Международная ассоциация воздушного транспорта доклад

Обновлено: 03.07.2024

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала Доклад о безопасности за 2020 год и данные о показателях безопасности полетов коммерческих авиакомпаний за 2020 год.

  • По оценкам IATA, в 2020 году 1,795 миллиарда пассажиров безопасно совершили около 22 миллионов рейсов.
  • Общее количество аварий снизилось с 52 в 2019 году до 38 в 2020 году.
  • Общее количество несчастных случаев со смертельным исходом снизилось с 8 в 2019 году до 5 в 2020 году. Количество погибших в 2020 году снизилось по сравнению с 2019 годом (132 против 240).
  • Уровень аварийности составил 1,71 аварий на миллион полетов. Это выше, чем средний показатель за 5 лет (2016–2020 годы), который составляет 1,38 аварий на миллион рейсов.
  • Коэффициент аварийности авиакомпаний-членов ИАТА составил 0,83 на миллион рейсов, что является улучшением по сравнению со средним показателем за 5 лет, равным 0,96.
  • Общее количество полетов сократилось на 53% до 22 миллионов в 2020 году.
  • Риск летального исхода остался неизменным по сравнению со средним пятилетним значением 0,13.

При риске летального исхода 0,13 для авиаперелетов в среднем человеку придется путешествовать по воздуху каждый день в течение 461 года, прежде чем он попадет в аварию, в результате которой погибнет хотя бы один человек. В среднем человеку придется путешествовать каждый день в течение 20 932 лет, чтобы попасть в аварию со 100% смертельным исходом.


Показатели потерь реактивных самолетов по регионам (на 1 млн вылетов)

В 2020 году средний мировой показатель потерь реактивных самолетов несколько вырос по сравнению со средним показателем за пять лет (2016-2020 годы), несмотря на улучшение в пяти регионах.


Показатели потерь турбовинтовых самолетов по регионам (на 1 млн вылетов)

В шести регионах мира показатели потерь турбовинтовых самолетов в 2020 году улучшились или не ухудшились по сравнению со средними показателями за пять лет. Аварии с участием турбовинтовых самолетов составили 29% всех происшествий и 40% происшествий со смертельным исходом в 2020 году.


Безопасность в Африке

Авиакомпании, базирующиеся в странах Африки к югу от Сахары, в прошлом году испытали шесть аварий, две из которых закончились смертельным исходом, причем, в обоих участвовали турбовинтовые самолеты. Это такое же количество несчастных случаев со смертельным исходом, которое произошло в 2019 году, однако риск летального исхода увеличился из-за того, что в прошлом году было меньше рейсов. Аварийных происшествий с потерей реактивных самолетов в 2020 году не было.

ИАТА также продолжает тесно сотрудничать со всеми ключевыми заинтересованными сторонами в регионе. ИАТА и Ассоциация африканских авиакомпаний (AFRAA) объединили усилия с Африканской комиссией гражданской авиации (AFCAC) в рамках трехлетнего проекта по обеспечению безопасности для оказания технической поддержки африканским авиаперевозчикам государств-участников Единого африканского рынка воздушного транспорта (SAATM) для обеспечения, достижения и поддержки глобальных стандартов безопасности полетов.

Безопасность в СНГ

Авиакомпании, базирующиеся в регионе СНГ, в 2020 году не испытали несчастных случаев со смертельным исходом, что является значительным улучшением по сравнению с 2019 годом. Показатель потери реактивного самолета у авиакомпаний СНГ в 2020 году улучшился по сравнению с 2019 годом, но снизился по сравнению со средним пятилетним показателем 2016-2020 гг. - самый высокий среди регионов. В авиакомпаниях СНГ не было аварий с потерей турбовинтовых самолетов в 2020 году, что является значительным улучшением по сравнению с 2019 годом и в среднем за пять лет.

Аудит эксплуатационной безопасности IATA (IOSA)

  • IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) представляет около 290 авиакомпаний, на долю которых приходится 82% мирового воздушного движения.
  • ИАТА определяет аварию как событие, при котором выполняются ВСЕ следующие критерии:
    • Лицо (а), совершившее посадку на борт воздушного судна с целью полета (летный экипаж или пассажиры).
    • Цель полета ограничена обычной коммерческой авиационной деятельностью, в частности, регулярными / чартерными пассажирскими или грузовыми перевозками. Полеты на административных самолетах, обучение, техническое обслуживание / испытательные полеты исключаются.
    • Самолет оснащен турбинным двигателем и имеет сертифицированный максимальный взлетный вес (MTOW) не менее 5700 кг (12 540 фунтов).
    • Самолет получил серьезное структурное повреждение, превышающее 1 миллион долларов или 10% от резервной стоимости самолета, в зависимости от того, что меньше, или было объявлено повреждение корпуса.
    • Потеря самолета - это авария, в которой самолет разрушен или существенно поврежден и впоследствии не ремонтируется по какой-либо причине, включая финансовое решение владельца.


    Международная ассоциация воздушного транспорта, ИАТА (англ. International Air Transport Association, сокр. IATA) международная неправительственная организация. Штаб-квартира находится в Монреале (Канада). Европейский центр — в Женеве (Швейцария). ИАТА имеет 101 представительство по всему миру.

    Содержание

    История

    ИАТА была организована 28 августа 1919 года в Гааге (Нидерланды) как союз авиакомпаний под именем International Air Traffic Association. Её цель была организация безопасных, регулярных и рентабельных воздушных перевозок людей и грузов, а также содействие совместной работе всех участвующих в международных воздушных перевозках предприятий. Ассоциация, организованная после Первой мировой войны прекратила свое существование из-за Второй мировой войны.

    Преемницей стала созданная в апреле 1945 года в Гаване (Куба) International Air Transport Association. К этому моменту она имела 57 членов из 31 страны, в основном из европейских и северо-американских.

    На 27 марта 2006 года членами ИАТА являются 265 авиакомпаний, которые осуществляют 94% всех международных рейсов.

    Деятельность

    Ассоциация выступает координатором и представителем интересов авиатранспортной отрасли в таких областях как обеспечение безопасности полетов, производство полетов, тарифная политика, техобслуживание, авиационная безопасность, разработка международных стандартов совместно с ИКАО и т. д.

    Важнейшим направлением деятельности ИАТА является организация взаиморасчетов между субъектами воздушного транспорта, основанная на системе продаж перевозок на нейтральном бланке авиабилетов. Ещё в 1948 г. начала свою деятельность Клиринговая палата IATA (англ. IATA Clearing House), обеспечивающая проведение взаимозачетов между авиакомпаниями. А в 1972 г. была создана мировая нейтральная среда продаж авиабилетов BSP IATA, впоследствии охватившая весь воздушный транспорт мира, кроме США (которые первыми создали собственную систему, ARC, послужившую впоследствии основой для BSP) и стран СНГ (за исключением Молдавии).

    Международная ассоциация воздушного транспорта объявила о полном переходе с 2007 года на продажу авиаперевозок с использованием электронных билетов.

    ИАТА присваивает коды аэропортам, авиакомпаниям и типам самолетов для классификации.

    IOSA — Программа производственного аудита безопасности авиакомпаний Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA Operational Safety Audit), которая предназначена для оценки систем эксплуатационного управления и контроля воздушных перевозчиков.

    Сегодня IOSA — это передовой гармонизированный стандарт всей мировой авиационной индустрии в области осуществления авиаперевозок и обеспечения их безопасности. IOSA постоянно поддерживается в актуальном состоянии, дорабатывается, оценивается и актуализируется в соответствии с изменяющимися требованиями авиационной отрасли и регламентирующими документами. Согласно требованиям IATA все авиакомпании-члены IATA должны пройти аудит IOSA. Компании, успешно прошедшие процедуру проверки, вносят в реестр Операторов IOSA.

    На сегодняшний день сертификацию IOSA осуществляют восемь независимых аудиторских фирм, которые прошли аккредитацию в IATA. Руководство по стандартам IOSA включает в себя 872 требования, соответствие которым должна подтвердить авиакомпания во время прохождения аудита.

    ИАТА в России

    В 1996 году в Москве (Россия) организован региональный офис, работающий на территории России и стран СНГ.

    С 2004 года Владивосток-Авиа является полноправным членом Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). [1]

    В 2007 году авиакомпания S7 Airlines была включена в регистр Операторов IOSA, после успешного прохождения полной процедуры международного аудита на соответствие производственным стандартам безопасности.

    В 2007 году группа компаний Волга-Днепр прошла сертификацию IATA и была включена в регистр Операторов IOSA первой в мире среди грузовых перевозчиков.

    C 2008 года авиакомпания Трансаэро официально включена в регистр перевозчиков, обладающих сертификатом оператора IOSA.

    C 2011 года авиакомпания ВИМ-Авиа официально включена в регистр перевозчиков, обладающих сертификатом оператора IOSA.

    Интересные факты

    IATA – это содействие перемещению людей, почты и грузов из одной точки мира в другую, используя различные комбинации маршрутов воздушной сети. Резолюции, принятые на транспортных конференциях IATA, касаются не только билетов, но и путевых листов, документов на багаж, а также других подобных бумаг. Эти резолюции унифицируют и координируют процедуры расчетов и позволяют ускорить бронирование и связь между авиакомпаниями. Организация также создала и проработала жесткий список тарифов и маршрутов. При ее содействии стало возможным соединение воздушных трасс многих частных авиакомпаний в единую систему, работающую на благо путешествующих.

    Установление тарифов – одна из важнейших составляющих работы IATA. Необходимость согласования тарифов среди всех авиакомпаний – членов IATA – это одновременно и политика, и практика, так как все тарифы международных авиакомпаний контролируются правительствами стран-владельцев авиакомпаний. Каждая страна-хозяйка своего пространства, она может запретить или разрешить вторгнуться на свою территорию и поставить те условия, которые ее устраивают.

    Конференции IATA проводятся после того, как правительства стран-членов организации решаются на взаимовыгодные договоренности по установлению тех перевозчиков, которые в дальнейшем будут обслуживать их территории. Транспортные конференции IATA, безусловно, являются очень важными для правительств стран-членов IATA. И плюс ко всему все правила, установленные Ассоциацией, должны быть одобрены правительствами всех стран-участниц.

    В ходе своей деятельности IATA условно делит всю территорию земного шара на три больших региона, или конференции, и пытается добиться установления согласованных тарифов на перевозки и единых стандартов сервиса как в рамках каждой конференции, так и между ними: а) Северная и Южная Америка и часть Тихоокеанского региона к востоку от международной линии раздела дат; б) Европа, Африка и Ближний Восток; в) Азия, Австралия и часть Тихоокеанского региона к западу от международной линии раздела дат.

    Туристские агентства участвуют в деятельности IATA через ее специальное отделение – Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network – IATAN). Каждому турагентству, прошедшему процедуру аккредитации и соответствующему определенным требованиям, присваивается номер, служащий своего рода визитной карточкой при осуществлении расчетов с авиакомпанией и другими участниками отрасли. IATAN следит за соблюдением правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турагентств, продающих авиабилеты на международные авиарейсы, и выполняет функции связующего звена между туристскими агентствами и авиакомпаниями – членами IATA.

    IATA официальный сайт на русском

    IATA: что это?

    Начнем с того, что ИАТА – это сообщество, не имеющее отношение к правительству с точки зрения своего создания, но с наличием статуса международного уровня. Оно было создано в начале весны 1945 год. Штаб-квартира находится в одном из городов Канады — Монреале, а центр европейского уровня расположился в Женеве.

    Успешная деятельность ассоциации позволила ей развить сеть своих представительств в более чем 101 стране мира. Первоначальная и основополагающая цель организации состояла в создании мощного механизма, позволяющего вести сотрудничество с разными авиакомпаниями тем самым совершенствуя уровень безопасности, надежности и экономичности воздушных перевозок. Интересными и одновременно важными историческими фактами из деятельности организации в России являются:

    Со временем данную процедуры прошли еще более 12-ти авиакомпаний.

    Код ИАТА, а, вернее, процесс его присвоения со стороны ассоциации, позволяет классифицировать авиакомпании, аэропорты, а также авиасудна.

    код ИАТА

    О направлениях деятельности, приоритетах и достижениях

    Деятельность ассоциации касается большинства вопросов начиная от организации процесса авиаперевозок и заканчивая усовершенствованием системы интернет-продаж билетов. Одним из приоритетов компании является обеспечение безопасности перелетов. Регулирующим инструментом в данном вопросе является эксплуатационный аудит (Operational Safety Audit) или сокращенный вариант IOSA. Данная процедура была введена во многих странах и являлась обязательным требованием со стороны государств по отношению к перевозчику и определению уровня безопасности полетов.

    После того как эксплуатационный аудит начал применяться практически по всему миру, произошло внушительное снижение статистики происшествий в воздушном пространстве. Было отменено лишь 0.2% случаев, а это значит, что инциденты происходили лишь в 1 случае из 5 миллионов!

    За последний год благодаря эффективной деятельности организации были достигнуты следующие цели на территории РФ:

    • в сфере грузовых авиаперевозок была внедрена и реализована новая система взаиморасчетов;
    • процедура аудита успешно пройдена некоторыми отечественными авиаперевозчиками;
    • продолжила свое развитие программа, направленная на упрощение бизнеса в данной сфере деятельности.

    На будущее запланировано достижение огромного количества целей, связанных с возможностью снижения налогов и пошлин, корректировкой и усовершенствованием нормативно-правовой базы, разработкой обучающих программ для авиакомпаний касающихся переговоров и заключения новых контрактов на основании прозрачной оплаты услуг авиаперевозчиков. Поэтому смело можно сказать, что ИАТА — эта основной орган, задающий тон развитию гражданской авиации.

    Читайте также: