Электронное обучение и дистанционные технологии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года.

2. История развития дистанционных образовательных технологий.

В начале XVIII века в Европе возникло так называемое корреспондентское обучение. Учащиеся по почте получали письма с заданиями от педагогов, отправляли на проверку свои работы и получали комментарии.

В 1870-х годах в США были созданы первые заочные школы, функционировавшие посредством почтовой корреспонденции. В 1914 году такие школы появились в Великобритании, а вскоре распространились в Канаде, Австралии, Новой Зеландии.

В 1938 году состоялся первый съезд Международного совета по корреспондентскому обучению (International Council for Correspondence Education).

С появлением радио и телевидения начался новый этап удалённого обучения. Бабушки и дедушки нынешних школьников наверняка помнят радиоспектакли и развивающие телепередачи. А в Австралии по радио существовала целая школа для жителей отдалённых районов. В определённые часы и дни на определённой частоте передавались уроки по программе начальной и средней школы.

Однако у радио и телевидения как источников знаний был значительный недостаток — отсутствие обратной связи.

В 1969 году был открыт первый университет дистанционного обучения – Открытый Университет Великобритании, вслед за которым подобные учебные заведения стали появляться по всему миру.

Настоящая революция в образовании произошла с появлением интернета. Сначала email ускорил и упростил коммуникацию между преподавателями и студентами, а затем появились целые платформы для дистанционного обучения.

Следующим этапом в развитии дистанционного образования стало открытие многофункциональных массовых онлайн-курсов.

Сегодня дистанционное обучение — это способ взаимодействия преподавателя и ученика на расстоянии. Учитель общается с детьми по видеосвязи, ребята делают задания онлайн на специальном сайте или отправляют работы по электронной почте.

В России дистанционное обучение не является самостоятельной формой получения образования. Официально это лишь способ организации учебного процесса — с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

В обычных массовых школах дистанционное обучение пока что является редкостью. Уроки по Сети иногда проводят для детей с инвалидностью и ребят, проживающих в отдалённых населённых пунктах.

Сейчас в нашей стране дистанционно можно учиться в нескольких ВУЗах: в Московском государственном университете, Российском университете дружбы народов, Институте информационных технологий, Интернет-университете информационных технологий и некоторых других.

Гораздо чаще ДОТ используют дети, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Кто-то просто скачивает обучающие материалы в интернете, а кто-то полноценно занимается в виртуальной школе.

Технологии стирают границы и делают образование доступным. По прогнозам экспертов, в будущем дистанционное обучение станет ещё более интерактивным и можно будет учиться быстрее и эффективнее.

3. Виды и формы дистанционных образовательных технологий.

Согласно самой распространенной классификации, существует три вида технологий дистанционного обучения.

1. Кейс-технология . Учащийся получает необходимые материалы для курса (книги, в том числе и электронные учебники, методические пособия, проверочные работы, специальные компьютерные программы, например, Консультант Плюс и т.д.). Связь поддерживается тьютором (преподавателем-консультантом, ведущим обучение в дистанционной форме и выполняющим одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора учебного процесса), который с помощью телефона, почты и иных средств связи общается с обучаемыми или непосредственно встречается с ними в консультационных пунктах и учебных центрах.

2. Телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения: теле- и радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия и т.д.

3. Интернет-обучение , или сетевая технология . Обучаемый получает весь необходимый материал и связь с преподавателем (инструктором) также через сеть Интернет.

Формы дистанционного обучения

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция – это видеоконференция с применением ПК с возможностью быстрого Интернет-соединения, наличием микрофона и цифровой видеокамеры. При применении компьютерных телеконференций в дистанционном обучении используется двухканальное или многоканальное видео и аудио. Проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Видеолекция - в последнее время заменила традиционные лекции и стала неотъемлемым видом дистанционного обучения. Инновационные виды обучения предполагают использование видеолекций, хранящихся на индивидуальном электронном носителе или веб-сервере.

Основная цель видеолекции заключается в оказании на учащегося наибольшего эмоционального воздействия, плодотворном вовлечении его в учебный процесс.

Преимущество видеолекций перед учебными пособиями и традиционным видом лекций состоит в том, что студент может регулировать ее ход самостоятельно, а также возвращаться на предыдущие разделы либо сложные моменты объяснения материала.

Аудиоконференция — это вид электронной конференции, в ходе которой ее участники используют телефоны либо оборудование, специально разработанное для общения посредством голоса. Аудиоконференция может проводиться один на один с учеником, а также успешно применяться при работе с группой студентов. Аудиоконференция является достаточно доступным видом обучения, благодаря ее легкому регулированию и отсутствию сложностей в технической модификации. С помощью этого вида дистанционного образования можно организовывать практические занятия, семинары и проводить лекции.

Видеоконференции- представляет собой встречу или общение между людьми, которые находятся в различных местах и используют видеотехнологии в качестве основного канала связи. Видеоконференции специально разработаны с целью поддержания двусторонней аудио- и видеосвязи между преподавателем и студентами и интегрируются в программы по дистанционному обучению с их минимальной адаптацией.

В качестве технологии в видеоконференциях используется сжатое видео в цифровом формате. Главным преимуществом такой формы обучения является наличие визуального контакта в режиме реального времени. Видя друг друга, ученик и учитель могут убедиться в степени понимания предмета, а также удостовериться в заинтересованности путем вопросов и наблюдений за языком жестов.

4. Популярные платформы и сервисы для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в школе.

Онлайн-школа для учеников 1−11 классов, учителей и родителей Фоксфорд. На онлайн-курсах и индивидуальных занятиях с репетитором школьники готовятся к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, изучают школьные предметы. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.

Образовательная платформа Lekta предоставляет доступ к электронным учебникам, разработанным корпорацией Российский учебник, а также к тренажерам, в том числе к тренажерам по подготовке к ВПР, конструктору рабочих программ и инструментам управления работой учащихся. На сайте представлены интерактивные атласы по истории и географии

1С:Школа Онлайн - онлайн-доступ к электронным образовательным ресурсам: тренажеры, лаборатории, игры практикумы, тесты и многое другое. Бесплатный доступ онлайн на 90 дней.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реферат по дисциплине:

Рогоза Роман Валентинович

Москва 20 18 год

1.Что такое дистанционные образовательные технологии. …….….….5

2.Классификация дистанционных образовательных технологий…. …. …. 6

3. Модели реализации дистанционных образовательных технологий .……..9

4.Отличительные особенности и преимущества ДОТ…………. ……..….…11

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) уже стали реальностью. Они широко используются в системе высшего профессионального образования, постепенно начинаются внедряться также и в среднем образовании.

Несколько в стороне от использования ДОТ находятся пока школы. Это во многом связано с тем, что, во-первых, учителя не готовы к использованию этих технологий, во-вторых, не разработана методическая база ДОТ (т.е. нет готовых материалов, которые можно использовать), в-третьих, учащиеся также не вполне готовы к переходу на использование ДОТ, так как не имеют сформированных навыков самостоятельной работы.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

- среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);

- методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Какое применение могут получить дистанционные образовательные технологии в модернизации школьного образования?

С их помощью можно значительно разнообразить направления профильного обучения, давая обучающимся возможность более четкой профессиональной ориентации. У них появляется достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах.

В последнее время все более широко в школах, и в нашей школе в том числе, в 10-11 классах получает распространение обучение по индивидуальным программам. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система, существующая так давно, тормозит интеллектуальное развитие ученика старших классов. Проведение 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть нового знания, а затем выполнение домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубленного изучения предмета, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения этой проблемы. А ведь формирование умений работать с информацией - это одна из главных целей современного образования.

Что такое дистанционные образовательные технологии?

В Приказе Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 «Об

Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.12.2005

№ 803 отмечается, что постепенно удельный вес численности выпускников

1 этап : 2006 год – 5 % , 2007 год – 5 %

2 этап: 2008 год – 7 % , 2009 год – 10 %

3 этап: 2010 год – 20 %

Основными дистанционными образовательными технологиями являются :

Допускается сочетание основных видов технологий.

Классификация дистанционных образовательных технологий

Комплексные кейс-технологии

Данная группа технологий основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами.

Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.

Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:

- полнота и целостность системно организованного комплекта материалов, позволяющих обучающемуся полноценно изучать курс (дисциплину) в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем и отрыва от фундаментальных учебных библиотек;

- существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых;

- существенная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для дополнительного профессионального образования).

В кейс-технологии могут активно использоваться следующие средства обучения:

- программы обучения с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;

- печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;

- специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;

- обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;

- компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса на компакт-дисках.

Другим важным элементом этих технологий являются очные занятия (тьюториалы), периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Отличительной особенностью дистанционного обучения в целом является изменение роли преподавателя в учебном процессе, появление нового типа преподавателя-тьютора, а также разделение функций преподавателей, разрабатывающих учебно-методические материалы, и преподавателей, осуществляющих непосредственное руководство обучаемым и проведение большей части занятий в очной форме обучения.

Аттестацию и допускаются к работе с обучаемыми только после получения соответствующих сертификатов. Для технологий данной группы вопросы подготовки и методического обеспечения преподавателей-тьюторов оказались наиболее проработанными.

Компьютерные сетевые технологии

Эта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий.

Создание и организация дистанционного обучения на основе этих технологий требует использования развитых специализированных программных средств (оболочек), позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также организовывать процесс обучения на их основе.

Сетевая технология развивается с 1998 г. на базе Интернета. Все учебные материалы размещаются на сервере и доступны при заключении договора для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Экзамены сдаются в ближайшем к обучающемуся центре.

Эта система содержит следующие инструменты:

- доска объявлений (семинары), электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с графиком;

- чат, предназначенный для проведения дискуссии между преподавателем и студентами в режиме реального времени;

- внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса лекций;

- инструмент для использования материалов для курса, находящихся на компакт-диске (для разгрузки Интернета).

Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных

В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична.

По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий — нормокомплект в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ГОС). При этом используются такие формы аудиторных занятий, как вводные и модульные лекции, телевизионная курсовая работа, телетьюторинги по подготовке к выполнению курсовой работы и экзамена, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, модульные и экзаменационные тестирования, проведение консультаций по Интернету в асинхронном режиме, обеспечивающие контакт студентов всех учебных центров с квалифицированными преподавателями, и др.

Мониторинг качества усвоения знаний обучаемыми реализуется с помощью системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний:

- оперативное лекционное тестирование;

- индивидуальный компьютерный тренинг;

- модульное контрольное тестирование по результатам изучения блока;

- письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.

Модели реализации дистанционных образовательных технологий

В зависимости от целей и условий, образовательные учреждения могут выбрать определенную модель реализации дистанционных образовательных технологий.

Под моделью реализации дистанционных образовательных технологий понимаются:

- унифицированные способы организации деятельности образовательных учреждений;

- унифицированные способы организации образовательной деятельности обучающихся и обучающих.

Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, ориентируются в основном на шесть моделей, в которых используются как традиционные практики, так и современные:

Первая модель – обучение по типу экстерната .

Данная модель обучения приемлема для учреждений среднего и высшего образования, т. к. в большей степени ориентирована на школьные и вузовские требования.

Вторая модель – обучение на базе университета .

В данной модели обучение осуществляется на основе информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации.Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира.

Обучение проходит в основном по кейс-технологии.

Третья модель – обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений.

Такая модель в первую очередь выгодна обучающимся из-за более качественного и менее дорогостоящего процесса обучения. Здесь предусматривается совместная разработка единых программ по основным, ведущим дисциплинам . Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Основу обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.

Четвертая модель – обучение в специализированных образовательных учреждениях.

Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности. В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами

Пятая модель – обучение с использованием автономных обучающих систем.

Обучение основывается целиком на радио- и телетрансляциях, а также дополнительно рассылаемых бумажных пособиях. Такой подход позволяет охватить огромное количество желающих получить знания без применения дорогостоящей техники (персональные компьютеры и необходимые периферийные устройства).

Шестая модель – обучение в виртуальной образовательной среде.

Для данной модели характерны удобство и простота как для обучающихся, так и для преподавателей. Возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту и доступ для прохождения одного, нескольких или всех курсов, представленных на сайте.

Еще одна довольно распространенная классификация моделей дистанционного обучения создана институтом ЮНЕСКО в 2000 г. на основе изучения высших учебных заведений, но применима к любому образовательному учреждению:

- модель удаленных аудиторий.

Отличительные особенности и преимущества ДОТ

Из общего многообразия образовательных технологий ДОТ имеют ряд особых характеристик, таких как:

1) разделение процессов преподавания и обучения во времени и пространстве;

2) освоение обучаемым образовательных программ по месту жительства при доминанте самостоятельной работы, с периодическими встречами группы обучающихся;

3) широкое использование обзорного обучения, реализуемого посредством обзорных лекций, помогающее обучающемуся создать целостную картину изучаемой области знаний и деятельности;

4) использование модульного принципа, предполагающего разделение учебного предмета на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения;

5) управление самостоятельной работой обучаемого средствами образовательного учреждения, ведущего дистанционное обучение, посредством учебных планов, специальным образом подготовленных учебно-методических и учебных материалов и особых процедур контроля;

6) обязательное применение коммуникационных технологий для передачи знаний, опосредованного, диалогового и интерактивного взаимодействия субъектов обучения и решения административных задач;

7) создание особой информационно-образовательной среды, включающей различные учебные продукты – от рабочего учебника до компьютерных обучающих программ, слайд-лекций и аудио-курсов, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях.

Преимущества ДОТ состоят в следующем:

обучение в удобное время и в удобном месте;

индивидуализация обучения, предоставляющая каждому обучающемуся возможность построения индивидуальной образовательной траектории, индивидуального расписания занятий; это особенно важно для лиц с ограниченными возможностями передвижения (состояние здоровья);

создание образовательной среды позволяет учитывать индивидуальные психофизические способности каждого обучающегося;

электронный контроль знаний гарантирует объективность и независимость оценок;

консультации с преподавателем с помощью электронных средств связи в любое удобное время;

наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций.

Основными информационными образовательными ресурсами, обеспечивающими каждый модуль изучаемых учебных предметов при использовании ДОТ, являются учебно-методические комплексы (далее УМК). Назначение УМК – обеспечение эффективной работы обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы.

УМК включают в себя учебные продукты и учебно-методические материалы в электронном виде и на бумажных носителях (в соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137:

вводные и модульные лекции, выполненные в виде теле-лекций, слайд-лекций и аудио-лекций;

информационные и методические материалы по коллективным тренингам;

обучающие компьютерные программы;

тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга – от 100 до 300 вопросов по каждому модулю;

базы вопросов промежуточной аттестации – от 100 до 350 вопросов по дисциплине;

методические материалы для учителей;

тексты по спискам основной и дополнительной научной и учебной литературы и информационно-справочные материалы – справочники, словари и т.д. (тексты в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке);

методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся (печатные материалы и на электронных носителях).

Современный этап развития научно-технического прогресса связан, прежде всего, с глобальными изменениями в процессах информатизации всех сфер жизни общества. В большинстве стран мирового сообщества осуществляются программы широкомасштабной информатизации образования, главной целью которой является воспитание критически мыслящей личности, способной к непрерывному повышению своего культурного и профессионального уровня, умеющей эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная интенсивная самостоятельная и самоконтролируемая работа самого обучающегося. Любой заинтересованный в совершенствовании своего образования может обучаться в удобном для него месте, по индивидуальному графику, имея возможность доступа к необходимой информации, специальным средствам обучения.

На правах вывода можно сказать, что дистанционное образование - не только востребованная форма обучения, но и довольно перспективная. Однако для того, чтобы использовать её с максимальной эффективностью, нужно чтобы техническая и теоретическая база были на должном уровне. И, конечно, не последнюю роль играет заинтересованность в образовательном процессе обучаемой и обучающей сторон.

1.Богданова, Д.А. Проблемы дистанционного образования в России / Д.А.Богданова // Информатика и образование. – 1996. – №3. с. 94-99.

2. Быстрицкий, В.А. Обратная связь в процессе дистанционного обучения // Система обеспечения качества в ДО. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. – Вып.4. – с. 144-148.

3. Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб.-метод.
пособие / кол. авторов под ред. Т.В. Черниковой. М.: Планета, 2011. 496 с.

4. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб., 2004.

5. Моисеева, М.В. Координатор как ключевое фигура процесса ДО// Дистанционное образование. - 2000. - №1. – с. 25-29.

6. Околелов, О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования [Текст] /Дистанционное образование. - 2000. - № 3. – с. 37-43.

https://fs.znanio.ru/methodology/images/26/f4/26f4809b20c2c431d0a1888cee40a9a1879f8bac.jpg

Дистанционное обучение – это учебный процесс, где взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации (Интернет-технологии). Как любой учебный процесс, дистанционное обучение имеет целью вовлечь обучающегося в активную познавательную деятельность, направленную на достижение обучающимся определенных учебных целей – овладения определенной системой знаний и умений.

Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии. Если говорить о технологии дистанционного обучения, то это одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать их творческий потенциал.

Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано. Обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности. Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов каждого обучающегося. Сегодня время диктует свои условия и педагогам и обучающимся творческих объединений, приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам Интернет – технологий.

Рекомендации педагогу дополнительного образования для организации дистанционного обучения за 4 шага.

Шаг 1. Определить цели, задачи и содержание программы дистанционного обучения.

Можно выделить следующие цели дистанционного образования:

- Цель дистанционного образования сделать работу педагога творческой, более свободной, предоставить возможность самому решать, как выстроить систему преподавания предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс. У педагога высвобождается больше времени для создания методических пособий, повышения уровня профессиональной подготовки.

- Цель дистанционного образования заключается в процессе внедрения в обучение новейших современных информационных технологий, приобщение обучающихся к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности.

Достоинства дистанционного обучения:

- Отсутствие географических ограничений

- Доступность, открытость и гибкость взаимодействие участников учебных программ

- Индивидуальный график обучения

- Экономия времени и материальных затрат

- Возможность доступа к различным источникам информации

- Возможность получения информации разнообразной по объему и содержанию

Недостатки дистанционного образования:

- Недостаточно тесное общение педагога с обучающимся

- Сильная зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащенности оборудования

- Отсутствие должного внимания к вопросам информационной безопасности

- Субъективное ощущение обучающегося перегруженностью информацией

- Необходимость наличия целого ряда индивидуально- психологических условий

- Недостаток практических знаний.

Тем не менее исходя из выше перечисленного, учреждению дополнительного образования необходимо адаптироваться к тем условиям, в которых оно оказывается, и найти способы реализации своих образовательных программ в формате дистанционного образования.Таким образом, основные цели педагога дополнительного образования – это научиться обучать в системе дистанционного образования, а основная задача любого педагога не просто занять обучающегося или группу, а выдавать учебный материал последовательно, реализуя образовательную программу.Анализируя свою образовательную программу необходимо точно определить содержание программы. Выделите темы, которые необходимо изучить, оцените насколько реально выдать материал по этой теме не только в теоретической, но и практической форме.

Шаг 2. Выбрать программное обеспечение для организации дистанционного обучения.

Арсенал обучения напрямую зависит от целей. Как правило, для дистанционного обучения используются следующие инструменты компьютерных и интернет технологий:

Хранилище или банк знаний (целая площадка - для создания, папок с информацией, материалом, содержанием курса.)

Формы урока и программы для их создания.

Вебинары – это семинар или лекция, урок в онлайн-режиме посредством видео. (WhatsApp,Viber, Zoom и др.)

Хранилище или банк знаний – ваша личная база с материалом, который вы будете давать обучающимся дистанционно, назначать занятия, тесты, отслеживать успеваемость и анализировать результаты.

Единой универсальной системы дистанционного обучения нет. Каждое решение подходит для определенных задач.Чтобы создать дистанционное занятие, не обязательно быть программистом или дизайером.

Возможные формы занятия и программы для их создания.

- занятия в формате презентации;

- занятия в формате видео ролика, (скаченный по теме, созданный вами);

- тесты, кроссворды, анкеты;

Итак, шага 2 заключается в определении, какие инструменты и формы работ больше подходят для учреждения и педагога.

Шаг 3. Подготовить обучающий контент

Определив программное обеспечение, нужно наполнить его контентом, содержанием.Загрузите презентации, мастер-классы, схемы, таблицы, инструкции, видеоролики, теоретический материал — все, что нужно изучить обучающимся.В идеале на этом этапе у вас должен быть план развития на определенный период вперед и список материалов, необходимых для изучения. Но на старте достаточно выпустить одно дистанционное занятие, чтобы провести пилотный запуск и определиться для себя, оптимальные формы работы с обучающимися в дистанционном режиме.

Итоги шага 3: Вы наполнили свой курс содержанием.

Шаг 4 . Оцените эффективность дистанционного обучения

Итак, после запуска дистанционного обучения, убедитесь, в его эффективности:

- собирайте отзывы обучающихся и родителей

- сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно;

- отслеживайте, как меняются успехи обучающихся, улучшаются ли показатели работы.

Итог шага 4: Вы провели анализ эффективности вашей дистанционной работы.

https://www.kleo.ru/img/articles/IP53P.jpg
https://fs.znanio.ru/methodology/images/a5/83/a583a5e1f5538226a4045727d1979ee2f357f0ec.jpg

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Семинар "Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей"

Данный материал будет полезен методистам учреждений дополнительного образования детей. Материал содержит описание образовательных технологий нового поколения с учетом применения их в системе доп.


Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей

Краткое описание используемых образовательных технологий в МКОУ ДОД "Центр детского творчества".



Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех дета.

Практика применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании

В данном файле содержится информация о практике педагогов Муниципального казённого учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества" г.Курчатова Курской области по реализации .


Методические рекомендации для педагогов "Дистанционные образовательные технологии в дополнительном образовании детей"

Материал содержит информацию об основных принципах дистанционной формы обучения, о ее достоинствах и недостатках, а также рекомендации педагогам дополнительного образования по организации дистанционно.

Гост

ГОСТ

Сущность электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Электронное обучение – это вид организации образовательной деятельности, отличающейся применением в ней баз данных и использованием при реализации учебных программ информации, направленной на обеспечение ее обработки информационными технологиями, техническими средствами, информационно-коммуникативными сетями, а также обеспечение ее передачи по линиям связи.

Дистанционные образовательные технологии – это образовательные технологии, которые реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих взаимодействие преподавателей и учащихся на расстоянии.

Для того, чтобы организовать реализацию образовательных программ посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, образовательная организация должна иметь всё необходимое оборудование и условия для его качественного функционирования.

Основные условия успешной организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных систем:

  • наличие электронных информационных ресурсов;
  • наличие электронных образовательных ресурсов;
  • комплекс информационных технологий;
  • телекоммуникационные технологии;
  • соответствующие технологические средства, обеспечивающие успешное освоение учащимися образовательных программ в полном объеме, вне зависимости от места нахождения учащихся.

Реализация электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В соответствии с ФГОС каждое образовательное учреждение должно иметь сформированную информационно-образовательную среду (в том числе и в рамках дистанционного образования), обеспечивающую эффективное взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса (родители, законные представители, педагоги, органы управления, администрация и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

Реализация образовательной программы или её определенной части, посредством использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий требует соблюдения ряда условий:

  1. Оказание всесторонней учебно-методической помощи учащимся, в различных видах и формах. Обеспечение доступности индивидуальной консультации, которую преподаватель проводит учащемуся дистанционно, посредством телекоммуникационных и информационных технологий.
  2. Предоставление учащимся самостоятельно определять объем учебной нагрузки, распределять учебные занятия в течение семестра, возможность исключения аудиторных занятий и замена их на занятия другого типа.
  3. Основным местом реализации образовательной деятельности является непосредственно место нахождения головного офиса или филиала, так же допускаются представительства, которые предоставляют учащимся необходимую консультативную помощь.

Основным преимуществом электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются их обширные коммуникативные возможности.

Основными направлениями использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются:

  1. Оказание дистанционной поддержки образования детей, имеющих различные ограничения по состоянию здоровья.
  2. Организация профильного обучения, переподготовки кадров и повышения уровня квалификации.
  3. Организация дистанционного контроля за знаниями учащихся.
  4. Организация разнообразных дополнительных элективных и факультативных курсов.
  5. Организация экстерната.
  6. Организация учебных занятий для детей, которые имеют длительные пропуски по причине болезни.

Трудности реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и пути их устранения

Во время реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, могут возникнуть определенные трудности, которые в первую очередь связаны с тем, что все учащиеся должны иметь свободный доступ для выхода в Интернет, то есть, обеспечены личным компьютерным оборудованием.

Данная проблема рассматривается и Министерством образования и науки РФ. В соответствии с изданным им приказом, в том случае, если у учащегося нет возможности обеспечить себя самостоятельно компьютерным оборудованием, то образовательное учреждение должно предоставить ему оснащенное рабочее место. Под оснащенным рабочим местом понимается наличие компьютера, всех средств мультимедиа, выход в Интернет. На рабочем месте учащийся имеет право в установленное время проводить все виды учебных занятий, проходить текущий контроль и промежуточную аттестацию.

Еще одной проблемой, которую также предписано решить приказом Министерства образования и науки РФ, является предоставление беспрепятственного доступа каждому преподавателю к взаимодействию с учащимися, в рамках синхронного или асинхронного режима. Кроме того, преподаватели должны иметь возможность осуществлять управление процессом образования.

Однако одной из наиболее актуальной проблем является то, что дистанционное обучение предполагает преобладание самостоятельной работы. Учащиеся должны самостоятельно распределять собственное время, составлять учебный график, находить время на выполнение заданий в соответствии с графиком. В том случае, если учащийся не обладает необходимыми навыками самоорганизации, то возможно отставание о учебного графики и образование задолженностей. Решение данной проблемы видится в том, что помимо преподавателей за группами учащихся должны быть закреплены тьюторы или кураторы, которые будут следить за учебным процессом и управлять им. Основная задача куратора (тьютора) состоит в постоянном мониторинге учебного процесса, каждого закрепленного за ним учащегося, и оповещение его о запланированных занятиях или имеющихся задолженностях.

Качество электронного обучения и дистанционных образовательных технологий во многом зависят от уровня осмысления организации учебного процесса. В первую очередь учебный процесс должен быть направлен на получение высоких образовательных результатов.

Читайте также: