Методический доклад в дши

Обновлено: 17.05.2024

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Значение басов и аккордов в аккомпанементе Исполнение аккомпанемента 2 3. Фактура аккомпанемента Связь мелодии и аккомпанемента.5

5 Поэтому баянисты пользуются другим способом. Этот способ подчеркивания баса заключается в более полном выдерживание длительности басовых нот по сравнению с аккордами. В зависимости от характера пьесы к басам и аккордам могут применяться различные штрихи. В нотах штрихи для басов и аккордов указываются не всегда. Исполнителю часто предоставляется право самому выбирать наиболее подходящий способ ведения аккомпанемента. Правильный выбор штрихов в ведении сопровождения, имеет большое значение для дальнейшей работы над произведением. Само собой разумеется, что в каждом аккомпанементе будут иметь место и более тонкие штрихи оттенки, характерные только для данного произведения или определенной его части. Исполнение аккомпанемента левой рукой тесно связано с ведением меха. Нельзя забывать о том, что левая рука одновременно выполняет две задачи: 1) исполнение своей партии 2) ведение меха. Такая двойная нагрузка обязывает очень серьезно и осторожно подходить к исполнению партии левой руки. Нужно одновременно научиться двигать мех, менять направления его движения и исполнять басы с аккордами, причем в разных комбинациях, различными штрихами, с различной силой звучания, разнообразными длительностями в зависимости от ритмического рисунка аккомпанемента и вообще от характера пьесы. Наиболее часто встречаются: грубое исполнение сопровождения, заглушающее мелодию и исполнение аккомпанемента одним излюбленным приемом, без учета содержания музыки. Чтобы не допускать таких ошибок нужно научиться плавно разводить и сводить мех, то есть не толкать его при исполнении басов и аккордов Начинающие баянисты часто не придают должного значения плавному движению меха; нажимая кнопки левой клавиатуры, они невольно толкают мех, как бы выжимают каждый звук в отдельности. Такие толчки особенно заметны там, где в правой клавиатуре выдерживаются сравнительно большие длительности, а в левой в это время исполняются бас и аккорды. Толчки мехом допускаются только тогда, когда требуется акцент. 3.

6 Баянисты, которые привыкли извлекать звук при помощи толчка мехом, могут не замечать в своей игре этого недостатка. Поэтому рекомендуется проверять своѐ исполнение, вслушиваясь в звучание мелодии и сопровождения. Подход к аккомпанементу как к чему-то неизменному может стать причиной исполнения одинакового аккомпанемента в пьесах различного содержания и характера. Аккомпанемент, как и мелодия, имеет свой ритмический рисунок. Этот рисунок часто отличается от ритмического рисунка мелодии. Выполнение сложного ритма аккомпанемента требует большой тренировки, умение облегчить свою работу путем правильного выбора аппликатуры, использования вспомогательного ряда басов, верного движения меха. Фактура аккомпанемента Фактура аккомпанемента эта форма изложения сопровождения. Одна и та же мелодия при различном по фактуре сопровождении может быть с интересом прослушана несколько раз; разнообразие аккомпанемента освежает мелодию, придает ей новые оттенки звучания. Мелодия часто проходит на фоне гармонической фигурации. Суметь выделить мелодию при одновременном исполнении правой рукой гармонической фигурации нелегко. Иногда это достигается более громким исполнением основных нот мелодии, при помощи небольших акцентов на этих нотах. Нельзя при этом забывать об общем плане развития силы звука в пьесе. Можно отделить мелодию от гармонической фигурации и путем применения различных штрихов. При выборе различных способов выявления мелодии нельзя забывать о главном содержании музыки. Удачно найденный метод подчеркивания мелодии в одном произведении может оказаться негодным в другом. 4.

7 Связь мелодии и аккомпанемента Специфическая особенность баяна заключается в том, что поступление воздуха происходит с одинаковой силой к голосам правой и левой клавиатур, затрудняет более яркое исполнение мелодии, чем аккомпанемент. Одним из наиболее распространѐнных и удобных способов приглушения аккомпанемента является укорачивание длительностей басов и особенно аккордов. Это укорачивание, если оно не идѐт вразрез с характером музыки, позволяет лучше слышать мелодическую линию. Иногда укорачивание аккордов бывает нецелесообразным. Выдержанные аккорды представляют характерную особенность аккомпанемента, и их укорачивание может исказить художественное произведение. Для более яркого выделения мелодии баянистамиаккордеонистами используется не только прием укорачивания длительностей аккомпанирующих нот. Часто применяется способ неполного нажатия аккордовых кнопок. Если аккордовую клавишу нажать неглубоко, то можно достичь при интенсивном движении меха сравнительно тихого звучания. Для овладения этим приемом искусственного заглушения сопровождения нужно выработать мягкие движения пальцев левой руки и научиться рассчитывать силу нажатия клавиш. Тому, кто привык отбрасывать пальцы во время игры, труднее рассчитывать силу нажатия клавиш. Поэтому пальцы высоко поднимать не рекомендуется. В практической работе баяниста огромное значение имеет улучшение качества исполнения аккомпанемента, учитывая его особенности в раскрытии характера произведения. 5.

Автор: Легких Марина Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКОУ ДО "Курчатовская ДШИ"
Населённый пункт: Курская обл., г. Курчатов, ул. Советская, 4
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Репертуар как основа творческого развития обучающихся ДШИ"
Раздел: дополнительное образование

муниципальное казенное образовательное учреждение

Методический доклад на тему:

«Репертуар как основа творческого развития

Преподаватель: Легких Марина Валентиновна

является особым видом дополнительного образования детей, двуединая цель

(слушателей и исполнителей) и предпрофессиональное обучение наиболее

условием полноценного развития личности обучающихся, их творческого,

эстетического и художественного потенциала.

является подбор репертуара. В словаре музыкальных терминов «репертуар -

предназначенных для исполнения определёнными составами исполнителей

От умения педагога правильно спланировать, целесообразно подобрать

учебно – педагогический репертуар, наметить перспективу развития ученика

смогут себя проявить. Воспитание хорошего музыканта, исполнителя – это

плод огромного труда и воли преподавателя и ученика, природные данные

которого он умело и чутко развивает, результат их совместного творчества.

объяснить достижения учащихся лишь их талантом.

Основной контингент детской школы искусств – это дети от 6 до 17

такой ученик, который обладает не только хорошими творческо – слуховыми

данными, но и быстро, интересно развивается в исполнительской сфере.

восприимчивостью, но ограниченно поддаются техническому развитию или

дети, у которых эмоционально – слуховые и двигательно – технические

способности развиваются замедленно. Поэтому педагогу очень важно найти

компетентно подходить к вопросу его воспитания как музыканта. В работе с

детьми он должен проявлять такие качества, как: творческая настроенность,

требовательность. И здесь в руках педагога имеется главнейший фактор

развития будущего исполнителя – правильно подобранный репертуар.

В основе подбора репертуара и составлении индивидуальных планов

недостатки, уровень общего развития, среду и домашние условия, в которых

развития. Эти перечисленные данные позволят педагогу яснее определить

исполнительские, художественные и воспитательные задачи. «Надо видеть не

выработанного плана. Бывает, что намеченное оказывается ненужным, так

слишком сложным оказался план для выполнения. Ведь степень трудности

в о з р а с т н о г о ,

интеллектуального и исполнительского развития ученика, в особенности со

средними способностями. Для такой категории детей даже незначительно

переутомляя нервную систему и психику детей. И здесь решающую роль

развитии юного исполнителя. Педагогический опыт даёт неопровержимые

доказательства удивительной пластичности нервной системы человека. Под

воздействием воспитания, среды, опыта,

а также в связи с возрастными

изменениями происходят огромные, порой поразительные сдвиги в развитии

способностей, навыков, умений, необходимых для успешного обучения и

творческой деятельности. Ведь музыканта нельзя принуждать – его можно

увлекать творческим горением, любовью к искусству, разумностью методов

индивидуальным особенностям дарования обучающихся.

ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора,

инструментах в ДШИ.

требует особого внимания к его подбору. Технология подбора музыкальных

произведений базируется на главных принципах музыкальной педагогики:

единства в развитии художественной и технической сторон музыкально –

обучающемуся, постепенности, последовательности; на таких положениях,

музыкальных способностей, творческой инициативы и самостоятельности;

указывают на необходимость подчинять выбор репертуара педагогическим

целям и задачам. Поэтому уже с первых лет обучения юного музыканта

нужно приобщать только к качественной музыке, основанной на лучших

Использование в репертуаре традиционных, известных всем народных

песен и созданных на их основе обработок очень важны для воспитания

составляют его духовное богатство. Для начального обучения и воспитания

разнообразные по характеру образцы детского фольклора, способствующие

приобщению начинающих музыкантов к русской народной культуре. Ведь

дети этого возраста воспринимают музыку непосредственно, конкретно и

эмоционально, с большим интересом и радостью познавая этот неизведанный

классических произведений русских и зарубежных композиторов. Именно на

прохождении этих сочинений закладывается надёжная база, формируется

музыкальный, исполнительский вкус, понятие стиля, целостное ощущение

формы произведения и многие другие факторы, без которых не мыслима

ДШИ, играя сложные классические произведения, не в состоянии в силу

художественных задач в исполнении таких произведений, которые требуют

владения нужными средствами выразительности, музыкальным развитием и,

переложений и обработок. И здесь педагогу надо правильно анализировать,

какое классическое произведение дать обучающемуся. Для особо одарённых

и успевающих учеников возможны отступления от официальной программы.

Но, как известно на практике: чем талантливее ученик, тем труднее с ним

работать, потому что делать это надо в десять раз интенсивнее, чем со

средним учеником. И он не терпит давления на личность, а поддаётся только

Содержимое публикации

Сложности развития музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано

В современном музыкальном исполнительстве нет более сложной, более запутанной и вместе с тем более актуальной проблемы, чем проблема музыкальной памяти. Свыше ста лет назад возникла и стала постепенно утверждаться тенденция концертного исполнения без нот и с тех пор эта проблема волнует учащихся и маститых артистов, передовых мыслящих педагогов и крупных учёных.

Специфика музыкально-исполнительской деятельности такова, что прямой целью исполнителя является умение запомнить музыкальный материал, выучить его наизусть. Запоминание музыкального текста одно из главных и специальных требований профессии музыканта-исполнителя, так как нормой современного концертного исполнения является исполнение без нот.

Важнейшим условием для успешного выучивания произведения наизусть является осознанная установка на запоминание. В тех случаях, когда такой установки нет, даже многократное исполнение играемого произведения может не привести к запоминанию. Например, многоопытные концертмейстеры, десятки раз репетировавшие и аккомпанировавшие в концертах одни и те же произведения, часто всё же не знают своей партии наизусть, если не ставили себе задачей запомнить её. В целом, быстроте и прочности запоминания способствует интерес к изучаемому и сосредоточение на нём внимания.

С течением времени концертное исполнение без нот всё больше завоёвывало себе право на существование. Музыканты-исполнители объясняли это обстоятельство тем, что игра наизусть якобы совершенно необходима для творческой свободы.

В то время, как музыканты и методисты скрещивали свои копья на страницах музыкальных журналов, психологи продолжали ставить эксперименты по исследованию различных функций музыкальной памяти, а неврологи изучали её патологию. В первой четверти ХХ века в психологической и медицинской литературе появился ряд интересных статей и исследований о воспроизведении и запоминании музыки, о памяти на абсолютную высоту звуков (абсолютный слух), о соотношении музыкальной памяти узнавания и воспроизведения, о музыкальных представлениях.

Исполнение музыкального произведения, так же как и речь – приобретенные навыки, а не естественно совершаемые действия (подобно биению сердца). Этими навыками нужно сознательно овладеть.

Результатом всякого обучения является формирование, привычек, целесообразных или нецелесообразных, но началом этого процесса управляет сознание. Отбор материала, формирование навыков, анализ сделанной работы — всё это входит в задачу Разума, и музыкант, представляющий себе впечатлительность памяти и ее природную цепкость, должен отнестись к этой задаче серьезно и ответственно.

Тот, у кого нет абсолютного слуха, должен много работать, чтобы выучить наизусть произведение; другому, обладающему этим даром, придётся работать на той же задачей значительно меньше, однако работать должны все.

Музыкальной памяти как какого-то особого вида памяти не существует. То, что обычно понимается под музыкальной памятью, в действительности представляет собой сотрудничество различных видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек — это память уха, глаза, прикосновения и движения; опытный музыкант обычно пользуется всеми типами памяти.

В музыке, так же как и в речи, звуки различаются по силе ударения, а некоторые и вовсе являются безударными. Однако ни одна нота, как бы она ни была коротка, не должна исполняться небрежно. Глядя в ноты, один исполнитель может представить себе высоту, но не длительность, другой – длительность, но не высоту; однако в знакомой музыке каждый должен уметь (подобно тем, кто хорошо читает с листа) по виду нот представляет себе их высоту, длительность и качество звучания.

Многие музыканты жалуются на отсутствие памяти на том лишь основании, что, потратив много времени на заучивание отрывка, они на следующий день не могут его вспомнить. Чем ярче впечатления - тем опасность забывания меньше. Но надежное выучивание наизусть музыкальной пьесы - очень сложное дело, которое с необходимостью требует времени. Начертить по памяти запутанную карту с одного взгляда невозможно; для того чтобы удержать её в памяти, первое впечатление нужно подкрепить много раз, уделяя с каждым разом всё большее внимание деталям.

В том случае, когда ученик с трудом вспоминает мелодию, следует развивать не только память на высоту, путём сольфеджирования и с помощью движения рук, но и отдельно ритмическую память, как таковую. Таким раздельным способом легче овладеть трудностями, и когда ученик сможет легко вспоминать порознь высоту и ритмический рисунок – он подготовлен к решению задачи двойной трудности – запоминанию высоты и ритма в их соотношении. Для тренировки точности зрительной памяти необходимы музыкальные диктанты, в результате которых ни один учащийся уже не допустит ошибки в случайном знаке возле ноты, тогда как ученик, прекрасно читающий с листа, может совершить такую ошибку, поскольку он не позаботился о внимательном изучении нотного текста.

На каком же уровне развития ученика, когда и как надо требовать от него запоминания исполняемых пьес?

Одним из основных требований А.Б.Гольденвейзера также являлась игра на память. Придавая огромное значение музыкальной памяти и необходимости её развития у исполнителя, он считал, что необходимо с детства приучать ученика специально учить на память всё, что ему задаётся. Вообще, первое, с чего играющий должен начать, это знать на память то что он играет. Причём, он может играть данное произведение не скоро, но на память должен знать обязательно.

Разучивание музыкального произведения на память должно иметь место не раньше окончания стадии разбора и совпадать, примерно, со стадией технической работы над произведением. Причём, работа в большинстве случаев должна проводиться по нотам. Это даёт возможность всё время углублять понимание авторской записи и предохраняет от неизбежно вклинивающихся неточностей и ошибок.

Существуют две точки зрения, касающиеся проблемы запоминания. По мнению одних музыкантов: А.Б,Гольденвейзера, Л. Маккиннон, С.И.Савшинского, запоминание музыки должно быть намеренным, основанном на специально поставленной задаче и тщательном продумывании разучиваемого.

С другой точки зрения, принадлежащей крупным музыкантам-исполнителям: Г.Г.Нейгаузу, К.Н.Игумнову, С.Т.Рихтеру, Д.Ф.Ойстраху, С.Е.Фейнбергу, запоминание должно быть непроизвольным, то есть оно не должно являться специальной задачей исполнителя. Запоминание происходит в процессе работы над художественным содержанием произведения. По этому поводу можно привести ряд высказываний:

Данное расхождение во взглядах свидетельствует о том, что в вопросах, относящихся к видам и формам запоминания музыки однозначного решения нет и быть не может. Только практика может определить истинность того или иного теоретического положения и методической рекомендации. Причём, очень многое зависит от индивидуальных качеств исполнителя.

Таким образом, проблема запоминания музыки заключается в том, чтобы как можно более рационализировать, повысить продуктивность и качество запоминания. Поэтому, современная педагогика считает, что запоминание, идущее от понимания материала, его осмысленного усвоения при всех обстоятельствах превосходит в качественном отношении запоминание в той или иной мере оторванное от понимания.

Работа же в условиях низкой музыкально-интеллектуальной и эмоциональной активности, недопонимание обучающимся запоминаемого материала зачастую усугубляется его пассивным, безынициативным отношением к работе, бессодержательностью самих приёмов и способов труда. Отсюда и результат: запоминание музыки тормозится, продуктивность падает, качество серьёзно ухудшается. Здесь можно добавить, например, что хороший актёр не выучивает свою роль сначала бессмысленно с тем, чтобы потом, подумав, прибавить кое-где выразительности. У высококвалифицированных исполнителей запоминание происходит в условиях интенсивной эмоциональной и художественно-интеллектуальной деятельности и основывается на инициативных, глубоко осмысленных приёмах и способах работы. Любое повторение является у них элементом творчества.

Таким образом, приступая к какой бы то ни было работе, нужно, говоря словами Н.К.Метнера, всегда знать над чем работаешь, что именно делаешь, какую имеешь цель, то есть при работе всегда думать.

Стоит отметить, что вначале необходимо глубокое и вдумчивое изучение нотного текста (разбор). Также с особой тщательностью следует относиться к разбору и запоминанию наизусть сложной по тексту музыки, в частности полифонической. В дальнейшем, даже уже при выученном нотном материале необходимо сочетание игры наизусть с игрой по нотам.

При выучивании наизусть крупных, масштабных произведений предпочтительнее двигаться от общего к частному. Понять музыкальную форму в целом и только затем уже переходить к разделению и усвоению составляющих её частей. Сначала учить на память по отдельным – большим или меньшим разделам, построениям в медленном темпе, затем переходить к их соединению в более крупные части и далее – к медленному проигрыванию всего произведения с тщательным вслушиванием и детальным осознанием текста.

Заучивание от запоминания отличается тем, что это процесс сознательно целенаправленный и специфически организованный. Здесь основным методом также остаётся многократное повторение, но повторению подлежит не вся музыка, а лишь то, что не поддалось запоминанию. Такие куски музыки или отдельные её элементы нужно выделить, проанализировать и связать ассоциациями с уже известными случаями. При повторении же любого куска или отрывка не следует играть больше трёх раз подряд. После каждого повторения необходимо останавливаться на время, достаточное для вздоха. Повторения должны выполняться с полной умственной сосредоточенностью, которая может поддерживаться лишь в течение определённого времени. Поэтому так важны передышки. Количественная сторона повторений имеет здесь значение лишь в сочетании с качественной.

Из всего вышесказанного можно составить схему выучивания произведения наизусть:

предварительный обзор музыкального развития от начала до конца произведения;

детальное изучение отрывков, после которого можно время от времени работать над пьесой целиком;

специальная работа над трудными местами.

Несколько иным методом учил Л. Николаев. он советовал ограничиваться таким куском, который без больших затруднений укладывается в памяти. Когда он усвоен, то к нему прибавляется новый, столь же легко усваиваемый кусок и так далее.

Сколько бы способов запоминания не существовало, цель остаётся единой – исполнить выразительно и на должном уровне музыкальное произведение наизусть.

Для проверки и закрепления в памяти разучиваемого произведения необходимо требовать от ученика:

умения начать играть пьесу с любой грани или не глядя в нотный текст, повторить любое место, показанное на фортепиано педагогом;

умение проигрывать произведение на память в предельно медленном темпе;

умение сыграть на память отдельно партию левой руки или правой, аккомпанемента или мелодии.

Исполнение наизусть является истинной проверкой знания произведения. И поэтому, чем больше стараться думать во время изучения, тем меньше приходиться думать во время исполнения; чем больше стараешься увидеть в нотах во время занятий, тем меньше впоследствии нуждаешься в том, чтобы смотреть в них.

Список используемой литературы

1. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. Ч.1, М. – 1937

2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М. – 1961

3. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М. – 1982

4. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л. – 1967

5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М. – 1982

Автор: Чернова Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 2
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Музыкальное образование в современном мире
Тема: Методический доклад
Раздел: дополнительное образование

Методический доклад на тему:

Преподаватель МБУ ДО ДМШ № 2 Волгограда

Для музыкальной школы уже несколько лет существует большая проблема –

каким образом заинтересовать детей музыкой, чтобы они хотели учиться? С

каждым годом все меньше и меньше желающих учиться музыке, не все дети

доучиваются в музыкальной школе до конца. Сегодня мы отмечаем кризис

музыкальной школы как социального института, определенная часть причин

которого лежит также в области финансов и экономики, но основная причина

связана с концептуальными особенностями этого уникального типа

образования. Безусловно, ребенок, получивший музыкальное образование,

другими глазами смотрит на мир, умеет увидеть и оценить прекрасное,

поэтому обучение здесь дает человеку неоценимый жизненный опыт.

Детская музыкальная школа – для многих, окончивших ее, это отдельная

страничка в их жизни, которую никогда не сможешь забыть. Несмотря на то,

что музыкальная школа – это учебное заведение, в котором дети получают

дополнительное образование, тем не менее, это очень важный социально-

педагогический институт, имеющий свою историю развития.

В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть

общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной

элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития

человеческой культуры и в то же время является специфической формой

эстетической деятельности. Музыка по своей природе полифункциональна и

в отношении к человеку является инструментом познания и самопознания,

средством общения и ценностной ориентацией, а также источником

наслаждения и орудием духовно-практического изменения действительности.

Музыкальное воспитание детей - именно то своеобразное явление, которое

характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка.

Безусловно, сегодня речь не может идти о массовом музыкальном

воспитании детей, как это раньше предполагалось в рамках

общеобразовательной школы, в духе идей советской музыкальной педагогики

и ее главного идеолога Д. Кабалевского. Нельзя также не учитывать и того,

что перегрузка детей в общеобразовательной школе стала актуальной

проблемой российской педагогики. В связи с этим необходимо

аргументированное обоснование совершенно особой миссии музыкальных

школ и школ искусств, которые должны иметь возможность удовлетворять

новые требования, предъявляемые государством, обществом, родителями.

Существующая ныне система художественного образования сложилась в

нашей стране достаточно давно и базируется на признанных в мире

традициях музыкальной культуры. Детская музыкальная школа, рожденная

советской образовательной системой, имеет многие присущие именно этой

системе особенности ее функционирования не только специфически-

профессиональные, но и просветительские. Это многоплановое,

многофункциональное учебное заведение. Если исключить идеологический

аспект, то задачи музыкальных школ, определяемые с прошлого века,

остаются актуальными и ныне:

давать учащимся общее музыкальное образование, приобщать детей к

искусству, воспитывая их эстетический вкус на лучших образцах

классического русского и зарубежного искусства. Подготавливать наиболее

одаренных детей для поступления в соответствующие специальные учебные

Процесс модернизации не прошел мимо этого социального института. В

наши дни музыкальная школа представляет собой усовершенствованное,

модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и

возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и

Музыкальная педагогика - область и сама по себе достаточно широкая,

включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории

музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и

воспитания. Поэтому необходимо сделать учебный процесс настолько

интересным, чтобы ребенок посещал музыкальную школу с удовольствием,

чтобы обучение здесь было для него не в тягость.

В наш современный век компьютеризации новые технологии смогут помочь

преподавателю сделать учебный процесс в школе интересным и

насыщенным. Например, урок сольфеджио из скучного можно превратить в

очень занимательный и увлекательный с помощью электронных досок или

медиаклавиатур, компьютеров со специальными программами, в которых

можно сочинять и записывать мелодии, подбирать нужные аккорды и

гармонии и т.д. Введение в процесс обучения музыкально-компьютерных

технологий, безусловно, преображает учебный процесс, вовлекает детей в

Что касается уроков музыкальной литературы, многие музыкальные школы

отходят от прослушивания музыки на грампластинках к более

усовершенствованным и современным способам: компакт-диски, слушание

музыки на компьютере или с помощью специальной звуковой аппаратуры

просмотр видео с концертов великих музыкантов, оперных и балетных

Введение нового предмета – обучение игре на синтезаторе как на отдельном

музыкальном инструменте – показатель протекания процесса модернизации

музыкальных школ. Современные дети с огромным интересом и желанием

идут обучаться этому инструменту, который чаще всего преподается как

дополнительный к основному (фортепиано, баян, скрипка и т.д.)

Перечисленные выше новые технологии помогут преподавателям сделать

учебный процесс увлекательным и интересным для детей, а также обратить

внимание родителей на то, что обучение детей в музыкальной школе сможет

сформировать особое мировоззрение ребенка, сформировать его как

Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога

музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии,

анатомии и физиологии, эстетики. Занятия с учеником - это каждый раз новая

творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого

педагогического мышления, опирающегося на достижения современной

науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса

необходимо вести и в направлении преодоления таких недостатков обучения

в музыкальных школах, как отсутствие целенаправленного художественного

воспитания, недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма,

музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения у большинства

учащихся. Настало время, когда вопрос о качестве работы педагога,

эффективность его музыкально-воспитательной деятельности становятся

первостепенными. В связи с этим особое значение приобретает улучшение

подготовки педагогов детских музыкальных школ, которое зависит от новых

акцентов в учебном процессе в музыкальном училище на оснащение

будущих преподавателей педагогическими знаниями и навыками. Это так же

касается введений новых технологических средств для улучшения и

усовершенствования учебного процесса. Безусловно, каждый преподаватель

должен быть обучен не только правильному обращению с ними, но и

использованию их на занятии.

Задача преподавателя музыки – не сводить проблемы музыкального

воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить

мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у детей развивался не только

интеллект, но и душа. Преподаватель должен ориентировать детей в мире

музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим

духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься

как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к

любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни. … Научить

познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении

с искусством музыки понять себя и свое место в Мире. Духовно-

нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в

житейские и стать личным для каждого школьника. Учить учащихся

применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в

трудности реальной жизни. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве

на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у

учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть

направлены во зло человечества.

Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным

образованием. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с

1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного

богатства человека. Над умами властвует примитивное материальное

(денежное) богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных

ориентаций связанные с экономическими кризисами. Экологическими

катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для

здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и

многое другое – все это сказывается на духовном состоянии школьников и на

их психическом здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушится). В

этом кроются причины духовной деградации – рост детской наркомании и

Музыка как самый любимый вид искусства детей и подростков способна

предлагать путь духовно-нравственной активности и гармонизации

душевных сил и противовес страстям и мерзостям жизни, вопрос лишь в том,

какая музыка? Все чаще говорят о музыкальной наркомании. А все великие

достижения европейской музыкальной культуры были тесно связано с верой

и религией. Без этого духовного аспекта нельзя понять суть музыки. И.С.

Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и

других отечественных и зарубежных композиторов. Где же, если не в

музыкальной школе на уроках говорить об этом!

Концепция современного музыкального образования детей должна включать

экологии земли с каждым годом ухудшается и нужно учить подрастающее

поколение бережно относиться к природе.

Сегодняшний ребёнок современного бурно меняющегося мира совсем иной,

чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом

развитии, но увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые

условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

Необходимы духовно-нравственные акценты в музыкальном образовании.

Кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией:

зарубежные ученые констатируют, что школьники в условиях ранней

компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие

способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум – искусство и

художественное творчество внедряются во все сферы обучения. Возникла

острая потребность сделать массовое образование творческим.

Акцентировать в нем духовно-нравственное начало и ориентировать на

современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать

которые засасывает человека физически и духовно? Во все времена об этом

проповедовало высокое искусство, в котором самым сильным среди его видов

по прямому эмоциональному воздействию была и остается музыка.

Музицирование всегда являлось важным показателем культуры общества,

также как чтение, рисование, участие в любительском театре, рукоделие.

Современной музыкальной школе нужна концепция музыкального

образования с духовно-нравственными акцентами, с ориентацией на

творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры,

создание условий для музыкально-творческого самораскрытия природного

дара каждого ребенка. Только в этом случае музыкальное воспитание и

образование может стать целостным и гармоничным.

Специфика обучения в музыкальных школах детей младшего возраста

связана также с их возрастной особенностью – особой художественной

одаренностью, уникальным творческим потенциалом, эмоциональной

отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И

важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития

художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их

Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо

эмоциональная сфера и воображении тесно взаимосвязаны с творческими

способностями. Творческий потенциал – это чувство нового художественного

ценного, связанное с высокой степенью развития мышления и способностью

быстро действовать в новой ситуации. Чтобы раскрыть творческий потенциал

детей, обучающихся в музыкальной школе, надо больше приобщать их к

сотворчеству, к взаимодействию с другими искусствами как литература,

живопись. Важно, чтобы дети смогли проявить себя с разных сторон,

раскрыть свои возможности. Этому способствуют участие в концертах,

фестивалях, конкурсах, особенно где нужно не только исполнить выученное

музыкальное произведение, но и нарисовать к нему рисунок, раскрывающий

содержание этого произведения, подобрать к нему стихотворение, а ещё

лучше сочинить самому. Тогда ребёнок сможет показать себя во всех

ипостасях и где-то даже с неожиданной стороны раскрыть своё понимание

Уроки музыки это единый учебно-творческий процесс, все формы которого

слиты в органичном единстве. Однако при подготовке к уроку следует

продумать, каким образом развивать у детей музыкальные способности и

навыки. Музыкальное воспитание в школе предполагает развитие не только

интеллектуальных (в беседах о музыке) но собственно музыкальных

способностей детей: вокально-хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового,

мелодического и гармонического слуха, а также музыкально-

исполнительских навыков. Этим задачам соответствуют определенные

формы работы. Развитие музыкального восприятия осуществляется в

традиционной форме слушания музыки с привлечением смежных видов

искусства. Эта форма способствует расширению музыкально-слухового

запаса, формированию определенного музыкально-слухового сознания,

музыкального мировоззрения, вкуса, оценочных установок. Большое

значение здесь имеют словесные объяснения преподавателя, его беседы с

детьми. Преподаватель призван помочь детям выявить нравственную

направленность произведения, его положительное влияние на человека,

научить детей высказывать свое отношение к прослушанной музыке.

Активизировать восприятие музыки могут такие формы как выражение

впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или стихах.

Почему дети, часто слушая не слышат? Для человека музыка является

нас помимо нашей воли сильно воздействуя на нашу нервную систему.

Современный человек в катастрофической искусственно-звуковой ситуации

города поневоле развил в себе способность сопротивляться звучащей среде,

воспринимая ее как звуковой фон (не придавая ей значения), в нашем

серьезно, то это явление идет вразрез с человеческой природой: испокон

веков едва уловимые нюансы звуков окружающего мира нужны были

человеку, чтобы выжить физически, - звуки предупреждали человека об

опасности, помогали распознать язык природы, а сколько оттенков в звуке

человеческого голоса! В голосах птиц и животных! И все это отразили

музыкальные звуки. Немудрено, что с давних времен музыка выявила

удивительную способность овладевать вниманием человека, магически

отключать его от реальности окружающей ситуации, обеспечивала особую

концентрацию энергии. Понимать музыку – это значит чувствовать ее всем

содержания. Восприятие музыки у детей младшего возраста синкретично: в

органичном единстве переплетены явления жизни и искусства, зрительные,

природы присуща талантливость. И важно не упустить эту благоприятную

возможность для эстетического развития, так как компенсировать пробел в

этой и в позднем возрасте не всегда возможно. Начинать обучение следует с

Читайте также: