Доклад на тему личностные качества учителя дефектолога
Обновлено: 25.06.2024
Педагог-дефектолог — это почти всегда человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Ему свойственна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки им процессов, происходящих в социальном и духовном мире и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни общества.
Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребенку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нормальному большинству общества — среде, в которую должны включаться его воспитанники, и к себе самому как деятельной личности, от которой решающим образом зависит успешность положительных перемен в жизни тех, кому он себя посвятил. Неотъемлемыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефек-толога являются выдержка, терпение, терпимость. Результаты его профессиональной деятельности зачастую весьма и весьма отсрочены во времени, и только уверенность в благоприятном исходе своей работы дает ему силы и вдохновение трудиться дальше, довольствуясь сиюминутными достижениями. Терпение дефектоло-гу нужно во всем: и в том, чтобы спокойно и доброжелательно выслушивать устные высказывания глухих детей или детей с теми или иными нарушениями речи, интеллекта и добиваться от них внятного произношения; и в том, чтобы достичь расширения двигательных возможностей ребенка с ДЦП; и в том, чтобы завоевать доверие семьи, имеющей младенца с нарушением в развитии, и научить ее членов быть для малыша главными воспитателями.
Профессиональный опыт обеспечивает педагогу-дефектологу возможность квалифицированной деятельности в разных коллективах, среди различных социальных групп — учащихся, воспитанников и их родителей, студентов, коллег, молодежи, конфессиональных и общественных (в том числе родительских) организаций, обществ, объединений и др.
Сферами его деловой профессиональной компетенции являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, образовательная и социально-педагогическая деятельность, участие в психологической и психотерапевтической помощи, специальное педагогическое просвещение, организация и руководство образованием, преподавание в вузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, научно-исследовательская деятельность в области специальной педагогики.
Дефектолог редко ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Область его профессиональных интересов такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Учится специальный педагог всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, с единомышленниками, с родителями детей, имеющих нарушения развития.
Трудовая деятельность в специальной педагогике относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредности-
ми, оказывающими отрицательное влияние на здоровье работающего в этой сфере. Существуют противопоказания к данному виду занятости для тех, у кого имеются какие-либо отклонения в здоровье, а также для тех, у кого выявляется несоответствие собственной личностной психограммы профессиональной психограмме дефектолога. Сам его труд, вся форма его жизнедеятельности предъявляют повышенные требования и к общему состоянию здоровья, и к состоянию органов зрения, слуха, нервной, сердечнососудистой и иммунной систем.
Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (среди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостатками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, общения). Специалистам, и безусловно логопедам, необходимо обладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением.
Важнейшие черты профессионального характера педагога-де-фектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эм-патия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.
Немного найдется профессий, результаты деятельности в которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и для его семьи, когда человек обретает возможность жить нормальной достойной жизнью — играть и учиться, общаться с родителями, дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться стать взрослым человеком, нужным своей Родине, — это подлинное чудо, и создано оно трудом и умом, руками и повседневными усилиями педагога-дефектолога.
Контрольные вопросы и задания
1. Когда в истории образования началась подготовка педагогов-де-фектологов? Для работы с какими детьми сначала готовили педагогов-дефектологов? Почему?
2. Назовите педагогические специальности, по которым сегодня можно получить работу в системе специального образования.
3. Каково содержание профессионального образования педагога-де-фектолога?
4. Какими личностными профессионально значимыми качествами
должен обладать педагог-дефектолог?
5. Ознакомьтесь с содержанием образования, представленным в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по вашей специальности. Постройте логические схемы в направлении от формирующих дисциплин к формируемым. Сравните полученные схемы с учебным планом, по которому вы учитесь.
6. Перечислите те личностные и профессиональные качества педаго-га-дефектолога, которые представляются особенно значимыми именно для вас. Объясните, почему.
7. Какие противопоказания существуют для работы учителем-дефек-тологом? Находите вы у себя какое-либо из указанных противопоказаний?
Литература для самостоятельной работы
Агавелян Р. О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. — Новосибирск, 1999.
Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. — М., 2004.
Назарова Н. М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. — М., 1992.
Основы управления специальным образованием: учеб. пособие / под ред. Д. С. Шилова. — М, 2001.
Профессиональная культура учителя / под ред. В. А. Сластенина. — М., 1993.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М., 1983.
Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественной теории личности. — Ростов н/Д, 1995.
Аби I. A6ci|> Абсцч
Авк.и Авт<>|,( Авто ви i Агрг. ■ Адам.
Адат Адат 2.1(1 Aki in j
Анап Аном Аном I ' Ан i |и Ан1|н
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Развитие-представлений о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли.
2. Влияние философских идей и концепций XX в. на развитие гуманистических тенденций в специальной педагогике и образовании.
3. Философские и социокультурные основы процесса образовательной и социальной интеграции.
4. Общая педагогика и специальная педагогика: от дифференциации к интеграции педагогического знания.
5. Развитие понятийного аппарата специальной педагогики.
6. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
7. Международные правовые основы, подтверждающие права и свободы человека с ограниченными возможностями.
8. Российские правовые основы в области прав и свобод человека с ограниченными возможностями.
9. Значение специальной психологии для развития специальной педагогики и специального образования, а также для дальнейшего развития психологии.
10. Значение биологических и медицинских знаний для дальнейшего развития специальной педагогики.
11. Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и современное состояние (возможно на материале своего региона).
12. Содержание специального образования: общее и особенное в сравнении с массовой системой образования.
13. Школьный учебник в системе специального образования: назначение, общее и особенное в сравнении с массовой системой образования.
14. Реализация специальных дидактических принципов в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
15. Общее и особенное в воспитании детей с ограниченными возможностями.
16. Формирование средствами воспитания интеграционной готовности в школьной и социальной среде.
17. Интеграция (включенное образование) как новая организационная форма образования для детей с ограниченными возможностями.
18. Формы организации и содержание оздоровительной работы в системе специального образования.
19. Адаптивная физическая культура в специальном образовании.
20. Формы организации и содержание досуга для детей с ограниченными возможностями.
21. Современные специальные средства обеспечения образовательного процесса.
22. Информационные технологии в специальном образовании.
23. Содержание и организация социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями.
24. Социальный этикет как норма социального взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности.
25. Содержание профессиональной деятельности педагога-дефектолога.
26. Профессионально значимые личностные качества педагога-дефектолога.
27. Общее и особенное в обучении, развитии и саморазвитии человека с особыми образовательными потребностями.
28. Гуманистические образовательные системы и специальная педагогика.
29. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире культуры, науки, искусства, политики (по выбору).
30. Люди с ограниченными возможностями в качестве героев современного кинематографа.
31. Человек с ограниченными возможностями в художественной литературе — отечественной и зарубежной.
32. Перспективные направления развития специальной педагогики и специального образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Общие вопросы теории специальной педагогики. 6
1.1. Специальная педагогика и общая педагогика. 6
1.2. О понятийном аппарате специальной педагогики. 13
1.3. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. 31
1.4. Систематика специальной педагогики и статистика специального образования 34
1.4.1. Классификации нарушений развития. 34
1.4.2. Статистика специального образования. 36
1.5. Предметные области современной специальной педагогики. 40
Глава 2. Философия и специальная педагогика. 44
2.1. Философские основания специальной педагогики. 44
2.2. Этические основы специальной педагогики . 59
Глава 3. Социологические и социокультурные основы специальной
педагогики. 68
3.1. Социологические основы специальной педагогики . 68
3.2. Специальное образование людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности как социокультурный феномен 76
и образовательная интеграция. 88
Глава 4. Правовые основы специального образования. 93
4.1. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека 93
4.2. Право на образование в системе прав и свобод человека. 95
4.3. Государственно-правовые основы социальной политики России
по защите прав инвалидов. 107
Глава 5. Медико-биологические основы специальной педагогики. 121
5.1. Общепатологические аспекты. 121
5.2. Клинические аспекты. '. 132
5.2.1. Профилактика. 132
5.2.2. Диагностика. 134
5.2.3. Клинические аспекты абилитации и реабилитации. 138
Глава 6. Психологические основы специальной педагогики. 143
6.1. Предмет и задачи специальной психологии. 143
6.2. Проблема компенсации в психологии. 144
6.3. Общие и специфические закономерности психического развития . 157
6.4. Диагностика в специальной психологии . 167
Глава 7. Психолингвистические основы специальной педагогики. 174
7.1. Развитие речи в онтогенезе. 174
7.2. Функции речи. 181
Глава 8. Экономические проблемы специального образования. 189
8.1. Краткая история благотворительности. 189
8.2. Экономическая политика СССР в отношении специального образования 191
8.3. Проблемы экономического обеспечения специального образования 193
Глава 9. Методология и методы научного познания в специальной
педагогике. 197
9.1. Методология научного познания в специальной педагогике . 197
9.1.1. Становление методологии научного познания
в гуманитарных науках. 197
9.1.2. Современные методологические основания специальной
педагогики — общефилософские, общенаучные
и частнонаучные. 201
9.2. Методы научных исследований в специальной педагогике. 216
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ
С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Глава 10. Особые образовательные потребности и содержание
специального образования. 225
10.1. Обучение, развитие, саморазвитие. 225
10.2. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия 228
Глава 11. Принципы специального образования. 233
Глава 12. Формы организации специального образования. 243
12.1. Организация специального образования в структуре
специальных (коррекционных) образовательных учреждений . 243
12.2. Развитие организационных форм специального образования —
интеграция и дифференциация. 246
Глава 13. Воспитание в системе специального образования. 257
13.1. Воспитание как составная часть специального образования. 257
13.2. Содержание воспитания. 262
13.3. Общие и специальные принципы воспитания детей
с ограниченными возможностями. 269
13.4. Методы воспитания. 277
13.5. Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов. 281
Глава 14. Обучение в системе специального образования. 286
14.1. Дидактические принципы специального обучения . ,286
14.2. Обучение и учение в специальном образовании. 292
14.3. Технологии и методы специального обучения. 295
14.4. Средства обеспечения учебного процесса в системе специального образования 301
Глава 15. Педагог системы специального образования:
профессиональная деятельность и личность. 317
15.1. Краткая история становления профессиональной подготовки дефектологов 317
ГОСТ
Педагог-дефектолог – это специалист педагогической сферы деятельности, занимающийся обучением, воспитанием и развитием детей с различными отклонениями в развитии, разной степенью ограниченных возможностей и вариативными образовательными потребностями.
Роль данного специалиста сводится к построению специального образовательного пространства, с особыми условиями функционирования, ориентированными на удовлетворение образовательных потребностей учащихся с отклонениями в развитии. Без специальных условий их полноценное развитие попросту невозможно.
Поскольку, отклонений в развитии огромное множество, то и знания педагога-дефектолога должны быть обширными, а подходы к реализации образовательной деятельности – многогранными.
Разновидности дефектологических специальностей
Существуют следующие разновидности специальностей дефектологической направленности:
- Олигофренопедагог. Он занимается обучением детей с умственными недостатками развития – умственная отсталость, интеллектуальная недостаточность.
- Сурдопедагог. Он обучает детей с нарушениями слуха – слабослышащие, неслышащие.
- Логопед. Он проводит занятия, логопедическую терапию, ориентированную на коррекцию, устранение речевых патологий разного рода. Они являются следствием иных отклонения развития или же существуют в качестве отдельного дефекта развития.
- Тифлопедагог. Занимается обучением детей с нарушениями зрения.
Готовые работы на аналогичную тему
Педагоги-дефектологи работают в специализированных учебных заведениях, деятельность которых связана с обучением детей по специальным коррекционным программам т.е. обучение реализуется в условиях наличия того или иного отклонения в развития и необходимости его коррекции для полноценного усвоения образовательной программы. Также, дефектологи работают с дошкольника в ДОУ и в реабилитационных центрах с людьми разных возрастов. Здесь их деятельность связана с оказанием помощи в восстановлении после перенесенных заболеваний, полученных травм, приведением психоэмоционального состояния и интеллектуального развития в норму.
Основные требования к профессиональному развитию педагога – дефектолога
Специфика данной сферы деятельности выдвигает перед педагогом определенные задачи. Их реализация требует конкретных профессиональных знаний и навыков.
Педагогу-дефектологу необходимо владеть знаниями в области:
- Возрастной динамики развития детей и ее особенностей;
- Специфики педагогических приемов и методов, используемых в разные возрастные этапы развития ребенка и, ориентированных на определенные направления развития;
- Анатомических, физиологических и клинически основ дефектологии;
- Методов и приемов коррекционного обучения;
- Программных требований в области обучения детей с отклонениями в развитии;
- Методических основ коррекционного обучения;
- Передового дефектологического опыта деятельности;
- Инновационных технологий дефектологического обучения и достижений педагогической науки в целом;
- Современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного и развивающего обучения.
Однако, знания – это далеко не все в профессии педагога-дефектолога. Для успешной работы, ему требуется владение следующими навыками:
- Проектировка образовательного процесса, ориентированного на обучение детей конкретного уровня физического, умственного развития, функционирования психоэмоциональной сферы;
- Корректировка образовательной программы, индивидуальных образовательных маршрутов в зависимости от достигнутого уровня развития детей с ограниченными возможностями;
- Проведение психолого-педагогической диагностики уровня развития учащихся на всех этапах обучения;
- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов коррекционной направленности;
- Разработка коррекционной образовательной среды, ее наполнение необходимыми компонентами, ориентированными на удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся, активизацию их познавательной, физической, психической сферы личности с особыми образовательными возможностями;
- Оказание консультационных услуг учащимся и родителям в области решения их трудностей в обучении и развитии, воспитании детей с ограниченными возможностями, а также плодотворного вливания в социальную среду.
В ходе своей деятельности педагог-дефектолог формирует определенный профессиональный опыт, который необходимо поддерживать и развивать, посредством самообразовательной деятельности, изучения передового опыта работы педагогов-дефектологов всего мира, а также, прохождения специальных курсов повышения квалификации педагогов системы специального образования.
Профессионально значимые личностные качества педагога-дефектолога
Помимо требований к профессиональной подготовке педагога-дефектолога, имеются определенные требования к его личности.
Как и любом у педагогу, дефектологу необходимо обладать педагогическим тактом, быть порядочным, честным, любить детей и свою профессию, выносливым, стрессоустойчивым, сдержанным, терпимым, способным к сопереживанию, участливым и др.
Эти свойства необходимы не только педагогам, не только дефектологам, но и обычным людям, специалистам иных профессий.
Что касается профессионально значимых личностных качеств, требуемых для успешной реализации своей профессиональной деятельности, то педагог-дефектолог должен обладать:
Педагог-дефектолог — это почти всегда человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Ему свойственна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки им процессов, происходящих в социальном и духовном мире и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни общества.
Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребенку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нормальному большинству общества — среде, в которую должны включаться его воспитанники, и к себе самому как деятельной личности, от которой решающим образом зависит успешность положительных перемен в жизни тех, кому он себя посвятил. Неотъемлемыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефек-толога являются выдержка, терпение, терпимость.
Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (среди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостатками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, общения). Специалистам, и безусловно логопедам, необходимо обладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением.
Важнейшие черты профессионального характера педагога-де-фектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эм-патия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.
Немного найдется профессий, результаты деятельности в которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и для его семьи, когда человек обретает возможность жить нормальной достойной жизнью — играть и учиться, общаться с родителями, дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться стать взрослым человеком, нужным своей Родине, — это подлинное чудо, и создано оно трудом и умом, руками и повседневными усилиями педагога-дефектолога.
Педагог-дефектолог — это почти всегда человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Ему свойственна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки им процессов, происходящих в социальном и духовном мире и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни общества.
Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребенку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нормальному большинству общества — среде, в которую должны включаться его воспитанники, и к себе самому как деятельной личности, от которой решающим образом зависит успешность положительных перемен в жизни тех, кому он себя посвятил. Неотъемлемыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефек-толога являются выдержка, терпение, терпимость.
Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (среди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостатками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, общения). Специалистам, и безусловно логопедам, необходимо обладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением.
Важнейшие черты профессионального характера педагога-де-фектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эм-патия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.
Немного найдется профессий, результаты деятельности в которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и для его семьи, когда человек обретает возможность жить нормальной достойной жизнью — играть и учиться, общаться с родителями, дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться стать взрослым человеком, нужным своей Родине, — это подлинное чудо, и создано оно трудом и умом, руками и повседневными усилиями педагога-дефектолога.
Современный учитель-дефектолог должен понимать, что даже самый незначительный результат - это уже результат. Даже если вы бились над этим результатом долгое время. Все дети разные. Для меня важен путь каждого ребенка, я стараюсь, чтобы было интересно и радостно познавать новое. Я хорошо понимаю, что мне нужно быть подготовленной по разным направлениям, владеть в совершенстве современными методиками и педагогическими технологиями. Владеть всем арсеналом стандартных и новых методов работы. Важно уметь объяснить, рассказать заинтересовать, где - то быть актером!
Мне важен даже незначительный результат и получить его помогают современные методики : песко-терапия, арт-терапия, музыка, фито-терапия, сенсорная, холдинг терапия, АВА, ПЭКС, НЛП, методики Монтессори, Домана, Кюизнеа, Дьенеша, Сегена, Зайцева, Никитина, Нумикон, фокушарики, кинезеологические упражнения и упражнения на развитие межполушарных связей и многое другое. Все это я использую в работе. И хочется сказать спасибо ученым, учителям – новаторам, которые разрабатывают такие полезные на практике материалы.
Мир меняется, развивается, и в помощь учителю - дефектологу в настоящее время приходят и технические средства обучения, специализированные компьютерные программы, интерактивные доски, планшеты, синтезаторы речи для детей с особыми образовательными потребностями. И не чуть не меньше остаются интересными книги, картинки, кубики, предметы - заместители, пособия, сделанные своими руками для конкретной ситуации. Важно не забывать, что не только методические пособия являются обучающей средой, но и природа, люди, ситуации, события - это всё развивающая среда для ребенка. Главное - научить его видеть эти возможности, верить в себя, доверять педагогам, взаимодействовать с другими людьми.
Личностные качества профессионала для современного учителя-дефектолога очень важны. Чтобы быть хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Учитель-дефектолог должен быть внимательным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, получать удовольствие от работы с детьми. Для успешной работы необходимо иметь хорошую память, высокие коммуникативные способности. Нужна грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, стрессоустойчивость, крепкая нервная система. Педагог сам должен уметь учиться и использовать свои знания на практике. Обучение, развитие, поддержка требуются не только детям, с которыми работает учитель – дефектолог, но и родителям. Если семья ребенка становится на сторону интересов ребенка, доверяет специалисту, не стремится угодить надуманным социальным стереотипам, тогда совместные усилия будут очень эффективными и родители будут меньше испытывать стресс. Ребенок будет расти в атмосфере добра и участия. Сильнее всего испытывают стресс молодые родители, имеющие небольшой жизненный опыт. И именно такие семь в настоящее время нуждаются в поддержке в наибольшей степени.
Система дошкольного образования в России - одна из самых эффективных во всей мировой практике. И все это благодаря тому, что предусмотрен комплексный системный подход к дошкольному детству. Учитель – дефектолог является частью этой системы.
Из-за целого ряда неблагоприятных факторов всё чаще на свет появляются дети с теми или иными проблемами в развитии. Число таких детей, к сожалению, постоянно растет, поэтому профессия учителя-дефектолога в современном мире очень актуальна и востребована.
Дефектолог рекомендует. Практические рекомендации по формированию способности управлять своим поведением у ребенка с ОВЗ ДЕФЕКТОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ.
Формирование педагогом детского сада, учителем начальной школы и родителями личности ребенка. Выявление факторов влияния личностных качеств педагога на развитие социально-педагогической запущенности у детей. Общее представление о педагоге-дефектологе.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.03.2015 |
Размер файла | 23,5 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Реферат на тему:
Личность педагога-дефектолога в системе образования лиц с ЗПР
Выпонила: Бычкова Дарья
Социальная и психологическая защищенность, высокий мировоззренческий и профессиональный уровень, в котором отражена гуманистическая направленность личности педагога на ребенка и готовность к взаимодействию с ним, является одним из условий успешной коррекции развития детей с теми или иными дефектами. Следовательно, требуется разработка системы психологического сопровождения и поддержки этой категории работников, прежде всего, - в процессе формирования и реализации профессиональной карьеры, в оказании психологической помощи, а в некоторых случаях и реконструкции личности педагога, работающего с аномальными детьми.
В последние годы под влиянием развития психологических исследований сформировалось понимание профессиональной деятельности педагога как целостной системы, обусловленной не только влиянием социальной среды, но и уровнем активности личности учителя.
Известно, что особенности общения ребенка со взрослыми являются основополагающей детерминантой психического развития как в онто-, так и в дизонтогенезе. Ряд авторов, изучающих влияние личностных качеств воспитателя на формирование личности ребенка, признает недостаточную разработанность этой проблемы в практическом плане. Опросы воспитателей детских садов показывают, что большинство педагогов склонны высоко оценивать роль личности в педагогической деятельности. Из них 20 % придают значение методике, технологиям, 10 % - личностным особенностям воспитателя и 30 % склонны соединять и то и другое.
Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия (М. И. Лисина). Таким образом, и в общении со сверстниками до конца дошкольного возраста ведущей фигурой остается взрослый.
Воспитатель детского сада, учитель в начальной школе формирует рядом и вместе с родителями личность ребенка. Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с ним. Особенно актуально звучит эта тематика в контексте воспитания детей с задержками в развитии, так как успешность преодоления отставаний в развитии во многом зависит от ощущения себя успешным, способным.
Работы ряда исследователей, изучавших особенности эмоциональных реакций, вызываемых у дошкольника оценками взрослых, выявили специфические сдвиги физиологических показателей эмоций (изменение частоты пульса, мышечное напряжение и т. д.), сопровождавшиеся изменением эффективности выполнения задания и общей стратегии поведения. Оценка воспитателя, его отношение помогают дошкольнику оценить сверстника и себя, соотнести результаты своей деятельности и других детей, и особенно важна положительная оценка для детей с дефектами развития. Мнение воспитателя сказывается даже на тех оценках детьми своих сверстников, которые, казалось бы, находятся за пределами его влияния, оно служит для дошкольников своеобразной точкой отсчета, позволяет сформировать позитивную самооценку и самопринятие.
Однако ряд личностных качеств педагога могут прямо или косвенно способствовать развитию социально-педагогической запущенности у детей. Выявлены следующие факторы такого влияния:
? Фактор личностной тревожности и сверхконтроля поведения со стороны педагога через доминирование или гиперопеку, который ведет к снижению социальной активности ребенка и затрудняет формирование его субъектности.
? Фактор преимущественного развития вербального интеллекта у педагогов и, как следствие, преобладание в их работе словесных форм обучения и воспитания, входящей в противоречие с неразвитостью вербального интеллекта у запущенных детей, негативно отражающейся на результатах учебной деятельности.
? Фактор поведенческой агрессивности педагогов на фоне неадекватной самооценки означает, что они неосознанно провоцируют ответные реакции детей.
? Фактор равнодушия, формального отношения к чувствительному, несбалансированному и незащищенному ребенку разрушает личностно-эмоциональное общение, не способствует решению проблем ребенка.
На возникновение и развитие социально-педагогической запущенности детей могут влиять такие личностные особенности педагогов, как: повышенная изменчивость настроения, утомляемость, раздражительность, нерешительность и тревожная мнительность, сверхконтроль, эмоциональная холодность, а также низкий уровень сензитивности, открытости, стремления привлечь к себе внимание детей.
Нередко в силу различных причин педагоги перестают быть интересными для детей, не являются примером для подражания в интеллектуальной деятельности, не развивают умственные их способности.
На основе проведенных исследований можно сделать вывод, что негармоничное развитии личности педагога, отсутствие самопринятия, самоуважения, способности видеть свою жизнь целостной, возможности жить настоящим снижают фактор педагогического влияния.
Для воспитателей детских садов, по мнению Р. В. Овчаровой, особенно актуальной является проблема повышения педагогического мастерства, поскольку по многим показателям развития профессиональных качеств они не достигают зоны оптимальности. Профессиональная некомпетентность ведет к низкому качеству педагогического процесса, является неэффективной для обычных детей, а у педагогически запущенных, проблемных детей, приводит к демотивации познания и учения, недоразвитию познавательных интересов, неовладению учебной деятельностью в целом.
Нам представляется, что разрушительные последствия влияния этих факторов еще более будут усугублять ситуацию развития аномального ребенка, вызывая появления вторичных эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с задержкой психического развития, явлениями аутизма, минимальной мозговой дисфункцией и др., тем самым не только не способствуя, но и препятствуя преодолению отставания и асинхроний в развитии.
Таким образом, ориентация педагога на личностную модель взаимодействия создает предпосылки для отказа от стереотипов профессиональной деятельности, способствует его открытости позитивному отношению к детям, оптимальному формированию их личности.
На современном этапе осуществляются попытки составить профессиограмму специального педагога (Н. М. Назарова, Б. П. Пузанов, С. Г. Шевченко, Р. О. Агавелян и др.). Общее представление о педагоге-дефектологе описано у Н. М. Назаровой:
1. Мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих на место и роль людей с особыми общеобразовательными потребностями в жизни общества. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе человека с отклонениями в развитии.
3. Социальная активность: педагог-дефектолог должен постоянно обучаться, развивать и совершенствовать свой профессиональный опыт и делиться им с коллегами, единомышленниками, родителями. Сфера его профессиональной деятельности такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении к субъекту педагогического воздействия, и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники педагога-дефектолога, и к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с отклонениями в развитии.
4. Требования к состоянию здоровья. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на состояние здоровья. В связи с этим существуют противопоказания к данному виду труда тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья и значительное несоответствие личной психограммы профессиональной психограмме педагога-дефектолога. Особые требования предъявляются к состоянию здоровья органов слуха, зрения, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем. Необходимы физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушения слуха должна быть его полная компенсация в социальном плане (речь, мышление, общение). Специалистам и, безусловно, логопедам, необходимо иметь правильную речь и бездефектное произношение звуков. педагог личность дефектолог запущенность
Таким образом, Н. М. Назарова в качестве основных требований к педагогу-дефектологу определяет систему знаний и умений, гуманистическое мировоззрение, требования к личностным качествам и состоянию здоровья и активность личности.
Подобные документы
Специфика социально-педагогической запущенности ребенка, механизмы ее влияния на формирование особенностей его личности. Принципы построения методов комплексной диагностики, профилактики, коррекции социально-педагогической запущенности в детском возрасте.
курсовая работа [70,4 K], добавлен 12.01.2014
Определение роли воспитателя в развитии личности ребенка. Характеристика личности педагога. Структура мастерства воспитателя. Классификация социально-психологических качеств педагога - специальных (профессиональных) и личностных нравственно-волевых.
контрольная работа [242,0 K], добавлен 09.11.2014
Педагогическое мастерство как профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Личность педагога в традиционной системе обучения. Профессионализм учителя, включающий в себя ряд личностных качеств, таких как моральные и нравственные аспекты.
реферат [19,8 K], добавлен 18.12.2010
Демократическое направление в педагогической системе К. Ушинского, его вклад в развитие мировой педагогики как науки. Проблема личности в системе образования. Видение личности учителя ученым-педагогом. Значение педагога в процессе обучения и воспитания.
курсовая работа [42,9 K], добавлен 16.05.2016
Формы и методы работы социального педагога с родителями, его функциональные обязанности. Система социально-педагогической деятельности социальных педагогов. Взаимодействие социального педагога с классными руководителями. Защита прав ребенка в школе.
Читайте также: