Максимальный выигрыш в конфликте доклад

Обновлено: 04.07.2024

Эти тактики являются более многообразными и богатыми по своему содержанию, хотя и более сложными для реализации на практике, поскольку они требуют от участников конфликта определенного уровня конфликтологической грамотности. Их общая черта — нацеленность на конструктивное разрешение конфликта, снижение уровня возникшей напряженности, повышение уровня сплоченности организации. Овладение этими тактиками — необходимое условие эффективности современной управленческой деятельности.

механизмы призваны решать две основные задачи:

1. сбор всесторонней информации, полной базы данных о конфликте; => углубленным изучением конфликтной ситуации, учетом всех факторов, вызвавших конфликт. В качестве наиболее удобного способа ее практического осуществления предлагается составлять карту конфликта.Основным элементом карты конфликта должно стать описание сути проблем, вызвавших конфликт, определение природы конфликта, психологической или социальной. Еще одним из главных элементов карты должен стать перечень участников конфликта: отдельных лиц, групп, отделов, организаций. И наконец, важным компонентом карты конфликта должна стать характеристика потребностей участников конфликта, а возможно и возникших у них опасений в связи с появлением препятствий, мешающих удовлетворению тех или иных потребностей.

(2) выработка основных форм поведения участников конфликта, обеспечивающих его успешное урегулирование. => обеспечения на основе этой информации определенным образом организованных действий, поведения участников конфликта.

Трансформация конфликтных взаимоотношений в отношения согласия достигается, как показывает опыт, в результате осуществления следующих четырех действий или шагов:

1. Необходимо выделить специальное время для общения, разговора, дискуссии. При этом часто приходится преодолевать желание другой стороны уйти от контакта, прибегнуть к тактике ухода. Чтобы этого не произошло, важно убедить другого в том, что преодоление разногласий выгодно и ему.

2. Следует обеспечить благоприятную обстановку на весь период проведения встречи. Что это значит? Это означает создание необходимых удобств для спокойного проведения встречи. В помещении, где ведется беседа, не должно быть посторонних; следует избегать и телефонных звонков. Полезно обратить внимание и на такие мелочи, как температура в помещении, освещение и т.п.

3. Соблюдение основных правил обсуждения проблемы. Укажем лишь самые главные из них.

(1) С самого начала диалога следует выразить оптимистическую надежду на достижение взаимовыгодного решения.

(2) Затем следует сформулировать суть возникшей проблемы и пригласить собеседника изложить свое видение возникшей ситуации, что и будет означать начало основного процесса переговоров. Полезно выразить сожаление по поводу своего поведения в прошлом, заявить о своей готовности пойти на уступки по спорному вопросу, выразить понимание проблем собеседника, добрые чувства, уважение к нему, стремление к поиску взаимоприемлемых решений.

(3) После такого процесса обмена жестами примирения и наступает в конце концов решающий момент диалога, в итоге которого ослабевает напряженность, усиливается доверие и достигается желанный прорыв во взаимоотношениях, позволяющий заключить договор о разрешении конфликта на взаимовыгодных условиях.

4. Заключение договора и является завершающей частью процесса урегулирования конфликта на основе тактики компромисса. Но для того чтобы договор стал прочным, выполнимым, он должен быть взаимовыгодным, сбалансированным, компромиссным. Причем решение должно быть конкретным, точно определять, кто и когда должен делать, и не состоять из общих фраз о взаимном уважении и искренности и т.п. Достигнутое соглашение лучше всего, не полагаясь на свою память, оформить в письменном виде, а его копию вручить каждой стороне конфликта. Конечно, при обсуждении семейных проблем письменный договор может и не понадобиться, но в производственном конфликте он необходим.

Рассмотренный процесс проведения диалога с целью урегулирования конфликта на основе тактики компромисса получил наименование четырехшагового метода. * Он рекомендуется конфликтологами как наиболее эффективный способ преобразования конфликтного поведения в отношения сотрудничества.

Участники конфликта обычно считают его завершение удачным или неудачным для себя в зависимости от того, насколько удалось им добиться целей, ради которых они вступили в конфликт.

Удачный результат разрешения конфликта назовем выигрышем, неудачный - проигрышем.

При обычном взгляде на конфликт возникает впечатление, что если одна сторона в конфликте выиграла, то другая сторона проиграла и наоборот, однако в действительности соотношение между выигрышем и проигрышем не столь посты.

Теоретически существует четыре комбинации, которые состоят из выигрыша и проигрыша:

1 выигрыш и проигрыш,

2 проигрыш и выигрыш,

3 проигрыш и проигрыш,

4 выигрыш и выигрыш.

Данная схема строится на том, что для каждой конфликтующей стороны возможны различные подходы к разрешению конфликта.

Рассмотрим особенности получившихся четырех подходов к разрешению конфликтов:

1 Выигрыш - проигрыш.

В данном случае конфликтующая сторона считает, что ее выигрыш должен быть достигнут за счет проигрыша ее оппонента. Конфликт рассматривается как битва между врагами. Целью конфликта является не только реализация своих интересов, но и поражение противника. Для достижения этой цели часто оказывается необходимым прибегнуть к различным формам социального давления, а то и к прямому насилию. Когда ситуация конфликта объективно такова, что выигрыш одного конфликтанта наносит ущерб другому, выигрыш - проигрыш получается сам собой, например, в спорте. Однако встречаются люди агрессивные, которым мало удовлетворения собственных интересов - надо еще насладиться страданиями другого. В социальных конфликтах это проявляется наиболее отвратительным образом в преследовании инакомыслящих, геноциде целых народов.

2 Проигрыш - выигрыш.

При подобном разрешении конфликта одна из конфликтующих сторон настроена пораженчески. Она видит в своем оппоненте слишком сильного врага, борьба с которым обречена на неудачу. Такую позицию часто занимают люди слабовольные, неуверенные в себе, чувствующие себя неудачниками. Эти люди маскируют свою слабость и не желают себе признаться в ней, они могут говорить: “Я человек миролюбивый, не хочу ссорится из-за пустяков.” Однако зачастую ими движет боязнь противника. Для противника, имеющего установку выигрыш - проигрыш конфликт с выше обозначенным оппонентом одно удовольствие. Конфликт обычно завершается мирно, однако проигравшая сторона может прибегнуть к самым уродливым формам мщения. (В США существует фирма, которая принимает заказ на бросание торта в лицо человека, на которого укажет клиент.) Но иногда установка проигрыш - выигрыш принимается не из-за слабости, а как сознательная хитрость, служащая ширмой для получения выигрыша в чем-то другом. ( Убийство Гильома Каля рыцарями, после того как последние пригласили вождя восстания после принятия его условий.)

3 Проигрыш - проигрыш.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

4 Выигрыш - выигрыш.

При этом подходе конфликтующая сторона стремиться к такому выходу из конфликта, который даст выигрыш не только ей, но и другой стороне. Одна из конфликтующих сторон предлагает другой стороне сотрудничество в разрешении конфликта. Зона разногласия для нее не поле битвы, а рабочая площадка для совместного поиска взаимовыгодных решений.

Оценивая рассмотренные подходы к разрешению конфликтов с точки зрения их эффективности, можно сделать следующие выводы:

1 проигрыш - проигрыш - самый неудачный подход, так как его применение приносит вред, который едва ли возможно оправдать, поэтому рекомендуется его избегать.

2 проигрыш - выигрыш - может быть намеренно использован, если результат переговоров имеет второстепенное значение и преследуются иные цели.

3 выигрыш - проигрыш - эффективен в экстремальных ситуациях, когда важен определенный результат и безразличны дальнейшие действия.

4 выигрыш - выигрыш - эффективен при проведении переговоров с оппонентами, использующими любую стратегию, но особенно - с ориентирующимися на такой же подход или же на выигрыш - проигрыш.


Наши ссоры и разногласия — часть жизни,
и ошибочно пытаться избежать их.

Несомненно, конфликт должен быть разрешен. Неразрешенный конфликт — как невылеченная болезнь. Можно залечить, но потом будут проблемы.

Что же такое конфликт? Конфликт — это отсутствие согласия между сторонами, которые каким-либо образом вовлечены в совместную деятельность. Согласия может не быть по различным причинам: из-за того, что участвующие стороны имеют разные цели, по-разному представляют ситуацию, испытывают неприязнь, недоверие, неуважение друг к другу.

Особенно часто конфликты возникают, когда люди живут или работают сообща. При этом, чем более интенсивный и творческий характер имеет совместная деятельность, тем более часто и остро проходят конфликты.

Конфликт может иметь различную окраску в зависимости от того, как его разрешить. Иногда мы можем изменить курс, просто взглянув на конфликт по-другому. Даже ссора может стать источником развлечения! Однако подобное преобразование есть своего рода искусство, которое требует особых навыков. Мы, прежде всего, должны уяснить, что наши ссоры и разногласия — часть жизни, и что ошибочно пытаться избежать их. И жизнь может стать менее тягостной, если мы научимся предотвращать возможный конфликт и конструктивно подходить к его разрешению.

Мы предлагаем вам не правила поведения, а приемы. Один и тот же прием может быть использован в самых разных сферах деятельности. Эти навыки помогут вам перейти от конфронтационного мышления к сотрудничеству.

ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

1. Первый этап в искусстве разрешения конфликтов — это способность воспринимать конфликт как нераскрытую возможность и следить за появлением сигналов конфликта.

Кризис

Достаточно очевидный сигнал. Человек разрывает отношения с коллегой по работе или любимым — неразрешенный конфликт. Насилие, ожесточенные споры, оскорбления — явные признаки кризиса.

Напряжение

Недоразумение

Часто мы делаем ложные выводы из ситуации из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания. Иногда недоразумение вызвано тем, что ситуация связана с излишней напряженностью одного из участников.

Инциденты

Дискомфорт

Если вы научитесь распознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро реагировать на них, то сможете предотвратить возникновение напряжения, недоразумений и кризисов.

2. Второй этап — выбор подхода к конфликту.

Существует несколько распространенных стилей разрешения конфликта. Их можно расположить в пространстве относительно двух координат: ориентация на удовлетворение своих интересов и ориентация на удовлетворение интересов второй стороны.

Уклонение (уход)

Стиль, ориентированный на избежание конфликта. Обе стороны не могут удовлетворить свои интересы. Каковы причины использования данного стиля? Слабость собственной позиции, неуверенность в собственных силах, неумение договариваться, для затягивания времени, избежание психологического дискомфорта.

Если вы физически или эмоционально уходите от конфликта (вероятно, из-за опасения конфронтации), то отнимаете у себя возможность принять участие в дальнейшем развитии ситуации.

Уклонение от конфликта может быть разумным шагом, если конфликт не затрагивает ваших прямых интересов, а участие в нем не отражается на его развитии. Такой шаг может быть также полезен, если он привлекает внимание к запущенному кризису. Во всех остальных случаях уход неприемлем.

Уход может толкнуть вашего оппонента на контруход и отказ от участия в совместной выработке решения. Конфликт примет затяжной хронический характер.

Уход может привести к непомерному росту проблемы за время вашего отсутствия.

Избегайте также возможности наказания оппонента своим уходом. Подобная тактика нередко применяется, сознательно или бессознательно, для того, чтобы заставить оппонента изменить отношение к конфликту.

Все нижеперечисленные действия являются формами ухода. Подумайте о том, что происходит, когда вы не согласны с кем-то, и посмотрите, применима ли к вам какая-либо из этих реакций?


Приспособление (подавление)

Этот стиль ориентирован на удовлетворение интересов второй стороны и пренебрежение собственными. Подавление серьезного конфликта означает, что вы не затрагиваете главные спорные вопросы. Если вы храните молчание, оппонент не знает, что с вами происходит.

Мы отказываемся признать наличие конфликта в том случае, если пытаемся поддерживать добрые отношения любой ценой. Причины использования этого стиля — неуверенность в собственных силах, низкая самооценка, желание сохранить отношения, даже ценой собственных интересов. Людей, склонных к данному стилю, окружающие в целом характеризуют как милого, доброго человека, но в то же время, как слабого, поддающегося чужому влиянию.

Подавление может быть разумной тактикой, если конфронтация по поводу незначительных разногласий вносит чрезмерный стресс во взаимоотношения. Иногда конфликты разрешаются сами, т. к. мы продолжаем поддерживать дружеские отношения.

Если в конфликте вы:

  • делаете вид, будто все в порядке;
  • продолжаете действовать, как будто ничего не произошло;
  • миритесь с происходящим, дабы не нарушать покой;
  • ругаете себя за раздражительность;
  • пользуетесь обаянием для достижения нужной цели;
  • молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;
  • подавляете ваши негативные эмоции,
  • значит, вы используете стратегию подавления конфликта.

Конфронтация

Стиль, ориентированный на удовлетворение своих интересов и игнорирование интересов второй стороны. Основной принцип данного стиля: пользуйся своими преимуществами и слабыми сторонами противника.

Для того чтобы реализовать данный стиль, необходимы: соответствующая власть (влияние), ресурсы для борьбы, уверенность в собственной правоте и непогрешимости.

  • Стремитесь доказать, что другой человек не прав.
  • Сердитесь, пока оппонент не передумает.
  • Перекрикиваете собеседника.
  • Применяете физическое насилие.
  • Не принимаете явного отказа.
  • Требуете безоговорочного послушания.
  • Стараетесь перехитрить.
  • Призываете на помощь союзников для поддержки.
  • Требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.

Компромисс

Если в конфликте вы:

Сотрудничество

Воспринимайте конфликт позитивно, а не уходите или подавляйте его. Помните, конфликт — это творческая возможность. Научитесь разрешать конфликты. Успешное разрешение конфликта всегда приносит радость и чувство удовлетворения, высвобождает энергию и помогает развиваться. Успехов!

Сколько людей — столько и мнений, и иногда эти мнения настолько противоположны, что провоцируют непримиримые противоречия. Так возникают бытовые, межличностные, трудовые конфликты. И каждый человек ведет себя в них по-разному. Тактика поведения в конфликтных ситуациях обусловлена тем, что мы хотим получить в итоге. Порой рациональнее принять односторонний проигрыш, кому-то необходимо прийти к обоюдному согласию, а кто-то вовсе не рассматривает иного, кроме стопроцентной победы.

Кроме того, на тактику влияют личностные особенности человека — его характер, темперамент, стиль поведения в обществе. Навыки эффективного общения и общие представления о психологии людей позволяют предотвратить разногласия. Психологи Кеннет Томас и Р. Килменн изучали принципы диагностики, профилактики, предупреждения и разрешения конфликтов. Они выявили 5 основных стилей поведения.


Сотрудничество

Это максимально выгодная стратегия для всех участников конфликта. Она подразумевает выигрыш каждой из сторон без ущемления их интересов. Сотрудничество предполагает дальнейшее взаимодействие с учетом нужд каждого, то есть взаимовыгоду. Основана эта стратегия на конструктивном диалоге, когда каждый спокойно и неэмоционально высказывает собственные желания.

Конкуренция

Такая тактика подразумевает полное удовлетворение собственных интересов в ущерб соперникам. Ее используют, когда чувствуют определенное превосходство — информированность, авторитет, власть, силу. Поскольку конкуренция ущемляет интересы соперников, она ведет к ухудшению межличностных отношений — спровоцирует отдаление и даже может полностью разрушить отношения. Этот стиль поведения, как правило, эмоционально окрашен, для него характерен принудительный тон, использование психологического давления.

Избегание

Проявляется тогда, когда одна из сторон не желает никак сотрудничать, прикладывать усилия для разрешения разногласий. Игнорирование — довольно распространенная тактика, которая в результате приводит к проигрышу всех участников, т.к. ничьи интересы не удовлетворены. Избегание конфликта способно его отсрочить, некоторые люди выбирают это поведение с надеждой, что все само разрешится.

Уступка

Это тоже способ избежать конфликта, но не игнорирование его как такового, а ущемление собственных интересов. Принимая такую стратегию, человек заведомо соглашается на проигрыш, поскольку ставит интересы другой стороны выше своих. Это целесообразно делать, когда польза от такого решения важнее для другой стороны, чем проигрыш — для вас. Часто это поведение применяется для сохранения хороших взаимоотношений.

Компромисс

Все эти методы применимы в определенных ситуациях, их знание позволяет получить максимальную выгоду от сотрудничества, причем не обязательно с полным выигрышем, т.е. удовлетворением собственных интересов. Чтобы правильно пользоваться знаниями, необходима продуктивная работа мозга — аналитические способности и активное мышление позволяют вовремя провести оценку обстановки и выбрать правильную тактику поведения. Тренируйте свой мозг и будьте продуктивны каждый день!

Читайте также: