Современные технические средства обучения детей с нарушением опорно двигательного аппарата доклад

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Зорина Лидия Павловна

Населенный пункт: Республика Татарстан, город Казань

Большинство учащихся с ДЦП имеют кратковременную память. На каждом уроке необходимо выделять время для повторения прошлого материала. Проверочные работы проводить с небольшим интервалом, охватывая небольшое количество тем. Перед проверочными и контрольными работами надо обязательно провести обобщающие уроки по теме. Это даст возможность вспомнить и сконцентрировать внимание на основных упражнениях, введенных в проверочную или контрольную работу.

Как мы уже говорили в начале статьи, ДЦП – это в первую очередь заболевание центральной нервной системы. Такой ребенок очень остро реагирует на критические замечания, очень тяжело переживает неудачи. Его психологическое состояние очень хрупкое. Поэтому для создания благоприятного эмоционального климата на уроках, необходимо быть ближе к ребенку в буквальном смысле: держать его за руку, гладить по головке; ободрить взглядом; чаще улыбаться; использовать ласковые, нежные интонации; говорить не слишком громко и быстро, четко проговаривая каждое слово; внимательно и терпеливо относиться к высказываниям ученика, пусть даже порой не относящимся к основной теме урока. Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата на уроках не совершать около ребенка резких движений, не обращаться к нему громким голосом, нельзя подходить к нему неожиданно. Все это может испугать ученика с ДЦП, нарушить его эмоциональное состояние, что приведет к негативным, нежелательным последствиям. Учитель должен помогать ребенку в выполнении заданий. Дети в классе рассаживаются именно так, чтобы учитель имел возможность сесть рядом с теми детьми, которые наиболее часто испытывают трудности при выполнении заданий. Если ученику не понятно задание, то необходимо объяснить дополнительно. Многие учащиеся с ДЦП имеют различные речевые нарушения. Устная речь у них может быть тихой, непонятной, невыразительной. Учителю необходимо быть терпеливым по отношению к этому ребенку, внимательно его выслушивать, дать возможность высказаться ему до конца. Крайне важно привить всем детям класса чувство уважения к каждому однокласснику, научить слушать друг друга. Тогда в коллективе будет создана благоприятная атмосфера, которая будет способствовать успешному развитию каждого обучающегося.

В статье идёт речь о вспомогательных, или ассистивных технологиях, используемых в обучении детей с НОДА (нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Ассистивные технологии - необходимое условие успешного обучения лиц с ОВЗ, в частности с НОДА (нарушениями опорно-двигательного аппарата). К ассистивным технологиям относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции.

Таким образом, включение детей с НОДА в образовательное пространство требует особой организации учебного процесса, в частности речь идет о:

  • наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры условий для пребывания лиц с ограниченными возможностями;
  • информационном обеспечении доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с НОДА;
  • техническом обеспечении образования.

К ассистивным технологиям для детей с НОДА относятся: инвалидные кресла-коляски, протезы, оптические очки, телевизионные субтитры, роботы-помощники и роботы телеприсутствия, лифты-подъемники для колясок, звуковые сигналы светофоров, а также пандусы и направляющие на дорогах, и многое другое. В процессе обучения используются такие средства, как: отслеживание головы, направления глаз, ножные манипуляторы-мыши, устройства перелистывания книг, виртуальные клавиатуры, шлемы для печатания на клавиатуре, специальные клавиатуры с разноцветными большими клавишами и др.

В нашей школе на уроках активно применяются все вышеперечисленные средства. Для каждого ребёнка создаётся индивидуальная программа сопровождения образовательного процесса. Это даёт возможность детям с тяжёлыми сочетанными нарушениями чувствовать себя более успешными и самостоятельными в процессе обучения, а также лучше адаптироваться в социуме.

Использование перечисленных средств в процессе обучения детей с ОВЗ значительно повысит уровень получаемых знаний и облегчит работу по передаче и восприятию необходимой информации. Ассистивные технологии особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они помогают компенсировать функциональные ограничения ребёнка и становятся инструментом, который закладывает основу для развития личности и облегчает процесс получения образования.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение специальных технических средств во многих случаях способны компенсировать имеющиеся у учащихся данной категории двигательные нарушения, а именно: невозможности или ограничении объема и силы движений (общая и мелкая моторика), трудности контроля и координации произвольных движений, слабость и быструю утомляемость во время движения, недостаточность зрительно-моторной координации рук и ног.

В некоторых случаях использование технических средств позволяет учащимся с двигательными нарушениями принимать активное участие в учебном процессе наравне со сверстниками, у которых нет подобных проблем. Если нарушения затрагивают не только двигательную, но и интеллектуальную, зрительную и/или речевую сферу, интенсивность процесса обучения снижается в связи с необходимостью дополнительного времени на закрепление учащимися навыков и знаний.

Поскольку вспомогательные технологии позволяют выполнять действия, которые без них были попросту невозможны, у учащихся с двигательными нарушениями обычно не возникает негативного отношения к этим технологиям. Однако когда у учащихся почему-либо были завышенные оценки возможностей технического средства (особенно компьютера), у них может возникнуть снижение интереса к такой технологии, если она не полностью оправдывает возложенных на нее надежд.

Пространственная организация среды определяет успешность пространственной адаптации ребенка, необходимость создания его комфортного жизненного цикла.

Некоторые функции компьютера (для платформы MAC), которые необходимо настроить для ребенка с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями:

Уменьшение скорости движения курсора (при нарушении зрения, моторики глаз, мелкой моторики);

Увеличение размера курсора (при нарушении зрения, моторики глаз, мелкой моторики);

Залипание клавиш (при тяжелом нарушении мелкой моторики);

Отключение автоповтора (при тяжелом нарушении мелкой моторики);

Вывод на экран виртуальной клавиатуры (при тяжелом нарушении мелкой моторики);

Уменьшение скорости двойного щелчка (при тяжелом нарушении мелкой моторики);

Увеличение области просмотра (при нарушении зрения, прослеживания);

Увеличение чувствительности микрофона (при нарушении голоса).

Данные функции можно подключать и для платформы Windows.

При обучении использованию специального оборудования необходимо учитывать, что ребенок с тяжелыми нарушениями моторики будет работать только одной рукой, одним или двумя пальцами.

Презентация

Презентация "Использование инновационных технологий в работе с детьми, имеющи нарушения опорно-двигательного аппарата."

Презентация

Использование инновационных технологий в работе с детьми с НОДА Воробьева Элла Юрьевна учитель-дефектолог ГКОУ СКОШИ №31 города Москвы

Презентация "Использование инновационных технологий в работе с детьми, имеющи нарушения опорно-двигательного аппарата."

Презентация

Современные технологии помощи детям с НОДА Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Организация групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий Соблюдение специальных дидактических принципов специального (коррекционного) обучения Преодоление школьной дезадаптации, формирование психологической готовности к жизни в социокультурной среде

Презентация "Использование инновационных технологий в работе с детьми, имеющи нарушения опорно-двигательного аппарата."

Презентация

Презентация "Использование инновационных технологий в работе с детьми, имеющи нарушения опорно-двигательного аппарата."

Презентация

Презентация "Использование инновационных технологий в работе с детьми, имеющи нарушения опорно-двигательного аппарата."

Презентация

Презентация "Использование инновационных технологий в работе с детьми, имеющи нарушения опорно-двигательного аппарата."

Презентация

Кабинет адаптивного биоуправления • Психоэмоциональная коррекция и профилактика нарушенного поведения у детей и подростков • Коррекция когнитивных и речевых нарушений • Восстановление и коррекция опорно- двигательной сферы и вестибулярного аппарата • Социализация и реабилитация детей с ОВЗ

Презентация "Использование инновационных технологий в работе с детьми, имеющи нарушения опорно-двигательного аппарата."

Презентация

Комната сенсорной интеграции • Коррекция двигательной и сенсорной сферы • Достижение эффективного психофизического развития • Проведение телесно-ориентированной терапии • Осуществление чувственного познания мира • Улучшение качества жизни, социализация ребенка с ОВЗ

Презентация "Использование инновационных технологий в работе с детьми, имеющи нарушения опорно-двигательного аппарата."

Презентация

Стабилометрическое оборудование (балансотерапия) • Коррекция двигательной сферы, тренировка функций вестибулярного аппарата • Формирование самоконтроля у детей, имеющих неврологические и костно- мышечные заболевания • Развитие внимания и способности к концентрации • Улучшение координации, быстроты реакций, моторной ловкости • Повышение эффективности работы по формированию школьных навыков

Читайте также: