Доклад формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках фгос ноо

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования учебной самооценки у младших школьников в процессе реализации новых требований ФГОС общего образования.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования учебной самооценки у младших школьников в процессе реализации новых требований ФГОС общего образования.
Ключевые слова: учебная самооценка, начальное образование, ФГОС начального образования.

Переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования является одним из основных направлений развития общего образования в наше современное время. За последние годы это наиболее значимая системная инновация, в том числе и для начальной ступени общего образования. Достижение качественно новых образовательных результатов, в том числе, формирование универсальных учебных действий, позволяющих развить всесторонне гармонично развитую личность является фундаментальным центром начального общего образования.

Все мы знаем, что система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Поэтому основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся смогли включиться в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом включенным в образовательную практику. В этом случае обучающими приобретаются и формируются навыки и привычки адекватной самооценки и взаимооценки, рассматриваемые как метапредметные результаты.

Так что же такое самооценка? Самооценка – это один из важнейших психологических факторов формирования учебной деятельности обучающегося. Причина отставания в обучении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Ребенка необходимо приучить к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, ведь эта оценка важная, т.к. позволяет самостоятельно двигаться дальше. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей.

Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Различными аспектами проблемы исследования самооценки личности занимались такие психологи как Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина.

Проблема исследования заключается том, чтобы определить каковы наиболее эффективные приемы развития самооценки младших школьников.

По моим наблюдениям в процессе учебной деятельности выяснила, что у большинства детей самооценка завышена или занижена. Лишь 3 человека оценивали себя адекватно. Поэтому после оценивания обязательно этим детям задавала вопросы:

- Почему ты нарисовал именно этот значок?

- Посмотри на образец и соотнеси со своей работой?

-У тебя точно так же? Всё правильно выполнил?

-Тогда каким значком ты должен был оценить себя?

В течение первых двух четвертей, моими учениками были освоены шаги самооценки в знаковой форме. Для дальнейшего поддержания интереса к своей оценке и введения элемента новизны, предложила заменить смайлики на другие символы – это стали баллы от 0 до 3. Я сознательно предложила детям не 5-и бальную, а 3-бальную шкалу оценивания, чтобы не путали и не переводили в отметки.

3 балла – Я молодец, всё выполнил верно, без посторонней помощи!

2 балла – Допустил ошибки, но в целом справился хорошо, хоть и попросил помощь учителя или одноклассника.

1 балл – Я недоволен своей работой, справился не так как мог бы, много помогали одноклассники или учитель.

0 баллов – Я ничего не понял. Помогите.

В конце третьего класса, когда детьми будут освоены критерии оценивания, я хочу ввести дополнительные символы: П- правильность выполнения/сличение с образцом, А - аккуратность выполнения. Что бы с их помощью в письменных работах на полях тетради дети стали оценивать каждое выполненное задание. Рядом буду записывать свою оценку.

Формирование самооценки происходит при работе в парах, группах, когда учащиеся учатся оценивать друг друга и отстаивать свою оценку. Перед использованием взаимопроверки и взаимооценки выработали следующие правила:

1. Оценивай доброжелательно. Сначала все положительное, а затем то, над чем твоему однокласснику необходимо ещё поработать.

2. На оценку не обижаемся, а выслушиваем и принимаем или оспариваем с аргументами.

Самостоятельное и объективное оценивание своего труда позволяет предотвратить конфликты и споры по выставлению отметок, регулировать уровень умений и степень притязаний каждого ученика, способствует формированию адекватной самооценки, повышению интереса к процессу учебной деятельности.

Литература:

Амонашвили Ш.А. Возможность обучения без отметок в начальных классах. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969. – 142 с.

Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, - 1960. – №5. – с.25-29

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.

Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития // Избранные исследования. М., 1956.

Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. – 167 с.

Леонтьев А.Н. Формирование самооценки школьника. М., 1986. – 348с.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Педагогика, 1974. -304 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: Перед образованием встает новая задача – научить самостоятельно добывать знания, то есть формировать общеучебные умения, развивать умение самостоятельно осуществлять учебные действия. Даная статья посвящена формированию самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.

Аннотация: Перед образованием встает новая задача – научить самостоятельно добывать знания, то есть формировать общеучебные умения, развивать умение самостоятельно осуществлять учебные действия. Даная статья посвящена формированию самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.

Ключевые слова: самооценка, прием, младший школьник.

Самооценка – это оценка младшего школьника самого себя: своих качеств, возможностей, способностей.

На протяжении всей жизни человек выполняет разные действия, которые сопровождаются неосознанной или осознанной самооценкой. Залогом успешности личности является умение перестраивать собственную деятельность с учётом оценки себя при изменении общественно-экономических отношений.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку.

Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими.

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Работая по данной теме, целью своей деятельности считаю:

повышение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом.

- создание условий для успешного учения (ситуации успеха);

- активизация познавательной деятельности и интереса к предметам;

- формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению;

- формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;

- приобщать к поисковой и творческой деятельности;

- создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке;

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение, и от того, как учитель организует это обучение, зависит, будет ли развитие самооценки активным, так как в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной - похвала, порицание; и знаковой - отметка).

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмыслении этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Трудность лишь в том , чтобы добиться правильной самооценки.

Типы самооценки

Адекватная- соответствует действительным способностям и возможностям человека;

Завышенная - человек переоценивает себя

Заниженная- человек недооценивает себя

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах. Людям с адекватной самооценкой присуще активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм. Зачастую с интересом и самостоятельно находит в своих работах ошибки, выбирает задачи в соответствии со своими возможностями. После успешно решенной задачи берется за такую же или повышенной сложности, после неудачи в решении начинает проверять себя или берет менее трудную. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Дети, у которых наблюдается высокая адекватная самооценка, отличаются повышенной активностью, стремлением к достижению успеха во всех видах деятельности. Их можно охарактеризовать максимальной самостоятельностью. Они уверены в своих силах, причем их уверенность и оптимизм основываются на правильной самооценке себя.

Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля.

От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому чтo боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т.е. рассогласование того, каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей.

Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей. При завышенной самооценке дeти во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят бытъ лидерами.

Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем простого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности.

Представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются. Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.

Итак, формирование самооценки – процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т. п.).

В заключении хочется сказать, что самооценка младших школьников является средством повышения уровня успеваемости.

Поэтому, работая над самооценкой учеников, надо стремиться, чтобы, прежде всего, они поверили в себя, рассмотрели в себе драгоценные крупинки талантов, встали на путь их развития, были самодостаточны, счастливы уже сейчас и в будущем.

Автор: Жукова Светлана Валентиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЕСШ им.М.В.Ломоносова №1
Населённый пункт: город Елизово, Камчатский край
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО
Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Формирование самооценки учащихся в структуре

учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Жукова Светлана Валентиновна,

учитель начальных классов

Формирование самооценки учащихся в структуре учебной

деятельности в рамках ФГОС НОО.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования

становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

Надо ли учить школьника самооценке? Давайте поставим себя на место

ученика и представим, что нашу педагогическую деятельность каждый день начнут

оценивать по пятибалльной шкале вышестоящие коллеги. Каждый день

дневник будет выставляться: кому-то 3, кому 4, кому 5, а кому и 2. И согласитесь,

не всегда наши мнения могут совпадать. При этом у нас сразу же возникнет

множество вопросов. Почему же когда речь идет о детях, мы полагаем, что в

отношении их такая оценочная деятельность - норма. Мы (взрослые) прекрасно

понимаем, объективна ли оценка наших действий, поступков. Т.е. мы сначала

самооцениваем себя и сопоставляем свою собственную оценку с чужой оценкой.

Выставляя оценку ребенку, он тоже сравнивает её со своей и соглашается или

нет! Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребёнку оценить свою

работу, заметно, как он начинает смотреть на неё совершенно другими глазами, он

начинает её видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить

границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также

осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

актуальным в настоящее время.

Что же такое самооценка? Самооценка – это необходимый компонент

развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических

сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения,

своего отношения к окружающим и самому себе.

Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и

совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Установлено,

что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение

критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко

выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной

деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся.

Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует

положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми

способами помочь ему учиться.

Работа по формированию самооценки младших школьников начинается

с диагностики. Сделать это довольно просто, используя разнообразные методики.

Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в

каждом столбце). Детям предлагается подчеркнуть те, которые у них есть. Как вы

свидетельствует о завышенной самооценке.

то это говорит о заниженной самооценке.

Если количество слов из столбиков А и

В примерно одинаковое, значит самооценка близка к адекватной.

Самооценка учащихся 1-ой ступени

1-ый класс – Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою

обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.

2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается , дети относятся к себе уже

более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.

а д е к в а т н о й ,

самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.Основные

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю

хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе

я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я

обязательно должен повторить…).

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку

сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих

дальнейшей деятельности. Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек

позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а

что они скажут, как оценят мои действия.

Какие же существуют формы самооценки?

2.Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)

3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек )

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику

цветовых дорожек или светофора.

1 . Цветовые

задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх

цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной

Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,

жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,

зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь.

нуждается в помощи.

2.Светофор, другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю

сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки

тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети

карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая

вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может

достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то поднимай улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то поднимай

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то поднимай грустное

4. Солнышко и туча

5. Лесенка успеха

использовалась методика

впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.

Б). Представьте себе, что перед Вами находится лестница из 10 огромных ступеней,

на каждой из которых расположены все люди мира. При чем, стоят они так, что на

самой нижней, первой ступени расположены самые плохие, нехорошие люди, в то

время, как на самой верхней, десятой ступени стоят самые лучшие представители

рода человеческого, обладающие массой положительных черт. Вам тоже нужно

занять место на одной из ступеней. Какая из них Ваша?

Теперь ответьте самому себе на несколько вопросов:

Почему Вы выбрали именно это место?

Каких людей Вы относите к самым лучшим, хорошим?

Что Вам помешало отнести себя к ним (если помешало)?

Каких людей Вы считаете плохими?

Почему Вы не отнесли себя к ним?

Точно также Вы можете оценить в себя по другим характеристикам: ум,

здоровье, успех, счастье, удовлетворенность работой и т.д.

Адекватному уровню самооценки соответствуют ступени 6 и 7. Именно эти

места, находящиеся чуть выше середины, отводят себе большинство людей.

Восьмую ступень тоже можно отнести к уровню адекватной самооценки, хотя

принято считать, что в этом случае самооценка слегка завышена.

выбирают себе люди, считающие себя значительно лучше других. Они полагают,

что по своим качествам приближаются к идеалу.

Степени 4 и 5 выбирают люди, которые не вполне удовлетворены текущим

положением вещей, их самооценка занижена.

И наконец, с 1-й по 3-ю ступени выбирают люди с крайне низкой самооценкой,

либо те, кто находится в кризисном состоянии.

Дело в том, что на выбор своего места на лестнице самооценки может влиять

не только сложившиеся на протяжении жизни представления о себе, но и текущее

душевное состояние, предшествовавшее прохождению теста. Какие-то негативные

события и тяжелые переживания вполне могут заставить человека опустить себя на

1-2, а то и 3 пункта ниже. В то время как головокружительный успех способствует

самовозвеличиванию и перемещению вверх по лестнице самооценки.

Именно поэтому я рекомендую проходить этот тест в состоянии покоя. А

лучше проделать его несколько раз в разное время, чтобы сравнить результаты. При

этом промежутки должны быть достаточно большими, чтобы выбор, сделанный

ранее, не был для Вас столь памятно свеж.

6.Сосед по парте

Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то кружок соседа обводится таким же цветом. Если оценки

не совпали, то кружок соседа обводится другим цветом.

7. Дерево успехов

на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок

получилось, но я не отчаиваюсь.

8. В конце учебного года предлагаю оценить себя «Чему я научился на уроках по

Для адекватного самооценивания ученик должен научиться отвечать на

вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки

(вопросы, на которые отвечает ученик):

Алгоритм самооценивания 1 класс

Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)

Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать

Алгоритм самооценивания во 2 классе

Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)

Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать

Какое умение развивали при выполнении задания?

Каков был уровень задания (задачи)?

Алгоритм самооценивания в 3-4 классе

Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)

Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать

Какое умение развивали при выполнении задания?

Каков был уровень задания (задачи)?

Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь

Как обучить детей порядку самооценки?

1. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее

подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на

2. После предъявления решения (устный ответ, запись на доске и т.п.) предложить

ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что в начале в

этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по алгоритму самооценки

завышение или занижение оценки.

3. На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми

учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они

происходили на каждом уроке).

самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый

ученик в своей тетради оценивает своё решение.

5. После проверки письменных работ ученик получает право аргументированно

алгоритм самооценки. Если ученик прав, стоит поблагодарить его за то, что он

помог учителю найти свою ошибку при проверке. Если ученик не прав, учителю

необходимо объяснить, на основании чего он принял соответствующее решение,

постараться согласовать позиции. .

Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный

способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение

дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

Закончить своё выступление хочу притчей по самооценке:

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки,

и спросил каждого, что он делает. Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку,

чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень

несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе -

спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.


Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:

  1. Повысить успеваемость и уровень обученности учащихся, мотивацию к изучению предметов;
  2. Разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;
  3. Разработать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать комплект педагогических разработок;
  4. Выступать с докладами, участвовать в конкурсах.
  5. Обобщать опыт по теме самообразования.

Содержимое разработки

Отчет по самообразованию

по теме «Формирование самооценки учащихся в структуре

учителя начальных классов Баженовой Н.М.

МБОУ Сокольчинская СОШ №3

Срок реализации 2016-2021 год.

Цель: Совершенствование педагогического мастерства и качества образовательного процесса.

1. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности.

2. Развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения.

3. Повышение собственного методического уровня.

4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Источники самообразования: СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план;

групповая – через участие в жизни школы и района.

Направления самообразования:

1. Изучить программы и учебники, их особенности и требования.

2. Знакомиться с новыми требованиями к самооценке обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей.

Ожидаемые результаты:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:

Повысить успеваемость и уровень обученности учащихся, мотивацию к изучению предметов;

Разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;

Разработать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать комплект педагогических разработок;

Выступать с докладами, участвовать в конкурсах.

Обобщать опыт по теме самообразования.

Почему я выбрала эту тему ? Тема эта актуальна, потому что в младший школьный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной, адекватной самооценки.

В настоящее время все более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка, как и завышенная, мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбирать интересные занятия.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе, оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. По моему мнению, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть. Для этого мне как учителю необходимо знать, как правильно формировать самооценку. Для этого нужны определить методы и пути, чтобы помочь ребёнку в развитии дифференцированно и адекватно контролировать собственные учебные действия, самооценку и взаимооценку. Ребенок, который пришел в школу, еще не умеет учиться, его учебная деятельность формируется в ходе обучения под руководством педагога. Формирование учебной деятельности представляет собой наиболее важную задачу школьного обучения, такую же важную, как формирование универсальных учебных действий.

Став учеником, ребёнок продолжает своё личностное развитие в рамках учебной деятельности. Он вступает в более сложные, чем в дошкольном возрасте, социальные отношения, расширяется круг его общения, появляются новые, более строгие требования окружающих (родителей, учителя, сверстников) к поведению ученика.

Презентация на тему Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО, предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 32 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

2016-2017 уч. год

Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль

Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

 Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить

Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной

Одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности.
Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами
помочь ему учиться.

Основные функции самооценки:- констатирующая- мобилизационно-побудительная- проектировочная

Основные функции самооценки:

- констатирующая
- мобилизационно-побудительная
- проектировочная

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

. Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.
Для формирования адекватной самооценки младших школьников используются следующие формы:

Приемы формирования самооценки

Приемы формирования самооценки

Справлюсь (справился) полностью: +Справлюсь (справился), допустив одну, две ошибки: νТрудно, допустил много ошибок: !Приемы формирования самооценки на

Справлюсь (справился) полностью: +
Справлюсь (справился), допустив одну, две ошибки: ν
Трудно, допустил много ошибок: !

Приемы формирования самооценки
на уроках русского языка в 3 классе.

Оценочный лист обучающегося на уроке математики

Оценочный лист обучающегося на уроке математикиРабота в парах

Оценочный лист обучающегося на уроке математики
Работа в парах

Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то

Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома.
Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника: осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;в

Положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;

уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;

- повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.

Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Автор: А. В. Иванов





Работа с портфолио

Работа
с портфолио



Папка с творческими работами (приложение)рисункиподелкимини-исследования…

Папка с творческими работами (приложение)
рисунки
поделки
мини-исследования…

Правила при работе с Портфолио учеников:1. Необходимость введения портфолио должна быть осознанна и принята родителями и педагогами.2.Портфолио

Правила при работе с Портфолио учеников:

1. Необходимость введения портфолио должна быть осознанна и принята родителями и педагогами.
2.Портфолио ребенка должно вестись и регулярно пополняться новыми сведениями всеми участниками процесса.
3.По материалам портфолио необходимо проводить индивидуальную работу, как с учащимися так и с родителями.
4. Учащиеся должны иметь возможность обращаться к своему портфолио, если им это необходимо.
5. В конце четверти и года родители могут быть ознакомлены с материалом портфолио, использовать материалы для организации общения с собственным ребенком.
6. Содержание портфолио недолжно стать материалом для наказания или мести ребенку.
7. Работа с портфолио не должна быть формальной.

Наличие портфолио помогает:- в оценке физического, психического и интеллектуального состояния ребенка.-в определении изменений в интеллектуальном и личностном

Наличие портфолио помогает:

- в оценке физического, психического и интеллектуального состояния ребенка.
-в определении изменений в интеллектуальном и личностном развитии школьника, изучении проблем, связанных с его воспитанием и развитием.
- в формировании нравственных качеств в личности.

В результате целенаправленной работы по формированию самооценки, дети учатся не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность,

В результате целенаправленной работы по формированию самооценки, дети учатся не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину, то есть выходить за границы собственных знаний и умений, строить догадки о неизвестном.
Это, в конечном счете, способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его - обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.

Читайте также: