Мера пресечения наблюдение командования воинской части доклад

Обновлено: 05.07.2024

1. Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса.

2. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.

3. Постановление об избрании меры пресечения, предусмотренной частью первой настоящей статьи, направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

4. В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.

Комментарии к ст. 104 УПК РФ

1. Для избрания данной меры пресечения согласия прокурора не требуется.

2. Постановление об избрании этой меры пресечения объявляется соответствующему начальнику, который об установлении наблюдения доносит рапортом командиру части, справка этого начальника об установлении наблюдения приобщается к уголовному делу.

3. Обвиняемому (подозреваемому) должна быть вручена копия постановления об избрании данной меры пресечения.

4. Военнослужащие, в отношении которых применена указанная мера пресечения, лишаются на это время права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды .

См.: Инструкция органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований РФ: Утверждена Главным военным прокурором РФ 1 августа 1994 г.

5. Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащими, о которых идет речь в коммент. ст., являются:

См.: Собр. законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

6. Причем граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.


В данной статье подвергается анализу действующее законодательство в сфере применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Определен объект, условия, цели и основания применения данной меры пресечения.

Наблюдение командования воинской части является особой мерой пресечения и закреплено в статье 104 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Данная проблема возникает в силу того, что в свободное время военнослужащий имеет право на свободу передвижения как в пределах гарнизона без разрешения командира части, так и за его пределами, а также данная мера пресечения не запрещает военнослужащему покидать место жительства.

Как и прочие меры пресечения, данная мера ограничивает конституционные права и свободы подозреваемых (обвиняемых) военнослужащих и должна применяться при соблюдении следующих условий:

− мера пресечения применяется только после принятия решения о возбуждении уголовного дела;

− меры пресечения применяется только в отношении обвиняемого и подозреваемого;

− право избрания меры пресечения предоставлено только следователю, дознавателю или суду в пределах своих полномочий;

− применение меры пресечения является не обязанностью, а правом следователя, дознавателя или суда;

− полномочиями по избранию меры пресечения, по ее последующей отмене, а также по изменению меры пресечения на более строгую или более мягкую наделены дознаватель, следователь и суд;

− возможность обжалования решения суда, следователя, дознавателя о применении меры пресечения в порядке, установленном УПК РФ.

Основными целями применения указанной меры служат исполнение подозреваемым (обвиняемым) своих обязанностей:

− являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора в суд;

− не препятствовать производству по уголовному делу;

− не совершать в ходе производства предварительного следствия преступлений и не препятствовать исполнению приговора [5].

Основания применения мер пресечения, в том числе и наблюдения командования воинской части, закреплены в ст. 97 УПК РФ. К ним относится наличие у дознавателя, следователя либо суда достаточных оснований полагать, что подозреваемый (обвиняемый):

1) скроется от органов дознания, следствия или суда;

2) может продолжить свою преступную деятельность;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иначе воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться как в отношении обвиняемого, так и в отношении подозреваемого. Обвинение в данном случае должно быть предъявлено не позднее 10-ти суток с момента применения меры пресечения.

Дознаватель, следователь или судья выносит постановление об избрании меры пресечения. В данном постановлении указывается преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, а также основания избрания данной меры пресечения. Копия постановления вручается обвиняемому (подозреваемому) с разъяснением ему порядка обжалования решения о избрании меры пресечения. Оформляется обязательство подозреваемого (обвиняемого) военнослужащего по исполнению данного постановления. Кроме того, копия постановления может быть вручена защитнику или законному представителю по их просьбе.

Обязательным условием при избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части является согласие подозреваемого (обвиняемого) (ч.2 ст.104 УПК РФ).

В то же время, согласия командования воинской части, где будет исполняться избранная мера пресечения, не требуется. Законодательством предусмотрено только направление постановления об избрании меры пресечения с разъяснением существа подозрения или обвинения, а также обязанности командования воинской части по исполнению данного постановления.

Также не требуется и ходатайства командования воинской части о принятии на себя обязательств по обеспечению надлежащего поведения подозреваемого (обвиняемого) [6].

Законом не определены конкретные меры, которые должно применить командование воинской части к подозреваемому (обвиняемому). Часть 1 статьи 104 УПК РФ лишь указывает, что командованием воинской части принимаются меры, предусмотренные уставами Вооруженных сил. То есть, при исполнении постановления об избрании меры пресечения командование воинской части руководствуется утвержденными Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 уставом внутренней службы, дисциплинарным уставом, уставом гарнизонной и караульной служб.

Данные уставы предусматривают применение к подозреваемому (обвиняемому) военнослужащему следующих мер:

− лишение права ношения оружия;

− лишение права на присвоение очередного воинского звания;

− постоянное пребывание под наблюдением своих начальников или суточного наряда;

− запрещается направление на работу вне части в одиночном порядке;

− запрещаются назначения в караул и иные ответственные наряды

− не предоставляются увольнения из части, отпуска;

− военнослужащий отстраняется от управления транспортным средством;

− временно отстраняется от исполнения специальных обязанностей;

− может быть отстранен от занимаемой воинской должности и передан в распоряжение командира (начальника), а также иные меры.

Согласно части 4 ст. 104 УПК РФ, в случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения. Вследствие чего избранная мера пресечения подозреваемому (обвиняемому) может быть изменена на более строгую меру пресечения.

Командование воинской части не несет уголовно — процессуальной ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по реализации наблюдения за подозреваемым (обвиняемым). В данном случае применяется дисциплинарное наказание. Объясняется это тем, что личную ответственность за воспитание, военную дисциплину и моральное состояние несут командиры и начальники военнослужащего. Поэтому они могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям, предусмотренным Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, например, таким как выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинской должности.

Таким образом, в законодательстве имеются пробелы, связанные с исполнением меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части. К ним относится отсутствие в уголовно-процессуальном законодательстве четкого указания на то, какие именно меры должны быть применены к подозреваемому (обвиняемому) военнослужащему, а также их объем. Данное обстоятельство не позволяет в полной мере обеспечить контроль над выполнением таким военнослужащим возложенных на него обязательств. Для решения данной проблемы будет целесообразным внести в законодательные акты конкретный список мер, применяемых к подозреваемому (обвиняемому) военнослужащему. Также обязательно нужно определить в каком размере данная мера будет применена. Кроме того, проблемным остается вопрос об ответственности командования воинской части за ненадлежащее исполнение постановления о применении данной меры пресечения. Для решения этого вопроса необходимо положения о наблюдении командования воинской части внести в уставы Вооруженных сил, с определением четкого круга должностных лиц, на которых будет возложена обязанность по исполнению таких постановлений.

Основные термины (генерируются автоматически): воинская часть, мера пресечения, избрание меры пресечения, РФ, обвиняемый, вид наблюдения командования, военнослужащий, наблюдение командования, подозреваемый, уголовное дело.

Данная мера пресечения применяется к подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, которая состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 102 Уголовно-процессуального кодекса РФ (в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу).

Следует отметить, что данная мера пресечения носит специальный характер. Она применяется только к военнослужащему или гражданину, проходящему военные сборы.

В соответствии с ч. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий не подлежит исключению из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, если он является подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.

Применительно к случаям, когда в отношении военнослужащего избрана мера пресечения, которая сопряжена с его пребыванием в статусе военнослужащего и в реализации которой соответственно участвует командование воинской части (в частности, наблюдение командования воинской части), указанное правомочие командования воинской части не исключать военнослужащего из списков личного состава воинской части по истечении срока военной службы - хотя при этом и увеличивается установленный законом срок военной службы, согласно позиции Конституционного Суда РФ в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как несоразмерное ограничение прав военнослужащих.

На практике данная мера пресечения, обычно избирается в отношении военнослужащих срочной службы, хотя запрет применять ее и в отношении иных категорий военнослужащих, например проходящих военную службу по контракту, лиц командного (начальствующего) состава, в законодательстве отсутствует.

Применение меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части допускается только с согласия подозреваемого или обвиняемого. Согласия командования воинской части при этом не требуется.

Наблюдение командования воинской части является должностным видом поручительства.

Постановление об избрании данной меры пресечения направляется командованию воинской части с одновременным разъяснением существа подозрения или обвинения и обязанности по ее исполнению.

Какой-либо специальной ответственности для командования воинской части за нарушение условий меры пресечения не предусмотрено.

При наличии оснований командир может быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

В случае совершения подозреваемым, обвиняемым в период применения меры пресечения действий, для предупреждения которых она была избрана, командование воинской части обязано немедленно сообщить об этом в орган, ее избравший, для решения вопроса об отмене названной меры и применении более строгой.

1 Изображения

Прокуратура
Санкт-Петербурга

16 ноября 2015, 09:47

Мера пресечения - наблюдение командования воинской части

Данная мера пресечения применяется к подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, которая состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 102 Уголовно-процессуального кодекса РФ (в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу).

Следует отметить, что данная мера пресечения носит специальный характер. Она применяется только к военнослужащему или гражданину, проходящему военные сборы.

В соответствии с ч. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий не подлежит исключению из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, если он является подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.

Применительно к случаям, когда в отношении военнослужащего избрана мера пресечения, которая сопряжена с его пребыванием в статусе военнослужащего и в реализации которой соответственно участвует командование воинской части (в частности, наблюдение командования воинской части), указанное правомочие командования воинской части не исключать военнослужащего из списков личного состава воинской части по истечении срока военной службы - хотя при этом и увеличивается установленный законом срок военной службы, согласно позиции Конституционного Суда РФ в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как несоразмерное ограничение прав военнослужащих.

На практике данная мера пресечения, обычно избирается в отношении военнослужащих срочной службы, хотя запрет применять ее и в отношении иных категорий военнослужащих, например проходящих военную службу по контракту, лиц командного (начальствующего) состава, в законодательстве отсутствует.

Применение меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части допускается только с согласия подозреваемого или обвиняемого. Согласия командования воинской части при этом не требуется.

Наблюдение командования воинской части является должностным видом поручительства.

Постановление об избрании данной меры пресечения направляется командованию воинской части с одновременным разъяснением существа подозрения или обвинения и обязанности по ее исполнению.

Какой-либо специальной ответственности для командования воинской части за нарушение условий меры пресечения не предусмотрено.

При наличии оснований командир может быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

В случае совершения подозреваемым, обвиняемым в период применения меры пресечения действий, для предупреждения которых она была избрана, командование воинской части обязано немедленно сообщить об этом в орган, ее избравший, для решения вопроса об отмене названной меры и применении более строгой.

Наблюдение командования воинской части - это специфическая мера пресечения в уголовном процессе РФ, не связанная с заключением под стражу, но имеющая специальный субъект применения - военнослужащего или гражданина, проходящего военные сборы. Ее уникальность состоит в ограничении категорий лиц, к которым она применима, и в способе ее применения.

Редкое явление

Мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части является одной из самых специфических и мало использующихся в уголовном процессе. Это связано прежде всего с тем, что использоваться она может только в отношении определенной ограниченной категории лиц. Причем специфика этой меры пресечения состоит и в способе ее применения.

Так, в соответствии со ст. 104 УПК РФ наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом следующих обязательств:

  • в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд;
  • иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Хотелось бы отметить следующий момент: поскольку в законе указано на возможность применения данной меры пресечения при наличии предположения, а не доказательства, это дает возможность применять ее неограниченно широко и в ряде случаев необоснованно.

Например, практика показывает, что и должностные лица, и защитники в ходатайстве о применении меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части в 17% случаев вообще не ссылались на обстоятельства, перечисленные в ст. 97 УПК РФ; в 26% случаев такая ссылка была сделана и при этом указывались конкретные обстоятельства, подтверждающие намерения обвиняемого; в остальных 57% изученных дел следователи хотя и ссылались в качестве основания на обстоятельства, перечисленные в ст. 97 УПК РФ, но каких-либо конкретных фактов, подтверждающих намерения обвиняемого, не приводили.

Как правило, следователи в своих постановлениях хоть и ссылаются на обстоятельства, перечисленные в ст. 97 УПК РФ, но при этом не располагают конкретными фактическими данными, подтверждающими намерения обвиняемого, а свое решение основывают на совершенно иных обстоятельствах дела: прежде всего на характере преступления, его тяжести, а также данных о личности обвиняемого.

При этом распространены случаи круговой поруки, когда судьи идут на поводу у следствия и принимают во внимание надуманные основания для применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Например, судьи указывают в качестве обстоятельства, свидетельствующего о намерении лица скрыться за границу, наличие у него заграничного паспорта либо, такое тоже бывает, ссылаются на приобщенный к делу рапорт оперуполномоченного о том, что, по оперативной информации, лицо высказывало намерение скрыться за границей.

Именно поэтому мы считаем, что очень важной мерой процессуальных гарантий является законодательное установление о том, что избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого. Кроме того, необходимо учитывать, что большое количество преступлений совершается военнослужащими в результате процветающих неуставных отношений, и в данной ситуации, когда преступление совершено именно по такой причине, дальнейшее нахождение подозреваемого или обвиняемого не только нежелательно, но и недопустимо. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что довольно часто защитники, обнаруживая основания для избрания рассматриваемой меры пресечения, в целях ограждения своего подзащитного от лишения свободы любой ценой не обращают должного внимания на указанное законодательное предписание, относятся к нему формально и убеждают своих подзащитных дать соответствующее согласие на применение к ним указанной меры пресечения.

Оформление

Решение об избрании наблюдения командования воинской части оформляется мотивированным постановлением лица, производящего дознание, следователя или прокурора либо мотивированным определением (постановлением) суда при наличии письменного согласия подозреваемого, обвиняемого. Постановление, составленное лицом, производящим дознание, утверждается начальником органа дознания. В нем указываются:

  • дата (число, месяц, год) и место его составления;
  • должностное положение, звание и фамилия лица, принимающего решение о мере пресечения;
  • преступление, в совершении которого обвиняется или подозревается лицо, к которому применяется наблюдение командования воинской части, и основания для избрания данной меры пресечения;
  • статьи УПК РФ, в соответствии с которыми применяется наблюдение командования воинской части;
  • анкетные данные обвиняемого (подозреваемого) и место нахождения, откуда он не должен отлучаться (воинская часть, место ее расположения);
  • мотивировка, изложение системы доводов, правовых и логических аргументов, показывающих необходимость применения рассматриваемой меры пресечения.

Постановление объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено, копия постановления или определения вручается этому лицу, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе. Одновременно лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, копия постановления направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

Ограниченные в правах

Следует обратить внимание на то, что в процессе рассмотрения вопроса об избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части, к сожалению, защитники находятся в худшем, нежели сторона обвинения, положении. Потому как защитник лишен возможности допросить свидетелей защиты и представить их показания суду. Он вправе лишь в порядке ч. 3 ст. 86 УПК РФ опросить каких-либо лиц с их согласия и составить протокол опроса. Однако защитник не вправе предупреждать данных лиц об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, в связи с чем суд может не доверять данным, содержащимся в протоколах опроса.

По приказу

Об установлении наблюдения командование воинской части издает приказ. Об этом в письменной форме уведомляется лицо, избравшее данную меру пресечения. С этого момента и действует (применяется) указанная мера пресечения.

Наблюдение командования воинской части является бессрочной мерой пресечения и действует в большинстве случаев в течение всего срока производства по уголовному делу до его окончательного разрешения.

Наблюдение командования воинской части за подозреваемым, обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, к которым относят следующие запреты:

  • обвиняемые лишаются на время применения к ним рассматриваемой меры пресечения права ношения оружия;
  • постоянно находятся под наблюдением своих непосредственных и прямых начальников, лиц суточного наряда;
  • не направляются на работу вне части в одиночном порядке;
  • не назначаются в караул;
  • не увольняются из расположения части;
  • не направляются в краткосрочный отпуск;
  • в необходимых случаях военнослужащий может быть отстранен командованием от занимаемой должности на время действия меры пресечения.

В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший эту меру пресечения.

Законодатель не устанавливает ответственности командования воинской части за нарушение обвиняемым, подозреваемым избранной меры пресечения. Однако в соответствии с уставами Вооруженных Сил РФ при наличии вины командиров и начальников в непринятии мер по обеспечению надлежащего поведения и явки обвиняемого по вызовам на них могут быть наложены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

Фигуранты

Лиц, к которым может быть применена "командная" мера пресечения, можно разделить на 3 основные группы. В отношении их срок действия наблюдения командования воинской части может быть различным. Такими группами являются:

  1. военнослужащие, проходящие военную службу по контракту;
  2. военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;
  3. граждане, проходящие военные сборы.

Но вне зависимости от принадлежности конкретного лица к одной из 3 групп на практике при применении данной меры пресечения возникают сложности. Так, в соответствии с подп. 1 п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда, например, в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.

Эта норма Закона касается военнослужащих, проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву. То есть военнослужащий, в отношении которого избрана мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части, не может уволиться из рядов Вооруженных Сил РФ до вынесения окончательного решения по уголовному делу или до изменения меры пресечения. Поскольку наблюдение командования воинской части как мера пресечения избирается до вынесения окончательного решения по делу, она может быть отменена, когда в ней отпадает необходимость или она изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

  • скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
  • может продолжать заниматься преступной деятельностью;
  • может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Учитывается также тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

В соответствии со здравым смыслом

В соответствии с УПК РФ истечение срока военной службы не является основанием к отмене или изменению меры пресечения, а значит, военнослужащий вынужден продолжать службу до окончания избранной в отношении его меры пресечения. В этом случае, если действует мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части в отношении военнослужащего, проходящего военную службу, срок которой истек, военнослужащий не может быть исключен из списков личного состава воинской части, что ущемляет его конституционные права на:

  • равенство всех перед законом (ст. 19 Конституции РФ). Данная мера пресечения может быть избрана как в отношении подозреваемых или обвиняемых, являющихся военнослужащими, так и в отношении граждан, проходящих военные сборы, однако в соответствии с п. 3 ст. 54 Закона N 53-ФЗ "продолжительность военного сбора не может превышать 2 месяца" и продление сроков сборов не предусмотрено;
  • свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ), поскольку его действия ограничены наблюдением командования частью и местом расположения части;
  • свободный труд (ст. 37 Конституции РФ), так как военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не может свободно распоряжаться своим трудом после окончания контракта о прохождении военной службы.

А ведь в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ "в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Таким образом, защитник должен четко следить за истечением сроков и при наступлении срока увольнения подзащитного из рядов ВС РФ обратиться в соответствующий орган, избравший данную меру пресечения, с соответствующим ходатайством об изменении меры пресечения, дабы не допустить необоснованного нарушения или ограничения законных прав и интересов своего подзащитного.

Таким образом, к разным категориям лиц наблюдение командования части как мера пресечения должна применяться по-разному. Например, в отношении граждан, проходящих военные сборы, она не может длиться дольше, чем военные сборы, и должна быть изменена с их окончанием, иначе в отношении "сборников" в связи с применением меры пресечения в виде наблюдения командования части ограничиваются права граждан, в том числе и на исключение из списков личного состава воинской части в день истечения срока сборов.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Наблюдение командования воинской части за подозреваемым, обвиня­емым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим воен­ные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооружен­ных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить надлежащее поведение этого лица и его явку по вызовам (ч. 1 ст. 104 УПК

Уставы Вооруженных Сил к указанным мерам относят следующие запреты:

· обвиняе­мые лишаются на время применения к ним этой меры пресечения права ношения оружия,

· постоянно находятся под наблюдением своих непосредствен­ных и прямых начальников, лиц суточного наряда,

· не направляются на рабо­ту вне части в одиночном порядке,

· не назначаются в караул.

· не увольняются из расположения части,

· не направляются в краткосрочный от­пуск,

· в необходимых случаях военнослужащий может быть отстранен ко­мандованием от занимаемой должности на время действия меры пресечения.

При избрании данной меры пресечения командованию воинской части разъясняются подозрение или обвинение и его обязанности по обеспечению данной меры пресечения.

Законодатель не устанавливает ответственности командования воинс­кой части за нарушение обвиняемым, подозреваемым данной меры пресече­ния. Однако это не означает, что такая ответственность исключается. В соот­ветствии с уставами Вооруженных Сил при наличии вины командиров и на­чальников в непринятии мер по обеспечению надлежащего поведения и явки обвиняемого по вызовам на них могут быть наложены дисциплинарные взыс­кания, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил: заме­чание, выговор, строгий выговор, понижение в должности или в воинском звании, предупреждение о неполном служебном соответствии и т. д.

При нарушении обвиняемым военнослужащим меры пресечения и совер­шении действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения, а к обвиняемому, подозреваемо­му применяется более строгая мера в порядке, предусмотренном ст. 110 УПК.

Наблюдение командования воинской части правомерно применять в качестве меры пресечения к любому военнослужащему и военнообязанно­му, призванному на военные сборы, который подозревается или обвиняется в совершении преступления, при условии его согласия на применение дан­ного вида принуждения (ч. 2 ст. 104 УПК).

Постановление (определение) об избрании этой меры пресечения должно содержать следующие данные:

· когда и кем оно составлено;

· сведения об об­виняемом, подозреваемом;

· сущность предъявленного обвинения (подозрения);

· основания для избрания мерой пресечения наблюдения командования воинс­кой части.

Оформляется:

· Постановление следователя, дознавателя, прокурора, судьи или определение суда направляется командованию воинской части.

· Об уста­новлении наблюдения командованием воинской части издается приказ, о чем в письменной форме уведомляется лицо, избравшее данную меру пресечения.

С этого момента и действует (применяется) указанная мера пресечения.

Наблюдение командования воинской части за подозреваемым, обвиня­емым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим воен­ные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооружен­ных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить надлежащее поведение этого лица и его явку по вызовам (ч. 1 ст. 104 УПК

Уставы Вооруженных Сил к указанным мерам относят следующие запреты:

· обвиняе­мые лишаются на время применения к ним этой меры пресечения права ношения оружия,

· постоянно находятся под наблюдением своих непосредствен­ных и прямых начальников, лиц суточного наряда,

· не направляются на рабо­ту вне части в одиночном порядке,

· не назначаются в караул.




· не увольняются из расположения части,

· не направляются в краткосрочный от­пуск,

· в необходимых случаях военнослужащий может быть отстранен ко­мандованием от занимаемой должности на время действия меры пресечения.

При избрании данной меры пресечения командованию воинской части разъясняются подозрение или обвинение и его обязанности по обеспечению данной меры пресечения.

Законодатель не устанавливает ответственности командования воинс­кой части за нарушение обвиняемым, подозреваемым данной меры пресече­ния. Однако это не означает, что такая ответственность исключается. В соот­ветствии с уставами Вооруженных Сил при наличии вины командиров и на­чальников в непринятии мер по обеспечению надлежащего поведения и явки обвиняемого по вызовам на них могут быть наложены дисциплинарные взыс­кания, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил: заме­чание, выговор, строгий выговор, понижение в должности или в воинском звании, предупреждение о неполном служебном соответствии и т. д.

При нарушении обвиняемым военнослужащим меры пресечения и совер­шении действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения, а к обвиняемому, подозреваемо­му применяется более строгая мера в порядке, предусмотренном ст. 110 УПК.

Наблюдение командования воинской части правомерно применять в качестве меры пресечения к любому военнослужащему и военнообязанно­му, призванному на военные сборы, который подозревается или обвиняется в совершении преступления, при условии его согласия на применение дан­ного вида принуждения (ч. 2 ст. 104 УПК).

Постановление (определение) об избрании этой меры пресечения должно содержать следующие данные:

· когда и кем оно составлено;

· сведения об об­виняемом, подозреваемом;

· сущность предъявленного обвинения (подозрения);

· основания для избрания мерой пресечения наблюдения командования воинс­кой части.

Оформляется:

· Постановление следователя, дознавателя, прокурора, судьи или определение суда направляется командованию воинской части.

· Об уста­новлении наблюдения командованием воинской части издается приказ, о чем в письменной форме уведомляется лицо, избравшее данную меру пресечения.

Читайте также: