Утилизация мусора в краснодаре доклад

Обновлено: 16.05.2024


ПРОБЛЕМА ПЕРЕРАБОТКИ И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ежегодно жители края выбрасывают из дома больше 2 млн тонн мусора. На переработку идет только 5% от всего объема, остальное копится на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО) и свалках, большинство из которых возникают стихийно. У таких свалок не просто нет документов и хозяев, которые в случае чего ответят перед законом, но и для окружающей среды они опасны – раз юридически ее не существует, значит, и вывезти сюда могут что угодно, вплоть до ядов, пестицидов или какой-нибудь заразы.

Только в прошлом году на Кубани ликвидировали больше 120 стихийных свалок. Всего по подсчетам специалистов у нас 326 мест размещения мусора, где лежат больше 93 млн тонн отходов. А необходимая документация есть только у 119. По информации краевого министерства природных ресурсов, одна из главных проблем в этой сфере – отсутствие необходимой документации. Это означает, что большинство свалок не соответствует природоохранному законодательству, санитарным нормам, эксплуатируется с нарушениями технологии. Такие свалки, опасны как для природы, так и для здоровья людей.

Каждый день из прибрежных районов, прибывают несколько десятков фур (с грузоподъемностью 20 тонн каждая), которые везут мусор на полигон ТБО в Белореченск или в п. Лермонтово. Проблема заключается в том, что эти полигоны переполнены отходами и нуждаются в массовой утилизации. Недалеко от лермонтовской свалки располагается жилая зона, на которой находятся санатории и детские лагеря. Из-за частых пожаров на свалке, которые обычно горят в разгар курортного сезона, страдают не только отдыхающие, но и местное население.

Серьезные проблемы были и с вывозом отходов из г. Сочи. Перед администрацией края стаяла задача выполнить экологическую стратегию подготовки к XXII Зимним Олимпийским играм 2014 года, поэтому в Сочи был введён в эксплуатацию мусороперерабатывающий комплекс. Из бюджета Краснодарского края было выделено 2 миллиарда рублей на приобретение нужного оборудования. Через некоторое время, компания объявила о банкротстве и предприятие закрыли. На этом их деятельность в данном направлении надолго прекратилась. Новые площадки для вывоза и утилизации отходов так и не были построены, а единственная в регионе свалка в Лоо была переполнена. Именно тогда и возникла идея вывозить сочинский мусор в Белореченск. Начальство компании Сочинского района постепенно начинает вывозить мусор на полигон в Белореченск. Ежесуточно из Сочи прибывает до 20 мусоровозов, завозящих на захоронение до 400 тонн отходов.

Таким образов в крае возникла острая необходимость в строительстве современного мусороперерабатывающего комплекса. На данный момент информация о наличии инвестора или закладке финансирования строительства в краевой бюджет – отсутствует.

Краснянцев С.И., Коврига Е.В., Сумская О.А. Проблемы утилизации современных энергосберегающих источников света / Международный студенческий научный вестник, 2015. - № 2-3. - С. 278.

Лысенко Надежда Борисовна

Затронутая в работе проблема утилизации твердых бытовых отходов является крайне актуальной для больших городов. Основные проблемы, связанные с решением данного вопроса можно поделить на экологическую, санитарно-эпидемиологическую, социальную и психологическую.

Основная гипотеза проекта в том, что если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающего мира. Отсюда основные цели проекта: установить своевременность и целесообразность раздельного сбора ТБО, сформировать представление о способах утилизации мусора, детально исследовать проблему и всячески способствовать внедрению в широкую практику переработку ТБО.

В работе проанализирована ситуация с ТБО в Краснодаре и в целом по стране; представлена нормативно-правовая база данного вопроса. Широко освещен зарубежный опыт работ в этой области. Представлены различия отдельных групп отходов и известные способы утилизации каждой группы.

В работе представлены достоинствах и недостатки существующих в России способов утилизации мусора. Доказано, что ни один из них не является полностью удовлетворительным и единственным решением этой проблемы на сегодняшний день, является переработка.

Ключевым вопросом жизнеспособности этого проекта является поддержка его населением на начальном этапе. Поэтому был проведен репрезентативный опрос населения в семи микрорайонах города Респондентам были заданы несколько вопросов, позволяющих составить представление о мнении горожан в данном вопросе. Результаты проведенного опроса показали, что от 60% до 85% граждан готовы участвовать в сортировке ТБО сразу, как только будут установлены специальные контейнеры.

Для эффективной реализации проекта необходимо разграничения сфер ответственности. Потребители выбрасывают сортированный мусор, местные власти организуют его сортировку при сборе, федеральные власти обеспечивают законодательную базу, СМИ готовят общественное мнение, а на предприниматели перерабатывают и повторно используют вторичные материалы.

Раздельный сбор мусора, который во всем мире широко распространен, в России есть пока только в некоторых крупных городах, но эту ситуацию можно и нужно менять.

В заключение подробно представлена перспектива использование газа мусорных свалок.

В проекте представлен календарный план работы и приведены расчеты денежных средств, необходимых для его реализации.


Авторы Стратегии развития Краснодара до 2030 года предложили построить в городе два мусороперерабатывающих завода. Их стоимость оценивается в 58,6 млрд рублей. Об этом стало известно на круглом столе, посвященном обсуждению пространственному развитию города, который прошел в пресс-центре РБК Краснодар.

Директор по развитию компании Максим Онищенко рассказал, что головной объект регионального оператора — лицензированный полигон отходов в хуторе Копанском. Там же располагаются мощности по сортировке. Первая очередь сортировочного завода запущена в 2013 году, объемы достигают 160 тыс. тонн в год., то есть сортируется примерно треть ТКО.

Уже ведутся переговоры с администрацией города по поводу подписания инвестиционного соглашения. Вторую очередь планируется построить до 2023-2024 года. В дальнейшем также компания собирается создавать предприятия по переработке вторичных фракций, которые получаются из ТКО. Для этого рядом с полигоном предусмотрен участок в 100 га. Там региональный оператор собирается построить промышленный кластер для переработки вторичного сырья.

Конкретных планов по строительству второго мусороперерабатывающего завода в Краснодаре пока нет. Максим Онищенко отметил, что при разработке стратегии также необходимо учитывать все требования, которые предъявляются не только к подобным предприятиям, но и окружающей территории.

Напомним, до лета 2020 года в регионе планируется изменить территориальную схему обращения с отходами. Пока территория региона поделена на 11 зон, но уже к июню их доведут до пяти.

С 1 января 2017 года на Кубани утвердили новые правила по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Согласно им, мусор разрешалось размещать только на лицензированных полигонах. А за сбор и утилизацию должны отвечать региональные операторы, с которыми заключают договоры органы исполнительной власти субъектов РФ. При этом в каждом регионе будет устанавливаться единый тариф на услугу по обращению с ТБО.

Первоначально, в рамках территориальной схемы обращения с отходами были установлены 11 зон деятельности региональных операторов, за каждую из которых должна отвечать отдельная компания. А переход на схему должен был произойти с 1 января 2019 года. Но в регионе процедуру перенесли на год, число операторов оказалось меньше из-за того, что часть зон экономически не выгодны для отдельного обслуживания, или в них отсутствуют полигоны для утилизации мусора.

К середине 2019 года лицензированных полигонов осталось всего 13 на все 44 муниципальных образований Кубани. В ближайшее время их количество в Краснодарском крае может вырасти до 42. Регион подал заявку на включение в схему полигонов, которые соответствуют экологическим и санитарным нормам, но не смогли пройти лицензирование из-за формальных моментов (например, из-за отсутствия всей требуемой документации). В случае одобрения заявки, операторы смогут пользоваться ими до 1 января 2023 года, затем по каждому объекту придется либо получить лицензию, либо начать рекультивацию.


Вопросы обращения с бытовыми отходами всегда имели большое значение для общества ввиду того, что данные отношения среди экономических субъектов сочетают в себе социальные, экологические и экономические вопросы. В виду особой важности регулирования среды обитания для местного сообщества, данные отношения регулируются государственными и, прежде всего, муниципальными органами власти [1].

Для Краснодарского края проблема обращения с отходами производства и потребления считается первостепенной (согласно классификации экологических проблем края по уровню опасности для здоровья населения и сохранности экосистем). В настоящее время Реестр объектов размещения отходов производства и потребления Краснодарского края включает информацию о 841 объекте размещения отходов производства и потребления, а именно:

– 320 свалок твердых коммунальных отходов;

– 499 навозохранилищ и 29 пометохранилищ;

– 13 объектов размещения промышленных отходов.

Свалки твердых бытовых отходов Краснодарского края можно подразделить на действующие и закрытые. В частности отметим, что из учтенных 320 свалок твердых коммунальных отходов 214 — действующих, а 106 — свалок закрыто.

Общая площадь учтенных ОРО составляет 966,59 га (0,012 % от общей площади края). Количество свалок ТБО в районах изменяется от 1 до 16. Наибольшие площади, занятые свалками ТБО, расположены на территориях Тимашевского (64,8 га), Ейского (58,0 га), Новопокровского (46,7 га), Кавказского (43,8 га), Тихорецкого (35,68 га), Павловского (34,2 га), Кущевского (33,75 га), и Выселковского районов (32,93 га). Наименьшие площади, занятые свалками ТБО расположены на территории Гулькевичского района (4,33 га), города Армавир (6,2 га), города Горячий Ключ (6,9 га) и Тбилисского района (8,37 га) [4].

Распределение свалок твердых коммунальных отходов по муниципальным образованиям представлено в таблице 1 [4].

Распределение свалок ТБО по муниципальным образованиям Краснодарского края, 2015 г.

Количество объектов размещения ТБО, ед

валось в 2015 г,

Отличительной особенностью обращения с бытовыми отходами можно считать проблему постоянного накопления бытовых отходов, что также говорит о накоплении экологических проблем в нашем обществе, а сам вывоз мусора на свалки не решает проблем экологической угрозы, исходящей от ТБО для окружающей среды и среды обитания самих людей.

На наш взгляд, при разработке мероприятий по повышению качества организации и управления обращением твердых бытовых отходов объектами управления должны быть все источники образования бытовых отходов. В этой связи управляющее воздействие целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

– создавать условия для снижения количества бытовых отходов;

– увеличивать количество используемого вторичного сырья;

– совершенствовать условия для повышения экологической безопасности хранения и захоронения бытовых отходов.

Считаем, что первые два направления могут рассматриваться также как критерии для оценки эффективности организации селективного сбора и дальнейшего использования вторичного сырья. На наш взгляд, совершенствование структуры по управлению твердыми бытовыми отходами должно предусматривать:

– совершенствование экономического механизма управления отходами;

– разработку основ и критериев эколого-экономической оценки отдельных муниципальных образований;

– совершенствование нормативно-правовых актов в сфере регулирования образования, использования и размещения бытовыми отходами;

– создание эффективной системы мониторинга за движением бытовых отходами;

– разработку мероприятий по эффективному и экологически безопасному использованию бытовых отходов;

– разработку предложений по совершенствованию переработки отдельных фракций твердых бытовых отходов.

Изменения в системе современного управления бытовыми отходами требуют четкого согласования и гармонизации технических, организационных и экономических мероприятий. Что особенно актуально в виду того, что изменение технологий переработки вторичного сырья неизменно приводит к изменению структуры управления, тарифной политики. Нам представляется, что существующая система управления бытовыми отходами в Краснодарском крае имеет ряд недостатков:

– многозвенность управления при обилии подрядных организаций, занятых вывозом и захоронением бытовых отходов, делает систему мало управляемой на региональном уровне, что также приводит к образованию несанкционированных свалок;

– отсутствием налаженной системы оперативного контроля за вывозом твердых бытовых отходов, децентрализация управления и финансирования, в ряде случаев приводит к увеличению стоимости услуг;

– возможность бесконтрольного открытия в регионе несанкционированных свалок, что в результате приводит к отвлечению бюджетных средств на их ликвидацию.

На наш взгляд, совершенствование системы управления обращением бытовыми отходами на региональном уровне во многом должно начинаться с лицензирования всех организаций занятых вывозом и утилизацией бытовых отходов, а также регламентации видов их деятельности, качества работ и услуг, что должно способствовать проявлению таких положительных изменений, как:

– уменьшение бюджетных расходов за счет упорядочения потоков вывоза твердых бытовых отходов на объекты инфраструктуры переработки ТБО (полигоны для захоронения мусора, мусороперерабатывающие предприятия);

– целевое финансирование захоронения и переработки отходов, что позволит более рационально и эффективно отслеживать использование бюджетных средств;

– появление возможности для создания централизованной системы регионального управления обращением бытовыми отходами;

– возможность формирования информационной системы об организациях ведущих селективный сбор и (или) переработку вторичного сырья, что может позволить накапливать и перенимать накопленный положительный опыт.

На наш взгляд, в современных условиях в Краснодарском крае также должна быть налажена и функционировать система социального надзора и санкций, которая действовала бы как обратная связь, позволяя наказывать за халатность экономических субъектов работающих с твердыми бытовыми отходами. Считаем, что местное население должно обладать информацией о том, кто отвечает за сбор и вывоз мусора на локальном уровне, на какого жаловаться в случае халатного отношения к своим обязанностям, а также кому пожаловаться, чтобы оперативно решать возникшие трудности. Нам представляется, что именно создание условий позволяющих активно и действенно взаимодействовать органам власти, населению и организациям [2], занятых в сфере сбора и переработки ТБО, являются одним из важных базовых условий, позволяющих повысить качество и эффективность управления обращением с бытовыми отходами в регионе.

Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, отход, вторичное сырье, краевая целевая программа, окружающая среда, отход производства, свалка, выселковский район, горячий Ключ, гулькевичский район.

Читайте также: