Марк порций катон младший доклад

Обновлено: 02.05.2024

Марк Порций Катон Утический, правнук Марка Порция Катона Цензора, знаменитого своими склонностями разрушать Карфаген, умудрился оставаться образцом чисто римской гражданской нравственности в весьма для этого неудобную эпоху заката Республики. Катон родился в 95 году до рождества Христова и очень рано осиротел.

Его взял на воспитание приходившийся Катону дядей народный трибун Марк Ливий Друз, высокие нравственные качества которого чрезвычайно высоко оценивались античными авторами (точнее, большей их частью. Например, Сенека отзывается о Друзе как о человеке наглом и самоуверенном). Марк Ливий проводил реформаторскую политику, проводя, например, довольно обычные в качестве меры приобретения популярности хлебные законы (leges frumentariae), обеспечивавшие зерном городскую бедноту, однако крупнейшими его проектами были несколько сходная с гракховской аграрная реформа (также затрагивавшая Кампанию, любимую аграрную мозоль сената) и предоставление италикам гражданских прав. Это вызвало недовольство Друзом, и в 91 году он был убит.

Союзническая война — крупное восстание зависимых от Рима италийских племен (на карте — Roman allies), расколовшее Италию на три года.

Союзническая война — крупное восстание зависимых от Рима италийских племен (на карте — Roman allies), расколовшее Италию на три года.

После его смерти началась Союзническая война. Плутарх - единственный источник, повествующий о детстве Катона Младшего - говорит, что учился он медленно и вяло, хотя усвоенное запоминал крепко, мешала ему и недоверчивость к словам учителя. Как и Кассий, Катон был республиканцем с детства. Плутарх рассказывает, как четырнадцатилетний Катон, видя ведомых на казнь благородных римлян, ставших жертвами проскрипций, спросил учителя Сарпедона, почему диктатора еще не убили. Услышав, что Суллу боятся больше, чем ненавидят, Марк попросил меч, чтобы спасти свою страну от рабства.

Сулла - диктатор, утопивший страну в крови. Как говорили современники, "врачевание отечества путем Суллы принесло больше боли, чем сама болезнь".

Сулла - диктатор, утопивший страну в крови. Как говорили современники, "врачевание отечества путем Суллы принесло больше боли, чем сама болезнь".

Возмужав, Катон начал изучать политику и философию стоиков, проживая очень скромно, потребляя, пусть и в приличных количествах, только наиболее дешевое вино, питаясь только по необходимости и стойко перенося холод и дождь, довольствуясь малым количеством одежды, несмотря на полученное им богатое наследство. Катон долгое время жил частным лицом, но когда он все же появлялся на Форуме, его риторика восхищала римлян. Где-то к 75 году Катон просватал Эмилию Лепиду, но помолвленный с ней ранее Квинт Цецилий Метелл Пий Сципион Назика, раздумал расторгать помолвку и взял ее в жены. Оскорбленный Катон выбранил Сципиона в стихах, подобных стихам греческого сатирика Архилоха. Назика в долгу не остался и написал целую книгу, наполненную бранью в адрес Марка Порция. Это положило начало долгой вражде.

По иронии судьбы, именно военная бездарность Назики обречет Катона. Примерно в 73 году он женился на некой Атилии, с которой прижил сына Марка Порция Катона, который при Филиппах после поражения республиканцев отказался сдаться и, бросившись на триумвиров без брони и шлема, нашел свою смерть в бою, и дочь Порцию Катону, ставшую позже женой Марка Юния Брута. Брак продержался десять лет, после чего Катон развелся из-за непристойного поведения жены. В 72 году он пошел добровольцем к Луцию Геллию Публиколе и участвовал в подавлении мятежа Спартака, отметившись при этом отвагой, дисциплиной и нежеланием принимать незаслуженные, по его мнению, награды. Уже видно, каков был этот человек: истинный квирит самых строгих нравственных принципов.

Карьера командующего

В 67 году двадцативосьмилетний Катон стал военным трибуном и получил легион в Македонии. Будучи строг по отношению к легионерам, строг он был и к себе, разделяя со своими солдатами работу, пищу и условия проживания. Легионеры любили его. Во время его службы в Македонии во Фракии умер горячо им любимый сводный брат Квинт Сервилий Цепион, дядя Брута. Катон, не жалея средств, организовал пышные церемонии. Когда полномочия Марка закончились, он совершил частное путешествие по восточным провинциям, держась своей обычной скромности настолько успешно, что иной раз городские власти отказывали ему в ночлеге, не веря, что он правнук Цензора. Во время этой поездки его радушно встретил с большим почетом Гней Помпей Великий, впечатленный репутацией нравственности Катона.

Вернувшись в 65 году в Рим, Катон стал квестором. Подойдя к этому со своим обычным усердием, Марк неустанно и беспощадно преследовал как казнокрадов, так и наушников Суллы, не страшась ни их связей с Помпеем, ни их влияния в консервативной фракции Сената, с которой Катон связал свою жизнь. В памятном для республики 63 году Марк Порций, будучи избран народным трибуном, помогал Цицерону уничтожить заговор Луция Сергия Катилины, пламенно агитируя сенат казнить пойманных конспираторов без суда (Цицерон, сделавший это, не нарушал законов: он имел предоставленные senatus consultum ultimum чрезвычайные полномочия и обладал наивысшей властью. Технически он мог даже не спрашивать мнения Сената).

Вторая свадьба. Оппозиция триумвирам.

Разведясь, Катон женился второй раз на Марции, с которой прижил двух детей. Примерно в 59 году Порция Катона стала женой неудачливого консервативного коллеги Цезаря по консулату Марка Кальпурния Бибула, а тремя годами позже жена Катона Марция, разведясь с Марком, вышла за его друга военачальника и оратора Квинта Гортензия Гортала, позже воссоединившись с Катоном после смерти Гортала.

В то же время Катон стал одним из глав оппозиции триумвирам, не позволив в 61 году Помпею получить одновременно второй консульский срок и триумф, поставил, говоря безостановочно до захода солнца, перед таким же выбором Цезаря и позже саботировал обсуждения некоторых вопросов в сенате. Когда Цезарь попробовал арестовать Катона, сенаторы молча последовали за ним. Согласно Диону Кассию, некто Марк Петроний сказал тогда Цезарю: "Я охотнее буду с Катоном в тюрьме, чем с тобой в сенате". Пытался, хоть и безуспешно, помешать игре Цезаря с империем, который даровал ему потенциально безграничный иммунитет от преследования по закону, которым Цезарю грозил Катон. В шестидесятом году же Катон выступил и против третьего триумвира, Марка Лициния Красса, разрушив его планы по поддержке публиканов в Азии.

Опасность Катона для Клодия и триумвирата привела в 58 году к его отправке на Кипр с миссией по изгнанию оттуда брата фараона Птолемея. Хотя Катон достиг больших успехов и собрал семь тысяч талантов серебра (полученное им наследство насчитывало 120 талантов, и ни асса из кипрских денег не взял Катон!), получив за это многочисленные привилегии, от которых отказался как от незаслуженных, его удаление и изгнание Цицерона позволили триумвирату рассеять сенатскую оппозицию. Вернувшись, Катон вновь собрал вокруг себя консерваторов и безуспешно противился попыткам Красса и Помпея избраться консулами, а их людям - преторами. Только большими подарками люди были убеждены не голосовать за человека такой безупречной репутации (причем понадобилось два голосования, потому что в первый раз даже подкупленные избиратели голосовали за Катона).

В том же 55 году Катон был единственным, кто сопротивлялся инициативе народного трибуна Требония передать Помпею и Крассу провинции на пять лет с расширенными правами, не прекращая говорить даже когда ликтор силой стащил его с ростральной трибуны и потащил в тюрьму. Люди вновь двинулись за Марком, и его вновь пришлось отпустить. В том году он был избран претором и расследовал взятки и вымогательства должностных лиц, не давая спуску никому.

Убийство Клодия. Период помпеянства. Последние годы

В 52 году был убит Публий Клодий Пульхр. Катон перешел к открытой поддержке Помпея, утверждая, по Плутарху, что "виновник этих бед должен сам положить им конец". Он пытался стать консулом 51 года, но не преуспел.
После начала гражданской войны Катон примкнул к помпеянцам, бежав из Рима и надев траур по отечеству. До Фарсальского сражения дрался очень неохотно и даже сдал без боя Сицилию, не питая надежд насчет победы Помпея. После поражения при Фарсале Катон направился в Киренаику, встретив по пути сына Помпея Секста и узнав о гибели лидера сенатского лагеря. Катон был направлен со своим старым врагом Квинтом Цецилием Метеллом Сципионом Назикой (который был послан, поскольку бытовало верование, что в Африке Сципионы будут всегда побеждать) в Африку. Быстро выяснилось, что Сципион откровенно бездарен как полководец, и войска стали просить Катона принять над ними командование, однако он отказывался, поскольку был всего лишь претором, а Сципион достигал звания консула.Битва п

Сципион, ставший пешкой нумидийского царя Юбы, желал разрушить в угоду ему Утику, но Катон отстоял город и принял командование его обороной. Когда восьмого апреля 46 года в Утику пришли вести о том, что помпеянцы разбиты при Тапсе, Катон сделал все, чтобы подавить панику. Поняв, что сопротивление неугодно крупным землевладельцам и бесплодно, он разрешил всем желающим покинуть город, сам же остался в нем. 11 апреля он произнес за обедом речь, из которой собравшиеся решили, что он желает покончить с собой. Обойдя городские караулы, Марк прилег почитать диалог Платона, но заметил, что из его комнаты убрали меч. Вытребовав его назад, он преспокойно продолжил читать Платона, после чего заснул. В полночь он дважды посылал своих людей проверить, все ли покинули город. Рано утром 12 апреля Марк Порций Катон, взяв меч, захотел убить себя им, но не смог по слабости раненой руки. В агонии упал он и опрокинул стол с абаком. Произведенный шум привлек рабов и домашних. Когда же врач постарался вложить на место выпавшие внутренности, которые, по счастью, не были пронзены мечом, и зашить рану, очнувшийся Катон вырвал свои кишки и разодрал рану, после чего испустил дух.

Наследие

Катон был трудолюбив, сведущ в финансовых делах, имел строгие моральные представления ранней Республики. И враждебный Катону политически Гай Саллюстий Крисп, и Цицерон, и сам Цезарь очень уважительно отзывались о нем, его честность была общепризнанной. Само самоубийство Катона происходит из нежелания видеть окончательную гибель республики и признавать за Цезарем право помиловать его. Как это бывает с добродетельными людьми, большая часть недостатков Катона проистекала не из пороков, но из чрезмерных добродетелей. Так, Цицерон в "Письмах к Аттику" отмечал: "Ведь я люблю нашего Катона не меньше, чем ты, а между тем он, с наилучшими намерениями и со своей высокой добросовестностью, иногда наносит государству вред. Он высказывается так, словно находится в "государстве" Платона, а не среди потомков Ромула.


Марк По́рций Като́н (известен также как Младший или Утический; лат. Marcus Porcius Cato (Minor/Uticensis) ; 95 год до н. э. — апрель 46 года до н. э.) — древнеримский политический деятель, правнук Марка Порция Катона Старшего (Цензора). Легат в 67 году до н. э., военный трибун в 67—66 годах до н. э., квестор в 64 году до н. э., плебейский трибун в 62 году до н. э., квестор с полномочиями пропретора в 58—56 годах до н. э., претор в 54 году до н. э.

Оставался неформальным политическим и идейным лидером большинства в римском сенате с конца 60-х годов до н. э. и до самой гражданской войны Помпея и Цезаря. Для современников был наиболее известен как образец строгих нравов, сторонник республиканских идей, лидер аристократии в сенате, принципиальный противник Цезаря и видный философ-стоик. После самоубийства в осаждённой Цезарем Утике стал символом защитников республиканского строя.

Содержание

Биография

Происхождение, детство и юность

Марк Порций Катон родился в 95 году до н. э., хотя редко в качестве даты рождения называется 97 год [1] . Катон был сыном Марка Порция Катона Салониана и Ливии Друзы, для которой это был второй брак. У Катона был сводный брат Квинт Сервилий Цепион и три сестры — Порция (родная), Сервилия Цепиона Прима и Сервилия Цепиона Секунда (сводные) [2] . Существует также предположение, что Сервилия Младшая была племянницей Катона [3] [4] . Первым мужем Ливии был Квинт Сервилий Цепион. По отцовской линии Катон принадлежал к плебеям, что позволило ему впоследствии занять должность плебейского трибуна, хотя ряд его предков по материнской линии принадлежали к патрициям [3] .

Отец Катона умер между 95 и 91 годами до н. э., уже будучи избранным претором на следующий год (лат. praetor designatus ) [3] . Катон также рано потерял мать (она умерла около 92 года до н. э. [5] ), а затем был убит и приютивший детей дядя по материнской линии Марк Ливий Друз, известный политик-реформатор. В настоящее время считается, что на дальнейшую деятельность Катона наложила сильный отпечаток именно потеря родителей [6] . В частности, его непримиримая оппозиция попыткам Цезаря установить тиранию иногда объясняется особенностями характера, сформировавшимися из-за отсутствия сильной доминирующей фигуры отца в период формирования личности [7] .

Биограф Катона Плутарх сообщает, что в детстве Марк учился хорошо, но медленно, а также подвергал всё сказанное своим учителем Сарпедоном сомнению [8] [! 1] . Около 81 года Катон, наблюдая за проскрипциями, предложил убить всесильного на тот момент диктатора Суллу, хотя Катоны пережили гражданские войны прежде всего благодаря благосклонному отношению с его стороны [9] [! 2] . Уже в детстве Марк выделялся среди сверстников следованием строгим нормам морали и завоевал популярность (по крайней мере, подобная картина предстаёт в изображении Плутарха — единственного источника по детству Катона). Предполагается, что он с детства уяснил, что обязан уважением к себе не фамильными связями, а твёрдостью характера, и в дальнейшем следовал по этому пути [10] .

Начало карьеры



Около 67 года был легатом, в 67—66 годах — военным трибуном в Македонии [1] [13] . В ходе выборов трибунов Катон был единственным, кто строго следовал новому закону о запрете на пользование услугами раба-номенклатора, и стал единственным человеком, кто сам держал в памяти имена всех встречных [12] [14] [! 4] . По дороге в Македонию Катона сопровождали 15 рабов, два вольноотпущенника и четыре друга [15] . Античные авторы указывают на то, что такая свита воспринималась современниками как совсем небольшая [16] . После окончания полномочий в Македонии Марк совершил ознакомительную поездку по Востоку (достоверно известно о посещении Катоном малоазиатских провинций и Сирии) [17] [! 5] . Также он, скорее всего, посетил Пергамскую библиотеку и её настоятеля Афинодора, знатока стоической философии [18] . Своё путешествие он совершил очень скромно, и, если в городе не находилось места на постоялом дворе, городские власти иногда отказывали ему в предоставлении ночлега, не веря, что перед ними — правнук Катона Цензора [17] . Уже тогда Катон прослыл высоконравственным человеком, и его с почётом встречал и просил заботиться о жене и детях в Риме Гней Помпей Магн — один из самых влиятельных людей того времени [19] . После радушного приёма у всемогущего Помпея восточные города стали заискивать перед Катоном в поисках его расположения, хотя до встречи с Помпеем жители Антиохии проигнорировали его приезд [19] .

На Востоке умер его брат, и очень привязанный к нему Катон устроил пышную церемонию кремации и установил памятник, хотя его прах Марк лично доставил в Италию [1] [20] [! 6] . В сопровождении философа Афинодора Кордилиона, который многому научил Марка, он вернулся в Рим, занимался философией и произносил судебные речи, а также старался приобрести практические знания. Как минимум за 5 талантов он купил книгу о заведовании казной и оказался хорошо подготовленным к руководству финансами [1] . Плутарх, впрочем, относит покупку книги к более позднему времени, а его подготовку к руководству казначейством сводит к изучению законодательства и общению со знатоками финансов [21] [! 7] .

В 64 году Катон вступил в должность квестора [13] . Он произвёл перемены в работе казначейства (лат. aerarium — эра́рий), упорядочив ранее почти бесконтрольную деятельность писцов и счетоводов [21] [! 8] . Под его руководством были выплачены все долги казначейства и взысканы старые долги частных лиц [22] . Он также скрупулёзно проверял подаваемые документы на подлинность — ради проверки одного документа он вызвал консулов, которые клятвенно подтвердили, что он настоящий [22] . Помимо увеличения денежных резервов казны, в период его квестуры эрарий вновь стал уважаемым учреждением [22] [! 9] . В бытность квестором Катон также выступал за возвращение имущества, нажитого во время проскрипций сторонниками Суллы [23] . Не преследуя их в судебном порядке, он публично заклеймил наиболее активных исполнителей проскрипций, после чего частные лица начали привлекать их к суду — ранее делать это боялись из-за страха перед влиятельными сулланцами [22] .

Деятельность в конце 60-х годов

Борьба против триумвирата



В конце 60-х Катон стал одним из лидеров сенатского большинства, настроенного против Помпея [41] . Его быстрое возвышение до неформального лидера сената и главного публичного защитника его политики было во многом связано с уходом из большой политики Луция Лициния Лукулла и смертью Квинта Лутация Катула Капитолина [42] . Катул, главный оппонент Помпея Лукулл и оратор Квинт Гортензий Гортал представляли более старшее поколение, в своё время были близки к диктатору Луцию Корнелию Сулле и отличались строго консервативными настроениями [43] [44] . Катон же был одним из сенаторов нового поколения, которые родились в 102—90 годах и начали активную карьеру уже в 60-е годы [43] . К ним принадлежали прежде всего Луций Домиций Агенобарб, Марк Кальпурний Бибул, Марк Фавоний, Публий Сервилий Ватия Исаврик [43] . Сторонники Катона, в отличие от лидеров сената старшего поколения, выступали за определённые реформы [44] .

На тот момент никакие компромиссы между Помпеем и сенаторами были невозможны из-за принципиально различных интересов [45] . Таким образом, Марк оказался во главе группировки, которая была одним из претендентов на сосредоточение в своих руках всей власти [46] . В начале 50-х годов вокруг Катона сгруппировались сенаторы, недовольные созданием первого триумвирата с участием Помпея, Цезаря и Марка Лициния Красса. Непримиримая оппозиция Марка по отношению к Помпею, Цезарю и триумвирату в целом во многом повлияла на позиции самих триумвиров [47] .

После консулата и отъезда Цезаря в Галлию Катон неоднократно заявлял о намерении немедленно после роспуска легионов привлечь его к суду за деятельность в бытность консулом [59] . Он также выступал против заочного избрания Цезаря консулом, когда этого потребовали триумвиры [60] [61] .

Перед экспедицией на остров Марк, находясь на Родосе, предложил Птолемею Кипрскому сдаться добровольно, пообещав почётную жреческую должность, но он по каким-то причинам покончил жизнь самоубийством [68] [! 11] . Там же Катон провёл переговоры с египетским фараоном Птолемеем XII [68] , а затем на некоторое время отправился в Византий, где своим авторитетом сумел прекратить беспорядки [69] . На Кипре, где его вмешательство оказалось минимальным, Катон был вместе со своим племянником Марком Юнием Брутом [70] . Со своей миссией Катон справился, вернувшись с богатой добычей (благодаря репутации честного человека никто не заподозрил его в присвоении части богатств) и получив от сената ряд благодарностей. Среди почестей были право присутствовать на общественных праздниках в тоге с пурпурной каймой и почётная претура [71] . Тем не менее, его отъезд значительно разобщил и ослабил сенат [72] . На Кипре Катон находился с 58 по 56 годы [13] .

В 55 году Катон активно противодействовал инициативе народного трибуна Гая Требония передать Помпею и Крассу провинции на пять лет с расширенными правами, став единственным, кто пошёл наперекор триумвирам и произнёс обличительную речь против законопроекта перед народным собранием [81] . После окончания временно́го регламента ликтор силой стащил его с ростральной трибуны, но Катон продолжил говорить и не остановился, даже когда его по приказу Требония повели в тюрьму [81] . Толпа двинулась за Марком, и Требоний приказал освободить его [81] . В декабре того же года Катон со второй попытки стал претором на 54 год [82] . Он руководил quaestio de repetundis — судебной комиссией по делам о взятках и вымогательствах должностных лиц [13] . Во время претуры вёл громкие процессы Габиния и Скавра [13] . Он также предлагал выдать Цезаря германцам, которых он обманул. Кроме того, несмотря на участие в подкупе избирателей при продвижении Бибула в консулы, Катон проявил огромную активность по борьбе с нарушениями на выборах магистратов [7] .

В этот период активные противники триумвиров были уже в меньшинстве [83] , хотя ряды его сторонников были в целом сильны под влиянием противоречивой политики триумвиров [84] . Возвращение из изгнания Цицерона и возвращение Катона с Кипра сплотило сенаторов, выступавших против политики триумвирата [85] . Как и в случае с Домицием, приверженцами Катона в сенате в основном руководил страх перед триумвиратом. Кроме того, Катон своей прямолинейностью начал отталкивать некоторых из своих сторонников. Так, он ухудшил свои отношения с Цицероном, отказавшись поддержать отмену всех распоряжений Публия Клодия Пульхра как незаконных, поскольку он по рождению был патрицием, но уже в зрелом возрасте был усыновлён плебеем и стал трибуном [86] [87] . Тем не менее, Цицерон продолжал высоко ценить Катона за редкие в его время качества: серьёзность, неподкупность, мудрость, доблесть и искренний патриотизм [47] .

Поддержка Помпея



Начало гражданской войны



Путь Катона в гражданскую войну. Точные маршруты и факт посещения Милета являются предположением, посещение всех остальных мест подтверждается источниками.
Путь в 49 году Путь в 48 году (до зимы 48/47 годов) Путь с зимы 48/47 годов до 46 года

Сдав без боя Сицилию, летом Катон отправился в Азию, однако люди Помпея не доверяли ему ответственные дела, за исключением путешествия на Родос и убеждения местных жителей в лояльности Помпею [1] [102] . Поскольку в Азии в его помощи не нуждались, осенью 49 года Катон перебрался в Диррахий, вблизи которого располагались основные силы Помпея и Цезаря [1] [103] [104] [105] . Начав преследовать Цезаря, Помпей выделил Марку некоторые военные силы [106] . В Диррахии в это же время находился Цицерон [105] .

Африканская кампания. Самоубийство

Вместе со своими войсками, численность которых не достигала и десяти тысяч, Катон совершил переход из Кирены (современная северо-восточная Ливия) в район Утики (современный северный Тунис) [110] . При этом было решено идти по суше, поскольку зимняя погода не располагала к путешествию морем [110] . Подобный выбор пути был нечастым и заведомо трудным [112] . Полководец неприхотливо переносил трудности похода — сохранились сведения, что Катон прошёл весь путь пешком и в пути обедал сидя, а не лёжа, как это было принято в Риме [110] . После объединения сил африканские войска просили, чтобы ими продолжал руководить Катон, но он отказался, указывая на то, что среди республиканцев находится бывший консул Сципион, в то время как Катон достиг только более низкой должности претора [62] [109] [113] . Тем не менее, вскоре Марк понял, что Сципион — никудышный полководец, пренебрегающий советами более опытных военачальников в выборе стратегии [107] .



Выдающийся военный и политический деятель Древнего Рима, квестор с полномочиями пропретора (с 58 г. до н. э.), претор в 54 году до н. э.

Родился в семье Марка Порция Катона, народного трибуна 99 г. до н. э., и Ливии. Катон с самого начала своей общественной деятельности продемонстрировал Риму свою принципиальность и непрекословную приверженность интересам партии оптиматов и имеющемуся государственному республиканскому устройству.

В молодости принял сан жреца Аполлона. В 72 г. во время войны со Спартаком добровольцем вступил в армию Луция Геллия. Был отмечен сенатом наградами, но отверг их, заявив, что не сделал ничего выдающегося, так как не считал рабов достойными противниками Рима.

В 67—66 гг. Катон проходил службу военным трибуном под началом консула Рубрия в провинции Македония, затем посетил Азию для встречи со своим кумиром, философом-стоиком Афинодором. В 64 г. занимал должность квестора, где показал на высшем уровне тщательное и добросовестное отношение к государственным деньгам.

В 62 году Катон добился должности народного трибуна с целью противодействия Квинту Метеллу Непоту. Будучи трибуном, в конце 63 г. воспользовался своими полномочиями и обвинил избранного консула Луция Мурену в намеренном подкупе избирателей, но так не смог добиться его осуждения.

Во время бурного обсуждения в сенате заговора Катилины Катон решительно высказался за смертную казнь всем сообщникам. В должности народного трибуна блокировал все предложения Квинта Метелла Непота о вызове Гнея Помпея в Италию и разрешении полководцу заочно избираться в консулы.

Совместно с Луцием Марием провел закон о новом порядке предоставления триумфа полководцам. В 60 г. воспротивился принятию аграрного закона по утверждению распоряжений Помпея Великого на Востоке и существенному снижению откупных сумм в провинции Азия.

В 58 г. по закону Клодия поставлен квестором с пропреторскими полномочиями для аннексии Кипра и возврата изгнанников в Византий.

В 55 г. активно помогал на консульских выборах Луцию Агенобарбу, в ходе уличных беспорядков был ранен и чуть-чуть не погиб. Сам проиграл преторские выборы в 55 г. до н.э. из-за намеренного вмешательства враждебного Катону консула Помпея. Выступал в сенате против принятия закона Требония о консульских провинциях . Добился должности претора на 54 г., редседательствовал в суде по делам о вымогательстве, в частности, в ходе процессов над Скавром и Габинием, также возражал против предоставления триумфа Помптину.

Неутомимый поборник республиканских ценностей Катон настойчиво клонил Помпея к разрыву союза с Цезарем и последовательно требовал в сенате прекращения проконсульских полномочий Цезаря в Галлии. Он был против всяких переговоров и компромиссов с ним.

Когда началась гражданская война Цезаря и Помпея в 49 г. Катон получил от Помпея командование в Сицилии, но с приближением легионов легатов Цезаря покинул провинцию, чтобы избежать ненужного кровопролития, и примкнул к войску Помпея.

Принимал участие в организации флота. В 48 г. Катон руководил гарнизоном Диррахия. После разгрома Помпея при Фарсале принял командование над армиями помпеянцев в Греции и собирался объединиться с Помпеем, но получив известие о его смерти, двинулся сначала в Кирену, а затем — в провинцию Африка. Там упорно настоял на передаче верховного командования над армиями помеянцев своему соратнику Квинту Метеллу Сципиону и занялся организацией обороны ключевого африканского города Утики.

После победы Цезаря в сражении при Тапсе Катон покончил жизнь самоубийством, не желая сдаваться в плен.

Кто такой Катон? Римский сенатор, Смертельный враг Юлия Цезаря.

В течение двух тысячелетий Катону подражали, его изучали, презирали, боялись и уважали. Он был солдатом и аристократом, сенатором и Стоиком. Последний в семье выдающихся государственных деятелей, Катон прожил яркую жизнь, став в глазах общественности знаменосцем римских оптиматов — поборников традиций, которые считали себя защитниками древней конституции Рима, хранителями многовековой системы правления, способствовавшей превращению Рима из грязного города в могущественную империю.

На протяжении веков для философов и теологов Катон был примером хорошего самоубийства — самым принципиальным, наиболее убедительным исключением из правила против лишения себя жизни. Для Юлия Цезаря, диктатора, который, как известно, помиловал каждого противника, Катон был единственным человеком, которого он так и не смог простить.

История помнит Катона как самого грозного и ярого врага Юлия Цезаря — неизменно равного в красноречии, убежденности и силе характера Цезарю, человека, одинаково способного к вдохновенной речи от рассвета до заката перед сенатом Рима и 30-дневный пешему марш-броску по пескам Северной Африки.

Имя Катона в наше время почти забыто, в отличии от Цезаря. Возможно, это цена его политического поражения; возможно, его достоинства и добродетели нынче не в моде. Скорее всего, его забыли, потому что он оставил после себя слишком мало конкретики. Он достиг высот римской политики, но не описывал своих достижений, как делал Цицерон. Он был храбрым, самоотверженным, успешным военным командиром, но он не отправлял домой захватывающие истории о своих подвигах от третьего лица, как это делал Цезарь.

Имя Катона знал каждый современник, но он не выгравировал его на памятниках. Он изучал и практиковал философию с сосредоточенной интенсивностью, превращая себя в образец непоколебимого стоического идеала, но он предпочитал, чтобы его философия жила, а не писалась. Фактически, из его трудов до нас дошло единственное короткое письмо Катона к его соратнику Цицерону.

Катон, конечно, занимался саморекламой, но единственной формой продвижения, которую он ценил, был личный пример — заметное поведение его жизни — праведное в глазах его друзей, самодовольное в глазах врагов. Рим Катона изобиловал завезенным богатством; Катон же решил носить простую, немодную одежду мифических основателей Рима и ходить босиком под солнцем и на холоде. Могущественные люди одаривали себя виллами и виноградниками; Катон предпочел жизнь монашеской бережливости. Римская политика была хорошо смазана взятками, стратегическими браками и скрытыми услугами; Голос Катона, как известно, не имел цены.

Рекомендуемая Литература о Катоне

3 стоических упражнения от Катона

1) Используйте боль как учителя

Катон гулял по древнему Риму в необычной одежде — с целью заставить людей смеяться над ним. Он приучил себя есть хлеб бедняков и жить без роскоши — хотя он и был римским аристократом. Он шел бы без головного убора под дождем, без обуви на холоде.

2) Прими высокие стандарты

Стоики научили Катона, что не существует оттенков серого. Не было чего-то более или менее хорошего, более или менее плохого. Неважно, были ли вы под водой на фут или на сажень — вы все равно тонули. Все добродетели были одной и той же добродетелью, все пороки — один и тот же порок.

Такая строгая схема кажется неразумной и почти невозможной в эпоху непрерывных войн и политики. Но Катон заставил ее работать. Он отказался идти на компромисс в любой форме, до такой степени, что взяточники превратили его имя в афоризм:

Он требовал того же от своих друзей, своей семьи и своих солдат. Он приводил в бешенство своих врагов, и он мог казаться сумасшедшим своим союзникам. И да, иногда он сводил свою приверженность этому принципу к абсурдным тупикам. Но он также создал невозможный, почти нечеловеческий стандарт, который принес ему непоколебимый авторитет. По умолчанию он стал римским арбитром добра и зла. Когда Катон говорил, люди вытягивали шеи чтобы не пропустить ни одного слова. Когда Юлий Цезарь отправил его в тюрьму, весь Сенат в знак протеста присоединился к Катону, заставив Цезаря отпустить его.

3) Поставь страх на свое место

В день выборов Катон и его зять попали в засаду, когда шли на избирательные участки. Факелоносец шедший первым рухнул со стоном — пав от удара меча. Катон с соратниками были окружены тенями, размахивающими клинками. Нападавшие ранили каждого, и все предпочли бежать, кроме Катона и его зятя. Они остались на месте нападения, Катон сжимал рукой рану, из которой текла кровь.

Для Катона засада была напоминанием о том, что если лидеры гонки готовы совершать такие преступления на пути к власти, то можно только представить, что они будут делать, когда получат желаемое. Тем более важно, чтобы он предстал перед римским народом, указывая на свои раны и заявлял, что будет стоять за свободу, пока в нем есть жизнь. К сожалению, у его зятя не хватило мужества остаться с Катоном до конца. Он извинился, ушел и забаррикадировался в своем доме.

Тем временем Катон продолжил свой путь на выборы — без охраны и в одиночестве.

Катона учили, что страх может проникнуть в ум только с нашего согласия. Выберите не бояться, и страх просто исчезает. Для неподготовленного наблюдателя физическая смелость Катона была безрассудной. Но на самом деле это был один из наиболее практичных аспектов самопрезентации Катона. И именно его долгие размышления о нелепости страха — о его почти полной незначительности, о его силе только при нашей собственной вере в него — позволила ему продвинуться вперед, там где другие сдались.

Избранные Цитаты Катона

Горьки корни учения, но как сладки его плоды.

Честный человек редко бывает бродягой.

Подумайте молча о том, что кто-либо говорит: речь одновременно и скрывает и раскрывает внутреннюю сущность человека.

Беги ленивец; ибо леность души — это разложение тела.

Я начну говорить лишь тогда, когда буду уверен, что мне не лучше было бы промолчать.

Читайте также: