Методический доклад по сольфеджио на тему гармонический мажор

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Белобородова Виктория Викторовна

Тема: Гармонический мажор. Субдоминантовое трезвучие с обращениями в гармоническом мажоре

Цель: познакомить учащихся с понятием гармонический мажор, построить субдоминантовое трезвучие с обращениями в гармоническом мажоре

Задачи: 1. Образовательная:

Гармонический мажор – правило.

Субдоминантовое трезвучие с обращениями в гармоническом мажоре – правило.

Построение и пение гаммы Си мажор (гарм. вид), в ней S 53 с обращениями в гармоническом мажоре (минорная субдоминанта).

Игра аккордовой последовательности и пение одного из голосов аккордовой последовательности в тональности До-диез мажор: Т5/3- S 64- T 53- T 6- S 5/3- S 6- D 7- T 5/3 -5 - VII 5/3- T 3

С. 83 № 351 – пение досочиненной мелодии.

№ 153 – простучать ритмическую партитуру двумя руками в размере 2/4.

Определение на слух и осознание в прослушанном произведении И.С. Бах. Хорошо темперированный клавир, т. I . Прелюдия До мажор: характера, лада, формы, размера, темпа, ритмических особенностей, функций пройденных аккордов.

2.Воспитательная: воспитание у учащихся осознанного отношения к построению и интонации гармонического вида мажора, субдоминантового трезвучия с обращениями в гармоническом мажоре.

3.Развивающая : слух, ритм, речь, память, мышление.

Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, объяснительно-иллюстративный, музыкального обобщения.

Оборудование: фортепиано, доска, мелки.

Раздаточный материал : клавиатуры.

Список литературы и средств обучения

Учебная и методическая литература

Бах И.С. Хорошо темперированный клавир. – Ч. 1. / Ред. Б. Муджеллини. – М. : Музыка, 1990.

Булучевский Ю. С., Фомин В. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – 10-е изд. – Л. : Музыка, 1990.

Сольфеджио. Ч. II . Двухголосие / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – М. : Музыка, 2006.

Способин И.В. Элементарная теория музыки / И.В. Способин. – М.: Кифара, 1998.

Перечень учебно-методических материалов

Вокально-интонационные навыки

2. Игра аккордовой последовательности и пение одного из голосов аккордовой последовательности в тональности До-диез мажор: Т5/3- S 64- T 53- T 6- S 5/3- S 6- D 7- T 5/3 -5 - VII 5/3- T 3

Теоретические сведения

1. Гармонический мажор – это мажор с пониженной VI ступенью, между VI пониженной и VII ступенями образуется интервал ув.2, яркий признак гармонического вида.

2. Субдоминантовое трезвучие с обращениями в гармоническом мажоре .

S 53 и его обращения строятся в гармоническом мажоре и имеют минорную окраску.

3.Построение и пение гаммы Си мажор (гарм. вид), в ней S 53 с обращениями в гармоническом мажоре (минорная субдоминанта).

Сольфеджирование и пение с листа

hello_html_28e4f9eb.jpg

Воспитание чувства метроритма

уч. Т. Калужская. Сольфеджио 6 класс: № 153 – простучать ритмическую партитуру двумя руками в размере 2/4, с использованием ритмических групп: четверть залигованная с ритмической группой триоль из 3-х восьмых, четверть залигованная с ритмической группой 4 шестнадцатых, синкопы внутритактовой.

Воспитание творческих навыков

Спеть досочиненную мелодию в тональности Ре мажор:

hello_html_527a79.jpg

Анализ на слух

Определение на слух и осознание в прослушанном произведении И.С. Бах. Хорошо темперированный клавир, т. I . Прелюдия До мажор : характера, лада, формы, размера, темпа, ритмических особенностей, функций пройденных аккордов.

hello_html_27eee859.jpg

hello_html_68a9e267.jpg

Построить и петь гамму E - dur (гарм. вид), в ней S 53 с обращениями и разрешением в гармоническом мажоре.

Уч. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио 2 часть: № 166 – петь 2 голос, играть 1.

Уч. Т. Калужская. Сольфеджио 6 класс: № 354 – играть интервальную последовательность и петь один из голосов.

Гармонический мажор

Мажорный лад, у которого понижена VI ступень, называют гармоническим. Заметьте, что VII ступень остаётся на своём месте, что автоматически увеличивает интервал между ступенями VI и VII (это и логично: если Вася, находящийся между Катей и Машей, идёт к Маше, он одновременно уходит от Кати).

Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!

На рисунке ниже изображён гармонический До-мажор:

Рисунок 1. Гармонический До-мажор

Прослушайте этот пример. Вы услышите, что понижения одной ступени вполне достаточно для заметного отличия от мажорного лада. Пониженные ступени мы выделили красным цветом (ля-бемоль). Тяготение VI ступени к V ступени хорошо слышно во втором такте, т.к. ноты идут друг за другом. Постарайтесь услышать это тяготение.

Отвлеклись немного, возвращаемся к гармоническому мажору. Рассмотрим используемые интервалы: все интервалы представляют собой секунды. Порядок следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, м.2, ув.2, м2. Изменившиеся интервалы мы выделили жирным шрифтом.

Мелодический мажор

При движении вверх эта разновидность звучит, как натуральный мажор, а вот при движении вниз понижены две ступени: VI и VII. Звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.

Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже.

Так выглядит мелодический До-мажор:

Рисунок 2. Мелодический До-мажор

Пониженные ступени мы выделили красным цветом. Послушайте, постарайтесь уловить минорный оттенок в звучании звукового фрагмента. Обратите внимание на уверенное движение мелодии вниз к тонике.

Итоги

Вы познакомились с двумя видами мажорного лада: гармонический мажор и мелодический мажор. Если на слух не уловили нюансы звучания, не расстраивайтесь — это придёт со временем.

Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

3 вида мажора: первый – натуральный

Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ . Подробнее можно почитать об этом здесь.

Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

3 вида мажора: второй – гармонический

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.

3 вида мажора: третий – мелодический

Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.

Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).

Нотные примеры мелодического вида – тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:

В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два “случайных” бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.

И ещё разок…

Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).

Существуют три основных вида мажора. Точно так же, как и в случае с минором, это натуральный, гармонический и мелодический виды.

Рассмотрим подробнее особенности каждого из видов.

Натуральный мажор

И, согласно формуле строения этой гаммы, между I и II ступенями должно быть расстояние в один целый тон, между II и III ступенями также должен быть целый тон, III и IV ступени отстоят друг от друга на половину тона (полутон). Далее по той же формуле между IV и V, V и VI, VI и VII ступенями также нужно взять целый тон, чтобы все получилось. Наконец, замыкает цепочку полутон между VII и повторенной наверху I ступенью.

формула строения мажорной гаммы

Сейчас для краткости рассмотрим только один пример. Допустим, нам нужно получить гамму Ля мажор (буквенное обозначение – A-dur). Гамма эта начинается со звука ЛЯ и заканчивается им же. Соответственно, для начала мы можем просто написать звукоряд нот от ЛЯ до следующей, более высокой ЛЯ, то есть сделать своеобразную заготовку.

гамма от ля до ля

Затем, нужно навести порядок в этой гамме, по формуле. Возможно, появятся какие-нибудь знаки альтерации – диезы или бемоли. Для удобства и наглядности при работе с тонами и полутонами на этом этапе обычно предлагается воспользоваться фортепианной клавиатурой.

Напомним, что если между двумя соседними белыми клавишами фортепиано есть черная, их разделяющая, то расстояние между ними будет равняться одному целому тону (например, ФА и СОЛЬ, ЛЯ и СИ).

Если же разделяющей черной нет, если две белые клавиши непосредственно соприкасаются и являются ближайшими соседями друг другу, то в таком случае расстояние между ними будет равняться половине тона (таких промежутков на клавиатуре всего два – МИ-ФА и СИ-ДО).

Также полутоном является расстояние между любыми двумя ближайшими клавишами (обычно в сочетаниях – черная и белая или белая и черная). Например: ДО и ДО-ДИЕЗ или ДО-ДИЕЗ и РЕ и т.д.

тоны и полутоны на фортепианной клавиатуре

Итак, приведем расстояние между ступенями нашей заготовки в соответствие с формулой натурального мажора.

СТУПЕНИ РАССТОЯНИЕ
ПО ФОРМУЛЕ
КОРРЕКЦИЯ
I-II Тон ЛЯ и СИ – между этими нотами один целый тон, так и должно быть, здесь никаких изменений не нужно, идём дальше.
II-III Тон СИ и ДО – между этими звуками полутон, но по формуле необходим целый тон, поэтому здесь требуется коррекция. Так как нам до целого тона не хватает еще одного полутона, мы добавляем его путем повышения ноты ДО – берем ДО-ДИЕЗ, тем самым расстояние увеличивается, и у нас возникает первый знак.
III-IV Полутон ДО-ДИЕЗ и РЕ – полутон: так и должно быть. Как видим, изменение на предыдущей позиции благотворно сказалось и здесь: в результате у нас полный порядок с обеих сторон.
IV-V Тон РЕ и МИ – целый тон, так и должно быть, идем далее.
V-VI Тон МИ и ФА – полутон, а нужен целый тон. Устраняем этот недостаток, повышаем ступень ФА, берем вместо нее ФА-ДИЕЗ, и теперь расстояние между ступенями МИ и ФА-ДИЕЗ стало целотонным.
VI-VII Тон ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ – снова полутон, и снова по формуле требуется тон. Поступаем также – добавляем недостающее, и получаем, таким образом, СОЛЬ-ДИЕЗ.
VII-I Полутон СОЛЬ-ДИЕЗ и ЛЯ – полутон, так и должно быть, здесь все нормально.

В ходе работы над гаммой у нас появились три новых знака, три диеза – ФА-ДИЕЗ, ДО-ДИЕЗ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Причина их появления – соответствие отношений звуков формуле мажорной гаммы. Если бы хотя бы один из этих знаков не принять, то настоящей мажорной гаммы не получится, то есть она будет звучать или минорно, или еще как-нибудь иначе.

гамма ля мажор - натуральный вид

Вкратце напомним суть метода быстрого определения знаков в мажорных тональностях без использования формулы строения мажорной гаммы. Всегда нужно помнить правильный порядок ключевых диезов и бемолей. Порядок диезов: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Порядок бемолей: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

Правило 1. Если тональность диезная, то последний диез в гамме – на одну ступень ниже, чем тоника.

Правило 2. Если тональность бемольная, то для определения знаков идем по порядку бемолей, доходим до нужной нам тоники и прибавляем еще один, следующий бемоль.

Например, в тональности Ля-бемоль мажор тоникой является звук ЛЯ-БЕМОЛЬ. Идем по порядку бемолей: СИ, МИ, ЛЯ (вот мы дошли до тоники) + захватываем следующий по порядку бемоль РЕ. Итого, в Ля-бемоль мажоре 4 бемоля: СИ МИ ЛЯ и РЕ.

Натуральный мажор очень часто встречается как в народной музыке, так и в классической музыке, сочиненной композиторами. Так, например, в тональности натурального До мажора записана мелодия Государственного гимна Российской Федерации.

Гармонический мажор

В гармоническом мажоре, в отличие от натурального, понижается шестая ступень. Понижение происходит на полтона с помощью знака бемоль (если до понижения ступень была чистой нотой, то есть без альтерации), дубль-бемоль (если до понижения ступень и без того уже была низкой, бемольной), либо с помощью знака бекар (в том случае, если до понижения ступень была диезной нотой).

гармонический мажор

Так, например, в гармоническом Ми-бемоль мажоре (Es-dur) кроме собственных трех бемолей (СИ, МИ, ЛЯ-БЕМОЛИ) появится еще и ДО-БЕМОЛЬ (VI пониженная ступень). В гармоническом Си-мажоре (H-dur) в результате понижения шестой ступени появится СОЛЬ-БЕКАР (в этой тональности исходная, натуральная шестая ступень – СОЛЬ-ДИЕЗ).

ми бемоль мажор гармонический

си мажор гармонический

Гармоническая пониженная VI ступень в мажоре меняет структуру звукоряда гаммы, а также вызывает появление в такой разновидности лада новых увеличенных и уменьшенных интервалов. Так, например, между III и VI пониженной ступенью образуется интервал уменьшённой кварты (ум.4), которого нет в натуральном мажоре. Между VI пониженной и VII ступенями появляется интервал увеличенная секунда (ув.2).

уменьшенные и увеличенные интервалы в гармоническом мажоре

Кроме того, изменение всего одной ступени влияет и на образование аккордов в тональности. Так, из-за VI пониженной ступени субдоминантовое трезвучие – S53 (субдоминанта – это IV ступень, одна из главных ступеней лада) становится минорным, в то время как в натуральном мажоре оно было мажорным. Трезвучие VI ступени, бывшее в натуральном мажоре минорным, становится увеличенным (Ув.53).

минорная субдоминанта и увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре

Понижение VI ступени с удовольствием применяют композиторы для того, чтобы повысить красочность музыки, создать новый колорит звучания. Ведь неожиданный минорный аккорд в условиях мажорного лада создаёт оттенки мягкости, необычности звучания, иногда привносит восточные краски. Самое главное, что это простое средство никогда не остается не замеченным слушателями, понижение VI ступени всегда воспринимается по-особому.

Римский-Корсаков Ночь перед Рождеством - гармонический мажор

Мелодический мажор

В мелодическом мажоре изменяются сразу две ступени – VI и VII, причем они тоже понижаются. Однако мелодическая гамма – особенная, она, в отличие от натуральной и гармонической, – разная при движении вверх и вниз. Итак, в мелодическом мажоре при восходящем движении нет никаких изменений, то есть играется или поётся обыкновенный натуральный мажор, и только при движении вниз понижаются VI и VII ступени.

мелодический мажор

ми бемоль мажор мелодический

си мажор мелодический

Интересно, что мелодическая мажорная гамма очень напоминает по звучанию одноименный минор. Как известно, одноименные тональности (например, Си мажор и си минор, До мажор и до минор и т.д.) различаются всего лишь тремя ступенями – III, VI и VII (в миноре – они низкие, а в мажоре – высокие). Так вот, единственное, что различает мелодический мажор и натуральный минор, – это III ступень, VI же и VII ступени в данном случае низкие и потому совпадают.

до мажор гармонический и до минор натуральный - сходства и различия

На этой игре с мажором и минором часто бывает основан художественный эффект применения мелодического вида мажора: мы как будто бы в миноре, а оказывается – нет (своеобразная обманка)!

Повторим все еще раз

три вида мажора

Итак, в музыке есть три вида мажора: натуральный, гармонический и мелодический.

Несколько упражнений

Для закрепления предлагаем вам немного потренироваться. Задание следующее: записать и сыграть (или спеть/проговорить) звукоряды натурального, гармонического и мелодического мажора в тональностях G-dur, B-dur.

Тональность G-dur – это Соль мажор, она диезная, притом ключевой знак всего один – ФА-ДИЕЗ. В гармоническом Соль мажоре пониженная VI ступень – МИ-БЕМОЛЬ. В мелодическом Соль мажоре – при движении вниз появятся знаки ФА-БЕКАР (пониженная VII ступень) и МИ-БЕМОЛЬ (пониженная VI).

Соль мажор - три вида: натуральный, гармонический и мелодический

Тональность B-dur – это Си-бемоль мажор, бемольная. Ключевые знаки – СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ. В гармоническом Си-бемоль мажоре – добавляем случайный знак СОЛЬ-БЕМОЛЬ (так как понизили шестую ступень). В мелодической гамме, когда идем вверх – ничего не изменяется, а когда идем вниз, проходим через ЛЯ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ (пониженные ступени, согласно правилу).

Гамма Си-бемоль мажор - 3 вида: натуральный, гармонический, мелодический

Таблица мажорных гамм

Если ориентирование в гаммах пока вызывает у вас затруднения, то первое время для самопроверки вы можете пользоваться нашей таблицей с подсказками. Со временем, все наладится, и вы будете ориентироваться в гаммах так же легко и естественно, как плавает рыба в воде.

Итак, что содержит таблица? Во-первых, слоговое и буквенное обозначение мажорной тональности (их, кстати, всего 15). Во-вторых, ключевые знаки, которые, сформируют вам первый – натуральный – вид гаммы. В третьем и четвертом столбцах показаны изменения, которые происходят в гармоническом и мелодическом видах звукорядов.

таблица мажорных гамм - шпаргалка по сольфеджио

Так, согласно данной таблице, в натуральной гамме Ре мажора присутствуют только основные ключевые знаки: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Гармонический Ре мажор включает в себя вдобавок СИ-БЕМОЛЬ, мелодический Ре мажор – ДО-БЕКАР и СИ-БЕМОЛЬ.

Ре мажор - гамма в трех видах

Или ещё пример: Ля-бемоль мажор натуральный – в его гамме только четыре бемоля: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ. В гармоническом виде к ним добавится ФА-БЕМОЛЬ, а в мелодическом – и ФА-БЕМОЛЬ, и СОЛЬ-БЕМОЛЬ.

Елена Мулюн

Вниманию коллег предлагается обычный рабочий урок, показывающий варианты и формы систематической работы с группой и отдельными учениками.

Образовательная цель урока: повторение пройденного, закрепление навыков осмысленной работы, образного творческого мышления, интонирования и слухового анализа изученных интервалов и аккордов.

Вид урока — смешанный, представляющий собой сочетание нескольких видов совместной деятельности педагога и учащихся: беседа, совместное пение, работа у доски, в тетрадях, слуховой анализ.

Ход урока:

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАРМОНИЧЕСКОГО МАЖОРА

Ученик по просьбе педагога даёт определение: гармонический мажор-это мажор с пониженной VI ступенью. Педагог спрашивает: как часто используется этот вид мажора?

Педагог исполняет на фортепиано фрагменты музыкальных произведений:

Ученики определяют выразительные возможности гармонического мажора в каждом эпизоде.

3.ТРИТОНЫ В НАТУРАЛЬНОМ И ГАРМОНИЧЕСКОМ МАЖОРЕ

4. ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Далее педагог предлагает ученику спеть с фортепиано двухголосную цепочку интервалов (№273), назвать их. Другой ученик также исполняет последовательность (№274), и транспонирует её в ЛяЬ мажор.

5. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ

Педагог на фортепиано играет цепочки интервалов (по три раза каждую) в тональности СиЬ мажор:

б 3 /I, ув. 4/IV, м. 6/III, ум.7/VII, ч.5/I.

б.3/I, м. 3/II, ум.4/III, м. 3/III, ув. 5/VI, б.6/V.

м. 6/III, ум.5/II, м. 3/III, ум.5/VII, б.3/I.

б.3/I, ум.7/VII, ч.5/I, ув. 4/IV, м. 6/III, ч.5/I.

Учащиеся по очереди отвечают, один называет ступени, на которых прозвучали интервалы, другой — сами интервалы.

Педагог интересуется, какие аккорды меняют окраску в гармоническом мажоре? Ученик отвечает, что благодаря понижению VI ступени субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, на второй ступени образуется уменьшённое трезвучие (УМ. З/5), на VI пониженной — увеличенное трезвучие (УВ. 3/5), вводный септаккорд становится уменьшенным, доминантовый нонаккорд — с м. 3.

7. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ АККОРДОВ

Педагог играет на фортепиано цепочки:

Т3/5, S6/4, S6/4 г., ум.VII7, Д6/5, Т5/3.

Т3/5, Д6/5, Т3/5, S6, S6 г., Т6/4, Т3/5, S6/4 г., Т3/5.

Т6, II3/5, Д3/5, Т3/5, VI3/5, S6/4 г., Т3/5.

После проигрывания каждой цепочки один из учеников называет ступени тональности, на которых прозвучали аккорды, другой их перечисляет.

8. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Преподаватель предлагает проверить домашнее задание на сочинение мелодий по указанному ритмическому рисунку в гармоническом мажоре. Двое учащихся по очереди исполняют свои сочинения на ритм №284(Т. Калужская. Сольфеджио VIкл.), следующие ученики — на ритм №285.

10. ПЕНИЕ ХОРОМ С АККОМПАНЕМЕНТОМ

11. ОКОНЧАНИЕ УРОКА

Преподаватель оценивает выступления учеников в процессе урока, подводит итоги. Затем даёт домашнее задание: №332, 335, 338 (Т. Калужская VI кл.), Рабочая тетрадь Т. Калининой VIкл.: с. 21(1,2).

Ещё раз подчеркну, что данный урок является рабочим, а не отшлифованным и отрепетированным, поэтому некоторые ответы учащихся недостаточно точны, периодически наблюдается неточность интонирования и дирижирования, не так уверенно, как хотелось бы, звучит трёхголосное пение. Сказалось и волнение перед камерой. Не хватило времени для самостоятельного написания диктанта, и пришлось воспользоваться формой коллективной работы. Но, в целом, поставленные задачи решены: удалось обобщить знания учащихся в области гармонического мажора, подчеркнуть необходимость использования данного вида для решения определённых художественных задач в музыкальном произведении.

Читайте также: