Ментальная арифметика для детей с овз доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пигунова Инна Сергеевна

город Апатиты 2021г.

Ментальная арифметика – это система устного счёта в уме основанная на образном мышлении и мышечной памяти пальчиков. Это уникальная система гармоничного развития умственного и творческого потенциала, основанная на системе устного счета.

Во многих странах Азии ментальная арифметика является обязательным предметом, с которого дети начинают обучение в школе. Очень активно применяют техники ментальной арифметики в Турции, в странах Северной Америки. В России (уже несколько лет) дети тоже получили возможность доступно заниматься ментальной арифметикой и развивать свой интеллект. В основе методики лежат древние счеты-абакус.

Это самый главный инструмент, который был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать. Можно сказать, что абакус — это прародитель современного калькулятора. Только калькулятор не развивает интеллект и не заставляет человека думать, а вот абакус устроен таким образом, что умение считать на нем тренирует мозг, развивает нейронные связи между обоими полушариями, творческие способности и интеллект.

Ментальная арифметика способствует:

1. развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;

2. наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;

3. развитию уверенности в собственных силах;

4. улучшению внимательности и концентрации

Исследования влияния ментальной арифметики на детей, выявило значительное улучшение зрительной и слуховой памяти, повышение концентрации внимания учеников.

Манипуляции со счетами являются проявлением мелкой моторики, которая способствует активизации деятельности головного мозга в целом, а не только одного из полушарий.

Достижение изучения ментальной арифметики не только в том, что ребенок учится быстро считать большие числа, это лишь следствие и подтверждение того, что он развил способность концентрации внимания, наблюдательность, представление, воображение, слух и память.

Счет на арифметических счетах Абакус - мощный тренажер вычислительных навыков детей.

Использование этого устройства на занятиях имеет ряд преимуществ перед счётом на калькуляторе или бумаге. Основное – это умение производить числовые операции в уме, без использования записей. Выполнение таким образом арифметических действий, предполагает работу двух рук, при этом активируются сразу оба полушария головного мозга.

Работа с костяшками влияет на мелкую моторику, что в свою очередь способствует общему развитию, в том числе и интеллектуальному. Со временем движения рук доводятся до автоматизма. Косвенным образом происходит и развитие воображения, так как, переходя с абакуса на ментальный счет, необходимо представлять вычисления на нем, используя воображение.

Занятия ментальной арифметикой набирают сейчас большую популярность. Третий год на занятиях по внеурочной деятельности мы с учениками так же начали изучать ментальную арифметику.

Вся программа по освоению устного счета построена на последовательном прохождении нескольких этапов, где происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием косточек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий.

В результате прохождения программы у учеников с интеллектуальными нарушениями повысились вычислительные навыки и улучшилась успеваемость в школе, повысилась познавательная активность, улучшились интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.

Программа обучения метальной арифметики направлена на формирование устойчивых нейронных связей левого и правого полушарий. Именно этот факт помогает детям выбирать наиболее эффективные решения и добиваться успеха в жизни.

Можно ли им заниматься ментальной арифметикой? Можно и нужно.

Дочитайте статью до конца, и вы узнаете, каких реальных успехов добиваются ученики.

Коррекционные возможности.

Индивидуальные занятия ментальной арифметикой помогут, если имеется:

  • лёгкая умственная отсталость;
  • расстройство аутистического спектра;
  • нарушение межполушарных связей;
  • задержка психического развития;
  • гиперактивность.

У многих ребят с ОВЗ особо сильно проявляется дисбаланс между полушариями мозга. В результате страдает внимание, реакция, память. Ментальная арифметика корректирует этот дисбаланс. Возникают стабильные нейронные связи.

Важно, чтобы уроки проходили индивидуально, желательно в домашних условиях. Тогда ученику с ОВЗ проще сосредоточиться. Его ничего не будет отвлекать.

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Абакус и не только.

Для учеников с ОВЗ важно системно развивать мелкую моторику рук, а также амбидекстрию — умение пользоваться двумя руками одномоментно.

Это как раз и дают занятия счётом на абакусе. С первых уроков дети двигают на счётах косточки. Учим их использовать обе руки. Играем в игры. Например, какая рука быстрее передвинет косточки. Или набираем число на абакусе, а затем просим показать его с помощью пальцев. С этими заданиями отлично справляются и ребята с нарушением зрения.

Физкультминутки помогают развивать общую и крупную моторику детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья

На ментальном уровне.

Счёт на ментальной карте развивает воображение. Ученик представляет, что нарисованные смайлики или цветы — это косточки абакуса. Водит по ним пальцем и считает в уме.

Важна роль флеш-карт. Это картинки, на которых изображены ряды абакуса. Расположение косточек обозначает определённые числа. Только сосредоточившись, ученик даст правильный ответ. Педагог начинает менять карточки, с каждым разом быстрее. Это тренирует наблюдательность. Такие игры на визуализацию улучшают зрительную память.

Ментальный счёт — долгожданный этап. Ученик воображает счёты, мозг трудится. Ребёнок справляется в уме с многозначными числами.

Безграничные успехи.

Дети с ОВЗ становятся усидчивее, внимательнее, чувствуют себя успешными — вот главный результат ментальной арифметики.

В разы возрастают математические наклонности детей с аутизмом. Они качественно справляются с заданиями, легко запоминают результаты вычислений.

Ещё один плюс — это социализация детей с ОВЗ. Они участвуют в состязаниях по ментальной арифметике. Российский мальчик с ОВЗ в 2019 году победил на международном чемпионате UCMAS.

Это доказывает, что в ментальной арифметике нет границ. Главное — предусмотреть индивидуальное обучение, найти к вашему сыну или дочке особый подход. Тогда у него всё получится.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода обучения;2) Продемон.


Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме.


Дидактическая игра как один из методов обучения детей в коррекционной школе

В статье сказано о необходимости использования дидактических игр на уроках. Описаны задачи, тебования, виды дидактических игр, как проводить игру. Значение игры - у детей появляется интере.

Наблюдение за окружающим миром как один из основных методов обучения в начальной школе.

Развитие уменя наблюдать и видеть различние вещи вокруг, умение анализировать и обобщать их - залог успешного обучения в начальной школе и далее в течение всего времени, пока человек живет и акт.

"Использование интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста"

Выступление на педагогическом совете.


Игровые технологии как один из видов метода обучения в современной начальной школе


Ментальная арифметика как один из интерактивных методов обучения детей с ОВЗ

Ментальная арифметика как один из интерактивных методов обучения детей с ОВЗ.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Как влияют занятия на детей с расстройствами аутистического спектра и почему обязательно нужно попробовать?

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Ментальная арифметика, в отличие от занятий по стандартной школьной программе, подходит не только здоровым детям, но и тем, кто имеет определенные психические отклонения. Как влияют занятия на детей с расстройствами аутистического спектра и почему обязательно нужно попробовать?

До середины 20-го века аутизм определяли, как особый тип мышления, то есть людей, которые не могли взаимодействовать с социумом, называли странными и закрытыми. Более серьезные проявления аутизма считались психиатрической проблемой, их лечили медикаментозно, нередко в стационарах закрытого типа.

ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ И КАК ОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ?

Аутизм у детей выявлялся достаточно давно, но впервые симптомы болезни были систематизированы врачами США в 1943 году, тогда же появился термин для обозначения болезни. До этого момента детям-аутистам ставили самые разные диагнозы, от синдрома недостатка внимания до серьезных психических отклонений.

Ребенок с РДА не склонен контактировать с кем-либо, он полностью погружен в свой внутренний мир. Игры со сверстниками, похвалы взрослых, развлечения или обучение не интересны ему, а иногда заставляют впадать в состояние, схожее с кататонией.

АУТИЗМ У ДЕТЕЙ. ПРИЗНАКИ

Почему у человека проявляется это заболевание, медики ответить не могут, самые популярные версии – наследственность или сбой в генетическом коде. Основной признак аутизма во взрослом возрасте – отсутствие правильного взаимодействия с социумом. Есть еще несколько симптомов:

1) Отсутствие эмоций и непонимание чужих эмоций. Если используются общепринятые ритуалы сближения или благодарности – объятия, поцелуи, подарки – то аутисты следуют тем правилам, которые заметили у окружающих, самостоятельной потребности выражать эмоции у них нет. Иногда это выглядит странно и неуместно.

2) Проблемы с общением. Сложно начать разговор, завязать дружеское общение. Речь часто бедная, не насыщенная метафорами или интонационной окраской.

При этом люди с аутическим расстройством часто обладают определенными талантами в самых разных областях, например, хорошо рисуют или решают сложнейшие математические задачи. Если родители заметили способности ребенка и помогли их реализовать, то он может добиться больших успехов.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО У РЕБЕНКА АУТИЗМ?

1) Он предпочитает одиночество, сводит контакты с миром к минимуму осознанно, стремится уйти от компании детей или взрослых, если они пытаются с ним заговорить.

2) Ребенок не использует жесты, мимику, кажется абсолютно безэмоциональным. У других людей он также не различает эмоций, изменения психологического состояния. Если на ребенка накричать, это ничего не изменит, он просто не поймет, что вы злитесь.

3) Маленький аутист будет бурно реагировать на любое изменение привычного состояния окружающей действительности. У ребенка есть ритуалы, которые нельзя прерывать; вещи стоят на определенных местах, сдвигать их нельзя.

4) Есть проблемы с речью. Ребенок или имеет задержку речевого развития, или просто предпочитает не контактировать с миром с помощью голоса или письма, но при этом абсолютно развит по возрасту, а иногда и опережает сверстников.

Расстройства аутического спектра, в отличие от большинства детских заболеваний, не имеют четко выраженной симптоматики. У ребенка не обязательно будут проявляться все признаки аутизма. Медики делят РДА на 4 типа.

Эти дети не контактируют с окружающим миром. Первые признаки заболевания можно заметить через пару недель после рождения крохи – ребенок не ловит взглядом людей, не улыбается родителям. В будущем, он не будет проситься на ручки, с ним сложно будет взаимодействовать даже родным

Дети с таким типом аутизма более восприимчивы к окружающему миру, они не отвергают его, а используют выборочно. У ребенка будут любимые продукты, игры, занятия, ритуалы, которые нельзя менять или прерывать. В противном случае родителей и тех, кто посмел нарушить привычный ход вещей, может ждать не только истерика, но и агрессия со стороны маленького аутиста

Самый неприятный тип болезни и для ребенка, и для окружающих. Дети конфликты, склоны к причинению вреда и саморазрушению. Часто в рисунках или ритуалах ребенка появляются мистические, страшные или отталкивающие мотивы. Контакты с миром минимальны

Очень ранимые дети, которые находятся в стрессе от взаимодействия с окружающим миром. Родителям придется обеспечить малышу постоянное ощущение безопасности, комфорта; принять все его ритуалы и следовать желаниям. В противном случае, ребенок может заболеть, замкнуться или причинить себе вред

КАК АУТИЗМ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ И СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ?

Развитие ребенка-аутиста происходит не так, как у других детей. Он сложно воспринимает стандартные формы обучения, но иногда способен к невероятному саморазвитию в выбранной области. Родителям нужно понимать, что внимание маленького аутиста рассеянное, он может чем-то увлечься, но быстро устает.

Интересно работает память ребенка. В его голове информация хранится блоками. То есть он не может установить причинно-следственную связь, но может включить в нужный момент то или иное воспоминание и использовать его. Именно поэтому детям с РДА так неприятно любое нарушение устоявшегося порядка вещей, они просто не понимают, что теперь делать, ведь только что возникла ситуация, о которой он ничего не знает.

Мышление аутистов причудливо, как и воображение. Они могут планировать свои действия, находить общие признаки у предметов и явлений, но при этом редко способны пересказать или дофантазировать историю. Они могут часами разговаривать сами с собой, петь песни, рассказывать стихи, но стоит попытаться вывести малыша на диалог, и в ответ вы получите те же самые фразы из любимых мультфильмов или песенок, не подходящие к контексту. Речь они воспринимают, но реагируют по-своему, иногда на близких людей может быть отклик, а вот чужакам грозит полное отторжение.

КАК ПРАВИЛЬНО РАЗВИВАТЬ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ?

Родители должны учитывать особенности развития детей-аутистов. Они вполне обучаемые, если с раннего возраста заниматься их развитием. Все усилия направляются на восстановление социально–адаптационных навыков с помощью специальных упражнений и развивающих игр.

Поскольку каждый ребенок-аутист особенный, коррекционную программу подбирают индивидуально. Но помимо развивающих занятий, необходимо обеспечить ребенку правильный контакт с родителями. В общении с малышом должны быть исключены паника и равнодушие.

Полноценному развитию аутиста будут способствовать:

  • Полное принятие состояния малыша.
  • Составление плана задач на каждый день.
  • Ежедневное обучение ребенка правилам поведения в быту имморальным аспектам.
  • Обеспечение комфортных для ребенка условий.

С помощью развивающих упражнений ребенок-аутист будет учиться не только находить контакт с другими людьми и внешней средой, но и познавать быт. Занятия будут помогать ребенку найти свое место в мире, перестать испытывать испуг в новых условиях, адекватно принимать изменения вокруг себя.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Мама и папа должны знать, как развивать ребенка-аутиста. Обучение аутистов основывается на четко продуманных шагах:

  • Создание четкого графика. Необходимо избегать непредсказуемых упражнений, игр, которые будут пугать ребенка. Лучше повесить на стене график в рисунках, что ребенок знал, чего ему ожидать.
  • Обучение социальному моделированию. Детей-аутистов необходимо знакомить с эмоциями, мотивировать их, обучать навыкам поведения, которые здоровые дети приобретают инстинктивно. Это можно делать с помощью чтения книг, обсуждению действий других людей.
  • Использование приема фиксирования. Аутисты часто фокусируют внимание на одном предмете, что можно выгодно использовать в обучении. Например, если мальчик любит машинки, можно с их помощью изучать цвета, географию с помощью большой карты, правила движения и др.

ПОЧЕМУ АУТИСТУ СТОИТ ЗАНИМАТЬСЯ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКОЙ?

Традиционная система обучения редко интересна аутисту, он будет изучать только то, что выберет сам. Конечно, дети с РДА могут заниматься обычной школе, но и дополнительное развитие им необходимо.

Ментальная арифметика для аутиста хороша не только тем, что помогает понять основные принципы решения задач и примеров, но и воздействием на оба полушария мозга. Некоторые врачи предполагают, что проблема аутизма кроется в плохом взаимодействии полушарий, а во время занятий связи между ними будут укрепляться.

Ребенку понравится возможность свести контакты с преподавателями и другими учениками к минимуму, для тренировки нужен только компьютер. К тому же, возможные математические таланты раскроются быстрее, ведь заниматься будет комфортнее.

Занятия ментальной арифметикой могут изменить жизнь ребенка, преобразить ее и стать фундаментом для развития будущего математика, конструктора, архитектора, инженера, художника.

Коррекционное обучение детей с нарушениями может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что может повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

В нашем клубе есть преподаватель, который уже много лет работает с детьми с синдромом Дауна и детьми с ДЦП.

Ментальная на кончиках пальцев

Развитие мелкой моторики просходит за счет работы на демострационном абакусе. Он большой, яркий, косточки двигаются — да, вот так по-детски.

Ментальная арифметика в коррекционном обучении детей с ОВЗ, изображение №1

Используются игры с разным материалом:

Игры с абакусом: камешки, ракушки, макарончики — все, что имеет фактуру.

Игры брейн-фитнеса: фигурки, фишки, кубики, веревочки, спички.

Тут безгранично можно использовать любой материал.

Ментальная в постоянной игре

Да, для ребенка все будет игрой, для преподавателя и родителей — работой, ежедневной. Легко ли это — постоянно играть? Нет, это не легко, без багажа знаний, опыта игра — это труд.

Ментальная, как строгая система

Дисциплина никому никогда не помешает.

Четкая система занятий. Ведение учета, что изучили и когда пора делать повтор. 3 три шага вперед — возврат, повторение.

Ментальная арифметика в коррекционном обучении детей с ОВЗ, изображение №2

Труд, вперед по чуть-чуть, обратная связь педагогов и родителей, домашние задания, проработка материала, новый материал и так по кругу без остановок.

Четкая последовательность в работе и нельзя бросать.

С детьми нужно постоянно, упорно заниматься, изо дня в день повторять, закреплять изученный материал. Но усилия не пропадут даром. Нужен только толчок, опытный педагог и родные люди со своей безграничной любовью и преданность! При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.

Специалисты убеждены, что Даунят можно научить практически всему, главное – заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам.

Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в « обычную « жизнь – общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках.

Даже если мы видим, что у ребенка есть потенциал и как далеко он может пойти, мы никогда на него не давим.

Если что-то вызывает затруднения, мы замедляемся, мы возвращаемся назад, пробуем еще какой-то способ.

Иногда он и дает большую легкость и все и начинает получаться.

Что помешает

Ожидание быстрых результатов

— этим грешат все родители, кроме, кстати родителей спортсменов, которые понимают абсолютно ясно, что спорт — это труд и дисциплина.

Так вот, ментальная арифметика тоже труд и дисциплина на 1-2-3 года.

Не хочу

Когда ребенку становится не интересно. теряется новизна, нет мотивации

Успех в учении у детей будет только тогда, когда они поверят в свои силы.

Сформированная мотивация - одна из основных движущих сил учения ребенка.

Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей , учитель должен решать одну из основных педагогических задач на уроке - формирование учебных мотивов.

Откуда возникла тема ментальная для детей с ОВЗ?

Из опыта из запросов. К нам обратились мамы в разное время, по домашнему комплекту для детей с синдромом Дауна. Мы, конечно, отправили, но больше на тот момент ничем помочь не смогли.

К счастью, у нас в чате Телеграм есть преподаватель с огромным опытом работы с детьми даунятами и ДЦП.

Где взять информацию?

Поэтому, друзья. Мы можем собрать вебинар, как работает ментальная арифметика в обучении особенных детей.

Заявки можно отправлять или в личку группы или в комментариях к публикации или в контакты. Мы соберем все, что можем, что бы вам помочь.

Читайте также: