Спортивная пресса в россии доклад

Обновлено: 16.05.2024

В первые годы советской власти в связи с равнодушием правительства к спорту (спорт сохранился лишь благодаря энтузиастам-любителям) спортивная информация практически исчезла со страниц газет и журналов. Лишь в середине 1920-х гг. были предприняты первые шаги к улучшению отношения к спорту. Именно в 1922–1924-м годах появились первые специализированные издания, посвященные физкультурно-спортивной тематике. При отсутствии четкой государственной политики в отношении специализированных изданий впервые в советские годы наблюдалась тенденция, характерная для дореволюционного периода развития спортивной периодики. Наиболее распространенным явлением в СМИ продолжали оставаться журналы. В 1920-1930-х годах они появлялись в новом государстве стихийно и долгожителями не были, ограничиваясь выходом в течение одного-пяти лет. Издания быстро отмирали, не имея стабильной поддержки властных структур.

Не будучи дифференцированной по классовому и материальному признаку, как мы можем наблюдать это сейчас, пресса являлась всенародным достоянием, и не существовало никаких реальных препонов для любого человека, изъявившего желание приобрести ту или иную газету.

Таким образом, спортивная печать в советское время имела лишь одну типологическую черту, сходную с российской системой СМИ, – преимущественно мужскую аудиторию.

На современном этапе

Учитывая схожий характер публикаций, набор тем, типологических основ спортивных изданий, выходящих сегодня в РФ, нами представляется возможной следующая классификация общих характеристик спортивных газет федерального значения:

1. Аудитория - вся страна. Этим продиктованы выбор тем и концепция отбора информации из новостного событийного потока. Рассматриваются только общезначимые вопросы: чемпионаты высшего и первого дивизионов, крупнейшие турниры, соревнования, кубки, ведущие чемпионаты и турниры за рубежом, игры национальных сборных по различным видам спорта.

2. Объект отражения - спортивная жизнь и ее участники во всевозможных проявлениях. Юмор, случайности и закономерности, подготовка, тренировочный процесс, соревнования, остаточные впечатления и планы на будущее - все это находит отражение на полосах газет.

4. Повышенная даже по сравнению с общественно-политическими изданиями оперативность. Спорт живет только сегодняшним днем, и невозможен какой-либо "секонд-хэнд" в преподнесении информации. Переживающий болельщик, с нетерпением ожидающий интересующий его результат, остро чувствует любую сколь угодно малую временную протяженность. Это приводит к специфичным условиям работы спортивного журналиста - максимально ускоренной стадии создания текста вплоть до подготовленного (а иногда даже и экспромтного) транслирования своих мыслей и анализа.

5. Превалирование факта над комментарием. Болельщик должен успеть очень много, и на подробный разбор зачастую нет места. К тому же, наш вдумчивый и инициативный любитель спорта расположен делать выводы сам.

6. Ведущие жанры - репортаж и информационная заметка. Наиболее волнующий и захватывающий, исключительно репортаж в состоянии передать эмоциональный накал и динамику происшедшего события. Часто применяется прием повествования в настоящем времени, что еще более усиливает эффект присутствия и соучастия. Короткие сводки всегда прекрасно уточняют и дополняют картину происшедшего.

7. Эволюция жанра интервью и привнесение в него элементов комментария, аналитики, публицистики, очерка, зарисовки, проблемной статьи. Интервью является третьим ведущим жанром спортивной журналистики, продиктованным ее личностной и гуманистической направленностью, ориентацией на субъекта, стремлением максимально полно использовать "живой человеческий" голос. Журналист старается превратить каждую беседу с ярким спортсменом, тренером, болельщиком, специалистом не только и не столько в околоспортивный разговор, а в психологическое исследование, эмоциональную зарисовку, представляющую нам наглядный образ Человека, документальный очерк, живописующий трудный тернистый путь к славе, многострадальную биографию спортивной личности. Так реализуется воспитательная функция спортивных газет.

8. Преобладание коротких синтаксических конструкций. Назывные (номинативные) и слова-предложения призваны усилить иллюзию быстротечности и необратимости происшедшего, отразить динамику спорта, передать эмоции и подсознательный, ассоциативный уровень восприятия. Так сглаживается существенный недостаток печатной речи - замедленное восприятия слова по отношению к образу.

В последние годы наметился и в некоторой степени даже утвердил себя совершенно новый вид спортивной журналистики. Его можно определить как публицистическую эссеистику. Теоретически задача жанра — задержать внимание читателя на проблемах, которые слишком быстро меняли свое содержание во времени и в информационной спешке не были по достоинству ни оценены, ни синтезированы оперативными жанрами — информацией, репортажем, отчетом. Речь идет о событиях, которые становились подчас вехой в истории того или иного вида спорта, одновременно являясь конечным пунктом одной тенденции и изначальным — другой. Публицистическая эссеистика — свободное размышление, которому присуща предельная ясность изложения и в котором элементы аналитической статьи естественно переплетены с репортажем, а сравнение событий построено на смещении и синхронизации времен, в результате чего взору заинтересованного читателя открывается причинность и закономерность цепи событий. Все это, разумеется, должно быть объединено четкой идейной концепцией автора и может касаться не только внутренней жизни спорта, но и воссоздания ее как журналистикой, так и литературой и искусством.

Быстрое развитие глобальной сети интернет вызвало своеобразную революцию во всех видах СМИ – в том числе и спортивных. Работники спортивных редакций газет и журналов столкнулись с новыми тенденциями рынка: печатные издания стали понемногу терять свои тиражи, а читатель смещаться в виртуальное пространство интернета. Если два-три десятилетия назад газеты в основном специализировались на новостных блоках и помещали на своих страницах фотографии о прошедших спортивных событиях, то ныне газеты на своих веб-ресурсах ведут репортажи и комментарии в онлайн режиме, составляя, таким образом, конкуренцию радиостанциям.

Следует также отметить, что практически все спортивные СМИ используют на своих веб-ресурсах такие инструменты многосторонней коммуникации как чаты, форумы, интернет-рассылки, маркетинговые и социологические опросы целевой аудитории. Нередко в структуру сайтов включаются такие инструменты BTL-поддержки бизнеса как конкурсы, пробы продуктов и розыгрыши призов. Все делается для того, удержать имеющихся потребителей и привлечь новых любителей спорта.

Интересно, что на этапе зарождения онлайнового спортивного бизнеса газеты и журналы пытались просто дублировать материалы печатных изданий на интернет-ресурсах. При этом издатели находились в затруднительном положении, так как их бизнес строился на продаже информации на бумажных носителях через розничную сеть. Теперь же возникла дилемма: выставлять в интернете материалы полностью и фактически бесплатно (компенсируя затраты за счет баннерной рекламы) или давать ее в усеченном варианте, в виде анонсов, что несомненно, ведет к снижению читательского интереса и снижению посещаемости интернет-ресурса.

Возможен также вариант доставки газеты или журнала в электронном виде по оформленной подписке. При этом гарантируется своевременная и оперативная доставка издания, снижение платы за безбумажную форму и отсутствие расходов на почтовые услуги. Достоинством такого способа является также то, что издание не может быть похищено или испорчено.

Рассматривая проникновение IT–технологий в спортивные СМИ, нельзя не отметить и такой важнейший феномен как все более массовое участие болельщиков в производстве спортивной информации. Ныне каждый желающий может без проблем организовать в Сети собственный веб-сайт, вести публичный дневник (блог), помещать видео и фотоматериалы. Болельщики создают неофициальные сайты команд и виртуальные фан-клубы, обмениваются впечатлениями на форумах и чатах, пишут статьи аналитического и критического характера. Любители спорта в таких случаях выступают не столько в качестве пассивных зрителей и читателей, потребляющих произведенную СМИ информацию, но и сами становятся добровольными корреспондентами, журналистами и комментаторами.

В ближайшее десятилетие бизнес спортивных СМИ претерпит, по всей вероятности, большие изменения. Интернет не знает государственных границ и больших географических расстояний. Болельщики, спортсмены и тренеры могут теперь оперативно получать любую информацию, касающуюся спорта из самых разных источников и уголков земли. Скорость и разнообразие мнений формируют новое качество спортивной информации и конкуренции между СМИ, способствуют быстрому развитию новых форм распространения данных, способов общения с читателями и зрителями.

История становления и развития спортивной прессы России

1.1 Спортивные издания Российской империи

Спортивная журналистика в России зародилась в XIX веке сразу за появлением организационно оформившегося спорта. Спорту как социальному институту для постоянного развития всегда был необходим постоянный взаимообмен достижениями из практического опыта в теорию и обратно. Важной частью системы, обеспечивавшей подобную циркуляцию и поддерживавшей жизнедеятельность сферы спорта, уже в XIX веке стала русская спортивная журналистика, которая первоначально развивалась в изданиях общего характера в виде отдельных статей или специальных отделов. С расширением числа отраслей спорта, с увеличением его роли и значения в жизни общества потребовалось появление специальных периодических органов.

Специализированная спортивная печать XIX – начала ХХ вв. была составным элементом системы печати того времени, формировалась и существовала в ее русле в соответствии с общими тенденциями, во многом сохраняла сходные черты развития с другими специализированными и общественно-политическими изданиями, часто эти черты проявлялись в ней не менее ярко, чем собственные оригинальные особенности.

Спортивная пресса прочно заняла свое место в системе российской печати именно во второй половине XIX века, когда в связи с постоянным увеличением объема научной и иной специальной информации, начали активно развиваться специализированные издания.

Следует уделить внимание и о прессе водных видах спорта, под которыми в данный период времени понимались гребля, хождение под парусом, гонки на мотоботах и плавание. История изданий этого направления наглядно демонстрирует, насколько уровень развития спортивной печати зависел от заинтересованности в этом профильных спортивных организаций и обществ. Водный спорт насчитывал в России многолетнюю историю, располагал поддержкой государства и частных меценатов, имел множество поклонников. Тем не менее, вследствие ряда причин многочисленные общества слабо поддерживали свою спортивную периодику. Она так и не получила массового распространения (всего 7 наименований), часто не отличалась высоким качеством и глубокой разработкой вопросов спорта, уклонялась в сферу морского дела вообще и явно не достигла полной реализации своего потенциала.

Начало XX века дало около десяти наименований различных изданий по авиаспорту, объединенных общими типологическими характеристиками. Они ориентировались на освещение только одной отрасли спорта, не уделяя внимания остальным его видам, за исключением в виде родственного до определенной меры автомобилизма; четко представляли себе свою целевую аудиторию (авиаторов, конструкторов, механиков) и назначение – способствовать развитию воздухоплавания и авиации путем обмена опытом среди любителей данного вида спорта.[5]

Тип общеотраслевого спортивного издания начал формироваться гораздо позже возникновения узкоспециализированных газет и журналов и возник уже с наступлением ХХ века. Способствовала этому процессу общая тенденция к тематической универсализации, а также объективные потребности спортсменов того времени, которые по причине любительского характера дореволюционного спорта редко специализировались на каком-то одном виде спорта.

Тяжелый процесс адаптации к новым экономическим и политическим условиям в 1914-1918 годах привел к постепенному упадку спортивной печати и, в конечном итоге, ее прекращению в условиях Гражданской войны.

Таким образом, до революции сформировалась единая типологическая группа спортивных изданий в составе специализированной журналистики, объединенная целевым назначением, аудиторией, предметом отражения, целостностью и структурированностью, общими функциями, среди которых основными являлись просветительско-образовательная, пропагандистская и организационная. Главными задачами спортивной журналистики в XIX – начале XX вв. стали популяризация и распространение спортивного движения в русском обществе, объединение его разрозненных сил.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Силкин Владимир Владимирович, Суворова Алина Юрьевна

Спорту как социальному институту для постоянного развития всегда был необходим постоянный взаимообмен достижениями из практического опыта в теорию и обратно. Важной частью системы, обеспечивавшей подобную циркуляцию и поддерживавшей жизнедеятельность сферы спорта, уже в XIX веке стала русская спортивная журналистика , которая первоначально развивалась в изданиях общего характера в виде отдельных статей или специальных отделов. С расширением числа отраслей спорта, с увеличением его роли и значения в жизни общества потребова-лось появление специальных периодических печатных органов. До революции сфор-мировалась единая типологическая группа спортивных изданий в составе специали-зированной журналистики, объединенная целевым назначением, аудиторией, пред-метом отражения, целостностью и структурированностью, общими функциями, сре-ди которых основными являлись просветительско-образовательная, пропагандист-ская и организационная. В постреволюционной России особое внимание обращалось на создание истории развития спорта и физической культуры. Спорт был возведен в разряд международной политики.В последние годы возрождается внимание к спорту. Героика спорта отображается в новых отечественных художественных фильмах и талантливых журналистских про-изведениях. В связи с подготовкой к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. и Чемпионата мира по футболу в 2018 г. и ряда других спортивных меропри-ятий международного уровня, перед нашей страной ставилась глобальная задача сформировать целостную систему физического воспитания, охватывающую широ-кие круги. Благодаря конвергенции и мультимедийности некоторые спортивные ре-дакции становятся уникальными, сочетая в себе сразу несколько медиаканалов, что привлекает к теме спорта все новую и новую аудиторию. Тем самым, спортивные массмедиа делаются более интересными, профессиональными, конкурентоспособ-ными и перспективными.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Силкин Владимир Владимирович, Суворова Алина Юрьевна

Роль российской печати в раскрытии спорта как явления досуговой жизни общества во второй половине XIX в

■ ■ ■ Развитие спортивной журналистики в России: история и современность

Силкин В.В., Суворова А.Ю.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Спорту как социальному институту для постоянного развития всегда был необходим постоянный взаимообмен достижениями из практического опыта в теорию и обратно. Важной частью системы, обеспечивавшей подобную циркуляцию и поддерживавшей жизнедеятельность сферы спорта, уже в XIX веке стала русская спортивная журналистика, которая первоначально развивалась в изданиях общего характера в виде отдельных статей или специальных отделов. С расширением числа отраслей спорта, с увеличением его роли и значения в жизни общества потребовалось появление специальных периодических печатных органов. До революции сформировалась единая типологическая группа спортивных изданий в составе специализированной журналистики, объединенная целевым назначением, аудиторией, предметом отражения, целостностью и структурированностью, общими функциями, среди которых основными являлись просветительско-образовательная, пропагандистская и организационная. В постреволюционной России особое внимание обращалось на создание истории развития спорта и физической культуры. Спорт был возведен в разряд международной политики.

В последние годы возрождается внимание к спорту. Героика спорта отображается в новых отечественных художественных фильмах и талантливых журналистских произведениях. В связи с подготовкой к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. и Чемпионата мира по футболу в 2018 г. и ряда других спортивных мероприятий международного уровня, перед нашей страной ставилась глобальная задача сформировать целостную систему физического воспитания, охватывающую широкие круги. Благодаря конвергенции и мультимедийности некоторые спортивные редакции становятся уникальными, сочетая в себе сразу несколько медиаканалов, что привлекает к теме спорта все новую и новую аудиторию. Тем самым, спортивные массмедиа делаются более интересными, профессиональными, конкурентоспособными и перспективными.

Ключевые слова: спортивная журналистика, спортивная медиакоммуникация, современный спорт

Статья поступила в редакцию: 22.06.2018. Принята к печати: 15.09.2018.

Протоспорт в Древней Руси

Такие спортивные игры как ничто другое, формировали физически совершенный народ с сильной волей, а образ новой нации убедительно отражался в труде и, в частности, в длительной, продолжавшейся веками, тяжелой борьбе с врагами, стремившимися поработить русский народ.

В Древней Руси большую роль играли физические упражнения в виде кулачных боев, фехтования, борьбы и других игр, способствующих развитию физической силы, ловкости, выносливости, решительности и готовности к обороне. Даже в славянской военно-похоронной церемонии эти учения традиционно устраивались с целью военного и физического развития воинов.

Генезис различных видов спорта в Древней Руси

Самый древний экземпляр скоростной лыжи относится к Х11-Х111 векам1. Эта лыжа имеет длину 192 см, ее средняя ширина - 8 см, толщина - 1см, а в том месте, куда ставится нога - 3 см. Кривизна всех линий тщательно разработана и проверена. В Новгородской лыже были сделаны отверстия для крепления ремня (не правда ли - образец современной лыжи, используемой для бытовых целей). Такие лыжи использовались для хозяйственных нужд и охоты как средство перемещения. В Никоновской летописи за 1444 г описан успешный поход Московского ски-хоста на оборону города Рязани против татарского царевича Мустафы из Золотой Орды. Позже лыжи использовались в войсках и Петра I, и Екатерины II.

Зарождение спортивной журналистики в России

Как самостоятельное направление спортивная журналистика в России зародилась в XIX веке сразу после институциирования спорта, чему в немалой сте-

1 Экземпляр такой лыжи был найден в 1953 году во время раскопок в Новгороде.

пени способствовали различные системы гимнастики, которые преподавались в учебных заведениях и использовались для улучшения физической подготовки военнослужащих армии и флота.

Спорту как социальному институту для постоянного развития всегда был необходим постоянный взаимообмен достижениями из практического опыта в теорию и обратно. Важной частью системы, обеспечивавшей подобную циркуляцию и поддерживавшей жизнедеятельность сферы спорта, уже в XIX веке стала русская спортивная журналистика, которая первоначально развивалась в изданиях общего характера в виде отдельных статей или специальных отделов. С расширением числа отраслей спорта, с увеличением его роли и значения в жизни общества потребовалось появление специальных периодических печатных органов.

России начиная с конца XIX века до начала ХХ века специализированная спортивная печать была составным элементом всей системы печати того времени. Спортивная печать тогда сыграла большую роль в формировании спорта как общественного института. Н. М. Лисовский в своей «Библиографии русской периодической печати (1703-1900 гг) в рамках библиографического описания выделил спортивные издания в отдельную группу [Лисовский]. Наиболее полно библиографию спортивных изданий составил Г. А. Дюперрон, в которую он включил около 3-х тысяч публикаций по спортивной тематике, вышедших в свет до 1913 года [Дюперрон]. Исследованию истории спортивной журналистики XIX-го - начала ХХ вв. посвятил свою брошюру С.И. Орлов, пытавшийся воссоздать облик спортивной печати того периода.

Развитие спорта в России в начале XX века

Этот период характеризовался бурным развитием спорта в России. Из года в год увеличивалось количество спортивных сообществ и клубов. К 1900 году насчитывалось около 50 спортивных общин, а к 1904 году их число достигло 100. Список, представленный Олимпийским комитетом России в 1914 году насчитывал 445 общин и клубов, а к 1 января 1915 года было уже 1266 спортивных организаций, объединивших 50 тысяч спортсменов из 332 населенных пунктов.

Деятельность спортивных сообществ способствовала совершенствованию спортивных организационных основ. По инициативе представителей крупнейших спортивных сообществ и клубов в стране стали организовываться лиги и союзы по различным видам спорта, объединившие различные спортивные организации.

С того момента, когда спортсмены и команды из СССР стали побеждать на крупных международных соревнованиях на советский спорт стали обращать внимание и зарубежные исследователи и журналисты. Их интересовала система подготовки элитных спортсменов, практика использования зрелищного спорта в идеологических целях, политическая и бюрократическая централизация и контроль, научно-медицинское спортивное сопровождение.

«Даже по этому отдельно взятому образцу мы видим, что новая советская спортивная система опиралась на дореволюционный российский спорт, который, в свою очередь, появился в результате пересечения нескольких направлений развития спорта, идущих с Запада, их взаимопроникновения в российскую почву и взаимодействия с традиционной русской культурой. Таким образом, своеобразие российского спорта в начале XX века, как и специфика Советского спорта, имеет общие черты с европейской спортивной историей, привитой иностранным влиянием, ощущавшейся на протяжении нескольких десятилетий [Алексеев].

Развитие спорта в современной России

Современный спорт сочетает лучшее из того, что человечество достигло за время своего развития и существования. Сбором, обработкой и распространением актуальной спортивной информации в средствах массовой коммуникации занимается спортивная журналистика. Спортивных журналистов нашей страны объединяет Федерация спортивных журналистов России. Основными задачами Федерации являются популяризация спорта, физической культуры и здорового образа жизни среди населения, развитие спортивной журналистики.

«Сегодня существует немало команд, клубов, отдельных спортсменов, способных составить достойную конкуренцию на мировом уровне. Одной из причин такой активизации интереса к спорту является заинтересованность в этом вопросе государства. В связи с подготовкой к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. и Чемпионата мира по футболу в 2018 г. и ряда других спор-

Высокоразвитая медиаиндустрия сегодня в основном несет на себе коммерческую нагрузку. Поэтому сегодня очень важно не упустить социальную составляющую развития спорта. Необходимо помнить, что спорт, в силу его имманентных особенностей, в зависимости от поставленной цели может служить как интернационализации, гармонизации международных и межгосударственных отношений, так и представлять эффективный способ утверждения национальной идентичности и независимости.

Алексеев К.А. (2008). Спортивная пресса России XIX - начала XX вв.: историко-типологический анализ. Дисс. на соискание уч. степени канд. фил. наук. СПб.

Баранов В., Шустин Б. (2008). Основные направления научных исследований и тематические докторские диссертации в области физической культуры и спорта. М.: мир спортсменов.

ВойтикЕ.А. (2014). Спортивная медиакоммуникация в России: эволюция и современное состояние. Дисс. на соискание уч. степени канд фил. наук. СПб.

ДеметраГ. (2005). Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. М: Советский Спорт.

Дюперрон Г.А (1915). Библиография спорта и физического развития: систематическая роспись всех книг, брошюр, журналов, вышедших в России по 1913 год включительно / Г. А. Дюперрон. Пг, [4], VII.

ЛисовскийН.М. (1915). Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг.: (материалы для истории рус. журналистики) / сост. и изд. Н. М. Лисовский. Пг.: Тип. АО Типографского дела. [8], XVI.

Мягков Ю.В. (2010). Участие офицерского состава в развитии физкультурно - спортивного движения на русском языке во второй половине XIX-начале XX в. (докторская диссертация). М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

Орлов С.И. (1974). Русская дореволюционная спортивная журналистика. М.: Изд-во Моск. Ун-та.

Толстой С. (2009). Власть и массовый спорт в СССР: на примере истории Советского футбола в период с 1930 по 1950 годы. Дисс. на соискание уч. степени доктора наук. Российский государственный университет туризма и сервиса. М.: Россия.

Чистяков А. А. (1999). Появление и пути развития спортивных клубов и обществ Российской Империи: социально-педагогический аспект (докт. диссертация). Москва: Московская государственная академия физической культуры.

Alekseev K.A., Gromova L.P., Silantev K.V. European influence on Sport and Sport Press Formation and Development in Russia // Global Media Journal. 2016, S3: 01 P. 1-7.

Combeau-Mari E (2006). Sport in the French colonies (1880-1962): a case study // Journal of Sport History, 33: 27-57.

DietschyP. (2011). French Sport: Caught between Universalism and Exceptionalism // European Review, 19: 509-525.

Hilbrenner A.,LenzB (2011). Looking at European Sports from an Eastern European Perspective: Football in the Multi-ethnic Polish Territories // European Review, 19: 595-610.

Imhoof D. (2009). The game of political change: sports in G ttingen during the Weimar and Nazi eras // German History, 27: 374-394.

LopezB. (2010). Sport, media, politics and nationalism on the eve of the Spanish Civil War: the first Vuelta Ciclista a Espana (1935) // International Journal of the History of Sport, 27: 635-657.

Pfister G. (2003). Cultural confrontations: German Turnen, Swedish gymnastics and English sport - European diversity in physical activities from a historical perspective // Culture, Sport, Society, 6: 61-91.

Tomlinson A., Young C. (2011). Towards a New History of European Sport // European Review, 19: 487-507.

■ ■ ■ Sports Journalism in the System of Modern Media Communications

Vladimir V. Silkin, Alina Y. Suvorova

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia.

Abstract. Sport as a social institution for constant development has always needed a constant interchange of achievements from practical experience in theory and back. An important part of the system that provided such circulation and supported the life activity of the sports sphere since 19th century was Russian sports journalism, which initially developed in general publications in the form of separate articles or sections. Further expansion of the number of sports activities, the increase of its role and importance in the life of society has required the emergence of special periodical press. Before the revolution, a unified typological group of sports publications has crystallized as part of specialized journalism, united by purpose, audience, object of reflection, integrity and structuring, general functions, among which the main ones were educational, propaganda and organizational. In post-revolutionary Russia, special attention was paid to the creation of a history of the development of sports and physical culture. The sport was elevated to the level of international politics.

In recent years, attention to sports has been reviving. The heroism of sport is displayed in new domestic feature films and talented journalistic works. In connection with the 2014 Winter Olympics in Sochi and the 2014 FIFA World Cup and a number of other international sporting events, Russia has faced the global task of creating a holistic system of physical education that covers wide circles. By the impact of convergence and expansion of multimedia, some sports editions have become unique entities combining several media channels in one, and attracting new audiences to the topic of sports. Thus, sports mass media today is visibly on the upgrade as even more interesting, professional, competitive and promising.

Keywords: sports journalism, sports media communication

Received: 22.06.2018. Accepted: 15.09.2018.

Alekseev K. (2008). Sports press of Russia XIX - early XX centuries: historical and typological analysis. Diss. Thesis Cand.Sc. (Philos.) SPb. (In Rus.).

Alekseyev K. A., Gromova L.P. and Silantev K.V. (2016). European influence on Sport and Sport Press Formation and Development in Russia. Global Media Journal. S3: 01 P. 1-7.

Baranov V., Shustin B. (2008). The main directions of research and doctoral dissertations in the field of physical culture and sports. M.: World of athletes. (In Rus.).

Combeau-Mari E. (2006). Sport in the French colonies (1880-1962): a case study. Journal of Sport History, 33: 27-57.

Demeter G. (2005). Essays on the history of Russian physical culture and the Olympic movement. M: Soviet Sport. (In Rus.).

Dietschy P. (2011). French Sport: Caught between Universalism and Exceptionalism. European Review 19: 509-525.

Duperron G. (1915). Bibliography of sports and physical development: systematic painting of all books, brochures, magazines published in Russia up to 1913 / G. Duperron. PG, [4], VII (In Rus.).

Hilbrenner A, Lenz B. (2011). Looking at European Sports from an Eastern European Perspective: Football in the Multi-ethnic Polish Territories. European Review, 19: 595-610.

Imhoof D. (2009). The game of political change: sports in G ttingen during the Weimar and Nazi eras. German History, 27: 374-394.

Lisowski N.M. (1915). Bibliography of the Russian periodical press in 1703-1900: (materials for the history of Rus. journalism) / comp. and ed. N. M. Lisowski. Pg.: Type. JSC Printing business [8], XVI (In Rus.).

Lopez B. (2010). Sport, media, politics and nationalism on the eve of the Spanish Civil War: the first Vuelta Ciclista a Espana (1935). International Journal of the History of Sport, 27: 635-657.

Myagkov V.V. (2010). Participation of officers in the development of sports movement in the Russian language in the second half of XIX - early XX century (doctoral diss.). M.: Russian state University of physical culture, sport and tourism (In Rus.).

Orlov S.I. (1974). Russian pre-revolutionary sports journalism. M.: Izd-vo Mosk. UN-TA, (In Rus.). Pfister G. (2003). Cultural confrontations: German Turnen, Swedish gymnastics and English sport - European diversity in physical activities from a historical perspective. Culture, Sport, Society, 6: 61-91.

Tolstoy S. (2009). State power and mass sports in the USSR: the example of the history of Soviet football in the period from 1930 to 1950. Diss. Dr.Sc. Russian state University of tourism and service. M: Russia (In Rus.).

Tomlinson A., Young C. (2011). Towards a New History of European Sport. European Review, 19: 487-507.

Спортивные издания эпохи Российской Империи. Процесс адаптации к новым экономическим и политическим условиям, в 1914-1918 годах. Упадок спортивной печати и ее прекращению в условиях Гражданской войны. Зарождения советской спортивной публицистики.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 26.04.2011
Размер файла 48,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Белгородский Государственный университет

Кафедра журналистики и связей с общественностью

Курсовая работа по теме:

История спортивных печатных изданий России

Студента группы 160601 Трофимова Романа Юрьевича

Научный руководитель: Н.Н. Рухленко

Постановка стратегической цели - неотъемлемое условие любой деятельности, без которого она теряет глубокий смысл. Целью исследования является прослеживание эволюции спортивной печати России со времен ее зарождения до современного этапа.

Исходя из выше указанного, поставим основные задачи исследования. Как известно задачей спортивной прессы должно быть содействие достижению мира на земле через демонстрацию иных путей разрешения противоречий - на спортивной площадке. Какие реальные задачи ставит перед собой российская спортивная пресса на сегодняшний день, мы и попытаемся установить. Но это лишь одна из задач, главная же задача призвана ответить на вопрос: какими специфическими признаками обладала спортивная пресса в России. Объект исследования - рынок спортивной прессы России различных эпох, а предметом исследования является выявления функций и тенденций развития спортивной печати на конкретных исторических этапах.

Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день вопросам об истории развития спортивной периодики уделяется не так много внимания. Зачастую информация подается разрозненными блоками, то есть автор какой-либо книги или публикации, берет один из этапов эволюции спортивной прессы, например спортивную публицистику 20-30-х годов XX века. Поэтому еще одна из задач данного исследования дать полную и целостную картину развития спортивных изданий.

Теоретический подход в решении этого вопроса здесь мало уместен, с одной стороны, есть объективная потребность раскрыть содержание современной журналистской практики в нашей стране, с другой - журналистская наука не в состоянии поспеть за динамикой окружающей действительности и новыми веяниями в творчестве тружеников пера.

Какие проблемы стоят перед спортивной прессой? Все их многообразие можно разделить на константные (единые во все времена, начиная с появления печатного станка, пересекающиеся с остальной - общественно-политической, развлекательной и т.д. - прессой) и на специфические.

К основным проблемам спортивной прессы можно отнести, например, определение позиции уклона в сторону развлекательности или информационно-воспитательной работы или роль спортивной прессы в нравственном воспитании личности.

Спортивные издания эпохи Российской Империи (до 1917 года)

Спортивная журналистика в России зародилась в XIX веке сразу за появлением организационно оформившегося спорта. Спорту как социальному институту для постоянного развития всегда был необходим постоянный взаимообмен достижениями из практического опыта в теорию и обратно. Важной частью системы, обеспечивавшей подобную циркуляцию и поддерживавшей жизнедеятельность сферы спорта, уже в XIX веке стала русская спортивная журналистика, которая первоначально развивалась в изданиях общего характера в виде отдельных статей или специальных отделов. С расширением числа отраслей спорта, с увеличением его роли и значения в жизни общества потребовалось появление специальных периодических органов.

Специализированная спортивная печать XIX - начала ХХ была составным элементом системы печати того времени, формировалась и существовала в ее русле в соответствии с общими тенденциями, во многом сохраняла сходные черты развития с другими специализированными и общественно-политическими изданиями, часто эти черты проявлялись в ней не менее ярко, чем собственные оригинальные особенности.

Спортивная пресса прочно заняла свое место в системе российской печати именно во второй половине XIX века, когда в связи с постоянным увеличением объема научной и иной специальной информации, начали активно развиваться специализированные издания.

Это один из типов, так называемых коннозаводских-спортивных журналов. Среди изданий данной группы следует отметить также деятельность

Следует уделить внимание и о прессе водных видах спорта, под которыми в данный период времени понимались гребля, хождение под парусом, гонки на мотоботах и плавание. История изданий этого направления наглядно демонстрирует, насколько уровень развития спортивной печати зависел от заинтересованности в этом профильных спортивных организаций и обществ. Водный спорт насчитывал в России многолетнюю историю, располагал поддержкой государства и частных меценатов, имел множество поклонников. Тем не менее, вследствие ряда причин многочисленные общества слабо поддерживали свою спортивную периодику. Она так и не получила массового распространения (всего 7 наименований), часто не отличалась высоким качеством и глубокой разработкой вопросов спорта, уклонялась в сферу морского дела вообще и явно не достигла полной реализации своего потенциала.

Тип общеотраслевого спортивного издания начал формироваться гораздо позже возникновения узкоспециализированных газет и журналов и возник уже с наступлением ХХ века. Способствовала этому процессу общая тенденция к тематической универсализации, а также объективные потребности спортсменов того времени, которые по причине любительского характера дореволюционного спорта редко специализировались на каком-то одном виде спорта.

Тяжелый процесс адаптации к новым экономическим и политическим условиям, в 1914-1918 годах привел к постепенному упадку спортивной печати и, в конечном итоге, ее прекращению в условиях Гражданской войны.

Таким образом, до революции сформировалась единая типологическая группа спортивных изданий в составе специализированной журналистики, объединенная целевым назначением, аудиторией, предметом отражения, целостностью и структурированностью, общими функциями, среди которых основными являлись просветительско-образовательная, пропагандистская и организационная. Главными задачами спортивной журналистики в XIX - начале XX вв. стали популяризация и распространение спортивного движения в русском обществе, объединение его разрозненных сил.

Спортивная периодика 1920-1930 годов

1920-ые годы - время зарождения советской физкультурно-спортивной публицистики. Именно в 1922 - 1924-м годах появились первые специализированные издания, посвященные физкультурно-спортивной тематике. При отсутствии четкой государственной политики в отношении специализированных изданий впервые в советские годы наблюдалась тенденция, характерная для дореволюционного периода развития спортивной периодики. Наиболее распространенным явлением в СМИ продолжали оставаться журналы. В 1920-1930-х годах они появлялись в новом государстве стихийно и долгожителями не были, ограничиваясь выходом в течение одного-пяти лет. Издания быстро отмирали, не имея стабильной поддержки властных структур.(5,78)

Газеты были не столь многочисленны, но их значение для советской спортивной публицистики нельзя переоценить, поскольку большинство изданий имеет обширную историю, особенно газеты, территориально привязанные к отдельной республике. Они сохранялись на протяжении всего советского периода. Специализированные издания, выходящие хотя бы раз в неделю, существовали практически во всех столицах союзных республик, а также на Урале, в Дагестане, Сталинграде и Ленинграде.(5,61)

Обзор спортивной печати СССР

Советский подход к журналистике рассматривал СМИ, прежде всего, с точки зрения их места и роли как органов пропаганды. Надо сказать, что в этом плане пресса тех лет со своей задачей прекрасно справлялась и являлась ведущим рупором идей социалистического режима. Даже в отсутствие электронных СМИ телевидение и радио настолько гармонично взаимодействовали с печатными органами, что, создавая попутно атмосферу доверительности и расположения читателей к своим материалам, завладевали умами поколений, добивались немалых успехов на поприще взращивания соцзерен в неокрепшем массовом самосознании народа.

Не будучи дифференцированной по классовому и материальному признаку, как мы можем наблюдать это сейчас, пресса являлась всенародным достоянием, и не существовало никаких реальных препонов для любого человека, изъявившего желание приобрести ту или иную газету.

Таким образом, спортивная печать в советское время имела лишь одну типологическую черту, сходную с российской системой СМИ, - преимущественно мужскую аудиторию.

Современный рынок спортивной прессы

Непреложный факт, что спорт и его результаты интересны значительно большему числу людей, нежели количество выписывающих и читающих спортивную прессу. Вопрос заключается в том, насколько избирателен их интерес и чем вызвано невнимание к специализированным спортивным изданиям.

Дадим несколько вариантов ответа. Во-первых, интерес подобной аудитории может сужаться по принципу выбора верхушки айсберга: таким людям важно знать только самые значительные результаты на высшем уровне и самые весомые свершения. Подобные запросы удовлетворяют, как правило, спортивные рубрики общенациональных общественно-политических журналов и газет. Во-вторых, определенную группу населения увлекает все, связанное с конкретизацией понятия Родины, то есть широта жизненных проявлений, имеющих отношение к происходящему в том регионе, где они проживают. Следовательно, у них потребность в иной фильтрации новостного потока: они хотят читать все о спортивной жизни в их регионе. Вот на решение этой задачи и направлены усилия спортивных страничек местной прессы.

Попутно напрашивается важный вывод. Он заключается в том, что размещение спортивной информации вне специальных изданий практически всегда происходит в общественно-политических газетах, и иногда - в общественно-политических журналах. Остальные типы прессы почти полностью выключены из этого процесса.

Разумеется, кроме вышеотмеченных, спортивные колонки в региональной печати стремятся к выполнению некоторых других функций. Например, привлечения интереса населения к развитию физкультурно-спортивного движения в области, привития патриотических качеств личности, воспитания чувства гордости за свою малую Родину, гуманности, любви и уважения к людям, проживающим рядом с тобой. (15, 41) Очевиден тот аспект, что типология общественно-политического издания направлена на отражение большого охвата жизни во всех ее проявлениях, и в этой связи не может не затронуть вопросы спорта, явления массового, резонансного, играющего заметную роль в общественной жизни, несущего огромный социальный потенциал и объединительные тенденции.

Кроме того, велика роль стремления всех категорий аудитории общественных газет быть разносторонне информированными и осведомленными даже в мало трогающих их темах, которые, тем не менее, вызывают повышенный интерес и желание их обсуждать у других людей.

Особенности спортивной публицистики 1920-30 годов

Слабая подготовленность советских физкультурников, а поэтому их неконкурентоспособность на отдельных международных соревнованиях не позволяли превалировать материалам спортивного характера в физкультурной советской публицистике 1920-х годов. Эти возможности необходимо было реализовать после строительства всей физкультурной системы. Спортивная печать должна была оказать помощь в пропаганде физкультуры, а значит в возведении этой системы. Еще одна предпосылка физкультурного характера спортивной публицистики связана с политическим фактором. Гражданская война и международное положение первого пролетарского государства не давали возможность развернуть международную физкультурную работу в первые годы существования Советского государства. (12,45) Как известно, итоги первой мировой войны повлекли за собой непризнание советского государства и исключение его представительства в международных спортивных федерациях.

1930-е годы заметно меняют ситуацию в физкультурно-спортивной публицистике. Она к середине десятилетия наделяется чертами спортивной (центральное место в освещении тем - соревнования, многочисленная статистика, восхваление рекордсменов, большие печатные площади под репортажи о международных встречах), но к концу 1930-х годов испытывает жесточайший прессинг партийного аппарата и её достижения нивелируются. Происходит поглощение специализированного направления политической тематикой. Здесь следует рассматривать процесс милитаризации физкультурно-спортивной публицистики, который получит свое продолжение в 1940-х годах.

Тенденции развития спортивной печати на современном этапе

спортивный издание печать публицистика

Девяностые годы - время бурного развития средств массовой информации в России, связанное с качественными и количественными изменениями изданий. Наряду со следованием прессы тенденции универсализации, поступательно идут процессы дифференциации. Стоит вопрос о различных подходах к типологической систематизации прессы. Найдем место спортивной прессы внутри этой системы.

Спортивные издания в большинстве своем по-прежнему продолжают оставаться всероссийскими и издаются в Москве. Однако во второй половине девяностых впервые начался процесс укрепления местных спортивных газет.

Какой бы огромной ни казалась пропасть, разделяющая различные виды и подвиды спортивной прессы, у всех этих изданий, кроме темы, объекта и предмета отражения, есть и другое объединяющее начало. Это установка на выполнение ими - пусть в различных объемах и пропорциях - одних и тех же функций, призванных в какой-то мере сблизить их с мировой системой СМИ и СМК, а также выделить и обусловить то специфичное, которое заложено в спортивной прессе как типе.

В современном мире с его бешеными ритмами и высоким темпом жизни человек подчас оказывается в стрессовой ситуации. Он все время выпадает из колеи и устает от вечного сопротивления все новым и новым трудностям, от необходимости постоянно решать непрестанно возникающие проблемные ситуации. Такой человек, приходя, домой или, устраиваясь утром в кабинете, берет в руки газету и.… Это не обозрение последних политических новостей и не сводка итогов биржевых торгов, это то издание, которое сегодня и сейчас не станет говорить ему о проблемах, так неумолимо часто встающих перед ним самим в его повседневной жизни. Это может быть юмористическое или музыкальное издание, зачастую же это спортивная газета. Она выстраивает свой, иной, отличный от повседневного серого, мир, в котором правит спорт, в котором выясняют в честной и справедливой борьбе отношение красивые и сильные люди, где болея, переживая за своих любимых атлетов и твои национальные сборные, ты зачастую ассоциируешь себя со спортивными героями, переживаешь их жизнь, и, увы! в отличие от реальной жизни, часто одерживаешь громкие и выразительные победы. Ты закрываешь газету. Чтение дало тебе сил, тонко и умно поведало обо всем главном, происшедшем в твоем втором - а, может, уже - первом? - мире, придало тебе творческих и - о, ты буквально чувствуешь это! - новых физических сил, вселило, пусть зачастую мимолетную, но столь необходимую тебе уверенность в том, что все еще переменится к лучшему и в не лучшем из миров. Ты встаешь и начинаешь работать над собой и над миром, уверенный, что рано или поздно он станет - и в этом тогда будет и твоя заслуга - чище и светлее.

Типологически спортивные издания могут быть как серьезными, так и таблоидными, как информационными, аналитическими, так и комбинированными - информационно-аналитическими.

История журналистики уходит своими корнями в глубину времен, но такое понятие как спортивная журналистика довольно молодо.

Специализированная журналистика помимо уникального, присущего только ей предмета рассмотрения, описания и анализа, имеет свою историю, реализует различные функции и располагает присущими только ей особенностями. Именно через историю развития и определяются основные особенности каждой специализации журналистики.

Но стоит отметить тот момент что, не смотря, что материалы о спорте публиковались в различных журналах, но такое понятие как спорт не использовалось.

Стоит обратить внимание на то, что в России специализированные журналы, которые были посвящены спорту, выпускались, горазда раньше, чем было дано определение слову спорт.

В конце XIX века спортивные издания появляются в других городах – Киеве, Одессе, Риге, Саратове, Туле.

Нередко одному виду спорта посвящалось несколько изданий. В спортивных газетах и журналах пропагандировались идеи буржуазного спорта, политика царского правительства в области физического воспитания, то есть первые спортивные журналы в России были не просто специализированными изданиями, но и инструментами политической пропаганды – характерная черта прессы этого времени.

Помимо количественного роста, постоянно происходили и качественные изменения в спортивных изданиях. Первые спортивные печатные органы представляли собой разрозненный набор сведений, объединенных только общей тематикой, подобранных часто случайно, бессистемно и без какого-либо четкого общего направления. К концу XIX века ведущие деятели спортивной прессы стали осознавать необходимость каждому изданию иметь собственное лицо, стремиться к единству содержания [49, C. 257].

Специализированная спортивная печать XIX – начала ХХ веков была составным элементом системы печати того времени, формировалась и существовала в ее русле в соответствии с общими тенденциями, во многом сохраняла сходные черты развития с другими специализированными и общественно-политическими изданиями. В этом заключается значимость изучения спортивной печати для понимания общей истории русской журналистики.

Кроме того, до революции возникали значительные трудности с распространением спорта в России, без выяснения причин которых невозможно в полной мере понять специфику спортивной журналистики того времени. Они были связаны со сложным процессом укоренения идей спорта в массовом сознании русского общества, что объяснялось особенностями господствовавшего менталитета, факторами исторического прошлого страны, своеобразием развития и мировоззрения различных слоев русского общества: аристократии, разночинной интеллигенции, купечества, крестьянства. Развитие спортивной журналистики помогало сглаживать различные общественные противоречия и способствовало широкому распространению спорта в России – не только традиционной для нашей страны верховой езды и охоты, но и других видов.

Таким образом, основываясь на данных исследователей, можно выделить следующие основные вехи становления спортивной печати в дореволюционный период в России:

3. 1906-1914 гг. После общественных преобразований и реформы печати 1905 г., с развитием информационного рынка, налицо бурный количественный рост спортивной периодики. Значение спорта и физического развития одобрено на государственном уровне. Происходит дифференциация прессы по самым разным видам спорта: воздухоплавание, футбол, теннис, гимнастика и т.д. Ее структура достигает наибольшей полноты и разнообразия.

4. 1914-1918 гг. Тяжелый процесс адаптации к новым экономическим и политическим условиям, постепенный упадок спортивной печати и, в конечном итоге, ее прекращение в условиях Гражданской войны.

Таким образом, до революции сформировалась единая типологическая группа спортивных изданий в составе специализированной журналистики, объединенная целевым назначением, аудиторией, предметом отражения, целостностью и структурированностью, общими функциями, среди которых основными являлись просветительско-образовательная, пропагандистская и

организационная. Главными задачами спортивной журналистики в XIX – начале XX вв. стали популяризация и распространение спортивного движения в русском обществе, объединение его разрозненных сил.

В 1930-х годах спортивная журналистика заняла постоянное место на страницах центральной специализированной и общеполитической прессы. Если 1920-е – время отбора тем и идей, а также относительной свободы в спортивной журналистике, то 1930-е — период идеологизации специализированного направления. Особенно ярко тенденция проявилась во второй половине 1930-х годов.

Жанровые отличия двух типов изданий заключаются в преобладании в общеполитической прессе очерков и отчетов, тогда как в специализированной спортивной печати - репортажей и статей. Жанр интервью в данный период развития спортивной журналистики популярен не был, а информационные заметки оказались самыми востребованными.

Советская спортивная журналистика второй половины 1930 годов — это трагедия специализированных изданий и профессионализм общеполитических. Для функционирования прессы необходимо было соблюдать баланс в освещении тем о рекордах для страны и спорта для армии на протяжении 1930 годов. С этим справились спортивные отделы общеполитических изданий, которые не претерпели тех кардинальных изменений, что произошли со специализированной прессой.

Советский подход к журналистике рассматривал СМИ, прежде всего, с точки зрения их места и роли как органов пропаганды. Надо сказать, что в этом плане пресса тех лет со своей задачей прекрасно справлялась и являлась ведущим рупором идей социалистического режима. Даже в отсутствие электронных СМИ телевидение и радио настолько гармонично взаимодействовали с печатными органами, что, создавая попутно атмосферу доверительности и расположения читателей к своим материалам, завладевали умами поколений, добивались немалых успехов на поприще взращивания соцзерен в неокрепшем массовом самосознании народа.

Не будучи дифференцированной по классовому и материальному признаку, как мы можем наблюдать это сейчас, пресса являлась всенародным достоянием, и не существовало никаких реальных пределов для любого человека, изъявившего желание приобрести ту или иную газету.

Таким образом, спортивная печать в советское время имела лишь одну типологическую черту, сходную с российской системой СМИ, – преимущественно мужскую аудиторию.

Читайте также: