Медицинские группы здоровья по физической культуре доклад

Обновлено: 18.05.2024

Учащиеся средних и высших учебных заведений проходят обследование у спортивного врача с целью определения состояния здоровья, допуска к занятиям физической культурой и медицинской группы для занятий физической культурой.

Для учебных занятий по физической культуре все учащиеся распределяются на три медицинские группы:

1 группа – основная – учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями при хорошем физическом развитии. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся в полном объеме учебной программы, учащиеся занимаются в спортивных секциях.

2 группа – подготовительная – учащиеся с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся в соответствии с учебной программой, но при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований.

Похожие книги из библиотеки

Плоскостопие у детей

Плоскостопие у детей

Что такое плоскостопие, каковы меры его профилактики и наиболее эффективные методы лечения, как правильно проводить массаж и занятия лечебной гимнастикой — вы узнаете из этой книги. Благодаря доступной форме изложения и большому количеству иллюстраций эта книга может быть рекомендована самому широкому кругу читателей.

Про глазки. Как помочь ребенку видеть мир без очков

Про глазки. Как помочь ребенку видеть мир без очков

Книга доктора Игоря Азнауряна для родителей, которые не хотят довольствоваться устаревшими методами в лечении своего ребенка. Подробные рекомендации по лечению близорукости и дальнозоркости, косоглазия и амблиопии, нистагма и астигматизма изложены в доступной форме. Книга станет верным навигатором для родителей на пути реабилитации ребенка, ответит на самые важные и насущные вопросы про здоровье детских глаз. Какие инновационные технологии будут максимально эффективны и ускорят выздоровление? Почему детские глазные болезни, совсем недавно считавшиеся неизлечимыми, сегодня успешно поддаются терапии? Как правильно выбрать врача и глазную клинику?

Медицинская экология

Медицинская экология

В учебнике освещена современная концепция и теоретико-методологические основы медицинской экологии – важнейшего быстро развивающегося раздела экологии человека. Приводится медико-экологическая характеристика атмосферы, гидросферы, литосферы. Дается классификация основных экологических факторов риска окружающей среды. Рассматриваются основные медико-экологические проблемы взаимодействия человека с многофакторной средой его обитания, закономерности ответной реакции организма на внешние средовые воздействия. Учебник предназначен для студентов медицинских вузов.

Вся правда о гормонах и не только

Вся правда о гормонах и не только

Как часто мы слышим в своей жизни – это все гормоны, это они виноваты! А так ли это на самом деле? Какую роль оказывают гормоны на нашу внешность, поведение, настроение да и собственно на всю работу нашего тела? Работа эндокринной системы всего организма и гормонов в частности – сложный процесс, до конца так и не изученный медиками. Но тем не менее за последние несколько лет наука узнала о гормонах и их действии довольно много информации, которая существенно может изменить нашу с вами жизнь. В книге дана подробная и доступная классификация видов гормонов, описано их воздействие на работу нашего тела. Доказано, что каждый гормон имеет направленное действие и конкретное предназначение, поэтому вы уже можете, вооружившись полученными из книги знаниями, лучше понять свой организм, вникнуть в суть происходящих в нем процессов. Теперь вы можете быстрее заметить отклонения от нормы, признаки происходящих в вашем теле изменений, быстро принять меры по устранению возможной опасности. Что наша жизнь? Игра гормонов!

Дьявольский ген

Дьявольский ген

Первая помощь своими руками: Если скорая не спешит

Первая помощь своими руками: Если скорая не спешит

Справочник по оказанию помощи при неотложных состояниях – книга из разряда необходимых. Ее автор, семейный врач с 30-летним стажем Джеймс Хаббард, считает, что помощь способны оказывать не только специалисты. Умение быстро принять решение и начать действовать – нередко единственное, что может спасти пострадавшему жизнь. Ушибы, порезы, укусы, переломы, ожоги и отморожения, кровотечения и отравления, скачки давления и удушье, аритмия и эпилептические припадки, обмороки и т. п. – многие ли из нас знают, как правильно действовать при этих состояниях? Книга подскажет, что нужно делать, если вы столкнулись с самыми распространенными проблемами со здоровьем у взрослых и детей. Многочисленные иллюстрации помогут вам лучше запомнить полезные рекомендации доктора Хаббарда.

Спортивная медицина: учебное пособие

Учебное пособие написано в соответствии с учебной программой по спортивной медицине для вузов физической культуры и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данное пособие содержит словарь медицинских терминов. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений физической культуры.

Разделы Библиотеки

  • Дополниетльные направления
    • Диетология 91
    • Справочники 263
    • Растения и травы 17
    • Физиотерапия и ЛФК 101
    • Психиатрия 31
    • Психология 165
    • Детям / О детях 91
    • Мужчинам 16
    • Женщинам 55
    • Стоматология 2
    • Педиатрия 74
    • Нейрохирургия 2
    • Ревматология 33
    • Кардиология 14
    • Хирургия 10
    • Материалы на сайте могут иметь возрастное ограничение 18+
    • Сайт носит информационный характер, для лечения заболеваний проконсультируйтесь с врачом!
    • Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
    О проекте

    Очень надеемся, что наш справочник сможет принести Вам реальную помощь в борьбе с недугами и в укреплении Вашего здоровья на основе знаний, полученных на нашем сайте.

    Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников - имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Модерация осуществляетвляется по официальным заявлениям правообладателей, через форму обратной связи.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    П.В.Кузьмин. Учитель физической

    культуры МКОУ Пугачёвской СОШ.

    Каждый учитель физической культуры сталкивался в своей практике с проблемой организации учебных занятий с детьми, отнесенными к разным медицинским группам. На протяжении лет обучения в школе состояние здоровья учащихся может претерпевать различные изменения, как в лучшую сторону, так и в худшую. Поэтому одним из важнейших условий для правильной постановки физического воспитания в школе является хорошо организованный и систематический медицинский контроль за состоянием здоровья всех учащихся. Все учащиеся в обязательном порядке ежегодно должны проходить врачебно-медицинское обследование. Основное предназначение медицинского обследования в том, чтобы определить состояние здоровья учащихся и распределить их по медицинским группам. Кроме распределения детей по медицинским группам, медики производят их распределение по группам здоровья. Учитель физической культуры должен своевременно знакомиться с этой информацией. Кроме этого он должен знать диагнозы временных и хронических заболеваний подопечных и временные рамки ограничения в физическом плане или полного освобождения учащихся от занятий физической культурой, подтвержденные документально. Распределение по группам проводится после комплексного осмотра специалистами: хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, урологом и др. Медицинскую группу для занятий физкультурой определяет терапевт. Полученная информация о состоянии здоровья учащихся и отнесении их к различным медицинским группам, должна стать для учителя одним из критериев (наряду с рабочими программами) для поурочного планирования дозировки физической нагрузки непосредственно на уроке.

    На мой взгляд, самым эффективным решением проблемы организации занятий с детьми, отнесенными к разным медицинским группам, было бы наличие в школе дополнительного дипломированного педагога, который бы проводил занятия только с учащимися специальной медицинской группы по адаптированным рабочим программам параллельно с проведением занятий основным педагогом с учащимися основной и подготовительной групп. Для доказательства права на жизнь этой точки зрения, считаю уместным напомнить требования распределения учащихся по группам по состоянию здоровья. На основании данных о состоянии здоровья и физического развития все учащиеся распределяются на три физкультурные группы :
    основную, подготовительную и специальную. В основную группу входят дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, при достаточном физическом развитии. Т.е. в нее входят здоровые дети и дети с плохим аппетитом, гипертрофией миндалин 1-2 степени, аденоидами 2 степени, близорукостью до 3Д. Физическая нагрузка – занятия по учебным программам, участие в соревнованиях, занятие в секциях.
    К подготовительной относят детей с недостатками физического развития и слабо физически подготовленных, с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Сюда относятся часто болеющие дети, дети с близорукостью 3-4Д, аденоидами 3 степени, хроническими тонзиллитами, бронхитами, ожирением, дискинезией желчевыводящих путей, детренированные дети. Физическая нагрузка – занятия по учебным программам с отсрочкой сдачи нормативов и участия в соревнованиях.
    В специальную входят учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Значительные отклонения в состоянии здоровья. Физическая нагрузка – занятия по специальным учебным программам, освобождение от сдачи норм по контролю уровня физического развития.
    В свою очередь специальная группа делится на подгруппы "А" и "Б". Внутригрупповое распределение на сильную "А" и слабую "Б" подгруппы осуществляет врач.
    В подгруппу "А" рекомендуется относить детей с отклонениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, а также временно отнесенных в СМГ до полного восстановления после перенесенного заболевания или травмы.
    В подгруппу "Б" рекомендуется относить детей с необратимыми патологическими изменениями, с часто обостряющимися хроническими заболеваниями, с аномалией развития двигательного аппарата.
    Для подгруппы "А" физические нагрузки постепенно возрастают. Двигательные занятия рекомендуется проводить при частоте пульса 120-130 в минуту в начале года и довести интенсивность физических нагрузок до пульса 140-150 в минуту в основной части занятия к концу года.
    Для подгруппы "Б" двигательные занятия проводятся при частоте пульса не более 120-130 в минуту в течение всего учебного года.
    Четко очерченных границ распределения детей на подгруппы не существует, что дает право инструктору физкультуры и врачу решать данный вопрос строго индивидуально, исходя, прежде всего, как из уровня физической подготовленности, так и функционального состояния.
    Необходимо помнить: наличие болезней у вашего ребенка не повод освобождения от занятий физкультурой. Но чтобы занятия действительно приносили пользу, ребенок должен попасть в соответствующую группу.

    В медицинской карте учащихся наряду с медицинской группой, обозначается группа здоровья. Она будет определять, какие упражнения и игры будут под силу для ребенка на занятиях в школе. Группы здоровья нумеруются римскими цифрами от I до V .

    К группе I относятся учащиеся, которые имеют нормальное физическое и психическое развитие, и болеют редко (2-4 раза в течение года). У детей этой группы нет хронических заболеваний и других проблем со здоровьем.

    В группу II входят дети, у которых проблемы со здоровьем незначительные. Они болеют несколько чаще, например ОРЗ, могут иметь аллергии или лишний вес.

    К группе III относят детей с хроническими заболеваниями, врожденными пороками.

    В группу IV входят дети, у которых есть довольно серьезные проблемы со здоровьем, дети, у которых снижены функциональные возможности.

    И наконец, к группе V относят детей, имеющих очень серьезные проблемы со здоровьем. Это учащиеся с необратимыми хроническими заболеваниями, дети — инвалиды.

    Группа здоровья обязательно отмечается медиками на отдельной странице медицинской карты. Исходя из принадлежности ребенка к определенной группе ему на занятиях физкультурой предлагается посильный комплекс упражнений. Самые большие нагрузки могут выполнять только дети 1-2 группы. Для остальных нагрузки на уроках физкультуры должны быть снижены. Но это не значит, что заниматься спортом таким детям нельзя. Наоборот, они должны обязательно выполнять посильные упражнения, которые подбирает для них инструктор. Детям с проблемами со здоровьем часто дополнительно назначают лечебную физкультуру.

    Особое внимание хотелось бы уделить особенностям организации занятий физической культурой с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе. Работа с этими детьми требует от педагога особого терпения, педагогического такта и душевной теплоты, чтобы у детей не формировался комплекс неполноценности, а наличествовало реальное понимание их проблем в физическом плане.

    Физическое воспитание школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, должно решать следующие задачи:

    укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

    улучшение показателей физического развития;

    освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

    постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

    формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

    закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

    овладение комплексами упражнений, благотворно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;

    формировать навыки правильного дыхания при статических положениях и передвижениях;

    воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

    обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений с учетом рекомендаций врача и педагога;

    обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;

    соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

    Методика преподавания физической культуры в специальной медицинской группе заметно отличается от обычной и основывается на индивидуальном подходе. К средствам лечебной физической культуры относятся физические упражнения, естественные факторы природы и особый двигательный режим. С лечебной целью применяются в первую очередь гимнастические упражнения без отягощения, на тренажерах с облегчением тяжестей и уменьшением сопротивления. Упражнения дыхательные и на расслабление, на статическое напряжение и координацию движений, на снарядах и со снарядами (с набивными мячами) также помогают учащимся с отдельными отклонениями в здоровье.

    Активные упражнения выполняются самостоятельно и являются наиболее эффективными. Пассивные упражнения проводятся при помощи инструктора или с применением специальных аппаратов. Простейшие игры, а также ходьба, плавание, медленный бег (трусцой), ходьба на лыжах оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на учащихся.

    Все вышесказанное потребует от педагога значительных затрат времени, что может снизить плотность урока. Необходимо более тщательно относиться к подготовке к занятию, выбору форм и методов обучения.

    Урок физкультуры — это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания.

    С целью укрепления здоровья, содействие гармоничному развитию и закаливанию организма школьника необходимо обеспечить каждому ученику полноценный, всесторонний двигательный режим. Решение данной задачи зависит от правильности выбора медицинской группы для конкретного ученика, и активного использования всех средств физического воспитания с целью оздоровления молодежи.

    Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.

    В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н от 21.12.2012 г. оценка здоровья детей производится по следующим критериям:

    - степень функционирования основных систем организма;

    - отсутствие или наличие хронических заболеваний;

    - степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;

    - степень гармоничности физического развития;

    - уровень физического развития.

    В соответствии этих критерий 5 групп здоровья:

    Группа здоровья

    Характеристика

    I группа состояния здоровья

    здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений

    II группа состояния здоровья

    - несовершеннолетние: у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
    - с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
    - часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
    - с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;

    III группа состояния здоровья

    - несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
    - с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда

    IV группа состояния здоровья

    - несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
    - с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
    - с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда

    V группа состояния здоровья

    - несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
    - с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
    - дети-инвалиды.

    На основании результатов профилактического осмотра и данных групп состояния здоровья врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет медицинскую группу для занятий физической культурой. Этих групп 3: основная, подготовительная и специальная.

    Медицинская (физкультурная) группа

    Характеристика

    Занятия физкультурой

    Основная медицинская группа
    (I группа)

    это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).
    - без нарушений состояния здоровья и физического развития;
    - с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
    Разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

    занятия проводятся по государственной программе ФВ в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.

    Подготовительная медицинская группа
    (II группа)

    это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).
    - имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
    - входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
    - с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
    Отнесенным к этой группе детям разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
    Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физ-культурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

    Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя ФК и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.

    Специальная медицинская группа А
    (III группа)

    это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).
    - с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки разви-тия, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
    - с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
    - разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

    Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы.
    Переход из СМГ в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.

    Специальная медицинская группа Б
    (IV группа)

    - имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

    - рекомендуются в обязатель-ном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятель-ных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

    - с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.
    - с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.
    - инвалиды.
    - Больные дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных лечебницах.

    рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.

    По данным медицинского работника школы состояние групп здоровья за последние три года меняется.

    Информация для родителей. Классификация медицинских групп по физической культуре. По каким признакам идёт разделение. Оценивание по этим группам.

    ВложениеРазмер
    dlya_roditeley._meditsinskie_gruppy._otsenivanie.docx 31.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Медицинские группы по физической культуре.

    I. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы : основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

    Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:

    - укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

    - улучшение показателей физического развития;

    - освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

    - постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

    - закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

    - формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

    - воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

    - овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;

    - обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;

    - обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;

    - соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

    Для обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе , необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности.

    Противопоказан ия и ограничения

    Сердечнососудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.)

    Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений

    Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе

    Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронх. астма и др.)

    Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса

    Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха

    Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз)

    Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направлен., переохлаждение тела

    При проведении общераэвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота.

    Нарушения нервной системы

    Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д.

    Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения

    Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове

    Упражнения на пространственную ориентацию; точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз

    Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени

    Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки

    Дозировка физической нагрузки на занятиях имеет решающее значение. Для ее регуляции используют многообразие приёмов. Нагрузку можно регулировать:

    • темпом движения, т. е. количеством движений в единицу времени;
    • подбором физических упражнений, т. е. путём их усложнения, включая упражнения с отягощением;
    • амплитудой движений;
    • исходными положениями при выполнении упражнений;
    • временем, затрачиваемым на выполнение упражнений и отдыхом между ними;
    • степенью мышечного напряжения;
    • эмоциональным фактором.

    В условиях аэробного дыхания двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд/мин. являются оптимальными для кардиореспираторной системы и дают хороший тренировочный эффект.

    Переносимость нагрузки определяется по реакции сердечно-сосудистой системы. Для детей с ослабленным здоровьем не допускается резкое учащение пульса (свыше 150 уд/мин.).

    Спортивная форма для уроков физической культуры:

    - для зала - футболка, спортивные брюки или шорты, носки, кеды (кроссовки).

    - для улицы (осенний и весенний период) - спортивный костюм, футболка, носки, кеды (кроссовки).

    - для лыжной подготовки (зимний период) - лыжный костюм или куртка и теплые спортивные штаны, теплое нижнее бельё, шапочка, перчатки или рукавицы.

    Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда.

    Полное освобождение школьников от занятий физкультурой может носить только временный характер (освобожденными могут быть дети, не посещающие школу из-за значительных патологических отклонений в здоровье, обучающиеся дома).

    При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину отсутствия заверенной медицинской справкой или иным документом, который передаётся классному руководителю или учителю физической культуры.

    Все обучающиеся, освобождённые от занятий, обязаны присутствовать на уроках физической культуры (в помещении спортивного зала или на стадионе), под присмотром учителя физической культуры.

    Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий, с данными учащимися на предстоящий урок. Возможно оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а так же теоретическое изучение материала.

    II. Порядок оценивания уроков физического воспитания

    Успеваемость учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, определяется на общих основаниях, однако при этом исключаются те виды движений, которые им противопоказаны. Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих отметок, при этом преимущественное значение имеют оценки за освоение законченных тем программ. Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных и полугодовых отметок.

    Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой

    Дети, которые составляют СМГ, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся СМГ должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для школьников основной и подготовительной групп.

    В то же время, несмотря на низкий исходный уровень физической подготовленности учащихся СМГ, регулярные занятия физической культурой небольшого объема и интенсивности позволяют вскоре (через 1,5–2 месяца) заметить положительную динамику в развитии их физических возможностей и общем оздоровлении.

    Кроме того, каждый из обучающихся СМГ имеет свой набор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств.

    В силу вышеназванных причин оценивать достижения обучающихся СМГ по критериям, которые используются для выставления отметки основной группы обучающихся, нельзя. Для обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.

    При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.

    Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

    Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.

    Оценивание учащихся, посещающих уроки физической культуры

    Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе.

    Оценивание учащихся 1 класса – словесное и письменное словесное.

    Количество текущих оценок для выставления итоговой оценки – не менее 3.

    Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок, полученных учеником в течение четверти (полугодия).

    Оценивание учащихся 2-11 класса, пропустивших урок без уважительной причины

    Если учащийся не присутствует на уроке без уважительной причины, то после выставления классным руководителем причины отсутствия, он получает теоретическое домашнее задание. Домашнее задание выдается по теме, которую изучал класс. Срок сдачи задания - 10 дней после выставления причины отсутствия.

    Оценивание учащихся 2 - 11 классов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, освобожденных от занятий физической культурой (на данный урок), освобожденных от занятий физкультурой по болезни или после болезни

    Во время уроков физической культуры учащийся находится на уроке и выполняет посильные задания учителя. Оценивание происходит на уроке.

    Если учащийся не может выполнять физические упражнения, то перед началом урока он получает от учителя теоретический материал, изучает его, отвечает на вопросы учителя и получает оценку в конце урока.

    Если урок проходит вне зала или ученик по уважительной причине не может присутствовать в зале, то ученик получает теоретическое задание до урока, выполняет его во время урока в библиотеке и отвечает учителю после урока, либо во время консультаций.

    Оценивание учащихся 2 - 11 классов, освобожденных от занятий физической культурой на длительное время (год)

    Учащиеся присутствуют на уроках, но не выполняют практических заданий, сдают только теоретический материал. Если в расписании уроков физическая культура первым или последним уроком, то ученик может занятие не посещать (либо приходит ко второму уроку, либо уходит домой после пятого урока, предупредив учителя).

    В начале каждой четверти во время консультаций учитель определяет учащемуся тему теоретического задания. В конце четверти оценивает учащегося.

    В начале II полугодия учитель знакомит ученика с правилами оформления рефератов, составляет с ним план реферата.

    Реферат должен быть сдан учителю за месяц до окончания курса.

    Учащиеся 2-10 классов сдают реферат (или другую форму теоретического задания) учителю.

    Учащиеся 11 класса защищают реферат. Защита реферата происходит в присутствии комиссии, состоящей из двух преподавателей физической культуры и завуча школы, за две недели до окончания курса.

    Реферат должен быть сдан на ознакомление членами комиссии за месяц до окончания курса.

    При оценивании реферата учитывается:

    - соответствие содержания поставленным перед учеником в начале курса задачам (соответствие плану, составленному совместно с учителем)

    - устный ответ (краткий обзор написанного реферата, ответы на вопросы по реферату)

    Тексты теоретического материала, выдаваемые ученикам 2-11классов, должны соответствовать программе, теме, изучаемой на уроке, результатам обучения и возрасту учащихся:

    Рисунки на тему о спорте. (2-5 кл.)

    Фотографии на тему о спорте (2-5 кл.)

    Создание блоков и схем по освоению определенной игры или техники выполнения упражнения, комплекса упражнений.

    III. Критерии оценивания обучающихся на уроках физической культуры.

    Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 2 (неудовлетворительно) , в зависимости от следующих конкретных условий:

    - Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

    - Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры.

    - Учащийся, у которого нет выраженных отклонений в состоянии здоровья, но при этом он не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем.

    - Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств.

    - Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

    Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 3 (удовлетворительно) , в зависимости от следующих конкретных условий.

    - Имеет с собой спортивную форму в не полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

    - Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

    - Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры.

    - Продемонстрировал не существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.

    - Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

    Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо) , в зависимости от следующих конкретных условий:

    - Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

    - Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе.

    - Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

    - Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.

    - Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста.

    - Выполняет все теоретические или иные задания учителя, оказывает посильную помощи в судействе или организации урока, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физич. культуры.

    Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично) , в зависимости от следующих конкретных условий:

    - Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

    - Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе.

    - Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

    - Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.

    - Занимается самостоятельно в спортивной секции, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на соревнованиях любого ранга.

    - Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста.

    - Выполняет все теоретические или иные задания учителя, оказывает посильную помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, а также необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями в области физической культуры.

    Критерии оценки при аттестации на уроках физической культуры учащихся, имеющих проблемы со здоровьем

    При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры. Следовательно, итоговая оценка может отличаться, от средней арифметической оценки.

    В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

    В соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускники общеобразовательных учреждений (кроме освобождённых по болезни на год) могут участвовать в итоговой аттестации по физической культуре, проводимой как экзамен по выбору. Экзамен проводится по билетам, во время первых уроков в спортивном зале школы. Школьники приходят на экзамен в спортивной форме. Температура в помещении должна быть не ниже 21 градуса по Цельсию.

    Для проведения экзамена учитель заранее готовит билеты, в которые включаются теоретический вопрос и практическое задание под условным номером. Практическое задание должно быть доступно и разрешено к выполнению только учащимся с конкретной формой заболевания. Экзамен проводится в присутствии медицинского работника школы. При составлении экзаменационных билетов учитель физической культуры должен учитывать реальное функциональное состояние учащихся и уровень организации образовательного процесса для СМГ в общеобразовательном учреждении.

    Читайте также: