Исследование в школе доклад

Обновлено: 05.07.2024

Обществу нужен человек, способный самостоятельно мыслить, видеть проблему и находить ее творческое решение. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся на всех этапах обучения. Содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира

Доклад на тему:

учитель начальных классов

I квалификационной категории

« Если человек в школе не научится творить,

Обществу нужен человек, способный самостоятельно мыслить, видеть проблему и находить ее творческое решение. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся на всех этапах обучения. Содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов обусловило необходимость формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им, планировать свою деятельность, взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Познавательное развитие рассматривается как формирование у обучающихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Отсюда актуализируется значимость исследовательской деятельности, которая становится обязательным элементом учебного процесса. Овладение учебно-исследовательской деятельностью школьником в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Одна из важнейших задач, стоящих перед современным образованием - подготовка ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научную деятельность

Учебно - исследовательская работа на уроках географии и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности, - это одна из форм организации деятельности учащихся .

Такое включение имеет и немалое практическое значение:

- ребята приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;

- есть возможность представить свои работы для участия в районных и международных конкурсах, конференциях и семинарах;

- у учащихся появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати;

Уже в 1-2 классе ребята нашей школы могут почувствовать себя начинающими учеными. Я глубоко убеждена, не только в необходимости, но и в успешности организации исследовательской деятельности на этом этапе обучения: ведь подростки в этом возрасте уже стремятся к самостоятельности, но еще не утратили детской непосредственности и любознательности.

С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

С другой стороны, получая навыки проведения научных исследований ребята учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, делать собственные выводы. Именно на это направлен индивидуальный подход к организации научно-исследовательской работы учащихся первого уровня среднего звена, который позволяет максимально учитывать творческие и интеллектуальные способности ребят как исследователей, создавать условия для реализации каждой индивидуальной личности.

Большое внимание в своей работе я уделяю проведению интегрированных научных исследований т.к., именно география является точкой соприкосновения многих учебных дисциплин. Многие науки, а особенно краеведение, история, биология, математика, информатика эффектно сочетаются с географией, обогащая её собственным специфическим содержанием.

Юному исследователю важно получить адекватную оценку своей работы. Сегодня проводится множество конкурсов научно-исследовательских и проектных работ учащихся. Необходимо отметить, что все большую актуальность приобретает такое явление, как научно-практическая конференция. В отличие от конкурсов, на научно-практических конференциях больше возможностей для общения, знакомства с авторами и руководителями представленных работ.

Для учащихся участие в научной работе служит нескольким целям. Это, уникальную возможность раскрыть свои таланты и наклонности, самоутверждение; оказаться в кругу сверстников-единомышленников, обменяться мнениями; учит учеников грамотно ставить задачи, осмысливать методы исследования, правильно излагать результаты своей работы, учит умению за отведенное регламентом время излагать суть своей работы; получить квалифицированную рецензию на свою работу от специалиста и конечно же занимать призовые места.

В исследовательской деятельности учащегося - учитель является органи- затором деятельности, консультантом и коллегой по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии

Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Исследовательская работа учителя с учеником весьма полезна в формировании умения находить, анализировать, обрабатывать информацию и использовать ее по назначению, умению устанавливать межпредметные связи, искать общие закономерности и т.д.

Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.

Актуальность темы: Проведение с учащимися исследовательской работы может рассматриваться как особое направление по формированию познавательного интереса.

Цель работы: способствовать формированию познавательного интереса учащихся, повысить мотивацию учебной деятельности.

Задачи работы:

- обучать учащихся проводить учебные исследования, а так - же исследования личного желания;

- стимулировать интерес у детей к изучению предметов;

- познакомить учащихся с научной картиной мира;

- способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

- способствовать активному вовлечению родителей в учебно – воспитательный процесс.

Практическая значимость работы:

- расширение кругозора учащихся в различных областях знания;

- повышается познавательный интерес, мотивация учащихся;

- углубленное изучение учебного материала;

- развитие творческих способностей;

- развитие коммуникативных способностей у учащихся.

Исследовательская деятельность в начальной школе.

Современный выпускник школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной реализации и адаптации в социуме. Для решения этой задачи необходимо способствовать развитию у учащихся способности самостоятельно добывать новые знания и самосовершенствоваться. Применение инновационных педагогических средств – главная задача современного педагога.

Изучая материалы по данной теме, можно сделать вывод, что данная методика исследования ориентирована больше на старший возраст учеников. Начальная школа осталась в стороне, но ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент умений активной творческой самостоятельной деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся входит в структуру ФГОС и полностью соответствует основному подходу. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в Стандарте: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Исследование младшего школьника, так - же как и исследование взрослого научного сотрудника, включает в себя основные элементы: выделение проблемы, выбор темы исследования, постановку целей и задач, выработку гипотезы, поиск решений проблемы, работу с информацией (её анализ и синтез), обобщение данных, написание работы и её защиту.

Любая исследовательская работа включает в себя этапы: подготовительный, основной и заключительный.

Исследовательская деятельность в нашем классе ведется по разным направлениям и принимает разные форы организации.

Проведение уроков с элементами исследования. Формирования навыков исследовательской деятельности начинаются с первого класса. Сначала используются проблемные вопросы и ситуации, поиск их решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем – выводы и обобщения.

Проведение уроков с использованием проектных задач. Через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение результата. Учащиеся работают в парах и группах.

Проведение уроков в форме деловой игры.

Исследовательская деятельность учит работать учащихся с книгой, энциклопедией, журналом и сетью Интернет. Порой дети не любят много читать, но работая над интересной темой, они погружаются в анализ литературы. Так же в современный век учащиеся любят заниматься на компьютере. А занятие каким – либо исследованием, вовлекает в поиск информации.

Исследовательская деятельность в начальной школе открывает возможности для формирования жизненных навыков, стимулирует творческие возможности, развивает самостоятельность, формирует потребность в самореализации и самовыражении. Так же, не маловажный аспект – процесс обучения выходит за стены школы. Учащиеся по средствам окружающего мира и семьи формируют свои выводы по изучению какой - либо темы.

Организация исследовательской деятельности.

Опираясь на методику проведения исследования в школе, можно сделать вывод, что это будет трудно, ребенок не сможет пройти через все этапы. Но это не так. Начинать работу по проведению исследований надо постепенно.

Начиная с первого класса, учащиеся приобретают первостепенные навыки исследования. Проведение уроков с применением проблемного обучения, творческих заданий. Опираясь на материал и тематику учебника, мы ставили проблемные вопросы и пытались их разрешить.

Самое важное для учеников – умение ставить вопрос, а затем находить на него ответ. В процессе исследования вопрос играет одну из важных ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы, средство для решения задач. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Если у ученика возникают сложности, учитель наводит его на вопрос, как бы подталкивая его. Вначале первоклассникам легко задавать вопросы на определение значения каких – то слов, затем к предложению. К примеру - на уроках литературного чтения помогают пословицы и поговорки. Ученики ищут смысл и задаются вопросом его найти. Затем работа над текстом, проведение аналогов, сопоставление. К примеру на уроках русского языка: сборник правил; тайны русской речи; наша орфография. На уроках математики: математика вокруг нас; цифры, знаки повсюду; я – математик современности. На уроках окружающего мира: красная книга Африки; защитим нашу планету.

Спустя полгода работы с первоклассниками, можно определить группы учеников по их способностям. У каждого свой индивидуальный темп, поэтому на этом этапе можно включать групповую работу. Учащиеся, у которых менее выражены исследовательские навыки, включаются в совместную работу, находят свою роль.

На уроках действенно использовать метод проектных задач. Эта технология позволяет формировать комплекс УУД младших школьников: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Во внеурочное время исследовательская деятельность приобретает более длительный характер.

Алгоритм проведения исследования:

Определяем проблему, ставим вопрос.

Определяем цель исследования и задачи, которые предстоит решить по поставленной цели.

В некоторых исследованиях учащиеся могут выдвинуть гипотезу.

Работаем с информацией (думаем самостоятельно; работаем с книгой, журналом; спрашиваем у взрослых; ищем информацию в Интернете).

Важную информацию анализируем и синтезируем. Делаем пометки.

Формулируем выводы. Отвечаем на самый главный вопрос: достигли ли мы цели? Решили ли мы задачи, которые ставили перед собой? Ответили ли мы на вопрос?

С первого класса почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе.

В своей работе мы с первого класса вовлекаю не только детей в исследовательскую деятельность, но и их родителей. Во время каникул учащиеся стали больше узнавать нового, читать, смотреть обучающие фильмы. Некоторые ученики начали проводить свои эксперименты, оформляя их и делая выводы. В большинстве случаев исследовательская деятельность только начинается в классе, а продолжение требуется во внеурочное время.

Во втором классе мы продолжили работу над исследовательской работой. Учащиеся уже осознано ставят вопросы и ищут на них ответы.

Внедрение в учебный процесс исследовательской деятельности имеет положительные тенденции: повышается уровень и качество образовательного процесса в целом, возникает потребность у обучающихся и их родителей в саморазвитии, так необходимом для адаптации к реалиям сегодняшнего мира.

Организация тематических дней, как средство исследовательской деятельности.

Совершенно новый подход в обучении я открыла случайно. Отмечая с детьми какие-либо значимые праздники, мы углубляемся в историю, литературу, искусство. Мы проводим классные часы, театрализованные уроки. Но бывает и так, что праздники, которых мы не касаемся – отличный источник знаний. Не просто обыденных знаний, но и обширных.

Календарь современных праздников даёт огромные возможности для организации уроков с интересом, эмоционально – насыщенных, познавательных. К примеру праздник птиц, подготовка и помощь братьям нашим меньшим к зимовке. Учащиеся не просто повторяют правила поведения с животными, и то, что они могут сделать, а делают.

Учащиеся знакомятся с особенностями зимовки птиц в родном краю и помогают пернатым обрести дом на зиму. Применяя все свои творческие навыки.

Изучение окружающего мира происходит и из тематического дня, к примеру: День зайчиков. Данный день полностью посвящен этому животному. Дети самостоятельно придумывают задания на каждом уроке, организуют кружок по исследованию, а в конце мы торжественно делаем выводу по тому, что узнали.

Для того, чтобы познакомить учащихся с другими странами и расширить их кругозор, мы на целый день окунаемся в атмосферу какого-либо народа. К примеру: День Франции, День Бразилии.

Весной традиционно во Франции и Испании, а так же в ряде других стран Европы проходят фестивали лимонов и апельсинов. Использование такого события – интересный способ познакомить учащихся с культурой и традициями разных стран. Праздники, которые сопровождают наш класс, могут быть неординарными, к примеру: день оранжевых котов.

Праздник какого – то дня проходит через все уроки совершенно. На уроках русского языка используется словарная работа, соприкасающаяся с основными моментами праздника, составление заданий для урока происходит, опираясь на учебник и тему. На уроках литературного чтения разбираются произведения писателей какой – либо страны. К примеру – сказочник Франции Шарль Перро, викторина по сказкам. На уроках математики устный счет всегда с использованием задач, которые опираются на факты. Изобразительное искусство и технология – кладезь в организации тематических дней. На этих уроках учащиеся самостоятельно выполняют поделки, творческие работы. Иногда в парах, иногда в группах. На уроках окружающего мира проводятся минутки интересных фактов, показ различных интересных фильмов.

Организация таких тематических дней способствует активному развитию словарного запаса учащихся, открытию новых слов и фактов. Мои ученики с удовольствием учат новые фразы, перенимают удивительные факты, а затем делятся с родителями.

Новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению школьников. Поиск новых форм и приемов организации обучения, и воспитания школьников в наше время - явление необходимое. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика. Организацию его внеурочной деятельности.

Исследовательская работа ребёнка - это не просто работа. Это путь формирования особого стиля учебной деятельности. Он позволяет изменять обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У детей формируется самое важное – потребность в познавательной деятельности.

На этих подходах исследовательский путь нашего класса не окончен. Совместно с учащимися и родителями, мы ищем новые пути в развитии индивидуальности и познавательной активности детей.

Свой доклад хочется закончить словами великого педагога Л. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

доклад на районном откр мероприятии 15г (2).JPG

доклад на районном откр мероприятии 15г (3).JPG

Выбранный для просмотра документ доклад.doc

Доклад на муниципальном открытом мероприятии:

Жизнь не стоит на месте. Педагогическая работа учителя совсем недавно заключалась в том, чтобы дать детям знания, помочь их усвоить. В настоящее время цели и задачи образования в корне изменились. Изучение программного материала не потеряло актуальности, но наряду с этим перед учениками ставятся новые цели и задачи – самостоятельное усвоение материала, в котором учитель только лишь направляет (небезызвестные нам с вами ФГОС).

В преподавании естественных наук, таких как физика, математика, информатика основная задача - заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты и делать выводы. Продуктивным вариантом решения этой задачи является использование в школьном образовании исследовательского подхода.

Включение исследовательской деятельности в образовательный процесс позволяет значительно расширить у школьников диапазон знаний,

сформировать умение анализировать,

моделировать возможные пути решения проблемы, ведет к возрастанию познавательного интереса,

умению работать с источниками информации. Одновременно с этим меняются и личностные характеристики ученика:

формируется адекватная самооценка, умение отстаивать собственную позицию.

Из вышесказанного можно определить цель организации научно-исследовательской работы учащихся, (которую вы видите на слайде).

Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследовательской работы принципиально меняет технологию получения знаний: ученик, опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска знаний. В результате они получают новое научное знание или новое качество уже известного научного знания.

Обязательное условие развития творческих способностей обучающихся - устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Руководитель только направляет самостоятельную деятельность школьника.

Он помогает выявить сферы, интересующей ученика; с определением тематики; знакомит с методами исследования; помогает сформулировать проблему (гипотезу),

определить цель, задачи, объект, предмет исследования; разрабатывает план консультаций; обсуждает структуру и правила оформления исследовательской работы.

Исследовательский характер может иметь работа учащихся и на уроке, но ограничение во времени затрудняет реализацию поставленных задач. Значимых результатов добиваются учащиеся, занимающиеся научно-исследовательской работой во внеурочное время.

Существует алгоритм выполнения научно-исследовательской работы – некая технологическая цепочка, включающая в себя этапы, (которые Вы видите на экране).

Здесь задача учителя найти простые и удобные средства для практической реализации каждого из названных этапов.

В современном мире стали очевидными успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Какие пути может предложить школа для выполнения этой важнейшей задачи? Один из них - организация исследовательской деятельности обучающихся в школе.

17 участников областных научно-практических конференций из них: 1 победитель и 5 призеров.

2013-2014 уч. год - 2 место в 4 Областной конференции детских научно-исследовательских работ "Первые шаги в науку о здоровье", 2 место в 15 Областной историко - краеведческой конференции детей и молодежи Кузбасса.

Районные научно-исследовательские конференции: 2010-2011 учебный год лауреаты - 5 работ.

2011-2012 учебный год лауреаты - 2 работы 2012-2013 уч. год победители - 3 работы,

лауреат - 1 работа

2013-2014 уч. год – победитель - 1 работа, лауреат - 2 работы

Как Вы, наверное, успели заметить, ученики – участники исследовательской деятельности естественно- математического цикла нашей школы являются активными и продуктивными участниками научно-исследовательских конференций.

Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы проигрывают из-за того, что не представляются должным образом. Очень полезным является предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе – на школьной научно-практической конференции, а затем в расширенной аудитории.

Это не просто тренировка, а своего рода программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе. Итогами исследовательской работы становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками.

И в заключении хотелось бы сказать, что тревогу о будущем своих учеников всегда испытывают учителя, выпуская их в мир взрослых. Во многом на учителях лежит ответственность за желание детей учиться, за качество их образования, а в конечном итоге за успешную социализацию после окончания школы. Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания.

Все вышеизложенное, позволяет сделать вывод, что исследовательская деятельность - уникальный инструмент развития личности школьников. Под руководством учителя (научного руководителя) происходит чудо самосовершенствования ребенка.

Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление с докладом на курсах КРИППО учителей технологии на тему "Методика организации проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС".

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Методика организации

Подготовила учитель технологии: Курсеитова Э.Б.

Единственный путь,

ведущий к знаниям - это деятельность.

Бернард Шоу

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?

Как использовать её в урочное и внеурочное время?

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

- Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).

- Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия.

- Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход.

- Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Проектно-исследовательская деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Проект – исследование – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Цель проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

повышение мотивации учащихся при решении задач;

развитие творческих способностей;

смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

формирование чувства ответственности;

создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся

Формирование личностных УУД:

• Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

• Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Формирование коммуникативных УУД:

• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

•Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать

• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:

• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

Формирование познавательных УУД

• Сбор, систематизация, хранение, использование информации

Какие бывают типы проектов?

• Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.

Примеры: эссе, исследовательские рефераты

• Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. Примеры: газета, видеофильм, подготовка выставки

• Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Примеры: кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока.

• Практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Примеры: проект закона, справочный материал, наглядное пособие, совместная экспедиция, программа действий.

Краткосрочные (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время).

Долгосрочные (требующие длительного наблюдения, постановки эксперимента, сбор информации, данных, их обработки).

Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:

1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий. Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта). Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.

Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды.

Учащиеся вырабатывают план действий.

Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.

3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы).

4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).

6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно:

● Мотивирует (Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)

● Провоцирует (Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.)

● Наблюдает (Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся, с другой).

● Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.

● Координирует внутригрупповую работу обучающихся.

II. Роль ученика

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Иными словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий (помимо проектных) существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Учащиеся приобретают следующие ключевые компетентности:

-готовность к разрешению проблем,
-технологическая компетентность,
-готовность к самообразованию,
-готовность к использованию информационных ресурсов,
-готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.

В результате выполнения учащимися проектов:

1. Формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умение представить информацию в доступном, эстетичном виде; умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи; навыки публичного выступления (ораторское искусство); умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверена, что каким – либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно проектно-исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности.

Гост

ГОСТ

Организация педагогического исследования

Организация педагогического исследования включает в себя процесс научной деятельности, ориентированный на получение новых знаний о структуре, содержании образования, его закономерностях и механизмах, принципах и технологиях. Педагогическое исследование призвано объяснить и предсказать некие явления и факты.

Все педагогические исследования по направленности подразделяются на фундаментальные, прикладные исследования и разработки.

Фундаментальные исследования. В результате этих исследований выдвигаются обобщающие концепции, предлагающие разные модели развития педагогических систем на основе прогнозов и подводящие итоги теоретических и практических достижений в педагогике.

Прикладные исследования. Представляют собой исследования, направленные на выявление закономерностей педагогической практики и на углубленное изучение отдельных сторон педпроцесса.

Разработки. Ориентированы на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, с учетом уже имеющихся теоретических рекомендаций.

Основная цель педагогический исследований: анализ изменений, протекающих в процессе обучения, оценка направленности и значимости этих изменений, выявление главных факторов, влияющих на процесс.

Программа педагогического исследования включает методологический и процедурный разделы. Методологический раздел включает: формулировку проблемы, обоснование актуальности темы, определение предмета и объекта исследования, целей и задач, формулировку основных понятий, выдвижение рабочей гипотезы, предварительный системный анализ объекта исследования. Процедурный раздел раскрывает стратегический план исследования, основные процедуры, план, сбор и анализ первичных данных.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы педагогического исследования в школе

Методы педагогического исследования - совокупность приемов и операций, основная цель которых - изучение педагогических явлений, решение различных научно-педагогических проблем. Все методы можно классифицировать по направленности (теоретические или эмпирические), по цели исследования, по способам обработки и анализа данных, по источникам накопления информации и т.д. Разработка методики педагогического исследования осуществляется согласно логике научного поиска.

Теоретические методы научного педагогического исследования:

  • сравнительно-исторический анализ, изучение литературных источников;
  • методы моделирования (обучение с использованием опорных схем);
  • методы причинно-следственного анализа (в чем состоят причины падения грамотности).

Эмпирические методы научного педагогического исследования:

  • изучение передового педагогического опыта (наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности школьников, изучение школьной документации);
  • опытная работа;
  • эксперимент: естественный (в условиях обычного ежедневного образовательного процесса); констатирующей (показывающий реальное положение вещей); лабораторный (для проверки создаются искусственные условия); преобразующей (для определения условий формирования и развития личности школьника).

Метод наблюдения проводится по предварительно разработанному плану с выделением определенных объектов наблюдения. Состоит из следующих этапов: определение целей и задач; выбор предмета, объекта, ситуации наблюдения; определение способа наблюдения, способов регистрации наблюдаемого; последующая обработка и интерпретация выявленной информации.

Если исследователь входит в наблюдаемую группу, то исследование является включенным. Если наблюдение проводится со стороны – не включенным. Также наблюдение может быть сплошным или выборочным, открытым или скрытым.

Интервью, беседы и анкеты содержат перечень вопросов. При создании вопросника учитываются все вопросы, которые необходимо задать. Проводится пробное исследование, на котором проходит предварительная проверка вопросника, после чего он окончательно редактируется.

Цель изучения продуктов деятельности учащихся (тетрадей, контрольных, письменных, творческих и графических работ, чертежей, рисунков, деталей по отдельным дисциплинам) – собрать данные об индивидуальных характеристиках учащихся, о достигнутом уровне навыков и умений в какой-то определенной области.

Одним из важных методов педагогического исследования является изучение школьной документации (медицинских карт, личных дел, классных журналов, протоколов, дневников, заседаний, собраний, педагогических советов и т.д.).

Владея основными способами организации и методами педагогического исследования в школе можно целенаправленно изучать и анализировать личный педагогический опыт, а также опыт других педагогов проверять на научной основе собственные педагогические открытия и находки.

Этапы педагогического исследования

Задача педагога при организации исследования лежит в правильном выборе метода для каждого этапа исследования.

В наиболее типичной и общей форме можно выделить несколько этапов исследования:

  1. Общая характеристика понятий предмета исследования (цели, задач, предмета и объекта). На этом этапе используется метод наблюдения, основными средствами, повышающими его эффективность, являются специальные технические средства видеозаписи или звукозаписи уроков, воспитательных внеклассных мероприятий.
  2. Анализ типичного состояния практики в массовой школе решения подобных задач. Выбираются методы анализа реального педагогического процесса (беседы, наблюдение).
  3. Конкретизация гипотезы исследования. Используются методы экспериментального поиска.
  4. Проверка достоверности гипотезы. Используются количественные методы.
  5. Обобщение результатов исследования, предоставление рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса. Используется комплекс методов теоретического обобщения данных эксперимента и методов прогнозирования дальнейшего совершенствования процессов.

Выбор методов исследования определяется особенностями задач исследования, особенностями содержания проблем, возможностями исследователя.

Читайте также: