Инструменты духового оркестра доклад

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Духовой оркестр — это коллектив музыкантов, играющих на различных духовых и ударных инструментах. Музыка для духового оркестра — один из самых любимых народом видов музыкального искусства. Звонкий, многоголосный хор его инструментов производит необыкновенный эффект. Сила воздействия духовой музыки на слушателя проверена самой жизнью, такой оркестр ярко звучит на широких площадях, улицах, парках, во время празднеств, торжественных церемониалов, на народных гуляниях. Отсюда — особый массовый характер музыки.

Вся история развития советского духового оркестра связана со становлением нашего государства, основными этапами его социалистического строительства. Важной была роль духовой музыки во время гражданской войны и довоенных пятилеток, в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Отличительной чертой советских оркестров стало жанровое разнообразие и идейно-художественное богатство их репертуара. Особое место в нем занимают марши и различные танцы. Концертная духовая музыка включает в себя сюиты, рапсодии? баллады, поэмы, фантазии, увертюры и даже симфонии. Звучат на концертной эстраде и многочисленные переложения симфонических произведений классиков и современных композиторов. Ряд сочинений для духового оркестра написали Н. Я- Мясковский, Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян. Большой вклад в расширение репертуара внесли композиторы, плодотворно работающие в жанре духовой музыки. Это Н. П. Иванов-Радкевич, М. Д. Готлиб, Е. П. Макаров, Г. М. Калинкович, Б. Т. Кожевников, Г. И. Сальников.

По составу инструментов современный духовой оркестр делится на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный. Основу малого медного оркестра составляют корнеты, альты, тенора, баритоны и басы. С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов образуется малый смешанный, средний и большой смешанные составы. У каждого оркестра свои художественные задачи. Малый медный оркестр исполняет несложную музыку прикладного характера — танцы, марши и т. д. Смешанные составы могут играть более сложные сочинения.

Поперечную флейту исполнитель держит горизонтально. Это современная оркестровая флейта. Способ извлечения звука заключается в том, что исполнитель направляет струю воздуха на острый край отверстия в стенке ствола, которая, рассекаясь, приводит в колебание заключенный внутри трубки воздушный столб. Получается характерный свистящий звук.

Продольную флейту исполнитель держит в вертикальном положении. Для извлечения звука она снабжена специальным приспособлением, похожим на детские свистульки.

В современной музыкальной практике, особенно среди детей, во многих странах мира получила распространение продольная блок-флейта. Очень легкая в звукоизвлечении, она все шире применяется и в нашей стране для начального обучения в детских музыкальных школах. Обладая приятным тембром, блок-флейта уступает поперечной флейте в глубине и выразительности звука, в динамике, ширине диапазона, в технических возможностях и поэтому в симфоническом, духовом и эстрадном оркестрах не применяется.

Вместе с гобоем, кларнетом и фаготом она образует группу деревянных духовых инструментов. Разновидности флейты часто применяемые в оркестре, — флейта-пикколо (высокая флейта) и альтовая флейта (низкая флейта).

Кларнет вместе с флейтой, гобоем и фаготом входит в группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Он также полноправный член духового и эстрадного оркестров, различных составов камерного ансамбля; используется и как сольный инструмент. Звук на кларнете извлекается с помощью камышовой пластинки — трости, прикрепленной к мундштуку. Вибрируя от дыхания исполнителя, трость вызывает колебания воздушного столба, заключенного в инструменте. Кларнет состоит из следующих частей: мундштука, небольшого промежуточного бочонка, верхнего и нижнего колена, где размещены все отверстия и клапаны самого различного сложного устройства и слегка расширяющегося конусообразного раструба. Изготовляют кларнет из твердых пород выдержанного дерева (гре-надилловое, пальмовое, самшит), а также из эбонита и пластмассы.

Музыкальные образы, создаваемые гобоем, разнообразны. Ему лучше всего удается выразить лирические настроения, простые, чистые чувства, нежную любовь, Покорную жалобу, горькие страдания. Участвует он в героических, воинственных, трагедийных, насыщенных пафосом и драматизмом моментах. Четкость и звонкость в звукоизвлечении на гобое помогает в передаче беззаботного веселья, острой шутки, насмешки, грациозности. Широко известен гобой как инструмент пасторальный, воссоздающий музыкальные картины природы и сельской жизни.

Фагот — самый низкий по звучанию в группе деревянных духовых инструментов. Источник его звука — две особым образом выточенные и связанные ниткой камышовые пластинки. Эта маленькая, хрупкая и недолговечная деталь называется тростью. Трости часто меняют, так как они быстро теряют свои игровые качества.

Создан в 20—30-е гг. XVI в. в Италии. Сначала существовало целое семейство фаготов: дискант-фагот, альт, или тенор-фагот, хорист-фагот, двойной фагот, квартфагот, квинтфагот и, наконец, контрафагот. Со временем эти разновидности отмерли, и сохранился только контрафагот.

Используется фагот в симфоническом, духовом оркестрах, камерно-инструментальном ансамбле и как сольный инструмент.

На таком инструменте можно извлекать всего 5—6 звуков. Поэтому он и называется натуральной трубой.

В основе современной трубы лежит то же устройство. Но в отличие от натуральной у нее особый вентильный механизм, позволяющий получать все ступени хроматической гаммы — 33—35 звуков. Большую роль при извлечении звука на трубе играет наконечник — мундштук. Хорошие его игровые качества в такой же мере важны, как и высокие игровые возможности самого инструмента.

Трубач не имеет перед собой клавиатуры, как, например, пианист. Он должен представить ее в своем воображении, соответствующим образом сформировать губы, подкрепить напором дыхания четкие согласованные действия языка и пальцев. Только после долгих систематических занятий инструмент становится послушным и музыкант может исполнять на нем любое одноголосное, доступное по регистру произведение.

В группе медных духовых инструментов симфонического оркестра труба — самый высокий по диапазону инструмент. Ее голос мы слышим обычно тогда, когда внутреннее напряжение музыки достигает наивысшей точки. Именно она придает звучанию оркестра удивительную торжественность, приподнятость. Труба участвует во многих острых, драматических моментах, в создании героических, волевых и мужественных образов, без нее не обходится ни один батальный эпизод. В то же время труба может играть и очень тихо, мягко. Ее динамический диапазон — от чуть слышного до потрясающе мощного звучания.

В духовом оркестре трубе отводится ведущая роль. Она обычно исполняет первый голос-мелодию. Солистом труба является в эстрадном оркестре, в джазе, в вокально-инструментальных ансамблях.

Выразительные и технические возможности трубы настолько велики, что многие композиторы прошлого и современности посвятили ей концертно-виртуозные сочинения. Это концерты для трубы с оркестром Й. Гайдна, И. Гуммеля, А. Ф. Гедике, С. Н. Василенко, А. Г. Арутюняна, А. Н. Пахмутовой.

Й. Гайдн и В. А. Моцарт стали основоположниками классического концерта для солирующей валторны с оркестром. В партитурах они подчеркнули лирическую певучесть валторны, способность ее к передаче полных юмора и задора образов. В сонате для валторны и фортепьяно Л. Бетховен раскрыл героическое начало в звучании инструмента, его он затем выделил и в симфонических произведениях. В русской классической музыке начиная с М. И. Глинки звучание инструмента было приближено к человеческому голосу, к певучему произнесению музыкальных фраз. Советские композиторы, наследуя классические традиции, интересно и изобретательно используют валторну в своем творчестве. Большой популярностью среди исполнителей всего мира пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра. К многокрасочной палитре инструмента обращались С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян.

Валторна входит в состав симфонического, духового оркестров, в различные камерные ансамбли как сольный инструмент.

Тромбон обладает мощным по динамике, блестящим по тембру, величественным, грозным и мужественным по характеру звуком. Он обычно участвует в эпизодах героического, призывного плана. В певучих, лирических местах звучание тромбона напоминает валторну, но с некоторым оттенком суровости и холодности. Вместе с валторной, трубой и тубой он входит в группу медных духовых инструментов симфонического оркестра. Участвует тромбон в духовом, эстрадном оркестрах, различных камерных ансамблях.

Инструмент состоит из трех частей: раструба, раздвижного механизма и мундштука. Раструб — конусообразная трубка с широким чашеобразным окончанием. В своей узкой части раструб соединяется с раздвижным механизмом. Он состоит из двух неподвижных трубок, на которые надевается U-образная кулиса (цуг). Держа тромбон левой рукой, исполнитель правой передвигает кулису, увеличивая или уменьшая общую длину ствола инструмента и таким образом изменяя высоту звука. Воздух он вдувает через мундштук, прикладывая его к губам ровно, без сильного нажима.

В настоящее время из семейства тромбонов остались две разновидности: тенор и бас. Они различаются лишь тем, что бас-тромбон имеет более широкий раструб и кварт-вентиль, при помощи которого исполнитель может легко извлекать звуки самого нижнего регистра.

В группе медных духовых инструментов (валторна, труба и тромбон) туба является самой низкой по звучанию. Она была сконструирована в 1835 г. в Германии. В современном симфоническом оркестре используется контрабасовая туба. Ее отличает полнокровное, мощное и в то же время мягкое звучание. Длинная коническая труба инструмента свернута в U-образную форму. С одной стороны труба, расширяясь, заканчивается большим раструбом, с другой — узким концом, куда вставляется воронкообразный мундштук. В центре установлен вентильный механизм с четырьмя клавишами.

Одна из разновидностей тубы — бас геликон. Он отличается от нее только тем, что коническая труба инструмента свернута спиралью. Поэтому исполнители надевают геликон на левое плечо. Принципы игры на нем сходны с тубой. Туба — непременный участник духового и эстрадного оркестров.

Духовой оркестр

Духовой оркестр — это группа музыкантов — исполнителей на медных и деревянных духовых и ударных инструментах.

Духовые оркестры давно завоевали сердца слушателей своей яркостью, динамизмом, зрелищностью, да и репертуар их легко узнаваем и понятен каждому — это марши, вальсы, переложения народных мелодий, эстрадных композиций.

Немножко истории

Выступления военных духовых оркестров — это настоящий праздник — сверкающие медью трубы, нарядные мундиры, ритм ударных, красочное дефиле.

На видеоролике ниже — полная запись плац-концерта курсантов московского музучилища в Александровском саду, концерт превосходный — впечатляет мастерство, красочность зрелища и озорство, задор молодых музыкантов, но учтите, концерт длится 20 минут!

Инструменты духового оркестра

  • Деревянные — флейта,гобой, кларнет, фагот, cаксофон.
  • Медные — труба,валторна,тромбон, туба, альт, тенор, баритон, корнет.
  • Ударные — малый барабан, большой барабан, тарелки, литавры, бубен и тамбурин, деревянная коробочка, треугольник, ксилофон и металлофон.

Эти три класса инструментов подразделяются на группы, но их мы рассматривать не будем, чтобы не утомлять читателя излишними подробностями.

Cостав современного духового оркестра:

Бывают духовые оркестры, состоящие из одних медных инструментов, и смешанные, состоящие из всех групп инструментов.
Современный духовой оркестр смешанного типа бывает трех основных видов:

  • малый — 20 исполнителей,
  • средний — 30 исполнителей,
  • большой 42–56 и более исполнителей.

В состав большого духового оркестра входят:

Деревянные инструменты — флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот).
Медные инструменты — валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны,тубы.
Ударные инструменты.

В цикле очерков мы рассказали вам о нескольких инструментах медной группы — трубе, валторне, тубе и тромбоне, о деревянных инструментах -гобое, флейте, саксофоне, о лучших музыкантах-исполнителях на них.
Есть очерк о исполнителе соло на ударных Тарасове.

Нет плохих и неинтересных инструментов — талантливые музыканты прекрасно играют на своем инструменте. Если вам не нравятся звуки какого-либо инструмента, не спешите делать выводы о том, что плох инструмент, возможно, вы слушали, как играют Дети Мухи, способные испортить впечатление от лучшего из инструментов…

У инструментов, как у людей, разные судьбы, одним везет — для них пишут композиторы, им не приходится доказывать свое право солировать, другим это право приходится завоевывать, когда на этом инструменте играет большой Мастер, он талантом и трудолюбием завоевывают право своего инструмента на соло, как это право было завоевано для трубы Тимофеем Докшицером.

Российская фортепианная и струнная школы давно славятся во всем мире, хуже было с духовыми, но сейчас многое изменилось!

В городском саду играет
Духовой оркестр.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест.

Эти строки из песни, написанной еще в 1947 (музыка М.Блантера, стихи А.Фатьянова) — примета ушедшего времени, грустно, но это так!

В наше время услышать духовой оркестр в парке — большая удача, зато есть великолепные фестивали, малые оркестры чаще радуют живой музыкой на корпоративных вечеринках, большие — в концертных залах.
Времена изменились, но духовые оркестры живы!

Валерия
31. 03. 2013
*Автор эпиграфа Виктор Д

Brassband2.jpg

Духово́й орке́стр — оркестр, состоящий из духовых и ударных инструментов.

Содержание

История

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Состав



Как правило составы духовых оркестров изменчивы в отличие от симфонического оркестра, но некоторая унификация здесь есть.

Камерный (Садовый) духовой оркестр имеет 25 - 30 человек: флюгельгорн, 2 корнета, альгорн, 2 теноргорна, баритон-эуфониум, басовую и контрабасовую тубы (8), 4 валторны, 2 трубы (6), 3 кларнета, баскларнет, альт и тенор саксафоны (6), 2 флейты, 1 гобой, 1 фагот (4), 3 ударника и аккордеон (редко арфу, которая на улице не используется из-за размеров).

Малый духовой оркестр - 40-50 человек: 2 флюгельгорна (4 пульта), 2 корнета, 2 альгорна, 2 теноргорна (4 пульта), 2 баритон-эуфониума, 2 тубы (бас и контрабас), 4 валторны, 3-4 трубы, 3-4 тромбона (4 контрабасовый), 7-8 кларнетов, баскларнет, 4 саксафона (сопрано-альт-тенор-баритон), 2 флейты, 2 малых флейты, 2 гобоя, рожок, 2 фагота, 5-7 ударников, арфа, рояль.

Большой духовой оркестр - 70-100 человек: 2 малых флюгельгорна, 2 флюгельгорна (4 пульта), 2 корнета (4), 2 альтгорна (4), 2 теноргорна (4 пульта), 2 баритон-эуфониума, 2 тубы (бас и контрабас - 4 пульта), 8 валторн, 5-6 труб (включая малую и альтовую), 4-6 тромбонов (6 контрабасовый, 5 басовый, 1 альтовый, 3 играет и на басовой трубе), 12 кларнетов, 2 малых кларнета, 2 альтовых кларнета, баскларнет (иногда 2), изредка контрабаскларнет, 6 саксафонов (сопрано, 2 альта, 2 тенора, баритон), 4-6 флейты (4 = альтовая), 2 малых флейты, 3-5 гобоя (3 = амур), рожок, 4 фагота, контрафагот, 10-12 ударников, 4 арфы, 3 клавишника. В такой состав изредка входят басовая флейта, малый и басовый гобои, кларнеты разных строев.

Репертуар

С начала XX века некоторые композиторы обратили внимание на своеобразие состава и звучания духового оркестра и написали для него ряд оригинальных сочинений. Первым произведением такого рода считается Сюита № 1 Es-dur Густава Холста, написанная в 1909 году. Среди других композиторов, писавших для духового оркестра — Николай Мясковский, Игорь Стравинский, Пауль Хиндемит, Алан Хованесс.


Флейта (от немецкого - Flote ), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения - самый примитивный из духовых. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.

Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта (сейчас бы ее назвали блокфлейтой , хотя это был несколько другой инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра. Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра - как раз в то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.

Конечно, невозможно было обойтись и без потерь - в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности. В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая (или piccolo), альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto basso) - последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт - http://www.contrabass.com/pages/flutes.html). Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны - начиная от флейты Пана (сразу вспоминается лейттема из фильма "Однажды в Америке") и заканчивая эдаким мутантом - джазовой флейтой с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).

Флейта по природе звука - жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль ("Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна " Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в "Волшебном стрелке " Вебера)

В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты - 6 симфония Канчели)

Большое собрание ссылок по теме

Нотки для флейты не желаете?

Эээ. это отдельный разговор


Нотки для гобоя не желаете?

Кларнет (от французского clarinette , в свою очередь произошедшего от лат. clarus - ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.

В оркестр его ввели Гайдн и композиторы майнгемской школы и как только он появился среди духовых все композиторы признали его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе и самую известную - №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти все solo, кстати).

В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo) - in A или in Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый - колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части "Симфонических танцев " Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых нижних нот).

Вы будете смеяться, но саксофон (вернее саксофоны - сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон и бас и контрабас) тоже является разновидностью кларнета. Вот их сколько. Он широко распространены в jass- и pop- музыке, для классического оркестра они малоприемлимы, хотя. Бизе, Равель, Гершвин, Рахманинов, Прокофьев.

Фагот (от итальянского fagotto , буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.

Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды , а по музыкальному - на пол-тона .

Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка " Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская "). Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.

Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты " Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс " полезен и употребим в определенном месте.

Читайте также: