Метафизический период в биологии доклад

Обновлено: 04.07.2024

Для додарвиновского периода в истории биологии характерным было господство метафизических представлений о неизменности и изначальной целесообразности природы. Метафизики рассматривали явления и тела природы как раз и навсегда данные, неизменные, изолированные и не связанные между собой. Они считали, что виды растений и животных являются продуктом творческого актами что с самого начала организмы уже имели в готовом виде все характерные для них приспособления. Метафизическое мышление является антидиалектическим, а метафизические представления о природе смыкаются с креационизмом (лат. creatio — сотворение) и теологией.

Однако ив период господства метафизики и креационизма в биологии отдельные естествоиспытатели фиксировали внимание на фактах изменчивости, превращения форм растений и животных. Зарождалось и развивалось течение, известное под названием трансформизма (лат. transformis — превращенный, изменяемый). Трансформизм, подрывавший устои метафизики и креационизма, считают предшественником эволюционного учения.

Важным условием перехода на более высокий уровень познания объекта или процесса является применение нового метода исследования. В обосновании проблем эволюции Дарвин широко применял исторический метод и разработал новые подходы к познанию живой природы. Это создало большие возможности для развития биологии во второй половине XIX в. на принципах историзма, эволюционизма.

Под эволюцией (лат. evolutio от — разворачиваю) понимают процесс исторического развития органического мира и увеличение разнообразия растений и животных путем новообразования, постепенного приспособления живых систем к беспрерывно меняющимся условиям существования под контролем естественного отбора. Вследствие эволюции в ряде последовательных поколений происходят количественные и качественные изменения формы и функции органов, способа жизни организмов.

В пределах названных Ф. Энгельсом двух периодов можно выделить еще несколько узловых точек в истории биологии, количество которых зависит от подходов к принципам периодизации истории науки. Наиболее важные этапы истории биологии в основном совпадают со сдвигами в социально-экономической структуре общества. Развитие науки в значительной степени обусловлено потребностями общественного производства и практической деятельности людей по освоению природы.

С этих позиций весь длительный путь развития биологии можно разделить на четыре основных эпохи.

  1. Эпоха практических донаучных знаний (или умозрительный период) — от каменного века до XVI ст. Для этого времени характерно главным образом описание наблюдаемых биологических явлений, на основе которых еще не устанавливались закономерности их развития. Вместо них давались умозрительные и нередко религиозно-идеалистические трактовки.
  2. Эпоха возникновения и оформления основных биологических наук (описательный период) — с XVI до середины XIX в. Это период аналитического развития биологии, когда появилась профессия натуралиста, ученые начали применять эксперимент и пытались давать биологическое обоснование практики медицины, растениеводства, животноводства. В это время формируется научная, система знаний о живой природе, быстро развиваются ботаника, зоология, систематика, морфология, физиология, эмбриология и другие биологические науки.
  3. Эпоха синтеза научных биологических знаний (или каузальный период) — с середины XIX до середины XX в. Первым крупнейшим синтезом научных знаний была теория Ч. Дарвина, давшая причинное объяснение исторического развития органического мира.
  4. Эпоха проникновения в биологический ультрамикромир и раскрытия сущности жизненных процессов (или реконструктивный период) — это биология настоящего и будущего времени. Современные технико-экономические и социально-идеологические возможности открывают широкие пути для дальнейшего развития биологической науки и практического использования ее достижений.

Современная биология является теоретической основой медицины и сельского хозяйства. Она не только изучает окружающий мир, расширяя применение в производстве биологических агентов и процессов, но и стала средством изменения этого мира, вторгается в производство и становится одним из важных факторов научно-технического прогресса.

Богданова, Т.Л. Справочник по биологии/ Т.Л. Богданова [и д.р.]. – К.: Наукова думка, 1985.- 585 с.

Органический мир на Земле отличается огромным разнообразием видов. Насчитывают до 1,5 млн. видов животных и до 500 тыс. видов растений. Вместе с тем все живые существа связаны обменом веществ и энергии с окружающей средой, способны к раздражимости, росту и размножению, состоят из одних и тех же химических элементов, при половом размножении начинают развитие из одной клетки.

Как же при таком единстве органического мира объяснить многообразие видов и приспособленность живых существ к условиям жизни? Ответ на этот вопрос дает эволюционное учение, раскрывающее происхождение и развитие органического мира. Эволюционным учением называют учение о длительном процессе исторического развития живой природы (эволюция — развитие, лат.).

Первую теорию эволюции органического мира предложил в начале XIX в. французский ученый Ж.Б. Ламарк. Дальнейшая разработка эволюционного учения в середине XIX в. принадлежала английскому ученому Чарльзу Дарвину. В связи с этим в истории биологии различают до дарвиновский и после дарвиновский период.

1. Развитие описательной ботаники и зоологии

Средние века и эпоха Возрождения. В средние века развитие науки происходило крайне медленно; опытное изучение природы преследовалось. Но сведения о растениях и животных, по анатомии человека и медицине все же накапливались.

В XII—XIII вв. возникли первые университеты, которые и стали центрами развития естественнонаучных знаний. В XV— XVI вв. появилась настоятельная потребность в естественнонаучных знаниях, в изучении природных богатств, потому что возникавшая капиталистическая промышленность нуждалась в сырье, а население растущих городов — в продуктах питания. С открытием новых стран и островов в Европу стали привозить неизвестные до того времени продовольственные, лекарственные, декоративные, пряные и другие растения, а также богатые коллекции животных. Во многих городах были созданы ботанические сады, оранжереи, музеи. В результате накопился огромный материал по описанию растений и животных. Изобретение микроскопа в начале XVII в. привело к открытию микроорганизмов, клеточного строения организмов, спермато-10 зондов и яйцеклеток. Успешно развивались и точные науки.

Метафизические представления о природе. Наиболее характерным для эпохи Возрождения, а также для XVII—-XVIII вв. было так называемое метафизическое мировоззрение.

Сущность метафизического мировоззрения заключается в представлении об абсолютной неизменности всей природы. Неизменны планеты и пути их движения. Вечно существует без изменений Земля с ее материками, реками, горами, климатом, видами растений и животных. Все явления природы считались как бы застывшими; их изучали без связей между собой, изолированно друг от друга. Для метафизического мировоззрения характерно также утверждение, что в природе существует изначальная целесообразность.

Карл Линней и его труды. В XVII—XVIII вв. ботаника и зоология продолжали развиваться в описательном направлении. Возникла настоятельная необходимость привести накопленные конкретные знания в систему. Первые попытки вылились в перечисление видов по алфавиту, что не могло дать никакой системы. Начались поиски таких признаков у растений и животных, по которым можно было бы их группировать и распределять по степени сложности строения.

В то время значение отдельных органов цветка, сущность полового процесса размножения, развитие организма не были изучены, поэтому главные признаки избирались случайно. Группировки получались искусственными: стоило выбрать вместо одного признака другой, как вся система изменялась. Для видов растений и животных не было единых, употребляемых всеми учеными названий. Наименования видов представляли собой громоздкое перечисление признаков. Например, шиповник обыкновенный называли розой лесной, обыкновенной, с цветками душистыми, розовыми. Лучшая искусственная система, завоевавшая всеобщее признание, принадлежит знаменитому шведскому ученому XVIII в. Карлу Линнею (1707—1778).

Видом Линней называл совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство.

Исследования Линнея в области систематики растений и животных составляют важную эпоху в развитии биологии. Приняв за единицу классификации вид, Линней объединил сходные виды в роды, сходные роды — в отряды, а отряды — в классы. При этом Линней использовал предложенный его предшественниками принцип двойных латинских названий. Например, чина луговая — Lathyrus pratensis, чина лесная — Lathyrus silvestris, собака домашняя — Canis familiaris, собака-волк — Canis lupus. Название рода является общим для всех видов, которые он объединяет: чина — Lathyrus, собака — Canis. Видовые названия могут повторяться в разных родах; принцип двойных названий экономный, так как требует особых названий только для родов и поэтому сохраняется в систематике по настоящее время.

Всю природу Линней разделил на три царства: минералов, растений и животных. Царство растений он распределил в 24 класса на основании 1—2 признаков, например по числу, длине или характеру срастания тычинок. В результате многие далекие друг от друга в систематическом отношении растения оказались в одном классе, а родственные — в разных. Например, морковь и смородина отнесены к классу пятитычинковых, поскольку у них по 5 тычинок. На самом деле эти растения принадлежат к разным семействам: морковь — к семейству зонтичных, смородина — к семейству камнеломковых. Манжетку (сем. розоцветных) и повилику (сем. повиликовых) он отнес к классу четырехтычинковых, так как у них по 4 тычинки.


Царство животных Линней разделил по строению кровеносной системы таким образом:

1. Четвероногие Первая ступень

2. Птицы Сердце с двумя желудочками

Кровь красная и горячая


3. Гады Вторая ступень

4. Рыбы Сердце с одним желудочком

Кровь красная и холодная


5. Насекомые Третья ступень

6. Черви Холодная белая жидкость вместо крови

Линней, верно, поместил в один отряд человека и обезьяну на основании сходства в их строении, хотя даже мысли о сходстве человека с животными тогда считались преступными.

Линней понимал искусственность предложенной им системы и стремился к созданию естественной, т. е. такой, которая отражала бы действительно существующие в природе систематические группы растений и животных. При помощи естественной системы он, как и большинство, ученых той эпохи, надеялся раскрыть план природы, по которому ее создал творец. Эти ложные по своему существу представления, тем не менее, заставляли ученых искать естественную систему.

Значение трудов Линнея в том, что он предложил простую систему растений и животных, применил ясный и удобный принцип двойных названий, описал около 1200 родов и более 8000 видов растений. Он провел реформу в ботаническом языке, установив до 1000 терминов, многие из которых предложил впервые.

Линней и его последователи провели огромную работу по изучению и систематизации разрозненного фактического материала, накопленного их предшественниками. Так была заложена научная основа для дальнейшего изучения природы.

Ранние эволюционные воззрения. К концу XVIII в. во многом изменились общественно-политические взгляды, особенно во Франции. Рост революционных идей, французская революция, развитие капиталистических форм производства, научные открытия — все это подрывало старые, метафизические представления о неизменности природы и общества. В произведениях многих ученых появились высказывания о происхождении современных видов растений и животных от далеких предков. Во Франции такие идеи принадлежали Жоржу Бюффону, в Англии — Эразму Дарвину (деду Чарльза Дарвина). В начале XIX в. замечательный французский ученый Жан Батист Ламарк предложил первую эволюционную теорию.

2. Первая теория эволюции органического мира

Изменяемость видов. Ламарк отрицал метафизические идеи о постоянстве и неизменности видов. Он утверждал, что виды изменяются, но крайне медленно и потому незаметно. Это положение снимало самый веский аргумент, выдвигавшийся сторонниками постоянства видов в защиту их взглядов: отсутствие видимых изменений видов за последние 5—6 тыс. лет.

Занятия систематикой привели Ламарка к выводу об отсутствии резких границ между видами. Незаметными переходами виды связаны между собой. Часто бывает трудно разграничить некоторые виды дневных и ночных бабочек, мух, жуков-усачей или виды осок, молочаев, вересков и т. д. В результате живая природа представлялась Ламарку как ряды непрерывно изменяющихся особей, которые человек лишь в воображении объединяет в виды. Так, смело отвергнув идею постоянства видов, Ламарк стал ошибочно отрицать сам факт наличия их в природе; в его представлении отрицание неизменности видов слилось с отрицанием их реальности.

Однако впоследствии он пришел к правильному пониманию вида: виды действительно существуют в природе, но не вечно, а в течение определенных промежутков времени, т. е. они относительно постоянны.

Движущие силы эволюционного процесса. Признав изменяемость видов, Ламарк выдвинул вопрос: каковы же движущие силы, т. е. факторы, эволюционного процесса?

Проделанная Ламарком работа по систематике растений и животных привела его к мысли, что организмы следует располагать в системе как ступени лестницы, изображающей исторический путь развития живой природы от низкоорганизованных форм жизни к высокоорганизованным. В своей системе Ламарк разделил животный мир на позвоночных и беспозвоночных и сгруппировал их в 14 классов. Эти классы он разместил на шести ступенях: на низшей — инфузории и полипы, на высшей — птицы и млекопитающие. Каждая следующая, более высокая ступень характеризуется усложнением в строении основных систем органов — нервной и кровеносной. Ступенчатый ряд усложнения организации существует « в растительном мире.

Постепенное повышение организации живых существ в процессе эволюции Ламарк назвал градацией (восхождение — лат.). Принцип градации, выдвинутый Ламарком, правильно отображает путь исторического развития живой природы от простого к сложному, от низшего к высшему. В этом большая заслуга ученого.

Но Ламарк не смог материалистически объяснить причины градации. По его представлениям, все живые существа обладают врожденным внутренним стремлением к совершенствованию своей организации, к прогрессу как высшей цели, изначально заложенной в них. В понимании Ламарка историческое развитие от простого к сложному, т. е. градация, является результатом внутреннего стремления организмов к прогрессу: градация — непреложный закон природы, установленный творцом.

Таким образом, движущая сила эволюционного процесса, по мнению Ламарка, — внутреннее стремление организмов к прогрессу. Другая движущая сила эволюционного процесса — влияние внешней среды на организмы, благодаря которому в природе наблюдается множество отклонений, нарушающих правильность градации. Так образуются различные виды в пределах одной ступени организации, приспособленные к конкретным условиям жизни в окружающей внешней среде.

Внешняя среда (тепло, свет, влага и пр.) оказывает прямое воздействие на растения и низших животных. Ламарк привел такие примеры. Если весна была очень сухой, то луговые травы плохо растут; весна с чередованием теплых и дождливых дней вызывает буйный рост тех же трав. Попадая из естественных условий в сады, растения сильно изменяются: одни теряют шипы и колючки, у других изменяется форма стебля.

Примеры Ламарка можно дополнить. Растение стрелолист имеет три вида листьев: подводные длинные и тонкие без черешка; плавающие на поверхности воды пластинчато-овальные; надводные с черешком, напоминающие наконечник стрелы. На рисунке изображено растение круглолистный колокольчик: один экземпляр произрастал на лугу, другой — в тенистом лесу. Сравните их и отметьте различие.

Приспособления у высших животных возникают, по мнению Ламарка, косвенным путем, с участием нервной системы. Изменилась внешняя среда — и у животных стали появляться новые потребности. Если новые условия действуют длительно, то животные приобретают соответствующие привычки. При этом одни органы упражняются больше, другие меньше или совсем бездействуют. Орган, усиленно действующий, развивается сильнее, становится крепче, а орган, мало применяемый в течение го времени, постепенно атрофируется. Изменения, приобретенные организмом в продолжение жизни при последовательном повторении во многих поколениях, передаются по наследству.

Все организмы, полагал Ламарк, под воздействием внешней среды приобретают только полезные в данных условиях признаки. Любое изменение во внешней среде обязательно вызывает у организмов только адекватные изменения, т. е. такие, которые соответствуют изменившимся условиям и поэтому полезны для живых существ. При длительном воздействии новых условий среды адекватные им изменения организмов передаются по наследству последующим поколениям.

Способность организмов целесообразно отвечать на воздействия внешней среды Ламарк считал врожденным свойством.

Вот примеры Ламарка: плавательная перепонка между пальцами у водоплавающих птиц образовалась благодаря растягиванию кожи. Отсутствие ног у змей он объясняет привычкой вытягивать тело при ползании по земле, не употребляя конечностей; длинные передние ноги и шею у жирафы — постоянными усилиями дотянуться до листьев на деревьях.

Ламарк правильно отмечал воздействие условий внешней среды как причину изменений растений и животных. Но его объяснение многообразия видов и их приспособленности к конкретным условиям неверно: обязательное появление только полезных изменений и наследование приобретенных признаков не подтвердилось дальнейшими исследованиями ученых.

Оценка теории Ламарка. Честь создания первой целостной теории происхождения видов на основании естественных законов принадлежит Ламарку. Он противопоставил революционные идеи изменяемости и исторического развития живой природы реакционной идее постоянства и неизменности.

Ламарк правильно представлял общую картину исторического развития органического мира.

Однако для решения вопроса о движущих силах эволюционного процесса науке недоставало материалов; их не могло дать и сельское хозяйство Франции, стоявшее на низком уровне развития. И вопрос о движущих силах эволюции был решен Ламарком неправильно. Внутреннее стремление к прогрессу, якобы заложенное у организмов самой природой, неизбежно приводит к признанию каких-то высших, сверхъестественных сил, творца. Утверждение о врожденной способности организмов изменяться лишь адекватно изменениям среды и приобретать только полезные признаки связано с представлением об изначальной целесообразности. Таким образом, доказательства эволюционной теории, выдвинутые Ламарком, оказались несостоятельными и она не была принята.

Итак, наука XVIII — начала XIX в. не могла объяснить, каковы движущие силы развития органического мира. Перед нею встали вопросы: 1) как объяснить многообразие видов? 2) Как объяснить приспособленность организмов к условиям окружающей среды? 3) Почему в процессе эволюции происходит повышение организации живых существ?

3. Первые русские эволюционисты

Русские ученые XVIII в. В России уже в XVIII в. некоторые ученые и философы развивали эволюционные представления о природе.

М. В. Ломоносов (1711—1765) считал основой мира материю с ее свойствами движения и развития. Вопреки господствовавшим тогда метафизическим воззрениям он понимал живую и неживую природу как единое развивающееся целое. Для доказательства связей между явлениями природы и изменений в ней Ломоносов указывал на органическое происхождение торфа, каменного угля и нефти, на окаменелости и отпечатки ранее обитавших на Земле растений и животных.

Для доказательства эволюции Рулье главным образом использовал исследования ископаемых остатков животных, сравнительные данные о строении современных животных, их зародышевом развитии и данные сельского хозяйства.

Список литературы

1. Азимов А. Краткая история биологии. М.,1997.

2. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.,2000.

3. Либберт Э. Общая биология. М.,1978 Льоцци М. История физики. М.,2001.

4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999.

Posted in Биология Tags: Эволюционное учение

Можно считать, что свое начало современное естествознание берет с периода Эпохи Возрождения, т.е. со второй половины XV века. В это время активно развивается торговля, многочисленные экспедиции отправляются в страны Азии, Африки и Америки, привозя оттуда богатейшие коллекции неизвестных ранее животных и растений, в быстро растущих городах разбиваются парки и создаются ботанические сады. После длительного застоя средних веков бурно развивается естествознание, чему в немалой степени способствовало создание голландцем А. Ван Левенгуком микроскопа. В науке того периода господствовали метафизические представления, в которых природа рассматривалась как совокупность предметов и явлений, изначально созданных Богом и неизменных во времени.

В созданной им системе классификации Линней предложил разделять животных и растения на несколько соподчиненных групп: классы, отряды, роды, виды и разновидности. Растения Линней классифицировал по строению генеративных органов. Классификация цветковых растений, например, строилась на особенностях формы, величины и числа тычинок и пестиков. Такая классификация была искусственной, поскольку родственные растения часто оказывались в разных классах, а различные растения могли оказаться в одном классе. В основу деления на классы животного мира Линней положил особенности строения кровеносной и дыхательной систем. Он выделил следующие 6 классов: млекопитающие, птицы, гады (амфибии и рептилии), рыбы, насекомые, черви (к червям были отнесены губки, кишечнополостные и моллюски). Интересно отметить, что Линней поместил человека вместе с обезьянами и полуобезьянами в один отряд приматов. Несмотря на искусственный характер и другие недостатки система Линнея имела огромное значение: она подытожила многолетний труд ученых-биологов, обеспечила дальнейшее развитие систематики и вызвала большой интерес к изучению растений и животных. Кроме этого, система Линнея привела к возникновению исторического взгляда на природу: применение бинарной номенклатуры вело к представлению о родстве форм в пределах рода, а соподчиненность таксономических единиц – к мысли об общности происхождения органических форм. Однако в силу господства в то время метафизического мировоззрения эти выводы сделаны не были.

В качестве причин эволюционного процесса – усложнения организации живых организмов, Ламарк рассматривал внутреннее стремление организмов к совершенствованию, заложенное создателем, и способность организмов целесообразно изменяться под воздействием окружающей среды, передавая полезные признаки своему потомству по наследству. Так, на растения и низших животных факторы среды (свет, температура, влажность) оказывают непосредственное влияние, а на высших животных – через нервную систему, т.е. косвенно. Изменение условий жизни вызывает у животных изменение потребностей и привычек. В результате одни органы упражняются и развиваются, а другие, наоборот, постепенно исчезают. При длительном воздействии новых условий приобретенные признаки закрепляются и передаются по наследству. Например, у беззубых млекопитающих (киты, муравьеды) исчезновение зубов связано с тем, что их предки проглатывали пищу, не пережевывая ее, у животных, обитающих под землей, глаза стали ненужными, в результате чего либо уменьшились в размере (крот), либо исчезли совсем (слепыш). Неупотребление крыльев привело к их исчезновению у многих насекомых. К аналогичным выводам Ламарк пришел, рассматривая происхождение пород домашних животных и сортов растений. Он считал, что то, что природа делает постепенно в течение длительного времени, человек совершает изо дня в день, меняя произвольно условия выращивания растений и содержания и воспитания животных. Также заслуживают особого внимания рассуждения Ламарка о происхождении человека. Отмечая, что тело человека очень близко по своему строению к строению тела обезьян, он выдвинул предположение, что человек произошел от древних обезьян, которые по каким-то причинам перешли от древесного образа жизни к наземному, что освободило руки для других целей. В результате постоянной тренировки задние конечности обезьян хорошо приспособились к хождению по земле, а передние – к выполнению разных действий. В результате накопления знаний об окружающем мире появилась потребность в общении, сначала с помощью жестов и звуков, а затем и речи. Постепенно эта прогрессивная порода обезьян вытеснила другие породы из лучших мест обитания, и в конечном итоге, из нее сформировался современный человек.

Несомненной заслугой Ламарка является создание первого эволюционного учения, его попытка взглянуть на современную природу как на результат длительного исторического развития. Однако движущие силы эволюции были определены им неверно. Утверждение о заложенном всевышним стремлении организмов к совершенствованию явно ненаучно, а появление только полезных изменений, приводящих к абсолютной целесообразности, и наследование приобретенных признаков также не нашли научных подтверждений.

На формирование его мировоззрения большое влияние оказали работы Ламарка и других выдающихся биологов, а также работы геолога Ч. Лайеля, внесшие идеи исторического развития в геологию. Лайель показал, что на Земле под влиянием выветривания, размывания, вулканической деятельности и других материальных сил происходили и постоянно происходят значительные геологические изменения, приводящие к постоянному изменению среды обитания живых организмов, и, следовательно, требующие постоянного изменения организмов для приспособления к меняющимся условиям. Социально-экономические условия Англии привели к широкому распространению идей о свободе конкуренции и борьбе за существование в обществе и природе. Таким образом, создание Дарвином эволюционной теории было объективно подготовлено всем ходом развития науки и социально-экономических условий. Это подтверждается еще и тем, что практически одновременно с ним основные положения теории естественного отбора были совершенно независимо сформулированы другим выдающимся английским ученым – Альфредом Уоллесом (1823-1913). Однако пальма первенства была по праву отдана Ч. Дарвину, показавшему на огромном фактическом материале причины и механизмы поступательного развития природы, а эволюционная теория получила его имя – дарвинизм.

Чарлз Дарвин

Это путешествие полностью изменило его дальнейшую жизнь. Если раньше Дарвин верил в божественное сотворение видов, то находки и наблюдения, которые он сделал во время своей экспедиции, диаметрально изменили его взгляды. Главными находками стали ископаемые остатки уже вымерших гигантских ленивцев, сходные с современными, и найденные в Южной Америке. На Галапагосских островах Дарвин заметил, что некоторые виды вьюрков, также очень похожи на материковые виды. Некоторые различия в их строении он объяснил тем, что им приходилось приспособливаться к питанию различной пищей. Таким образом, постепенно возникла мысль, что не мог Творец для каждого отдельного острова создавать различные виды животных.

Множество видов вьюрков по версии Дарвина

Множество видов вьюрков по версии Дарвина

Ч. Дарвин вернулся из этого путешествия убежденным материалистом. Он стал сторонником взглядов об изменяемости видов под влиянием среды. Но в то время господствовали взгляды о неизменности видов и изначальной целесообразности, а эволюционные теории, выдвигаемые до Ч. Дарвина, не давали ответа на три главные проблемы:

  • как из одного вида образуются другие;
  • как возникает удивительная приспособленность к среде обитания;
  • каковы движущие силы, факторы эволюции.

Додарвиновский период развития эволюционного учения

Определение додарвиновского периода

Что понимают под периодом в эволюционном учении, существовавшем до Ч. Дарвина?

Додарвиновский период — это временной отрезок развития эволюционного учения, на котором происходило накапливание знаний о процессах, связанных с развитием органического мира.

Биологическая эволюция представляет собой длительный и необратимый процесс, в ходе которого изменяется генотип популяций.

Развитие биологии в додарвиновский период нужно начинать издалека. Сперва стоит упомянуть древнегреческого философа Эмпидокла, которому принадлежит теория мифогенной эволюции. Главное в этой теории было то, что о появлении органических веществ в ней говорилось как о процессе случайном. Такое представление в некотором смысле предвосхитило теорию естественного отбора и процесс эволюции.

Многие сходятся во мнении, что философ высказал идеи, на которых впоследствии построили всю сравнительную морфологию.

До 1859 года — а это додарвиновский период естествознания — было распространено метафизическое учение, согласно которому явления природы — неизменны. Такой взгляд на природу вещей близко креационизму. Последователи этого направления говорили о том, что все виды, существующие в природе, неизменны с момента их возникновения.

Нельзя не упомянуть и о концепции К. Линнея, который является автором бинарной номенклатуры живых организмов. Благодаря ему эффективно решился вопрос, связанный с классификацией живых существ и распределением накопленного фактологического материала.

Несмотря на то, что ученый, по сегодняшним меркам, допустил ряд ошибок и неточностей, его вклад в развитие эволюционных представлений сложно переоценить. В частности, он упорядочил представления о растительном и животном мире, придумал названия для многих живых существ.

Уже после в биологии накопилось множество материала, на основе которого ученые смогли сделать определенные выводы:

  • у видов, отличающихся внутренним строением, наблюдается внутреннее сходство;
  • виды, существующие сейчас, отличаются от живших на планете (ископаемых форм);
  • внешне и по строению животные из области сельского хозяйства заметно могут различаться — все зависит от условий существования, содержания, выращивания (существенно для растений).

Видовая неизменность стала причиной возникновения такого направления как трансформизм. В его основе — система взглядов об изменяемости и превращении видов. Первыми, кто представил такие идеи, стали Ж. Бюффон и Э. Дарвин.

Специфика теории Ж. Б. Ламарка

Трансформизм заметно повлиял на то, какие взгляды сформировались у Ж. Б. Ламарка — создателя первичного эволюционного учения. Ученый первым сформулировал положение об эволюционном развитии живой природы. Суть его в следующем: возникновение жизни связано с самозарождением простейших живых тел на основе веществ неживой природы.

Но Ламарк считал, что в дальнейшем развитие идет по пути прогрессивного усложнения организмов.

Ламарку принадлежит создание естественной системы животных: в ее основе лежит принцип родства между организмами. Виды не остаются неизменными — они регулярно изменяют свою сущность. По системе Ламарка все живые существа делятся на 6 последовательных ступеней — от простых к сложным.

Ламарком также было сформулировано предположение о возникновении жизни в результате самозарождении простейших живых тел, которые появились из веществ неживой природы. Ученый считал, что организмы развиваются путем усложнения.

Все организмы стремятся к постоянному усложнению своей организации — это закон внутреннего стремления организмов к самосовершенствованию. Главный фактор изменчивости организмов заключается во влиянии внешней среды. Вначале изменяются условия, такие как пища и климат. Затем происходят изменения и самих видов — из поколения в поколение.

Еще одно открытие Ламарка — закон упражнения и не упражнения органов. Суть этого закона заключается в том, что орган развивается в процессе эволюции в результате его постоянного использования. Ламарков был описан закон наследования приобретенных признаков.

По Ламарку, любое приспособление является полезным и наследуется следующими поколениями, становясь постоянным признаком определенного вида.

Ламарк думал о причинах изменчивости не совсем правильно — если смотреть на это из сегодня. К примеру, упражнение и не упражнение органов не объясняют изменения многих признаков, таких как волосяной покров, жирность молока, окраска покрова животного организма. К тому же, не каждое изменение организмов ими наследуется.

Ж. Кювье был оппонентом Ламарка и придерживался теории постоянства видов. В последующем он выиграл этот спор и заложил в сознание ученых и людей представление о том, что виды неизменны.

Ему принадлежит теория катастроф, согласно которой внутри каждого геологического периода была сформирована собственная флора и фауна, а в конце каждого периода случался большой переворот или катастрофа. В результате все живое гибло и формировался новый органический мир. Все это выглядело как новый творческий акт, вызывавший образование видов в природе.

Гост

ГОСТ

Естествознание как наука

Сегодняшнее понимание этого термина выглядит так:

Целью естествознания является создание научной картины мира.

Основу этого комплекса составляет физика. Именно она дает возможность изучить суть происходящих процессов в природе. Химия позволяет раскрыть тайны строения вещества и суть химических процессов. На базе знаний о химических элементах и строении вещества развиваются биологические науки – науки о живом. Еще одним важным компонентом естествознания являются науки о Земле. Это комплекс географических наук. На стыке географии и биологии возникла такая отрасль знаний, как экология.

Во главе этой своеобразной пирамиды находится космогония – наука, изучающая Вселенную, как единое целое. Сюда входят астрономия, астрофизика и другие науки о Вселенной. Но в более узком понимании под естествознанием подразумевают комплекс наук о живой природе.

Этапы развития естествознания

Как и любая другая отрасль человеческих знаний, естествознание прошло длительный исторический путь становления. Поэтому история развития естествознания условно разделяется на несколько этапов. Количество этих этапов и их название зависит от исследователя.

Готовые работы на аналогичную тему

Первым этапом считается этап становления наук он происходил в ходе формирования древних государств и цивилизаций и заключался в наблюдении за природными явлениям и накоплении фактов. Самыми древними науками ученые считают астрономию, геометрию и медицину. Большими познаниями в этих отраслях обладали ученые древнего Египта, Междуречья, Древнего Китая и Индии.

Древнегреческий период выделяется примерно с $VI$ века до нашей эры. Именно в это время на территорию Древней Греции проникли естественнонаучные знания из Древнего Востока. Они оформились в единую систему знаний и обрели статус науки, которую назвали натурфилософией.

Продолжателями милетской школы стали Демокрит, Левкипп, Аристотель. Аристотель предложил разделить все науки на три больших раздела: науки теоретические, практические, а также науки продуктивные, цель которых — производство определенных объектов. Эта формальная логическая система, созданная Аристотелем, просуществовала в предложенной им форме вплоть до конца $XIX$ века. Развитие медицины связано с именем Гиппократа.

Эллинистический период развития естествознания связан с расцветом государства Александра Македонского. В этот период работали такие ученые, как Герофил и Эрасистрат, Эвклид, Архимед и Эратосфен. Началось формирование отдельных естественных наук. Все эти периоды иногда объединяют в один – первый подготовительный период. В этот период происходит расширение арсенала понятий, логических норм, фактических знаний.

Второй подготовительный период охватывает средние века.

Арабский период приурочен к эпохе Средневековья. Европейская наука в это время переживала упадок. Любое отклонение от Библии жестоко преследовалось. Европейская наука стала лишь придатком теологии. Достижения античных ученых сохранились и умножились в арабском мире. Крупными научными центрами стали Багдад, Хорезм, Кордова, Самарканд, Каир. До нас дошли имена таких ученых, как Ибн-Закрия аль-Рази, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Омар Хайям, Ибн Рошд и др.

Характерной особенностью этих периодов было накопление фактического несистематизированного материала, констатация фактов, описательный характер науки. Объяснения явлений и процессов носили больше философский характер.

Метафизический период развития естествознания

Метафизика – это раздел философии, наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

Она послужила теоретической предпосылкой и базой для формирования мировоззрения целой эпохи. Метафизика постулировала Бога, целостность мира, бессмертие души. В то же время метафизика не отрицала познаваемости мира, не отвергала опыт и эксперимент, как научный метод. Наряду с этим метафизика отрицала диалектику развития, утверждая неизменность мира.

Этап накопления описаний явлений и процессов сменился этапом их научного объяснения с точки зрения материализма. Завершающим этапом и главным достижением метафизического периода в развитии естествознания стала систематизация знаний во многих отраслях науки. Появилась система растений и животных, периодическая система химических элементов, теории возникновения и происхождения жизни на Земле.

Процесс накопления знаний сменялся периодами научных революций, когда происходила ломка старых представлений и взамен их возникали новые теории.

Читайте также: