Методический доклад виды домашних заданий на уроке сольфеджио

Обновлено: 04.07.2024

К моему большому сожалению, родители и дети не знают и не понимают, что это за предметы- сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература. Зачем их изучать когда есть предмет специальность.

Не секрет, что в ДШИ на первое место ставится обучение игре на инструменте (специальность), а музыкально-теоретические дисциплины отодвинуты на второй план. Отсюда на мой взгляд и такое отношение к этим предметам, как к далеко неглавным.

Сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература – теоретические предметы, изучаемые в современной школе искусств. Они изучаются на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях, начиная со школы искусств и заканчивая консерваторией. Основными задачами теоретических дисциплин являются:

• выявление и развитие задатков и способностей детей;

• выработка качеств личности и деятельности, обусловливающих проявление творчества в любом деле;

• личностно-ориентированный подход и создание условий для самовыражения;
Сoльфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. Пoэтому для успешных занятий необходимы следующие составляющие:

• хорошее знание предмета самим педагогом: владение теорией и грамотное её использование на практике

• умение заинтересовать и передать свои знания ученикам – в данном случае речь идёт именно о творческом подходе преподавателя к свoей деятельности;
•любовь к детям.

1.Интонационные упражнения- чистое пение каждой ноты. Разучивание: ознакомление, слушание, запоминание путем многократного повторения, умение точно, красиво и быстро воспроизвести. Нужно услышать, разучить, спеть и проверить себя-выучить.

2.Сольфеджирование, чтение с листа. Для чтения с листа необходимы теоретические знания, развитый слух, чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы. Многое зависит от индивидуальных особенностей учащихся и поэтому не следует ставить непосильные задачи. Техника чтения с листа требует обязательной тренировки, приобретаемой в упорной работе.

Педагогу следует неустанно и терпеливо работать над воспитанием внутренних представлений, над способностью, видя записанные ноты, слышать их. Одним из важнейших принципов в обучении чтению с листа является последовательность в нарастании трудностей.

Следует добиваться чистого, выразительного пения по нотам без поддержки инструмента; уметь мысленно представлять себе звуки; понимать нотный текст. Это умение охватить в целом музыкальную мысль. Обязательно с дирижированием, с правильным и чётким дирижёрским жестом. В учебниках это пение номеров. На уроке они разбираются, анализируются, разучиваются. Выясняем размер, длительности нот, счёт, дирижирование. Направление и движение мелодии, тональность. Добиваюсь осмысленного пения.

Формы чтения с листа весьма разнообразны:

пение мелодии c одновременным проигрыванием её на фортепиано;

пение мелодии с одновременным проигрыванием её на фортепиано в другой октаве;

пение с тактированием под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент;

пение в различных темпах выученного примера;

пение с транспонированием;

пение на слоги и с текстом.

В дневнике есть задание - сольфеджировать № или диктант. Дома-проиграть со счётом, послушать мелодию, вспомнить. Можно учить по такту с проверкой. Добиваться чистоты пения в данной тональности.

5.Музыкальный диктант. Запись мелодии по памяти. В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности: мышление, обеспечивающее осознание слышимого; память, дающая возможность, припоминая, уточнять слышимое; внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы. Кроме того, диктант предполагает наличие теоретических знаний, помогающих грамотно записать услышанное, нужно применять все знания и навыки. Эта форма работы является одной из сложных в курсе сольфеджио. Уметь слышать, анализировать мелодию. Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика. Работа над диктантом в основном проходит в классе, на уроках. Руководствуясь работой класса, педагог должен знать индивидуальные особенности каждого ученика и учитывать их. Его роль в процессе написания диктанта очень ответственна – он направляет ученика. Одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать как писать диктант. Я предлагаю учащимся план написания диктанта и разрешаю пользоваться им во время работы. На ранних стадиях следует требовать, чтобы все ученики дирижировали при записи.

Формы диктанта различные и моя задача - привлечь внимание, увлечь процессом записи музыки:
• ритмическое оформление записанных на доске нот;

• традиционный диктант.
Кроме того, не стоит забывать и о творческих формах работы над диктантом:
• транспонирование диктанта в разные тональности как устно, так и письменно;

• подбор басового голоса к диктанту;

• сочинение ритмической вариации на основе мелодии диктанта.

Творческие задания различных видов необходимо включать в работу как можно чаще, так как они стимулируют активность учащихся, способствуют их раскрепощению. Творчество, как альтернатива механическому, пассивному заучиванию – это обучение через активное обращение с материалом, возможность проявить себя, создать что-то новое, приобрести опыт. Творческий подход значительно ускоряет усвоение материала, облегчая процесс обучения, делая его занимательным и радоcтным.

Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Это экономит время на уроке. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе.

Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу. То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет. Для этого сольфеджио в XXI веке надо преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого предмета. Учителю необходимо выполнить следующие задачи:

• развитие общей музыкальности и творческого отношения к музыке;

• развитие музыкального cлуха, как основы для практичеcких навыков (чтение и запись музыки);

• развитие слуха на лучших образцах классической и cовременной музыкальной литературы, а также народных песнях;

• применение принципа единства обучения и воспитания, развитие мышления и самостоятельности.

Вопрос об обучении сольфеджио в современной системе музыкального воспитания достаточно серьезен и настоятельно требует своего решения, для которого нужны совместные координированные усилия методистов, преподавателей исполнительских, музыкальнотеоретических дисциплин, исследователей истории педагогики, психологов и лингвистов.

Итогом обучения являются выпускные экзамены по сольфеджио: письменный и устный. Письменный: мелодический диктант, слуховой анализ. Все 6 заданий выполняются письменно, а именно

1 мелодический диктант

2 ступени в ладу

3 аккордовая последовательность в тональности

4 интервалы от звука

5 аккорды от звука

6 лады и их виды

Устный - ответ по билету. Это задания: построение гамм, интервалов, аккордов. Выполняется письменно, а затем чисто спеть все построенные элементы. Сольфеджировать одноголосный и двухголосный номер. Рассказать правило и ответить на дополнительные вопросы экзаменационной комиссии.

Список используемой литературы:

2 Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ. 1986.

3 Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. 1987

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное учреждение

«Школа искусств городского округа город Шахунья

Тема : Виды домашних заданий на уроках сольфеджио.

Составитель: зав.секцией теоретических дисциплин,

преподаватель теории музыки

1. Роль и значение домашних заданий.

2. Типовой вариант построения домашнего задания.

3. Ритмические упражнения.

5. Роль секвенции.

6. Творческие упражнения.

7. Письменные упражнения.

Домашние задания по сольфеджио просто необходимы. Домашние задания лишь тогда эффективны, когда они правильно составлены.

В соответствии с вышеизложенными принципами далее предлагается примерный типовой вариант построения домашнего задания:

1) 5 – 10 одноголосных и двухголосных мелодий для пения по нотам;

2) 1 мелодия для разучивания наизусть и (или) транспонирования;

3) упражнение на развитие навыка слухового анализа;

4) творческое задание включающее в себя функции повторения теоретического материала в письменной форме, игру на фортепиано и сочинение того или иного элемента фактуры с заданными условиями.

Последнее задание может быть разделено на отдельные небольшие задания в зависимости от изучаемой темы или по каким-либо иным причинам:

а) письменное упражнение на повторение теоретического материала;

б) комбинированное упражнение (игра на фортепиано + интонирование) на закрепление теоретического материала;

в) творческое задание – сочинение мелодии (желательно без инструмента) с заданными условиями.

Ритмические упражнения:

Работа над ритмическими упражнениями начинается с первого класса. На начальном этапе длительности читаются на слоги бом (половинная), дон (четвертная) и ди-ли (восьмая). Затем длительности считаются традиционным способом. С каждым классом идет усложнение ритмических рисунков. Работа дома является важным этапом для закрепления нового ритма.

При изучении каждого нового ритма полезно давать ученикам задание на нахождение пройденного ритмического рисунка в произведении по специальности.

При исполнении гамм можно использовать определенный ритм.

Еще одной формой является запись слов в ритме (проводится анализ слова, ударный слог является сильной долей). В таком упражнении хорошо отрабатывается ощущение затакта.

Сольфеджирование:

Ø Работа над упражнением с названием нот вне ритма (без пения).

Ø Пение в ритме без названия нот (мелодия пропевается на удобный слог).

Ø Пение в транспорте.

Ø Пение наизусть.

Сделать анализ мелодии на наличие повторений, секвенции, движение мелодии (восходящее, нисходящее, поступенное, скачки), элементы (интервалы, аккорды, ритм), динамика, кульминация, правильное распределение дыхания.

Роль секвенции:

Закрепление изученного ритмического рисунка.

Чувство лада и тональности.

Секвенция является законченным предложением, поэтому тренирует ощущение законченности мелодии, ощущение Т.

Творческие упражнения:

Ø Досочинение до тоники.

Ø Досочинение на заданный ритм.

Ø Сочинение своей мелодии на заданный ритм.

Ø Сочинение мелодии в определенном жанре.

Ø Игра с басом и аккордами (пение мелодии без названия нот на определенный слог), используя фактуру марша, вальса или польки.

Ø Подбор на слух известных песенок, записанного в классе диктанта или выученной мелодии в заданной тональности.

Ø В старших классах игра аккомпанемента с пением мелодии на основе буквенных обозначений.

в) смена регистра;

г) смена размера;

д) увеличение или уменьшение длительностей;

е) опевание мелодии;

ж) использование мелизмов;

Сочинение второго голоса к заданной мелодии, используя терции и сексты.

Анализ произведений по специальности на наличие секвенции, определенных интервалов и аккордов.

Сочинить свой ритм для закрепления пройденного материала.

Письменные упражнения:

В начальных классах используются рабочие тетради Калининой.

В средних и старших классах задается построение и пение гамм, устойчивых и неустойчивых ступеней, интервалов, аккордов, ступеневых, интервальных и аккордовых цепочек в ладу. От звука четыре вида трезвучих и их обращений, интервалов с обращениями, Д7 с обращениями и разрешением.

В методической разработке показаны различные формы домашних заданий,способствующие развитию музыкального слуха и стимулирующие учащихся к самостоятельной работе.

Оценить 1419 0

Управление культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств имени А.В. Варламова

Домашние задания по сольфеджио и их роль в самостоятельной работе учащихся над развитием музыкального слуха.

Преподаватель высшей категории МБУ ДО ДШИ им. А. В. Варламова

Ульяновск 2015 г.

Задача сольфеджио в детских музыкальных школах и школах искусств -всестороннее развитие музыкального слуха и музыкальной грамоты.

Классный урок -не единственная форма занятий. Большое значение имеет правильная работа учащихся дома, где он должен осмыслить и закрепить информацию , полученную в классе.

Педагог должен научить ребенка осмысленно работать дома. С самого начала обучения в музыкальной школе следует добиться от детей выполнения основного правила: заниматься сольфеджио каждый день. Можно рекомендовать учащимся заниматься сольфеджио перед специальностью, что создает определенный психологически настрой и скоро входит в привычку.

На начальном этапе обучения это не должно занимать много времени; 15-20 минут вполне достаточно.

Сначала нужно выучить и повторить теоретический материал и после этого выполнять практическое занятие.

Домашние задания должны быть детально и глубоко продумано, понятны учащимся, упражнения в них эффективны. Если задание учащимися не выполнено и причина этого в непонимании требований педагога, то педагог обязать объяснить учащемуся задачу еще раз и добиться ее выполнения.

Важно чтобы домашние задания не были через чур громоздкими, соответствовали тому практическому и теоретическому объему знаний учащихся , которыми они располагают. Домашние задания должны быть четко и ясно сформулированы. Необходимо учитывать индивидуальные способности и возможности каждого ученика.

Педагогу необходимо иметь тесный контакт не только с педагогом по специальности. но и с родителями которые должны помочь детям, организовать домашние занятия и проконтролировать их. Я практикую присутствие родителей на уроках сольфеджио в подготовительных и первых классах и могу твердо сказать, что это приносит положительные результаты.

Опираясь на свой 43-летний опыт работы в музыкальной школе, я придерживаюсь мнения что пение, музыкальный диктант, слуховой анализ - активно влияют на все стороны развития музыкального слуха.

Пение гамм и ладовых упражнение является вспомогательным видом работы, пень гаммы следует не механически а внимательно следить за их строением.

В целях предупреждения вредной привычке механического скольжения по звукоряду рекомендуется учащемуся петь гамму не только от тоники до тоники но и от разных ступеней.

Для развития внутреннего слуха полезно петь гамму в слух и про себя в разных вариантах. На уроках сольфеджио, особенно в начальных классах, я часто применяю такое упреждения:

1. Пение гамм по тетрахордам.

2. Пение гамм по слогам ( та-та ,ля-ля )

3. Пение вслух и про себя различными способами :

а) 1 ступень вслух 2- про себя

б) 1,2 -вслух , 3,4 пр. про себя и т д.

в)1 ступень про себя ,2 вслух .

4. Пение поочередно двумя группами учащихся .

5. Пение гамм от различных ступеней . (от 2, 5, 3 , 7 и т д)

Такое домашнее задание по гаммам более интересно учащимся нежели традиционное.

Опираясь на опыт Г.И. Шатковского я даю ладовую альтерацию ступений уже в 1 классе как в группах пианистов и струнников так и в группах народников .В их домашние задания входят гаммы с ладовой альтерацией .

1(2 , 4 , 6 , 2 ) -в мажоре

2(4 , 6 , 7 , 4 , 2 ) -в миноре

Ладовые упражнения используются в качестве тональной настройки перед сольфеджированием ,особенно в младших классах:

1. Пение трезвучий .

2. Пение отдельных звуков мажорного и минорного трезвучий в разбивку .

3. Упражнения с 7 и 2 ступенями и их разрешением в натуральном мажоре

4. Упражнения с 4 и 6 и их разрешением в натуральном мажоре

5. Упражнения в натуральном гармоническом и мелодическом миноре .

6. Упражнения в гармоническом мажоре .

7. Упражнения с вспомогательными и проходящими хроматическими звуками.

После детальной проработки этих упражнений в классе я обязательно задаю их на дом , даю ступеневые цифровки .

Упражнения с одноголосными мелодиями полезны для развития многих качеств музыкального слуха : точной интонации , памяти , метро- ритма, внутренних слуховых представлений .

В идеале учащийся должен каждую мелодию эмоционально прочувствовать и при исполнении не только точно проинтонировать ее. но и передать характер произведения. При сольфеджировании мелодии дома придерживатьс я следующего плана:

1. прочесть название мелодии и автора.

2. сделать мысленный анализ мелодии:

а. Определить лад, тональность, размер

б. просмотреть всю мелодию наметить моменты дыхания ( по фразам)

в. определить знакомые элементы музыкальной речи, встречающиеся в данной мелодии ( направление ее движения, повторы. скачки, синкопы, секвенции, пунктирный ритм и т.д.)

г. определить темп мелодии

д. настроиться ( на инструменте следует сыграть только тоническое трезвучее). в младших классах настройка должна быть более длительной : это пение гаммы . тонического трезвучия. ладовых упражнений.

3. спеть мелодию с тактированием и названием нот.

4. сыграть для проверки мелодию на инструменте.

5. спеть мелодию еще раз с название нот в темпе близком к данному

6. спеть мелодию со словами или на нейтральном слоге.

7. петь мелодию по фразам чередую пение вслух и пение про себя.

При пении очень важен слуховой самоконтроль - умение слушать себя во время исполнения. Если удается этого воспитать у учеников, то домашние занятия будут эффективными. Я часто практикую на уроках сольфеджио упражнения с одноголосными мелодиями:

2. Простукивание или похлопывание мелодического рисунка

3. пение мелодии с динамическими оттенками

4. пение мелодии наизусть

5. пении мелодии с транспортом

а. на заданный интервал ( не более терции)

б. по ступеням в более далекие тональности

Используя в своей работе методику преподавателя Г.И. Шатковского я знакомлю учащихся с интервалами буквально на первых уроках в объеме от ч1 до ч8, и уже к концу второй четверти дети довольно свободно играю интервалы на инструменте, определяют на слух. Далее добавляются тритоны. на начальной стадии изучения интервалов учащиеся их слушают, играют, поют попевки со словами на определенные интервалы.

Далее изучаемые и интервалы прорабатываются в ладу, затем от звука. При пении от звука происходит мысленная настройка в нужной тональности и только после этого поется предлагаемый интервал . Например М2 поем как разрешение нижнего вводного звука в тонику, Б2 как вторую ступень в тонику, Ч4 - как пятую степень в тонику. Все эти момент необходимо учитывать при домашних занятиях.

Большое внимание необходимо уделить работе с аккордами. Все аккорды прорабатываются как в тональности так и от звука. Аккордовые последовательности поются в виде небольших каденционных оборотов. Сочиняя их надо помнить что аккорды должны иметь правильные соединения быть удобными для интонирования ритмически организованны.

Учащиеся при пении аккордов должны знать и представлять его интервальный состав

Для выработки представления фонической окраски аккордов рекомендую дома после письменного построения сыграть аккорд на инструменте ,вслушиваясь в характер звучания ,окраску Как вспомогательные упражнения для определения на слух разновидности аккорда можно задать слушать и петь басовый голос при одновременной игре аккорда Это упражнение следует настойчиво рекомендовать для занятий дома

Для улучшения чистоты интонации при пении аккордов в тональности существует множество упражнений

1. Пение тонических трезвучий мажора и минора от тоники и от 5 ступени .

2. Пение отдельных звуков тонических трезвучий в разбивку.

3. Пение тонических секстаккордов и квартсекстаккордов подряд и в разбивку.

4. Пение субдоминантовых и доминантовых трезвучий с обращениями в мажоре и гармоническом миноре.

5. Пение доминантсептаккорда , вводных септаккордов в мажоре и гармоническом миноре с разрешением.

6. Игра на инструменте и пение всех пройденных аккордов и последовательностей.

Для домашнего задания не плохо предложит учащимся найти изученный аккорды в мелодическом и гармоническом изложении в произведениях изучаемых на специальности. Несколько большую сложность представляет пение аккордов от звука. Я считаю очень эффективным использование так называемых "вертушек" . Причем целесообразно начинать с "вертушек" интервальных, далее аккордовых постепенно их усложняя.

Б 5/3 Б 5/3 от данной ноты.

В старших классах в "вертушки" включаются более сложные аккорды. Д 7 с обращениями, вводные септаккорды.

Очень полезно петь хором и по одному последовательности из аккордов и интервалов которые педагог называет в процессе пения. Причем вершина предыдущего аккорда является основанием последующего.

Вызывает большой интерес учащихся, если в качестве домашнего построения дается цифровка с построенным первым и последними аккордами или с первой и последней нотами. В случае ошибки в середине цифровки последний аккорд (или последняя нота) не сойдутся. Это стимулирует и интерес, появляется азарт, а в итоге удовлетворение от сделанной работы желание выполнить более сложные задания.

Очень хорошо если есть возможность организовать занятие учащихся по двое., т.к. при сознательном к ним отношении эти занятия приносят значительный успех. в этом случае можно расширить круг упражнений и привлечь другие формы работы, как анализ на слух и запись музыкальных диктантов. особенно нужна такая работа при двухголосном пении. Здесь очень важны двухголосные подготовительные упражнения:

1. Пение интервалов, ладовых упражнение двухголосно.

2. Использование примера на инструменте , пение одного из голосов при одновременной игре обоих, пение двухголосных мелодий ( один из голосов исполняется на инструменте): с названием нот в слух, со словами, на слог, вслух и про себя по фразам (в более старших классах)

3. Пение не больший двухголосных канонических примеров.

Очень важно давать на дом творческие задания. На начальном этапе обучения могут быть очень простые задания:

1. Сочинить рассказ, нарисовать рисунок, использовать в своем задании игру изученного интервала подходящего по смыслу.

2. Сочинит мелодию на заданное стихотворение и записать

3. Сочинить музыкальную сказку с использованием трех видом минора. тритонов и др.

4. Сочинить и записать на двух или трех нотоносцах музыкальных пьес в различных жанрах: Вальс, марш, полька. этюд и тд.

Учащиеся выполняют домашние творческие задания с большим желанием интересом: с одной стороны это естественный интерес к творчеству а с другой закрепление изученного материала, от простого ( игра интервалов. ладов. запись. деление на такты) к более сложное оформлению собственных сочинений.

Абсолютно уверена что роль домашних заданий в развитии музыкального слуха очень важна, если правильно использовать самостоятельные занятия учащихся.

Каждое домашнее задание должно будить мысль и пробуждать интерес ребенка к изучаемому предмету.

Г.И. Шатковский "Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ "Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования". Москва, 1986.

Русяева И. Упражнения по слуховому анализу. М.: Композитор, 1998.

Кирюшин В.В. Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти 1,2,3 части

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно.

Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.

Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы

учащихся ДМШ и ДШИ

и формы домашних заданий по сольфеджио

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно.

Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.

Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по сольфеджио.

Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания составляет от 1 часа в неделю, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания, творческие задания и др.).

Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день.

Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть, транспонирование, игра последовательностей), чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе.

Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту своей интонации и научиться это делать самостоятельно на фортепиано (или на своем инструменте).

Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков.

Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:

выполнение теоретического (возможно письменного) задания,

сольфеджирование мелодий по нотам,

разучивание мелодий наизусть,

интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов, аккордов),

исполнение двухголосных примеров с собственным аккомпанементом,

игру на фортепиано интервалов, аккордов, последовательностей,

творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, сочинение мелодии, ритмического рисунка).

Объем задания должен быть посильным для ученика. Домашнее задание фиксируется в дневнике или нотной тетради.

На уроках преподаватель показывает ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания (как разучить одноголосный, двухголосный пример, как прорабатывать интервальные, аккордовые последовательности, интонационные упражнения).

Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая музыкальные построения.

Формы домашних заданий для развития музыкального слуха.

Пение небольших отрезков звукоряда в объеме терции или квинты;

Пение в прямом движении вверх или вниз;

Пение по тетрахордам;

Пение по слогам (ля-ля, та-та) вслух или про себя различными способами (через одну или через 2 ступени);

Пение от различных ступеней, например от III ст. вверх или от VI ст. вниз;

Пение одноименных гамм в сопоставлении.

Пение Т53 вверх и вниз;

Пение трезвучий главных ступеней лада;

Пение трезвучия в разбивку;

Пение развернутого Т53;

Опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней;

Упражнения с хроматическими проходящими и вспомогательными звуками;

Упражнения в гармоническом виде мажора и минора.

Упражнения с одноголосными мелодиями:

Прочесть название мелодии и автора.

Выучить слова (если они есть).

Сделать мысленный анализ мелодии:

Определить лад тональность размер

Посмотреть мелодию, наметить моменты дыхания (по фразам)

Определить знакомые моменты музыкальной речи, встречающиеся в мелодии (направление движения мелодии, повторы, скачки, синкопированный, пунктирный ритм и.т.д.)

Определить примерный темп исполнения.

Настройка (на инструменте только Т) в младших классах можно спеть гамму, Т53.

Спеть мелодию с дирижированием и названием нот.

Сыграть для проверки на инструменте.

При сложности воспроизведения ритма простучать ритмический рисунок мелодии.

Спеть еще раз в темпе, с динамическими оттенками.

Спеть со словами.

Спеть мелодию по фразам (вслух и про себя).

Упражнения с интервалами в тональности.

Упражнения способствуют укреплению ладового чувства. Начинать надо с устойчивых ступеней мажорного лада, затем подключать неустойчивые с разрешением. Например ч.5 на IIст. С разрешением в III и V ст.

Петь интервалы на слог. Вверх и вниз от звука.

Пение 2,3,4,5,8 от устойчивых ступеней натурального мажора и минора.

Пение 2,3,4,5,8 от неустойчивых ступеней натурального мажора и минора.

Пение 6, 7 в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.

Пение тритонов с разрешением.

Пение характерных интервалов с разрешением.

Зрительный и слуховой анализ интервалов.

Пение модулирующих секвенций.

Упражнения с интервалами от звука.

Пение 2,3,4,5,8 от звука вверх и вниз.

Пение 6, 7 от звука вверх и вниз.

Пение тритонов с разрешением и определением тональности.

Подстраивайте голосом второй звук интервала к звуку на инструменте.

Петь цепочки интервалов с нижним или верхним звуком.

Упражнения с аккордами в тональности.

Пение мажорного и минорного Т53↓↑.

Пение в разбивку.

Пение мажорного и минорного Т6 и Т64 аккордов ↓↑ и в разбивку.

Пение S53 и D53 в мажоре и гармоническом миноре с разрешением.

Пение S53 и D53 с обращением в мажоре и гармоническом миноре с разрешением.

Пение D7 с обращением в мажоре и гармоническом миноре с разрешением.

Пение Ум53 в мажоре и миноре с разрешением.

Пение вводных септаккордов в натуральном мажоре и гармоническом миноре с разрешением.

Игра на инструменте всех пройденных аккордов.

Пение басового голоса в аккорде или аккордовой последовательности.

Нахождение аккордов в мелодических изложениях в заданных мелодиях.

Нахождение аккордов в произведениях по специальности.

Упражнения с аккордами от звука.

Пение мажорного и минорного трезвучия ↓↑.

Пение мажорного и минорного трезвучия в сопоставлении.

Пение мажорного и минорного секстаккорда и квартсекстаккорда от

Пение аккордов S и D и обращений от звука с определением тональности и с разрешением в мажоре и миноре.

Пение обращений D7 от звука с определением тональности и с разрешением в мажоре и миноре.

Пение Ум53 от звука вверх с разрешением в мажоре и миноре.

Пение вводных септаккордов от звука вверх с разрешением в мажоре и миноре.

домашние задания по сольфеджио

Почему-то многим предмет сольфеджио кажется слишком сложным, непонятным и запутанным. Особую проблему в таких случаях представляет выполнение домашнего задания по сольфеджио. Почему? Да потому что дома каждый из вас, учеников, остаётся один на один с уроком, просто не понимая как действовать так, чтобы наверняка всё получилось.

Что нужно сделать ещё в классе?

Вот вы ещё находитесь на уроке, приближается его окончание. Что вы обязательно должны сделать, не выходя из класса?

Когда делать домашнюю работу по сольфеджио?

Пришли домой – отдохните, если есть возможность. Когда будем делать домашнее задание? Можно на следующий день после урока, можно через день-другой. Не рекомендуется заниматься домашним заданием по сольфеджио непосредственно в день следующего урока, а также перед сном накануне этого дня. Не оставляйте такие дела напоследок, назначьте в своей жизни время (полчала), которые вы будете посвящать сольфеджио, и неукоснительно соблюдайте режим.

Например, урок по сольфеджио в понедельник в 10.00. Я буду делать домашние задания по сольфеджио каждый четверг с 11.00 до 11.30 или с 11.00 до 12.00. Я не слабак и не буду нарушать правила, которые сам себе придумал.

Какие бывают домашние задания по сольфеджио и как их выполнять?

Они бывают разные. Поделим их на несколько категорий:

1. Пение номеров по нотам и выучивание их наизусть

Ещё полезно делать интонационный анализ. Это когда мы определяем направление движения мелодии (вверх, вниз, на месте), способ движения (плавно по ступеням, скачками, по хроматизму) или интервалы между отдельными звуками. Сложное место мы учим отдельно (прямо берём два-три звука и повторяем, пока не научимся петь их легко и естественно).

Чтобы пение было выразительным, нужно осознанно разделить весь поток звуков на мотивы, фразы и предложения. Почему? Да потому что любой номер из сборника сольфеджио представляет собой пример, взятый из музыкальной литературы. Это кусочек произведения, которое поют или играют. Деление фрагмента на смысловые части нужно чувствовать. Чем-то может помочь в этом деле текст, если он есть. Границы фраз музыкальных совпадают с границами фраз стихотворных.

2. Построение гамм, интервалов, аккордов в тональности и от звука

Это тоже тип работ, который задают часто. Обычное задание предполагает, что всё это нужно построить в нотной тетрадочке письменно, а потом ещё и петь голосом или играть. Например, задают написать и петь гамму тетрахордом. Знаете, да, как это?

Эти задания почему-то вызывают наибольший страх, так как связаны с теорией музыки. Да, связаны, ну и что тут такого? Вам никогда не зададут того, что вы не прошли на уроке. Поэтому, чтобы сделать такое домашнее задание, загляните в свои тетрадочки – с правилами и с классными работами. Возможно, у вас там есть примеры? Наверняка они будут. Просто повторяйте то, что делали в классе. А если нет? Тогда нужно просто найти нужный теоретический материал и обязательно в нём разобраться. И не нужно переживать, что не получится или что потратите много времени. Получится, и время потраченное себя окупит с лихвой.

Если вы пропустили урок, где объяснялась новая тема, попробуйте воспользоваться хотя бы теми объяснениями, которые есть на нашем сайте. Вот только некоторый список тем, по которым у нас уже есть материалы:

  • Три вида минора – это ЗДЕСЬ
  • Три вида мажора – это ЗДЕСЬ
  • Как строить тритоны – ЗДЕСЬ
  • Как строить характерные интервалы – ЗДЕСЬ
  • Как запомнить ключевые знаки – ЗДЕСЬ
  • Про четыре вида трезвучия – ЗДЕСЬ
  • Про доминантовый септаккорд – ЗДЕСЬ
  • Про вводные септаккорды – ЗДЕСЬ

3. Теоретическая работа – кроссворды, доклады, билеты к экзаменам

Это самые интересные задания. Кроссворды нужно составлять из терминов и объяснений к ним из числа тех, что вы записывали в классе. Почему именно так, а не иначе? Потому что ваш кроссворд должен разгадать ваш одноклассник, и он будет искать ответы, прежде всего, в своей тетрадочке. Ну, если у него с головой всё в порядке, конечно!

4. Творческие задания

Тут задания могут быть самыми разными. Это и рисунки по заданной теме, и, конечно, сочинение музыки, песен, стихов, подбор аккомпанемента и подбор второго голоса. Что сказать? Творческие задания потому и называются творческими, что в них вам надо как-то проявить самого себя. Не стесняйтесь сочинять музыку так, как Бог на душу положит. Вас ведь этому не учили? Единственная проблема – всё, что вы сочините, вы должны записать нотами, поэтому особо сложных и длинных сочинений к уроку не готовьте – пускай будут маленькие и лёгкие.

Где можно прочитать инструкции по таким заданиям?

  • Как составить кроссворд – ЗДЕСЬ
  • Пример готового кроссворда по сольфеджио – ЗДЕСЬ
  • Как сочинить текст песни – ЗДЕСЬ
  • Как сочинить мелодию – ЗДЕСЬ

Почему нужно обязательно заниматься дома по сольфеджио?

Если вы не будете закреплять полученные знания дома, то учиться будет становиться всё сложнее и сложнее. А вот если вы будете заниматься дома регулярно, то проблемы с предметом сами собой отпадут, и вся наука станет для вас сущим пустяком.

Чего не нужно делать никогда, но всё-таки можно иногда?

Что можно? Можно попросить помочь знающего человека, если вам уж совсем лень. Но за помощь нужно обязательно заплатить. Никто ваши собственные проблемы просто так решать не будет!

Читайте также: