Методы опроса и наблюдения педагогика доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Метод педагогического наблюдения

Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Умение наблюдать является одним из важных условий успешной работы педагога с детьми. Оно необходимо воспитателю, поскольку позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, целенаправленно руководить группой в целом.

Повседневные заботы по уходу за детьми, поддержанию порядка в помещении, организация групповых занятий могут поглотить все силы и внимание воспитателя, заслонить его интерес к поведению детей в свободное от занятий и режимных моментов время, потребностям, состояниям каждого ребенка, к переменам в его развитии. Поэтому наблюдение за поведением детей должно быть специальной задачей педагога.

Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным и систематическим, а не стихийным и эпизодическим моментом в работе воспитателя. При этом оно не должно становиться самоцелью. В отношении детей с нормальным развитием информация, полученная в результате наблюдения, необходима для фиксации новых умений, формирующихся у ребенка, его интересов и предпочтений, для развития взаимодействия с ребенком и вовлечения каждого в ту сферу деятельности, которая соответствовала бы его естественному ходу развития. Наблюдение должно быть направлено на то, чтобы вовремя заметить возникшие проблемы, скорректировать собственную деятельность по отношению к ребенку, создать условия для продвижения вперед, помочь ему справляться с трудностями.

Необходимым условием успешной работы воспитателя является координация усилий с коллегами: воспитателями, социальными педагогами, педагогами, работающими по отдельным направлениям развития детей , учителями, психологом и т.д.) Совместное обсуждение, участие в ведении записей, внесение дополнений помогут лучше понять ребенка, разработать совместную программу взаимодействия с ним.

Чтобы научиться наблюдать, необходимо, помимо житейских или интуитивных представлений о ребенке, иметь научные знания о закономерностях психического развития. В противном случае педагог не сможет во всей полноте реализовать задачи воспитания, заметить возможные отклонения в развитии ребенка или особые способности в какой-то сфере.

Задачей педагога является наблюдение за каждым ребенком и группой в целом. Составив четкое представление о своих воспитанниках, он может планировать индивидуальную работу с каждым из них, отслеживать эффективность ее в ходе последующих наблюдений.

Время наблюдения зависит от того, что именно собирается увидеть воспитатель. Если он хочет уточнить, как ребенок играет или как дети взаимодействуют между собой, лучше всего это сделать во время свободной игры воспитанников в группе и на детской площадке. Если воспитатель намерен проанализировать, как ребенок общается со взрослым, следует специально организовать ситуацию взаимодействия, например, предложить ребенку вместе с воспитателем сделать поделку, собрать конструктор, пазлы или почитать книжку.

Внимательный воспитатель может извлечь полезную информацию для понимания особенностей ребенка даже из короткого эпизода наблюдения, сделать выводы и в случае необходимости провести педагогическую коррекцию или обратиться за помощью к психологу.

Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо фиксировать его результаты с целью последующего анализа. Способы фиксации зависят от характера наблюдений и от педагогических целей.

Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения.

К достоинствам метода наблюдения относятся:

- возможность непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества конкретного ребёнка.

- позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д..

- позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

- оперативность получения информации.

- наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;

- регистрация событий в момент их протекания;

- независимость наблюдателя от мнений испытуемых.

К слабым сторонам метода можно отнести:

- недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);

- ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;

- пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.

На результаты наблюдений могут повлиять:

- его предубеждение ( искажение восприятия тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу);

- его усталость (в результате чего наблюдатель перестаёт замечать важные изменения, делает ошибки при записях );

- адаптированность наблюдателя к происходящему.

Наблюдение как метод познания изучаемых объектов должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:

Виды наблюдений.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ– это наблюдение, когда педагог сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления.

ОПОСРЕДОВАННОЕ (косвенное) наблюдение – это наблюдение, когда к его проведению привлекаются другие педагоги. Методика проведения таких наблюдений должна быть заблаговременно отработана теми, кто будет их вести.

НЕ ВКЛЮЧЁННОЕ наблюдение – это наблюдение со стороны.

НЕПРЕРЫВНОЕ (сплошное) наблюдение – это наблюдение, которое предполагает фиксацию всех наблюдаемых факторов, проявлений, качеств, реакций и т. д. от начала до конца какого-либо процесса.

ДИСКРЕТНОЕ (выборочное) наблюдение – это наблюдение по определённым параметрам. Чаще всего педагогами используется метод открытого включённого наблюдения.

Алгоритм действия при наблюдении:

Действия педагога.

1. Определелить цель и задачи наблюдения. Например: выявить особенности освоения ребёнком способов познания, изучить поведение ребёнка в ситуации совместной деятельности и т. д..

2. Определить объект наблюдения. Например: определить группу от 3 до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течении дня, каждый день мы меняем детей и в течении 2-3 недель все дети смогут попасть в поле зрения педагога.

3. Выбрать ситуацию наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребёнка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения воспитательного процесса.

4. Выбрать способ фиксации результатов наблюдения.

Основные требования к методу педагогического наблюдения следующие.

Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т.д.

Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения, она может быть следующей:

1) выявляется проблемная ситуация,

2) определяются цели и задачи,

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

6) выбирается метод обработки результатов;

7) осуществляется наблюдение согласно плану;

8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Принципы наблюдения:

Наблюдения в разных видах деятельности: в ситуациях применения детьми культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания; в ситуациях игровой деятельности; на прогулке; в образовательной ситуации; при экспериментировании; в уголке природы; при выполнении поручений; во время проведения детских праздников и т.д.

Метод наблюдения относится к мало формализованным методам мониторинга. Эти методы дают очень ценные сведения о ребёнке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например: ценностные ориентации, отношение ребёнка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию ( динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоёмки. Только наличие высокого уровня культуры проведения наблюдения помогает избегать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

Результаты данного метода применяются воспитателем в повседневной работе: это составление ежедневных планов работ (групповые мероприятия, индивидуальные беседы), составление индивидуальных программ реабилитации воспитанников. С помощью наблюдения мы видим как меняется характер воспитанников, морально – нравственное поведение, в целом климат и настроение в группе.

Поездка в лагерь как же показала положительные результаты. Ребята привезли много грамот, с интересом рассказывали о мероприятиях проводимых там и о своем участии.

Но есть еще моменты на которыми нужно обратить внимание и скорректировать работу так, чтобы наши воспитанники активнее участвовали в мероприятиях проводимых школами, другими городскими, творческими кружками и организациями.

Работа в области педагогики, участие в педагогической деятельности является работой не только педагогов-новаторов и педагогов-исследователей. Сама природа воспитательной деятельности и учебной работы, её содержание определяют необходимость участия в педагогических исследованиях каждого, кто по своей деятельности занимается обучением и воспитанием.

У учительского труда есть, по крайней мере, две особенности, которые делают неизбежным участие учителя в научном поиске. Первая особенность - это отсутствие в педагогической практике повторяющихся и стандартных ситуаций. Неповторимость учеников и исключительное разнообразие ставят учителя перед необходимостью поиска самостоятельного верного пути. Вторая особенность - повторяемость педагогического труда. Учитель каждый год занимается одним и тем же делом, он учит детей одному предмету. На эту особенность педагогического труда указывал в своё время К.Д. Ушинский, который отмечал, что хорошим средством от утомительного однообразия учительского труда является изучение своего и чужого педагогического опыта.

Для полноценного и правильного проведения педагогических исследований необходимы знания из области методологии таких исследований. Человеку, который принимается за такое исследование, необходимо знать виды и методы педагогических исследований, ему необходимо разбираться в методике педагогических исследований, знать основные группы методов и конкретные виды. Среди методов педагогических исследований одно из главных мест занимают разнообразные опросные методики.

Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью особых приемов (исследовательского инструмента) - бесед, интервью, анкет.

Достоинствами опросных методов являются: быстрота получения информации, возможность получения информации в широких пределах заданной тематики, возможность математической обработки полученной информации, сравнительная легкость получения большого количества данных.

Специфика применения опросов в педагогических обследованиях такова, что кроме получения информации о настроениях, взглядах опрашиваемых возможна постановка задачи формирования мнений, что может достигаться логикой построения, расположения и содержанием вопросов.

Цель работы –изучить опросные методы в педагогических исследованиях.

-раскрыть понятие методики педагогического исследования;

- рассмотреть опросные методы: беседа, интервью анкетирование.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава I. Понятие методики педагогического исследования.

Под методикой педагогического исследования подразумевают совокупность принципов, методов, приемов, техники, процедур и организации собственно исследовательской работы, т.е. изучение педагогических явлений, решение научных проблем в учебно-воспитательном процессе. К настоящему времени это достаточно развитая отрасль педагогической науки. Под методами педагогических исследований понимаются способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явления, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики [3, с. 15].

Есть методы, исторически давно сложившиеся и ставшие уже традиционными, но есть и такие, которые возникли относительно недавно, или создаются в настоящее время. [3, c. 20].

Методы педагогического исследования, хотя и весьма условно, можно подразделить на две большие группы: общенаучные и конкретно-педагогические. В области педагогических исследований существует множество классификаций. Наиболее распространённым является распределение методов педагогического исследования в следующие группы:

1. Эмпирические методы педагогических исследований. Сюда включены такие методы, как беседа, наблюдение, изучение педагогической документации и результатов деятельности, педагогический эксперимент и т.д.

2. Теоретические методы. Сюда входят такие методы, как моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений и т.д.

3. Методы количественной и качественной обработки педагогической информации. Среди методов этой группы - методы математической статистики, ранжирование, шкалирование и т.д.

Остановимся поподробнее на эмпирических методах педагогических исследований.

Глава II. Опросные методики в педагогических исследованиях.

§1. Методы опроса.

Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью особых приемов (исследовательского инструмента) - бесед, интервью, анкет.

Метод опроса становится все более популярным в практике педагогических исследований. Опрос может быть непосредственным (беседа, интервью) и опосредованным (анкетирование). Различают так же групповой и индивидуальный опрос, очный и заочный, устный и письменный.

В отличие от других методов исследования эффективность опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы. [4,с.15]

Беседа - это метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса. [4,с.25]

В беседе и респонденты, и исследователь выступают активными сторонами, в то время как в интервью задает вопросы только исследователь. Интервью можно назвать односторонней беседой.

Во время беседы (и в этом ее преимущество) можно получить более глубокое представление об интересующем исследователя вопросе, а также уточнить сомнительные ответы, следовательно, получить более достоверные данные. Недостатком беседы является сравнительно большее время, необходимое для ее проведения, что сужает возможности для сбора достаточного материала.

При беседе вопросы задаются и обсуждаются в очередности, которая предусмотрена планом, но раскрываются шире, чем написаны.

Из приведенных кратких характеристик видов опроса явствует, что принципиальных различий между ними нет. Не случайно в последнее время среди социологов, педагогов и психологов получают все большее распространение смешанные виды опроса, например анкеты-интервью.

Далее дана развернутая характеристика каждого метода опроса.

Для вступления в контакт рекомендуется придерживаться следующих правил. Люди склонны охотно говорить о тех предметах, которые их интересуют и увлекают (профессия, хобби), поэтому важно предварительно узнать о преобладающих интересах данного ученика или группы. Поводом для начала беседы могут быть объекты, ситуации или события, имеющие эмоциональный характер. Например, результаты смотра художественной самодеятельности. При этом следует избегать того, о чем собеседнику вспоминать неприятно. Важно создать атмосферу доверия и соблюдать педагогический такт. Человек должен быть уверен, что результаты беседы не станут для него источником неприятностей. Благоприятной обстановкой для беседы является привычная и естественная среда: класс, домашняя обстановка, совместный отдых. Беседу лучше сначала запомнить, а потом записать.

§3. Метод интервью

Важным методом сбора информации является интервью. Интервью [

Интервью по целям делят на интервью мнений (изучают отношение людей к явлениям) и документальное интервью (уточняют факты, события). Документальное интервью отличается большей достоверностью информации.

Выделяют стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью. В нестандартизированном интервью формулировка и последовательность вопросов по ходу могут подменяться и изменяться от первоначального замысла. В стандартизированном интервью вопросы предлагаются в определенной последовательности. Схема содержит также необходимые пояснения к вопросам, а также описание ситуации, в которой должен проходить опрос (в квартире, в классе, в школьном дворе на прогулке). [5,с.35]

Нестандартизированное интервью чаще всего применяют в начале исследования, когда необходимо уточнить проблематику, еще раз проверить основные положения плана сбора информации, определить объект исследования. В этом случае для опроса задается только тема, в рамках которой проходит беседа. Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Респондент имеет оптимальную возможность выразить свою позицию в наиболее удобной для себя форме.

Преимущество стандартизированного интервью выражается в следующем: оно следует основному принципу измерения – сделать информацию сопоставимой; оно сокращает до минимума количество ошибок при формулировке вопроса.

§4. Метод анкетирования

Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование. Анкета [

Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям. Анкетой можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке. [2,с.13]

Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (открытые-закрытые, основные-функциональные).

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.[5,с.33]

Рассмотрим основные методы педагогических иссле­дований в порядке их значимости и традиционности без группировки на теоретические и эмпирические.

Наблюдение

Наблюдение - один из наиболее распространенных методов педагоги­ческого исследования; представляет собой целенаправленный и планомер­ный процесс сбора информации. Наблюдение отличается от обычной фик­сации явлений систематичностью, опорой на определенную педагогическую концепцию. Позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании, проверяет адекватность и истинность теории в педагогической практике.

В результате наблюдения формулируются гипотезы, которые проверя­ются, уточняются в ходе последующих наблюдений, переходя в тео­рию, объясняющую педагогические явления. Наблюдения имеют определенную цель, проходят по заранее продуманному плану с детальным перечислением изучаемых вопросов.

Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных задач. Раз­личают:

  • полевые наблюдения (в естественных условиях) и лабораторные;
  • формализованные (проводятся по жесткой программе) и неформали­зованные;
  • включенные и участвующие (в зависимости от участия наблюдателя в событиях и процессах);
  • по частоте применения - постоянные, повторные и однократные на­блюдения;
  • по объему - сплошные и выборочные;
  • по способу получения - прямые (непосредственные), косвенные (опос­редованные);
  • в зависимости от объекта наблюдения - внешние, объективные, само­наблюдения.

Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого коли­чества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц, излишняя идентифи­кация наблюдателя со средой, недоступность наблюдению некоторых явлений и процессов; наблюдения не позволяют вмешиваться в изуча­емый процесс, изменять ситуацию, делать точные замеры. Поэтому ре­зультаты наблюдения необходимо сопоставлять с данными, получен­ными другими методами.

Изучение опыта

Изучение опыта еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычле­нение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помо­щью этого издавна применяемого метода педагогического исследования анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешен­ные заключения о целесообразности их применения в новых историчес­ких условиях. Поэтому данный метод называют еще "историческим".

Он тесно смыкается с другим методом - изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подверга­ются памятники древней письменности, законодательные акты, про­екты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съез­дов и конференций и т. д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

Часто под изучением опыта понимают изучение передового опыта твор­чески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.

Научно-педагогические исследования предполагают анализ школьной документации, отражающей учебно-воспитательный процесс. Источни­ки информации - классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распо­рядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стеног­раммы уроков и т. п.

Изучение продуктов ученического творчества - домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, резуль­татов эстетического и технического творчества - о многом скажет опыт­ному исследователю. Большой интерес представляют и так называемые "продукты свободного времени", "хобби-занятия".

Опросные методы в педагогике

Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения дан­ных широкого тематического спектра. В педагогике используются три общеизвестные разно­видности опросных методов: беседа, анкетирование, интер­вьюирование.

Близок к методу исследовательской беседы метод интервью. Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по из­учаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испы­туемых. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызы­ваемых исследователем у испытуемых. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти исследователя. Не допускается в педагогической науке оба опросных ме­тода, смахивающих на допрос.

Анкетирование как письменный опрос более продукти­вен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов ан­кетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет ис­следователем при непосредственном его общении с испы­туемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рас­сылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетиро­вание реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция опе­рирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Известны три типа анкет.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, изучение исследуемого педагоги­ческого явления в специально созданных и контролируемых условиях. Занимает все более важное место в педагогических исследованиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, экс­перимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспе­риментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитатель­ной деятельности.

Основное назначение эксперимента - проверка научных предположе­ний и такое изучение разнообразных сторон обучения и воспитания, которое невозможно провести другими методами.

Различают естественный и лабораторный эксперименты.

Естественный эксперимент проводится в обычных условиях жизни и воспитания школьников. В этом случае экспериментатор вносит лишь некоторые необходимые условия в игру, учебу, организацию жизни. Цель этих условий состоит в выяснении влияния вводимых изменений на испытуемых.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных усло­виях. Он позволяет точно регистрировать (при помощи приборов) характер воздействий на испытуемых и их ответные реакции. Естествен­ный и лабораторный эксперименты, как правило, используются во вза­имосвязи.

Метод эксперимента требует большой предварительной подготовки ис­следователя. Необходимо проводить такие эксперименты, которые не нанесут ущерба обучению и воспитанию учащихся. С целью подтверждения полученных в результате эксперимента данных они проверяются несколько раз в обычных условиях. Только после тща­тельной проверки и всесторонней оценки новые приемы или формы обу­чения и воспитания могут быть рекомендованы для внедрения в практику.

Тестирование

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объек­тивно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников, определять параметры педагогического процесса.

Существуют международные тесты для сравнения показателей достигнутого в образова­нии и развитии детей и взрослых. Тесты воспринимаются как экзамены на пригодность людей к той или иной сфере деятельности. Все большее распространение получают компьютерные программы тестирования, позволяющие использовать ЭВМ в интерактивном режиме диалога в си­стеме человек-машина. Различают тесты для выявления успеваемости учащихся, тесты для определения профессио­нальной предрасположенности людей. Используются тесты и в педагогических исследованиях. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирова­ния, укажем прежде всего на использование тестов успевае­мости. Широко применяются тесты элементарных умений, та­ких, как чтение, письмо, простейшие арифметические опера­ции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности — выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

В психологической науке используются тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности (способностей), тесты проективные, тесты личностные и так далее.

От других методов об­следования тестирование отличается точностью, простотой, доступно­стью, возможностью автоматизации.

Терминологические методы

Терминологические методы исследований получают все большее распростра­нение в педагогике в последние годы. Их возникновение связано с отработкой лингвистики компьютерных систем.Появление тезаурусов, рубрикаторов, дескрипторных словарей как инструментов, размещения информации в памяти ЭВМ приводит к разра­боткам моделей обучения и исследований путем опериро­вания базовыми и периферийными понятиями. Сущность терминологических методов исследований в том, что ученые идут к анализу педагогических явлений не от практи­ки, а от того, что уже закреплено в языке теории педагогики, ее лексическом фонде. Неразвитый словарь описания той или иной области педагогики означает ее неизученность и свидетельствует о дефиците научных знаний.

Количественные методы в педагогике

Необходимо различать два основных направления в исполь­зовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьюте­ризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Пальму первенства держит освоенный исследователями ста­тистический метод. В его пределах широко применяются сле­дующие конкретные методики.

Ранжирование — расположение собранных данных в опре­деленной последовательности (убывания или нарастания за­фиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал:

1) шкалы наименований (или номинальные);
2) шкалы порядка (или ранговые);
3) интервальные шка­лы;
4) шкалы отношений.

Все более мощным преобразующим средством педагогичес­ких исследований становится моделирование. Научная модель — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирова­ние — это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования — целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным обра­зом за счет анализа — расчленения целого на части; синтезом как таковым практически пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные сис­темы и исследует их функционирование.

Моделирование в дидактике успешно применяется для ре­шения следующих важных задач:

  • оптимизации структуры учебного материала;
  • улучшения планирования учебного процесса;
  • управления познавательной деятельностью;
  • управления учебно-воспитательным процессом;
  • диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

В педагогических исследованиях в сочетании с другими методами широко используется социометрия. Этот метод мы рассмотрим более подробно в следующем параграфе.

Таков состав наиболее распространенных методов пе­дагогического исследования. Сравнительно реже приме­няются заимствованные из других наук: методы контекст-анализа, рейтинга, провокаций, документального анализа, репертуарной решетки, методы парного сравнения, Дельфи, мемуаров и другие. Педагогика использует ряд инструментальных ме­тодов физиологии и медицины; тремограммы, ЭЭГ, КГР, изменяющиеся скорости реакции, другие объективные показателисостояния человека. Применяются комбинации методов.

Методы исследования в педагогике

Методы педагогического исследования – это совокупность действий, нацеленных на добывание информации об изучаемом предмете, явлении и ее обработку для последующего включения в общую систему знаний. Уровень и темпы развития науки напрямую зависят от системы методов научного исследования. Чем удачнее подобраны методы, тем быстрее шагает наука вперед, так как взору открываются новые горизонты. Рассмотрим наиболее применяемые способы познания: перечислим основные методы учебно-педагогических исследований.

Пример метододы педагогического исследования

Классификация методов педагогического исследования

Множество научных методов исследования, применяемых в педагогике, можно классифицировать и разделить на три группы:

  1. Теоретические. Например, анализ, сравнение, обобщение, моделирование, индукция и дедукция.
  2. Эмпирические. Изучение реального педагогического опыта на основе наблюдений опросов, бесед, анкет, тестов.
  3. Математические или статистические. Применяются для обработки полученной информации и отражении ее в количественных показателях.

методы исследования в педагогике

Теоретические методы исследования в педагогике

Теоретические методы связаны с изучением литературы, они помогают определить проблему, сформулировать гипотезу, оценить и логически структурировать собранные информационные источники. При работе с литературой используются такие практики как конспектирование, аннотирование, цитирование, реферирование, составление биографий.

Эмпирические методы педагогического исследования

Некоторые из них подробнее рассмотрим ниже.

Пример методов исследования в курсовой по педагогике

Характеристика методов исследования в педагогике

Несомненно, методы, используемые для научной работы, должны обеспечить объективность, надежность и актуальность выводов. Собственно, педагогические методы исследования, как известно, тесно связаны с объектом познания, поэтому и выбирать их следует в зависимости от особенностей изучаемых явлений в той или иной науке. Что касается педагогики, методы обязательно подбираются в зависимости от неоднозначности протекания педагогических процессов, так как на исследуемый предмет воздействует множество факторов. Также, проводя научную работу, следует учесть тот факт, что неудачные эксперименты могут нанести психологическую травму испытуемым, вред здоровью и полноценному развитию. Подобных педагогических методов, противоречащих этическим и нравственным нормам, следует избегать.

пример методы педагогического исследования

Этапы педагогического исследования

Представим алгоритм, по которому проводят научно-педагогическое исследование и перечислим его основные этапы:

  1. Ознакомление с темой, обоснование ее актуальности, формулировка конечной и промежуточных целей.
  2. Выбор концепции и общих теоретических положений.
  3. Формулировка научного предположения, нуждающегося в проверке.
  4. Подбор методов исследования.
  5. Организация и проведение эксперимента.
  6. Обработка данных и оформление результатов.
  7. Подготовка практических рекомендаций.

Педагогические методики

Основные методы педагогического исследования

Метод наблюдений, как метод педагогического исследования

Наблюдение, как метод педагогического исследования опирается на получении информации, основанной на восприятии поведения людей, их переживаний, состояний с целью дальнейшего анализа и обобщения. В зависимости от регулярности проведения наблюдения различают:

  • периодическое – проводится в течение определенного промежутка времени;
  • случайное – не запланировано.

Исходя из типа взаимодействия между исследователем и наблюдаемым существует:

  • прямое наблюдение – процесс изучает непосредственно исследователь;
  • косвенное наблюдение – об особенностях процесса он узнает через третьих лиц.

В зависимости от занимаемой позиции экспериментатора различают:

  • нейтральное наблюдение;
  • исследователем является руководитель воспитательного или учебного заведения;
  • в роли исследователя выступает собственно участник процесса.

Для фиксации результатов используют такие способы как: протоколы, дневники, видеорегистрацию, аудиозапись.

Пример. Методы исследования в дипломной работе по педагогике «Использование приемов творческого рассказывания в процессе развития связанной речи детей«

Методы исследования в дипломеИспользование приемов творческого рассказывания в процессе развития связанной речи детей

Диагностический эксперимент

Под этим термином подразумевают процесс вмешательства исследователя в педагогическое явление с целью открытия закономерностей, которые позволили бы изменить существующую практику.

Для начала четко продумываются цели, задачи, предмет и объект исследования, составляется программа и прогнозируются познавательные результаты. Только затем исследователь планирует эксперимент, его этапы, определяет свою роль в экспериментальном процессе и те преобразования, которые вводятся в практику, оценивает характер внешних влияний на педагогический эксперимент.

Результатом преобразующего эксперимента может быть:

  • новый метод обучения;
  • перечень условий, влияющих на эффективность педагогического процесса;
  • методические принципы;
  • модель процесса развития.

Метод беседы и интервью

Довольно популярный научно-педагогический метод при проведении педагогических исследований, который основывается на общении. Успех контакта исследователя и респондента зависит от обстановки, в которой проводится беседа. Желательно выбрать комфортную для опрашиваемого человека обстановку. Если это ученик, вызывать его в учительскую не нужно, так как он расценит такое общение как допрос. Подросток, как впрочем и взрослый, не сможет преодолеть этот психологический барьер. Опрос лучше проводить в классе или в другом привычном для него месте. Беседу обычно проводят по предварительно разработанному плану. Для педагогических исследований подойдет такой метод опроса как формализированное интервью. Оно практически ничем не отличается от анкетирования. Единственная разница – это то, что ответы записывает исследователь, одновременно он получает возможность следить за собеседником и улавливать его реакцию на предмет исследования, что позволяет лучше интерпретировать суждения.

Если исследователь еще не определился с темой и проблемой исследования, тогда лучше обратить свое внимание на свободное интервью. Оно выполняется по общей программе, но без детализации вопросов. Их формулировка зависит от конкретной ситуации и направления мысли интервьюера.

С большой осторожностью при проведении подобных бесед следует отнестись к регистрации диалога при помощи диктофона. Мальчики, например, с интересом относятся к такому эксперименту, а вот девочек он стесняет. Это, в свою очередь, мешает доброжелательному, искреннему разговору.

Методы в педагогической курсовой пример

Метод тестирования

В педагогической практике данный метод нашел широкое применение благодаря своим преимуществам:

  • надежности;
  • валидности;
  • объективности.

Действительно, он охватывает полный объем знаний и позволяет быстро, объективно и адекватно оценить уровень подготовки учащихся.

Как метод научно-педагогического исследования, тестирование позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, других особенностей и характеристик личности путем выполнения специальных заданий. Обычно результаты сравниваются с эталоном, а чтобы корректно их интерпретировать, важно выбрать определенную единицу измерения. Подобные задания – это своего рода диагностика личности, ее свойств и психологических характеристик. Она показывает меру выраженности у человека исследуемой особенности.

Метод анкетирования

Анкета – это опросный лист, в котором по определенной программе составлены вопросы. Они могут быть двух типов:

Метод рейтинга

Данный метод научно-педагогического исследования еще называют методом экспертных оценок. Он подразумевает оценку сторон деятельности опытными экспертами. Ими могут быть квалифицированные сотрудники, которые имеют соответствующие знания и опыт в педагогике – лица которые обладают такими качествами как объективность, справедливость, самокритичность.

Метод обобщения независимых характеристик

Данный метод пополняет группу опросных и используется, наряду с другими, при проведении исследования. Он заключается в активном сборе, анализе и обобщении разнообразной информации об исследуемом объекте. Если опытно-экспериментальная работа проводится с учениками, в опросе могут участвовать те лица, которые их окружают: учителя, родители, руководители творческих коллективов, спортивных секций, медицинские работники и т.д. Это позволяет лучше узнать их индивидуально-психологические, организаторские и другие особенности.

Диагностические методы

Методы количественного и качественного анализа

Любой из перечисленных методов не является универсальным и может применяться в каждом конкретном случае в зависимости от поставленных исследовательских задач курсовой, дипломной работы или магистерской диссертации. На практике желательно использовать комплекс взаимодополняющих методов, которые представят более полную картину для решения научной проблемы.

Читайте также: