Методический доклад по сольфеджио работа над интервалами в младших классах

Обновлено: 28.06.2024

Оценить 844 0

Нечаева Ирина Павловна

На уроках сольфеджио анализ на слух наряду с пением является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащихся. Слушая музыку, дети накапливают в своей памяти звуковые образы, учатся различать их и затем называть. Звуковые образы закрепляются в памяти, становятся привычными и ложатся в основу выработки навыков пения, чтения с листа и записи диктантов. Дети могут их узнать,мысленно себе представить и спеть. Такое накопление музыкальных образов продолжается в течение всех лет занятий сольфеджио.

Особенность музыки в том, что сначала она воспринимается чисто эмоционально, а потом уже логически осмысливается. Поэтому ни одно из объяснений или понятий не может быть дано прежде, чем дети познакомятся с ним в звучании, на слух. Ошибкой является то,что понятия или правила даны сначала словесно, теоретически, только потом-иллюстрируются музыкальными примерами.

Основная задача при анализе на слух-запомнить слуховой образ изучаемых элементов, а не только их теоретически осознать. Для того, чтобы лучше запомнился звуковой образ, каждый показ должен быть ярким, музыкальным, вызывать у детей увлеченность и интерес.

Родился Владимир Викторович Кирюшин в 1940году, умер в 2001 году. Всю жизнь он прожил в Москве. В 70-80 годах его имя гремело на весь СССР. Знаток детской психологии, автор множества интересных методик, педагог — новатор, влюбленный в свою профессию, человек. Как у всякого нестандартного профессионала, его путь не был выстлан розами: официальные круги его на дух не выносили. Завистников и недоброжелателей хватило бы на десятерых. В музыкальных и педагогических изданиях его называли шарлатаном , дилетантом, блаженным. Но злоба была бессильна. Слава Кирюшина росла день ото дня, поток учеников не сокращался. Чтобы доказать общественности действенность своего метода, Кирюшин начал заниматься с подготовительной группой. После занятий с Кирюшиным дети поразили специалистов : большинство из них обзавелись абсолютным слухом.

Вот фрагмент из сказки про секунд: «вы когда-нибудь бывали в волшебном лесу ? Нет?Странно. Каждый человек обычно в нём бывает. В этом лесу жили самые разные звери. Звали этих волшебных зверей интервалы. Они были добрые и злые, большие и маленькие, жёсткие и мягкие,богатые и бедные, умные и глупые. Некоторые из них были колючие, а некоторые — очень чистые. Маленькие колючие зверьки, похожие немного на крыс и ёжиков, одновременно с пятачком, как у поросят, противными сморщенными мордами и подслеповатыми глазками звались Секундами. Большие секунды были мальчиками, а малые секунды — девочками. У больших секунд росли усы,похожие на щёточки, а у малых секунд был совсем зашит рот. Малые секунды всегда ходили голодными, потому что были очень злыми. Большие секунды съедали на завтрак по одной чёрной или белой мухе. Большие секунды звались Тоны, потому что были тяжёлыми и тонули в воде. Малые секунды были в два раза меньше, звались Полутонами, потому что они были плутами. Им никто не верил — они всех обманывали.

Пособие дополнено дидактическим материалом: 13 карточками - образами для работы с простыми интервалами.

Интервальные песенки в сочетании с карточками помогут педагогу донести материал в интересной форме, а учащимся - быстрее запомнить интервалы,научиться их играть,определять на слух.

Цель этого пособия, как и у Кирюшина, сделать изучение интервалов простым, увлекательным и доступным для детей самых разных возрастов.

Изучение интервалов содержит три формы работы: слушание, интонирование и построение. Эти виды работы осуществляются в ладу и вне лада. Автор пособия уверен, что при изучении интервалов должно быть использовано ладовое восприятие. И лишь после того,как ребёнок закрепит ладовые ощущения и интонирование интервалов в форме этих песенок — он быстрее и проще сможет работать с интервалами вне лада. Все песенки яркие и лаконичные, удобные для пения.

Песенки мелодичны, удобны по диапазону, легко ложатся на слух и быстро запоминаются. Изучаемый интервал звучит не только в самой песенке, но и в инструментальном вступлении и заключении. Фортепианное сопровождение - лёгкое в исполнении, прозрачная фактура поддерживает, не заглушая пение. Изучение интервалов дополнено карточками-образами, которые могут быть использованы в различных заданиях, играх, конкурсах. Кроме того, это карточки-раскраски. Сопричастность к творческому процессу создания карточек (раскрашивание) рождает у ребёнка чувство гордости за дело рук своих. Можно выполнить такие задания:

а) разложить интервалы по нарастанию (убыванию).

б) выбрать только чистые интервалы.

в) выбрать только большие или малые интервалы.

г) найти только консонансы или диссонансы.

д) определить последовательность из 2х-3х интервалов, выложить карточки в нужном порядке.

Заданий, игр и конкурсов может быть больше, всё зависит от фантазии педагога. Хорошо, когда педагог - это не только учитель, но и актёр, затейник т. е. творческая личность. Урок может получиться не только познавательным, но и увлекательным. Доказано, что информация, представленная в игровой форме, усваивается детьми гораздо легче и быстрее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка

Тема: Работа с интервалами на уроках сольфеджио в младших классах

1. Цель и задачи при изучении интервалов

2. Подготовительный и начальный этапы

3.Образно-эмоциональная характеристика интервалов (обзор методических пособий)

5. Список использованной литературы

1. Цель и задачи при изучении интервалов

1) Гармонический интервал трактовать как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой, как одно из средств развития гармонического и тембрового слуха;

Умение слышать гармонический интервал дает возможность впоследствии структурировать аккорды, а умение воспроизводить, слышать мелодические интервалы открывает возможность точного, осмысленного воспроизведения мелодии.

Задача педагога научить учащихся точно и осмысленно воспроизводить голосом скачки на любые интервалы, в любом направлении, в любых метроритмических условиях; суметь услышать, определить любой интервал, как в мелодическом, так и в гармоническом звучании в ладу, учитывая его функциональность, и вне лада, опираясь на акустическую природу.

2. Подготовительный и начальный этапы

3. Образно-эмоциональная характеристика интервалов (обзор методических пособий)

Примеры песенок из мультфильмов, популярные произведения.

Для хорового, вокального отделений учащихся семилетнего срока обучения можно использовать песенки более сложные, с более широким диапазоном, так как у учащихся этих отделений быстрее развивается голосовой аппарат.

Также в некоторых пособиях имеются песенки-упражнения, сочиненные на определенный интервал, в которых нет конкретных образов-персонажей, их героями являются сами интервалы. Мелодии песенок просты, интересны, легко запоминаются, они построены на интонациях одного интервала звучащего как в восходящем, так и в нисходящем порядке, что дает возможность учащимся усваивать интонационные особенности интервала в двух направлениях.

Впоследствии выбранные или выученные песенки-попевки учащиеся должны проигрывать самостоятельно дома, подбирать на слух от других белых клавиш, а при слуховом анализе, обязательно пропевать от основания к вершине, анализировать характер звучания данного интервала, вспоминать, подбирать по памяти подходящую, знакомую песенку, затем отгадывать. Пропевая расстояние в интервале между звуками, у учащихся происходит запоминание на уровне ощущений голосового аппарата – связок, со временем они понимают, что широкий интервал петь сложнее, расстояние и диапазон увеличиваются и соответственно определить его можно по этому дополнительному признаку.

Уместно приучать учащихся находить самим выразительные элементы в музыкальных примерах: скачки, движение мелодии по изучаемым интервалам, или роли его в аккомпанементе, рассуждать о его выразительном свойстве, значении в данном произведении, жанре. Ведь интервальный слух – способность точно оценить интервал как высотное соотношение двух звуков, обладающих определенным устойчивым выразительным свойством. Прежде всего, необходимо различать выразительность интервала в гармонической форме от того же интервала в его мелодической форме.

1) определить по звучанию консонанс и диссонанс;

2) определить, пропевая от основания к вершине расстоянии между звуками – узкий интервал или широкий;

3) определить окраску интервала – мажорный, минорный или пустой, без ладовой характеристики.

Для мелодического интервала решающее значение имеет направление (восходящее или нисходящее), который интервал образуется.

Для обеих сторон интервалов в равной мере большое значение имеют величина интервала, ладовое значение составляющих его ступеней, а также ритм, тембр, характер исполнения. Для выразительности интервала имеет значение место в музыкальной фразе или музыкальном предложении, в котором он появляется: в начале, середине, в момент кульминации, цезуры, в кадансе, участвует ли он в повторных мотивах, в секвенции и т.д.

В целом, слуховые восприятия интервалов можно записать в ниже предложенной таблице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет преподавателям теоретических дисциплин ("Сольфеджио"), в процессе изложения материала по теме "Интервалы", ученикам 1-2 классов детских музыкальных школ и ДШИ.

Используемые игромые методы, в процессе работы, помогут ученикам более легко и быстро пройти тему, освоить навыки построения интервалов, а так же разовьют интерес к предмету "Сольфеджио".

Муниципальное учреждение дополнительного образования

МУДО ДШИ г. Саянска

Игровые формы и приёмы обучения на уроках сольфеджио.

Игры с интервалами.

Список используемой литературы.

Все мы знаем, как важно для детей, только начинающих учиться музыке, чтобы первые уроки поразили воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой. На занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, ребята идут с большим удовольствием, как на концерт или своеобразный праздник. Для детей, обучающихся в музыкальной школе по Общеразвивающей программе, это важно в особенности.

Обычные формы учебной работы, применяемые на уроках, не всегда позволяют формировать активно-познавательную позицию ученика, поскольку он по умолчанию находится в состоянии обучающегося. Поэтому очень актуально использование на уроках нетрадиционных форм и методов обучения, например, — игровых. Задача педагога — создать условия для активной самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной деятельности, в которой ребята будут чувствовать себя достаточно свободно и комфортно, а также поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность.

Не секрет, что детям, обучающимся по ОРП, по разным причинам нужна более сильная мотивация к учёбе. Им сложнее концентрировать внимание, они быстрее устают, есть проблемы с запоминанием и т.д. И хотя эта программа легче по содержанию, чем предпрофильная и художественно-эстетическая, но объём теоретического и практического материала по предмету сольфеджио тоже достаточно велик.

По этим причинам мне представляется важным, особенно в младших классах ОРП, чаще использовать игровые методы и приёмы на уроках сольфеджио.

С детьми младшего школьного возраста игры очень желательно вводить в каждое музыкальное занятие. Это могут быть как отдельные игры, например, ролевые, сюжетные игры, игры-конкурсы, игры-соревнования, так и их элементы, а также игровые уроки целиком на усмотрение педагога в зависимости от уровня подготовки группы. Они очень нравятся детям, вызывают большой интерес. Позволяют в живой и непосредственной форме развивать навыки самостоятельного мышления и творческих способностей, расширять кругозор.

Множество таких игр и их вариантов каждый педагог может придумать и применять в своей работе. Например, уроки, связанные с усвоением интервалов, можно сделать яркими и интересными с помощью различного наглядного материала — рисунков, карточек, цветных кубиков и магнитов, а также, используя мультимедиа технологии.

Я сегодня хочу рассказать о некоторых играх, которые понравились мне самой и моим ученикам.

Игровые формы работы в освоении теоретического материала:

Мы начинаем диалог с простого сравнения.

Так и начинается наш простой и незамысловатый диалог.

Детям очень важно осознавать неразрывную связь музыки с их повседневными делами.

Здесь можно использовать стихи или песни, с использованием названий каждого интервала:

Звуки дальше, звуки ближе,

Звуки уже, звуки шире.

Расстоянье выбирай,

Интервалом называй!

Дружно пальцы разгибаем,

Интервалы мы считаем!

Первый пальчик - это прима,

Прима - первый интервал.

А за ним идет секунда,

Цифрой "два" обозначай.

Третий пальчик разгибаем,

Терцией мы называем.

А четвертый - это кварта,

Смелый этот интревал.

Пятый пальчик - это квинта,

Цифра "пять": ты угадал!

Вот шестой мы разгибаем,

Сексту мы запоминаем,

Дальше пальчик наш седьмой

Назовем мы септимой.

Наконец, последний пальчик,

Восемь для него - закон!

Это - интервал октава,

Завершает список он.

Такое стихотворение (песню) можно использовать и как пальчиковую игру, как разминку на уроке, когда дети теряют концентрацию внимания.

В любом варианте использования рифма всегда вызывает интерес и поднимает настроение ученикам, а значит и усвоение материала будет более полноценным.

Когда речь заходит о тоновой величине интервалов, то здесь вступает обязательное правило разделения на группы.

Понятие консонанса и диссонанса для детей – тема любимая.

Когда им предлагают определить на слух интервалы консонансы и диссонансы, как правило, проблем в восприятии не возникает.

Однако, когда дело доходит до определения и закрепления тоновой величины, очень важно с первых шагов помочь детям, сделать преподносимый материал максимально доступным.

Здесь помогает игра-сказка про город интервалов, которую можно сопровождать музыкальными примерами.

Все они - разные, кто чистая, кто малая, кто большая.

Живут они все по соседству, но для каждых есть свои дома!

В доме чистых интервалов всегда играет строгая и призывная музыка!

Ох что это за чистюли-зазнайки, нигде им равных нет!

Её старшая сестрица, ОКТАВА, славится самым высоким ростом во всём городе, прыгает она в высоту 8 ступеней, да и аппетит у неё отменным, за раз в себя может уместить, аж 6 батонов-тонов!

А вот КВАРТА - настоящая патриотка!

Очень любит она свою страну, и может петь гимн хоть два с половиной часа!

У КВИНТЫ же совершенно другие заботы, сплела она уже три с половиной корзинки, под ягоду, чтобы со всеми своими сестричками сходить в лес по малину. Но так как прима с места не двинулась, так и оставила КВИНТОЧКА свою работу.

Здесь мы выходим из домика чистых интервалов и направляемся в домик

Только заходим, как видим печальную МАЛУЮ ТЕРЦИЮ, грустит она, потому что самая младшая в этом доме, но давайте мы развеселим её и напомним, как она важна здесь!

Старшая сестра малой терции – БОЛЬШАЯ ТЕРЦИЯ, всегда смеётся, танцует и поёт:

Есть ещё одна Царевна-Несмеяна в этом домике, МАЛАЯ СЕКСТА.

Плачет она так много, что набирается аж 4 тонны её солёных слёз.

Ну а про БОЛЬШУЮ СЕКСТУ нельзя не спеть, эта красотка носит в сумочке четыре с половиной тона помад, да и краситься может по шесть часов!

(«Большая секста гордая, звучит она звучит,

Настало время нам побывать в последнем домике.

Надевайте, ребята перчатки, да берегите уши…

Живут здесь принцессы вреднючие, колючие и самые плакучие!

МАЛАЯ СЕКУНДА так пыжится, так злится, что даже ёж по сравнению с ней кажется мягче.

У БОЛЬШОЙ СЕКУНДЫ настроение чуть солнечнее, но это не мешает ей показать свой характер.

МАЛАЯ СЕПТИМА - крокодилья душа, сьела она все пять тонов, как запоёт, так весь город уши закрывает.

БОЛЬШАЯ СЕПТИМА обожает рыбачить, вылавливает она по пять с половиной тонов за раз:

Такой метод работы на уроке, позволит заинтересовать учеников, совершенствуя не только воображение, но и слуховую память, что позволит, в дальнейшем легко и безошибочно строить и определять тот или иной интервал!

Разученные в играх песни и попевки могут легко использоваться не только при изучении интервалов, но и в других видах работы на уроках сольфеджио. Их можно записывать по памяти от звука и в заданной тональности, прохлопывать и называть ритмический рисунок, подбирать на фортепиано, загадывать, исполнять с ритмическим остинато.

Здесь можно использовать попевки и песни из прошлого примера.

Дети делятся на две команды.

Каждой команде по очереди загадывается интервал. Та команда, которая определит большее количество интервалов – даёт штрафные задания для определения интервалов проигравшим.

Преподаватель играет мелодию на инструменте, в ожидании ответа детей.

В такой игре дети учатся быстрой реакции, развивается не только слуховая, но и визуальная память.

Такая игра подходит для продвинутых групп, которые хорошо распознают интервалы на слух.

Детям по секрету раздаются карточки с названием их интервалов, один из которых является единственным среди всех консонансом, либо диссонансом.

После того, как лишний найден, жеребьёвка раскидывается снова.

Игра так же хорошо развивает слуховую память, скорость реакции и позволяет детям лучше запомнить интервалы.

Детям раздаются карточки-домино, с обозначениями и построениями интервалов.

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Работа над интервалами на уроках сольфеджио

Краткое описание работы: Изучение данной темы преследует одну общую цель, стоящую в основе изучения курса предмета "Сольфеджио" -развитие музыкального слуха. В связи с этим является очень актуальной. В данной работе хотелось отметить, что при освоении темы "Интервал" и в работе над данными элементами музыкального языка, следует использовать разные приёмы и методы из разных источников,пособий, о которых более подробно описано в докладе.

Можно сказать, что Интервал – одна из первичных форм музыки… Мелодия, в сущности, есть выявление интервалов. Поэтому следует работать над двумя основными сторонами: первая должна быть направлена на изучение гармонического свойства интервала, одновременного звучания двух звуков и их выразительных свойствах консонантности и диссонантности; а вторая – на изучение мелодического свойства интервала – основы строения, выразительности мелодической линии. Поэтому при изучении и освоении мелодического и гармонического интервала необходимо ставить следующие задачи:

1) Гармонический интервал трактовать как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой, как одно из средств развития гармонического и тембрового слуха;

Задача педагога научить учащихся точно и осмысленно воспроизводить голосом скачки на любые интервалы, в любом направлении, в любых метроритмических условиях; суметь услышать, определить любой интервал, как в мелодическом, так и в гармоническом звучании в ладу, учитывая его функциональность, и вне лада, опираясь на акустическую природу.

На начальном этапе, при первом знакомстве с конкретным интервалом важно дать яркое, детальное и понятное объяснение. Для этого на раннем этапе изучения, что происходит в младших, подготовительных классах, многие преподаватели используют образно-зрительную систему ассоциаций.

Впоследствии выбранные или выученные песенки-попевки учащиеся должны проигрывать самостоятельно дома, подбирать на слух от других белых клавиш, а при слуховом анализе, обязательно пропевать от основания к вершине, анализировать характер звучания данного интервала, вспоминать, подбирать по памяти подходящую, знакомую песенку, затем отгадывать. Пропевая расстояние в интервале между звуками, у учащихся происходит запоминание на уровне ощущений голосового аппарата – связок, со временем они понимают, что широкий интервал петь сложнее, расстояние и диапазон увеличиваются и соответственно определить его можно по этому дополнительному признаку.

© 2020 "Мелодинка. Олимпиады и публикации". Всероссийские олимпиады и публикации для учащихся и педагогов музыкальных школ, средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки. Все права защищены. Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта.

Организатор проекта "Мелодинка. Олимпиады и публикации":
Всероссийское СМИ "Талантоха". Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-56409, выдано 11.12.2013 г. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 г

Читайте также: