Доклад на тему театр как источник знаний и нравственных ценностей

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время актуально назревает необходимость стержневого нравственного развития и всестороннего воспитания личности, основное направление которого будет включать формирование активной жизненной позиции учащихся по отношению к окружающему миру, а также обязательная ориентация на духовные ценности. Воспитание средствами театрального искусства становится пошаговой подготовкой к жизни, средством осознания окружающей действительности, приобщения к накопленному общечеловеческому опыту.

Средства театральной педагогики помогают формированию разностороннего творческого воображения, тонкого восприятия, умению анализировать и синтезировать воспринимаемую информацию, выражению эмпатии и самоидентификации, самоорганизации и способности к самостоятельному корректированию своей деятельности. К ним относятся упражнения, задания, этюды, обучение, общение, труд, игра, а также предметы, которые поддерживают воспитательный процесс (декорация, костюм театральный, шумовое оформление, музыкальное оформление, грим и т.д.).

Приоритетной задачей воспитания средствами театрального искусства, становится духовно-нравственное воспитание. В процессе духовного становления, ребенка все больше волнуют вопросы о своем значении в жизни, он стремится приобретать знания, навыки и качества личности, необходимые для того, чтобы сформировать свою систему духовно-нравственных ценностей. Театральная деятельность обладает большим воспитательным потенциалом как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования, именно поэтому вовлечение в нее подрастающего поколения можно считать наиболее эффективной для решения задач нравственного воспитания: формирование нравственности, мнений, убеждений, мировоззрения, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, воспитание разносторонне образованной, культурной личности. Кроме того, театральная деятельность направлена и на активизацию имеющихся у учеников талантов; и на самостоятельное творчество; на развитие психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению, развивает коммуникативные умения и навыки. Конечно, нельзя не отметить, что воспитание обучающихся реализуется наиболее полно и эффективно на о снове классического театрального искусства .

Приобщать детей к театральному искусству можно двумя способами. Первый - организация похода в театр, на спектакль, поставленный по мотивам произведения, которое школьники параллельно проходят по литературе. Удачная постановка может подтолкнуть их к желанию прочитать, то есть заинтересовать в творчестве автора. Второй - участие детей в театральных постановках.

Театр - лекарство для души. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Театр позволяет решить многие задачи духовно-нравственного воспитания школьников.

ВложениеРазмер
teatr_-_lekarstvo_dlya_dushi.doc 406 КБ

Предварительный просмотр:

Театр как элемент

"Театр исторических миниатюр"

Автор: Колесник Ольга Александровна

ГБОУ Гимназия 116 Приморского района

Театр – лекарство для души

Мировая художественная культура – это путешествие в мир прекрасного, в удивительный мир воображения и фантазии. Методика преподавания предмета основана на восприятии искусства через сопереживание. Принцип погружения в эпоху дает возможность ученикам соприкоснуться с этим удивительным миром.

Окунуться в атмосферу эпохи, взглянуть на нее изнутри позволяет изучение истории театра. И здесь важно личное участие каждого ребёнка. Примерив на себя роль драматурга, режиссера, декоратора или актера, ученик не только изучает новый материал, но и творчески реализовывается. Живая атмосфера спектакля, костюмы, декорации, манера держаться, характерная для того времени, – всё это производит неизгладимое впечатление на учеников, создает особый эмоциональный настрой. Спектакль даёт нам возможность увидеть прошлое, почувствовать и пережить его. А что как ни прошлое позволяет разобраться в настоящем?!

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Театр позволяет решить многие задачи духовно-нравственного воспитания школьников.

Задачи духовно-нравственного воспитания в области формирования семейной культуры ; в области формирования социальной культуры; в области формирования личностной культуры в полной мере реализуются в соприкосновении с театром:

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Театральное искусство синтезирует различные виды искусства (музыку, литературу, изобразительное искусство), передавая более полное представление о духе времени, о быте, нравах и отношениях в обществе, политическую и религиозную картину мира. Погружаясь в атмосферу времени, учащиеся получают возможность лично соприкоснуться с произведениями искусства, понять и оценить их через свои переживания.

Цель проекта – силой воздействия искусства, личного соприкосновения с ним, формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в возрастной период перехода к самостоятельности.

Задачи преподавания состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения с произведениями мирового искусства на уроке и во внешкольной жизни,

обогащать их духовный мир и воспитывать чувства;

развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем. С этой целью - дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусств.

Все это позволит воспитать у школьников любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным;

- пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни;

- развивать у школьников воображение, творческие способности.

В процессе преподавания курса учитывается уже освоенный материал учащимися на других предметах (литературе, истории, иностранных языках, философии, психологии, истории и культуре Петербурга), происходит их обогащение и углубление, завершая их формирование в школе. Курс, призванный формировать систему духовного воспитания средствами искусства в школе, интегративен по своей сути. Интеграция является принципом построения данной программы. В курсе комплексно и синхронно изучается отечественная и зарубежная культура и различные виды искусства, показанные со своими законами, но находящиеся в тесных идейно-нравственных и эстетических связях, обусловленных жизнью эпохи и общими закономерностями развития искусства.

Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития культуры, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни.

Принцип опоры на творческий метод позволяет выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени, центрирующие культуру идеи, объединяющие творчество деятелей различных искусств данной исторической эпохи.

Программа и методика преподавания реализуют комплексную систему классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В ходе преподавания идет процесс переноса впечатлений и информации, полученных учащимися из внешкольных источников, их отбор, оценка и обобщение. Все это позволяет воссоздать в представлении ученика целостную картину эпохи, широкое полотно жизни, активно и разносторонне влиять на воспитание чувств учеников.

Все уроки и занятия по предмету предполагают творческое отношение ученика и учителя. Методика преподавания предмета основана на восприятии искусства через сопереживание, через личное соприкосновение и оценку произведений мировой культуры.

Выделяются принципы построения курса.

- Принцип историзма в построении материала.

- Принцип опоры на творческий метод.

Все знания об искусстве даются средствами искусства изнутри искусства.

Изучение и представление материала происходит на творческих занятиях, в форме импровизаций, спектаклей, концертов.

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

В репертуаре театра:

Участвуя в спектакле…

(из опросов учащихся)

Практика и опыт для поступления в ВУЗ

Возможность расширить свой кругозор

Я приобретаю профессиональный и жизненный опыт

Учусь в любой ситуации оставаться самим собой

Быть частью коллектива

Это сплочение коллектива

Учусь выражать свои чувства

Переживаю новые эмоции

Переживаю то, чего недостает в повседневной жизни

Не бояться быть смешным

Непередаваемое ощущение, когда зритель смеется не над тобой, а над твоим героем

Я проверяю силу воли

Это способ проявить себя

Возможность раскрыть те качества, которые в повседневной жизни раскрыть не получается

Возможность побыть другим человеком, отличным от тебя

Это возможность раскрыть свои таланты

Возможность увидеть, понять и пережить различные жизненные ситуации

Это психологическая разрядка

Возможность отдохнуть от рабочих будней

Самое главное – видеть завороженные взгляды зрителей и понимать собственную значимость!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проект школьного театра исторической реконструкции "Исторический театр - развитие,гармония,будущее"

Проект содержит программу работы школьного театра. Работа получила гранд, в данное время в нашей школе идет реализация проекта.


Выступление театра лингвистических миниатюр. Инсценирование сказок.

Выступление театра лингвистических миниатюр.Инсценирование сказок. Цель: развивать интерес учащихся к русскому языку и литературе, повышать их общую языковую культуру, приобщать учащихся к искусс.

Положение о 7-й выставке-конкурсе стендового моделизма и военно-исторической миниатюры, посвященной Битве под Москвой 1941-1942 гг.

На выставке были представлены модели военной техники разных времён.


Миниатюры для школьного театра.

Программа кружка "Театр английских миниатюр"

Программа моего страноведческого кружка на 2016-2017 учебный год, который я веду в 5-7 классах.


Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности ученика и учителя, требующий собственной системы методических приемов и способов органичного включения театрального творчества в уч.

Театр как элемент духовно-нравственного воспитания. "Театр исторических миниатюр"

Театр - лекарство для души. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального за.

Вы можете существенно помочь развитию проекта, просто посетив еще одну любую страницу сайта!

Вам это не составит никакого труда, но ваш вклад в развитие сайта, поверьте, будет очень весом!

Или же посетите наш Магазин .

И мы вас больше не побеспокоим. Спасибо вам за понимание и терпение!

Фото статьи

Театр - это то искусство, которое в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать. Ничто так как театр не оказывает на людей сильное эмоциональное влияние. И только театр может дать заинтересованному человеку живое восприятия действительности. Он одаривает своих зрителей истинными ощущениями и эмоциями.

Но все реже посещают театры и все чаще заполняются ряды кинозалов и не слезающих с дивана людей. Большинство предпочитают театру простые просмотры фильмов, сериалов. И забывают о посещениях театров, а театральные афишы уже мало кого интересуют.

Театр как источник знаний и нравственных ценностей

Театральное искусство дает человеку прежде всего развитие и стремление к совершенству в работе над собой, своими слабостями и привычками. Как и почему театр воздействует на человека?

Научный подход к истолкованию понятия культуры исходит прежде всего из того, что культура - это все бесконечное число гениальных творений человеческого духа и таланта, нашедших отражение в первую очередь в высших духовных ценностях, сфорулированных человеком.

Театр структуирует аудиторию и публику, которая уже приобщена к культуре. Сегодня моделируется уже новая структура ценностей, что введет к утрате востребования просветительскиких ценностей, согласно которым культура должна доставлять эстетическое удовольствие, а не только низменное развлечение. В результате режиссура начинает функционировать уже как замкнутая система. Из этой сложившейся ситуации возникает необходимость в формировании тесного взаимодействия и информационных связей между театральной публикой и коллективами театров.

Театральное искусство вбирает в себя различные искусства, которые отлично дополняют себя. Почему и целью визита большинства зрителей могут быть разные понуждения. Потребность в посещении спектакля может быть обусловлена как эстетической направленностью, так и социальной.

Можно проследить, что театральное творчество оказывает влияние на формирование социокультурной ситуации. Необходимо все время расширять, дополнять репертуары и постановки, которые будут интересны сегодняшнему зрителю. Особенно важно обратить внимание на нового зрителя и сделать все, что бы привлечь его к театру.

Театральное искусство, как и всякое настоящее искусство, должно способствовать нравственному воспитанию личности каждого зрителя. Каждый зритель, который приходит на спектакль, с каждый секундой должен обогащаться духовно. Театр должен аудитории помочь рассмотреть все жизненные проблемы со всех сторон, тем самым показывая все возможные выходы из ситуации.

Театр - это один из самых сильных инструментов, затрагивающих восприятия чувств, ведь приходя в театр, зритель сопереживает актерам, ситуациям, вместе с тем театр способен сделать человека гуманным, способствует формированию таких качеств, как человечность и доброта. Театральное искусство воспитывает в диалоге.

Все это можно достичь, соблюдая следующие требования при посещении театра:

• Включенность в реальность в настоящий момент;
• Внезапность - возможность свободного выражения чувств;
• Близость, порождающая освобождение - свободу от сковывающих раздумий;
• Для этого нужно воскресить в себе веру в чудеса и некую наивность и быть детьми.

Театр исцеляет человека изнутри, расставляя перед ним все возможные ситуации в жизни, направляя его к решению проблемы. Катарсис - это потрясение чувств. Как и при любом освобождении, речь идет о перевоплощении его в оригинальность. В данном случае посредством катарсиса возможно новое начало раскрытия креативности.

Исцеляющее воздействие такого сотворчества в ходе спектакля связано прежде всего с тем, что психологическае состояние участников действа начинается для них в ситуации защищенности от всех разочарований и эмоционального напряжения, сопровождаемой переживанием радости в игре. Все эти качества, как мне кажется, стимулируют человека на исправления своей жизни.

В достижении этих целей в искусстве театра участвуют все - и актер, и режиссер. В творческой атмосфере, где идет работа над постановкой пьесы, должны царить атмосфера творчества, взаимопомощи и понимания.

1. Проблема нравственного воспитания.

2. Значимость нравственного воспитания.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

4. Научное обоснование использования театрализованной деятельности в области духовно-нравственного воспитания.

5. Содержание театрализованной деятельности.

6. Наличие теоретической базы.

7. Задачи духовно нравственного воспитания посредством театрализованной деятельности.

8 Принципы работы по ознакомлению дошкольников с театрализованной деятельностью.

9. Создание условий, способствующих духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности.

10. Важность работы с родителями.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей. Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Пресса, телевидение, фильмы и даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Современные дети быстрее решают задачи, осваивают компьютер, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость.

А ведь именно, дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы и недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Кроме того, значимость духовно-нравственного воспитания, начиная с дошкольного возраста, обусловлена введением ФГОС, в котором одной из ведущих задач определено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях, ориентированы не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, на усвоение ребенком способов познания окружающего мира и ориентации в социуме.

За последнее десятилетие активизировался научный поиск путей решения проблемы нравственного развития и воспитания детей. Благодаря результатам научных исследований и педагогического опыта в области духовно-нравственного воспитания серьёзное научное обоснование и методическую проработку получило использование театрализованной деятельности. Учёные (М. Д. Маханева, И. Г. Вечканова, Е. В. Мигунова и др.) единодушны во мнении о большом педагогическом, нравственном потенциале театрализованной деятельности.

Современными учёными обоснованы специфические особенности театрализованной деятельности : одномоментность сопереживания, познавательность, эмоциональность, коммуникативность; живое воздействие художественного образа на личность.

Театрализованная деятельность является источником развития гуманных чувств, моральных переживаний ребёнка и содействует приобщению его к духовным ценностям. Подготовка и организация театрализованной деятельности приобщает детей к миру искусства, которое воздействует на душу ребёнка не только своим духовным содержанием, но и средствами выражения. Играя в театр, дети через образы, краски, звуки знакомятся с окружающим миром. Диалоговый характер общения со взрослым побуждает их активно мыслить, делать выводы и умозаключения.

По мнению М. Н. Маханевой, содержание театрализованной деятельности в детском саду отличается большим разнообразием и включает организацию с детьми игр драматизаций, просмотр, постановку различных видов спектаклей; подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения, а также в целях социально-эмоционального развития детей. И что важно отметить, если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

Но, несмотря на очевидный факт богатейшего образовательного потенциала театрализованной деятельности, на практике часто наблюдается декларирование её роли в формировании нравственной сферы личности и отсутствие условий эффективного её использования в решении задач духовно-нравственного развития дошкольников.

Поэтому, первое, на что мы с вами должны обратить внимание, планируя свою работу по нравственному воспитанию, это то, что содержание всех занятий, игр и других мероприятий должно имеет духовно – нравственную направленность.

Определить верный путь по использованию театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании детей помогают идеи В. А. Сухомлинского, Е. А. Медведевой, Л. Г. Стрелкова, которые придавали огромное значение театрализованной деятельности способствующей всестороннему развитию ребёнка.

Неоценимую помощь в работе оказывают следующие методические пособия:

Задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников должны содержать следующие пункты.

* Воспитание гуманных чувств детей :

- формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

- формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

-развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

*Воспитание коллективизма :

- формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

- закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

-развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

- поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

*Воспитание любви к Родине :

- приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость);

-формирование дружелюбных чувств к людям разных национальностей, потребности делать что – то для других;

- воспитание чувства сопричастности к жизни детского сада, города, страны.

Основой работы по ознакомлению дошкольников с театрализованной деятельностью являются следующие принципы:

- поэтапное включение детей в театрализованную деятельность с учётом возрастных индивидуальных особенностей;

- индивидуально-дифференцированный подход к личности ребёнка;

- ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса;

- сотрудничество с родителями и их участие в предметно-театрализованной среде;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

- уважение к личности каждого ребёнка.

При этом, нельзя забывать, что все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности воспитателей, психолога, учителя-логопеда, музыкального работника, инструктора по физическому воспитанию.

В группе должны быть созданы условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности :

1 Создана предметно-развивающая среда, которой оборудована театральная зона, где размещены:

- различные виды театров : бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др.

- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски, диски, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок;

- атрибуты для различных игровых позиций: природный материал, афиши, касса, билеты, декорации;

2 Подобраны специальные тексты;

3 Моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;

4 В театрализованную игру включаются эмоционально-экспрессивные, предметно-действенные и речевые средства взаимодействия.

И ещё, хочется особо подчеркнуть, что высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при взаимодействии ДОУ и семьи, направленные на морально — ценностные взаимоотношения между взрослыми и детьми. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Хорошо если в ДОУ проводятся совместные спектакли с участием детей, сотрудников, родителей. Родители должны привлекаются к изготовлению театральных атрибутов, декораций. Роль театрализованных игр в нравственном развитии детей должна обсуждаться на собраниях, диспутах, в беседах. Поощряя любознательность детей, сообщая им знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для воспитания будущей духовно развитой личности. И ещё это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

1. Н. В. Додокина, Семейный театр – форма взаимодействия ДОУ и семьи / Н. В. Додокина //Управление ДОУ, 2005. – № 5. – С. 104–106.

2. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханёва. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

3. Е. В Мигунова, Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. -метод. пособие; Нов Г У имени Ярослава Мудрого /Е. В. Мигунова. / Вели кий Новгород, 2006

2 Актуальность Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

3 Тип проекта: Творческий Долгосрочный Групповой Участники: воспитатели, специалисты, родители и дети

4 Цель проекта: развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности через театральную деятельность.

5 Задачи проекта: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность. Развитие коммуникативных навыков; Развитие эмоционально- ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам. Привитие устойчивого интереса к литературному слову, театру. Формирование основных навыков актерского мастерства (умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены). Развитие патриотического, нравственного воспитания (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа).

6 Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по театрализованной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

7 Предполагаемые результаты: Для детей: Желание и умение детей участвовать в театрализованных играх и представлениях, переживая радость творчества. Развитие основных навыков актерского мастерства, речи, воображения, мышления. Для педагога: Создание системы работы с детьми по театрализованной деятельности с использованием разнообразного художественного материала. Повышение профессионального мастерства, самообразование, саморазвитие. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников.

8 Педагогические принципы: сотворчество детей и взрослых; самодеятельность детей; деятельностный подход; учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей; взаимосвязь педагогического процесса с социумом.

11 Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта: Музыкальный руководитель: проводит музыкальные занятия, праздники и развлечения с детьми по сказкам; способствует развитию концертной деятельности детей; оказывает методическую помощь в подборе и изготовлению музыкально – дидактических игр; осуществляет музыкальное оформление к театрализованным постановкам. Педагог-психолог: изучает личностные особенности детей, межличностные отношения в коллективе; проводит психогимнастические игры с детьми на развитие эмоциональной сферы; проводит тренинговые занятия по сказкам на развитие креативности, коммуникативных навыков; использует сказкотерапию по предупреждению возможных психических нарушений;

16 Фестиваль военной песни

Читайте также: