Доклад про кокошник 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Бумажные вырезалки - одевалки для детей Совсем недавно я уже публиковала бумажные вырезалки-од.

Журнальчик по объемной аппликации .

желатиновый силикон. дешевая замена жидкому силикону

объемная вышивка золотом

-Метки

-Рубрики

  • Бюро находок (1146)
  • Видео-уроки по рукоделию (93)
  • Войлок (22)
  • Валяние аксессуаров (8)
  • Валяние игрушек и других предметов (6)
  • Валяние одежды (3)
  • Мокрое валяние (6)
  • Сухое валяние (5)
  • Вот так история! (42)
  • Выкройки и схемы (241)
  • Вышивка (257)
  • Вышивка бисером (17)
  • Вышивка лентами (44)
  • Вышитые картины (31)
  • Декоративные швы (67)
  • Игольное кружево (14)
  • Отделка вышивкой (80)
  • Художественная гладь (24)
  • Вязание (300)
  • Вязаная одежда (70)
  • Вязание крючком (171)
  • Вязание на вилке (3)
  • Вязание на спицах (40)
  • Вязаные предметы (35)
  • Вязаные украшения (12)
  • Ирландское кружево (29)
  • Тунисское вязание (5)
  • Уроки по вязанию крючком (78)
  • Фриформ (4)
  • Декорирование и отделка (95)
  • Аппликация (9)
  • Пейп-арт (3)
  • Декупаж (18)
  • Декупаж на ткани (2)
  • Занятия с детьми (6)
  • Игрушки (3)
  • Идеи из текстиля (195)
  • Из непрочитанного (16)
  • Книги и журналы (31)
  • Косметика и красота (1)
  • Ароматерапия (1)
  • Крутые друзья (6)
  • Кулинария (13)
  • Выпечка (5)
  • Закуски и соленья (3)
  • Мясные блюда (2)
  • Мастер-классы (313)
  • Мода (41)
  • Мои Детища! (31)
  • Мои Произведения (54)
  • Окультуриваться надо! (395)
  • Переделка одежды (12)
  • Плетение (13)
  • Подарки (27)
  • Полезные советы (68)
  • Уход за одеждой (9)
  • Психология (2)
  • Психотерапия (2)
  • Работа на компьютере (4)
  • Развивающие игрушки из текстиля (0)
  • Роспись (10)
  • Роспись по ткани (4)
  • Сад и огород (8)
  • Стили в искусстве и моде (8)
  • Украшения (70)
  • Бижутерия из бисера и бусин (21)
  • Бижутерия из проволоки (4)
  • Бижутерия из текстиля (28)
  • Бисероплетение (5)
  • Украшения из пластики (2)
  • Шитьё (152)
  • Крой (71)
  • Лоскутное шитьё (17)
  • Мягкая игрушка (13)
  • Шитье для кукол (9)
  • Шитьё одежды (66)

-Приложения

-Ссылки

-Музыка

-Фотоальбом

Рисунки и контуры для вышивания 15:28 05.08.2014 Фотографий: 20 Интересные украшения из Инета 01:10 05.06.2014 Фотографий: 2 Интересные украшения из Инета 01:08 05.06.2014 Фотографий: 5

-Видео


Вышивание по трикотажу. Трикотажный шов. 22.04.2014 --> Смотрели: 45 (0)

-Стена

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

русский кокошник

Princess Zinaida Yusupova in Russian dress embroidered with pearls

История кокошника полна тайн и загадок, а точного ввремени его появления не знает никто.
Коко́шник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.

A porcelain doll in a stylized Russian outfit. The outfit and the headdress

kokoshnik blue

Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.
Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.
Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.

Kokoshnik millinery, Russia

Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.

A Russian traditional headdress kokoshnik on Sasha Pivovarova - this headdress was inspired by kokoshnik, photographed by Karl Lagerfeld for Chanel Paris-Moscow 2009. The Kokoshnik is based on a construction of thick cloth or a wire frame, with varying degrees of ornamentation on top. The Kokoshnik is based on a construction of thick cloth or a wire frame, with varying degrees of ornamentation on top.

Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, т. о. кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом.

My Russia - Моя Россия: Russian traditional costumes

В Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребенка. Изготавливали кокошники в городах, в больших селах и монастырях специальные мастерицы-кокошницы. Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Такой убор стоил очень дорого, поэтому кокошники тщательно сохранялись в семье и передавались по наследству.

..

Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент - металлическая ленточка - обрисовывает его по краям, а внутри каждой части "канителью" (витая проволочка) вышивается орнамент - оберег. В центре располагается стилизованная "лягушка" - знак плодородия, по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды. Таким образом, кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом.

Russian folk costume

Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики "виноград и роза", появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании "сладку ягодку и аленький цветочек".
Женский головной убор в своих формах и декоре более других частей костюма сохранял архаичные черты, содержитмногочисленные временные напластования. Головные уборы хранились в семьях из поколения в поколение и были непременной частью приданного невесты из зажиточной семьи.
Петр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут праздничной или свадебной одежды.
В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к русской истории и российским древностям.

Alexander Levchenko,Russia

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский кокошник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский кокошник

Женский головной убор, который, стал символом традиционного русского костюма.

Замужним женщинам в России полагалось закрывать волосы - чтобы не сглазили.

Замужним женщинам в России полагалось закрывать волосы - чтобы не сглазили. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей.Поэтому они носили закрытые головные уборы - кокошники. К очелью обычно крепилась налобная сетка из жемчуга или рубленого перламутра.

Характерная черта Кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была.

Характерная черта Кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Костромской губернии было модно носить однорогий кокошник, а в Нижегородской — двурогий.

Формы и украшения кокошника всегда были разнообразны. Кокошники делали из до.

Зажиточные люди заказывали самые дорогие кокошники, украшенные лучшими матер.

Зажиточные люди заказывали самые дорогие кокошники, украшенные лучшими материалами, а те, у кого не было на это денег могли позволить себе украсить головной убор только бисером. Из-за дороговизны изделия, его бережно хранили и берегли как семейную реликвию передавали по наследству из поколения в поколение, а поэтому носили только по праздникам.

Для молодой девушки кокошник был обязательным элементом свадебного наряда, к.

Сейчас русский кокошник является самым большим источником вдохновения для зн.

Сейчас русский кокошник является самым большим источником вдохновения для знаменитых дизайнеров и домов моды, которые создают наряды в русском стиле.

Писаные русские красавицы в национальных одеждах – героини портретов Констант.

Писаные русские красавицы в национальных одеждах – героини портретов Константина Маковского. Самый востребованный в те годы русский художник увлекся изучением женских костюмов прошлых эпох. Его интересовала Русь XV – XVII веков. Константин Егорович Маковский (1839-1915) родился в семье художника, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества С детства, вместе с братом, будущим художником , был окружен творческой атмосферой: в доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. В 1880-х Константин Маковский приобретает известность как модный автор портретов и исторических картин и становится одним из самых высокооплачиваемых российских художников того времени.

Русская красавица, Как же хороша! Счастьем улыбается У тебя душа. Русская кр.

Русская красавица, Как же хороша! Счастьем улыбается У тебя душа. Русская красавица, Нет тебя милей! Ищут-зря стараются, По земле по всей. Мысли твои ясные Миру не понять. Ты-жена прекрасная, И такая ж мать! Ты-не вещь блестящая, Кукла-манекен, Душу настоящую Ближним даришь всем. Сердце твоё чистое, В нём корысти нет, Очи же лучистые Источают свет! Русская красавица, Будь всегда такой, Хоть врагу не нравится Стороны святой. Красавица Всё в ней гармония, всё диво, Всё выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей; Она кругом себя взирает: Ей нет соперниц, нет подруг; Красавиц наших бледный круг В ее сияньи исчезает.

Задание :выполнить зарисовку кокошника, украсив его элементами растительного.

Задание :выполнить зарисовку кокошника, украсив его элементами растительного орнамента.

Кокошник – элемент русского национального костюма, загадочный и затейливый головной убор, украшающий всех женщин, когда-либо его носивших, не имеющий аналогов в мире по сложности и красоте. Итак, что же это такое и как он выглядит?

Что это за головной убор?

Кокошник представлял собой лёгкую конструкцию в виде веера или опахала, волосник или шапочка пришивались к нему, затейливо украшенные. Плотный охват головы гарантировал надёжную посадку и скрывание заплетённых или уложенных волос.

В каждом регионе кокошник имел свою форму. Одни губернии славились однорогими кокошниками, другие носили двурогие. Деревни, расположенные на незначительном расстоянии друг от друга, могли носить шапочки или полумесяцы.

Важно! По головному убору на Руси можно было определить многое. Кокошник служил показателем статуса своей владелицы, её социального положения, возраста и местности происхождения.

Историческая справка

кокошник в старину

Появление в женском наряде такого затейливого головного убора доподлинно не выяснено. Историки допускают версию создания подобного сложной конструкции как заимствование от византийских матрон, которые украшали себя диадемами, крепившимися к волосам с помощью ленточек. Так или иначе, но кокошник известен на Руси больше 10 веков, чему существуют многочисленные подтверждения, найденные в раскопках древних курганов.

Пётр 1 запретил для знати ношение русских платьев, но крестьянство поддерживало многовековые традиции и продолжало носить сарафаны и кокошники. Их реабилитация произошла при Екатерине Великой, которая ввела в моду многое из русской жизни, в том числе и головные уборы. Отечественная война 1812 года моду закрепила, да так, что кроме кокошников с фатой знатные женщины стали носить платья, напоминавшие русские сарафаны высоким кроем стиля ампир.

Посетители картинных галерей, к примеру, Русского музея в Санкт-Петербурге, могут воочию убедиться в популярности русского костюма среди российской аристократии. Практически все женские портреты XVIII—XIX веков демонстрируют красавиц в нарядных светских туалетах с кокошником и фатой на голове.

Женщины из царских фамилий тоже одевались согласно моде тех лет. Их головные уборы украшались не только жемчугами, но и драгоценностями значительной величины, а фата выполнялась из тончайших, эфирных тканей и спускалась зачастую до самого пола.

Придворные дамы носили по западному открытые наряды и русский кокошник, который сохранялся у светских львиц вплоть до революционных событий начала XX века.

Открывшие дома мод в начале прошлого века русские эмигранты в Париже стали вводить в быт европейцев славянские традиции. Например, в это время их стараниями стал популярен свадебный венец, созданный по российским мотивам в форме кокошника-полумесяца.

Очень многие невесты вышли замуж в тиарах, по сути являвшимися русским головным убором. А голливудские актрисы в 20–30-х годах прошлого века обожали показываться в обществе в богато украшенных кокошниках. И даже королева Англии Мария, которая доводится Елизавете Второй бабушкой, шла к венцу с тиарой (полумесяцем) на голове.

О кокошнике подробно

В разных губерниях России носили разные по форме, конструкции, деталям, украшениям кокошники. Обычно это связывалось с региональными обычаями выкладывания волос, которые собирались косами либо жгутом. Их закручивали вокруг головы, выкладывали надо лбом, разделяли надвое и прятали в области висков, маскировали их на затылке.

Виды кокошников

Использование разных головных уборов, объединённых общими признаками, объясняется проживанием женщин на разных территориях. В зависимости от этого можно подразделить их на следующие группы:

дама в кокошнике

  • рогатый (однорогий или двурогий) кокошник;
  • седлообразный — представляющий собой особый головной убор, где передний элемент высоким округлым верхом, как седлом приподнимается над задней частью. Он всегда сопровождался налобником в виде расшитой ленты или узенькой тканевой полоски с вышитым орнаментом;
  • круглая форма плоскодонной шапки — всегда очень богато украшена, эту разновидность нельзя было встретить без вышивки золотыми или серебряными нитями, бисера, перламутра или жемчугов. Сверху накидывался сложенный углом платок, края которого фиксировались под подбородком;
  • кокошники, имеющие плоский овальный верх, выступы возле лба и лопасти в зоне ушей — эти головные уборы венчал белый платок, на котором золотом были вышиты орнаменты.

Однорогие кокошники имели деление на три вида:

  1. как равнобедренный треугольник;
  2. как конус с удлинённой передней частью;
  3. как высокая шапочка с плоскоокруглым верхом.

Из чего их делали?

Основой для них служила береста, позже их делали из плотного картона. Обшивали богатыми тканями, использовали бархат, парчу, кумач. Покрывалом для волос служили тонкие, лёгкие материалы. Украшения не мыслили без вышивки, позумента, бисера, жемчуга, бус, в моделях для богатых жён и дев присутствовали драгоценные каменья.

Детали и их значение

Кокошник дополнялся и украшался разными видами лопастей, обнизей, позатыльников и другими деталями, которые в разных регионах могли значительно отличаться друг от друга:

современная девушка в кокошнике

  1. Обнизи (поднизи) скрывали лоб до надбровных дуг или чуть ниже их в виде сеточки из жемчуга или бисера.
  2. Позатыльник прятал уложенные на затылке волосы. Шили его холщовым, но с бархатной настрочкой, сзади него фиксировали тесёмками.
  3. Сбоку кокошник часто украшался ряснами – длинными нитями из жемчуга или бисера.
  4. Лопасти закрывали уложенные волосы в области ушей.

Что означает вышивка?

Необычные узоры с чередующимися элементами размещались на самых видных частях кокошника. Воплощение символов и обрядов в древних народных орнаментах нашло своё отражение в вышивке на гребне и очелье головного убора.

девочка в голубом кокошнике

Солнце как символ источника жизни в древних верованиях обладало величайшей силой, которая очищала и защищала человека. Этим символом украшаются подавляющее большинство вышивок, расположившихся на нарядах и предметах быта россиян. Земле предавались человеческие черты. Она представлялась русичам женщиной, которая высоко подняла руки с птицами.

Ещё одним из популярных символов, присутствующих на вышивке, являлась птица. Русский человек всегда считал, что птица может принести ему только одно добро. Конь выступал как символ хранителя домашнего очага и воспринимался самым сильным домашним животным. Дерево, древо жизни — самый древний символ, который воплощает понятия предков об устройстве мира (Вселенной). Их наивные представления о райских садах в небе и о произрастании там чудо-дерева, которое приносит волшебные плоды, нашли отражение в орнаментах вышивки кокошников.

Дополнения к наряду с кокошником

Верх его часто покрывался убрусом или фатой (дымкой, вуалью). Платок носили, сложив его треульником. Способ соединения концов платка — закалывание в области шеи. Прекрасное тонкое покрывало-фату тоже носили заколотым впереди или же позволяли ему свободно спускаться и закрывать плечи, спину, грудь.

Важно! Убрус – платок из шёлка или шерсти, с плотными вышитыми орнаментами золотом и серебром. Фата — головная накидка из тонких, лёгких тканей, расшитых по краям или украшенных понизу узкими полосками кружева или позументов.

Мистика и обряды, связанные с ним

манекен в кокошнике

В представлениях русичей, женские волосы должны были обязательно покрываться головным убором. Считалось, что непокрытые, они навлекают несчастье не только на их обладательницу, но на семью и весь род. Чего только не приписывали несоблюдению традиций: болезни и падёж скота, неурожай, всяческие несчастья с близкими.

Девушки надевали кокошник, оставляя открытыми волосы на макушке и косу. Густая и длинная, она считалась символом девичьей красоты и служила для привлечения внимания потенциальных женихов. Замужняя женщина имела право на ношение кокошника только с покрывающим слоем, под которым прятали волосы полностью.

После венчания, когда статус девушки менялся, проводился обряд, на котором женщина прощалась со своей девичьей красой. Под печальные песни косу невесты расплетали и заплетали из одной две. Свекровь надевала на невестку кокошник с тонким покрывалом, иногда кисею заменяли платком, завязывая его по-бабьи, снизу подбородка.

Этот головной убор был праздничным, в повседневности его не носили. В ходу были повойники, которые заменялись невысокими венцами. Невеста должна была выходить замуж в жемчужном кокошнике. Дешёвые его варианты покрывали позором семью. Если купить дорогой головной убор родители не имели возможности из-за бедности, то брали на время в соседских семьях.

Носили его по праздникам до рождения первого ребёнка, затем кокошник возвращали хозяевам. В наиболее крупных и прогрессивных регионах обязательное ношение кокошника после свадьбы определялось трёхдневным сроком. Собственные жемчужные уборы очень бережно хранили и передавали старшей невестке, а за неимением таковой – старшей дочери как весомую часть приданого.

Какое место кокошник занимает в современной моде?

Этот головной убор как часть традиционного русского костюма всегда присутствовал на сцене. Артисты певческих и танцевальных коллективов, исполняющие в репертуаре народные песни и танцы, демонстрируют на концертах кокошники невероятной красоты, выполненные в народных и современных техниках:

Світ цікавих подій, фактів, відкриттів і багато іншого.

  • Отримати посилання
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Електронна пошта
  • Інші додатки

История кокошника


Коко́шник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.

Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.


Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.

Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.

Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.

Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами сексуальной активности и плодородия, т. о. кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом. Например, считалось, что большое количество круглых, или удлиненных овальных висящих элементов в декоре (привесок) - говорит о количестве мужчин, которые были у хозяйки кокошника, и свидетельствуют о ее сексуальной привлекательности. В старину в русских деревнях секс за деньги с проезжими мужчинами, а тем более - с господами, являлся существенным подспорьем в семейной казне, и нисколько не возбранялся, а напротив, всячески поощрялся.

Результат пошуку зображень за запитом

Особенно славились вольным поведением обитательницы Валдайской возвышенности. Все эти сексуальные достижения и победы непременно отражались и в орнаменте кокошника, надеваемого на праздники и гуляния.

Кокошники особенно развратных женщин, славных своими похождениями, столетиями хранились в семьях и были предметом гордости.

Читайте также: