Доклад по логопедии в коррекционной школе

Обновлено: 25.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад

по логопедии.

Учитель-логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи учащихся, препятствующих усвоению программы обучения.

Проводит углублённое логопедическое обследование учащихся для определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта.

Комплектует группы для занятий с учётом патологии речи в период с 1по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

Планирует направления и содержание индивидуальной и групповой коррекционной работы, методической работы на учебный год.

Проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекции выявленных нарушений.

Использует разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения в рамках государственного стандарта.

Работает в тесном контакте с учителями, посещает занятия и уроки в целях выработки единой направленности работы.

Участвует в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Консультирует педагогов школы, родителей (лиц, их заменяющих) по применению методов и приёмов оказания помощи учащимся, по результатам коррекции.

Участвует в методических семинарах, педагогических советах, конференциях и других школьных мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям и подросткам, проводит пропаганду логопедических знаний.

Логопедические занятия играют важную роль в коррекционной работе .

Логопедическую помощь получают 100% нуждающихся в ней учащихся 1-7 классов.

Логопедические занятия проводятся с учащимися 1-7 классов; основные диагнозы: ОНР I - II уровней с фонетическими нарушениями; нарушение письменной речи, обусловленное ОНР.

Положительное направление в работе интерната – помимо коррекции речевых нарушений, включена коррекция высших психических функций.

В период аттестации учреждения коррекционная работа учителей-логопедов признана экспертами достаточно эффективной, так как отмечается положительная динамика.

Результаты анализа позволяют сделать выводы о высоком уровне логокоррекционной и методической работы:

Уровень диагностической и коррекционной работы педагогов школы соответствует современным научно-методическим требованиям. В образовательном учреждении разработан и внедрен комплекс целенаправленных коррекционных мероприятий, способствующих компенсации речевых и неречевых дефектов.

Учителя-логопеды школы имеют высокую профессиональную квалификацию, адекватно используют различные методы психолого-педагогического изучения детей школьного возраста, применяют современные, научно обоснованные методики коррекционного воздействия, направленные на преодоление речевой патологии и вторичных нарушений.

Календарно-тематическое планирование, организация и проведение различных видов логопедической работы (обследование устной и письменной речи, фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия) определяется программными и методическими пособиями, осуществляется своевременно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Изучение речевых умений и навыков детей специалисты умело сочетают с обследованием неречевых компонентов, применяя разнообразные методы и приемы и адекватную конкретным ситуациям обследования педагогическую технику воздействия на ребенка. Для проведения процедуры обследования каждым логопедом подготовлен и структурирован необходимый материал.

Результаты обследования, проводимые в начале учебного года, оформляются в речевой карте, что позволяет комплектовать группы, объединенные общностью дефекта, для дальнейших логопедических занятий. В конце года, при повторном обследовании, в профиле отмечается эффективность коррекционной работы с каждым учащимся.

Логопедическая документация адекватна условиям образовательного пространства данного коррекционного учреждения, отвечает современным научно-методическим требованиям.

Посещение уроков и логопедических занятий, обследование учащихся школы на I и II ступени обучения позволяют констатировать положительную динамику в преодолении речевой патологии. Проводимые мероприятия в рамках логопедической и коррекционно-развивающей работы позволяет специалистам школы добиваться оптимальных результатов в реабилитационной работе с детьми, страдающими тяжелой патологией речи.

Всеми логопедами ведется просветительская работа с родителями детей, посещающих данное учреждение. Традиционным стало проведение родительских собраний, посвященных результатам подробного психолого-педагогического обследования учащихся (в сентябре), результатам логопедической работы за полугодие (декабрь), итогам коррекционного обучения за год (май). Регулярно учителями-логопедами проводится индивидуальное консультирование родителей по вопросам коррекционной работы по преодолению речевой патологии.

Специалисты-логопеды активно участвуют в работе педагогических советов и методических объединений, проводимых на базе школы.

Опыт работы учителей-логопедов рекомендовано представить на семинарах для специалистов подобного профиля г. Москвы как в плане содержания работы (особенно программа курса по развитию психомоторики), так и как модель взаимодействия специалистов коррекционной школы от планирования до оценки результатов и коррекции программы действий.


Мониторинг развития речи учащихся (на каждый класс):

Речевые карты с направлениями работы и картами динамического наблюдения за состоянием письменной речи


Материал познакомит с признаками речевого нарушения, причинами и спецификой логопедической работы в школе.

Описание разработки

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Нарушения речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.

Основные признаки речевого нарушения:

- несоответствие речи возрастным нормам;

- речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.

Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития.

Обусловлено комплексом причин:

- рганические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)

Функциональные причины связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)

Психогенные причины воздействие эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника)

Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).

От 60%-90% учащихся начальных классов коррекционных школ имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. Как учитель-логопед могу сказать, за последние годы в первый класс коррекционных школ VIII вида поступают 100% детей имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.

Нарушения речи у детей носят системный характер т.е. затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, звукоразличие); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи);

Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы).

Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).

Доклад для начальных классов Особенности логопедической работы в коррекционной школе VIII вида

В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

Многие дети начинают произносить отдельные слова лишь на 3-5 году жизни, в речи преобладают одно-двухсложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качества предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.

Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. В 6-8 лет ответы ребенка чаще одно- двухсловные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте.

Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, что бы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.

Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых – крикливый, резкий.

При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как системное недоразвитие речи (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся.

Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.

При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся, коррекционных школ VIII вида происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм).

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

ГБС (К) ОУ РМ КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ VIII ВИДА

Особенности логопедической работы в коррекционной школе VIII вида

Учитель – логопед:

Настюшкина А.В.

Особенности логопедической работы в коррекционной школе VIII вида

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Нарушения речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.

Основные признаки речевого нарушения:

- несоответствие речи возрастным нормам;

-речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.

Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития.

Обусловлено комплексом причин:

*Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)

*Функциональные причины связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)

*Психогенные причины воздействие эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника)

*Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).

От 60%-90% учащихся начальных классов коррекционных школ имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. Как учитель-логопед могу сказать, за последние годы в первый класс коррекционных школ VIII вида поступают 100% детей имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.

Нарушения речи у детей носят системный характер т.е. затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, звукоразличие); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи);

Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы).

Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).

В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

Многие дети начинают произносить отдельные слова лишь на 3-5 году жизни, в речи преобладают одно-двухсложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качества предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.

Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. В 6-8 лет ответы ребенка чаще одно- двухсловные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, что бы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.

Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых – крикливый, резкий.

При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся.

Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.

При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся, коррекционных школ VIII вида происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают нормы.

Логопедические занятия посещают учащиеся с 1 по 7 классы.

По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей, воспитателей и родителей.

С учащимися проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

Базисный учебный план для коррекционных школ VIII вида предусматривает проведение коррекционных логопедических занятий:

1,2,3 классы – 4 раза в неделю

4,5 классы -3 раза в неделю

6,7 классы -2 раза в неделю

Длительность индивидуального занятия 20 минут, подгруппового занятия 30-40 минут.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности.

Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:

Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов. )

Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

Развитие грамматического строя речи

Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

Рекомендуется в одно занятие включать не более пяти видов работы в начальных классах, 6-7 видов работы для учащихся старших классов.

Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.

Отсутствие контроля за собственной речью, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.

Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи.

Являюсь постоянным членом школьного и районного ПМПк. Работаю в кабинете, оборудованном в соответствии с требованиями. Кабинет оснащен систематизированным диагностическим и дидактическим материалами, персональным компьютером.

Только работая в тесном сотрудничестве с учителями, воспитателями, мед. работником, а также родителями можно успешно коррегировать речевые нарушения учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Совместная работа способствует развитию познавательной деятельности воспитанников, развитию их компенсаторных возможностей, в результате которых развивается личность в целом, формируется умение жить и работать в обществе.

Войти через uID

Войти через uID

Данный материал будет полезен педагогам, работающими со школьниками с расстройствами аутистического спектра. Представлена рабочая программа для 1 класса, которая включает пояснительную записку, планируемые результаты и тематическое планирование.


Волосникова Ирина Викторовна (Публикатор)


18.08.2020

В статье рассказывается о том, как ребенок учится воспринимать зрительно и на слух целиком написанные слова, словосочетания и короткие предложения. Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, дефектологам и учителям начальной школы в коррекционной работе для обучения чтению


Переводчикова Ольга Анатольевна (Публикатор)


21.12.2018

В данной работе отражены особенности формирования и развития речи детей с интеллектуальными нарушениями, своеобразие развития лексической стороны речи, а также показаны основные пути формирования словаря учащихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Сызаненко Оксана Юрьевна (Публикатор)


13.08.2018

Календарно-тематическое планирование "Развитие сенсомоторной и когнитивной сферы у учащихся первого класса" предназначен для учителей специальных образовательных учреждений, учителей - дефектологов, психологов, учителей надомного обучения детей имеющих интеллектуальную недостаточность, и воспитателей ДОУ.


Соломаха Любовь Владимировна (solyba)


12.01.2017

Данное занятие предназначено для воспитателей, логопедов, дефектологов, работающих в старших логопедических группах с детьми с ОНР, позволяет закреплять знания и представления о сезонных явлениях осени в городе, формировать словарь существительных по теме осень, учить подбирать и употреблять описательные прилагательные.


Скулкина Юлия Борисовна (JSk)


15.12.2015

Урок составлен в соответствии с общеобразовательной программой Воронковой В.В., предназначен для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Целью урока является знакомство с первой частью произведения Б. Житкова "Про обезьянку" и краткой биографией писателя.


Яровенко Светлана Васильевна (Публикатор)


10.11.2015


Цели: автоматизация умения дифференцировать буквы У-Ю в словах, совершенствование навыка чтения и письма, повышение мотивации, познавательной активности и самостоятельности учащихся, обогащение словаря. Мультимедийная презентация содержит 19 слайдов, каждый из которых можно использовать, как часть индивидуального, группового или подгруппового занятия. При этом 17 слайд включает тестовое задание "Проверь себя".


Куляшева Оксана Игоревна (Оксана1734)


06.06.2015


Интерактивный тренажёр разработан для учащихся 3-4-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные недоразвитием фонематического восприятия.


Куляшева Оксана Игоревна (Оксана1734)


29.04.2015

Данная методика обследования устной и письменной речи построена на основе коррекционной логопедической программы для обучающихся 3 класса с логопедическим заключением: нарушение чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи средней степени при умственной отсталости.


Галкина Светлана Сергеевна (sveta8895)


17.03.2015

Цель занятия: закрепить умение детей делить слова на слоги по количеству гласных звуков, используя дидактические игры.
На протяжении всего занятия используются различные дидактические игры: Слушаем сказку про день рождения (отхлопываем количество слогов в словах). "Дарим" подарки Собаке (составляем слова из букв), Угощаем гостей, соотносим количество слогов в словах, "распутываем" слова – готовим угощение. Физминутка соответствует теме занятия. Выход детей к доске способствует снятию статического напряжения. Дидактические игры помогают привлечь и удержать внимание учащихся на протяжении всего занятия.


Шурыгина Анастасия Васильевна (Awelly)


03.02.2014

Логопедическое занятие для учащихся классов "Особый ребёнок". Закрепление знаний, умений и навыков, полученных в течение года на логопедических занятиях.


коллектив авторов (19750702)


27.11.2013


Город Сочи находится на юге России в Краснодарском крае. Расположился город на берегу Чёрного моря. Богаты и разнообразны животный, морской и растительный миры Краснодарского края.
Зимой 2014 года в Сочи пройдут Олимпийские игры.


Богатырева Татьяна Николаевна (bogat_tat)


27.10.2013

Тема занятия "Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы "Как медведь сам себя напугал". Материалы разработки раскрывают эффективность такого инновационного метода в коррекционно-логопедической работе как использование технологических карт при разработке конспекта занятия в условиях реализации ФГОС второго поколения.


Чуманова Ирина Петровна (ichumanova)


25.10.2013


Интерактивные кроссворды "Играем с Мишей" предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Цель данного ресурса - автоматизация звука [Ш] в словах. Работа с данным ресурсом обогащает словарь, учит печатать слова через использование интерактивной клавиатуры, формирует навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов, развивает неречевые психические процессы: память, восприятие, внимание и воображение.


Газизуллина Людмила Валентиновна (ЛЛЛЛЛ1713)


24.10.2013


Интерактивный тренажер разработан для учащихся 3-4-х классов коррекционной школы VIII вида, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные недоразвитием фонематического восприятия.

Цели: автоматизация умения дифференцировать звуки и буквы с-ш в словах, проверка уровня сформированности фонематического восприятия, повышение мотивации, познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Выполнен в программе Microsoft Office PowerPoint 2007.


Азарина Елена Леонидовна (elenia8862)


20.10.2013

Логопедические игры и упражнения для детей дошкольного возраста позволяют разнообразить занятие, их можно использовать как физ.минутки и как этап занятия на развитие слухового внимания, памяти, дикции.


Объедкова Анастасия Владмировна (настена1)


10.08.2013


Папиян Наталья Альбертовна (nat@ru)


11.06.2013


Данный ресурс используется для совершенствования навыка слогового анализа и синтеза, полноценного чтения и письма, активизации рече-мыслительной деятельности и самостоятельности, совершенствования способности к переключению у младших школьников-логопатов.


Шкинева Ольга Викторовна (VictoryOLGA)


04.06.2013

Конспект подгрупового занятия предназначен для детей, обучающихся во втором классе по программе VIII вида. Занятие носит игровой характер, что позволяет привлечь и удержать внимание учащихся. Конспект содержит необходимый наглядный материал. В конце занятия предусмотрена награда за старание, что также очень нравится детям. Заинтересованность детей - залог успеха.


Шурыгина анастасия Васильевна (Awelly)


01.06.2013

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ.

Нейропсихологический подход предполагает не только углубленное комплексное обследование детей, но и предлагает методы коррекции выявленных нарушений. Работая в системе, то есть совместно с учителями, друг с другом мы добиваемся успехов в обучении, воспитании и развитии детей.


Дурегина Елена Николаевна (Helen220784)


14.05.2013

Представлена методическая разработка семинара (конспект и презентация) проведенного с учителями начальных классов. в разработке предлагаются специальные логопедические упражнения на формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов с умственной отсталостью.


Мокринская Марина Михайловна (Учитель7380)


20.02.2013


Попова Ирина Анатольевна (ИринаПопова)


08.02.2013

Использование данной презентации поможет автоматизировать звук Л на этапе автоматизации звука в чистоговорках. Ученик просматривает картинку, читает саму чистоговорку, по возможности заучивает наизусть. Если ребёнок дошкольник работает с презентацией , то текст читает учитель - логопед, ребёнок повторяет.


Агельярова Елена Владимировна (ёлка0923)


18.12.2012

Данный материал предназначен для учителей-логопедов, работающих на логопунктах с разнородным контингентом детей. Особенно может стать интересен для логопедов, у которых имеются дети с ОНР.


Строкова Анастасия Александровна (настя1979)


08.12.2012

Слоговые таблицы используются на уроках и индивидуальных занятиях по логопедии для лучшего усвоения детьми материала и правильного произношения звуков. Так же дляформирования звуко-буквенного анализа и синтеза слов, а так же для формирования навыка чтения.


Родина Елена Валериевна (Алёнушка13)


18.10.2012

Презентацию рекомендуется использовать с целью автоматизации звука [с], для развития навыков фонематического восприятия и операций звукового анализа, совершенствования лексико - грамматических категорий, развития словесно-логического мышления.
Она будет полезна логопедам, учителям начальных классов и заботливым родителям.


Ермолаева Наталья Геннадьевна (Талюша)


17.10.2012


Организация предметно-развивающего пространства в кабинете логопеда с целью создания рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с дефектами речи.


Куляк Светлана Анатольевна (kuljak)


01.08.2012

Данная игра направлена на развитие зрительного восприятия и пространственных представлений, слухового и зрительного внимания, памяти и развитие фонематического слуха.


Мухина Валентина Викторовна (Тина23)


20.06.2012

Подборка дидактических игр и заданий, направленных на работу по расширению и активизации предметного и глагольного словаря по теме "Профессии".


Чуваева Наталья Николаевна (НатЧу)


11.05.2012

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель-логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи обучающихся, препятствующих усвоению программы обучения.

Большинство детей, поступающих в специальную школу, имеют речевые нарушения, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. В связи с этим, в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.

Целью логопедического сопровождения является коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

5. Оказывать помощь в преодоление трудностей в освоении обучающимися коррекционных образовательных программ;

6. Разъяснять специальные знания по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.

Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в нескольких направлениях:

1. Диагностическое – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

2. Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

3. Консультационное – создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учётом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

Рассмотрим содержание деятельности учителя-логопеда в рамках данных направлений подробнее:

Диагностическое направление предполагает: раннее выявление детей с проблемами в развитии; первичное обследование речи детей; сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии; психолого-педагогическое наблюдение за детьми раннего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи; обследование детей с тяжелыми нарушениями речи; динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы; диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.

Следует отметить, что одним из этапов диагностического направления деятельности учителя – логопеда является организационный блок его работы, включающий: подготовку логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября). На данном этапе работы систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков); иллюстрированный и раздаточный материал для занятий. Проводится анализ результатов диагностики. Изучаются медицинские карты обучающихся, для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года). Определяется стратегия коррекционно-педагогического процесса в образовательной организации – планирование работы на год. Составляется график, и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда. Осуществляется выбор способа организации учебного процесса: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с обучающимися. Обеспечение документацией.

Коррекционно-развивающее направление деятельности учителя – логопеда проводится, в соответствии с логопедическими заключениями, непосредственно с обучающимися зачисленными на логопедические занятия, в течение всего учебного года.

На логопедические занятия зачисляются обучающиеся, имеющие системное недоразвитие речи при лёгкой и умеренной умственной отсталости.

Коррекционно-развивающее направление деятельности учителя-логопеда включает: Включает коррекционно-развивающие занятия:

Индивидуальные занятия. Основная цель - подбор и проведение комплекса упражнений, направленных на устранение специфических нарушений, установление эмоционального контакта и индивидуального подхода с учетом личностных особенностей ребенка.

Подгрупповые занятия. Основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять

упражнения в заданном темпе.

Фронтальные занятия. Организуется совместная работа, обеспечивающая межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, из обучающихся одного класса. Наполняемость групп составляет 3– 6 обучающихся. Продолжительность группового занятия - 25 – 35 минут, индивидуального – 15 минут на ребёнка.

Методы: словесные, практические, наглядные.

Технологии: коррекционно-развивающие технологии; личностно ориентированное обучение; здоровьесберегающие технологии; дифференцированный подход в обучении; игровые технологии; ИКТ - технологии.

В значительной степени отличает работу учителя-логопеда в специальной школе то, что нарушения речи у обучающихся с умственной отсталостью с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно – логопедической работы превышает время работы с их нормально развивающимися сверстниками. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля над речью, у детей низкий уровень активности и работоспособности.

Для повышения мотивации обучающихся, для осуществления эффективного коррекционного процесса нами был создан и продолжает пополняться комплекс практических материалов по коррекции речевых нарушений с использованием интерактивных форм обучения (презентации, игры).

В ходе коррекции одновременно реализовывается задача социализации обучающихся.

В тоже время ничто не заменит и живого общения. Проводится комплекс мероприятий, которые помогают развивать связную речь детей, учиться культуре общения с разными людьми разных возрастных категорий. Это фронтальные занятия, логопедические праздники, – всё это помогает детям социализироваться.

Консультационное направление деятельности учителя-логопеда предполагает: оказание консультативной помощи родителям обучающихся с СНР; В работах А.В. Запорожца, Л.И.Божович, М.И.Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общение ребенка со взрослыми является основой его психического развития. Еще Л.С.Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения происходит полноценное развитие его личности, его социализация.

Работа с обучающимися, имеющими системное недоразвитие речи, должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального учреждения и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей на современном этапе очень велика и актуальна.

Проблема социальной помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, не нашли пока широкого освещения в научной и популярной литературе.

Таким образом, целенаправленное комплексное системное логопедическое воздействие, основанное на взаимодействии всех участников коррекционного процесса с использованием современных технологий, позволяет повысить мотивацию детей и более эффективно корректировать речевые нарушения и как итог, помочь ребенку легче социализироваться и адаптироваться в обществе.

Читайте также: