Международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности доклад

Обновлено: 16.05.2024

от 6 мая 2003 года N ИО-13-54/2858

В целях повышения эффективности реализации единой государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды, усиления позиции России на международной арене и улучшения взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти Межведомственной рабочей группой разработан проект Концепции международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.

Проект Концепции согласован со следующими федеральными органами исполнительной власти: Минатом России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, МИД России, Минэнерго России, Росгидромет.

Рассмотрите и представьте в десятидневный срок в МПР России предложения по плану реализации Концепции.

Приложение: проект Концепции.

Проект

КОНЦЕПЦИЯ
международного сотрудничества Российской Федерации
в области природопользования и охраны
окружающей среды

Рост глобальной зависимости мировой экономики от интенсивно возрастающего потребления природных ресурсов, неизбежное соперничество на мировом природно-ресурсном рынке, обострение проблем сохранения благоприятной окружающей среды требуют укрепления международного компонента экологической и природно-ресурсной безопасности Российской Федерации.

Настоящая Концепция международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды на среднесрочную перспективу (далее - Концепция) подготовлена в рамках, определенных Концепцией национальной безопасности и Концепцией внешней политики Российской Федерации.

Концепция исходит из важности международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельного блока активной внешнеполитической деятельности российского государства, учитывает особое значение и ответственность России, обладающей природно-ресурсным и стабилизационным экологическим потенциалом общемирового значения, отвечает потребностям национального развития и основополагающим решениям ООН по устойчивому развитию, нацелена на повышение роли Российской Федерации в мировом природно-ресурсном и природоохранном сотрудничестве.

1. Общие положения

Концепция определяет общие принципы, приоритетные направления и регионы, стратегические цели и конкретные задачи, важнейших партнеров международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, а также основные механизмы этого сотрудничества на среднесрочную перспективу.

Международное сотрудничество, осуществляемое Российской Федерацией в области природопользования и охраны окружающей среды, призвано содействовать решению задачи обеспечения устойчивого развития страны в условиях глобализации и быть направленным на расширение эффективного участия в природно-ресурсных и природоохранных соглашениях.

Концепция предназначена для обеспечения формирования и эффективного функционирования системы международной деятельности, соответствующей государственной политике Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.

Концепция представляет общегосударственные подходы к координации деятельности российских участников международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

1.1. Природные ресурсы, экологическая политика
и национальные интересы Российской Федерации

Российская Федерация располагает природными ресурсами мирового значения. Экосистемы России вносят существенный вклад в стабилизацию состояния окружающей среды Евразии и всей планеты.

Природно-ресурсный потенциал России является важнейшим фактором устойчивого развития на национальном уровне и существенным резервом глобальной стабильности мировой экономики и общества.

Минерально-сырьевые ресурсы, особенно в части энергетического сырья, занимают ведущее место в мире и тем самым оказывают принципиальное влияние на весь ход глобального ресурсопотребления.

Регуляторная способность российских экосистем является одним из важнейших природных ресурсов страны, способным стать действенным фактором международных отношений.

В настоящее время необходима экологическая оптимизации и соответствующая экономическая рационализация действующих режимов природопользования путем формирования эффективных экономических механизмов и установления параметров использования природных ресурсов, исходя из учета возможных рисков их освоения для сохранения устойчивости экосистем.

Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды - важнейшая составная часть национальной экологической политики Российской Федерации.

Необходимость международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды связана с задачами обеспечения внешних условий устойчивого развития Российской Федерации через активное влияние на процессы глобализации, путем оптимизации участия в международных природно-ресурсных и природоохранных соглашениях и обеспечения выполнения взятых на себя международных обязательств.

1.2. Правовая основа и организация международного сотрудничества
Российской Федерации в области природопользования
и охраны окружающей среды

Международное сотрудничество базируется на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Международное природно-ресурсное и природоохранное сотрудничество осуществляется в соответствии с общими целями и задачами внешней политики Российской Федерации.

Общую координацию международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды выполняет федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Международное сотрудничество Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, заключение в установленном порядке международных договоров, организация и координация выполнения обязательств, вытекающих из участия России в международных договорах и членства в международных организациях по указанной проблематике, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в пределах установленной компетенции и во взаимодействии с органами государственного управления субъектов Российской Федерации.

1.3. Принципы международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды

Концепция основана на императивах общего международного права и международного права окружающей среды, а также на кардинальном принципе, сформулированном Стокгольмской Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды, об основных правах человека на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно.

Исходя из обобщающего принципа охраны (защиты) окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений Концепция базируется на следующих специальных принципах международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды:

- неотъемлемого суверенитета государств над национальными природными ресурсами;

- недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде;

- запрещения военных или любых иных враждебных средств воздействия на природную среду;

- предварительного уведомления и обмена информацией;

- минимизации воздействия на окружающую среду.

- целесообразность расширения участия России в глобальных и региональных природоохранных международных инициативах;

- совпадение национальных интересов государств в области глобальной оптимизации состояния окружающей среды и экологически безопасного природопользования как исходной базы развития регионального и межрегионального сотрудничества;

- возможности использования положения Российской Федерации в международных организациях для обеспечения национальных интересов и приоритетов в природно-ресурсной и природоохранной деятельности.

1.4. Приоритеты международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды

Приоритеты международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды определены необходимостью обеспечения условий экологически безопасного устойчивого развития Российской Федерации на глобальном, региональном межгосударственном, федеральном, субъектов Федерации и местном уровнях.

К приоритетам международного сотрудничества относятся:

- гармонизация российских и международных подходов к природно-ресурсной и природоохранной деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;

- выполнение обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в международных договорах и членства в международных организациях в области природопользования и охраны окружающей среды;

- развитие международного рынка экологических услуг, обеспечивающее устойчивое развитие регионов, имеющих глобальное значение;

- гармонизация направлений и содержания международных исследований в области экологически безопасного устойчивого освоения природных ресурсов;

- обеспечение активного участия Российской Федерации в глобальных и региональных системах мониторинга окружающей среды и контроля освоения природных ресурсов, в разработке международной системы оценки экологических рисков;

- разработка и создание эффективной системы природопользования и управления окружающей средой приграничных районов, бассейнов и прибрежных морских зон, с учетом трансграничного контекста;

- эффективное использование возможностей международных организаций международного опыта в природно-ресурсной и природоохранной деятельности, включая взаимодействие по предотвращению и ликвидации последствий экологического терроризма.

Развитие международного сотрудничества предусматривает:

- эффективное участие Российской Федерации в деятельности международных организаций системы ООН и других всемирных объединений, организаций Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, СНГ и других региональных объединений по природоохранной и природно-ресурсной тематике, использование финансовых возможностей международных доноров, международного опыта, политической и технической поддержки международных организаций;

- содействие созданию структур природно-ресурсного и природоохранного сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза, становлении и координации сотрудничества Российской Федерации с НАТО в рамках научных программ НАТО, Комитета НАТО по вызовам современного общества и др.;

- охрану окружающей природной среды Арктики (в рамках Программы действий Арктического совета), Каспийского, Балтийского, Черного и Азовского морей к северо-западной части Тихого океана, трансграничных водотоков (бассейнов), а также озера Байкал;

- разработку межгосударственных программ сотрудничества в области фундаментальных и прикладных наук, учреждение международных научных центров, развитие двустороннего научно-технического сотрудничества, активизацию обмена научно-технической информацией в области природопользования и охраны окружающей среды с государствами - участниками СНГ;

- привлечение общественности, неправительственных организаций, национального и зарубежного бизнеса к осуществлению международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

2. Цели и задачи международного сотрудничества в области
природопользования и охраны окружающей среды

Международное сотрудничество Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды предусматривает концентрацию сил и средств для:

- продвижения национальных интересов Российской Федерации в указанной области международной деятельности;

- создания условий экологически безопасного и обеспеченного природными ресурсами перехода Российской Федерации к устойчивому развитию через содействие устойчивому глобальному развитию;

- обеспечения постоянного анализа эффективности участия Российской Федерации в международных природно-ресурсных и природоохранных соглашениях, а также в деятельности международных организаций для оптимизации форм и механизмов сотрудничества.

Основной целью международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды является достижение совместными с другими странами усилиями приемлемого качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на глобальном и региональном уровнях.

Достижение поставленной цели возможно только в условиях интенсивного экономического развития Российской Федерации на основе:

технологического прогресса и экологизации экономики,

оптимизации внешних заимствований,

приемлемых условий вхождения в мировую финансово-экономическую систему,

сохранения суверенитета над имеющими общемировое значение минеральными, биологическими и стабилизационными экологическими ресурсами России.

Достижение указанной цели требует также решения комплекса взаимно увязанных задач по становлению эффективных форм сотрудничества, включающего:

- укрепление институциональных основ международного сотрудничества, организацию достаточной координации и адекватного информационного обеспечения сотрудничества;

- обеспечение эффективности международного вклада в проведение единой государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды;

- учет национальных интересов Российской Федерации в процессе формирования глобальной экологической и природно-ресурсной политики, а также глобального и региональных рынков природных ресурсов и услуг;

- использование принципов экологической оптимизации природопользования как основы международного сотрудничества в указанной области;

- обеспечение природно-ресурсной и экологической безопасности страны во внешнеэкономической деятельности;

Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются:

защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;

укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации;

участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;

развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;

содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.

Современное международное сотрудничество России в области безопасности жизнедеятельности человека и охраны окружающей среды осуществляется по трем основным направлениям:

1) сотрудничество с международными организациями;

2) выполнение международных конвенций и соглашений;

3) установление и поддержка многосторонних и двусторонних связей.

Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна, бережно относящаяся к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть застрахована от ухудшения качества воды, воздуха, почвы, от гибели животного и растительного мира. Поэтому необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Деятельность известных международных организаций по безопасности жизнедеятельности

В 1957 г. ООН учредила специальную организацию – Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В него входят 120 государств. Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене. Одно из основных направлений деятельности МАГАТЭ – проблема безопасности атомных станций. Эксперты МАГАТЭ проводят проверки и составляют заключения об уровне безопасности конкретных АЭС. Особые задачи возлагаются на МАГАТЭ в области контроля, в частности, за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких либо военных целей

Деятельность по улучшению здоровья населения всех стран осуществляет специализированное агентство ООН – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1948 г. и объединяющая 165 стран. Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования такой кооперации между ними ВОЗ способствует развитию служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здорового населения, координации и проведению исследований служб здравоохранения и биомедицинских исследований, планированию и внедрению здравоохранительных программ.

В декабре 1997 г. Россия вошла в состав новой международной организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и стала полноправной участницей Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Почти все члены ООН (168 стран) подписали это соглашение. Конвенция запрещает все виды деятельности с химическим оружием, кроме разрешенных, требует уничтожения имеющихся запасов, обязывает избавиться или конверсировать бывшие объекты по производству оружия, создает предпосылки для сотрудничества, помощи и торговли химической продукцией и технологиями, внедряет в обращение механизм международного контроля.




Международная организация гражданской обороны (MOГО) создана в 1931 г. Штаб-квартира находится в Женеве. В соответствии с уставом целью МОГО является развитие и совершенствование ГО, методов и технических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени. МОГО взаимодействует с отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО), образованным в 1971 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. ЮНДРО является органом ООН, предназначенным для оказания помощи странам, терпящим бедствие.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) – международная межправительственная организация — начала деятельность с 1951 г., объединяет 185 стран. Местонахождение – Женева. ВМО осуществляет сотрудничество в области метеорологических наблюдений и исследований, обмена информацией и др. В 1976 г. ВМО выступила с первым заявлением об угрозе климату. В 1979 г. ВМО учредила Всемирную климатическую программу (ВКП), которая стала основой международной деятельности в области климата.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) – крупнейшая в мире неправительственная международная экологическая организация, основанная в 1961 г. Деятельность Фонда нацелена прежде всего на сохранение биоразнообразия, продвижение устойчивого использования природных ресурсов, а также предотвращение неоправданного бытового загрязнения. Он объединяет 27 национальных отделений во всем мире, а также 5 млн. индивидуальных членов. Средства на осуществление своих программ Фонда получает в виде благотворительных пожертвований от частных лиц, правительств, международных агентств и компаний.

Глобальный экологический фонд (ГЭФ) – это финансовый механизм предоставления грантов и льготных кредитов странам-получателям на осуществление проектов и деятельности, нацеленных на решение глобальных экологических проблем. ГЭФ был учрежден в 1991 г. как экспериментальная программа, которая осуществляется в соответствии с Программой ООН по ОС (ПР ЮНЕП) и Всемирным банком.

В марте 1994 г. правительства 73 стран-участников после проведения успешных переговоров решили реорганизовать программу и пополнить ее основной фонд более чем 2 млрд. долл. с условием их использования для финансирования проектов и деятельности по предотвращению изменения биологического разнообразия, охране международных вод и предотвращению разрушения озонового слоя.

Вопрос 40

Федеральные законы

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности"

Принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года

Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Совет Безопасности).

Статья 2. Основные принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности. (Докипедия: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности")

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности

Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются:

защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;

укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации;

участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;

развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;

содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.

Современное международное сотрудничество России в области безопасности жизнедеятельности человека и охраны окружающей среды осуществляется по трем основным направлениям:

1) сотрудничество с международными организациями;

2) выполнение международных конвенций и соглашений;

3) установление и поддержка многосторонних и двусторонних связей.

Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна, бережно относящаяся к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть застрахована от ухудшения качества воды, воздуха, почвы, от гибели животного и растительного мира. Поэтому необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Деятельность известных международных организаций по безопасности жизнедеятельности

В 1957 г. ООН учредила специальную организацию – Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В него входят 120 государств. Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене. Одно из основных направлений деятельности МАГАТЭ – проблема безопасности атомных станций. Эксперты МАГАТЭ проводят проверки и составляют заключения об уровне безопасности конкретных АЭС. Особые задачи возлагаются на МАГАТЭ в области контроля, в частности, за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких либо военных целей

Деятельность по улучшению здоровья населения всех стран осуществляет специализированное агентство ООН – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1948 г. и объединяющая 165 стран. Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования такой кооперации между ними ВОЗ способствует развитию служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здорового населения, координации и проведению исследований служб здравоохранения и биомедицинских исследований, планированию и внедрению здравоохранительных программ.

В декабре 1997 г. Россия вошла в состав новой международной организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и стала полноправной участницей Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Почти все члены ООН (168 стран) подписали это соглашение. Конвенция запрещает все виды деятельности с химическим оружием, кроме разрешенных, требует уничтожения имеющихся запасов, обязывает избавиться или конверсировать бывшие объекты по производству оружия, создает предпосылки для сотрудничества, помощи и торговли химической продукцией и технологиями, внедряет в обращение механизм международного контроля.

Международная организация гражданской обороны (MOГО) создана в 1931 г. Штаб-квартира находится в Женеве. В соответствии с уставом целью МОГО является развитие и совершенствование ГО, методов и технических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени. МОГО взаимодействует с отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО), образованным в 1971 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. ЮНДРО является органом ООН, предназначенным для оказания помощи странам, терпящим бедствие.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) – международная межправительственная организация — начала деятельность с 1951 г., объединяет 185 стран. Местонахождение – Женева. ВМО осуществляет сотрудничество в области метеорологических наблюдений и исследований, обмена информацией и др. В 1976 г. ВМО выступила с первым заявлением об угрозе климату. В 1979 г. ВМО учредила Всемирную климатическую программу (ВКП), которая стала основой международной деятельности в области климата.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) – крупнейшая в мире неправительственная международная экологическая организация, основанная в 1961 г. Деятельность Фонда нацелена прежде всего на сохранение биоразнообразия, продвижение устойчивого использования природных ресурсов, а также предотвращение неоправданного бытового загрязнения. Он объединяет 27 национальных отделений во всем мире, а также 5 млн. индивидуальных членов. Средства на осуществление своих программ Фонда получает в виде благотворительных пожертвований от частных лиц, правительств, международных агентств и компаний.

Глобальный экологический фонд (ГЭФ) – это финансовый механизм предоставления грантов и льготных кредитов странам-получателям на осуществление проектов и деятельности, нацеленных на решение глобальных экологических проблем. ГЭФ был учрежден в 1991 г. как экспериментальная программа, которая осуществляется в соответствии с Программой ООН по ОС (ПР ЮНЕП) и Всемирным банком.

В марте 1994 г. правительства 73 стран-участников после проведения успешных переговоров решили реорганизовать программу и пополнить ее основной фонд более чем 2 млрд. долл. с условием их использования для финансирования проектов и деятельности по предотвращению изменения биологического разнообразия, охране международных вод и предотвращению разрушения озонового слоя.

Вопрос 40

Федеральные законы

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности"

Принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года

Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Совет Безопасности).

Статья 2. Основные принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности. (Докипедия: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности")

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются:

  • защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
  • защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;
  • укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации;
  • участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;
  • развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;
  • содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.

Современное международное сотрудничество России в области безопасности жизнедеятельности человека и охраны окружающей среды осуществляется по трем основным направлениям:

1) сотрудничество с международными организациями;

2) выполнение международных конвенций и соглашений;

3) установление и поддержка многосторонних и двусторонних связей.

Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна, бережно относящаяся к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть застрахована от ухудшения качества воды, воздуха, почвы, от гибели животного и растительного мира. Поэтому необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Деятельность известных международных организаций по безопасности жизнедеятельности

В 1957 г. ООН учредила специальную организацию – Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В него входят 120 государств. Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене. Одно из основных направлений деятельности МАГАТЭ – проблема безопасности атомных станций. Эксперты МАГАТЭ проводят проверки и составляют заключения об уровне безопасности конкретных АЭС. Особые задачи возлагаются на МАГАТЭ в области контроля, в частности, за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких либо военных целей.

Деятельность по улучшению здоровья населения всех стран осуществляет специализированное агентство ООН – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1948 г. и объединяющая 165 стран. Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования такой кооперации между ними ВОЗ способствует развитию служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здорового населения, координации и проведению исследований служб здравоохранения и биомедицинских исследований, планированию и внедрению здравоохранительных программ.

В декабре 1997 г. Россия вошла в состав новой международной организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и стала полноправной участницей Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Почти все члены ООН (168 стран) подписали это соглашение. Конвенция запрещает все виды деятельности с химическим оружием, кроме разрешенных, требует уничтожения имеющихся запасов, обязывает избавиться или конверсировать бывшие объекты по производству оружия, создает предпосылки для сотрудничества, помощи и торговли химической продукцией и технологиями, внедряет в обращение механизм международного контроля.

Международная организация гражданской обороны (MOГО) создана в 1931 г. Штаб-квартира находится в Женеве. В соответствии с уставом целью МОГО является развитие и совершенствование ГО, методов и технических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени. МОГО взаимодействует с отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО), образованным в 1971 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. ЮНДРО является органом ООН, предназначенным для оказания помощи странам, терпящим бедствие.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) – международная межправительственная организация — начала деятельность с 1951 г., объединяет 185 стран. Местонахождение – Женева. ВМО осуществляет сотрудничество в области метеорологических наблюдений и исследований, обмена информацией и др. В 1976 г. ВМО выступила с первым заявлением об угрозе климату. В 1979 г. ВМО учредила Всемирную климатическую программу (ВКП), которая стала основой международной деятельности в области климата.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) – крупнейшая в мире неправительственная международная экологическая организация, основанная в 1961 г. Деятельность Фонда нацелена прежде всего на сохранение биоразнообразия, продвижение устойчивого использования природных ресурсов, а также предотвращение неоправданного бытового загрязнения. Он объединяет 27 национальных отделений во всем мире, а также 5 млн. индивидуальных членов. Средства на осуществление своих программ Фонда получает в виде благотворительных пожертвований от частных лиц, правительств, международных агентств и компаний.

Глобальный экологический фонд (ГЭФ) – это финансовый механизм предоставления грантов и льготных кредитов странам-получателям на осуществление проектов и деятельности, нацеленных на решение глобальных экологических проблем. ГЭФ был учрежден в 1991 г. как экспериментальная программа, которая осуществляется в соответствии с Программой ООН по ОС (ПР ЮНЕП) и Всемирным банком.

В марте 1994 г. правительства 73 стран-участников после проведения успешных переговоров решили реорганизовать программу и пополнить ее основной фонд более чем 2 млрд. долл. с условием их использования для финансирования проектов и деятельности по предотвращению изменения биологического разнообразия, охране международных вод и предотвращению разрушения озонового слоя.

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что проблема безопасности – одна из центральных в теории и практике государственного управления. С нею так или иначе связан практически любой вопрос международной политики.
Современное международное сотрудничество России в области безопасности жизнедеятельности человека и охраны окружающей среды осуществляется по трем основным направлениям:
• международные организации;
• международные конвенции и соглашения;
• многосторонние и двусторонние связи.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

международная безопасность.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем

напр. Прикладная информатика в экономики.

Современные аспекты международного сотрудничества в области безопасности

(Реферат по БЖД)

Выполнила студентка:

1 курса, 231в группы

Бочкун Р.Ю.

Научный руководитель:

Доцент

Яценко М.В.

Барнаул 2014 г.

Содержание

Введение

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что проблема безопасности – одна из центральных в теории и практике государственного управления. С нею так или иначе связан практически любой вопрос международной политики.

Современное международное сотрудничество России в области безопасности жизнедеятельности человека и охраны окружающей среды осуществляется по трем основным направлениям:

• международные конвенции и соглашения;

• многосторонние и двусторонние связи.

Международное сотрудничество в решении глобальных проблем взаимодействия общества и природы является объективной потребностью эпохи, условием существования и прогресса человечества.

Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна, бережно относящаяся к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть застрахована от ухудшения качества воды, воздуха, почвы от гибели животного и растительного мира. Например, значительная часть загрязнения на территорию Канады поступает из США, около 20% серы, ведущей к образованию кислотных дождей, поступает в страны СНГ через западную границу. В то же время выбросы предприятий, расположенных в северо-западных районах нашей страны, серьезно ухудшают экологическую обстановку Финляндии и т. д.

Таким образом, недостаточно совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человечества.

Международные объединения в области безопасности

Всемирный союз охраны природы (МСОП)

основанный в 1948 г. (расположен в г. Гланд, Швейцария), является старейшей и крупнейшей в мире независимой международной некоммерческой организацией. Союз объединяет 78 государств. МСОП играет руководящую роль в мировом природоохранном движении в деле распространения единого подхода к сохранению целости и разнообразия живой природы, к использованию природных ресурсов на принципах устойчивого развития. В рамках международных концепций Союз помог более 75 странам в подготовке и реализации национальных природоохранных стратегий и планов действий.

Представительство МСОП было открыто в Москве в рамках европейской региональной программы в 1994 г. Деятельность представительства направлена на укрепление сотрудничества правительственных, научных и общественных организаций, координацию их взаимодействия для улучшения состояния окружающей среды и сохранения биологического биоразнообразия.

Среди опасностей, угрожающих человеку, более всего приковывает к себе постоянное внимание общественности проблема радиации. Особенно много дискуссий и акций протеста возникает по поводу атомной аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

В него входят 120 государств. Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене. Одно из основных направлений деятельности МАГАТЭ - проблема безопасности атомных станций. Эксперты МАГАТЭ проводят проверки и составляют заключения об уровне безопасности конкретных АЭС.

Особые задачи возлагаются на МАГАТЭ в области контроля, в частности, за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. По Договору о нераспространении оружия на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников.

Международное агентство по атомной энергии проводит международные конференции и другие совещания для обсуждения вопросов использования атомной энергии, направляет в различные страны (главным образом в развивающиеся) специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

ВОЗ создана в 1948 г. и объединяет 165 стран. Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования такой кооперации между ними ВОЗ способствует развитию служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здорового населения, координации и проведению исследований служб здравоохранения и биомедицинских исследований, планированию и внедрению здравоохранительных программ.

Такое широкое поле деятельности охватывают многие аспекты: развитие систем первичного здравоохранения, которые достигали бы всего населения стран-членов; содействие охране здоровья матери и ребенка; контроль за распространением малярии и других заразных заболеваний, включая туберкулез и лепру; ликвидация оспы, содействие массовой иммунизации против ряда других заболеваний, которые можно предупредить; улучшение психического здоровья; обеспечение безопасных источников воды и подготовка персонала всех категорий в области здравоохранения и пр.

Международное сотрудничество необходимо также в таких вопросах, как установление международных стандартов биологических веществ, пестицидов и фармацевтическихпрепаратов; формулирование критериев здоровой окружающей среды; рекомендации международных названий лекарств; применение международного регулирования в области здравоохранения; пересмотр международной классификации заболеваний, травм и причин смерти; сбор и распространение статистической информации в области здоровья.

Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО)

В декабре 1997 г. Россия вошла в состав новой международной организации и стала полноправной участницей Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении. Почти все члены ООН (168 стран) подписали это соглашение.

Конвенция вводит Россию в новый этап разоружения. Она запрещает все виды деятельности с химическим оружием, кроме разрешенных, требует уничтожения имеющихся запасов, обязывает избавиться или конверсировать бывшие объекты по производству оружия, создает предпосылки для сотрудничества, помощи и торговли химической продукцией и технологиями, внедряет в обращение механизм международного контроля.

России, унаследовавшей крупнейшие в мире запасы химического оружия (40 тыс. т отравляющих веществ), предстоит решать весь спектр разоруженческих задач. С 1987 г. бездействуют ее производственные объекты, которые следует сносить. Стоит вопрос о конверсии некоторых из них. Россия в год будет принимать 30-40 международных инспекций ОЗХО на своих объектах, подпадающих под действие Конвенции.

Наиболее сложными являются задачи по уничтожению запасов химического оружия и бывших производств. Их масштабы беспрецедентны. Ни одна страна мира не избавлялась еще от столь огромных запасов химического оружия в предельно сжатые сроки (10-15 лет) с учетом стандартов по экологии и безопасности и на промышленной основе.

Международная организация гражданской обороны (МОГО)

Создана в 1931 г. Штаб-квартира находится в Женеве. В соответствии с уставом целью МОГО является развитие и совершенствование гражданской обороны, методов и технических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени. МОГО взаимодействует с отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО), образованным в 1971 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. ЮНДРО является органом ООН, предназначенным для оказания помощи странам, терпящим бедствие. По решению IX сессии Генеральной ассамблеи Международной организации гражданской обороны (МОГО) в странах - членах этой организации, в том числе и в России, 1 марта отмечается как Всемирный день гражданской защиты.

Межправительственная океаническая комиссия (МОК)

Всемирная метеорологическая организация (ВМО)

международная межправительственная организация. Она начала деятельность с 1951 г., объединяет 185 стран. Местонахождение - Женева. ВМО осуществляет сотрудничество в области метеорологических наблюдений и исследований, обмена информацией и др. В 1976 г. ВМО выступила с первым заявлением об угрозе климату. В 1979 г. ВМО учредила Всемирную климатическую программу (ВКП), которая стала основой международной деятельности в области климата.

Программа предусматривает укрепление возможностей стран-членов в области мониторинга климата, обнаружения изменения климата, разработки баз климатических данных, проведения исторических обследований, а также применения климатической информации в различных видах социально-экономической деятельности. Важным компонентом ВКП является Всемирная программа исследований климата (ВПИК), которая координирует научные исследования климатической системы, ее изменчивости и предсказуемости с помощью различных проектов, включая проекты и циркуляции Мировбго океана, а также по глобальному циклу энергии и воды.

1) кампания по биоразнообразию: борьба против уничтожения лесов, варварского лова рыбы и охоты на китов, сохранение существующих и создание новых охраняемых природных территорий и т. д.;

3) антиядерная кампания: сокращение ядерных арсеналов, запрещение ядерных испытаний, свертывание опасных программ развития ядерной энергетики и постепенный отказ от нее;

4) кампания по токсическим веществам: запрещение опасных технологий, решение проблем, связанных с образованием и переработкой опасных отходов, а также загрязнением окружающей среды сильноядовитыми веществами.

• антиядерная кампания: против радиационного заражения окружающей среды;

• токсическая кампания: против химического загрязнения;

• байкальская кампания: за сохранение первозданной чистоты озера Байкал;

• морской проект: против браконьерства в морях России;

• нефтяной проект: против загрязнения окружающей среды нефтью и газом;

• проект по климату: предотвращение катастрофических изменений климата;

• всемирное наследие: подготовка номинаций в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и контроль над их сохранностью. Основная цель данного проекта - придание территориям статуса всемирного наследия для дополнительной гарантии сохранности уникальных природных и природно-культурных комплексов. В проекте участвуют 19 российских территорий.

Огромный вклад в осмысление современного кризисного состояния биосферы внес Римский клуб - международная научная правительственная организация, созданная в 1984 г. и объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую славу этой организации принесли работы по математическому моделированию будущего развития человечества, которые могут помочь избежать грозящей экологической катастрофы.

Основными направлениями международной деятельности МЧС России являются развитие и осуществление сотрудничества с чрезвычайными ведомствами иностранных государств и профильными международными организациями, оказание помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций, участие в международных гуманитарных проектах, программах и операциях, создание и укрепление имиджа МЧС России в мировом сообществе, обучение иностранных специалистов и подготовка подразделений российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования для участия в соответствующих операциях за рубежом.

Сотрудники МЧС России в числе первых направляются в зарубежные страны для проведения сложнейших поисково-спасательных операций. МЧС России активно продолжает внедрение методологии Международной консультативной группы по вопросам поиска и спасения (далее — ИНСАРАГ) и Системы оценки и координации деятельности в чрезвычайных ситуациях ООН (ЮНДАК).

С 1993 года, когда началось взаимодействие МЧС России в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, по настоящее время министерством на двусторонней основе проведено за рубежом более 450 операций чрезвычайной направленности. Из них: 284 операции по доставке гуманитарных грузов более чем в восемьдесят стран мира; 21 операция по проведению аварийно-спасательных и поисковых работ, работ по разминированию территорий от взрывоопасных предметов; 9 операций по оказанию медицинской помощи пострадавшему населению с развертыванием аэромобильного госпиталя МЧС России; 17 операций по эвакуации российских граждан при угрозе их жизни; 13 операций по тушению природных пожаров; более 100 операций по санитарно-авиационной эвакуации тяжелобольных российских граждан из зарубежных государств. В целом география российской гуманитарной помощи охватывает около 140 государств, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера и военных конфликтов. По линии МЧС России оказывается гуманитарная помощь ряду зарубежных государств при реализации проектов и операций в рамках Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. № 259. Таким образом, через взносы Российской Федерации в фонды международных организаций проведено более 200 операций, в ходе которых оказана помощь более 50 странам.

Читайте также: