Социально психологические характеристики массового поведения доклад
Обновлено: 17.05.2024
Массовое поведение отличается большей стихийностью, по сравнению с поведением аудитории, и при управлении массами нужно использовать специфические методы управления и коммуникации.
Стихийное массовое поведение – это различные формы поведения толпы, циркуляция слухов, мода, коллективные мании.
Признаки стихийного массового поведения:
- вовлеченность большого количества людей;
- одновременность;
- иррациональность (ослабление сознательного контроля);
- слабая структурированность, т.е. размытость позиционно-ролевой структуры, характерной для нормативных форм группового поведения.
Один из факторов формирования стихийного массового поведения – это общественное мнение.
Психология толпы
А.П. Назаретян определяет толпу как скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.
Механизмы образования толпы:
- слухи;
- эмоциональное кружение (синоним – циркулярная реакция).
Виды толпы
По мнению А.П. Назаретяна, основными видами толпы являются окказиональная, конвенциональная, экспрессивная и действующая толпа, которые имеют и свои разновидности.
Окказиональная толпа – скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие.
Конвенциональная толпа собирается по поводу заранее объявленного события:
Экспрессивная толпа (от англ., expression – выражение), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т.д.
Экстатическая толпа (от англ. ecstasy – экстаз) – экстремальная форма экспрессивной толпы.
Действующая (active) толпа – политически наиболее значимый и опасный вид стихийного поведения. В ее рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.
Агрессивная толпа – толпа, эмоциональная доминанта и направленность действий которой — ярость, злоба.
Поведение как психофизиологический феномен
. независимо от его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на .
Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности. Паническое поведение не только не является обычно спасительным, но и очень часто становится более опасным фактором, чем то, что ее спровоцировало.
Стяжательная толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью.
Основное свойства толпы – превращаемость. Толпа способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой.
Приемы управления и манипуляции толпой
извне и изнутри.
Приемы управления толпой изнутри
Еще один вариант: внимание агрессивной толпы переносится на нейтральный объект.
Приемы воздействия на толпу извне
Самый известный из них – опять-таки переключение внимания на другой объект. Еще один комплекс приемов влияния на действующую толпу связан с использованием ритма. Удалось установить, что действующая толпа в отличие от экспрессивной аритмична, и поэтому громкий ритмический звук способствует соответствующему превращению. Фактором противодействия панической толпе служит более медленный размеренный ритм марша или гимна.
Как ранее говорилось, в толпе человек теряет ощущение индивидуальности, чувствует себя безличным и потому свободным от ответственности, накладываемой ролевыми регуляторами. Вдохновляющее чувство вседозволенности и безнаказанности составляет важное условие массовидных действий. Это условие нарушается приемами деанонимизации.
Публика
Публика (несобранная публика) –
Роль современных средств коммуникации в управлении массовым поведением
Современные СМК предоставляют возможности как для массификации, так и для демассификации аудитории. Д.В. Ольшанский пишет, что Интернет по своим возможностям превращается в уникальное средство супермассовой (выделение мое – Л.К.) информации, а массовый характер большинства телепрограмм способствует выработке единообразных, массовых реакций населения.
Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного .
. внешние раздражители становятся сигналами благополучия/неблагополучия 4. Мотивационная - эмоции определяют поведение человека, становятся кратковременными мотивами его деятельности, заставляя стремится к цели 5. . информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков. Подкрепляющая функция эмоций (т.е. испытывание какого-то .
СЛУХИ КАК ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В настоящее время слухи рассматриваются сегодня не только как стихийное коммуникативное явление, но и как технология влияния на общественное сознание, эффективное средство информационно-психологического противодействия.
Слухи – это одно из самых массовых психологических явлений.
Слух – это передача предметных сведений по каналам межличностного общения (определение А.П. Назаретяна).
Анализ слухов – важнейший метод изучения массовой коммуникации по следующим причинам:
Во-первых, слухи – адекватный источник информации об общественном мнении, политических настроениях, отношении к руководству, государственному строю, средствам массовой информации и т.д. Особенно возрастает роль этого источника тогда, когда иные методы сбора информации затруднены.
Во-вторых, слухи часто служат катализатором социально-политических настроений и событий. Поэтому их учет помогает прогнозировать процессы в обществе и обогащает опережающую модель ситуации.
В-третьих, циркулирующие слухи являются активным фактором формирования настроений, мнений, а соответственно поведения людей и вызываемых им политических событий.
Классификация слухов
2. Экспрессивный параметр классификации слухов. По экспрессивному параметру Ю.А. Шерковин различает три типа слухов: слух-желание, слух-пугало и агрессивный слух.
Слухи-пугала Самая банальная фабула – грядущий рост цен или исчезновение некоторых продуктов.
Искажения в процессе циркуляции слухов
1. Сглаживание – состоит в том, что несущественные в глазах данной аудитории детали исчезают; сюжет становится короче.
2. Заострение — сюжет может обрастать новыми деталями, первоначально отсутствовавшими, которые делают его более функциональным.
3. Приспособление (ассимиляция) — под стереотипы и установки подстраивается отдельная деталь сюжета, без выраженных признаков сглаживания или заострения, но таким образом, что это решительно изменяет психологическое содержание информации.
Фундаментальные и сопутствующие факторы возникновения слухов
Можно выделить два фундаментальных фактора возникновения слухов: интерес к теме и дефицит надежной информации.
Технология подготовки и проведения классного часа
. часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся. После описания основных . иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, .
Интерес к теме.
Дефицит надежной информации.
Сопутствующих факторов: Фактор личностного статуса.
Фактор эмоционального баланса. Благоприятную почву для слухов образует и противоположное эмоциональное состояние – скука.
Существует даже профессиональный прием умышленного создания информационной ниши с целью запутать противника, спровоцировать его на запуск ложных, но по существу бесполезных слухов, отвлекая от продуктивных действий.
Профилактика и оперативное устранение слухов
различают профилактические (предупреждающие) и оперативные меры.
Опыт показывает, что слух легче предупредить, чем пресечь. Слухоустойчивая среда, по мнению А.П. Назаретяна, предполагает:
Профилактика слухов подразумевает осуществление специальных мер:
- 1. Прогнозирование потенциальных и изучение процессуальных и эмоциональных составляющих распространения слухов.
4. Обеспечение доступности информации..
5. Поддержание эффективного руководства на всех уровнях, повышение авторитета руководителей и доверия к ним.
Оперативная борьба со слухами Бывают ситуации, когда лучший способ уничтожить слух – подтвердить его, тем самым отсечь от сюжета неизбежные наслоения и взять ситуацию под контроль.
В некоторых ситуациях для борьбы с распространением нежелательной информации используется изощренный прием: подкрепление слуха с коррекцией сюжета. Это сродни приемам восточных единоборств, где искусство состоит в том, чтобы обратить в свою пользу силу противника.
Вопрос 29 Аудитория как адресат коммуникации
. силы общества для достижения своих целей. В целом потребление массовой информации аудиторией представляет собой сложный социально-психологический процесс, дифференцирующий ее в соответствии . в слабоструктурированных сетях межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.п.). Убеждение и внушение как способы коммуникативного воздействия на аудиторию Коммуникативное воздействие в широком смысле .
3. Развенчание источников (распространителей) слухов.
Технологии распространения слухов
Ее суть — формирование в общественном сознании прочных ассоциативных связей между образом главного героя слуха и значимыми для аудитории материальными или духовными объектами.
Примеры похожих учебных работ
Психологические типы аудитории массовой коммуникации
. 1. Теоретический анализ проблемы психологических типов аудитории в массовой коммуникации 1.1 Понятие массовой коммуникации и ее функции В наиболее общем смысле коммуникацию понимают как обмен информацией между индивидами через посредство общей .
Психология массовых коммуникаций 3
. психологии Массовое общество. Массовая культура. Массовая коммуникация. Основные особенности mass communication: массовость аудитории, гетерогенность аудитории, использование высокоскоростных и репродукционных средств связи и информации, быстрое .
Массовые коммуникации как способ управления массами
. особых средствах (передача информации на расстояние, скорость, тиражирование и т.п.). Условия функционирования массовой коммуникации: массовая аудитория (она анонимна, пространственно . Толпа, которая образовывалась вокруг ораторов, становилась .
Психологические эффекты массовой коммуникации
. если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации. Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонаправленный хаpактеp. Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу информации от .
Массовая коммуникация
. к поколению ценности культуры; 3) предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию. Таким образом, данный подход настаивает на определении массовой коммуникации не как любой коммуникации, в которой участвует множество людей, .
Читайте также: