Армяне на кубани доклад

Обновлено: 03.05.2024

В последние годы мировую известность Краснодарскому краю обеспечивает не только увеличивающийся в геометрической прогрессии поток туристов и инвесторов, но и сложный характер этнических процессов в регионе, ведь по национальному многообразию Кубань практически являет собой Россию в миниатюре.
Одним из гостей края, внесших свою лепту в его популяризацию, был Питер Прист, американский профессор-лингвист университета штата Индиана, написавший книгу о своем визите в Россию. В своем труде профессор Прист посвятил Кубани целых 3 главы. Казалось бы, ну что может удивить гражданина Соединенных Штатов Америки, одной из самых "разноцветных" в расовом плане стран мира? Ответ неожиданный — этнокультурный колорит Краснодарского края, а именно феномен взаимодействия различных народностей.

Одним из традиционных и наиболее привлекающих внимание этносов в Краснодарском крае являются армяне, отношение к которым на Кубани остается неоднозначным. В разговорах кубанских жителей порой проскальзывает откровенный национализм, а пресса временами пестрит заголовками то про социальную напряженность, то про межнациональный конфликт. Но какую картину мы увидим, отбросив политические предубеждения и стереотипы и сосредоточившись преимущественно на культурно-бытовой стороне вопроса?

По данным переписи населения 2002 года на территории Краснодарского края проживает 124 этнических группы общей численностью в 4 436 272 человек, из них 274 566 — это армяне. А на сегодняшний день по данным краснодарского отделения "Союз армян России" всего на Кубани (как на законном, так и на нелегальном основании) проживает порядка 500 тысяч представителей армянской национальности. Около 70 тысяч армян живут в Краснодаре. Это самая крупная община на Кубани и самая многочисленная диаспора среди армян по России.

"Армяне на Кубань пришли очень давно, еще задолго до освоения этих земель русскими", — рассказывает Игорь Колесов, заведующий отделом этнографии Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Фелицына и преподаватель Кубанского государственного университета. Согласно историческим справкам, первые армянские поселенцы появились на территории Северо-Западного Кавказа примерно в X веке. Они проживали среди адыгов и назывались черкесо-гаи. А в XIX веке на Кубань переселились армяне — выходцы из Понтийской области и Османской империи.

Атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов уверенно делит кубанских армян на коренных, проживающих здесь столетиями, и мигрантов, переехавших в край после Карабахских событий и землетрясения в Армении. И подчеркивает, что конфликты возникают именно со второй группой этой нации. "Когда мы говорим об армянах, мы четко отличаем — вот это наши армяне, а это не наши" , — отмечает глава Кубанского казачьего войска.
Однако у Кирилла Корякина, аспиранта института этнологии и антропологии РАН, исследующего вопросы адаптации и интеграции армян-мигрантов в Краснодарском крае, другое мнение: "В культурном плане между местным населением и мигрантами нет существенных различий. В общественном сознании доминируют стереотипы и штампы, насаждаемые СМИ, в то время как в повседневном опыте ни мигранты, ни коренные жители не обнаруживают культурной дистанции" .

Занимаются в этих коллективах в основном мигранты, а не местные армяне, однако на народные песни и танцы приходят посмотреть все. Павел Мнацаканян, художественный руководитель ансамбля "Шерам", объясняет уникальность своего коллектива не просто красотой костюмов и мастерством исполнения, а настоящим национальным фольклором: "Мы исполняем те песни, танцы, музыку, которые еще много веков назад пел армянский народ. И даже армяне, которые родились и выросли в России, к концу выступления встают со своих мест и начинают петь и танцевать вместе с нами" .

Популярность армянской культуры в Краснодарском крае набирает обороты, причем не только среди данного этноса.
Ангин Антонян преподает армянский язык в Краснодарском отделении "Союз армян России". "Среди моих учеников, помимо армян, есть немцы, греки, ассирийцы, — рассказывает она, — а процентов 30-35 — это вообще русские. Хоть у русских, в первую очередь, этот интерес вызван тем, что либо парень — армянин, либо девушка — армянка, но есть и такие, кому просто нравятся армянские традиции и язык" .

Однако, несмотря на выраженный интерес, на бытовом уровне случаются и проявления враждебности со стороны местного населения в отношении армян, особенно мигрантов. Так, в СМИ проходила информация о том, как в одной из станиц односельчане потребовали от армянского фермера продать свое хозяйство за бесценок и уехать. Было ли это навеяно политической обстановкой или чуждостью обычаев, сложно сказать, но при сохранении этнической специфики народов, расхождений в быту у казачьих и армянских семей практически нет. Как у тех, так и у других традиционный патриархальный уклад выражается в уважении главы семейства, почитании старших, стремлении передать традиции последующим поколениям и сохранить свое национальное самосознание. " Существенным сближающим фактором является также общность религии, что приводит к смешанным бракам" , — уточняет Кирилл Корякин.

Тенденция к смешанным бракам у армян с русскими проявлена достаточно широко. "По степени интеграции армяне занимают второе место после украинцев", — говорит Мгер Симонян. Согласно материалам полевых исследований Аллы Тер-Саркисянц, ведущего научного сотрудника отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, по мнению 80,0 % мужчин и 59,3 % женщин национальность детей в смешанных семьях должна определяться по национальности отца, как это и принято среди армян, а остальные посчитали, что лучше это сделать по желанию подростка при достижении совершеннолетия. В любом случае, дети, родившиеся в таких семьях, независимо от своей дальнейшей этнической идентификации, уже являют сбой своеобразный симбиоз двух культур. " Мой отец армянин, а мать русская, — рассказывает Алексей Данилян. — Мне сложно сказать, кто я по национальности. Я себя считаю и русским, и армянином одновременно и своим детям буду прививать традиции обоих народов" .

Прошедший год стал "Годом Армении в России". Помимо многочисленных мероприятий, посвященных данному событию, в ноябре 2006 года в стенах краснодарской Филармонии начал выступать так называемый "Молодой балет Кубани". Его особенность заключается в том, что он к нам приехал из Армении и, соответственно, все его артисты — армяне.

Одни восприняли этот факт как налаживание тесных связей и культурный обмен, другие — как продолжение экспансии. И пока у нас в очередной раз пытались определить место армянского народа на Кубани, Владимир Путин в январе 2007 года сделал это на самом высоком государственном уровне, обсудив с Робертом Кочаряном в сочинской резиденции "Бочаров ручей" многовековую дружбу России и Армении и утвердив дальнейшее экономическое сотрудничество.

"Нельзя мешать культуру и политику, — заключает Игорь Колесов, заведующий отделом этнографии Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Фелицына, — наш край многонационален, и культура живет вне зависимости от настроя властей" .

От редакции: Это первая статья из серии публикаций о народах Краснодарского края на портале ЮГА.ру


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Краснодарском крае вот уже более 100 лет живут десятки тысяч армян, большинство из которых это потомки переселенцев из Амшена. Правовое и хозяйственное положение армян прибывало под игом арабских завоевателей. Из-за грабительских налогов и поборов многие не имея больше сил для сопротивления, оставляли свои дома и отправлялись в другие земли.

В результате массового бедствия из Армении в северо-восточном районе в конце VI века, образовалось Амшенское княжество. Оно было расположено в г. Тамбур, находящегося под влиянием грузинского князя. После предательского нападения грузинского князя на город Тамбур, атаман построил новый город, названный в его честь Амамшен, впоследствии Амшен. В течении долгова времени происходила исламизация армян-амшен. После окончания русско-турецкой войны, началось массовое переселение Амшенских армян на Кавказских берег Черного моря: Сухум, Адлер, Сочи, Лоо и д.р. далее они мигрировали на Кубань, Майкопский округ, район города Краснодара. В процессе переселения армян на Кубань, этнокультурные традиции сохранились и по сей день.

Сюжет легенды гласит: красивая девушка была украдена арабом увезена в горем. В тот же день любящий ее парень выкрал из гарема, и они бежали. В это время христиане ходили по домам, посевали. Молодые люди зашли в один из домов. Хозяин пригласил их к столу и начал угощать. Но в скорее в дом ворвался разъяренный араб и убил жениха, хозяин дома выгнал его и в расстроенных чувствах кинулся искать доктора, который вскоре воскресил молодого человека ко всеобщей радости. Вообще Алелук- это диалектический вариант названия праздника Рождества Христова и Крещения.

Если в начале XX века эта форма праздника встречалась на территории Абхазии, Аджарии, на Сочинском побережье, в Туапсинском и Апшеронском районе, а так е в Майкопе, то теперь, к сожалению это стало редкостью. В 2003 году, Алелук еще праздновали в поселке Калининском, Нефтегорске. Одним из многочисленных мест, где сохраняется традиция празднования праздника Алелука, является город Хадыженск. Основываясь на идеях Рождества Христова и Крещения, Алелук преломляя некоторые особенности праздника, сохраняет в себе основную его мысль.

Как и у многих народов, у армяней есть свои традиционные блюда. Армянская кухня одна из древнейших кухонь в Азии и самая древняя в Закавказье. Известно, что армяне имели представления о процессах брожения и хлебопечения еще 2500 тыс. лет назад. Традиции приготовления многих армянских блюд остаются неизменными. Армяне так же внесли свой вклад в кухню соседних народов, например: византийцев, грузин, персов, турок и азербайджанцев. Армянская кухня располагает разнообразными по составу блюдами и сложной вкусовой гаммой. Связано это с тем, что продукты, использованные в армянской кухне, стабильно прорастают на территории Армянского Нагорья и Араратской долины.

Традиции Армяней на Кубани, мы можем проследить не только через национальную кухню, но и через бракосочетания.

Армянская свадьба - это нечто грандиозное. Издавна, по армянской традиции, невесту для сына выбирали родители. Она должна быть трудолюбивой, здоровой и скромной. До сватовства еще родители оговаривают размер выкупа. Затем происходит церемония сватовства. Сватов засылают трижды, считается что сразу соглашаться нельзя. После того, как согласие было получено, согласие скреплялось подарком для невесты. Затем происходило обручение в доме невесты. Жених и его родственники приносили угощения, вино, фрукты и обручальный подарок.

В день свадьбы с утра начиналось тщательное соблюдение всех обычаев и традиций. Хоть современная армянская свадьба больше напоминает обычную, также невеста в белом наряде, гости, фото на свадьбу заказывают заранее, чтобы потом было, что вспомнить, но традиции древности все же сохранились. Молодых окружали свечами или факелами, чтобы отогнать все плохое. Застолье начинается с тостов в память покойных родственников, затем провозглашаются тосты за счастье молодых, их родителей, родственников с обеих сторон. Пир сопровождается песнями и танцами. Свадьба сопровождается национальными танцами, такими как: Кочари, Шалахо, Арцах, Берд.

Таким образрм, переселение армян на Кубань посодействовало сохранению и появлению новых традиций и праздников в культуре армянского народа.

Армяне - один из древнейших народов мира, еще в 9-ом в. д. н. э. создали свое первое государство. В течение последних трех тысячелетий армянский народ постоянно боролся за свое существование и независимость против иноземных завоевателей. Попав под власть завоевателей (в частности вследствие геноцида армян), армяне часто эмигрировали. Многие из них достигли славы в чужих странах.

На самом деле их вроде вообще не должно было существовать (по замыслу турецкого правительства в конце XIX в начале XX вв. устроившего геноцид армян). Они должны были быть уничтожены, вычеркнуты из истории, ужасами, которые они пережили. Но они выжили и остались не в виде скромной сноски к истории этого бурного региона, а как ее постоянный и своеобразный лейтмотив. Армения дала миру много талантливых военных и политических деятелей, a также знаменитостей в сфере культуры, спорта, бизнеса и т.д.

Также многие известные представители этноса родились в Краснодарском крае.

Вот некоторые из представителей:

Сергей Галицкий родился 14 августа 1967 года в посёлке Лазаревское Краснодарского края. В 2012 году Галицкий занял 216-е место в рейтинге миллиардеров Forbes с состоянием $4,9 млрд.

Георгий Арамович Гаранян-советский и российский джазовый, классический и эстрадный саксофонист, художественный руководитель ряда музыкальных ансамблей, народный артист России (1993). Член СК СССР с 1975 года, член Союза кинематографистов России с 1996 года, лауреат Государственной премии Российской Федерации

(Граер) Гаврилович Аракельян. Живописец. Член Союза художников СССР. Учился в Новороссийской Изостудии и Самаркандском художественном училище. Заслуженный художник РСФСР. Член Союза художников СССР. Участвовал во всесоюзных, республиканских, зональных, краевых, зарубежных выставках.

Армянский народ один из малых народов, который, не смотря на свою малочисленность, дал Миру большое количество талантливых людей.

История переселения армян на территорию края давняя. Существуют исторические данные, согласно которым армяне заселяли территорию еще в 1 веке до н. э. Но современная группа кубанских армян сформировалась гораздо позднее.

Когда происходили переселения?

Историки выделяют три главных временных промежутка:

  1. 10-15 века,
  2. 1860 - 1916 года,
  3. и конец 80-х, период распада СССР, первая половина 90-х 20 века.

Первая волна началась в результате гонений на христиан со стороны правителей Османской империи. Принято считать, что большая часть армян того периода переселилась из Крыма.

Оказавшись на адыгских землях, новые переселенцы отчасти впитали культуру местного населения, например, ношение "черкесок". Многовековое соседство с адыгами привело к образованию особой этнической группы армян - черкесогаев. Сегодня это примерно 15% от общей численности армян Краснодарского края. Большинство черкесогаев сегодня проживает в Майкопе и Армавире.

Вторая волна также связана с кровавым периодом в истории армянского народа. Около 46% от общей численности армян края, потомки переселенцев из Османской империи конца 19-го — начала 20-го века.

Третья волна составляет оставшиеся 39%. Беженцы из Азербайджана, Нагорного Карабаха, вынужденные переселенцы из-за войн в Абхазии, Чечне, из-за Спитакского землетрясения.

Сколько армян в Краснодарском крае сегодня?

Согласно данным переписи населения 2010 года (последняя официальная перепись в России) в Краснодарском крае проживает около 281 000 армян, что составляет примерно 5,5% от всего населения Кубани.

Самый известный современник армянского происхождения, уроженец Краснодарского края, наверное, Карен Шахназаров. Он родился в Краснодаре. Следом на ум прилетает имя Сергея Галицкого (при рождении Арутюнян), который родился в пос. Лазаревское, Сочи.

Важный факт, который напрашивается из последних примеров - Карен Шахназаров на 50% армянин, Галицкий - на 25%. Эти значения, как и информация о первых переселенцах, свидетельствует о постоянном культурном и межнациональном смешении. Люди развиваются и не замыкаются внутри своего этноса.

Постепенно факт национальной идентичности отходит на второй план, уступая место исключительно личным качествам человека. Про количество смешанных браков сегодня даже не стоит упоминать. Но это нисколько не значит, что нужно отрываться от своей культуры, наоборот, стоит ее только пополнять.

Армяне в Краснодарском крае — крупнейшая армянская община России.

Содержание

Численность

Согласно переписи 1989 года, в Краснодарском крае проживало свыше 182 тыс. армян (34,2 % от общей численности армян в РСФСР), согласно переписи 2002 года — ок. 275 тыс. (24,3 % от общей численности армян в Российской Федерации, 5,4 % населения края) [3] .

При этом в Туапсинском районе армянское население составляет 21 %, в Большом Сочи — 20,2 %, более 10 % населения армяне составляют в городе Белореченске, в Анапском и Апшеронском районах [4] .

В период между переписями населения 1989 и 2002 годов армяне стали второй по численности после русских этнической общностью Краснодарского края (в 1989 году второе место после русских занимали украинцы).

Однако по многим неофициальным данным, реальная численность армян в крае значительно больше официальных. Так, например, приводятся цифры от 500 тысяч до 1 миллиона. По данным главы Союза Армян России Ара Абрамяна, в Краснодарском крае живёт от 650 тысяч до 700 тысяч армян [5] .

  • Закубанские армяне (или черкесогаи) — субътническая группа армян, поселившихся на территории современного Краснодарского края в 10-15 веках. их численность оценивается в 100 тысяч человек, или 15 % от общей численности местных армян.
  • Амшенские армяне — субъэтническая группа армян, поселившихся на территории края между 1860—1916 гг. их численность оценивается в 300 тысяч человек, или 46 % от общей численности общины.
  • Переселенческие (или новые) армяне — группы этнических армян, поселившихся в крае в основном в 1990-е гг., главным образом беженцы или вынужденные иммигранты из республик Закавказья (Абхазия,Грузия,Армения,Нагорный Карабах,Азербайджан) и других регионов бывшего СССР (Чечня, Астрахань, Ростов-на-Дону и т. д.) . Общая численность этой группы армян, оценивается в 250 тысяч человек, что составляет 38 % местного армянского населения.

Классификация

М. В. Савва считает возможным выделить следующие специфические подгруппы армян Кубани [1] :

  • Старожильческие группы:
      ; ; ;
    • переселенцы из Абхазии (потомки старожильческих групп амшенских армян, живут в основном в Сочинском районе); для них характерно наличие давних прямых контактов с армянами на российской территории, сходство занятий, ценностей и языковая идентичность, что максимально облегчило их адаптацию к новой социальной среде;
    • беженцы из Азербайджана (который для многих беженцев и переселенцев стал своего рода транзитным пунктом), подразделяются по географии исхода на бакинцев, сумгаитцев, кировабадцев и др.;
    • переселенцы из Грузии — из Ахалкалакского, Богдановского (франги, эрзерумцы) и Ахалцихского районов и в небольшом количестве — из Тбилиси. Ахалцихский и Ниноцминдский муниципалитеты Грузии до сих пор остаются местами компактного проживания армян, в том числе армяно-католического населения (в большинстве своём они были переселены туда после Адрианопольского мирного договора1829 года), а в Ахалкалакском районе армянское население составляет этническое большинство (выходцы из Эрзерума). В Краснодарском крае ахалкалакские армяне поселились в станице Казанской, в Гулькевичах, Кропоткине, Тимашёвске;
    • переселенцы из Армении и из Нагорного Карабаха, покинувшие родные места в основном из-за тяжёлых условий жизни, порождённых транспортной, энергетической и торговой блокадой, сохраняющейся со времён Карабахской войны; часть армян — это пострадавшие от землетрясения7 декабря1988 года (районы Ленинакана и Спитака), принятые местными властями в гостиницах и санаториях Геленджика, Анапы, Туапсе и города Краснодара;
    • переселенцы из Средней Азии — изначально это выходцы из Нагорного Карабаха, Зангезурского и Горисского районов Армении, вынужденные уехать в Россию в результате ксенофобного давления, которому они подверглись в постсоветских республиках; в эту группу можно отнести и беженцев и переселенцев из Грозного (Чечня).

    Армянский национальный район

    Армянский национальный район — национальный район в составе Краснодарского края (в 1925—1934 — Северо-Кавказского, в 1934—1937 Азово-Черноморского) края.

    Национальный район был образован 10 марта 1925 года на территории, населённой преимущественно армянами. Центром района было назначено село Елисаветпольское. Первоначально Армянский национальный район входил в Майкопский округ. В 1930 году окружное деление было упразднено.

    С 1943 по 1946 год центром района было село Черниговское.

    В 1953 году район был упразднён, а его территория — разделена между соседними районами.

    Краснодар

    В Краснодаре действуют Региональное отделение Союза армян России, Краснодарская городская организация САР, Пашковская армянская община (пос. Пашковский). Краснодар является центром епархии юга России Армянской апостольской церкви [1] .

    Новороссийск

    Первые армяне-переселенцы появились в Сочинском округе в 1882 году. Это были беженцы из Турции. В дальнейшем было ещё несколько потоков беженцев, особенно значительные относятся к 1905 году и периоду Первой мировой войны.

    После Спитакского землетрясения число армян в городе также выросло.

    На данный момент в Лазаревском районе Сочи строится памятник армянскому генералу Андранику Озаняну



    В таких крупных сочинских сёлах как Весёлое, Высокое, Горное Лоо, Нижняя Шиловка армяне составляют более половины населения [9] .

    Туапсе

    Первые армяне поселились в Туапсе в ХI веке и уже к ХV веку, на территории района сформировалась крупная армянская колония, с собственной административно-правовой системой. В колонии насчитывалось 9 населенных пунктов. Армяне в Туапсе занимались в основном земледелием, хотя имелись так же ремесленники и купцы. С вхождением района в состав Российской империи в ХIХ веке, большинство местного армянского населения значительно ассимилировалось в русской среде. В конце ХIХ века в район прибывают армяне из Черноморского побережья Малой Азии. По официальным данным на 2002 год, в Туапсинском районе проживало 12859 армян, что составляло 20,99 % населения района, по неофициальным данным, число армян может достигать 25 тысяч, или 40 % населения.

    Темрюк

    На территории Темрюка армяне обосновались в X—XIII вв., так, например, в Темрюкском музее хранятся два мраморных обломка одной плиты — хачкара, датируемые XIII — первой половиной XIV вв.

    Посетивший регион в XVIII веке Иоганн Тунманн говоря о поселении отмечал:

    Темрук, маленький город на северо-востоке от Тамани; он лежит на том рукаве Кубани, который получил название от этого Темрука и неподалеку отсюда впадает в Азовское море. Он ведет довольно значительную торговлю. Жители его частью ясы, частью греки, евреи и армяне; они с давнего времени платили дань крымскому хану. Он немного укреплен, но в течение двух последних столетий очень страдал от набегов донских казаков. Как кажется, его основали черкассы в монгольский период. Он ни в коем случае не древняя Таматарха [10]

    В ХIХ веке, а также в начале ХХ века, число местных армян возросло за счет армян-амшенцев из провинции Трапезунд Османской империи. В 1990-е гг., в Темрюк прибыли несколько сотен армянских семей из конфликтных зон Кавказа и Закавказья. По данным местной армянской общины, в Темрюкском районе проживает ок. 20 тысяч армян, что составляет ок. 15 % населения района.

    Армавир

    В Закубанье большинство армян переселилось в XV веке из Крыма, где к тому времени окончательно сформировалось вассальное Турции Крымское ханство и условия для проживания преобладавших там некогда христиан (греки-румеи, армяне, крымские готы) резко ухудшились. В 1475 г., когда турки окончательно захватили Крым и стали истреблять мирное население, армяне начали активно эмигрировать, при этом часть из них нашла убежище среди адыгов и абхазов, в то время ещё христиан или язычников. Армяне-переселенцы, прожив в горах 300 лет, переняли язык, нравы, обычаи, особенности быта, весь уклад жизни адыгов, среди которых они поселились, однако сохранили своё этническое самосознание и христианскую веру — армяно-григорианскую, близкую к русскому православию. В результате взаимопроникновения двух культур сформировалась новая этническая группа черкесогаев — горских армян (черкесогаев).

    В 1839 году поселение черкесогаев переместилось ближе к устью реки Уруп. Этот год считается официальной датой появления Армавира, первоначальное название которого было Армянский аул. Аул с трёх сторон был окружён глубоким рвом шириной 2,5 метра и валом. С четвёртой стороны протекала река Кубань, ставшая естественной границей Армавира. Границы поселения несколько раз изменялись в связи с тем, что с гор переселялись всё новые и новые семьи. В первые годы в ауле обосновалось 120 семей, а к 1840 году их количество увеличилось до четырёхсот. Помимо горских армян в поселении проживало несколько сотен крепостных горцев (в 1859 году их было 753 человека). Жизнь черкесогаев на новом месте протекала по тем же законам родового быта, которого они придерживались в горах. Селение было разбито на кварталы, в которых селились семьями, вышедшими из одних и тех же аулов.

    В 1848 году поселение получило официальное название Армавирский аул в честь древней армянской столицы Армавира.

    Анапа

    Гайкодзор

    Геленджик

    Крымск

    Храмы Армянской апостольской церкви в Краснодарском крае

    На 2007 год в крае действовало не менее 15 армянских церквей и часовен [11] .

    Читайте также: