Проблемы физического воспитания в вузе доклад

Обновлено: 17.05.2024

В России конец ХХ и начало ХХI века связаны с коренными изменениями социально-политической формации общества, развитием новых социально-экономических отношений. Реформы, осуществлявшиеся в стране в достаточно короткий промежуток времени, привели к трансформации целого ряда социальных структур, институтов, норм, жизненных ценностей и установок людей. В результате этих реформ в стране в настоящее время значительная часть населения находится за чертой бедности. Парадокс российской действительности заключается в том, что к этой категории населения относится значительная часть российской интеллигенции, имеющая высокое профессиональное образование и работающая в бюджетной сфере (образование, наука, здравоохранение, социальное обслуживание и др.). Такое отношение со стороны государства снижает статус этих профессий, приводит к дефициту кадрового состава, его старению.

Среди многих факторов, способствующих высокой заболеваемости и смертности населения, отмечают низкую долю национального дохода, выделяемого на образование, физическую культуру и спорт. Это коснулось каждого россиянина, обостренно отразилось на физическом, психическом и нравственном здоровье людей, их благополучии. Помимо негативного социального эффекта, общество несет прямые и косвенные экономические потери. Так, например, производственные потери вследствие преждевременной смертности трудоспособного населения ежегодно составили в России в 1997-1998 гг. 4,4 % ВВП, а экономический ущерб от инвалидности составил свыше 6 % ВВП (Корчагин В.П., 1998). Суммарные экономические потери в России, связанные с заболеванием населения, составили в 1997 году 272583 млрд. рублей (Вишневский А. Г., Школьников В. М., 1997). Фонд оплаты труда в 2002 году составил всего 37 % к уровню 1990 года (Агаджанян Н. А. с соавт., 2005).

По данным РАМН за последние 10 лет заболеваемость психическими расстройствами выросла в России в 1,5 раза, а среди детей и подростков – в 2,5 раза без учета больных, проходящих лечение в частных психиатрических клиниках и центрах.

Наблюдающееся в настоящее время резкое снижение числа абитуриентов не только неизбежно негативно отразится на качестве образования (нет конкуренции, нет прогресса), но и повлечет за собой в недалеком будущем кризис в численности трудоспособного населения. Следовательно, мы с особой бережностью и вниманием должны отнестись к нынешним и будущим студентам – элите нашей молодежи. Низкий уровень их здоровья неизбежно отразится на снижении эффективности их труда, повлечет за собой кризисные ситуации в стране и в экономическом, и социальном плане, явится усугубляющим фактором демографических кризисов в последующих потомствах.

Низкий уровень физической подготовленности населения на сегодняшний день, являющийся одним из основных признанных показателей, характеризующих уровень состояния здоровья, следует рассматривать, прежде всего, с позиции отклонения в физическом развитии у детей дошкольного возраста, учащихся и студенческой молодежи. Запределен процент призывников не годных для прохождения службы в армии по причине состояния здоровья.

Давно известно, теоретически доказано и подтверждено практикой: отсутствие оптимальной двигательной активности является препятствием в освоении учебного материала. Экономя на физическом воспитании учащейся молодежи, мы не только наносим ущерб их здоровью, но и лишаем их полноценного умственного, аналитического и в целом интеллектуального развития.

В настоящее время, начиная со студентов первого курса 1986-87 годов рождения, наблюдается рост первокурсников, имеющих подготовительную (слабое физическое развитие) и специальную (патологические отклонения в состоянии здоровья) медицинские группы. При этом число студентов специальной медицинской группы в отдельных регионах страны переваливает за 60 и более процентов.

В высших учебных заведениях, где физическое воспитание студентов поставлено на должный уровень, где широкий охват имеет физкультурно-массовая и спортивная работа вне сетки учебного расписания, где практикуются и контролируются в дополнение к аудиторной физической нагрузке самостоятельные занятия, подавляющая часть студентов подготовительной и специальной медицинских групп успешно реабилитируются и переходят в когорту практически здоровых людей.

Сложившаяся негативная ситуация со здоровьем и физической подготовленностью студентов Российской Федерации, масштабность этой проблемы требует кардинальных решений. Главным стержнем этих решений является создание условий работы кафедр физического воспитания в вузах, при которых уровень физической подготовленности, а, следовательно, уровень состояния здоровья за время учебы повышался бы у всех студентов. Согласно отчетам вузов, принявших участие в смотрах-конкурсах на лучшую постановку учебной, физкультурно-массовой и спортивной работы в вузах г. Москвы, ежегодно проводимым с 2006 по 2010 гг., уровень физической подготовленности за время прохождения курса физического воспитания в среднем повышают только около 12 % студентов. Это означает, что у 88 % студентов в период учебы состояние здоровья ухудшается.

Мы часто игнорируем статистику, да и в сухих цифрах трудно охватить умом реальность. Но масштабы иррационального физического воспитания подрастающего поколения, которые наблюдаются сейчас, в частности в высшем профессиональном образовании настолько критичны, что несовместимы с понятием полноценного воспитания здорового, физически подготовленного, творчески активного специалиста и будущего долгожителя. Россия по продолжительности жизни, уровню инвестиций в науку, образование, массовую физическую культуру, студенческий спорт и многим другим показателям, связанных с воспитанием подрастающего поколения, не в Европе и даже не в Азии, а скорее в Африке, отсталость которой объясняется эксплуатацией ее народа колонизаторами.

Внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь каждого студента, как того требуют физиологические законы развивающегося организма, прямой путь не только повышения уровня их здоровья, но и в целом оздоровления нации и в психофизическом, и в социально-экономическом плане. Данный постулат многократно доказан практикой жизни людей. Те из них, кто в студенческие годы приобщился к регулярным занятиям физической культурой или спортом, на всю жизнь сохраняют здоровье, творческое долголетие, бодрость духа, высокую трудоспособность, всегда на передовых рубежах в любой сфере деятельности.

Давно известно, теоретически доказано и подтверждено практикой: отсутствие оптимальной двигательной активности является препятствием в освоении учебного материала. Объем недельной оптимальной двигательной активности студентов должен быть не менее 8 часов. Поэтому дополнительно к объему аудиторных занятий физической культурой, определяемым образовательным государственным стандартом 4 часа в неделю, необходимо внедрение самостоятельных занятий под руководством и контролем преподавателей кафедр физического воспитания.

Возможность спортивного совершенствования, направленного на достижение наивысшего результата в избранном виде двигательной и умственной деятельности, является ведущей мотивацией в студенческой среде. В то же время учебная нагрузка преподавателей кафедры физического воспитания, определяемая Минобрнауки РФ, не предусматривает проведение учебно-тренировочных занятий с повышенным объемом часов со студентами-спортсменами. Чтобы часть студентов занималась в группах спортивного совершенствования, кафедры физического воспитания, как правило, в ущерб качеству проведения занятий и в нарушение техники безопасности вынуждены проводить занятия с увеличенным количеством студентов, чтобы выкроить часы для студентов, занимающихся спортом в объеме от 6 до 9 часов в неделю. А в результате физическая подготовленность основной массы студентов за время учебы не повышается, а значительно снижается.

Одним чрезвычайно важном аспектом в физическом воспитании студентов является аттестация их в каждом семестре. Федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения в части аттестации студентов по физической культуре трактуется в вузах неоднозначно. Большинство руководителей вузов, понимая огрехи средней школы в вопросах внедрения физической культуры и спорта в повседневный быт школьника, считают, что отсутствие аттестации в каждом семестре приведет к дальнейшему практическому отчуждению студентов от физической культуры и спорта. Тогда как 2 зачетные единицы по физической культуре трактуются в большинстве случаев как 2 зачета за период освоения дисциплины. Данное обстоятельство должно быть разъяснено приказом МИНОБРНАУКИ РФ. Как показывает практика, дифференцированный зачет в каждом семестре служит большим положительным аргументом в деле физического воспитания не только студентов, стремящихся учиться на хорошо и отлично, но и мотивирующим обстоятельством для повышения физической подготовленности всех студентов.

Студенческая молодежь России должна стать мощной силой, определяющей и реализующей перспективу развития страны. Именно она несет потенциал созидания, направленного на обеспечение социального и экономического прогресса державы. Но, очевидно, эту свою миссию молодежь будет способна выполнить в полной мере лишь при соответствующей политике государства, направленной на развитие физической подготовленности, повышения функциональных резервов организма, а, следовательно, и уровня здоровья подрастающего поколения.

Неужели россияне должны умирать раньше времени, а смертность превалировать над рождаемостью, чтобы народ проснулся и потребовал от власти не приятных успокаивающих новостей и очередных обещаний, а правды и, прежде всего, признания того, что надо кардинально менять условия физического воспитания, в частности в высшем профессиональном образовании.

Резюме. Реальное приобщение к физической культуре и спорту каждого студента, как того требуют физиологические законы развивающегося организма, прямой путь не только повышения уровня их здоровья, но и в целом оздоровления нации и в психофизическом, и в социально-экономическом плане.


В статье рассматриваетсяэффективность государственной политики в отношении физического воспитания студенческой молодежи в системе высшего образования и формирования навыков здорового образа жизни.

Ключевые слова: молодежь, двигательная активность, физическая культура, личность, здоровый образ жизни.

Физическое воспитание молодежи является как приоритетное направление государственной молодежной политики и обязательная составляющая образования всех уровней. Несмотря на то, что в разработанных разных государствах документах произведенные концептуальные основы и механизмы осуществления физического воспитания в системе высшего образования, современное состояние физического воспитания в высших учебных заведениях должна способствовать эффективному решению проблем уменьшения дефицита двигательной активности студентов, которая является одной из причин различных отклонений в состоянии здоровья студентов.

Проведенный анализ имеющихся литературных источников по исследуемой тематике показывает, что в новых социально-экономических условиях разрабатываются глубоко продуманные и широко разработанные научные базы по вопросам, касающихся возрождения интереса, прежде всего молодежи, к занятиям физической культурой и спортом. Но нормы и привычки, образцы социально одобряемого поведения, бытующие среди населения, имеют огромное значение как для научного осмысления процессов, происходящих, так и для практической работы. Социальная роль спорта как важного общественного явления раскрыто в трудах ученых. Вопросы регулирования в сфере физической культуры и спорта рассматриваются в трудах ученых.

Физическое воспитание в вузе должно базироваться на принципах индивидуального и личностного подхода, приоритета оздоровительной направленности, широкого использования различных средств и форм физического совершенствования, непрерывности этого процесса, учета региональных условий и тому подобное. Организационно-педагогическую основу физического воспитания студенческой молодежи в системе образования составляет предмет физическое воспитание. Он вводится как обязательный в вузах всех типов и форм собственности. Важными формами физического воспитания молодежи являются занятия в спортивных отделениях.

Физическое воспитание молодежи должно осуществляться в соответствии с типовой учебной программы для высших учебных заведений. Рабочая учебная программа по дисциплине физическое воспитание разрабатывается преподавателями кафедр соответствующего заведения. Обязательным условием всех программ является их ответственность государственным требованиям к физическому воспитанию, которые являются критериями его эффективности и качества.

Основная проблема физического воспитания, в вузе, заключается в необходимости достижения студентами оптимального двигательного режима. Это возможно только при условии эффективного использования объективных и субъективных факторов влияющих на личность студента. В этом случае, возможно, поддерживать на достаточно высоком уровне физическое состояние студентов, включая и состояние здоровья, и успешность.

Попытки использовать физическую культуру как средство оздоровления, создают лишь предпосылки для некоторой модернизации самого процесса формирования физического развития человека. Система физического воспитания студентов направлена сейчас только на решение проблем современности — сдачу контрольных и зачетных нормативов, что нацеливает на воспитание послушного исполнителя, ориентированного на соблюдение требований программы по физическому воспитанию.

Физическое воспитание в высших учебных заведениях, регламентировано содержанием и объемом обязательных часов учебной программы. Ситуация в области физического воспитания студенческой молодежи должна соответствовать в полной мере мировым тенденциям, где здоровье занимает ведущее место среди жизненных ценностей молодежи, а занятия по физической культуре является важным инструментом ее реализации.

Более акцентировано внимание преподавателей на теоретических вопросах во время учебных занятий в вузах, усиление мотивации и ответственности студентов за свое здоровье, эффективное и интересное проведение учебных занятий будет способствовать формированию интереса к самостоятельным занятиям физической культурой во внеаудиторное время.

В разработанных государством документах произведенные механизмы осуществления физического воспитания, принципы, на которых должна строиться система физического воспитания студенчества является физическое воспитание в вузах, основанное на принципах индивидуального и личностного подхода, приоритета оздоровительной направленности, широком использовании различных средств и форм физического совершенствования, непрерывности этого процесса, учету региональных условий и тому подобное.

Однако, на государственном уровне должна существовать четкое понимание о том, что и как должно происходить в перспективе с такой учебной дисциплиной, как физическое воспитание и каким образом она может способствовать углублению интеграционных процессов в области международного образования.

Уровень физического состояния студентов высших учебных заведений по признакам физической подготовленности и состояния здоровья является высоким. Это обусловлено высокой мотивацией к занятиям физической культурой и соблюдения здорового образа жизни и эффективностью современной организации физического воспитания студентов, обеспечивает не только оздоровительных, но и развивающих воздействий.

Таким образом, физическая культура как учебный предмет высшего учебного заведения должна выполнять в полной мере своей важной функции — формирование действенного отношения человека к собственному физическому совершенствованию, а значит, характеризуется рост интереса у большинства студентов к физкультурно-спортивной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, здоровый образ жизни, студенческая молодежь, физическое воспитание молодежи, высшее образование, государственная молодежная политика, личностный подход, оздоровительная направленность, полная мера.

В данной статье рассмотрены основные проблемы физического воспитания студентов, предложены мероприятия по их решению. Особое внимание уделяется вопросам повышения интереса студентов к спорту, престижности преподавателей по физической культуре.

Ключевые слова

Текст научной работы

Данные по динамики заболеваемости населения России представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика заболеваний населения России в 2012 -2016 гг., ед.

Абс. откл. 2016-2012

Темп роста, % 2016/

Все болезни, в т.ч.

болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

болезни нервной системы

Информация, указанная в таблице, представлена согласно данным государственной службы статистики. Анализ позволяет определить рост заболеваемости среди всех групп населения к 2016 году на 1,3 пп., наибольший рост показывает заболеваемость болезней эндокринной системы на 34,2 пп.

Таблица 2. Динамика показателей физической активности населения 2005-2016 гг.

Число спортивных сооружений,

Численность, занимающихся в спортивных секциях, клубах

Число спортивных заведений, приспособленных для занятий инвалидов

Статистические данные свидетельствуют о росте численности населения, занимающихся в спортивных клубах и других заведениях, так в 2016 г. по сравнению с 2005 г. рост составил 31,3 пп., выросли также показатели общего числа спортивных сооружений, приспособленных для занятий спортом на 166 пп., в т.ч. для занятий инвалидов на 13,6 пп. Это свидетельствует о росте интереса населения России к здоровому образу жизни и спорту в целом.

Официальные данные по возрастным группам населения в отношении их спортивной деятельности отсутствуют, однако следует отметить такую проблему как физическое воспитание студентов. В настоящее время в университетах уделяется недостаточное внимание данному аспекту развития молодежи — наблюдается уменьшение часов, отведенных на физкультуру, как учебную дисциплину. Среди студентов младших курсов, только начинающих самостоятельную жизнь, наблюдается снижение престижности здорового образа жизни, регулярных занятий спортом. Поскольку на первый план выходят другие социально значимые аспекты — совместные студенческие вечерние или ночные мероприятия, работа или подработка в свободное от учебы время. Кроме того, посещать частные спортивные клубы студенты зачастую не имеют возможности, поскольку, они предназначены, преимущественно, для определенной категории людей с финансовым достатком.

Не менее важной считается проблема отсутствия необходимых специалистов по физической культуры, тренеров в высших учебных заведениях. Это обусловлено низкой престижностью профессии, невысокой оплатой труда. Чаще можно встретить ситуацию, когда квалифицированные кадры, выбирая между работой в вузе в качестве педагога по физической культуре, делают выбор в сторону частных спортивных клубов, где более достойный уровень заработной платы. В результате наблюдается сокращение учебных часов физической культуры в вузах, а это приводит к снижению физической подготовки современной молодежи (Канагатов Н.Т. Актуальные проблемы развития физического воспитания студентов, 2014. С. 60-63).

Следующей проблемой физического воспитания студентов является старение высококвалифицированных специалистов по физической культуре в вузах, а также низкое финансовое и материально-техническое обеспечение воспитательного процесса.

Таким образом, рассмотренные проблемы, а именно: низкая заинтересованность студентов, отсутствие требующихся специалистов, сокращающееся количество часов по физподготовке, низкая престижность профессии, отсутствие финансовых и материально-технических возможностей для физического воспитания студентов позволяют определить ряд мер, для улучшения сложившейся ситуации.

Во-первых, для повышения значимости спорта и физической культуры среди студентов следует провести ряд мер по их популяризации с помощью средств массовой информации, посредством проведения студенческих спортивных мероприятий, соревнований и т.д. Во-вторых, для повышения престижности профессии преподавателя физической культуры, повысить размер их заработной платы, обеспечить трудоустройство выпускников факультетов по физической культуре в различных вузах. В-третьих, для увеличения часов на физическую подготовку студентов, следует пересмотреть существующие учебные программы и разработать оптимальные с учетом более высокой физической занятости учащихся вузов. В-четвертых, с целью увеличения финансирования процесса физического воспитания студентов, разработать ряд программ финансовой и материально-технической поддержки вузов, направленных на обеспечение условий занятий спортом и физической культурой.

Предложенные меры позволят активизировать спортивно-массовую работу студентов во внеучебное время, увеличить их двигательную активность, обеспечат профилактику гиподинамических состояний, повысить уровень работоспособности и укрепления здоровья в целом. Кроме того, повышение физической активности студентов будет способствовать удовлетворению их социальных потребностей в самореализации и самоактуализации. Следует организовать в вузах различные виды физкультурно-спортивной деятельности для предоставления выбора учащимся в соответствии с их способностями и желаниями. Это окажет влияние на формирование заинтересованного осознанного отношения к занятиям по физической культуре у студентов.

Список литературы

Цитировать

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приведены материалы относительно наиболее актуальных проблем физической культуры и спорта в условиях жизни современного общества, а также предложены средства практического решения данных вопросов.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, актуальные проблемы, общество, современные условия жизни.

In the article the resulted materials in relation to the most actual problems of physical culture and sport in the conditions of life of modern society, and also the offered facilities of practical decision of the given questions.

Key words: physical culture, sport, actual problems, society, modern terms of life.

Современные условия жизни предъявляют высокие требования к организму человека и характеризуются повышенной степенью экстремальности. Связано это не только с особенностями окружающей среды, предопределяющими неблагоприятную экологическую обстановку, но и с большинством факторов социальной, экономической, психологической природы и т.п.

Вполне естественно, что сложившаяся в настоящее время сложная социально-­экономическая, психологическая и экологическая ситуация предъявляют совершенно новые требования к различным отраслям общественной жизни, в том числе и к такому роду человеческой деятельности, как физическая культура и спорт. Что же является наиболее актуальным в данной области научно-практических знаний, способным оказать реальное позитивное воздействие на представителей различных слоев современного общества?

Прежде всего, необходимо отметить, что и сегодня не потеряло своей актуальности положение о необходимости широчайшего распространения различных видов физической культуры и спорта среди разнообразных слоев населения. Очевидно, что систематические занятия различными видами физических упражнений в самых разнообразных формах будут способствовать повышению общей резистентности организма современных жителей к неблагоприятным воздействиям различного характера.

Особенно острой эта проблема является в отношении нашего подрастающего поколения. Существенное падение уровня физического здоровья среди молодежи, распространение среди них различных заболеваний ставит под угрозу экономическую, интеллектуальную и социальную стабильность нашего общества в самой недалекой перспективе. К сожалению, в последние годы приходится констатировать выраженное падение уровня физического воспитания, как среди школьников, так и учащейся молодежи. Наблюдается не только необоснованное уменьшение времени занятий физической культурой и спортом среди школьников и студентов, но, что самое печальное, падение престижности здорового образа жизни, систематических занятий спортом, не говоря уже о стремительном падении престижности в обществе профессий школьного учителя физической культуры, тренера в детско-юношеских спортивных школах различной направленности.

Более того, наметился необоснованный уклон в сторону занятий, так называемых, элитных видов физических упражнений, в частности, таких как фитнесс, бодибилдинг, большой теннис и т.п., причем преимущественно для строго ограниченной группы людей с определенным социальным положением и финансовым достатком. Следствием данной стратегии развития физической культуры и спорта стало сокращение количества учебных занятий в общеобразовательной школе и в высших учебных заведениях. Все это привело не только к снижению уровня физического здоровья и физической подготовленности детей и молодежи, но и к формированию неблагоприятного имиджа массовой физической культуры.

В связи с вышеизложенным чрезвычайно актуальной проблемой на современном этапе представляется работа, направленная на скорейшее восстановление значимости физической культуры и спорта в современном обществе как в экономическом, социальном, так и в общегосударственном отношении. Для решения данного вопроса необходимы совместные усилия различных государственных и общественных организаций, причем не в декларативном порядке, а реально, на деле. Очевидно, что принимаемые в больших количествах различные программы уже не могут обеспечить практическое решение данной проблемы, нужны реальные экономические и социальные подходы, способные переломить неблагоприятную обстановку в области отечественной физической культуры и спорта.

Не менее важной проблемой представляется также вопрос относительно подготовки квалифицированных кадров в области физического воспитания. В данном аспекте особое внимание хотелось бы обратить не только на уже отмеченную необходимость возрождения престижности профессии преподавателя и тренера, но и на решение проблемы эффективного трудоустройства выпускников факультетов физического воспитания университетов и институтов физической культуры.

Особенно остро данная проблема стоит в отношении специалистов по физической реабилитации: будучи достаточно хорошо подготовленными как в теоретическом, так и в практическом отношении, они в большинстве случаев испытывают серьезные трудности с трудоустройством в учреждения медицинского профиля, что связано с отсутствием полноценных, согласованных договоренностей между Министерствами здравоохранения, образования и науки и Министерством по делам семьи, молодежи и спорта. Вместе с тем, реальная потребность в специалистах данного профиля высока. Не менее важной является также проблема подготовки полноценных высококвалифицированных кадров в области спортивной медицины. Хорошо известно, что практически все работающие в области физической культуры и спорта врачи не имеют образования специальной направленности, связанного со спортивной медициной. Несмотря на высокий профессионализм и преданность своему делу данных специалистов, проблема подготовки спортивных врачей является, несомненно, актуальной. Сложность решения этого вопроса усугубляется еще и тем, что до сих пор в этом отношении нет единого мнения между министерствами и ведомствами, ответственными за подготовку специалистов данного направления.

Достаточно серьезной проблемой представляется также отсутствие в настоящее время целенаправленной, долгосрочной подготовки специалистов в области физического воспитания и спорта непосредственно по выбранной специальности.

Очевидно, таким образом, что в данном вопросе назрела острая необходимость пересмотра учебных планов с целью приведения их в соответствие со спецификой конкретной специальности.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что сам процесс подготовки кадров в области физического воспитания в целом отвечает современным требованиям. Сложившиеся за многие десятилетия традиции и методики обучения еще позволяют готовить конкурентоспособных специалистов по физическому воспитанию во многих ВУЗах страны. Однако очевидна тенденция к ослаблению данного процесса, связанная как с объективными причинами (старение высококлассных преподавательских кадров высшей квалификации, отсутствие серьезной финансовой поддержки материально-технического обеспечения учебного процесса и т.п.), так и с конкретными субъективными (нежелание, а в большинстве случаев и неумение, перестройки учебного процесса в соответствии с реалиями и потребностями современной жизни).

Отмеченные проблемы в подготовке высококвалифицированных кадров в области физического воспитания достаточно остро проявляются и в области спорта высших достижений. Уже ни для кого не секрет, что большинство достижений наших ведущих спортсменов на международной арене в значительной степени связано с материальными и человеческими ресурсами, заложенными несколько десятилетий назад. В настоящее время многими специалистами констатируется существенное снижение эффективности работы специализированных по различным видам спорта, что связано с объективными причинами их недостаточного государственного финансирования, оттока квалифицированных кадров за рубеж, низкой степени материального стимулирования детских тренеров и т.п. Очевидно, что решение данных вопросов является одной из актуальных проблем современного массового спорта и спорта высших достижений. Не менее актуальной представляется также проблема медико-биологического обеспечения учебно-тренировочного процесса спортсменов высшей квалификации.

Хорошо известно, что эффективный медико-биологический и врачебно-педагогический контроль в значительной степени предопределяют спортивные достижения конкретного спортсмена или конкретной спортивной команды. Несмотря на значительные успехи спортивной науки в данном направлении, представляется необходимым интенсифицировать процесс разработки совершенно новых методических подходов к оперативной оценке текущего состояния спортсменов с применением достижений современных компьютерных технологий, повышения эффективности реабилитационных мероприятий и системы фармакологического сопровождения. Только в этом случае мы можем с уверенностью смотреть в будущее и справедливо ожидать от наших спортсменов высоких спортивных достижений.

Вполне естественно, что приведенные в данной статье материалы являются отражением лишь малой доли проблем, стоящих сегодня перед физической культурой и спортом, и являются собственным взглядом автора по данному вопросу. Вместе с тем, очевидно, что развитие физической культуры и спорта на совершенно новом качественном уровне является одной из наиболее актуальных проблем жизни современного общества, решение которой будет способствовать гармоническому развитию всех его представителей.

Круцевич Т. Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания : учебное пособие / Т.Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 232 с.

Агаджанян Н. А. Эпоха глобального синергизма и концепция выживания. Современные подходы к диагностике и реабилитации экологозависимых заболеваний : материалы 1-й Российской научно-практической конференции [Актуальные проблемы медицинской экологии] - Орел, 1998. - С. 45-49.

Каюмов А. К. Влияние экстремальных климатических условий на морфофизиологические показатели организма / А.К. Каюмов // Гигиена и санитария. - 2000. - №5. - С. 14-17.

Полиевский С. А., Лакшин А.М., Ковтун М.В. и др. Оздоровление школьников из районов комплексного экологического загрязнения / С. А Полиевский, А.М. Лакшин, М. В. Ковтун // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - №3. - С. 19-21


Современные проблемы физического воспитания в высших учебных заведениях

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время к физическому развитиюсотрудников предъявляются высокие требования, и уделяется особое внимание вышестоящего руководства на всестороннее и гармоничное развитие личности работника. Наряду с коммуникативными, познавательными и ценностно-ориентационными видами деятельности значимость приобретает спортивная и физкультурная подготовка, с помощью которой личность стремится реализовывать себя, а также раскрывать свои потенциальные возможности. Однако существуют некоторые объективные предпосылки современного общества, которые влияют на возникновение диспропорций между социально-биологическими потребностями организма в движении и реальной величиной двигательной активности, что приводит к возникновению гиподинамического синдрома,и как следствие, вызывает проблему сохранения здоровья. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание физическому воспитанию в высших учебных заведениях.

За последние десять лет медицинские осмотры и обследования показывают негативные тенденции в здоровье подрастающего поколения.

Возможная причина ухудшения здоровья у детей, подростков, молодежи может быть связана с хроническим дефицитом двигательной активности, вызванной снижением бытовых физических нагрузок и перенасыщением информацией.

Проблема повышения эффективности физического воспитания, укрепления здоровья, двигательной активности, а также формирования здорового образа жизни на сегодняшний день наиболее актуальны и требуют внимания.

Исследователи В.С. Фомин и В.С. Левин в 1999 году установили, что формирование дефицита двигательной активности начинается еще со школьного образования и продолжает прогрессировать на протяжении всего периода дальнейшего обучения. И это является отрицательным последствием любого образовательного, а вдальнейшим и рабочего заведения.

В сложившейся ситуации необходимо уделять особое внимание регулярным занятиям физической культурой и спортом, чтобы физическая активность в дополнении с другими элементами здорового образа жизни являлась надежной гарантией сохранения здоровья, как отдельного человека, так и всего общества.

Физическая культура влияет на все важные стороны развития человека, которые передались генетическим путем. Они развиваются в процессе жизнедеятельности под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Результаты многих исследований показывают, что физические упражнения положительно влияют на психическое здоровье человека, способствуют улучшению работы мозга, нормализации психического и физического состояния человека, противостоянию нервно-психическим перегрузкам.

В настоящее время в учебную деятельность студента внедряются инновационные программы и методы, которые увеличивают аудиторные занятия, объём заданий, итогом является информационная нагрузка на студента, так как учащиеся всё больше времени уделяют работе с компьютером и непосредственно с Интерном.

Также причинами возникших проблеммогут выступать объективные и субъективные факторы:

Отсутствие в учебных заведениях благоприятных условий для занятий физическим воспитание и спортом;

Низкий интерес студентов к физическим нагрузкам, занятиям в спортивных секциях из-за влияния более сильных факторов, например, телевидение и Интернет;

Отсутствие материально-технических условий и финансовых возможностей для организации самостоятельной физкультурной деятельности;

Недостаточный контроль за двигательной активностью;

Транслирование через каналы массовой коммуникации курения и употребления алкогольной продукции, а также наркотических веществ и др.;

Продажа и использование компьютерных игр со сценами насилия и жесткости, которые в последствии вредят нормальному духовному и физическому развитию молодежи;

Несоответствие между оплатой работы учителей физической культуры и ее результатами.

В большинстве случаев, считается, что здоровьем человека должны заниматься в специализированных медицинских учреждениях, но отечественные организации сконцентрированы на решение вопросов болезней человека, а не на поддержании здоровья.

Развивать процесс физического воспитания в настоящее время необходимо таким образом, чтобы превратить учебный процесс в средство развития творческих возможностей и способностей учащихся в целом, и тем самым индивидуализировать процесс физического воспитания. Именно поэтому оптимизация должна вестись в соответствии с новейшими методиками и педагогическими технологиями.

Также большое значение имеет мотивы. Мотивировать студентов на занятия физической культурой и спортоммогут: повышение физической подготовленности, оптимизирование веса, улучшение фигуры, снятие усталости, повышение работоспособности, достижение спортивных успехов. Для успешного формирования ценностно-мотивационной базы отношения к физической культуре необходимо учитывать психолого-педагогические условия: предрасположенность студента к занятию определенным видом физкультурной деятельности, взаимосвязь физического воспитания и профессиональной ориентации будущего специалиста, проведение занятий физической культуры во внеучебное время.

Обобщая все вышесказанное, необходимо выделить, что для популяризации физического воспитания, двигательной активности, укрепления здоровья и формирования культуры сохранения здоровья молодежи важно:

Проводить мероприятия по интеграции знаний и умений по предметам физической культуры и спорта, чтобы формировать культуру здоровья учащегося;

При составлении еженедельной нагрузки учащихся необходимо предусмотреть рациональное чередование различных видов деятельности;

Соблюдать выделенные часы на занятия физической культурой и спортом;

Ввести бесплатное посещение дополнительных секций по занятию физической и спортивной нагрузкой;

Обеспечить сочетание различных видов умственной активности с двигательными упражнениями;

Увеличить количество преподаваемых часов физической культуры в высших учебных заведениях;

Усилить контроль за санитарно-гигиеническим состоянием спортивных сооружений и помещений;

Привлечь внимание к семейным физическим нагрузкам, создать условия и способствовать развитию занятиям физическими упражнениями всей семьей;

Целенаправленно использовать средства выделенные на физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу в течение года;

Принимать меры по сохранению и приумножению жизни и здоровья студентов при проведении учебных занятий.

В условиях образования демократичного общества особую значимость обретает развитие личности человека, подготовка ее к физическим и психологическим нагрузкам, к активным формам деятельности. В современном мире в одном ряду с коммуникативными, познавательными, ценностными качествами стоит физкультурная и спортивная деятельность. С помощью них человек показывает стремление в самореализации и своих намерениях.

Если использовать средства физического воспитания и физкультурно-оздоровительную работу во всех звеньях человеческой жизни деятельности, то будет формироваться основа для обеспечения и развития физического, психического, социального и духовного здоровья каждого члена общества.

Привлечение молодого поколения к систематическим занятиям спортом будет постепенно решать проблему укрепления и сохранения здоровья, но для этого необходимо использовать совместные усилия государственных институтов, работников образования, здравоохранения, семей, а в дальнейшем привлекать и работодателей организаций.

1. Аникеев Д. М. Проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. – № 2. – С. 6-9.

2. Беляев Р.В., Колосова Л.А., Остапенко Р.И., Сергиенко А.И. Теоретическое осмысление морально-психологического фактора // Перспективы науки и образования. –2016 .– 6(24). – С. 75-78.

3.Гаркуша С.В. Физическое воспитание учеников и студентов: современные проблемы и пути решения // Здоровье для всех. – 2013. – №2. – С. 30-33.

5. Кожевникова Л.К. Структура формирования здорового образа жизни современной студенческой молодежи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. – № 3. – С. 69-71.

6. Лигута, В. Ф. Отношение родителей к физической культуре, здоровому образу жизни и физическому воспитанию детей // Вестн. Томс. гос. пед. ун-та. 2016. –№ 12. – С. 33-39.

Читайте также: