Люди как источник научной информации доклад

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОГБОУ СПО УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4

студентка 23 группы

Цухлова Светлана Ивановна

Понятие источника научной информации и его виды…….………………4с.

Документальные источники информации…………………………………..

Основные виды документальных источников информации……………..

Электронные источники информации и работа с ними…………….…. 10с.

Библиографическое оформление источников информации…………….12с.

Цель: Рассказать об источниках научной информации и дать рекомендации по работе с ними.

Дать понятие об источниках научной информации

Предложить классификацию источников научной информации

Дать информацию о видах основных источников научной информации

Дать информацию об электронных источниках

Дать рекомендации по библиографическому оформлению источников информации

В соответствии с этими задачами реферат состоит из 5 частей:

Понятие источника информации и его виды

Классификация источников информации

Основные виды источников научной информации

Библиографическое оформление источников информации

Формулировка собственных выводов

При написании реферата были использованы ресурсы интернета и печатная литература.

1. Понятие источника научной информации и его виды

Источник научной информации – это условное обозначение научного документа или издания, которые служат не только важнейшими источниками, но и средством передачи научной информации в пространстве и времени.
По форме представления источники научной информации можно разделить на документальные (книга, журнал, рукопись и т.д.) и электронные (электронные версии документальных источников, электронные базы, теле,- и аудиопередачи, глобальные информационные сети и др.).
В середине ХХ в. считалось наиболее важным деление научных источников по социальному статусу на опубликованные и неопубликованные, так как идеи и факты признавались введёнными в научный оборот после их опубликования, означавшего широкое распространение и официальную регистрацию соответствующих документов.
Опубликованные документы – это документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку: книги, брошюры, монографии, сборники, тезисы докладов, периодические и продолжающиеся издания, патенты и авторские свидетельства, препринты, стандарты, нормативно-технические документы, прейскуранты, каталоги, авторефераты диссертаций, рекламные издания. Они предназначены для широкого распространения и тиражируются типографским или каким-либо иным способом.
Неопубликованные документы – это документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи: отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, описания алгоритмов и программ, проекты, сметы.
По новизне информации научные источники делятся на первичные и вторичные.
Первичными считаются те документы и издания, в которых преимущественно содержатся новые сведения или новое осмысление известных идей и фактов. К первичным документам и изданиям можно отнести большинство книг (за исключением справочников); брошюры, периодические издания - журналы, газеты и сериальные издания; описания изобретений, стандарты, отчеты, диссертации, переводы. Все разнообразие первичных опубликованных документов зафиксировано в ГОСТе 7.60–2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения.
Вторичными считаются документы и издания, в которых содержатся сведения о первичных документах. Это справочники и энциклопедии, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки.

Вторичные документы выполняют две основные функции:
-оперативно оповещают о появлении первичных документов;
-в сжатом виде излагают основное их содержание.

Они так же, как и первичные, могут быть периодическими, непериодическими, продолжающимися.


2. Документальные источники информации и их основные виды

Характеризуя документальные источники научной информации, необходимо, прежде всего, подчеркнуть их многообразие. Все документальные источники научной информации делятся, прежде всего, на первичные и вторичные. В первичных документах и изданиях содержатся, как правило, новые научные и специальные сведения, во вторичных – результаты аналитико-синтетической и логической переработки первичных документов. Оценка документальных источников информации включает в себя такие критерии, как полнота и достоверность данных, сроки их опубликования, наличие теоретических обобщений и критических материалов, реальность их получения.

Применительно к задачам конкретного поиска каждый из перечисленных источников имеет свои достоинства и недостатки. Не являются здесь исключением даже такие основные их виды, как книги и журнальные статьи. В большинстве случаев любая книга имеет, например, тот недостаток, что за три-четыре года, которые пошли на ее подготовку и издание, содержащиеся в ней данные могли в какой-то степени устареть.

Далеко не идеальным источником информации может считаться и научный журнал. Каким бы узкоспециальным он ни был, тематика его значительно шире, чем конкретные интересы того или иного специалиста, материалы по теме любого произведения всегда рассеяны по громадному количеству журналов.

Нужно помнить о своеобразии такого источника, как труды различных конференций, содержащие сведения о ведущихся исследовательских и опытно-конструкторских работах и их предварительных результатах.

Нужные материалы могут содержаться в специальных технических изданиях, причем некоторые из них, например описания изобретений и авторских свидетельств, содержат не только сведения по определенным техническим устройствам, но могут помочь проследить историю того или иного изобретения или открытия и получить представление о современном направлении научно-технической мысли в какой-то конкретной области.

Характеризуя отдельные виды вторичных документов и изданий, также следует подчеркнуть, что все они различны по своему содержанию и назначению.

Из сказанного нетрудно сделать вывод: насколько важно знать все документальные источники информации в своей области и уметь выбрать те из них, в которых содержатся необходимые для работы данные.

По форме научные документы различают:

текстовые (книги, журналы, рукописи и т.д.);

графические или изобразительные (чертежи, схемы, графики, планы, карты, диаграммы и т.п.);

аудиовизуальные (звукозаписи, кинофильмы, диапозитивы и др.).

3.Основные виды источников научной информации.

.
Научная книга - важнейшее средство обобщения научной информации, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. В научных книгах публикуются теоретические исследования, освещается опыт, достигнутый в тех или иных областях практической деятельности, разрабатываются стратегические проблемы науки, хозяйства и культуры. По некоторым данным ряда стран научные книги составляют примерно от 20 до 25% всех выпускаемых книг.

Материалы конференции - разовый сборник, выпускаемый по итогам конференции (научной, научно-практической, научно-методической и т.п.) и составленный из докладов, выступлений, решений конференции, ее рекомендаций, обращений и других материалов. Содержанием материалов является информация, характер которой обусловливается видом и тематическим профилем конференции и отражает научные решения, идеи, концепции, взгляды, сформированные в результате проработок и исследований на этапе подготовки к конференции и прошедшие на ней коллективное обсуждение и апробацию. Ценность такой информации в том, что она отражает не только согласованные точки зрения и подходы, но и противоречивые, следствием чего может быть проблемная ситуация, требующая новых исследований, поиска новых решений. Назначение материалов конференции - закрепление и распространение информации, подытоживающей научные (научно-практические, научно-методические) достижения на определенное время и оповещение научной общественности о перспективных направлениях дальнейших исследований, практической и методической деятельности в данной области .

Раскроем виды и назначение основных учебных книг, в которых также можно найти научную информацию .

Конспект лекций включает основные положения лекционного курса. Готовится по новой дисциплине или в дополнение к учебнику. Как правило, в нем рассматривают новые проблемы, раскрывают альтернативные решения, характеризуют оригинальные направления развития отрасли.
Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В хрестоматию включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъясняющие тексты, связывающие их с вопросами учебной дисциплины.
Газета - это периодическое издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. В зависимости от типа и назначения газеты имеют разные сроки выхода - от 1 до 7 раз в неделю, различные тиражи и форматы. Газета может выпускаться в течение короткого времени, ограниченного определенным мероприятием - конференцией, фестивалем и т.п. Наряду с основным выпуском, газета может издаваться в расширенном варианте за счет приложений. Газеты могут быть общеполитическими или специализированными, которые освещают отдельные проблемы общественной жизни, науки, техники и других областей деятельности и адресованы определенным категориям читателей.

Журналом – это периодическое журнальное издание, которое содержит статьи и рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Бюллетень - издание, которое выходит оперативно и содержит краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации. Он может быть как периодическим, так и продолжающимся. Периодические бюллетени имеют, как правило, постоянную рубрикацию. Различают бюллетени нормативные, справочные, рекламные, бюллетени-хроники, бюллетени-таблицы, статистические бюллетени.

4.Электронные источники информации и работа с ними


Можно выделить три направления использования Интернета для научной работы: источник информации; средство обмена информацией; место размещения личной информации.

5.Библиографическое оформление источников информации

Библиографические ссылки и список использованной литературы составляют библиографический аппарат научных работ. Эта часть научного труда основывается на библиографическом описании документов.

Библиографическая информация в научном тексте представлена в виде списка использованной литературы и библиографических ссылок.

Оформление библиографической информации опирается на:

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка.

Любая научная работа всегда основывается на результатах предыдущих исследований. Поэтому обязательной структурной частью любого научного произведения является информация об использованных источниках в виде библиографического списка.

В научных произведениях присутствуют различные варианты наполнения библиографического списка: в список включают или всю использованную литературу, или только основную, или только цитированную.

Варианты построения списка литературы

Наибольшее распространение получили четыре варианта построения библиографического списка: систематическое, алфавитное, алфавитно-хронологическое, в порядке упоминания работ.

Систематическое построение списка литературы. В этом случае документы внутри списка распределяются по видам, порядок которых заранее установлен:

официальные издания (конституция, указы, кодексы законов, постановления и распоряжения высших, региональных и муниципальных органов государственной власти РФ; законодательные материалы и другие правовые документы государственных организаций России (до 1917 г.) и зарубежных стран;

источники (перечень давался выше);

научные документы (монографии, сборники статей, учебные пособия, статьи из сборников и научных журналов);

cпециальные виды нормативно-технических документов (государственные стандарты, информационные листы, прейскуранты).

Библиографическое описание содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа. Требования к библиографическому описанию устанавливает ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Библиографическое описание является основной частью библиографической записи. Библиографическая запись может включать также заголовок, термины индексирования (классификационные индексы и предметные рубрики), аннотацию (реферат), шифры хранения документа, справки о добавочных библиографических записях, дату завершения обработки документа, сведения служебного характера.

Формирование заголовка библиографической записи регламентирует ГОСТ 7.80-2000. Формирование классификационных индексов и предметных рубрик - ГОСТ 7.59-2003. Аннотацию (реферат) составляют по ГОСТ 7.9-95.

Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных (в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях - книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, нотные, картографические, аудиовизуальные, изобразительные, нормативные и технические документы, микроформы, электронные ресурсы, другие трехмерные искусственные или естественные объекты; составные части документов; группы однородных и разнородных документов.

Источником информации для составления библиографического описания является документ в целом. Библиографические сведения указывают в описании в том виде, в каком они даны в источнике информации.

Содержимое публикации

Человек как источник информации

Подготовила: педагог дополнительного образования

Бессонова Надежда Андреевна

Одним из методов, который могут использовать журналисты, работающие с человеком как источником информации, является интервью - непосредственном общение с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Однако от обычного общения такая беседа существенно отличается.

Журналист должен быть чётко подготовлен к предстоящему интервью, знать на какие сведения может рассчитывать, приступая к беседе. Чаще всего это следующая информация: фактические данные, знания в той или оной области, мнение по тому или иному поводу, объяснения или комментарии того или иного события (происшествия) имевшего место быть, предложения и прогнозы.

М. Н. Ким выделяет следующие классификации интервью:

· В зависимости от содержания беседы интервью подразделяются на формализованные и неформализованные, первые предполагают чёткое информирование журналиста о факте, в то время как вторые более склоняются к получению обширных сведений о собеседнике;

· По степени интенсивности интервью делятся на короткие, средние и фокусированные, причём каждый из видов применяется в зависимости от целей, преследуемых журналистом.

Естественно, что у каждого журналиста существует определённая тактика ведения интервью. Комбинация разного рода вопросов, их чередование, последовательность, осознанный выбор тех средств общения, которые оказываются в данных условиях наиболее целесообразными, ритм разговора, специальные полемические приёмы, - всё это есть проявления продуманной тактики.

По мнению Г. В. Лазутиной, интервью оказывается вполне удачным, с точки зрения информационной насыщенности, если журналист:

· основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);

· научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;

· владеет достаточным количеством приёмов, способных стимулировать общение.

· истинный журналист должен идти к собеседнику, во-первых, с мыслью, а во-вторых, за мыслью (наши вопросы должны побуждать собеседника думать и говорить);

· чтобы беседа была плодотворной, собеседник как минимум должен быть в ней заинтересован. В самом деле, журналист может задавать вопросы и по обязанности, но получать на них ответы он может только при желании собеседника;

· сам журналист как личность должен быть интересен собеседнику.

Каждому журналисту приходиться выступать в роли интервьюера, расспрашивать людей, вести беседы, без которых редко обходится подготовка материала. На мой взгляд, интервью - это самый субъективный источник информации. Но в этом заключается его положительное свойство - возможность услышать иной взгляд на проблему, оценить ситуацию с другой точки зрения. В своих публикациях, касающихся тем проблемного характера, я всегда стараюсь изложить, как минимум, две точки зрения (т.е. провести два интервью). Мне кажется, это дает читателю возможность рассуждать, делать самостоятельные выводы и становиться на сторону обвинителя или обвиняемого без давления со стороны автора материала.

Довольно часто в СМИ проводится массовое анкетирование. Это метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики по тому или иному поводу с помощью устного опроса многих лиц. Главная трудность для журналиста здесь заключается в формулировке вопросов, которые позволяли бы получить от опрашиваемых не отговорку, а ответ по существу.

Грамотность составления вопросника - это первейшие условие надёжности полученных в результате сведений. Целесообразной является предварительная консультация с социологом по этому поводу, особенно если предмет изучения сложный и требует от составителя анкеты высокой квалификации.

У опросов и анкетирования очень большие возможности - с их помощью можно получить ответ на любой вопрос (конечно, если вопрос правильно задан). Однако это достаточно субъективный источник информации, поскольку у каждого человека существуют индивидуальные особенности восприятия, избирательность внимания и свойств памяти.

Оценить 728 0

Человек как источник информации

Подготовила: педагог дополнительного образования

Бессонова Надежда Андреевна

Одним из методов, который могут использовать журналисты, работающие с человеком как источником информации, является интервью - непосредственном общение с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Однако от обычного общения такая беседа существенно отличается.

Журналист должен быть чётко подготовлен к предстоящему интервью, знать на какие сведения может рассчитывать, приступая к беседе. Чаще всего это следующая информация: фактические данные, знания в той или оной области, мнение по тому или иному поводу, объяснения или комментарии того или иного события (происшествия) имевшего место быть, предложения и прогнозы.

М. Н. Ким выделяет следующие классификации интервью:

· В зависимости от содержания беседы интервью подразделяются на формализованные и неформализованные, первые предполагают чёткое информирование журналиста о факте, в то время как вторые более склоняются к получению обширных сведений о собеседнике;

· По степени интенсивности интервью делятся на короткие, средние и фокусированные, причём каждый из видов применяется в зависимости от целей, преследуемых журналистом.

Естественно, что у каждого журналиста существует определённая тактика ведения интервью. Комбинация разного рода вопросов, их чередование, последовательность, осознанный выбор тех средств общения, которые оказываются в данных условиях наиболее целесообразными, ритм разговора, специальные полемические приёмы, - всё это есть проявления продуманной тактики.

По мнению Г. В. Лазутиной, интервью оказывается вполне удачным, с точки зрения информационной насыщенности, если журналист:

· основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);

· научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;

· владеет достаточным количеством приёмов, способных стимулировать общение.

· истинный журналист должен идти к собеседнику, во-первых, с мыслью, а во-вторых, за мыслью (наши вопросы должны побуждать собеседника думать и говорить);

· чтобы беседа была плодотворной, собеседник как минимум должен быть в ней заинтересован. В самом деле, журналист может задавать вопросы и по обязанности, но получать на них ответы он может только при желании собеседника;

· сам журналист как личность должен быть интересен собеседнику.

Каждому журналисту приходиться выступать в роли интервьюера, расспрашивать людей, вести беседы, без которых редко обходится подготовка материала. На мой взгляд, интервью - это самый субъективный источник информации. Но в этом заключается его положительное свойство - возможность услышать иной взгляд на проблему, оценить ситуацию с другой точки зрения. В своих публикациях, касающихся тем проблемного характера, я всегда стараюсь изложить, как минимум, две точки зрения (т.е. провести два интервью). Мне кажется, это дает читателю возможность рассуждать, делать самостоятельные выводы и становиться на сторону обвинителя или обвиняемого без давления со стороны автора материала.

Довольно часто в СМИ проводится массовое анкетирование. Это метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики по тому или иному поводу с помощью устного опроса многих лиц. Главная трудность для журналиста здесь заключается в формулировке вопросов, которые позволяли бы получить от опрашиваемых не отговорку, а ответ по существу.

Грамотность составления вопросника - это первейшие условие надёжности полученных в результате сведений. Целесообразной является предварительная консультация с социологом по этому поводу, особенно если предмет изучения сложный и требует от составителя анкеты высокой квалификации.

У опросов и анкетирования очень большие возможности - с их помощью можно получить ответ на любой вопрос (конечно, если вопрос правильно задан). Однако это достаточно субъективный источник информации, поскольку у каждого человека существуют индивидуальные особенности восприятия, избирательность внимания и свойств памяти.


В статье поговорим о научной информации. Мы узнаем, какой она бывает, какие есть источники ее получения и каким образом она собирается и анализируется. А также ознакомимся с особенностями поиска научной информации.

Что это такое?

Начнем непосредственно с определения. В современных источниках довольно много разнообразных толкований термина информации, которые лишь частично отображают общий подход к трактовке. Рассмотрим основные толкования.

электронная библиотека elibrary

Виды научной информации

Есть несколько основных видов информации, которые классифицируются по методам ее отображения, шифрования или хранения. Рассмотрим основные:

  • Графическая - это информация, которая изначально передавалась в виде каких-то схем на скалах, а потом преобразовалась в полотна, чертежи, фотографии. Этот вид подразумевает, что все данные и сведения отражаются в изобразительном виде.
  • Звуковая – это та информация, которая передается или хранится при помощи звукозаписывающих устройств. Отдельным ее видом является музыкальная информация, которая позволяет кодировать данные с помощью определенных символов, что практически приравнивает ее по эффективности к звуковой информации и графической.
  • Текстовая, для которой используется способ кодирования с привлечением речи человека. Мы оперируем буквами и различными символическими группами для отражения того, что хотим сказать. Этот вид информации приобрел максимальное развитие после того, как была изобретена возможность печатания книг и появилась бумага.
  • Числовая - это современный вид информации, который все измеряет м представляет в виде чисел. Она наибольшего своего пика достигла во время расцвета торговых отношений, денег и экономики. Так же, как и для текстовых данных, здесь требуется особые методы кодирования. Оперирующими символами являются цифры.
  • Видео — это такой способ хранения информации, который использует определенные носители. Особенность метода в том, что он позволяет фиксировать как бы живые картины.

Другие виды

Также есть и другие виды, которые человечество до сих пор не может определенным образом кодировать или хранить. К ним относится тактильная информация, которую можно передать только посредством ощущений, но которую нельзя закодировать и передать еще кому-то в первоначальном виде. Также есть органолептическая информация. Она заключается в том, что мы можем передавать определенные посылы при помощи запаха и вкуса.

Также для передачи данных на какие-то расстояния использовались световые приборы. Световые сигналы позволяли военным передавать особо важные данные на другие объекты. После того, как было изобретено электричество, передача сигнала стала возможна по проводам. Это значительно облегчило коммуникацию. Позднее стали использоваться радиоволны.

научный центр

Кто стоял у истоков?

Его мысли подкрепились после того, как появились компьютеры, ведь они и были тем средством, которое позволяло обрабатывать числовую информацию. Но уже гораздо позже, когда компьютеры широко распространились и заполонили весь мир, они стали использоваться не только для обработки, но и для сохранности, движения, нахождения любого типа данных. При этом изначально для сохранности использовались ленты, магнитные диски, лазерные диски, флеш-память. Естественно, эти способы постепенно прогрессировали, и на сегодняшний день мы почти не пользуемся перечисленными носителями. На смену им пришли вместительные карты памяти, которые способны хранить терабайты данных.

источники научной информации

Особенности современных данных

Функции обработки информации, заключающиеся в том, что она воспроизводится, преобразовывается, передается и записывается, возложены на процессор компьютера. Мы затрагиваемые этот вопрос потому, что технологии на сегодняшний день прогрессируют огромными шагами, и, чтобы проследить историю научной информации, следует обратиться к истокам. Кстати, недавно исследователи пришли к выводу, что нужно выделить информацию из Сети в отдельный подвид. Ведь для ее обработки и движения используются совершенно невообразимые объемы и мощности.

Источники

Источники научной информации — это носители, которые содержат определенные сведения. К основным источникам относят диссертации, рукописи, отчеты о каких-либо исследовательских работах, конструкторские разработки, переводы, обзоры и аналитические материалы. Все перечисленное является документальными источниками, которые делятся на первичные и вторичные.

К первичным документам относят материал, содержащий в себе основную информацию, которая передает непосредственно суть результатов научных исследований. Вторичные документы рассказывают о том, как полученная исследователями информация была проанализирована, какие логические связи были найдены и т. д. Вторичные документы выполняют всего лишь две функции. Они позволяют оперативно получить данные о каком-либо процессе или событии, а также позволяют в сжатом виде изучить основные тезисы.

обработка научной информации

Классификация источников

Основные виды источников:

  • Монография — это книжное издание, которое содержит в себе полнейшее рассмотрение определенного процесса или явления. Чаще всего пишется коллективом авторов.
  • Автореферат– это брошюра, которая содержит в себе основные мысли о проведенном исследовании. Также бывает автореферат диссертации, который представляет собой тезисное содержание диссертационной работы, написанной для получения ученой степени.
  • Препринт — это работа, содержащая некоторые данные, которые еще не были опубликованы, но скоро будут напечатаны для общественности.
  • Сборник трудов – это сборник, в котором содержатся основные материалы по исследованиям, проводимым по той или иной теме.
  • Материалы по конференции собрания – это непериодические сборники, которые содержат в себе результаты того или иного научного события.
  • Тезисы – это краткое изложение основной информации по тому или иному вопросу, которое содержит в себе еще не опубликованные материалы.
  • Научно-популярные издания – это издание, содержащее ряд экспериментальных и теоретических вопросов, поданных в доступной для рядового читателя форме. Примером сборника таких трудов является электронная библиотека ELibrary. Здесь каждый сможет отыскать ответ на любой интересующий вопрос, обоснованный с научной точки зрения. Электронная библиотека ELibrary дает возможность любому человеку окунуться в мир науки и осознать основные тезисы и идеи, не углубляясь слишком глубоко.

научно техническая информация

Классификация

Рассмотрим разнообразные классификации, которые позволяют нам сортировать информацию. Отметим, что типология важна при сборе научной информации, ведь без нее получится хаос.

Итак, распределение по назначению:

  • Массовая. Это информация, которая содержит в себе обычные, но важные для населения сведения. Она оперирует простым языком и простыми понятиями, которые понятны большинству.
  • Специальная. Она заключается в специфическом наборе данных, недоступных большей части людей. Но эта информация предназначается для узких кругов профессионалов.
  • Секретная. Для хранения и передачи информации работают огромные центры. Эти данные передается только небольшому числу людей по полностью защищенным каналам. Специальные научные центры обеспечивают полную секретности и недоступность этих данных для основных масс населения.
  • Личная, или приватная, информация – это сведения об определенном человеке, которые обладают приватным характером.

Анализ

Анализ научной информации происходит после того, как все данные были собраны и обработаны. После анализа информацию классифицируют по таким признакам:

  • Актуальная. Это информация, которая наиболее важна именно в настоящем моменте.
  • Достоверная. Информация, которая получена объективными методами и не содержит в себе определенную долю искажений.
  • Понятная. Это информация, которая передается в таком языке кодирования, который понятен адресату.
  • Полная. Это информация, которая представлена во всем объеме, может использоваться для принятия серьезных глобальных решений.
  • Полезная. Степень полезности определенных данных определяется конкретными субъектами, которые их получают и используют по назначению.

Также отметим, что обработка научной информации невозможна без ее классификации на ложную и истинную. Так, на этапе отделения ложных данных от истинных проводится очень много дополнительных исследований. Это очень важно, так как если допустить ошибку, то будут искажены конечные результаты исследований.

поиск научной информации

Научно-техническая информация

Она состоит из данных, которые используются в научных и технических целях. Другими словами, она необходима для развития научно-технического прогресса. Ее важность в мире огромна, так как нехватка приводит к тому, что многие исследования дублируются. Это говорит о том, что ученые тратят лишнее время, чтобы найти те закономерности и особенности, которые ранее были исследованы и изучены другими учеными. Отметим, что количество повторных экспериментов в некоторых областях достигает 65 %. Кроме того, что это потеря времени, это также потеря миллиардов долларов каждый год.

В нашей стране информационные ресурсы науки и техники формирует Государственный комитет по технологиям и науке, который был создан в 1960-х годах. Это система включает в себя огромное количество специальных организаций и служб, которые активно функционируют.

Обработка

Обработка научной информации чаще всего заключаются в чтении источников, о которых мы говорили выше. Учебники, монографии, научные статьи – все это позволяет нам узнать желаемую информацию. Поэтому очень важно акцентировать свое внимание на жанре книги и ее содержании. Также перед изучением стоит обратить внимание на оглавление для того, чтобы детально ознакомиться и понять структуру книги. Это позволит понять автора и кратко рассмотреть круг проблем, которые он будет исследовать.

сбор научной информации

Чтение

При изучении научной литературы стоит помнить, что есть разные виды чтения, выбор которых зависит от первоначальных целей вашего исследования. Перечислим:

  • Ознакомительное чтение, которое характеризуется беглым и частичным ознакомлением с материалом и необходимо для того, чтобы сфокусировать внимание на основных мыслях, идеях и постулатах.
  • Скоростное чтение, которому следует обучаться отдельно со специалистом, позволяет изучать сразу весь материал, но делать это довольно быстро, при этом осмысливая каждый абзац.
  • Аналитическое чтение, которое чаще всего используют ученые при изучении важных материалов.

Подвиды

Аналитическое чтение имеет несколько подвидов:

  • Фиксирующее. Оно заключается в том, что изучается полностью весь текст, с обращением особого внимания на ссылки и сноски.
  • Разъяснительное. Оно заключается в том, что непонятная информация уточняется при помощи справочников или консультантов, которые позволяют понять все сложные моменты.
  • Критическое. Его суть в том, что мы не просто изучаем материал, а пытаемся его анализировать, исследовать источники, сопоставлять свою позицию и мысли автора.
  • Творческое. Оно основывается на том, что по ходу чтения вы формируете свой взгляд на проблему, пытаясь создать оригинальный подход к вопросу.

Подводя итоги отметим, что информация бывает очень разной. Тщательно подходите к ее изучению и обращайтесь в научные центры, если понадобится.

Гост

ГОСТ

Источник информации — это объект, идентифицирующий происхождение информации.

Существуют три типа источников информации:

  • Предметно-вещевая среда;
  • Документальные источники;
  • Человек.

Документальные источники информации

Сегодня понятие документа употребляется в двух смыслах. В более широком смысле документ – это материальный носитель информации. В узком смысле документом называется юридически закрепленная бумага, которая утверждает за ее владельцем право на что-либо или подтверждает какой-либо факт.

Рассматривая документ в качестве информационного источника в журналистике, внимание останавливают только на узком смысле этого понятия. Но, как отмечает Г. В. Лазутина, актуальными для журналистики являются оба значения, и деловая бумага – это только один из множества видов документальных источников, которые попадают в сферу журналистского внимания.

Общение журналиста с таким типом источником начинается с их поиска. Для работы с документами необходим высокий уровень документоведческой, библиографической грамотности и представление о видах и типах документов. Документы по сфере функционирования делятся на:

  • Производственно-административные;
  • Государственно-административные;
  • Общественно-политические;
  • Справочно-информационные;
  • Нормативно-технические;
  • Научные;
  • Художественные.

По сферам обращения документы делятся на:

  • Документы общественных организаций;
  • Производственные документы;
  • Бытовые документы.

Производственные документы – это совокупность текстов, обеспечивающих информационное обслуживание производственной сферы трудовых коллективов, нужды управления в производственных и государственных сферах.

Какого-либо нормативного акта или ведомственных инструкций, четко регламентирующих порядок доступа журналиста к ним, не существует. Поэтому часто представители прессы сталкиваются с отказами официальных лиц в представлении необходимых документов. Журналистам приходиться искать обходные пути.

Готовые работы на аналогичную тему

Такая же ситуация и с документами общественных организаций. Документы общественных организаций – это тексты, которые обеспечивают информационное обслуживание деятельности движений, партий, объединений. Представители пресс-службы в большинстве случаев после запроса журналистами таких сведений просят ограничиться предоставленными данными. Поэтому нередко журналист, стремясь выполнить свой долг, идет на большой риск, пытаясь добыть информацию не совсем законным путем.

Бытовые документы – это совокупность официальных или личных материалов, обеспечивающих информационное обслуживание людей в быту.

При работе с такими документами самым сложным является их поиск. Большинство документов не подлежит учету. Кроме этого, они являются личной собственностью человека, и предоставить их или нет решает только владелец.

Работа с документальными источниками информации предполагает их обязательную проверку на подлинность, определение достоверности и надежности содержащихся в них данных.

Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации

Предметно-вещевая среда – это обстановка, которая окружает человека. вещи и предметы способны иногда рассказать о событиях не меньше, чем человек. Главная сложность – где найти эти источники.

Человек как источник информации

Человек, с одной стороны, является участником или свидетелем происходящих событий, поэтому он выступает в роли носителя информации об этих событиях. А с другой стороны, человек является держателем информации о себе, о своем внутреннем мире. Также человек выступает в роли транслятора информации, полученной им от других.

Особенностью такого источника информации является то, что он может открыться для журналиста, а может не открыться. Человек – существо социальное, и он самостоятельно программирует свое поведение. Данный факт необходимо учитывать каждому журналисту, который собирается работать с этим источником информации.

Львиную долю информации журналист получает в интервью. Журналисту следует тщательно подготовиться к предстоящей беседе, он должен четко представлять, на какие сведения может рассчитывать.

Профессиональный журналист должен уметь пользоваться всеми видами источников информации.

Читайте также: