Принципы политики обеспечения глобальной безопасности доклад

Обновлено: 02.07.2024

Глобальная безопасность — вид безопасности для всего человечества, т.е. защита от опасностей всемирного масштаба, угрожающих существованию людского рода или способных привести к резкому ухудшению условий жизнедеятельности на планете.

Важными направлениями укрепления глобальной безопасности являются: разоружение и контроль над вооружениями; защита окружающей среды, содействие экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран; эффективная демографическая политика, борьба с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков; предотвращение и урегулирование этнополити- ческих конфликтов; сохранение культурного многообразия в современном мире; обеспечение соблюдения прав человека; освоение космоса и рациональное ис-пользование богатств Мирового океана и т.п. Обеспечение глобальной безопасности неразрывно связано с ослаблением давления глобальных проблем на мировое сообщество. Глобальные проблемы современности — это такие проблемы планетарного масштаба, которые затрагивают в той или иной мере жизненно важные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого жителя планеты; они выступают в качестве объективного фактора развития современной цивилизации, приобретают чрезвычайно острый характер и угрожают не только позитивному развитию человечества, но и гибелью цивилизации, если не будут найдены конструктивные пути их решения, и требуют для своего решения усилий всех государств и народов, всего мирового сообщества.

Глобальные проблемы характеризуются планетарными масштабами проявления, большой остротой, комплексностью и взаимозависимостью, динамизмом. В этом контексте ученые ведут речь прежде всего о сохраняющейся опасности возникновения ядерной войны, сохранении мира во всем мире, охране окружающей среды, этнополитической, энергетической, сырьевой, продовольственной и демографической проблемах, мирном освоении космоса и богатств Мирового океана, преодолении экономического отставания многих освободившихся стран, ликвидации опасных болезней и т.д.

Глобальная проблематика занимает важное место в повестках дня Генеральной Ассамблеи ООН, в деятельности ее специальных учреждений. Для ос-

мысления и изучения политических аспектов глобальных проблем современности по инициативе ООН были созданы несколько авторитетных комиссий, которые представили свои заключительные доклады на рассмотрение Генеральной Ассамблеи Объединенных Наций. Так, одним из результатов Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де- Жанейро, стало создание Комиссии по сбалансированному развитию — межправительственного органа в составе 52 человек, превратившейся сейчас в системе ООН в центр согласования и координации программ, осуществляемых различными учреждениями ООН. Но Комиссию не следует рассматривать просто как административный координирующий орган, она существует для обеспечения общего политического руководства в сфере сбалансированного развития, в частности в выполнении Программы-21 (Программы XXI века), принятой в Рио-де- Жанейро. В самом общем виде рекомендации этой программы можно свести к нескольким генеральным направлениям: борьба с бедностью; снижение ресур- сопотреоления современной техносферой; сохранение устойчивости биосферы; учет природных закономерностей в принятии решений, относящихся к политической, экономической и социальной сферам.

Глобальная безопасность имеет всеобщий и всеобъемлющий характер. Всеобщность означает, что глобальная безопасность обеспечивается согласованными усилиями всех членов мирового сообщества. Всеобъемлющий характер безопасности связан с тем, что ее достижение возможно лишь при учете всех кризогенных факторов мирового развития и принятии мер, способствующих поддержанию состояния устойчивости и стабильности всех жизнеобеспечивающих систем современной цивилизации.


Статья посвящена вопросам обеспечения международной безопасности и роли международного права в сфере обеспечения международной безопасности. Рассматривается вопрос о важности и эффективности международного права в регулировании международных отношений. Эффективность международного права как права всеобъемлющей безопасности и коллективной ответственности государств перед человечеством предполагает конструктивное сотрудничество участников международного общения.

Ключевые слова:безопасность, международная безопасность, международное право, сила права, сотрудничество.

Международная безопасность — система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решения спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы [1, c. 550].

Реальное проявление системы национальной безопасности любого государства представляют собой национальные ценности, интересы и цели, угрозы и опасности, политика обеспечении национальной безопасности, принципы, пути и способы ее реализации [4, c. 76].

Международная безопасность также рассматривается как миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития государств и иных субъектов международного права. В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повышение материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина.

Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова. Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности. Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты [6, c. 390]. Между тем, Р. Ульман указывал, что неправильное (узкое) понимание безопасности приводит к множеству отрицательных последствий. В частности, государства акцентируют внимание лишь на военных особенностях и не учитывают при этом других преследующих проблем. В последующем это приводит к тому, что военная составляющая приводит к тотальности международных отношений и тем самым снижает международная безопасность [7, c. 74].

В настоящее время все большую популярность обретает международная безопасность в широком смысле и рассматривается комплексно. Необходимость комплексного изучения обусловлено сочетанием знаний в различных областях наук, таких как международные отношения, мировая политика, военные науки и международное право. Каждая из этих наук имеет свою специфику, логику, научный аппарат, собственную терминологию. Вторжение исследователей международных отношений и мировой политики, например, в область сравнительного анализа тактико-технических характеристик вооружений почти неизбежно вызывает скепсис со стороны военных и технических специалистов относительно недостаточной глубины познаний ученых-гуманитариев. С другой стороны, попытки военных и технических специалистов по вооружениям анализировать проблемы международной безопасности по узкопрофессиональным алгоритмам вне международного политического и правового контекста могут привести к серьезным искажениям логики развития мировых политических процессов. Нередко первое знакомство с военными или политико-правовыми компонентами международной безопасности порождает самонадеянную уверенность в простоте и очевидности закономерностей, лежащих в их основе. Часто это приводит к тому, что гуманитарии и военные не понимают друг друга, нередко приходят к разным выводам.

Объективно подмечено, что при анализе проблем международной и национальной безопасности крайне важно сформировать синтезированный междисциплинарный военно-гражданский подход к рассматриваемым проблемам. Это требует определенных усилий и необходимости понимания логики каждой из дисциплин, изучающих проблемы обеспечения безопасности. Здесь примером могут служить формулирование таких документов, как концепция национальной безопасности, доклады международных организаций по вопросам международной безопасности, где гармонично сочетаются военный и гражданский подходы [5, c. 27].

В настоящее время безопасность все больше приобретает международный характер. Это обусловлено нынешним положением в мире, когда безопасность одной страны не может остаться без внимания других государств, а также не может не повлиять на их положение.

Эффективность международного права как права всеобъемлющей безопасности и коллективной ответственности государств перед человечеством предполагает конструктивное сотрудничество участников международного общения в решении двух основных задач. Первая из них связана с обеспечением функционирования того механизма поддержания мира, которым международное сообщество уже располагает, вторая — с выработкой новых правовых норм [9, с. 166].

Обеспечивая свое первенство в определении коллективной политики органа безопасности, любая система коллективной (международной) безопасности имеет лидера (их может быть несколько). И это обеспечение происходит, главным образом, за счет своей экономической или военно-политической мощи. Страна-участница международной организации стремится через это участие к достижению, прежде всего, собственной национальной безопасности, поэтому направленность политики международного союза во всех областях международной и национальной безопасности отвечает национальным интересам своего лидера [2, c. 290].

Основным моментом в обеспечении международной безопасности является сотрудничество между субъектами международного права. Так, немаловажным является сотрудничество Республики Казахстан и Европейского союза. Казахстан с Европейским союзом сближает общая заинтересованность в области региональной и международной безопасности, экономики, социального и культурного развития и других областях. Правильно установлено, что Европейский союз — это союз равноправных и независимых государств, и учитывая это, Республика Казахстан строит двухуровневую систему отношений: с союзом в целом и с каждым государством в отдельности. При этом оба уровня взаимодополняют друг друга, что находит отражение в различных подписанных соглашениях и реализованных проектах.

Сотрудничество в сфере безопасности опирается на основные принципы Европейской политики соседства (ЕПС), предусматривающие налаживание тесного политического диалога, включая борьбу с терроризмом, нераспространение и мирное решение региональных конфликтов, а также тесное сотрудничество в сфере правосудия и внутренних дел в целом, соответствует стратегическим целям и национальным интересам РК [11, c. 24].

4. Приоритеты национальной безопасности в условиях глобализации / Е. Б. Жатканбаев, К. И. Байзакова, Г. Т. Куренкеева и др.; Отв.ред. Е. Б. Жатканбаев. — Алматы: Қазақ университеті, 2006. — 330 с.

5. Международная безопасность: учебное пособие для вузов /В. М. Кулагин. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 319 с.

6. Международное публичное право: учеб. / Л. П. Ануфриева, Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов (и др.); отв. ред. К. А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 784 с.

7. Галымжанулы Е. Основные теоретические направления (подходы) к изучению международной безопасности (Текст) // Сардар. — 2010. — № 1(6) — с. 69–73

8. Кулжабаева Ж. О. Теоретические вопросы международно-правового обеспечения экономической безопасности. // Вестник Института законодательства РК. — 2007 № 3 с. 49–54.

9. Международное право (Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов). Учебник. Общая часть. М.: ТК Велби, Проспект, 2005 г.

10. Биекенов М. А. Национальная и международная безопасность: реалии и вызовы: Учеб.пособие. — Астана: Акад. гос. упр. при Президенте РК, 2008. — 229 с.

11. Байзакова К. Сотрудничество Республики Казахстан и Европейского Союза в области региональной безопасности. // Analytic: — 2011. — № 5. — с. 23–29

12. Кулжабаева Ж. О. Методологические и теоретические основы правового исследования экономической безопасности // Мемлекеттік басқару және мемлекеттік қызмет = Государственное управление и государственная служба. — 2009 — № 1. С. 73–81.

Основные термины (генерируются автоматически): международная безопасность, национальная безопасность, Казахстан, безопасность, государство, Европейский союз, Международное сообщество, обеспечение, сфера обеспечения, Современная эпоха.

Гост

ГОСТ

Понятие и сущность международной безопасности

Международная безопасность – это система международных отношений, базирующаяся на соблюдении всеми странами общепризнанных норм и принципов международного права и исключающая решение разногласий и спорных вопросов между государствами посредством угроз или применения силы.

Иначе международную безопасность можно определить как особое состояние международных отношений, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность мирового сообщества, стабильное развитие и сотрудничество стран, народов, международных объединений, а также надежную защиту жизненно важных интересов каждого из них от возникающих на мировой арене угроз. Так или иначе, она призвана гарантировать сохранение суверенитета каждой страны, внешнего и внутреннего. В то же время она исключает нарушение всеобщего мира и создание в какой бы то ни было форме угроз безопасности народов.

Основными принципами международной безопасности считаются:

  • обеспечение равной безопасности для всех стран;
  • утверждение мирного сосуществования как универсального принципа межгосударственных отношений;
  • безусловное уважение суверенных прав всех народов;
  • искоренение апартеида, геноцида и проповеди фашизма;
  • выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма;
  • создание действенных гарантий в гуманитарной, экономической, политической и военной областях;
  • справедливое политическое урегулирование региональных конфликтов и международных кризисов;
  • установление нового экономического порядка, обеспечивающего для всех стран равную экономическую безопасность;
  • исключение их международной практики всех форм дискриминации;
  • недопущение космической гонки вооружений;
  • прекращение испытаний ядерного оружия и его полная ликвидация.

Готовые работы на аналогичную тему

Международная безопасность, обеспечиваемая совместными усилиями стран в глобальном и/или региональном масштабах, иначе называется коллективной безопасностью. Ее ключевыми элементами выступают наличие группы стран, объединенных общей целью (защита своей безопасности), с одной стороны, и система военно-политических мер, нацеленных против потенциального агрессора или противника – с другой стороны. Механизм коллективной безопасности, функционирование которого закреплено Уставом ООН, является неотъемлемой частью международной безопасности.

Уровни международной безопасности

Международная безопасность имеет сложную иерархическую структуру. В зависимости от масштабов проявления выделяют три основных ее уровня (рисунок 1).

Рисунок 1. Уровни международной безопасности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Представленная типология определяется, в первую очередь, пространственными категориями геополитической теории, такими как государственная территория, геополитические и геостратегические регионы, а также мировое геополитическое пространство. Рассмотрим их более подробно.

Под государственной территорией понимается часть земного шара, суверенитет над которой осуществляет определенная страна. В данном случае государственной власти в пределах ее территории присуще верховенство и независимость от прочих сил и обстоятельств. На практике, однако, все бывает несколько иначе – государственному суверенитету присущи определенные ограничения, накладываемые на него взаимодействиями страны с иными субъектами международных отношений.

Геостратегический регион формируется вокруг одного либо нескольких государств, которые играют ключевую роль в мировой политике. По сути, он представляет собой довольно большое пространство, в которое кроме территорий самих регионообразующих стран входят также зоны их контроля и влияния. Обычно число таких регионов ограничено. Все они состоят из геополитических пространств меньшей величины, т.е. из геополитических регионов.

Под геополитическим регионом следует понимать часть геостратегического региона, которая отличается более устойчивыми и тесными политическими, экономическими и культурными связями. В сравнении с геостратегическим регионом он более ограничен и контактен.

Мировое геополитическое пространство включает в себя все страны, регионы и объединения, так или иначе участвующие в системе международных отношений.

Ключевые модели международной безопасности

В настоящее время в научной литературе существует множество различных моделей международной безопасности. Все их множество подлежит определенной классификации. В зависимости от числа субъектов, входящих в систему международной безопасности, выделяют четыре модели ее построения:

Из всех выше перечисленных моделей для современного российского внешнеполитического мышления наиболее характерна ориентация на многополярную модель построения основ международной безопасности.

Данный подход к структуризации моделей международной безопасности не является единственным. Так, в зависимости от характера отношений между участниками систем международной безопасности выделяют три модели ее построения – коллективную, всеобщую и кооперационную.

Право международной безопасности

Понятие права международной безопасности.

Право международной безопасности — это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и иных субъектов международного права в военно-политической сфере в целях обеспечения мира и международной безопасности.

Под международной безопасностью понимается мировой порядок, исключающий нарушения территориальной целостности, суверенитета и независимости государств и гарантирующий условия устойчивого и стабильного развития мирового сообщества. Обеспечить безопасность в современном мире исключительно силовыми средствами невозможно, и это крайне неэффективная стратегия.

Кроме военной безопасности необходимо обеспечивать экономический, социальный, экологический, информационный и другие аспекты безопасности. При этом состояние безопасности обеспечивается не только защитой от угроз, но их нейтрализацией за счет механизмов мирного сотрудничества и взаимодействия в самых разных сферах государственной деятельности, жизни гражданского общества.

История права международной безопасности.

Основой права международной безопасности является система норм международного публичного права, призванных исключить силовые формы разрешения спорных вопросов в отношениях между государствами.

Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение правил применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий.

Принятый в 1919 г. Статут Лиги Наций оказался более прогрессивным документом с точки зрения международного права – он предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

Источники права международной безопасности.

Основным источником права международной безопасности является Устав ООН. Наряду с ним важное место в комплексе источников данной отрасли международного права занимают двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира и международной безопасности. Среди них выделяются следующие категории:

  1. Договоры, сдерживающие гонку вооружений и наращивание оружия массового уничтожения:
    • Договор об Антарктике 1959 года;
    • Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года;
    • Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года;
    • Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1970 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении 1971 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года;
    • Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года;
  2. Договоры по вопросам ядерной безопасности:
    • Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1995 года.
  3. Договоры, направленные на поддержание международного мира и безопасности:
    • Определение агрессии 1974 года;
    • Международный кодекс поведения в отношении поставок оружия 2000 года.
  4. Договоры по борьбе с терроризмом:
    • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года;
    • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года;
    • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года;
    • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года;
    • Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года.

Среди источников права международной безопасности большое значение имеют акты регионального характера, принятые в развитие положений Устава ООН. В регионе Евразии международно-правовые акты создаются в первую очередь в рамках международных организаций по проблемам безопасности, таких как НАТО, ОБСЕ, ОДКБ и др.

Право международной безопасности - система коллективной безопасности

Принципы права международной безопасности.

Основу отрасли право международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе:

    ;
  • территориальная целостность государств;
  • нерушимость государственных границ;
  • невмешательство во внутренние дела государств;
  • мирное урегулирование международных споров;
  • сотрудничество между государствами.

Кроме общепризнанных принципов международного права право международной безопасности включает и свои, отраслевые, принципы.

Отраслевые принципы права международной безопасности:

  • принцип неделимости международной безопасности — безопасность любого государства или группы государств не может строиться и обеспечиваться за счет безопасности других государств или всего международного сообщества;
  • принцип ненанесения ущерба безопасности других государств — государства должны вести внешнюю политику с учетом не только собственной безопасности, но других стран, а также всего международного сообщества;
  • принцип равной и одинаковой безопасности — государства должны обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств.

Универсальная и региональная системы коллективной безопасности.

Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную. Оба вида международной безопасности являются коллективной безопасностью, т. е. они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.

Универсальная система коллективной безопасности.

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии, в том числе:

  • запрещение угрозы силой или ее применения — только ООН по решению Совета Безопасности вправе применять силу или угрозу силой в случаях, предусмотренных ее Уставом. Исключением из общего принципа неприменения силы является право на самооборону в случае вооруженного нападения;
  • мирное разрешение международных споров — любой спор между государствами, угрожающий международному миру и безопасности, должен разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям либо иными мирными средствами;
  • предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии и других нарушений мира — Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие коллективные меры, связанные и/или не связанные с использованием вооруженных, следует предпринять;
  • использование региональных организаций безопасности — Совет Безопасности может использовать региональные соглашения или органы для осуществления принудительных мер по поддержанию международного мира и безопасности.

Региональные системы коллективной безопасности.

Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

  • участвующие в договоре государства расположены преимущественно в одном регионе;
  • участники договора подтверждают требование решать разногласия между собой и другими государствами исключительно мирными средствами;
  • участники не должны вступать в военные союзы или участвовать в действиях, направленных против другого государства-участника;
  • участники принимают на себя обязательство оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению;
  • о всех предпринятых или намечаемых действиях по обеспечению коллективной безопасности должен незамедлительно информироваться Совет Безопасности ООН;
  • новые члены в установленную договором систему безопасности принимаются, как правило, с согласия всех ее участников.

Рассмотрим наиболее значимые региональные системы коллективной безопасности.

Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США для противодействия влиянию СССР. В соответствии с учредительным договором вооруженное нападение на одного или нескольких участников договора считается нападением на них всех. На саммите 2016 года новой миссией НАТО официально провозглашено сдерживание России. В настоящее время членами НАТО являются 29 стран.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — крупнейшая в мире межправительственная организация, занимающаяся вопросами безопасность. ОБСЕ основана в июле 1973 года. Ее деятельность затрагивает широкий круг проблем, связанных с безопасностью, включая меры контроля над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, защиту меньшинств, демократизацию, обеспечение правопорядка, борьбу с терроризмом и координирование экономической и экологической деятельности. ОБСЕ состоит из 57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Литература.

  1. Международное право в вопросах и ответах: учебное пособие / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. – М.: Эксмо, 2009.
  2. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  3. Международное право: учебник для бакалавров / отв. ред. Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. – М.: Статут, 2017.
  4. Международное публичное право в вопросах и ответах: учебное пособие / К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев – М.: Проспект, 2015.
  5. Право международной безопасности (теоретические основы становления и развития): монография / Н. И. Костенко. – М: Юрлитинформ, 2018.
  6. Чапчиков С. Ю. Право международной безопасности и национальные интересы России на современном этапе // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2009.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Читайте также: