Нац доклад республики башкортостан о состоянии земель 2015 год

Обновлено: 05.07.2024

П.В.Клец – заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан;

Р.Ф.Фахретдинова – заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан;

Д.М.Магадеева – врио заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

В подготовке разделов доклада принимали участие:

Р.Г.Аюпов – начальник отдела государственного земельного контроля; М.Ю.Динмухаметов – начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, С.Б.Мережников – начальник отдела правового обеспечения, Т.В. Горелова – начальник отдела кадастровой оценки недвижимости, Г.Р.Каримова – врио начальника отдела кадастрового учета земельных участков.

Техническое редактирование и оформление:

Е.А.Иванов – главный специалист ‑ эксперт отдела информационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.. 5

1.1. Распределение земельного фонда по категориям земель. 5

1.1.1. Земли сельскохозяйственного назначения. 7

1.1.2. Земли населенных пунктов. 8

1.1.3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. 11

1.1.4. Земли особо охраняемых территорий и объектов. 12

1.1.5. Земли лесного фонда. 14

1.1.6. Земли водного фонда. 15

1.1.7. Земли запаса. 15

1.2. Распределение земельного фонда по угодьям.. 17

1.2.1. Сельскохозяйственные угодья. 20

1.2.2. Земли под водой, включая болота. 24

1.2.3. Земли застройки. 25

1.2.4. Земли под дорогами. 26

1.2.5. Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд. 26

1.2.6. Прочие земли. 27

1.3. Распределение земель в Республике Башкортостан по формам собственности и принадлежности Российской Федерации, Республике Башкортостан и муниципальным образованиям.. 28

1.3.1. Распределение земель сельскохозяйственного назначения. 32

1.3.2. Распределение земель населенных пунктов. 33

1.3.3. Распределение земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. 35

1.3.4. Распределение земель иных категорий. 36

1.4. Использование земель производителями сельскохозяйственной продукции. 37

1.4.1. Использование земель предприятиями, организациями для производства сельскохозяйственной продукции (сведения о формах собственности и правах на землю) 40

1.4.2. Использование земель гражданами для производства сельскохозяйственной продукции (сведения о правах на землю) 42

1.5. Сведения о наличии земель, предоставленных гражданам в ходе земельной реформы. 46

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН.. 57

ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН.. 76

3.1. Государственный кадастр недвижимости. 76

3.1.1. Кадастровое деление территории кадастрового округа. 77

3.1.2. Организация ведения государственного кадастра недвижимости. 82

3.1.3. Проведение работ по верификации и нормализации баз данных ГРЗ КР в кадастровом округе 100

3.1.4. Создание и обновление картографической основы для целей кадастра, государственного мониторинга земель и землеустройства. 101

3.2 Государственный мониторинг земель и землеустройство. 106

3.2.1. Государственный мониторинг земель. 106

3.2.1.1. Выполнение работ по государственному мониторингу земель. 106

3.2.1.2. Анализ качественного состояния земель. 111

3.2.2. Землеустройство. 123

3.2.2.1 Выполнение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности и по поручению органов государственной власти. 123

3.2.2.2. Создание и ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. 123

3.2.2.3. Контроль за проведением землеустройства, осуществление экспертизы землеустроительной документации, исполнение обращений граждан и юридических лиц по вопросам проведения землеустройства. 125

3.3. Государственный земельный контроль. 126

3.3.1. Организация осуществления государственного земельного контроля. 126

3.3.2. Анализ сведений, полученных при осуществлении государственного земельного контроля 128




3.3.3. Взаимодействие с органами власти. 132

3.3.4. Государственный земельный контроль как мера эффективного управления земельными ресурсами 134

3.4. Государственная кадастровая оценка земель в Республике Башкортостан. 138

3.4.1. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель. 138

3.4.2. Результаты государственной кадастровой оценки земель. 142

3.4.2.1. Земли сельскохозяйственного назначения. 143

3.4.2.2. Земли садоводческих, огороднических и дачных объединений. 150

3.4.2.3. Земли населенных пунктов. 152

3.4.2.4. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. 157

3.4.2.5. Земли особо охраняемых территорий и объектов. 161

3.4.2.6. Земли лесного фонда. 162

3.4.2.7. Земли водного фонда. 163

3.4.3. Определение кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошел государственный кадастровый учет текущих изменений. 164

3.4.4. Анализ результатов рассмотрения обращений по вопросам государственной кадастровой оценки земель. 166

ГЛАВА 4. ЗЕМЕЛЬНЫЙ РЫНОК В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН.. 169

4.1. Сделки по продаже государственных и муниципальных земель. 177

4.2. Сделки с землями граждан и юридических лиц (продажа, дарение, наследование, залог) 178

4.3. Сделки по аренде и продаже прав аренды государственных и муниципальных земель. 182

4.4. Цена земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений. 184

4.5. Платежи за землю.. 186

ГЛАВА 1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Земли, находящиеся в пределах Республики Башкортостан, составляют земельный фонд.

Согласно действующему законодательству и сложившейся практике, государственный учет в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям.

Земля как объект земельных и гражданских правоотношений, общественные отношения, связанные с определением состояния и использования земель. Распределение земельного фонда по категориям земель, по угодьям, по формам собственности и принадлежности.

Рубрика Сельское, лесное хозяйство и землепользование
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 30.08.2018
Размер файла 412,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Распределение земель Республики Башкортостан по формам собственности в разрезе районов и городов представлено в приложении 3.

В собственности граждан находится 2317 тыс.га или 16,2 % земельного фонда республики. Земельные доли граждан в земельном фонде республики составили 15,3 % (2189,2 тыс.га) или 94,5 % земель, находящихся в частной собственности в целом по республике. В течение 2017 года площадь земель, находящихся в частной собственности граждан, уменьшилась на 1,9 тыс.га.

В собственности юридических лиц находится 22,9 тыс.га (0,2%).

Рис. 8 Структура земель в Республике Башкортостан по формам собственности

Изменение земель по формам собственности в Республике Башкортостан за 2017 год

На 1 января 2017, тыс.га

На 1 января 2018, тыс.га

В собственности граждан

В собственности юридических лиц

В государственной собственности в т.ч.

в собственности Российской Федерации

в собственности Республики Башкортостан

в муниципальной собственности

право не разграничено

В течение 2017 года переводы земель из одной категории в другую затронули в большей степени земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, энергетики и транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения, и земли населенных пунктов.

Одной из наиболее заметных тенденций развития земельного законодательства Российской Федерации на современном этапе является усиление взаимодействия земельного и градостроительного законодательства. Необходимо отметить, что такая тенденция наметилась достаточно давно и, в основном, связана с появлением и вступлением в законную силу Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), однако до внесения последних изменений в земельное законодательство не была столь ощутимой. Пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Вопросам правового регулирования в 2017 году в Российской Федерации посвящен ряд нормативно правовых актов.

Распределение земель по категориям показывает преобладание в структуре земельного фонда земель сельскохозяйственного назначения на долю которых приходится 50,9%, а также земель лесного фонда - 40%. На долю земель населенных пунктов приходится 4,7%, при этом города и поселки городского типа занимают площадь 215,2 тыс.га или 1,5% земельного фонда, сельские населенные пункты - 451 тыс.га или 3,2%.

Изменения в структуре земельного фонда связаны, в основном, с предоставлением земель для несельскохозяйственных целей, изменением (установлением) границ населенных пунктов согласно утвержденным и 7 согласованным Правительством Республики Башкортостан генеральным планам, учтенным в Едином государственном реестре недвижимости.

Земельные угодья являются основным элементом государственного земельного учета и подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья.

К сельскохозяйственным угодьям относятся пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища.

Несельскохозяйственные угодья - это земли под поверхностными водными объектами, включая болота, земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью, под постройками, дорогами, нарушенные и прочие земли (овраги, пески и т.п.).

Наибольший удельный вес в структуре земель республики приходится на сельскохозяйственные угодья, площадь которых составляет 7326,9 тыс.га (51,3% территории). Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, занимают 5993,5 тыс.га (41,9%). Под реками, водохранилищами, озерами занято 149,9 тыс.га (1%), под болотами - 50,8 тыс.га (0,4%), под дорогами и застройками - 392,2 тыс.га (2,7%). Прочие земли занимают 364,2 тыс.га (2,5%), нарушенные земли - 17,2 тыс.га (0,1%).

При анализе состояния и использования земельраскрытвопрос упорядочения и обновления учетных данных, межевания и разграничения земель.

В целях получения сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земельных участков, а также сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на этих участках объектов в соответствии с действующим федеральным законодательством осуществлялось ведение Государственного земельного кадастра Республики Башкортостан.

Для последующего проведения процедуры разграничения государственной собственности проводились мероприятия по инвентаризации земель, находящихся в пользовании сельскохозяйственных организаций, покрытых лесами и древесно-кустарниковой растительностью.

Анализ показывает, что основную долю нарушений земельного законодательства составляет самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, что в основном связано со сложностью и продолжительностью процедуры их оформления.

Другой проблемой, связанной со сложностями оперативного изменения планов проверки, является отсутствие возможности учета случаев смены должностных лиц, ответственных за проведение плановых проверок.

Анализ состояния земельных ресурсов Башкортостана показывает, что по-прежнему сохраняется тенденция деградации, отчуждения, загрязнения и захламления почв, которая вызвана процессами эрозии почв, переувлажнением и заболачиванием, переуплотнением почвенного профиля вследствие применения традиционных аграрных технологий.

Всего в 2017 году выявлено 1239,0 тыс. га деградированной пашни, что составляет 8,7% территории республики. В результате залужения переведено в кормовые угодья 1160 тыс. га, в целом залужению подлежит 76,7 тыс. га деградированных почв.

Основной проблемой использования земельных ресурсов является распространение процессов эрозии, которой подвержено 4,7 млн. га, или 64,0% сельскохозяйственых угодий всех категорий земель, еще 1,4 млн. га являются эрозионно-опасными. Основное распространение получила водная эрозия (3,4 млн. га сельхозугодий, из них 2,6 млн. га пашни) и ветровая эрозия. Идет процесс деградации почвенного покрова, снижается плодородие земель за счет снижения содержания гумуса, выявлено более 2000 растущих оврагов, оказывающих негативное воздействие на прилегающие угодья.

Из других процессов, оказывающих отрицательное влияние на состояние сельскохозяйственных угодий в республике, проявляется засоление почв, использование которых затруднено.

Осуществление земельных преобразований, изменение форм собственности и хозяйствования не привели к улучшению землепользования, повышению плодородия почв.

Одни из ключевых показателей эффективности деятельности по управлению землей является объем доходов от использования государственного имущества. В 2017 году в бюджет Республики Башкортостан поступили средства от продажи земельных участков в размере 42,3 млн.руб., в бюджеты муниципальных образований - 400,1 млн.руб.

Оценивая состояние и использование земель в Республике Башкортостан следует отметить, что, с учетом сложившейся ситуации политика земельных отношений должна быть направлена не только на смену земельной собственности, но также и на создание условий для эффективного экологически безопасного землепользования, повышения плодородия почв и роста сельскохозяйственного производства, современной и качественной рекультивации нарушенных и загрязненных земель.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

7. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2017 году [текст] Уфа: Росреестр, 2017. - С. 234.

10. Алексеев В.А. Понятие земельного участка и его определение в российском законодательстве // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2015. № 11. С. 150-157.

11. Боголюбов С.А., Никишин В.В., Устюкова В.В. Земельное право. Учебник. Москва, издательство "Норма", 2004г. - С. 432.

12. Быстров Г.Е. Аренда земли по российскому законодательству: дисс. канд. юрид. наук / Г.Е. Быстров. - М.: МГУ, 2006. -С. 217.

13. Варламов, А.А. Земельный кадастр: Т.2. Управление земельными ресурсами. Учебники и учебные пособия для студентов высш. Учебных заведений/ А.А. Варламов, С.А. Гальченко [Текст]. - М.: КолосС, 2014. С. 528.

15. Гречун С.А. Земельные участки и их части как объекты гражданских и земельных правоотношений // Аграрное и земельное право. 2016. № 4 (136). С. 53-59.

16. Губайдуллина, Г.Р. Управление землями сельскохозяйственного назначения Республики Башкортостан [текст]: учебное пособие / Г.Р. Губайдуллина, И.Д. Стафийчук. Уфа: 2017.- С. 169.

17. Матвиенко, Л.О. Как оформить земельный участок в собственность / Л.О. Матвиенко, А.Н. Соколов. - М.: ИНФРА-М, 2014. -С. 193.

18. Российский статистический ежегодник: стат. сб. М., 2009. 795 с.

19. Сельское хозяйство, охота и лесоводство Республики Башкортостан: стат. сб. Уфа: Башкортостанстат, 2014 С. 198.

20. Хотамова Г. К., Рузикулова А. Т. Экономическая оценка земли в сельском хозяйстве // Молодой ученый. -- 2016. -- №9. -- С. 737-739.

Распределение земель Республики Башкортостан по категориям в разрезе районов и городов на 1 января 2018 года, га


Башкортостан - один из ведущих индустриальных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации.

Ведущие отрасли специализации: топливная промышленность, химическая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, сельскохозяйственная промышленность, легкая и пищевая промышленность.

Распределение земельного фонда Республики Башкортостан по категориям земель

В структуре земельного фонда Республики Башкортостан преобладает государственная и муниципальная собственность на землю.

1. Земли сельскохозяйственного назначения

Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям ( тыс.га)

Площадь категории земель сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан по сравнению с предшествующими годами уменьшилась. Большая часть земель сельскохозяйственного назначения находится в государственной и муниципальной собственности (70 %).

2. Земли населенных пунктов

Площадь городов и поселков городского типа республики составляет 215 тыс.га. Из всех земель передано в собственность граждан 10,8 тыс. га (ИЖС и садоводство). В собственность юридических лиц передано 2,3 тыс.га.

Площадь сельских населенных пунктов составляет 415,6 тыс.га. В собственности граждан находится 82,6 тыс.га земель (ЛПХ и ИЖС). В собственности юридических лиц – 0,6 тыс.га.

Площадь земель населенных пунктов за последние годы увеличивается. Большая часть земель находится в государственной и муниципальной собственности. Рост частной собственности на землю.

3. Земли промышленности и иного специального назначения

Распределение земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения по угодьям

В Республике Башкортостан отсутствуют земли для обеспечения космической деятельности. В 2014 году по сравнению с предшествующим годом площадь земель данной категории уменьшилась на 0,1 тыс.га.

Большая часть земель находится в собственности Российской Федерации.

4.Земли особо охраняемых территорий и объектов

Общая площадь рассматриваемой категории в 2014 году увеличилась. Категория земель особо охраняемых территорий и объектов представлена в основном лесами (85%).

6. Земли водного фонда – 77,9 тыс. га

В % от категории

Земли под водой

Земли под болотами

7. Земли запаса – 21,5 тыс.га

В % от категории

Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд

Земли под водой

Земли под болотами

Распределение земель запаса по угодьям

По состоянию на 1 января 2014 года 21,5 тыс. га земель запаса находится в государственной собственности. В составе земель запаса 7,6 тыс.га занимают сельскохозяйственные угодья, в том числе 1,9 тыс.га – пашня. Это, в основном, удаленные, труднодоступные участки.

Структура земельного фонда Республики Башкортостан хорошо работает на регион. Специализацию и структуру региона не надо менять. Однако, в последующем незначительно сократится площадь земель сельскохозяйственного назначения, возрастет площадь земель населенных пунктов и земель промышленности и иного специального назначения. Также нужно отметить, что доля частной собственности на земли населенных пунктов и земли промышленности и иного специального назначения возрастет.

1. Государственный доклад о состоянии и использование земель в Республике Башкортостан в 2010 году. - Уфа.: Управление Росреестра по Республике Башкортостан, 2011.- 262 с.

2. Государственный доклад о состоянии и использование земель в Республике Башкортостан в 2011 году. - Уфа.: Управление Росреестра по Республике Башкортостан, 2012.- 225 с.

3. Государственный доклад о состоянии и использование земель в Республике Башкортостан в 2012 году. - Уфа.: Управление Росреестра по Республике Башкортостан, 2013.- 262 с.

4. Государственный доклад о состоянии и использование земель в Республике Башкортостан в 2013 году. - Уфа.: Управление Росреестра по Республике Башкортостан, 2014.- 262 с.


В подготовке разделов доклада принимали участие:

Р.Г.Аюпов ‑ начальник отдела государственного земельного контроля; М.Ю.Динмухаметов ‑ начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, Г.З.Рахимова ‑ начальник отдела кадастрового учёта земельных участков, С.Б.Мережников ‑ начальник отдела правового обеспечения, Т.В. Горелова ‑ начальник отдела кадастровой оценки недвижимости.

Техническое редактирование и оформление:

Е.А.Иванов – главный специалист ‑ эксперт отдела информационных технологий.

Содержание

Глава 1. Земельный фонд республики башкортостан 5

1.1. Распределение земельного фонда по категориям земель 5

1.1.1. Земли сельскохозяйственного назначения 6

1.1.2. Земли населенных пунктов 8

1.1.3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения 10

1.1.4. Земли особо охраняемых территорий и объектов 13

1.1.5. Земли лесного фонда 14

1.1.6. Земли водного фонда 15

1.1.7. Земли запаса 16

1.2. Распределение земельного фонда по угодьям 16

1.2.1. Сельскохозяйственные угодья 20

1.2.2. Земли под водой, включая болота 24

1.2.3. Земли застройки 25

1.2.4. Земли под дорогами 26

1.2.5. Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд 26

1.2.6. Прочие земли 27

1.3. Распределение земель в Республике Башкортостан по формам собственности и принадлежности Российской Федерации, Республике Башкортостан и муниципальному образованию 28

1.3.1. Распределение земель сельскохозяйственного назначения 32

1.3.2. Распределение земель населенных пунктов 32

1.3.3. Распределение земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 34

1.3.4. Распределение земель иных категорий 36

1.4. Использование земель производителями сельскохозяйственной продукции 37

1.4.1. Использование земель предприятиями, организациями для производства сельскохозяйственной продукции (сведения о формах собственности и правах на землю) 40

1.4.2. Использование земель гражданами для производства сельскохозяйственной продукции (сведения о правах на землю) 42

1.5. Сведения о наличии земель, предоставленных гражданам в ходе земельной реформы. 46

Читайте также: