Мастера галантного жанра живопись рококо доклад

Обновлено: 07.05.2024

Жан Антуан Ватто(1684 – 1721) Для живописи Ватто чрезвычайно характерны театральные, маскарадные элементы . Славу ему принесли именно галантные сцены "Галантной можно назвать элегантную праздную кампанию людей, проводящую вместе досуг, немаловажным элементом которого являются флирт и любовные приключению Безусловно, гениальным изобретением следует считать включение в композицию подобных сцен персонажей комедии дель арте. Пьеро, Коломбина, Арлекин помогли художнику стереть грань между театром и окружающим миром, между вымыслом и реальностью, намерением и поступком.

Гамма любви (ок. 1715), Национальная галерея, Лондон

Галантный Арлекин и Коломбина 1716-1718. Собрание Уоллес, Лондон.

Французская комедия (1716)

Венецианский праздник (ок. 1718)

Буше Франсуа ( Francois Boucher ) (1703–1770) Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи, в дальнейшем писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идиллические пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зеленых тонах

Пейзаж в окрестностях Бовэ 1740-1745. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Портрет маркизы де Помпадур 1756. Старая Пинакотека, Мюнхен

Мельница в Шаратоне 1750-е. Художественный музей, Орлеан.

Художник в своей мастерской 1730-е. Музей Лувр , Париж .

Модистка 1746. Национальный музей, Стокгольм.

Похищение Европы 1732-1734. Собрание Уоллес, Лондон.

Портрет жены художника Мари-Жанне Бюзо 1743. Собрание Фрик , Нью-Йор к.

Завтрак 1739. Музей Лувр , Париж .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Пластилиновая живопись"

Пластилин очень интересный материал для творчества. Но многие думают, что заниматься пластилином можно только в дошкольном возрасте или начальной школе. Представленной презентацией я хочу показать, чт.

мастер-класс китайская живопись №3 (внеклассная работа)

От веточек- цветочков перейдем к птичкам.


Мастер-класс "Шерстяная живопись".

Изготовление картин из непряденой шерсти – это очень увлекательное и приятное занятия, не требующее больших временных и финансовых затрат. Но, как и любое ремесло требует терпения и практики. Гл.


мастер-класс "Пальцевая живопись".

Мастер-класс по живописи маслянными красками на стекле.

"Живопись рококо"

lРококо – стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века. Характерные черты стиля.


Живопись. Основные жанры. Введение лексики.

Презентация к уроку французского языка "Живопись. Основные жанры. Введение лексики" в 9 классе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717-1718 гг. Лувр. Париж.

Антуан Ватто. Жиль. 1721. Лувр. Париж. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро).

Антуан Ватто. Итальянские комедианты.

Антуан Ватто. Итальянские комедианты.

Антуан Ватто. Актеры французского театра.

Антуан Ватто. Актеры французского театра.

Антуан Ватто. Гамма любви.

Антуан Ватто. Гамма любви.

Антуан Ватто. Капризница. Около 1718. Эрмитаж. Петербург.

Антуан Ватто. Капризница. Около 1718. Эрмитаж. Петербург.

 Антуан Ватто. Меццетен. 1717-1719 гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Антуан Ватто. Меццетен. 1717-1719 гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Антуан Ватто. Савояр с сурком.

Антуан Ватто. Савояр с сурком.

Франсуа Буше Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто.

.Кисти художника принадлежит ряд портретов фаворитки короля Людовика XV марки.

Франсуа Буше. Госпожа де Помпадур. 1756 г. Старая Пинотека, Мюнхен.

Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями.

Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит.д.) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи!
Франсуа Буше. Купание Дианы. . 1742 год. Лувр. Париж.

В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером ко.

В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Остроумное решенные композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные струящиеся ритмы – все это делает Ф.Буше непревзойденным мастером живописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез.
Франсуа Буше. Прерванный сон.

Франсуа Буше. Пан и Сиринга.

Франсуа Буше. Пан и Сиринга.

ФРАГОНАР Жан Оноре французский живописец и гравер, крупнейший мастер эпохи Лю.

ФРАГОНАР Жан Оноре французский живописец и гравер, крупнейший мастер эпохи Людовика XVI. прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов, величественных античных руин. Наряду с произведениями, созданными на основе реальных наблюдений, он создает и пасторали — импровизируя, он воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.
ФРАГОНАР Жан Оноре

Фрагонар. Коронованный любовник.

Фрагонар. Коронованный любовник.

 Фрагонар. Поцелуй украдкой

Фрагонар. Поцелуй украдкой

Фрагонар. Психея показывает сестрам дары Амура.

Фрагонар. Психея показывает сестрам дары Амура.

Фрагонар. Урок музыки

Фрагонар. Урок музыки

ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живопиец и рисовальщик. Блест.

Энгр. Большая одалиска. 1814 год. Масло, холст. Лувр, Париж.

Энгр. Большая одалиска. 1814 год. Масло, холст. Лувр, Париж.

Энгр. Источник

 Энгр. Портрет графа Гурьева. 1821 год. Масло, холст. Эрмитаж, Петербург

Энгр. Портрет графа Гурьева. 1821 год. Масло, холст. Эрмитаж, Петербург

Декоративно-прикладное искусство рококоМейсенские статуэтки.

Декоративно-прикладное искусство рококо
Мейсенские статуэтки.

Мебель в стиле рококо

Мебель в стиле рококо

 Мебель в стиле рококо. Зимний дворец. Санкт-Петербург.

Мебель в стиле рококо. Зимний дворец. Санкт-Петербург.

Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность - характерные черты искусства XVIII в., как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти свойства художественного восприятия жизни являются вкладом XVIII столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена.

РОКОКО (“причудливый”, “капризный”; франц. rococo от rocaille осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин “рококо” возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, его главный признак. Искусство рококо это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, идиллические картины “пастушеской” жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить “счастливый миг”, спешить жить и чувствовать. “Дух мелочей прелестных и воздушных” становится лейтмотивом творчества многих художников “королевского стиля.

Франсуа Буше Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. Одни называли его “художником граций”, “Анакреоном живописи”, “королевским живописцем”. Другие видели в нем художника - “лицемера”, “у которого есть все, кроме правды”. Третьи скептически замечали: “Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы”. Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. Кисти художника принадлежит ряд портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Известно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. В картине “Госпожа де Помпадур” героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Книга в ее руке – явный намек на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям. Маркиза щедро отблагодарила художника. Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул “первого живописца короля.

Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит.д.) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи!

В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Остроумное решенные композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные струящиеся ритмы – все это делает Ф.Буше непревзойденным мастером живописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез.

ФРАГОНАР Жан Оноре французский живописец и гравер, крупнейший мастер эпохи Людовика XVI. прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов, величественных античных руин. Наряду с произведениями, созданными на основе реальных наблюдений, он создает и пасторали импровизируя, он воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.

Антуана Ватто – современники называли “поэтом беспечного досуга” и “галантных празднеств”, “певцом изящества и красоты”. В своих произведениях он запечатлел пикники в вечно зеленых парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюбленных, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть. Ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего.

Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые галантные празднества - аристократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его дарования построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений "Паломничество на остров Цитеру". В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая, прежде всего, создана самим цветом. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.

Федор Степанович Рокотов — знаменитый русский художник-портретист, Академик живописи Петербургской академии художеств (1765г.). Жизнь Федора Степановича Рокотова, самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие.
Его картины находятся во многих музеях больших и малых городов России и, к сожалению, прекрасные портреты называются "Портрет неизвестной(ого)". На формирование личности Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. Лишь XX век вернул имя Ф.С.Рокотова русскому искусству. Но и сейчас многие знают о нём, как об авторе одной-двух картин.

Уильям Хогарт — английский график и художник-жанрист, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, Хогарт – выдающийся иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике. Прославился сатирическими рисунками и реалистическими портретами. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.

Самые знаменитые произведения Уильяма Хогарта: серии гравюр “Модный брак”, “Карьера проститутки”, “Карьера мота”, “Выборы в парламент”, гравюры “Улица пива”, “Переулок джина”, “Характеры и карикатуры”, картины “Автопортрет”, “Портрет капитана Корема”, “Девушка с креветками”.

Рококо — это стиль в искусстве XVIII века, воплотивший в себе галантность и беззаботность светской жизни. Рококо зародился во Франции и достиг наивысшего расцвета в эпоху Людовике XV и его блистательной фаворитке мадам Помпадур, поэтому часто считается французским художественным течением. Но всё-таки рококо — явление не локальное. Тенденции рокайльного стиля нашли развитие и в других странах, хотя и не стали там художественной доминантой на значительный период. А вот во Франции зрелое рококо стало визиткой правления Луи XV. И даже получило особое название — стиль Людовика XV.

Генезис стиля рококо и особенности рокайльной живописи

Рококо иногда считают продолжением барокко, но подобный взгляд, пожалуй, слишком упрощён. Прямо выводить рокайльную эстетику из барочной невозможно уже хотя бы потому, что во Франции барокко получило сравнительно небольшое распространение.

Но от барочной эстетики действительно были переняты некоторые внешние элементы: декоративная затейливость, плавность линий, пышность форм, эмоциональность, интерес к эротике — в противоположность холодной рационалистичности классицизма.

И в то же время представители нового направления отказались от ключевых барочных принципов:

Таким образом, новые тенденции противостояли на художественной арене не только классицизму. На первый взгляд парадоксально, но рокайльная эстетика стала не развитием, а смысловой противоположностью барокко.

После нас хоть потоп!

В итоге светская жизнь сосредоточилась в изящных гостиных и салонах (а не в огромных версальских залах), а в искусстве был взят курс на декоративность, утончённость, игривые формы, хрупкость, поэтическую меланхоличность и даже некоторую жеманность.

В живописи правили бал пасторали и буколика, на фоне которых разворачивались галантные сюжеты. Приметой времени стали пастушеские мотивы.

Впрочем, настоящих пастухов художники никогда не изображали. Их персонажи — это, скорее, переодетые дворяне, не знающие тягот жизни, далёкие от социальных проблем, томно воздыхающие на фоне роскошных пейзажей.

Художники без устали воспевали восторги возвышенной, но притом вполне плотской любви и с удовольствием живописали обнажённую натуру.

Венера, нимфы и другие женские образы из мифологии в изобилии представлены на полотнах.

В качестве жизненных ориентиров были провозглашены праздничность и праздность. В атмосфере произведений царит веселье, ликование. Кажется, что со многих полотен доносится смех.

Не было чуждо творцам и остроумие — например, оно искрится в сценках Фрагонара. Были популярны и домашние сентиментальные сюжеты, бытовые моменты фривольного типа.

Возникло и оригинальное ответвление — шинуазри: ориентальная ветвь, отразившая интерес европейцев к экзотическому Китаю.

Интенсивно развивался портретный жанр. Интересно, что появилась мода на изображение дам в мифологическом антураже — например, маркиза де Помпадур у Жан-Марка Натье (Jean-Marc Nattier) предстаёт в виде Дианы-охотницы.

Или же, наоборот, в мифологических персонажах прослеживались черты реальных красавиц. К примеру, у Психеи Шарля-Жозефа Натуара (Charles-Joseph Natoire) улавливаются черты герцогини де Субиз.

Очень много на рокайльных полотнах очаровательных путти — младенцев с крылышками и без.

Кстати, портретисты часто изображали детей в виде ангелочков.

Герои картин всегда молоды и красивы. Интересна ещё одна характерная особенность рокайльности — цветущий румянец.

Он украшает даже лица героинь, похожих на фарфоровые статуэтки (в том числе и мадам де Помпадур, которая отличалась очень слабой, болезненной натурой). Это довольно противоречивое сочетание бледной хрупкости и пылающего румянца типично для рококо.

Узнаваема и палитра: лёгкая, приглушённая, даже несколько блеклая, зато богатая тонкими переливами нежных оттенков. Живописцы с удовольствием используют розоватые, голубоватые, сиреневые тона.

Выдающиеся мастера рококо

Предтечей этого направления в живописи считается Антуан Ватто (полное имя Жан Антуан Ватто, Jean Antoine Watteau), великолепно изображавший беспечные празднества и увеселения благородной публики.

Крупнейшая фигура — портретист, мастер пейзажей и мифологических сюжетов Франсуа Буше. Его звёздный час настал при мадам Помпадур.

Для Буше характерно совершенство рисунка, тональная изысканность, эффектная динамичность композиций и безграничная чувственность.

Утончённые сценки на фоне буколических пейзажей писал ещё один известный француз — Николя Ланкре (Nicolas Lancret).

Популярностью у знатной публики пользовались работы Шарля-Жозефа Натуара и Франсуа Лемуана (François Lemoyne).

Большое значение для истории искусства имеет творчество создателя жанра исторического портрета Жан-Марка Натье. Ему позировали монархи и аристократы. В 1717 году Натье написал портреты Петра I и Екатерины I, встретив монархическую чету во время путешествия по Голландии.

Сочетание юмора и пикантности свойственно озорным картинам Жана-Оноре Фрагонара (Jean-Honoré Fragonard). Не получив признания как пейзажист и мастер батального жанра, он снискал мировую славу фривольными жанровыми сценками.

Фрагонар с юмором и деликатностью воспел маленькие радости любви. Эротика у него шаловлива и очаровательна.

В Италии рокайльное искусство тоже нашло своих поклонников. Например, в этой манере работал венецианец Пьетро Лонги (Pietro Longhi).

Работы Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo) совмещают барочно-рокайльные черты: иногда у него прорывается тяга к пафосу и монументальности, но всё-таки превалирует изысканная воздушность.

В Англии прославился художник-пастелист Фрэнсис Котс (Francis Cotes), чьи портреты радуют взгляд нежным сочетанием красок.

Известность получили также работы ещё одного пастелиста — шведа Густафа Лундберга (Gustaf Lundberg), который учился и долго работал в Париже.

В Россию рокайльное искусство пришло во времена императрицы Елизаветы Петровны и сохранило определённое влияние при Екатерине II, в основном проявившись в портретистике:

  • Ивана Вишнякова (1699 — 1761);
  • Ивана Аргунова (1729 — 1802);
  • Алексея Антропова (1716 — 1795); (1736 — 1808); (1735 — 1822);
  • а также представителей так называемой россики (то есть у прибывших в империю художников-иностранцев) — например, у Луи Каравака (Louis Caravaque).

Закат и критика стиля рококо

Но, несмотря на легковесность, рокайльность внесла свою лепту в развитие искусства, показав, что оно может быть оптимистичным, светлым, лишённым морализаторства. Художники сделали искусство максимально светским и привлекли внимание к простым человеческим радостям (пускай и с точки зрения благородного сословия). Таким образом, они вновь, как мастера Возрождения, поставили в центр искусства человека.

Сейчас рококо пользуется высоким спросом на аукционах. С примерами лотов можно познакомиться на сайте VeryImportantLot. Коллекционеров привлекает и их инвестиционная ценность, и замечательная декоративность: эти картины — великолепное украшение интерьеров.

Читайте также: