Доклад на тему личностные качества учителя дефектолога

Обновлено: 25.06.2024

Педагог-дефектолог — это почти всегда человек с особым скла­дом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Ему свойственна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными воз­можностями жизнедеятельности.

Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога явля­ется результатом осмысления и личностной оценки им процес­сов, происходящих в социальном и духовном мире и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребно­стями в жизни общества.

Оптимизм профессионала проявляется в его социально актив­ном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ре­бенку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нор­мальному большинству общества — среде, в которую должны вклю­чаться его воспитанники, и к себе самому как деятельной лично­сти, от которой решающим образом зависит успешность положи­тельных перемен в жизни тех, кому он себя посвятил. Неотъемле­мыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефек-толога являются выдержка, терпение, терпимость. Результаты его профессиональной деятельности зачастую весьма и весьма отсро­чены во времени, и только уверенность в благоприятном исходе своей работы дает ему силы и вдохновение трудиться дальше, довольствуясь сиюминутными достижениями. Терпение дефектоло-гу нужно во всем: и в том, чтобы спокойно и доброжелательно выслушивать устные высказывания глухих детей или детей с теми или иными нарушениями речи, интеллекта и добиваться от них внятного произношения; и в том, чтобы достичь расширения двига­тельных возможностей ребенка с ДЦП; и в том, чтобы завоевать доверие семьи, имеющей младенца с нарушением в развитии, и научить ее членов быть для малыша главными воспитателями.

Профессиональный опыт обеспечивает педагогу-дефектологу возможность квалифицированной деятельности в разных коллек­тивах, среди различных социальных групп — учащихся, воспи­танников и их родителей, студентов, коллег, молодежи, конфес­сиональных и общественных (в том числе родительских) органи­заций, обществ, объединений и др.

Сферами его деловой профессиональной компетенции явля­ются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и кон­сультирование, образовательная и социально-педагогическая дея­тельность, участие в психологической и психотерапевтической по­мощи, специальное педагогическое просвещение, организация и руководство образованием, преподавание в вузе или среднем спе­циальном педагогическом учебном заведении, научно-исследова­тельская деятельность в области специальной педагогики.

Дефектолог редко ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Область его профессиональных интересов такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участ­ником социальных акций милосердия, благотворительности, за­щиты прав людей с ограниченными возможностями жизнедея­тельности.

Учится специальный педагог всю жизнь. Он развивает и совер­шенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, с единомышленниками, с родителями детей, имею­щих нарушения развития.

Трудовая деятельность в специальной педагогике относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредности-

ми, оказывающими отрицательное влияние на здоровье работаю­щего в этой сфере. Существуют противопоказания к данному виду занятости для тех, у кого имеются какие-либо отклонения в здо­ровье, а также для тех, у кого выявляется несоответствие соб­ственной личностной психограммы профессиональной психограм­ме дефектолога. Сам его труд, вся форма его жизнедеятельности предъявляют повышенные требования и к общему состоянию здо­ровья, и к состоянию органов зрения, слуха, нервной, сердечно­сосудистой и иммунной систем.

Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устой­чивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (сре­ди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостат­ками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, об­щения). Специалистам, и безусловно логопедам, необходимо об­ладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением.

Важнейшие черты профессионального характера педагога-де-фектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эм-патия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.

Немного найдется профессий, результаты деятельности в ко­торых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и для его семьи, когда человек обретает возможность жить нормальной достойной жизнью — играть и учиться, общаться с родителями, дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться стать взрослым челове­ком, нужным своей Родине, — это подлинное чудо, и создано оно трудом и умом, руками и повседневными усилиями педагога-дефектолога.

Контрольные вопросы и задания

1. Когда в истории образования началась подготовка педагогов-де-фектологов? Для работы с какими детьми сначала готовили педагогов-дефектологов? Почему?

2. Назовите педагогические специальности, по которым сегодня можно получить работу в системе специального образования.

3. Каково содержание профессионального образования педагога-де-фектолога?

4. Какими личностными профессионально значимыми качествами
должен обладать педагог-дефектолог?

5. Ознакомьтесь с содержанием образования, представленным в Го­сударственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по вашей специальности. Постройте логические схемы в направлении от формирующих дисциплин к формируемым. Сравните полученные схемы с учебным планом, по которому вы учитесь.

6. Перечислите те личностные и профессиональные качества педаго-га-дефектолога, которые представляются особенно значимыми именно для вас. Объясните, почему.

7. Какие противопоказания существуют для работы учителем-дефек-тологом? Находите вы у себя какое-либо из указанных противопоказа­ний?

Литература для самостоятельной работы

Агавелян Р. О. Социально-перцептивные особенности личности педа­гога специальной школы в профессиональной деятельности. — Новоси­бирск, 1999.

Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. — М., 2004.

Назарова Н. М. Развитие теории и практики дефектологического об­разования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспекти­вы профессиональной подготовки. — М., 1992.

Основы управления специальным образованием: учеб. пособие / под ред. Д. С. Шилова. — М, 2001.

Профессиональная культура учителя / под ред. В. А. Сластенина. — М., 1993.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М., 1983.

Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественной теории личности. — Ростов н/Д, 1995.

Аби I. A6ci|> Абсцч

Авк.и Авт<>|,( Авто ви i Агрг. ■ Адам.

Адат Адат 2.1(1 Aki in j

Анап Аном Аном I ' Ан i |и Ан1|н

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Развитие-представлений о человеке с ограниченными возможно­стями жизнедеятельности в истории философской мысли.

2. Влияние философских идей и концепций XX в. на развитие гумани­стических тенденций в специальной педагогике и образовании.

3. Философские и социокультурные основы процесса образователь­ной и социальной интеграции.

4. Общая педагогика и специальная педагогика: от дифференциации к интеграции педагогического знания.

5. Развитие понятийного аппарата специальной педагогики.

6. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

7. Международные правовые основы, подтверждающие права и сво­боды человека с ограниченными возможностями.

8. Российские правовые основы в области прав и свобод человека с ограниченными возможностями.

9. Значение специальной психологии для развития специальной педа­гогики и специального образования, а также для дальнейшего развития психологии.

10. Значение биологических и медицинских знаний для дальнейшего развития специальной педагогики.

11. Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и современное состояние (возможно на материале своего региона).

12. Содержание специального образования: общее и особенное в срав­нении с массовой системой образования.

13. Школьный учебник в системе специального образования: назначе­ние, общее и особенное в сравнении с массовой системой образования.

14. Реализация специальных дидактических принципов в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

15. Общее и особенное в воспитании детей с ограниченными возмож­ностями.

16. Формирование средствами воспитания интеграционной готовно­сти в школьной и социальной среде.

17. Интеграция (включенное образование) как новая организацион­ная форма образования для детей с ограниченными возможностями.

18. Формы организации и содержание оздоровительной работы в си­стеме специального образования.

19. Адаптивная физическая культура в специальном образовании.

20. Формы организации и содержание досуга для детей с ограничен­ными возможностями.

21. Современные специальные средства обеспечения образовательно­го процесса.

22. Информационные технологии в специальном образовании.

23. Содержание и организация социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями.

24. Социальный этикет как норма социального взаимодействия с людь­ми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности.

25. Содержание профессиональной деятельности педагога-дефектолога.

26. Профессионально значимые личностные качества педагога-дефек­толога.

27. Общее и особенное в обучении, развитии и саморазвитии челове­ка с особыми образовательными потребностями.

28. Гуманистические образовательные системы и специальная педа­гогика.

29. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире культуры, науки, искусства, политики (по выбору).

30. Люди с ограниченными возможностями в качестве героев совре­менного кинематографа.

31. Человек с ограниченными возможностями в художественной ли­тературе — отечественной и зарубежной.

32. Перспективные направления развития специальной педагогики и специального образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Глава 1. Общие вопросы теории специальной педагогики. 6

1.1. Специальная педагогика и общая педагогика. 6

1.2. О понятийном аппарате специальной педагогики. 13

1.3. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. 31

1.4. Систематика специальной педагогики и статистика специального образования 34

1.4.1. Классификации нарушений развития. 34

1.4.2. Статистика специального образования. 36

1.5. Предметные области современной специальной педагогики. 40

Глава 2. Философия и специальная педагогика. 44

2.1. Философские основания специальной педагогики. 44

2.2. Этические основы специальной педагогики . 59

Глава 3. Социологические и социокультурные основы специальной

педагогики. 68

3.1. Социологические основы специальной педагогики . 68

3.2. Специальное образование людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности как социокультурный феномен 76

и образовательная интеграция. 88

Глава 4. Правовые основы специального образования. 93

4.1. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека 93

4.2. Право на образование в системе прав и свобод человека. 95

4.3. Государственно-правовые основы социальной политики России

по защите прав инвалидов. 107

Глава 5. Медико-биологические основы специальной педагогики. 121

5.1. Общепатологические аспекты. 121

5.2. Клинические аспекты. '. 132

5.2.1. Профилактика. 132

5.2.2. Диагностика. 134

5.2.3. Клинические аспекты абилитации и реабилитации. 138

Глава 6. Психологические основы специальной педагогики. 143

6.1. Предмет и задачи специальной психологии. 143

6.2. Проблема компенсации в психологии. 144

6.3. Общие и специфические закономерности психического развития . 157

6.4. Диагностика в специальной психологии . 167

Глава 7. Психолингвистические основы специальной педагогики. 174

7.1. Развитие речи в онтогенезе. 174

7.2. Функции речи. 181

Глава 8. Экономические проблемы специального образования. 189

8.1. Краткая история благотворительности. 189

8.2. Экономическая политика СССР в отношении специального образования 191

8.3. Проблемы экономического обеспечения специального образования 193

Глава 9. Методология и методы научного познания в специальной

педагогике. 197

9.1. Методология научного познания в специальной педагогике . 197

9.1.1. Становление методологии научного познания

в гуманитарных науках. 197

9.1.2. Современные методологические основания специальной
педагогики — общефилософские, общенаучные

и частнонаучные. 201

9.2. Методы научных исследований в специальной педагогике. 216

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Глава 10. Особые образовательные потребности и содержание

специального образования. 225

10.1. Обучение, развитие, саморазвитие. 225

10.2. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия 228

Глава 11. Принципы специального образования. 233

Глава 12. Формы организации специального образования. 243

12.1. Организация специального образования в структуре

специальных (коррекционных) образовательных учреждений . 243

12.2. Развитие организационных форм специального образования —

интеграция и дифференциация. 246

Глава 13. Воспитание в системе специального образования. 257

13.1. Воспитание как составная часть специального образования. 257

13.2. Содержание воспитания. 262

13.3. Общие и специальные принципы воспитания детей

с ограниченными возможностями. 269

13.4. Методы воспитания. 277

13.5. Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов. 281

Глава 14. Обучение в системе специального образования. 286

14.1. Дидактические принципы специального обучения . ,286

14.2. Обучение и учение в специальном образовании. 292

14.3. Технологии и методы специального обучения. 295

14.4. Средства обеспечения учебного процесса в системе специального образования 301

Глава 15. Педагог системы специального образования:

профессиональная деятельность и личность. 317

15.1. Краткая история становления профессиональной подготовки дефектологов 317

Гост

ГОСТ

Педагог-дефектолог – это специалист педагогической сферы деятельности, занимающийся обучением, воспитанием и развитием детей с различными отклонениями в развитии, разной степенью ограниченных возможностей и вариативными образовательными потребностями.

Роль данного специалиста сводится к построению специального образовательного пространства, с особыми условиями функционирования, ориентированными на удовлетворение образовательных потребностей учащихся с отклонениями в развитии. Без специальных условий их полноценное развитие попросту невозможно.

Поскольку, отклонений в развитии огромное множество, то и знания педагога-дефектолога должны быть обширными, а подходы к реализации образовательной деятельности – многогранными.

Разновидности дефектологических специальностей

Существуют следующие разновидности специальностей дефектологической направленности:

  • Олигофренопедагог. Он занимается обучением детей с умственными недостатками развития – умственная отсталость, интеллектуальная недостаточность.
  • Сурдопедагог. Он обучает детей с нарушениями слуха – слабослышащие, неслышащие.
  • Логопед. Он проводит занятия, логопедическую терапию, ориентированную на коррекцию, устранение речевых патологий разного рода. Они являются следствием иных отклонения развития или же существуют в качестве отдельного дефекта развития.
  • Тифлопедагог. Занимается обучением детей с нарушениями зрения.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагоги-дефектологи работают в специализированных учебных заведениях, деятельность которых связана с обучением детей по специальным коррекционным программам т.е. обучение реализуется в условиях наличия того или иного отклонения в развития и необходимости его коррекции для полноценного усвоения образовательной программы. Также, дефектологи работают с дошкольника в ДОУ и в реабилитационных центрах с людьми разных возрастов. Здесь их деятельность связана с оказанием помощи в восстановлении после перенесенных заболеваний, полученных травм, приведением психоэмоционального состояния и интеллектуального развития в норму.

Основные требования к профессиональному развитию педагога – дефектолога

Специфика данной сферы деятельности выдвигает перед педагогом определенные задачи. Их реализация требует конкретных профессиональных знаний и навыков.

Педагогу-дефектологу необходимо владеть знаниями в области:

  1. Возрастной динамики развития детей и ее особенностей;
  2. Специфики педагогических приемов и методов, используемых в разные возрастные этапы развития ребенка и, ориентированных на определенные направления развития;
  3. Анатомических, физиологических и клинически основ дефектологии;
  4. Методов и приемов коррекционного обучения;
  5. Программных требований в области обучения детей с отклонениями в развитии;
  6. Методических основ коррекционного обучения;
  7. Передового дефектологического опыта деятельности;
  8. Инновационных технологий дефектологического обучения и достижений педагогической науки в целом;
  9. Современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного и развивающего обучения.

Однако, знания – это далеко не все в профессии педагога-дефектолога. Для успешной работы, ему требуется владение следующими навыками:

  1. Проектировка образовательного процесса, ориентированного на обучение детей конкретного уровня физического, умственного развития, функционирования психоэмоциональной сферы;
  2. Корректировка образовательной программы, индивидуальных образовательных маршрутов в зависимости от достигнутого уровня развития детей с ограниченными возможностями;
  3. Проведение психолого-педагогической диагностики уровня развития учащихся на всех этапах обучения;
  4. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов коррекционной направленности;
  5. Разработка коррекционной образовательной среды, ее наполнение необходимыми компонентами, ориентированными на удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся, активизацию их познавательной, физической, психической сферы личности с особыми образовательными возможностями;
  6. Оказание консультационных услуг учащимся и родителям в области решения их трудностей в обучении и развитии, воспитании детей с ограниченными возможностями, а также плодотворного вливания в социальную среду.

В ходе своей деятельности педагог-дефектолог формирует определенный профессиональный опыт, который необходимо поддерживать и развивать, посредством самообразовательной деятельности, изучения передового опыта работы педагогов-дефектологов всего мира, а также, прохождения специальных курсов повышения квалификации педагогов системы специального образования.

Профессионально значимые личностные качества педагога-дефектолога

Помимо требований к профессиональной подготовке педагога-дефектолога, имеются определенные требования к его личности.

Как и любом у педагогу, дефектологу необходимо обладать педагогическим тактом, быть порядочным, честным, любить детей и свою профессию, выносливым, стрессоустойчивым, сдержанным, терпимым, способным к сопереживанию, участливым и др.

Эти свойства необходимы не только педагогам, не только дефектологам, но и обычным людям, специалистам иных профессий.

Что касается профессионально значимых личностных качеств, требуемых для успешной реализации своей профессиональной деятельности, то педагог-дефектолог должен обладать:

Педагог-дефектолог — это почти всегда человек с особым скла­дом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Ему свойственна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными воз­можностями жизнедеятельности.

Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога явля­ется результатом осмысления и личностной оценки им процес­сов, происходящих в социальном и духовном мире и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребно­стями в жизни общества.

Оптимизм профессионала проявляется в его социально актив­ном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ре­бенку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нор­мальному большинству общества — среде, в которую должны вклю­чаться его воспитанники, и к себе самому как деятельной лично­сти, от которой решающим образом зависит успешность положи­тельных перемен в жизни тех, кому он себя посвятил. Неотъемле­мыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефек-толога являются выдержка, терпение, терпимость.

Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устой­чивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (сре­ди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостат­ками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, об­щения). Специалистам, и безусловно логопедам, необходимо об­ладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением.

Важнейшие черты профессионального характера педагога-де-фектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эм-патия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.

Немного найдется профессий, результаты деятельности в которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и для его семьи, когда человек обретает возможность жить нормальной достойной жизнью — играть и учиться, общаться с родителями, дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться стать взрослым челове­ком, нужным своей Родине, — это подлинное чудо, и создано оно трудом и умом, руками и повседневными усилиями педагога-дефектолога.

Педагог-дефектолог — это почти всегда человек с особым скла­дом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Ему свойственна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными воз­можностями жизнедеятельности.




Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога явля­ется результатом осмысления и личностной оценки им процес­сов, происходящих в социальном и духовном мире и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребно­стями в жизни общества.

Оптимизм профессионала проявляется в его социально актив­ном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ре­бенку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нор­мальному большинству общества — среде, в которую должны вклю­чаться его воспитанники, и к себе самому как деятельной лично­сти, от которой решающим образом зависит успешность положи­тельных перемен в жизни тех, кому он себя посвятил. Неотъемле­мыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефек-толога являются выдержка, терпение, терпимость.

Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устой­чивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (сре­ди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостат­ками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, об­щения). Специалистам, и безусловно логопедам, необходимо об­ладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением.

Важнейшие черты профессионального характера педагога-де-фектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эм-патия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.

Немного найдется профессий, результаты деятельности в которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и для его семьи, когда человек обретает возможность жить нормальной достойной жизнью — играть и учиться, общаться с родителями, дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться стать взрослым челове­ком, нужным своей Родине, — это подлинное чудо, и создано оно трудом и умом, руками и повседневными усилиями педагога-дефектолога.

Современный учитель-дефектолог должен понимать, что даже самый незначительный результат - это уже результат. Даже если вы бились над этим результатом долгое время. Все дети разные. Для меня важен путь каждого ребенка, я стараюсь, чтобы было интересно и радостно познавать новое. Я хорошо понимаю, что мне нужно быть подготовленной по разным направлениям, владеть в совершенстве современными методиками и педагогическими технологиями. Владеть всем арсеналом стандартных и новых методов работы. Важно уметь объяснить, рассказать заинтересовать, где - то быть актером!

Мне важен даже незначительный результат и получить его помогают современные методики : песко-терапия, арт-терапия, музыка, фито-терапия, сенсорная, холдинг терапия, АВА, ПЭКС, НЛП, методики Монтессори, Домана, Кюизнеа, Дьенеша, Сегена, Зайцева, Никитина, Нумикон, фокушарики, кинезеологические упражнения и упражнения на развитие межполушарных связей и многое другое. Все это я использую в работе. И хочется сказать спасибо ученым, учителям – новаторам, которые разрабатывают такие полезные на практике материалы.

Мир меняется, развивается, и в помощь учителю - дефектологу в настоящее время приходят и технические средства обучения, специализированные компьютерные программы, интерактивные доски, планшеты, синтезаторы речи для детей с особыми образовательными потребностями. И не чуть не меньше остаются интересными книги, картинки, кубики, предметы - заместители, пособия, сделанные своими руками для конкретной ситуации. Важно не забывать, что не только методические пособия являются обучающей средой, но и природа, люди, ситуации, события - это всё развивающая среда для ребенка. Главное - научить его видеть эти возможности, верить в себя, доверять педагогам, взаимодействовать с другими людьми.

Личностные качества профессионала для современного учителя-дефектолога очень важны. Чтобы быть хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Учитель-дефектолог должен быть внимательным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, получать удовольствие от работы с детьми. Для успешной работы необходимо иметь хорошую память, высокие коммуникативные способности. Нужна грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, стрессоустойчивость, крепкая нервная система. Педагог сам должен уметь учиться и использовать свои знания на практике. Обучение, развитие, поддержка требуются не только детям, с которыми работает учитель – дефектолог, но и родителям. Если семья ребенка становится на сторону интересов ребенка, доверяет специалисту, не стремится угодить надуманным социальным стереотипам, тогда совместные усилия будут очень эффективными и родители будут меньше испытывать стресс. Ребенок будет расти в атмосфере добра и участия. Сильнее всего испытывают стресс молодые родители, имеющие небольшой жизненный опыт. И именно такие семь в настоящее время нуждаются в поддержке в наибольшей степени.

Система дошкольного образования в России - одна из самых эффективных во всей мировой практике. И все это благодаря тому, что предусмотрен комплексный системный подход к дошкольному детству. Учитель – дефектолог является частью этой системы.

Из-за целого ряда неблагоприятных факторов всё чаще на свет появляются дети с теми или иными проблемами в развитии. Число таких детей, к сожалению, постоянно растет, поэтому профессия учителя-дефектолога в современном мире очень актуальна и востребована.

Дефектолог рекомендует. Практические рекомендации по формированию способности управлять своим поведением у ребенка с ОВЗ ДЕФЕКТОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ.

Формирование педагогом детского сада, учителем начальной школы и родителями личности ребенка. Выявление факторов влияния личностных качеств педагога на развитие социально-педагогической запущенности у детей. Общее представление о педагоге-дефектологе.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.03.2015
Размер файла 23,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат на тему:

Личность педагога-дефектолога в системе образования лиц с ЗПР

Выпонила: Бычкова Дарья

Социальная и психологическая защищенность, высокий мировоззренческий и профессиональный уровень, в котором отражена гуманистическая направленность личности педагога на ребенка и готовность к взаимодействию с ним, является одним из условий успешной коррекции развития детей с теми или иными дефектами. Следовательно, требуется разработка системы психологического сопровождения и поддержки этой категории работников, прежде всего, - в процессе формирования и реализации профессиональной карьеры, в оказании психологической помощи, а в некоторых случаях и реконструкции личности педагога, работающего с аномальными детьми.

В последние годы под влиянием развития психологических исследований сформировалось понимание профессиональной деятельности педагога как целостной системы, обусловленной не только влиянием социальной среды, но и уровнем активности личности учителя.

Известно, что особенности общения ребенка со взрослыми являются основополагающей детерминантой психического развития как в онто-, так и в дизонтогенезе. Ряд авторов, изучающих влияние личностных качеств воспитателя на формирование личности ребенка, признает недостаточную разработанность этой проблемы в практическом плане. Опросы воспитателей детских садов показывают, что большинство педагогов склонны высоко оценивать роль личности в педагогической деятельности. Из них 20 % придают значение методике, технологиям, 10 % - личностным особенностям воспитателя и 30 % склонны соединять и то и другое.

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия (М. И. Лисина). Таким образом, и в общении со сверстниками до конца дошкольного возраста ведущей фигурой остается взрослый.

Воспитатель детского сада, учитель в начальной школе формирует рядом и вместе с родителями личность ребенка. Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с ним. Особенно актуально звучит эта тематика в контексте воспитания детей с задержками в развитии, так как успешность преодоления отставаний в развитии во многом зависит от ощущения себя успешным, способным.

Работы ряда исследователей, изучавших особенности эмоциональных реакций, вызываемых у дошкольника оценками взрослых, выявили специфические сдвиги физиологических показателей эмоций (изменение частоты пульса, мышечное напряжение и т. д.), сопровождавшиеся изменением эффективности выполнения задания и общей стратегии поведения. Оценка воспитателя, его отношение помогают дошкольнику оценить сверстника и себя, соотнести результаты своей деятельности и других детей, и особенно важна положительная оценка для детей с дефектами развития. Мнение воспитателя сказывается даже на тех оценках детьми своих сверстников, которые, казалось бы, находятся за пределами его влияния, оно служит для дошкольников своеобразной точкой отсчета, позволяет сформировать позитивную самооценку и самопринятие.

Однако ряд личностных качеств педагога могут прямо или косвенно способствовать развитию социально-педагогической запущенности у детей. Выявлены следующие факторы такого влияния:

? Фактор личностной тревожности и сверхконтроля поведения со стороны педагога через доминирование или гиперопеку, который ведет к снижению социальной активности ребенка и затрудняет формирование его субъектности.

? Фактор преимущественного развития вербального интеллекта у педагогов и, как следствие, преобладание в их работе словесных форм обучения и воспитания, входящей в противоречие с неразвитостью вербального интеллекта у запущенных детей, негативно отражающейся на результатах учебной деятельности.

? Фактор поведенческой агрессивности педагогов на фоне неадекватной самооценки означает, что они неосознанно провоцируют ответные реакции детей.

? Фактор равнодушия, формального отношения к чувствительному, несбалансированному и незащищенному ребенку разрушает личностно-эмоциональное общение, не способствует решению проблем ребенка.

На возникновение и развитие социально-педагогической запущенности детей могут влиять такие личностные особенности педагогов, как: повышенная изменчивость настроения, утомляемость, раздражительность, нерешительность и тревожная мнительность, сверхконтроль, эмоциональная холодность, а также низкий уровень сензитивности, открытости, стремления привлечь к себе внимание детей.

Нередко в силу различных причин педагоги перестают быть интересными для детей, не являются примером для подражания в интеллектуальной деятельности, не развивают умственные их способности.

На основе проведенных исследований можно сделать вывод, что негармоничное развитии личности педагога, отсутствие самопринятия, самоуважения, способности видеть свою жизнь целостной, возможности жить настоящим снижают фактор педагогического влияния.

Для воспитателей детских садов, по мнению Р. В. Овчаровой, особенно актуальной является проблема повышения педагогического мастерства, поскольку по многим показателям развития профессиональных качеств они не достигают зоны оптимальности. Профессиональная некомпетентность ведет к низкому качеству педагогического процесса, является неэффективной для обычных детей, а у педагогически запущенных, проблемных детей, приводит к демотивации познания и учения, недоразвитию познавательных интересов, неовладению учебной деятельностью в целом.

Нам представляется, что разрушительные последствия влияния этих факторов еще более будут усугублять ситуацию развития аномального ребенка, вызывая появления вторичных эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с задержкой психического развития, явлениями аутизма, минимальной мозговой дисфункцией и др., тем самым не только не способствуя, но и препятствуя преодолению отставания и асинхроний в развитии.

Таким образом, ориентация педагога на личностную модель взаимодействия создает предпосылки для отказа от стереотипов профессиональной деятельности, способствует его открытости позитивному отношению к детям, оптимальному формированию их личности.

На современном этапе осуществляются попытки составить профессиограмму специального педагога (Н. М. Назарова, Б. П. Пузанов, С. Г. Шевченко, Р. О. Агавелян и др.). Общее представление о педагоге-дефектологе описано у Н. М. Назаровой:

1. Мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих на место и роль людей с особыми общеобразовательными потребностями в жизни общества. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе человека с отклонениями в развитии.

3. Социальная активность: педагог-дефектолог должен постоянно обучаться, развивать и совершенствовать свой профессиональный опыт и делиться им с коллегами, единомышленниками, родителями. Сфера его профессиональной деятельности такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении к субъекту педагогического воздействия, и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники педагога-дефектолога, и к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с отклонениями в развитии.

4. Требования к состоянию здоровья. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на состояние здоровья. В связи с этим существуют противопоказания к данному виду труда тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья и значительное несоответствие личной психограммы профессиональной психограмме педагога-дефектолога. Особые требования предъявляются к состоянию здоровья органов слуха, зрения, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем. Необходимы физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушения слуха должна быть его полная компенсация в социальном плане (речь, мышление, общение). Специалистам и, безусловно, логопедам, необходимо иметь правильную речь и бездефектное произношение звуков. педагог личность дефектолог запущенность

Таким образом, Н. М. Назарова в качестве основных требований к педагогу-дефектологу определяет систему знаний и умений, гуманистическое мировоззрение, требования к личностным качествам и состоянию здоровья и активность личности.

Подобные документы

Специфика социально-педагогической запущенности ребенка, механизмы ее влияния на формирование особенностей его личности. Принципы построения методов комплексной диагностики, профилактики, коррекции социально-педагогической запущенности в детском возрасте.

курсовая работа [70,4 K], добавлен 12.01.2014

Определение роли воспитателя в развитии личности ребенка. Характеристика личности педагога. Структура мастерства воспитателя. Классификация социально-психологических качеств педагога - специальных (профессиональных) и личностных нравственно-волевых.

контрольная работа [242,0 K], добавлен 09.11.2014

Педагогическое мастерство как профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Личность педагога в традиционной системе обучения. Профессионализм учителя, включающий в себя ряд личностных качеств, таких как моральные и нравственные аспекты.

реферат [19,8 K], добавлен 18.12.2010

Демократическое направление в педагогической системе К. Ушинского, его вклад в развитие мировой педагогики как науки. Проблема личности в системе образования. Видение личности учителя ученым-педагогом. Значение педагога в процессе обучения и воспитания.

курсовая работа [42,9 K], добавлен 16.05.2016

Формы и методы работы социального педагога с родителями, его функциональные обязанности. Система социально-педагогической деятельности социальных педагогов. Взаимодействие социального педагога с классными руководителями. Защита прав ребенка в школе.

Читайте также: