Федеральная служба по финансовому мониторингу доклад

Обновлено: 02.07.2024

Финмониторинг — это контроль и надзор со стороны банков и Росфинмониторинга за финансовыми операциями и денежными потоками клиентов, в том числе компаний и бизнесменов.

Кроме банков, контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство по части денежных средств, в России ведёт и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторинг). Банки сообщают ей о сомнительных операциях своих клиентов.

В каждом банке есть подразделение, которое занимается финмониторингом. Специалисты этого подразделения анализируют платежи и поступления клиентов, проверяют их анкеты и документы на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам.

Нюансы

Долгое время крупные переводы и платежи юрлиц на счёт организаций или ИП не вызывали подозрений Росфинмониторинга, если их совершали в рамках деловой активности. Однако с 10 января 2021 года предпринимателей обязали отчитываться обо всех операциях с наличными на сумму свыше 600 000 рублей независимо от их характера. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.

Также с 2021 года обязательному контролю подлежат в том числе:

  • все операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 млн рублей — как при наличном, так и при безналичном расчёте;
  • почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей. Если перевод в валюте, учитывается эквивалент по курсу ЦБ;
  • покупка ювелирного изделия, если его стоимость превышает 600 000 рублей;
  • операции с криптовалютой.

Контроль операций не предусматривает прямого участия бизнесменов и компаний — владельцу счёта или участнику сделки для соблюдения законодательства ничего делать не нужно. Всю необходимую информацию в Росфинмониторинг должны передавать банки, ломбарды, магазины, нотариусы, адвокаты, организаторы азартных игр, страховые компании, почтовый оператор или оператор связи.

Что может вызвать подозрения:

  • необычный для конкретного предприятия характер сделок;
  • отсутствие явного экономического смысла и очевидных законных целей (например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчётностью);
  • вывод капитала из страны;
  • финансирование серого импорта;
  • уход от налогообложения;
  • финансовая поддержка коррупции и другие противозаконные цели. Примеры операций и подозрительных ситуаций, которые попадают под контроль финмониторинга, в том числе обязательный:
  • переводы частным лицам от юрлиц, если речь идёт не о зарплате, выплате вознаграждений по договорам и проч.;
  • поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с офшорных зон и др.);
  • использование наличных для покупки физлицом ценных бумаг или внесения средств в уставный капитал компании;
  • систематическое снятие со своих счетов крупных сумм наличных. Под особый контроль попадут те, кто снимает 80% и более от оборота по счёту;
  • многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки, которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными;
  • покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен повреждённых купюр на целые в эквиваленте от 600 000 рублей;
  • размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (от 600 000 рублей);
  • частые пополнения вклада, даже если сумма пополнения меньше 600 000 рублей;
  • невозможность установления сторон сделки;
  • перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и проч.);
  • зачисление денег на счёт или списание денег со счёта юрлица, период деятельности которого не превышает трёх месяцев со дня его регистрации или если с момента его открытия операций по нему не было;
  • предоставление компаниями беспроцентных займов физлицам или другим компаниям, а также получение такого займа;
  • многократное увеличение оборотов по счёту компании;
  • скупка, купля-продажа, а также помещение в ломбард драгоценных металлов или камней, ювелирных изделий из них, а также иных ценностей;
  • получение денег в виде платы за участие в азартных играх и выплата средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх или лотерее;
  • операции с деньгами и ценными бумагами, если клиент или банк имеют регистрацию в Иране или КНДР (единственные государства, которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).

Что может потребовать банк от подозрительного клиента:

  • пояснение схемы ведения бизнеса;
  • информация о применяемой системе налогообложения;
  • сведения о расчётных счетах, открытых в других банках, и расходовании денег по ним;
  • договоры и первичные документы к ним;
  • штатное расписание, трудовые и гражданско-правовые договоры;
  • информация о наличии в собственности объектов основных средств (помещений, транспорта) или информация об их аренде;
  • бухгалтерская и налоговая отчётность.

Кредитная организация вправе отказать в проведении операции, не уведомив клиента о причинах такого решения — клиенту придётся выяснить их самостоятельно.

Критика

Тема данного реферата является весьма актуальной,так как федеральная служба по финансовому мониторингу занимает особое место в системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, играет ключевую роль в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. От того, насколько оптимальными будут его компетенция и организационная структура, во многом зависит эффективное функционирование национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Работа содержит 1 файл

Реферат финансы.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

ФЭФ ,3 курса, 231 гр.

Противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в последние годы стало одним из ведущих направлений деятельности российского государства. Глобализация и развитие финансовых рынков, усиливая взаимосвязь между различными финансовыми институтами, позволяет использовать практически любой из них для легализации денег. В этих условиях совершенствование национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рассматривается в контексте обеспечения экономической безопасности государства, борьбы с коррупцией, имеет высокую социальную значимость.

Тема данного реферата является весьма актуальной,так как федеральная служба по финансовому мониторингу занимает особое место в системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, играет ключевую роль в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. От того, насколько оптимальными будут его компетенция и организационная структура, во многом зависит эффективное функционирование национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Федеральная служба по финансовому мониторингу

(Росфинмонито́ринг) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Правовую основу деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу составляют:

  • Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
  • Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 года № 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу"
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года № 186 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу"
  • В 2001—2007 годах руководителем Службы (ранее — Комитета) являлся Виктор Алексеевич Зубков.
  • 14 сентября 2007 года в связи с назначением В. А. Зубкова председателем Правительства РФ руководителем службы был назначен (до 26 сентября 2007 года в статусе исполняющего обязанности) Олег Александрович Марков, занимавший до этого должность заместителя руководителя Службы.
  • 22 мая 2008 года Распоряжением Правительства от № 725-р руководителем назначен Юрий Анатольевич Чиханчин, занимавший в 2002—2007 годах должность заместителя руководителя Росфинмониторинга (первого заместителя Председателя Комитета по финансовому мониторингу).

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия:

1) осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

2) сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по представленной информации;

4) выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

5) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

6) получение, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информации по вопросам, относящимся к ведению Службы (за исключением информации о частной жизни граждан);

7) обеспечение соответствующего режима хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;

8) создание единой информационной системы в установленной сфере деятельности;

9) формирование и ведение федеральной базы данных, а также обеспечение методологического единства и согласованного функционирования

информационных систем в установленной сфере деятельности;

10) формирование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения;

11) направление информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представление соответствующей информации по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

12) ведение учета организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

13) издание в соответствии с федеральными законами постановлений о

приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом
14) разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

15) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;

16) осуществление взаимодействия с Центральным банком Российской Федерации по вопросам установленной сферы деятельности;

17) взаимодействие в установленном порядке и в пределах установленной сферы деятельности с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в Российской Федерации, так и за рубежом;

18) создание в пределах своей компетенции научно-консультативных и экспертных советов;

19) разработка предложений о принятии межведомственных планов и программ в установленной сфере деятельности и подготовка отчетов о принятых мерах;

20) представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам установленной сферы деятельности и участие в установленном порядке в деятельности этих организаций;

22) взаимодействие в соответствии с международными договорами Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности и осуществление с ними информационного обмена;

23) участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам установленной сферы деятельности;

24) изучение международного опыта и практики по вопросам установленной сферы деятельности;

25) обобщение практики применения законодательства Российской

Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внесение в Правительство Российской Федерации предложений по совершенствованию законодательства;
26) принятие в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации. решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;

27) привлечение к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательских и других организаций, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии обеспечения соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны.

Основные задачи структурных подразделений

Задачами Управления являются:

организация функционирования единой системы делопроизводства, документационного обеспечения управления в центральном аппарате
Службы, осуществление методического руководства организацией
делопроизводства и контроля за соблюдением установленного порядка
работы с документами в структурных подразделениях центрального аппарата
и территориальных органах Службы, совершенствование форм и методов
работы с документами;

организационно-техническое обеспечение административно-

распорядительной деятельности руководителя Службы и его заместителей;
контроль за своевременным исполнением структурными подразделениями

центрального аппарата и территориальными органами Службы поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, приказов, распоряжений Службы, решений совещаний, поручений руководителя Службы и его заместителей, а также за рассмотрением запросов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, организаций и обращений граждан;

Что такое Росфинмониторинг и для чего он нужен?

Что представляет собой Росфинмониторинг?

Росфинмониторинг или Федеральная служба по финансовому мониторингу – это орган власти, работающий на федеральном уровне, который призван противодействовать любым незаконным действиям, вследствие которых легализуются (отмываются) деньги, полученные в результате осуществления преступных действий или финансирования терроризма.

Создан контролирующий комитет был в ноябре 2001 года указом президента №1263 , а вести деятельность он начал с 1 февраля 2002 года. Орган находился в ведомстве Министерства финансов, а с 9 марта 2004 года Комитет был преобразован в Росфинмониторинг. С 2009 года Росфинмониторинг контролируется непосредственно правительством РФ, так он стал федеральным органом исполнительной власти.

Росфинмониторинг обеспечивает обязательный контроль и сбор актуальных данных обо всех финансовых потоках как в пределах РФ, так и за рубежом.

Структура действует на основе закона о финансовом мониторинге, устанавливающем первостепенную задачу в недопущении легализации доходов, полученных вследствие нарушающих закон действий. Помимо этого, орган обязан выявлять любые попытки пособничества преступной деятельности, направленной на продвижение терроризма или наркоторговли.

Какие функции выполняет Росфинмониторинг

Росфинмониторинг в рамках своей деятельности выполняет такие функции:

  • осуществление контроля за действиями граждан и юридических лиц для обеспечения соблюдения законов РФ, направленных на противодействие деятельности по отмыванию денег;
  • привлечение к ответственности лиц, уличенных в нарушении закона;
  • сбор, обработка и анализ информации по сделкам, подлежащим контролю;
  • отслеживание незаконных операций;
  • учет организаций , которые не имеют уполномоченных органов контроля, специализирующихся на сделках с недвижимостью или деньгами;
  • осуществляет разработку и последующее внедрение методов для борьбы с легализацией доходов;
  • ведет взаимодействие с международными организациями, специализирующимися на борьбе с организациями, отмывающими деньги и финансирующими терроризм;
  • сотрудничает с правоохранительными органами в процессе борьбы с бизнесом, который нарушает закон;
  • обеспечивает функционирование базы данных по деятельности всех организаций, подлежащих контролю;
  • обеспечивает сохранность информации , представляющей банковскую, коммерческую или государственную тайну.

Какими полномочиями обладает Росфинмониторинг

Помимо основных функций по контролю и созданию условий для исполнения нормативно-правовой базы РФ, Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями, направленными на борьбу с незаконными действиями. К ним, в частности, относятся такие полномочия:

  • внесение предложений о мере наказания для лиц или организаций, ведущих неправомерную деятельность;
  • применение мер для пресечения деятельности, нарушающей законодательство РФ;
  • проведение экспертиз с помощью специализированных организаций;
  • создание комиссий и групп для контроля за деятельностью отдельных граждан и организаций;
  • осуществление действий по проведению расследований и проверок;
  • блокирование счетов и изъятие денег , полученных преступным способом.

Сфера контроля Росфинмониторинга

Под сферу контроля Росфинмониторинга попадают отдельные лица, проводящие операции с деньгами, ценными металлами, недвижимостью и другим имуществом, определенные 115-ФЗ . К ним относят:

В рамках осуществления деятельности этих организаций должен проводиться внутренний контроль с привлечением на специалиста, ответственного за организацию этого контроля. Внутренний контроль является необязательным, но в случае выявления действий, подлежащих контролю и имеющих малейшие признаки связи с процессами легализации доходов или участием в спонсировании терроризма, компания будет привлечена к ответственности, в том числе за отказ от осуществления собственного контроля. Для его обеспечения Государством разработан свод требований №667 от июня 2012 года .

Контролю подлежат не только организации, но и проводимые сделки. Росфинмониторингом предусмотрено 46 групп критериев, описывающие необычные сделки, подпадающие под контроль.

Это могут быть такие сомнительные сделки, как:

  • несоответствие проводимых сделок целям деятельности организации, прописанным учредительными документами;
  • требование клиента о дополнительных гарантиях конфиденциальности в процессе осуществления сделки;
  • спешка клиента во время проведения финансовой операции;
  • требование клиента о внесении серьезных изменений в схему сделку непосредственно перед началом ее реализации;
  • отсутствие открытой информации о клиенте, месте его регистрации и контактных данных;
  • клиент предоставляет разные банковские реквизиты при оплате услуг посредника и при получении запланированного дохода;
  • необоснованное снижение стоимости сделки по сравнению с рыночными ценами.

Выявление любых признаков несоответствия деятельности и процесса совершения следки общепринятым нормам, особенно если суммы более 600 тысяч рублей, подлежат обязательному контролю, позволяющему выявить незаконные способы отмывания денег и попытки пособничества терроризму.

Если компания ведет честную деятельность, она обязана самостоятельно предоставлять информацию обо всех крупных сделках в Росфинмониторинг.

Ответственность за нарушения закона

Государство предусмотрело ответственность (ст. 15.27 КоАП РФ) за нарушение закона, связанного с организацией деятельности, направленной на легализацию денег и финансирование терроризма.

  1. За сокрытие информации о подозрительных сделках предусмотрен административный штраф в размере 30 – 50 тысяч рублей для должностных лиц и 200 – 400 тысяч рублей для юридических лиц.
  2. Лицам, приобретающим недвижимость с целью сокрытия нелегального дохода, предусмотрен штраф в 120 тысяч рублей или в сумме дохода за 1-2 года (ст. 174 УК РФ).
  3. За деяния, повлекшие легализацию или сокрытие дохода в крупных размерах, предусмотрены принудительные работы сроком до 2 лет или арест на тот же срок.

Что такое чёрные списки мониторинга?

Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.

К первой части относятся лица и организации, попавшие в международный террористический список, вторая часть – это лица и организации, ведущие свою деятельность исключительно на территории РФ. Этот список лиц в обязательном порядке предоставляется банкам и организациям, занимающимся финансовыми операциями и сделками с недвижимостью, чтобы они избегали операций по отмыванию денег.

Согласно статьям КоАП РФ, попасть в черный список можно за такие действия:

  • демонстрация нацистской символики в общественном месте;
  • распространение информации и материалов, признанных экстремистскими;
  • призывы к экстремистским действиям как в публичных местах, так и посредством интернета;
  • побуждение к вражде или восстанию;
  • оскорбление и нарушение прав вероисповеданий.

Как видим, государство ответственно подходит к вопросу выявления и пресечения любых деяний, направленных на легализацию доходов и пособничество терроризму и экстремизму.

Причем попасть в черный список можно даже за футболку, на которой будет нарисована противозаконная символика или лозунг, о котором носящий ее человек даже не догадывался.

27) привлечение к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательских и других организаций, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии обеспечения соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Управление делами и кадров

Задачами Управления являются:

организация функционирования единой системы делопроизводства, документационного обеспечения управления в центральном аппарате
Службы, осуществление методического руководства организацией
делопроизводства и контроля за соблюдением установленного порядка
работы с документами в структурных подразделениях центрального аппарата
и территориальных органах Службы, совершенствование форм и методов
работы с документами;

организационно-техническое обеспечение административно-

распорядительной деятельности руководителя Службы и его заместителей;
контроль за своевременным исполнением структурными подразделениями

центрального аппарата и территориальными органами Службы поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, приказов, распоряжений Службы, решений совещаний, поручений руководителя Службы и его заместителей, а также за
рассмотрением запросов депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации и других федеральных органов
исполнительной власти, общественных объединений, организаций и
обращений граждан;

организация и ведение архивной работы в Службе;
организация работы по подбору, отбору и расстановке кадров, профессиональной переподготовке и повышению квалификации
федеральных государственных служащих Службы;

организационно-штатная работа; обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности Службы.

Информационно-технологическое управление

Задачами Управления являются:

cоздание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; формирование и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
сбор и обработка информации об операциях с денежными
средствами или иным имуществом в соответствии с законодательством
Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Организация формирования информационных ресурсов, относящихся к
компетенции Федеральной службы по финансовому мониторингу;
обеспечение приема, обработки, хранения и передачи данных,
разграничение доступа пользователям Федеральной службы по финансовому
мониторингу к соответствующим информационным ресурсам;
осуществление информационно-справочной работы по
информационным ресурсам Федеральной службы по финансовому
мониторингу;
обеспечение автоматизированного учета результатов служебной
деятельности подразделений Федеральной службы по финансовому
мониторингу;
проведение работ по созданию, эксплуатации и развитию
информационно - аналитической системы Федеральной службы по
финансовому мониторингу на основе компьютерных технологий;
организация профессиональной подготовки и переподготовки
сотрудников подразделений Федеральной службы по финансовому
мониторингу в области информационно-технологической работы.

Управление безопасности и защиты информации

Задачами Управления являются:

Обеспечение режима хранения и защиты, полученной в процессе деятельности Росфинмониторинга информации, составляющей

государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну и тайну связи;

Обеспечение пропускного и внутри объектового режима на территории и в здании Росфинмониторинга;

Организация по созданию и развитию систем инженерно-технической защиты;
Обеспечение защиты информации и организации допуска пользователей к базе данных Единой информационной системы Росфинмониторинга;
Обеспечение взаимодействия с органами государственной власти, к сфере ведения которых относится обеспечение защиты государственной тайны и информации, по вопросам входящим в компетенцию Управления безопасности и защиты информации.

Управление анализа и координации деятельности
Задачами Управления являются:

Осуществление аналитической поддержки мер, принимаемых Службой в целях выявления и пресечения операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированию терроризма;
Изучение, обобщение и использование в пределах своей компетенции международный опыт и практику в сфере ПОД/ФТ;
Управление организует и осуществляет работу по выявлению, обобщению и распространению типологий по проблемам противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
Проводит мониторинг крупных финансовых потоков с целью выявления различных проблемных факторов, оказывающих существенное негативное влияние на функционирование экономики России и национальной системы ПОД/ФТ;
Проводит комплексный анализ базы данных операций и других информационных ресурсов Службы с целью выявления проблемных зон (в регионах, в различных секторах финансового рынка, международных и межрегиональных финансовых потоках), проводит исследование и готовит обобщающие аналитические справки с учетом сведений о криминогенной обстановке;
Организует и осуществляет взаимодействие Службы с правоохранительными органами, органами прокуратуры в рамках информационно-аналитического сопровождения материалов финансовых расследований Службы, а также формирует и направляет материалы Службы в правоохранительные органы в соответствии их компетенцией;

Осуществляет на постоянной основе мониторинг и анализ деятельности территориальных органов Службы (МРУ) и готовит предложения по улучшению их деятельности, обеспечивает взаимодействие структурных подразделений Службы с МРУ по основным направлениям деятельности, участвует в подготовке совещаний, рабочих встреч, семинаров и прочих мероприятий, организованных с привлечением МРУ;

Координирует работу структурных подразделений при подготовке доклада о результатах работы Службы и среднесрочных перспективах;
Осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации и приказами Руководителя Службы.

Управление по противодействию финансированию терроризма

Задачами Управления являются:

Сбор, обобщение и анализ информации о формах и методах, используемых для оказания финансовой и иной поддержки террористическим организациям, и материалов о физических и юридических лицах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к террористической деятельности;

-организация работы по составлению и ведению перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской (террористической) деятельности, внесению в него изменений и дополнений и доведению его до организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом;
контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также юридических и физических лиц, находящихся в собственности, под контролем или действующих от имени или по указанию таких организации или лиц;

издание постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

организация и осуществление анализа и проработки поступающей от кредитных и иных финансовых организаций информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления возможной их причастности к финансированию экстремизма (терроризма);
направление в правоохранительные органы информации и материалов об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом с выявленными признаками использования их в целях финансирования экстремизма (терроризма), для их дальнейшей проверки в соответствии с предоставленной им компетенцией;

Финмониторинг - это наблюдение со стороны государственных структур за экономической деятельностью компаний и бизнесменов, их денежными потоками, контроль и надзор за проведением определенных финансовых операций.

Проводится финмониторинг для того, чтобы противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу - Росфинмониторинг (п. п. 1 и 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808).

Функции Росфинмониторинга

Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:

Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.

Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.

Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.

Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.

Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.

Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.

Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств.

Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.

Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.

Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.

Осуществлять иные мероприятия.

Полномочия Росфинмониторинга

В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:

Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.

Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.

Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.

Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.

Организовывать рабочие группы и комиссии.

Проводить расследования и проверки.

Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга

Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.

Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.

Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более.

Например, если покупатель - физическое или юридическое лицо приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан представить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Например, сведения об этом подает фирма, оказывающая посреднические услуги по купле-продаже недвижимости, попросту говоря, риелторская компания.

Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю

За непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, положен административный штраф.

Для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., для юрлиц - от 200 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

. обязательно сообщит об этом в Росфинмониторинг. Это касается и денег на . эти зоны разработает ЦБ и Росфинмониторинг. Их опубликуют на сайте Центробанка . попасть под подозрения банка или Росфинмониторинга ваши операции должны иметь подтверждающие .

. . В России такой контроль осуществляется Росфинмониторингом в соответствии с Законом № 115 . теперь случаев привлечения государственных органов – Росфинмониторинга, органов прокуратуры, налоговых и таможенных . могут быть привлечены государственные органы: Росфинмониторинг, органы прокуратуры, налоговые и таможенные .

. в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга; осуществлять мероприятия по идентификации клиента . N 115-ФЗ" (утв. Росфинмониторингом). Обязательная маркировка обуви отложена до .

. о ней подлежат направлению в Росфинмониторинг. Таким образом, в случае если . о ней будут направлены в Росфинмониторинг. Принятие в течение календарного года .

. каких операций должна представлять в Росфинмониторинг необходимые сведения. Так, конкретные исчерпывающие . 10 января обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения в отношении отдельных операций . , подлежащих обязательному контролю, передается в Росфинмониторинг банками и иными уполномоченными организациями .

. . Движение денег отслеживает банк и Росфинмониторинг. Если на карту часто поступают . , то информация автоматически попадает в Росфинмониторинг. При этом там не могут .

. . Теперь банки обязаны отчитываться перед Росфинмониторингом по следующим операциям своих клиентов .

Читайте также: