Доклад на тему гендерные особенности

Обновлено: 28.06.2024

Модели поведения людей формируются обществом — или всё предопределено природой? Как гендерные стереотипы ограничивают развитие личности и приводят к дискриминации? Как их разрушить и создать гармоничное общество? Ответы на эти вопросы ищет гендерная психология: рассказываем, как она появилась, как развивалась и чем занимается сегодня.

Гендерная психология: две точки зрения

Гендер = биологический пол

  • всех людей можно разделить на две категории — мужчины и женщины;
  • все люди гетеросексуальны;
  • биологический пол, природное предназначение человека — первопричины психологических и поведенческих особенностей мужчин и женщин.

Последнее утверждение означает, что мужские и женские качества предопределены. Например, если человеку при рождении приписан женский пол, то от него ожидаются феминные черты характера, внешность, поведение.

Так создаются жесткие гендерные стереотипы, которые навязывают людям две ролевые модели и накладывают ограничения на все аспекты жизни — от выбора одежды до выбора профессии.

Решительный сын и послушная дочь, успешный муж и домовитая жена, предприимчивый подчиненный и понимающая начальница — мы бессознательно встраиваемся в бинарную гендерную систему, чтобы не выглядеть чужими среди своих.

Гендер = социальный пол

  1. Пол — совокупность биологических особенностей человека.
  2. Гендер — набор культурных норм, шаблонов, определяющих модели поведения, психологические качества мужчин и женщин. Эти нормы передаются из поколения в поколение и закрепляются на подсознательном уровне.

Гендер — гибкий конструкт, который может меняться в зависимости от опыта личности, особенностей общества, исторического периода. Он не определен биологией, а значит, на него можно воздействовать. Во многих странах меняются гендерные стереотипы и роли, и в первую очередь это связано с изменениями в самосознании людей. Если мы будем принимать тот факт, что любой человек независимо от биологического пола — это индивидуальность со своими психологическими особенностями, сочетанием маскулинности и феминности в психике, то общество станет более полноценным и гармоничным.


Фото из открытого источника

Как развивалась гендерная психология

Историю становления гендерной психологии принято делить на пять этапов. Каждый из них связан с новаторскими идеями и теориями, которые шокировали современников и вызвали общественный резонанс. Некоторые из них удивляют и сегодня.

1. Период философов

Большую часть истории у людей не было необходимости придумывать теорию о биологическом происхождении мужских и женских качеств. По мнению современного историка Томаса Лакера, во многих европейских культурах до начала XVIII века существовала однополая модель человека, описанная древнеримским медиком Галеном. Женщины и мужчины рассматривались как две формы одного пола. Считалось, что репродуктивные системы у них одинаковые, просто женские гениталии находятся не снаружи, а внутри тела.

Платон первым высказал мысль о равноправии полов: женщины могут играть те же социальные роли, что и мужчины, а также быть воинами и учеными.


Источник

В начале XVIII века на смену однополой модели человека пришла двуполая.

Между биологическим полом и особенностями людей стали искать прочную связь. Врачи, писатели, философы в своих работах противопоставляли женщин и мужчин во всех физических и моральных аспектах.

Томас Лакер считает, что причиной появления двуполой модели было не только развитие науки, но и политика. В обществе появлялось всё больше образованных и амбициозных женщин. Власть мужчин оказалась под угрозой, срочно нужны были доказательства превосходства мужского над женским! Так была создана бинарная гендерная система, которая во многих культурах существует и сегодня.

2. Возникновение феминизма и появление новаторских идей


Мэри Уолстонкрафт. Изображение из открытого источника

В конце XIX — начале XX века во Франции, Великобритании, США, России развернулась первая волна феминизма — политическое движение за предоставление женщинам равных с мужчинами прав: избирательных, экономических, права на образование.

В учебных заведениях многих стран, в том числе России, ввели совместное обучение. Благодаря этому у исследователей появился интерес к сравнению мужчин и женщин.

В конце XIX века русский философ и психолог Петр Астафьев опубликовал две работы об особенностях женской и мужской психики. Астафьев утверждал, что скорость психических реакций у женщин выше, чем у мужчин. Также к особенностям женской психики он относил рассеянное внимание, эмоциональность, легкую возбудимость, неспособность к ассоциативному мышлению и оригинальному творчеству.

  1. Пол определяется не только первичными и вторичными, но также третичными и четвертичными половыми признаками. Фактически к третичным и четвертичным половым признакам Вейнингер относит то, что сегодня мы называем гендером: модели поведения, приобретенные качества человека.
  2. Существует два биологических начала: мужское и женское. Оба начала присутствуют в каждой личности, поэтому любой человек бисексуален.
  3. Мужские качества — развитые когнитивные и творческие способности, гениальность; женские — глупость, неспособность к творчеству. Женщина может добиться успеха в науке, профессии, только если в ней присутствует мужское начало.
  4. Единственное сильное женское качество — сексуальность. Чем больше в человеке женского начала, тем он сексуальнее.
  5. Гармоничные отношения в паре возможны, только если половые партнеры — противоположности. Если один партнер имеет выраженную маскулинность и низкую феминность, тогда второй должен обладать противоположными качествами.


Отто Вейнингер. Источник

3. Фрейдовский этап

Без отца психоанализа, как всегда, не обошлось: третий этап развития гендерной психологии связывают с его знаменитой теорией. Ученый считал, что гендерные различия не являются врожденными, а формируются в раннем детстве. Основной механизм усвоения половой роли — идентификация детей с родителями.

Согласно теории Фрейда, каждый ребенок с рождения обладает либидо и примерно в три года начинает проявлять сексуальные чувства к родителю противоположного пола, а также ревность и злопамятность в отношении родителя одного с ним пола. Такое явление Фрейд назвал эдиповым комплексом . По мере взросления ребенок преодолевает его, идентифицируя себя с родителем своего пола: мальчик старается походить на отца, девочка — на мать. Фрейд считал, что успешное разрешение эдипова комплекса — основа психического здоровья человека.

Эдипов комплекс, через который проходят девочки, также называется комплексом Электры. Этот термин ввел в психологию Карл Юнг, ученик Фрейда.

Критики теории Фрейда ломали копья как при жизни, так и после смерти знаменитого психоаналитика. Его работа подтолкнула многих исследователей к изучению того, как формируются гендерные различия.


Зигмунд Фрейд. Фото из открытого источника

Пока Фрейд разрабатывал свою теорию, в России наблюдался упадок психологии и педагогики. С приходом советской власти было узаконено равенство полов во всех сферах жизни, женщины получили доступ к профессиональному образованию, рабочим местам. Казалось бы, в СССР были созданы прекрасные условия для развития гендерных исследований, но на практике всё выглядело по-другому: полностью отрицалась разница полов, гендерная психология и педагогика были объявлены ненужными.

В Союзе существовал только один пол — советский человек, который был всегда готов к труду и обороне и в психологических исследованиях не нуждался.

4. Вторая волна феминизма, women’s studies и женщины-исследователи

Интерсексы — это люди, чьи половые признаки нельзя отнести ни к женским, ни к мужским. Согласно генетическим исследованиям, примерно один человек из ста рождается с нарушениями при формировании пола.


Симона Бовуар. Источник

Успех вызывает у женщин тревогу: они боятся потерять женственность, расположение мужа, детей.

Поэтому многие отказываются от профессионального роста в пользу семьи или карьеры мужа. Позже этот феномен другие авторы описали как синдром самозванца.


Мартина Хорнер. Источник

Маккоби и Жаклин обнаружили, что между мужчинами и женщинами нет различий по большинству параметров, включая восприятие, память, способность к обучению, эмоциональность, внушаемость и самооценку.

Подтвердились только некоторые гендерные различия:

  • женщины превосходят мужчин в вербальных способностях;
  • у мужчин лучше развиты визуально-пространственные, математические способности, выше агрессивность.

В 1974 году американский психолог Сандра Бем создала полоролевой опросник для определения степени маскулинности, феминности и андрогинности. Тест состоит из 60 личностных качеств (20 мужских, 20 женских, 20 гендерно-нейтральных), которые участники опроса оценивают по семибалльной шкале. Бем была уверена, что маскулинность и феминность не противопоставлены друг другу и люди любого пола могут обладать одновременно и теми, и другими чертами, то есть быть андрогинными.

Сандра Бем утверждала, что андрогинность делает человека более адаптивным, гибким к окружающим обстоятельствам. Позже пользу андрогинности доказали и современные клинические исследования.

В СССР в конце 1960-х годов сформировалась относительно благоприятная атмосфера для развития гендерной психологии. В это время психолог Б. Г. Ананьев основал ленинградскую (петербургскую) психологическую школу и запустил в ней серию исследований, направленных на изучение мужских и женских особенностей. В итоге ученый пришел к выводу, что мужчины и женщины отличаются друг от друга по многим параметрам, и причина этого — биология.

После работы Ананьева половой диморфизм стал главным принципом психологических исследований в СССР. Многие российские психологи придерживаются его и сегодня.

5. Современные гендерные исследования

Последний этап истории гендерной психологии длится уже более 30 лет, в это время широко разворачиваются клинические исследования. Лидирует в этой области США, где выработаны четкие процедуры и стандарты, сформирована мощная научная инфраструктура: журналы, конференции, системы подготовки специалистов. Во многих американских университетах women’s studies трансформировались в крупные учебно-исследовательские программы, изучающие гендерные и сексуальные вопросы. Также подобные программы есть в университетах Канады, Германии, Англии, Франции, Индии, Китая.

Начиная с 1990 года активно исследуются гендерные стереотипы. Например, психологи Джон Вильямс и Дебора Бест провели кросс-культурное исследование гендерных стереотипов, опросив респондентов в 25 странах мира.

В большинстве стран гендерные стереотипы совпали, причем шаблонов мужского поведения оказалось в два раза больше, чем женского.


В скобках указано количество стран. Источник

В начале XXI века в гендерной психологии стали применять метаанализ, что повысило точность и эффективность исследований. В 2005 году с помощью этого метода психолог Джанет Хайд разработала теорию о гендерном сходстве . Ее данные показали, что 78% предполагаемых гендерных различий несущественны.

Исследование Джанет Хайд опровергло некоторые результаты предыдущей работы Маккоби и Жаклин.

Например, Хайд установила, что математические способности у женщин и мужчин одинаковые. Превосходство мужчин было обнаружено в физической активности, агрессии, некоторых показателях сексуальности.

До появления теории Хайд большинство исследований было направлено на поиск гендерных различий. После нее многие ученые сосредоточились на изучении гендерных сходств. Подобные работы помогают бороться с созданными в обществе стереотипами и дискриминацией.

В последние годы ученые анализируют:

В России гендерные исследования тоже развиваются, но медленно. В 1990 году в Москве заработал МЦГИ — первый российский центр гендерных исследований. Следом за ним были созданы Петербургский, Карельский, Ивановский и другие центры. Сегодня география подобных организаций расширилась, но исследования они проводят редко. Некоторые негосударственные центры, существующие за счет зарубежных грантов, закрывают по политическим причинам.

Гост

ГОСТ

Гендерные социально-психологические особенности характеристик личности

Гендер – это социальный статус, психологическое понятие, характеризующее социальные представления о мужчине и женщине, об их психологических особенностях.

Социально-психологическая сущность явлений в поведении человека, связанных с половой принадлежностью индивида подчеркивается понятием гендер.

С помощью гендерного анализа можно изучить поведение женщин и мужчин в социальном контексте.

В психологическом плане быть мужчиной или женщиной означает обладать специфическими личностными и поведенческими характеристиками, которые соответствуют данному полу.

Психофизиологические особенности того и другого пола отличаются и наиболее достоверны эти отличия в сфере двигательной активности.

Общая максимальная и мышечная сила у мужчин выше, хотя в десятилетнем возрасте является примерно одинаковой. К 19-ти годам сила юношей становится больше и своей максимальной отметки достигает к 25-ти годам.

Специалисты предполагают, что, возможно, большие силовые возможности мужчин способствуют формированию чувства превосходства.

Ряд особенностей женской моторики зависят от особенностей телосложения и мышечной силы, например, женский шаг короче мужского. Моторный облик женщин более грациозен, движения отличаются плавностью.

Несмотря на то, что мышечная сила мужчин больше, они не характеризуются большей выносливостью по сравнению с женщинами.

Для женщин характерна большая точность восприятия, наблюдательность, внимание к деталям, но экспериментальные подтверждения этого практически отсутствуют.

Отличительной особенностью мужчин и женщин является острота слуха – мужчины лучше слышат более низкие частоты, а женщины – более высокие частоты.

По-разному мужчины и женщины воспринимают болевые ощущения – лабораторные исследования показали, что женщины обладают большей болевой чувствительностью, что объясняется биологическими особенностями, различиями в функционировании нервных структур, передающих болевые сигналы.

Готовые работы на аналогичную тему

Особую роль среди психофизиологических характеристик играют свойства нервной системы – было установлено превосходство женщин по подвижности процесса возбуждения и превосходство мужчин по силе нервной системы.

Свойства нервной системы как биологической основы не дают выраженных половых различий и являются дополнительным подтверждением того, что биологический пол не будет однозначен психологическому полу человека.

Женщины имеют более низкую устойчивость к стрессу по сравнению с мужчинами. Женщине требуется больше времени для снижения секреции кортизола до исходного уровня, чтобы выйти из стрессового состояния.

Однако скорость мобилизации регуляторных систем в стрессовом состоянии у женщин выше, что выражается в интенсивном нарастании уровня возбуждения, быстрой эмоциональной активации организма.

Не решенным является вопрос об особенностях поведения мужчин и женщин в разных стрессовых ситуациях.

Ведущей нейрофизиологической детерминантой индивидуально-психологических отличий являются межполушарные отношения – для осуществления одних психических функций доминирует левое полушарие, с которым связывают рационально-логическое, знаковое мышление, а для других – правое полушарие с образным интуитивным мышлением.

Ведущую роль в речевой деятельности играет левое полушарие, а за эмоциональную окраску речевого высказывания отвечает правое полушарие.

На соматическом уровне, таким образом, находится целый ряд хорошо выраженных различий между мужчиной и женщиной, но в формировании высших психических функций и особенностей индивидов, эти свойства не относятся к ведущим.

Половые и гендерные различия

Отличительная особенность мужчин и женщин связана с биологией, психологией пола, уровнем социализации и включает три блока факторов:

  • биологические факторы – генетические, биологические, психофизиологические признаки;
  • социальные и психофизиологические факторы – присвоение половых ролей, распределение труда в зависимости от половой принадлежности, идентификация ребенка с собственным полом, гендерные стереотипы, определяющих обществом и др.;
  • культурные факторы – присвоение гендерных установок и особенностей поведения в зависимости от культуры, распределение труда в зависимости от культуры.

Если пол ребенка определяется в момент рождения, то о гендере этого сказать нельзя. Пол определяется по набору хромосом, гормональному набору, анатомическим и репродуктивным особенностям.

Гендер – это отличительная характеристика по социальному аспекту, т.е. мужчина и женщина играют определенную социальную роль и должны соответствовать заданным правилам и нормам поведения, специфике своей деятельности в соответствии со своим полом.

Человеку свойственно придерживаться социальных норм, а причина кроется в желании быть принятым обществом.

Желание достигается в результате осуществления дифференциального усиления, когда гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое наказывается и дифференциального подражания, суть которого заключается в том, что человек определяет модель поведения релевантной группы и соответственно себя ведет.

Как правило, человек выбирает ролевые модели в поведении, соотносящиеся с его гендером.

Для гендера характерны свои сущностные признаки:

  • социальная характеристика личности, формирующаяся в процессе развития в соответствии с полом;
  • социально-психологические отношения – общение, взаимодействие с другими людьми;
  • набор соглашений личности, которые отражают стереотипы, типичные черты для мужчин и женщин, роли;
  • социально-психологический конструкт, т.е. сущность, механизм, специфику формирования маскулинности и фемининности в обществе;
  • социально-психологические характеристики личности, в основе которых лежит биологический пол;
  • социализация личности в зависимости от культуры;
  • иерархия социальных отношений между мужчиной и женщиной, неравенство возможностей;
  • осознанное принятие собственного пола – осознанное принятие пола – осознанное значение пола.

К существующим теориям проблем половых и гендерных различий единого подхода пока нет.

Методик изучения гендерных особенностей немного, среди них можно назвать методику Г. Гейманса, методику В.Е. Когана, методику маскулинности – фемининности С. Бэма.

Все методики отражают гендерные особенности, но их не всегда можно использовать.

Исключением являются методики изучения психических, познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, интеллекта, креативности.

Что касается эмпирического изучения общих особенностей мужчины и женщины, то их сравнение идет в 3-х направлениях:

  1. изучение половых различий;
  2. изучение гендерных характеристик;
  3. изучение гендерных различий.

Маскулинность и фемининность

Вообще в мире вплоть до середины XX века господствовала традиционная система половых ролей, причем, личность считалась более эффективной и цельной, если ей были свойственны многие типичные гендерные черты.

Маскулинность свойственна сильному полу и представляет собой набор черт, характерных для мужчин – это, прежде всего, рационализм, аналитические способности, компетентность в профессии, стремление к лидерству, эффективность.

Фемининность – черты, характерные для женщин – это эмоциональность, развитая интуиция, способность сопереживать, забота о детях и муже, коммуникабельность, внушаемость.

Для традиционной семьи маскулинные и фемининные качества были вполне достаточными, но и необходимыми.

Современный мир изменился, изменились и люди, но старые шаблоны остались.

С развитием научно-технического прогресса в прошлое уходит роль женщины-домохозяйки. С разделением труда стало понятно, что женщины прекрасно справляются с разными видами работ – они могут заниматься бухгалтерией, аудитом, программированием и др.

Неправильные ролевые ожидания привели к конфликту между полами.

Например, молодой человек ждет от своей девушки выполнения домашней работы, в то время как сам является безработным, а девушка работает ещё в офисе.

Происходит смещение ролей и для молодого человека в данном примере характерны фемининные черты.

Изучение влияния социальных характеристик человека на речь. Рассмотрение социальной роли мужчин и женщин, а также объективных причин, которые приводят к проблемам в общении между ними. Описание отличий в выборе темы, стиле ведения беседы, лексике.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.02.2016
Размер файла 22,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Психология общения"

Тема "Гендерные особенности общения"

Введение

мужчина женщина речь беседа

Современная наука проявляет большой интерес к социальной обусловленности языка и речи. На основании многих исследований доказано, что при изучении влияния социальных характеристик на речь, необходимо учитывать пол человека.

Гендерные особенности общения

Можно сделать вывод, что речевое поведение мужчин и женщин прямо противоположно. Мужчины обычно погружены в ход своих мыслей, и если увлекаются беседой, то не реагируют на окружающую среду. Женщина же, более открыто ведет беседу, чутко реагирует на всю окружающую обстановку.

В современном мире выравниваются социальные роли мужчины и женщины. Язык является лишь одним из аспектов, с помощью которых человек выражает свою половую принадлежность в этом мире. Женщина в большей степени сопровождает свои требования различными формами вежливости и так называемыми формальными ограничителями. Для мужчины в разговоре сверхзадачей прежде всего является утверждение собственных лидирующих позиций и состязание в установлении лидирующих статусных ролей. Исследования показывают, что мужчины, когда они говорят друг с другом, очень редко перебивают друг друга во время диалога. Но в то же время, когда они говорят с женщинами, то количество перебивания резко возрастает и становится общей тенденцией в разговоре.

Когда мужчины говорят с мужчинами, они, как правило, очень редко сомневаются в компетентности друг друга. Тогда же, когда женщина решается в присутствии мужчины проявлять свою компетентность, мужчина воспринимает это как вызов, как агрессию со стороны женщины, и стремится ее подавить.

Природа общения мужчин и женщин зависит от большого количества различных факторов, изучение которых происходит и сейчас. Лингвистика является развивающейся наукой, так как с течением времени меняются и социальные роли мужчин и женщин.

Для мужчины работа и познание внешнего мира - это основной ориентир, именно этой сфере он хочет посвятить основное время. Женщина же ориентирована на семью и пополнение знаний, поэтому обычно девочки учатся лучше мальчиков.

Мужчина добивается признания на работе, когда он делает нечто, свидетельствующее о его компетенции и умении. Заявляя о своих способностях и подтверждая их, он поднимает себя в глазах коллег, но если он терпит неудачу, то подрывает свою репутацию. Когда мужчина заключает сделку, разрабатывает успешный план, достигает намеченной цели, зарабатывает некую сумму денег, завершает проект или преодолевает затруднение, получаемое им признание определяется тем, насколько значительна была стоящая перед ним цель, какую прибыль он получил, насколько серьезные трудности преодолел. Небольшие достижения приносят небольшое количество очков, небольшие потери приводят к небольшой их утрате. Именно таким образом мужчины оценивают себя и других по уровню профессионализма и достижениям.

Женщины достигают признания по-другому. Женщина поднимается в глазах подруг, проявляя заботу, участие и преданность. Успех определяется не широтой жестов, а постоянством. Значение имеют не масштабы, а глубина личного неравнодушия. Важен не результат, а те мысли, соображения и намерения, которые вами двигали. Компетентность и достижения для женщин - далеко не самое главное.

Чтобы преуспеть в отношениях с женщинами, мужчине необходимо учитывать эту разницу в оценках. Условно говоря, женщины начисляют по очку за каждое проявление участия - не важно, насколько оно значительно. Практически это означает, что много малых дел принесут мужчине больше, чем одно большое.

Мужчины используют общение прежде всего для того, чтобы решить какую-то проблему, добиться намеченной цели. Общение для женщин - это тоже способ решения проблем, но еще и средство снизить напряженность, почувствовать себя лучше, установить эмоциональные связи для укрепления взаимоотношений, создать творческую атмосферу, открыть что-то новое.

Когда мужчина беседует, он делает это, как правило, с целью высказать нечто либо же что-то узнать и тем самым разрешить какой-то вопрос. Многие мужчины предпочитают молча обдумать проблему, а уж заговорив, сразу перейти к сути. Обычно мужчина склонен видеть в другом мужчине специалиста, только если тот обходится необходимым минимумом слов.

Мужчины на работе пользуются речью только по одному поводу, тогда как у женщин их для этого имеется целых четыре.

1. Нужно что-то обсудить. В этот отношении мужчины и женщины одинаковы.

Ей не обязательно, чтобы с ней соглашались - ей нужна только поддержка сочувствием. Такого рода эмоциональная поддержка прямо противоположна реакции мужчин. Для снятия стресса им свойственно преуменьшать серьезность проблемы, тогда как женщины, наоборот, раздувают ее, а потом делятся своими бедами с подругами.

Чтобы снять стресс и почувствовать себя уверенней, мужчина мысленно разрабатывает стратегию своих действий. А вот женщина обретает ту же уверенность, просто изливая свои чувства - только после этого у нее начинает возникать ясный план. Большинство мужчин такого поведения не понимают и не приемлют. Разговоры о проблемах вместо разработки плана их решения - это не по-мужски, от таких вещей мужчин только хуже.

4. Говоришь, чтобы понять, что же собственно хочешь сказать.

Под воздействием стресса мужчины стремятся сосредоточиться и в результате бывают недовольны, когда их отвлекают. А вот женщин стресс заставляет рассеяться, поэтому у них возникает потребность поделиться избытком эмоций.

Женщинам легче всего утратить мужское уважение из-за того, что они на первый взгляд жалуются без причины. Иными словами, жалобы, сетования - это когда человек изливает отрицательные эмоции с целью исправления ситуации. Мужчины выражают свои отрицательные эмоции, именно стремясь к каким-то переменам. Когда мужчине слышится сетование или обвинение, женщина чаще всего просто делится своими чувствами.

Женщины обычно высказывают наболевшее эмоционально. Эта склонность подкреплять жалобы отрицательными эмоциями серьезно вредит женской деловой репутации и обесценивает сами жалобы.

Сам факт, что мужчина о чем-то спрашивает, означает, что он еще способен свое мнение переменить. Когда риторический вопрос задает женщина, ответ ей не нужен - ей нужно быть выслушанной. Когда же допытывается мужчина, ему действительно нужно получить ответы. Когда огорченный мужчина задает вопросы, женщина может быть уверена, что его огорчение улетучится, как только она на эти вопросы ответит. В такой момент ей нужно перестать слушать и начать как следует защищаться.

Нежелание слушать - один из наиболее частых женских упреков в адрес коллег-мужчин. Мужчины же чаще всего упрекают женщин в том, что они задают чересчур много вопросов и чересчур стремятся все переиначить. У мужчин опускаются руки, когда женщина пытается улучшить то, что и так хорошо. Когда женщина увлечена работой, она стремиться улучшить все, до чего сможет дотянуться.

Женщины свято верят: все, что работает, способно работать еще лучше. Мужчины же придерживаются того принципа, что работающее лучше оставить в покое.

Когда женщина заводит разговор о своих проблемах, не время предлагать ей варианты их решения. Если такое происходит на работе, это ни в коем случае не повод считать, будто женщина не знает, как ей совладать со своими затруднениями. Нередко ей нужно просто убедиться в том, что ее решение верно. И, если он хочет ей помочь и завоевать ее расположение, гораздо правильней будет прислушаться и порасспрашивать. Общий принцип таков: вместо того чтобы моментально предлагать решение, мужчинам следует проявить участие, слегка посочувствовать, задать вопрос.

Если только мужчина не просит о помощи, лучший способ поддержать его - это предоставить возможность все сделать самому. Сказать мужчине то, что он и так знает, или невпопад указать ему, что нужно делать, - значит нанести обиду.

Проявлять отрицательные эмоции мужчины, как правило, избегают. В отличие от мужчин, для женщин проявление эмоций не является признаком слабости. Большинство мужчин инстинктивно отфильтровывают личные эмоции, а вот абстрактные выражают не стесняясь. С женщинами все наоборот: они склонны отфильтровывать абстрактные эмоции и свободно изливают личные.

У женщины возникает ощущение, что ее не слушают, когда мужчина прерывает ее на полуслове. Но именно уместность замечания свидетельствует о том, что собеседник внимательно слушает. У женщины возникает ощущение, что ее не слушают, когда мужчина заканчивает фразы за нее. Для мужчины это служит свидетельством того, что его правильно понимают. Мужчине может казаться, что он знает, к чему клонит женщина, но знать этого он не может - она и сама-то не уверена в этом до тех пор, пока к ней не придут нужные слова.

Мужчины обычно наперед продумывают то, что собираются сказать, и твердо придерживаются намеченного. А вот женщины следуют за вдохновением, определяя то, к чему собираются прийти, в процессе изложения.

Список используемых источников и литературы

1. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. Под ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шмелева. М.: Наука, 1993. -- С. 90--136.

2. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999. -- 189 с.

3. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера (doing gender) // Гендерные тетради. Вып. 1. Спб, 1997. -- С. 94--124.

Подобные документы

Гендерные особенности и коммуникационные барьеры в общении мужчин и женщин. Типичные черты мужчин и женщин, их психологические различия. Особенности мужского и женского коммуникативного поведения. Социокультурные особенности диалогического общения.

курсовая работа [42,5 K], добавлен 06.09.2016

Половые особенности социальной перцепции. Эмоционально-положительная оценка школьниками разных классов своих одноклассников одинакового и противоположного пола. Круг общения у женщин и мужчин. Гендерные различия, их зависимость от социального контекста.

курсовая работа [301,3 K], добавлен 10.02.2014

Теоретические основы и современные тенденции процесса делового общения. Методы и техника ведения деловой беседы и переговоров. Анализ коммуникативных способностей у мужчин и женщин. Психологические особенности национальных стилей ведения переговоров.

курсовая работа [41,0 K], добавлен 06.12.2010

Общая характеристика гендерной психологии как научного направления. Изучение основных понятий гендерной психологии, а также рассмотрение истории развития данной социальной науки. Исследование социальной практики дифференциации мира мужчин и женщин.

курсовая работа [50,1 K], добавлен 24.05.2015

Женщина и мужчина: два пути к одной цели. Эмоции в воспитании детей. Психофизиологические особенности мужчин и женщин. Взгляды на эмоциональность как особенность человека с позиции психологии. Психофизиологические особенности мужчин и женщин.

курсовая работа [30,2 K], добавлен 05.01.2003

Гендерные особенности реакций на стресс. Семейные "скелеты в шкафу", женские и мужские симптомы стресса. Алкоголизм: ролевые стереотипы у мужчин и абстрактное проявление эмоций у женщин. Доминирование воспитания над физиологией в реакциях на стресс.

контрольная работа [28,8 K], добавлен 23.05.2009

Понятие карьеры в современной психологии. Исторический анализ гендерных различий. Особенности мотивационных и карьерных ориентаций. Интеграция стилей жизни. Сравнительный анализ отличий в отношении к построению профессиональной карьеры у мужчин и женщин.


В статье рассматриваются гендерные различия мужчин и женщин. Различия в поведении мужчин и женщин обуславливается не только биологическими особенностями, но в большей степени социокультурными аспектами. В исследовании гендерных различий занимают ведущее место такие вопросы, как природа различий, индивидуальный путь жизни, самореализация и социализация. Консервативность и традиционность взглядов нередко загоняют самореализацию личности в рамки. Мужчины и женщины в разной степени все же подчиняются гендерным нормам, чтобы избежать социального неодобрения.

Ключевые слова: пол, гендер, гендерные различия, стереотипы, социокульурные аспекты

Вопросы пола и психологические различия представителей разных полов волнуют многих современных социальных психологов, таких как Д. Маейрс [4, c. 257], И. С. Кон [5, c. 766], О. А. Воронина [6, c. 101]. Гендерные исследования широко проводятся во всем мире, в частности, такими учеными, как Ф. Л. Джеймс [7, c. 146], К. Хорни [8, c. 82], К. Уэст [9, c. 96], Т. С. Баранова [10, c. 39], Ю. Е. Алёшина [11, c. 51].

В рамках гендерного подхода очевидны неравноправные и неравноценные черты личности мужчин и женщин, особенности мыслей и поведения. Существенное давление оказывают социальные ожидания и жесткие требования к половой адекватности в поведении и поступках. Необоснованность требований по выполнению мужских и женских социальных ролей, традиционных эталонов, навязанных представлений не дает человеку в полной мере оценить свои возможности и желания, перспективы самореализации и личные ресурсы для жизнетворчества.

С позиции О. А. Ворониной [6, c. 101], Д. Майерса [4, с. 259], Т. А. Репиной [13, c.158], теории гендерной психологии традиционно считают не различия между биологическими полами, а социальные основания.

По мнению Л. В. Поповой [14, c. 92], маскулинность и феминность не только дифференцированы, но выстроены иерархично при доминирующей роли маскулинности.

По мнению Н. В. Ходыревой [15, c. 79], наше восприятие биологических различий между полами тоже определяется культурными факторами.

Дж. Келли [19, c. 56] выделяет несколько уровней сексуальной организации человека: генетический, гонадный, морфологический, церебральный пол.

Различия между полами, как подразумевает социокультурный подход, формируются обществом. Более известна теория социальных ролей Эллис Игли [21, с. 76], которая заключается в том, что для того чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли т. е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как предъявителю определенного пола. Согласно А. Фейнгольду, гендерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться отобразить свою личность благоприятным образом [22, с. 456].

Такая отрасль, как психология женщин изучает особенности в их поведении и психике. Предметом этой отрасли являются психологические факторы, связанные с физиологией. Изучаются различные модели психического состояния женщины, например, беременности и родов, менструального цикла и климакса, занятости и безработицы, девиантного поведения и т. д.

Теории Н. Ходоров и Кэрол Гиллиган [23, с. 283] наиболее известны в данной области.

Согласно концепции материнства Нэнси Ходоров, девочки готовятся к материнству, а мальчики становятся мужчинами, которые ориентируют на себя мир и обесценивают женщину.

Кэрол Гиллиган заявляла отличие женщин от мужчин моралью, принятой в обществе. С позиции непредвзятости и закона рассматривают моральные суждения мужчины. А для женщин важны взаимоотношения людей. Эти положения легли в основу Я-концепций Кросс и Мэдсон [24, с. 551].

Отрасль, изучающая психологию мужчин, менее масштабна. В основном рассматриваются гипотезы по сущности маскулинности. Изучаются те психологические особенности, которые отсутствуют у женщин. Что касается биологических гипотез, то в их рамках рассматривается, как правило, влияние гормональных факторов.

Рассматривают мужскую роль как инструментальную Т. Парсонс и Р. Бейлз [25, с. 31].

В настоящее время в гендерной психологии используются всевозможные психологические методы, такие как наблюдение, тестирование, эксперимент, анкетирование, интервьюирование. Но не все они подходят для изучения гендерной проблематики.

Также при изучении полов необходима экспертиза психологических методик. Некоторые из них просто необходимо адаптировать для изучения определенных проблем.

Для изучения гендерных различий Дж. Гласом в 1976 г. был введен такой метод, как метаанализ.

В 1974 г. появилась концепция Сандры Бэм [27, с. 156], которая разделяет людей на три типа с различной гендерный идентичностью: феминных, маскулинных и андрогинных характеристик.

Набор гендерных характеристик личности представляет собой многофункциональный организм, состоящий из гендерной идентичности, маскулинных и феминных черт личности, стереотипов и установок, связанных с неоднозначными формами и моделями поведения.

Для определения гендерных различий и выявления выраженности типов личности (феминный, маскулинный, андрогинный) был использован опросник С. Бэм.

Исследованию подверглись 14 сотрудников организации сети обувных магазинов, подобранных согласно принципу гендерного равновесия.

Читайте также: