихся:

приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;

воспитание у детей гордости за подвиги разных поколений (в том числе и их сверстников) - защитников Отечества и стремление подражать им;

формирование ряда социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время.

6. Средства измерения результатов.

Фотоотчёты по итогам проведённых мероприятий на официальном сайте школы, буклеты, публикации о проведённых мероприятиях по патриотическому воспитанию.

Результаты анкетирования старшеклассников по методике Л.П. Эппле, руководителя Методического центра города Сызрань Самарской области для определения уровня воспитанности в формировании устойчивой гражданско-патриотической позиции.

Уникальность проекта:

Учитывая, что поставленные цели и задачи не могут быть реализованы в короткие сроки, уникальность данного проекта состоит:

в его временной продолжительности,

в использовании различных форм социокультурной деятельности в процессе патриотического воспитания школьников,

в воспитание подрастающего поколения через личное знакомство и общение с людьми старшего поколения, ветеранами ВОВ.

Участники проекта :

Срок реализации проекта : январь – декабрь 2020

Тип проекта : познавательно-творческий.

Перспектива распространения проекта

Структура проекта достаточно гибка и может легко поддаваться изменению за счёт наполнения содержания.

12. Технология реализации проекта.

Проект планируется реализовать в 4 этапа

Подготовительный. Сентябрь- ноябрь 2019 г.

Разработка плана мероприятий реализации проекта. Декабрь 2019 г.

Реализация проекта январь-декабрь 2020 г.

Анализ и подведение итогов декабрь 2020 г.

Основные направления деятельности по реализации проекта.

Создание нормативной правовой базы патриотического воспитания школьников.

Совершенствование деятельности участников образовательных отношений школы в области патриотического воспитания школьников.

Система мер педагогического и ученического коллективов по совершенствованию процесса патриотического воспитания школьников.

Воздействие педагогического коллектива на пропаганду патриотизма в школьном информационном пространстве.

14. Мероприятия по реализации Проекта

Школьный смотр строя и песни

Молодецкие игры, посвящённые празднованию 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне

Учащиеся групп ВД

15 марта 2020 г.

Апрель-май 2020 г.

Возложение цветов к памятному обелиску сургутянам, ушедшим на фронт в 1941-1945 годах

Участие в городских мероприятиях

Конкурс по сборке-разборке АК-74

Учащиеся групп ВД

Фотоконкурс, посвящённый 75-й годовщине Победы в ВОВ

Городской открытый конкурс детских и юношеских хоровых коллективов

Первенство города по лёгкой атлетике

Соревнования по пулевой стрельбе

20 апреля 2020 г.

Апрель-май 2020 г.

Возложение цветов к памятному обелиску сургутянам, ушедшим на фронт в 1941-1945 годах

Данный проект разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и программой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников МБОУ средней общеобразовательной школы № 24.

Данный проект определяет основные направления патриотического воспитания обучающихся, является локальным, и рассчитан на период январь-декабрь 2020 года.

Реализация проекта приурочена к празднованию 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне.

1. Актуальность.

Актуальность темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформами школы.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи.

Патриотизм включает ряд ценностных ориентиров в систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны, служения гражданскому коллективу соотечественников. Следовательно, изначально патриотизм – это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но, и дает возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма у детей.

2. Содержание проблемы и необходимость продолжения её решения проектными методами.

Гражданско-патриотическое становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия, в духе формирования исторической культуры Родины.

При оценке нынешнего состояния патриотического воспитания детей можно выделить три основные проблемы:

- незнание обучающимися исторических событий, связанных с деятельностью не только взрослого населения, но и детей в годы Великой Отечественной войны (что привело к притупленности чувств сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, к отсутствию чувства сопереживания за судьбы людей);

- отсутствие сильной гражданской позиции, высоких личных нравственных качеств и культурных норм;

- размывание традиционных в социалистическом обществе ценностей патриотического долга.

Проект ориентирован на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.

3. Цель и задачи проекта.

Цель проекта: с оздание условий для формирования у учащихся школы патриотических чувств, уважения и гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне; формирования национального, гражданского самосознания, бережного отношения к истории своей страны, средствами социально – культурного пространства через различные формы и виды деятельности

Задачи проекта:

- формировать представления об истинных ценностях настоящего гражданина, интереса к истории своей Родины, к её героям;

- формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

- познакомить школьников с историческими фактами военных лет, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;

- познакомить с произведениями художественной литературы и с музыкой военных лет;

- воспитывать нравственно-патриотические чувства у школьников через совместные мероприятия с участием детей, родителей и педагогов.

4. Ожидаемый результат.

II. Положительная динамика участия обучающихся в конкурсах различных уровней (школьных, муниципальных, региональных) патриотической направленности.

III. Повышение уровня воспитанности в формировании устойчивой гражданско-патриотической позиции.

IV. Расширение спектра социальных партнёров среди общественных организаций по патриотическому воспитанию.

5. Основные направления работы по патриотическому воспитанию обучающихся:

- приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;

- воспитание у детей гордости за подвиги разных поколений (в том числе и их сверстников) - защитников Отечества и стремление подражать им;

- формирование ряда социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время.

6. Средства измерения результатов.

I. Фотоотчёты по итогам проведённых мероприятий на официальном сайте школы, буклеты, публикации о проведённых мероприятиях по патриотическому воспитанию.

II. Результаты анкетирования старшеклассников по методике Л.П. Эппле, руководителя Методического центра города Сызрань Самарской области для определения уровня воспитанности в формировании устойчивой гражданско-патриотической позиции.

III. Книга отзывов.

7. Уникальность проекта:

Учитывая, что поставленные цели и задачи не могут быть реализованы в короткие сроки, уникальность данного проекта состоит:

- в его временной продолжительности,

- в использовании различных форм социокультурной деятельности в процессе патриотического воспитания школьников,

- в воспитание подрастающего поколения через личное знакомство и общение с людьми старшего поколения, ветеранами ВОВ.

8. Участники проекта :

Участники образовательных отношений МБОУ СОШ № 24

9. Срок реализации проекта : январь – декабрь 2020

10. Тип проекта : познавательно-творческий.

11. Перспектива распространения проекта

Проект реалистичен. Мероприятия реализации проекта могут быть запланированы и проведены другими образовательными учреждениями города. Учащиеся других образовательных учреждений могут стать участниками мероприятий МБОУ СОШ № 24.

Структура проекта достаточно гибка и может легко поддаваться изменению за счёт наполнения содержания.

12. Технология реализации проекта.

Проект планируется реализовать в 4 этапа

Подготовительный. Сентябрь- ноябрь 2019 г.

Разработка плана мероприятий реализации проекта. Декабрь 2019 г.

Реализация проекта январь-декабрь 2020 г.

Анализ и подведение итогов декабрь 2020 г.

13. Основные направления деятельности по реализации проекта.

- Создание нормативной правовой базы патриотического воспитания школьников.

- Совершенствование деятельности участников образовательных отношений школы в области патриотического воспитания школьников.

- Система мер педагогического и ученического коллективов по совершенствованию процесса патриотического воспитания школьников.

- Воздействие педагогического коллектива на пропаганду патриотизма в школьном информационном пространстве.

14. Мероприятия по реализации Проекта

I. Информационное обеспечение

Размещение информации о реализации проекта на школьном официальном сайте

До 20 января 2020 г.

20 января 2020 г.

15 января 2020 г.

Члены школьного ученического актива

Январь-декабрь 2020 г.

Тематические выставки книг в школьной библиотеке

Январь-декабрь 2020 г.

II. Мероприятия с ученическим коллективом

27 января 2020 г.

27 января 2020 г.

Возложение цветов к памятнику воинам-интернационалистам

Школьный смотр строя и песни

Молодецкие игры, посвящённые празднованию 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне

Учащиеся групп ВД

15 марта 2020 г.

Апрель-май 2020 г.

Возложение цветов к памятному обелиску сургутянам, ушедшим на фронт в 1941-1945 годах

III. Участие в городских мероприятиях

Конкурс по сборке-разборке АК-74

Учащиеся групп ВД

Фотоконкурс, посвящённый 75-й годовщине Победы в ВОВ

Городской открытый конкурс детских и юношеских хоровых коллективов

Первенство города по лёгкой атлетике

Соревнования по пулевой стрельбе

20 апреля 2020 г.

Апрель-май 2020 г.

Возложение цветов к памятному обелиску сургутянам, ушедшим на фронт в 1941-1945 годах

Читайте также: