Корпоративная структура организации доклад

Обновлено: 04.07.2024

В условиях рыночной экономики, в отличие от условий административно-командной экономики, когда разновидности организационных структур не изучались, предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать на изменения внешней среды и адаптировать организационные структуры к этим изменениям. Проблема выбора организационной структуры, адекватной реальным требованиям внешней и внутренней среды, задачам удовлетворения потребительского спроса, технологического и социального развития стоит перед каждой организацией при любых условиях.

Содержание

1. Понятие структуры организации, характеристики структуры.

2. Структурные разновидности организаций.

3. Тенденции эволюции организационных структур.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

реф.doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

Институт экономики, управления и права

Структурные разновидности организаций

Реферат по предмету "Теория организации"

3 курса ФЭК (ЭУП)

1. Понятие структуры организации, характеристики структуры.

2. Структурные разновидности организаций.

3. Тенденции эволюции организационных структур.

Список используемой литературы.

В условиях рыночной экономики, в отличие от условий административно-командной экономики, когда разновидности организационных структур не изучались, предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать на изменения внешней среды и адаптировать организационные структуры к этим изменениям. Проблема выбора организационной структуры, адекватной реальным требованиям внешней и внутренней среды, задачам удовлетворения потребительского спроса, технологического и социального развития стоит перед каждой организацией при любых условиях.

В связи с этими причинами целью своей работы ставлю определение наиболее подходящих для современного рынка структурных разновидностей организаций посредством их теоретического изучения и анализа, а также получение в полном объеме знаний по этому вопросу с целью их последующего успешного применения на практике.

При написании своей работы в качестве основного материала использовала следующие первоисточники:

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: ИНФРА - М, 2006.

Смирнов Э.А. Основы теории организации: уч. Пособ., - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

Теория организаций и организационное проектирование: уч. Пособ / под.ред Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, Н.Н. Слонова - Саратов: СУ, 1997.

Практически каждый ученый предлагает свою классификацию видов организационных структур. Помимо этого различны степени глубины и полноты описания структур. В своем реферате я попыталась наиболее емко рассказать об основных структурных разновидностей организаций.

  1. Понятие структуры организации, характеристики структуры.

Для более подробного раскрытия понятия, считаю необходимым привести характеристики структуры организации:

Размер организации – количественная характеристика элементного состава.

Административный компонент организации – параметр, характеризующий элементный состав, выделяет ту часть персонала, которая непосредственно не связана с технической стороной производства.

Специализация – разделение труда внутри организации. Дифференциация – состояние разделенности организации. Интеграция – обратный процесс, процесс, объединяющий различные элементные структуры внутри.

Централизация – сосредоточенность элементов, связей, отношений вокруг одного или нескольких, которые считают центром. Централизация власти, централизация пространственного расположения организационных единиц (администрация в определенном месте, и т.д.), централизация снабжения, централизация планирования и т.д.

Конфигурация – в некотором смысле это архетип организационной структуры.

Организационная структура управления – взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.

Звено управления – обособленные подразделения со строго определенными функциями.

Департментализация – процесс организационного обособления выполнения отдельных работ, или же процесс деления компании на отдельные блоки (отделы, секторы), с четко определенными задачами.

Горизонтальные связи – связи кооперации о координации равноправных звеньев управления. Связи согласования.

Вертикальные связи – связи руководства и подчинения. Иерархические, субординационные связи. Связывают разные уровни управления.

Линейные связи – связи подчинения по всему кругу вопросов, т.е. руководитель осуществляет единоличное управление подчиненными по всему кругу вопросов.

Функциональные связи – связи подчинения в пределах реализации определенных функций управления. Могут носить совещательный и информационный характер.

Инвариационные связи – связи, которые не изменяются ни при каких условиях.

Вариабельные связи – связи, которые при изменении организации изменяют свои характеристики.

2. Структурные разновидности организаций.

Линейная структура управления.

Линейная структура управления очень проста по своей сути: основным принципом ее построения является вертикальная иерархия, т. е. соподчиненность звеньев управления снизу доверху. При линейной структуре управления очень четко осуществляется принцип единоначалия: во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство всеми подчиненными ему подразделениями. Все функции управления находятся в руках этого руководителя.

– единство распорядительства, простота и четкость подчинения;

– полная ответственность руководителя за результаты деятельности подчиненных ему подразделений;

– оперативность в принятии решений;

– согласованность действий исполнителей.

– большая информационная перегрузка руководителя, огромный поток

документов, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными звеньями;

– высокие требования к руководителю;

– структура негибка и не позволяет решать задачи, обусловленные постоянно меняющимися условиями функционирования.

Вывод: линейная структура управления применима только в низовых производственных звеньях (в группах, бригадах и т. п.), а также на малых предприятиях в начальный период их становления.

Функциональная структура управления.

Для данной структуры характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную конкретную задачу и обязанности.

Каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций).

– высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение

– специализация подразделений на выполнении определенного вида

управленческой деятельности, ликвидация дублирования в выполнении задач управления отдельными службами.

– нарушение принципа единоначалия;

– длительная процедура принятия решения;

– трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;

– снижение ответственности исполнителей за работу;

Вывод: как и линейная структура, не используется ни одной крупной организацией ни в России, ни за рубежом.

Эта структура является самой распространенной структурой иерархического типа, широко используется во всем мире. Функциональные подразделения могут сами отдавать распоряжения нижестоящим звеньям, но не по всем, а по ограниченному кругу вопросов, определенному их функциональной специализацией.

– улучшение координации в функциональных областях;

– уменьшение дублирования в функциональных областях.

– отсутствие взаимодействия на горизонтальных уровнях;

Марина Крицкая

Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.

Что такое организационная структура предприятия?

Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.

Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?

  • Организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется компания. Ясная структура — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия.
  • Организационная структура связывает участников. Благодаря ей люди, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями.
  • Организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.

Элементы организационной структуры

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.

Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.

Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.

Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.

Традиционные организационные структуры

Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.

Существует несколько типов традиционных структур.

Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.


  • Самый простой вид организационной структуры.
  • В результате жесткого управления формируется жесткая дисциплина.
  • Быстрые решения приводят к быстрым и эффективным действиям.
  • В структурах власти и ответственности существует ясность.
  • Поскольку контроль лежит на одном начальнике, в ряде случаев он может проявлять гибкость.
  • Есть хорошие перспективы карьерного роста у людей, которые выполняют работу качественно.
  • Есть возможности оказывать влияние на начальника отдела.
  • Постоянная проблема — отсутствие специализации.
  • Начальник отдела может быть перегружен работой.
  • Коммуникации осуществляются только сверху вниз.
  • Начальник, обладающий властью, может неправильно использовать ее для своей выгоды.
  • Решения принимаются одним человеком.

Линейно-штабная организация

Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.


  • Позволяет сотрудникам быстро выполнять задачи.
  • Помогает сотрудникам брать на себя ответственные функции и специализироваться на конкретных функциях.
  • Помогает линейным руководителям сконцентрироваться на определенных задачах.
  • При организационных изменениях минимален риск возникновения сопротивления.
  • Сотрудники чувствуют, что их вклад оценен.
  • Среди сотрудников может возникать путаница.
  • У сотрудников недостаточно знаний, чтобы ориентироваться на результат.
  • Слишком много уровней иерархии.
  • Сотрудники могут расходиться во мнениях, что замедляет работу.
  • Более дорогостоящая структура, чем простая линейная организация, из-за наличия начальников подразделений.
  • Решения могут приниматься слишком долго.

Функциональная структура

Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.


  • Высокая степень специализации.
  • Ясный порядок подчиненности.
  • Четкое понимание ответственности.
  • Высокая эффективность и скорость.
  • Отсутствие необходимости в дублировании работы.
  • Все функции одинаково важны.
  • Коммуникация сталкивается с несколькими барьерами.
  • В центре внимания находятся люди, а не организация.
  • Решения, принятые единственным человеком, могут не всегда идти на пользу организации.
  • По мере роста компании становится труднее осуществлять контроль над действиями внутри нее.
  • Отсутствие командной работы между различными отделами или единицами.
  • Поскольку все функции отделены, сотрудники могут не знать о том, что творится у коллег.

Дивизиональная структура

Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.

Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.


  • Структурные единицы, которые не работают, можно легко закрыть.
  • Каждая единица может управляться как отдельное структурное подразделение.
  • Быстрое и легкое принятие решений.
  • Большая независимость у лиц, принимающих решения.
  • Отдельные продукты привлекают отдельное внимание в зависимости от проблем, которые возникают.
  • Организация характеризуется высокой производительностью и эффективностью.
  • Поскольку каждая структурная единица работает самостоятельно, организационные цели не могут быть достигнуты.
  • Нездоровая конкуренция среди внутренних подразделений.
  • Большое количество организационных уровней препятствует развитию бизнеса.
  • Все единицы не могут быть равнозначными.
  • Маркетинг отдельных продуктов может сильно отличаться по стоимости.

Рыночная структура

Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.

  • Сотрудники могут общаться с клиентами на местном языке.
  • Они доступны клиентам.
  • Проблемы на конкретном рынке могут решаться изолированно.
  • Поскольку люди ответственны за конкретный рынок, задачи выполняются вовремя.
  • Сотрудники специализируются на работе на конкретном рынке.
  • Могут выводиться новые продукты для специализированных рынков.
  • Может возникнуть острая конкуренция среди сотрудников.
  • Принятие решений может вызывать конфликты.
  • Трудно определить производительность и эффективность.
  • Все рынки могут не рассматриваться как равные.
  • Может отсутствовать связь между начальниками и сотрудниками.
  • Сотрудники могут неправильно использовать свои полномочия.
  • Географическая структура

У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.

  • Хорошая коммуникация среди сотрудников в том же самом местоположении.
  • Местные работники лучше знакомы с местной деловой средой и могут приспосабливаться к географическим и культурным особенностям.
  • Клиенты чувствуют лучшую связь с местными менеджерами, которые могут говорить на их языке.
  • Отчеты по работе отдельных рынков.
  • Решения принимаются взвешенно.
  • Могут вводиться новые продукты или модификации продуктов, удовлетворяющие потребности определенной области.
  • Может возникать нездоровая конкуренция среди различных географических зон.
  • Этика компании и ее принципы могут отличаться от региона к региону.
  • Отслеживание работы и прибыли каждой области может отнимать много времени.
  • Возможна плохая коммуникация среди сотрудников в различных регионах.
  • Взаимодействие между сотрудниками различных регионов может не сложиться.

Матричная структура

Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.


Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.

  • Сотрудники не работают на временной работе.
  • Руководитель функционального подразделения управляет проектом.
  • Руководитель функционального подразделения несет ответственность в случае, если что-либо идет не так, как надо.
  • Чем больше менеджер по проекту общается с сотрудниками, тем лучше результаты.
  • Менеджер по проекту может реально повлиять на ситуацию, не будучи под контролем.
  • Принятие решений сосредоточено в руках руководителя функционального подразделения.
  • Менеджер по проекту может столкнуться с апатией со стороны сотрудников.
  • Менеджер по проекту не имеет полной власти.
  • Будучи не контролируемыми, сотрудники могут показывать меньшую производительность всего подразделения.
  • Менеджер по проекту обладает слабой властью, которая не позволяет ему контролировать сотрудников.
  • Менеджер по проекту не имеет никакого контроля над управлением рабочей нагрузкой и определением приоритетов в задачах.
  • Менеджер по проекту не может дать отчет о работе.

Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Впервые понятие "корпоративная организация" получило свою значимость в начале прошлого столетия. В развитых странах компании и фирмы начали объединяться в единую систему. На сегодняшний день появилось такое понятие, как "корпоративная культура", которое подразумевает под собой наличие определенных правил и норм. Что же это такое? Корпоративная организация - это сложный и структурный механизм, о котором мы и поговорим в статье.

Краткая история

Первые объединения возникли еще в Древнем Риме. Создание корпоративной организации - это нелегко, так как в те времена такие союзы можно было основывать только с согласия высшего органа власти - сената. После падения Римской Империи корпорации потеряли свое значение. Однако в XII веке люди начали объединяться в группы согласно своим умениям и интересам. Например, купцы создавали союзы с ремесленниками. Главная цель этих организаций состояла в формировании общего производства и увеличении доходов.

Одной из самых старых корпораций принято считать Stora Kopparberget. Ее основная деятельность заключалась в сфере добычи меди на просторах Швеции. Подобные образования были и в Индии. К примеру, Ост-Индская компания. Король Магнус Эрикссон является ключевой фигурой в развитии корпоративных союзов. В XIV веке он издал указ на право реализации бизнес-деятельности. В середине XX века таких предприятий насчитывалось до 7000.

Определение

Корпорация - это союз различных предприятий, которые совершают совместную деятельность согласно своим интересам и специализации. Для компании важно найти добросовестных партнеров по бизнесу, которые приносили бы взаимную выгоду. Например, привлечение иностранных инвесторов, увеличение прибыли, осуществление какого-либо рода деятельности. Немаловажной целью корпоративной организации является рост конкурентоспособности на международном рынке. Он способствует увеличение спроса на продукцию.

Установление стратегии

Характеристика корпоративных организаций

Физические лица, владеющие пакетами ценных бумаг, объединяются для того, чтобы координировать друг друга в экономической сфере. Корпоративная организация - это акционерное общество. Каждый участник этого союза имеет самостоятельный юридический статус. Управление и контроль деятельности корпоративной организации выполняют специально обученные люди - менеджеры. В состав структуры объединения входят управленческие, коммерческие и финансовые стороны. Предприятие может работать как в одном направлении, так и совершенно в разных. Корпорация - это слаженная и структурированная система.

В мире корпоративные союзы подразделяются на три основных типа:

  • Публичные. Такие объединения являются открытыми. Их главная цель состоит в привлечении иностранных инвесторов и увеличении капитала.
  • Интегрированные - это союз промышленно-хозяйственных предприятий. Они заключают между собой договор, по которому головная фирма совершает руководство корпоративной организацией.
  • Партнерские - это сотрудничество нескольких компаний.

В Соединенных Штатах Америки существуют еще несколько видов:

  • Организации, которые связаны непосредственно с бизнесом.
  • Некоммерческие - это школы, университеты, благотворительные фонды и так далее.

Кроме того, они делятся на государственные и частные. К первым относятся все муниципальные и правительственные объекты, а ко вторым - предпринимательские корпорации.

Акционерное общество

Особенности

Структуру корпоративной организации, особенности нетрудно понять. Этот союз имеет ряд характеристик:

  • Во-первых, акционерное общество подразумевает под собой владение ценными бумагами, собственностью.
  • Во-вторых, все управление осуществляют менеджеры, которые входят в совет директоров.
  • В-третьих, каждая компания, которая является участником корпорации, имеет полную независимость от внешних экономических влияний, а также обладает юридическими правами.
  • Интересы акционеров могут отличаться от руководства организацией. Однако их права и обязанности должны быть прописаны в договоре.
  • В основном этот союз подразумевает под собой коммерческую направленность в дальнейшей работе.

Принципы корпоративной организации

Все денежные отношения корпорации должны подвергаться определенным нормам и правилам. Существует несколько принципов, которые помогают координировать финансовые связи.

  • Хозяйственная или промышленная независимость. Этот принцип подразумевает то, что все фирмы имеют право самостоятельно контролировать свою деятельность с целью увеличения капитала. Основная задача - это установление дальнейшей стратегии развития предприятия, а также повышение спроса на продукции и услуг на рынке.
  • Самофинансирование. Компания осуществляет контроль своих доходов и расходов. Главная цель - это увеличение прибыли и расширение своего капитала, привлечение инвесторов. Организация полностью координирует свои вложения с целью повышения уровня конкурентоспособности на международном рынке.
  • Еще важный фактор - это создание дополнительных финансовых резервов. Они необходимы в случае кризиса или других непредвиденных обстоятельствах.

Продумывание стратегии

Управление

Руководством корпорации занимается Совет директоров. Основной их задачей является разработка стратегии по увеличению дохода и активов. Кроме того, они обязаны выполнять контроль деятельности фирм, защищать права акционеров, поддерживать их интересы. Важными органами, которые также участвуют в управлении союза, являются комитеты:

  • Инвестиционный.
  • По вознаграждению.
  • По аудиту.

Эти образования состоят из квалифицированных специалистов, которые улучшают эффективность деятельности всей корпоративной организации. Генеральный директор является представителем этого объединения. В его обязанности входит контроль за работой Совета директоров и комитетов, решение некоторых проблем и вопросов.

Принципы руководства

В управлении и контроле объединения также присутствуют нормы, которым необходимо следовать:

  • Совет директоров обязан принимать и взвешивать все решения, учитывая проверенную информацию о работе акционерного общества.
  • Руководство должно брать во внимание потребности всех членов организации.
  • Превыше всего следует ставить интересы, которые гарантируют дальнейший прогресс в деятельности корпорации.
  • Защита прав акционеров и получение от них дивидендов.

Корпоративная организация

Влиятельные корпорации

К концу прошлого года известный журнал о богатых людях "Forbes" представил миру список самых влиятельных и дорогих организаций на начало 2019 г. Рейтинг:

  • Первое место занимает организация Apple. Корпорация выпускает мобильную технику, компьютеры, планшеты, ноутбуки, телевизоры, часы, наушники. Ее продукция считается очень качественной и дорогой в мире. Apple была создана в 1976 году Стивом Джобсом. За 2018 год компания заработала 183 млрд долларов.
  • Второе место заработала китайская нефтяная корпорация Sinopec. Компания занимается поставкой нефти и газа, а также химической продукции.
  • Нельзя не упомянуть об интернет-объединении Walmart. Основателем компании считается Сэм Уолтон. Она была создана в начале 1962 года. Организация занимается оптовой и розничной продажей разнообразной продукции. Ее прибыль равна приблизительно 125 миллиардов.
  • На четвертом месте расположилась корпорация Microsoft. Компания была сформирована в 1975 году одним из миллиардеров - Биллом Гейтсом. Эта организация изобрела первое программное обеспечение для компьютеров в мире. Microsoft продолжает функционировать и по сей день. В 2018 году ее доход составил 110 млрд долларов.
  • На пятом месте находится Amazon. Организация занимается розничной торговлей, а также поставкой продукции через свою площадку в Интернете. Корпорация появилась на свет в 1994 году благодаря Джефу Безосону. Капитал Amazon за все время составил 71 млрд долларов.

Корпорация Apple

Российские корпорации

На сегодняшний день в России также существует несколько престижных корпоративных организаций. К ним можно отнести такие:

  • "Газпром" был сформирован в далеком 1989 году. Компания занимается добычей природного газа в недрах российской почвы, а также его поставке. Доход организации за 2018 год составил 5 триллионов рублей.
  • "Роснефть" - это вторая значимая корпорация в Российской Федерации. Организация специализируется на добыче чистой нефти и природного газа. Прибыль варьируется до 6 триллионов рублей.
  • Акционерное общество "Сургутнефтегаз" было основано в 1977 году. Компания занимает 496 место в списке топ-500 Fortune Global.
  • "Лукойл" является второй корпоративной организацией в России после "Газпрома" по выручке. Основное направление компании - это нефть.

Решение задач

Создание корпорации

Формирование корпоративной организации - это последовательный и непростой процесс. Корпорация является юридическим лицом, которое способно создавать собственные банковские счета, быть владельцем имущества, устанавливать налоги. Существует несколько ступеней, которые необходимо учитывать при создании такого союза:

  • В первую очередь следует выбрать название для будущей организации. Оно должно быть громким и запоминающимся. В нем можно использовать такие обозначения: Corp., Inc. и так далее. Однако наименование не должно ассоциироваться с государством.
  • Далее нужно произвести регистрацию названия в государственных органах.
  • После необходимо заняться созданием органов управления корпорацией, а именно Советом директоров. Они будут осуществлять подбор сотрудников, контролировать всю работу компании, искать новых акционеров и инвесторов, заниматься финансовыми вопросами.
  • После стоит приобрести все необходимые лицензии и разрешения, позволяющие образованию и работе корпоративной организации.
  • Кроме того, нужно оформить главный документ компании - это устав, в котором будет содержаться вся важная информация. Например, адрес объединения, контактные данные Совета директоров и так далее.
  • Следует оплатить все налоги при подаче заявления на регистрацию организации.
  • Затем необходимо составить правила, по которым будет протекать вся работа компании.
  • После стоит собрать Совет директоров и решить все важные вопросы, связанные с отбором сотрудников и функционированием деятельности корпорации.
  • Далее следует составить договоры с аукционерами.

Партнерские отношения

В чем отличие холдинга от корпорации?

Некоторые считают, что эти два понятия обозначают одно и тоже. Однако существует значимое различие между ними. В чем же оно заключается:

  • Холдинг - это объединение компаний в единую систему. Мелкие фирмы передают все свои акции головной. Материнская компания реализует контроль и управление над дочерними. Кроме того, она создает общие правила и нормы для всех структур, решает проблемы и вопросы подопечных ей фирм.
  • Корпорация - это союз аукционеров. Коммерческие компании объединяются для того, чтобы осуществлять деятельность в одном направлении. Создается совет директоров, который ведет контроль над всей организацией. Каждая фирма в союзе имеет юридический статус и независимость.

Главное отличие заключается в том, что холдинг имеет главную компанию, которая управляет всем механизмом. Участники корпорации могут самостоятельно распоряжаться своими финансами, а также осуществлять деятельность.

Сбалансированное и продуктивное взаимодействие между подразделениями внутри предприятия или между головной фирмой и филиалами зависит от выбранной формы управления.

Организационная структура компании – инструмент менеджмента, разрабатывающийся с учетом рыночных условий и специфики бизнеса для оптимизированного выполнения:

  • определения терминов, объемов и очередности решения задач и проведения работ;
  • распределения трудовых и материальных ресурсов;
  • отладки взаимосвязей между отделами и исполнительными должностями на фирме.

Иерархическая организационная структура компании – четко определенные функции, права и обязанности сотрудников, за управление отвечает центральный узел. Виды систем:


    Линейно-функциональная. Основана на принципе единоначалия, что подразумевает невозможность отдать распоряжение сотруднику, если он не прямой подчиненный. Генеральный директор передает распоряжение руководителям направлений, они – функциональным менеджерам отделов, которые распределяют задачу между конечными исполнителями.


При такой форме управления четко разграничиваются сферы компетенции, а ответственность за результат персонифицируется, но принятие решений становится многоуровневой процедурой.

Данная структура децентрализует управление и позволяет оптимизировать реакцию на изменение рыночной ситуации и адаптироваться к ней, но повышает вероятность затруднений с распределением финансовых средств между дивизионами.

Коллективная работа над конкретными задачами способствует и концентрации усилий, и комплексному подходу.

Применение матричной формы организации разрешает обеспечить создание слаженных проектных команд, стимулирует креативность и сокращает нагрузку на высшие управленческие звенья.

Виталий Кочкин, автор книги “Эффективный девелопмент” в своей статье от 01.11.2016 акцентирует внимание, что органическая сетевая организационная структура компании, основанная на возможностях предоставленных глобализацией и гиперподключенностью, – ключ к сбалансированному и прибыльному бизнесу.


Субконтракция повышает адаптивность к рыночным изменениям, рационализирует издержки и гарантирует сотрудничество только с профессионалами в узкой сфере.

Особенности организационной структуры

Организационная структура компании базируется на эффективном взаимоотношении руководителей разных уровней и подчиненных. Без структуры управления персоналом не обходится ни одна фирма вне зависимости от своего вида деятельности или масштабов.

Создание управленческой системы взаимоотношений позволяет решить такие задачи:

  • передавать указание высшего руководства фирмы непосредственно подчиненным;
  • производить контроль над деятельностью каждого подразделения и сотрудника;
  • оптимизировать рабочие процессы на предприятии;
  • определить размер штата сотрудников, необходимый для корректного функционирования организации.

Варианты взаимоотношений сотрудников

Организационная структура организации построена на основе подчинения персоналу руководству. Взаимоотношения сотрудников для контроля над рабочими процессами делится на две категории:

  • по обоюдному согласию. Такой тип коммуникации существует между сотрудниками, равными по должности и статусу. Благодаря возникновению доверительных отношений между сотрудниками, улучшается контроль рабочих процессов и выполнения распоряжений высшего руководства. Негативный момент такого типа коммуникации – возможность сговора сотрудников и саботирование рабочих процессов;
  • непосредственный контроль. Такой способ организации предусматривает закрепление руководителя за каждой группой рабочих. Управленец осуществляет прямой контроль и корректирует рабочие процессы согласно распоряжениям высшего руководства.

Процесс контроля и коммуникации дополняется стандартами и нормами, которые разрабатываются в рамках конкретного предприятия. В качестве примера – контроль по уровню квалификации персонала или контроль за результатами работы по факту ее выполнения.

Организационная структура производства базируется на комбинации типов контроля и управления персоналом.

Виды организационных структур

Организационная структура управления персоналом на предприятиях базируется на причинно-следственных связях между руководством и подчиненными и представляет собой группировку сотрудников по подразделениям в зависимости от общности рабочих процессов или согласно целевому (функциональному) назначению.

Различают следующие виды организационных структур:

  • линейная организационная структура. Этот тип управления рабочими процессами и взаимодействия руководства и подчиненных базируется на непосредственном участии высшего руководства во всех этапах. Преимущество системы заключается в прямом исполнении распоряжений руководства, а недостаток в большой нагрузке на руководящее звено. Начальник фактически контролирует все процессы, что приводит к возникновению ошибок в управлении компанией;
  • функциональная организационная структура. Данная система основана на распределении нагрузки между руководителем и исполнителями. Работники группируются по отделам в параллельные структуры. В каждом подразделении есть свой руководитель, который получает указания от вышестоящего управленца. Такие типы организационных структур получили распространение в компаниях средних масштабов;
  • линейно-функциональная организационная структура. Фактически это комбинация первых двух видов, где устранены недостатки линейной и функциональной системы;
  • матричная организационная структура. Этот вид отличается группировкой подразделений на одном уровне по обобщающим признакам с прямым подчинением высшего руководства. Дополнительно на каждом уровне формируются подгруппы, у которых есть свои руководители более мелкого порядка. Преимущества системы заключается в высокой эффективности управления персоналом и рациональном использовании рабочих ресурсов.

Организационная структура фирмы выстраивается исходя из профиля компании, количества сотрудников и особенностей производственного процесса.

Организация структуры предприятия

Организация структуры предприятия – определение состава и соподчиненности работ, распределение обязанностей, назначение сроков и отладка взаимодействия между исполнителями и менеджерами.

На практике форму управления выбирают на основании:

  • особенностей предприятия (производство, сфера услуг, купля-продажа);
  • масштаба бизнеса (малый, средний, большой) и ориентированности на местный, национальный или внешний рынок;
  • внедрённых узлов автоматизации производственных и управленческих процессов;
  • уровня подготовки персонала;
  • для компаний промышленного сегмента – характера производства (массовый, серийный, единичный).

Организация структуры предприятия проводится с учетом неизменных принципов:

  • форма управления способствует достижению стратегических целей предприятия;
  • функция менеджмента – основа структуры (руководящий орган вторичен);
  • главные характеристики управления – централизация, специализация и интегрированность;
  • тождественность структур управления и производства.

Организация структуры предприятия – инструмент менеджмента, подразделяющийся на две категории – иерархические и органические формы управления.

Линейные и функциональные формы управления

Иерархические структуры отличаются четким определением функций, прав и обязанностей сотрудников. Линейно-функциональная форма – современный вид бюрократической схемы взаимодействия на предприятии.

Особенности – четкая иерархия и личная ответственность за действия подчиненного, для каждого из которых назначается один непосредственный начальник. Принятие части решений – компетенция генерального директора, что замедляет процессы управления.

Адаптивные формы управления организацией

Органические формы управления легче адаптируются к рыночным изменениям и наукоемким задачам.Совершенная структура сочетает в себе одновременно адаптивные и иерархические преимущества.

Матричная форма считается сложной, но эффективно применяется в банках, IT-компаниях и наукоемких отраслях производства.

Коллективная работа специалистов над выделяемыми им высшим руководством проектами подразумевает креативный, концентрированный и всесторонний подход к решению задач.

Главы отделов направляют одного из своих сотрудников в команду, где задача состоит в применении своих профессиональных навыков, реализации общей политики компании и выполнении распоряжений непосредственного начальника. При этом во время работы над проектом на его руководителя возлагается полная ответственность за организацию работы и конечный результат.

Виталий Кочкин, автор книги “Эффективный девелопмент”, акцентирует внимание на перспективности сферы В2В.

Субконтрактинг обеспечивает рационализацию издержек и управления загруженностью производственных мощностей для контрактора, а компании, принявшие на себя обязательства по договору аутсорсинга, получают прибыль и улучшают имидж.

Организационная структура организаций

Организационная структура организации – это комплекс подразделений компании и их взаимодействие, в рамках чего происходит распределение задач и обязанностей, по которым определяются полномочия руководителей и должностных лиц.

Известно несколько вариантов организационных структур:

  • линейные;
  • функциональные;
  • адаптивные;
  • дивизионные;
  • линейно-функциональные.

Важно учитывать особенности каждого варианта, чтобы понять, – на предприятиях какого типа и масштаба актуально использовать тот или иной вариант организационной структуры для построения более эффективной стратегии, ведущей к достижению поставленных целей.

Характерные особенности каждого метода управления предприятием

При этом им руководит вышестоящее звено в лице главного начальника. Формируется своего рода иерархия директоров. Такой тип – подходящий вариант для малых и средних предприятий.

Функциональная структура организации

Функциональная структура подразумевает выполнение определенных возложенных полномочий. Предполагается формирование разграниченных подразделений.

Основополагающая особенность данной структуры формируется на горизонтальном типе управления. Это оптимальный вариант для грамотно сформированного процесса на крупномасштабных предприятиях.

Примечательно то, что линейно-функциональная организационная структура управления является одной из наиболее применимых версий.

Дивизионный структура организации

Дивизионный тип организации чаще всего можно встретить на современных промышленных производствах. Его основными характеристиками является собственная ответственность внутри подразделения за разработку, изготовление, а также сбыт полученной продукции.

Данная организационная структура организации выступает в качестве наиболее оптимального варианта управления на предприятиях, где задействованы оснащение и технологии.

Все нацелено на максимальный показатель прибыльности, а также завоевание аудитории, укрепление позиций на отраслевом рынке.

Адаптивная структура организации

Адаптивная структура или, как ее еще называют, органическая характеризуется особенностью внутреннего устройства и способностью трансформироваться, подстраиваясь под современные тенденции рынка.

Такая структура без труда подстраивается под вновь заданные параметры.

Для детального ознакомления с особенностями каждой из организационных структур предприятия, которые способны перестроить систему делопроизводства для более эффективного результата, можно посетить тематические проекты, ежегодно проходящие по всей территории РФ.

Матричная организационная структура

Матричная организационная структура представляет собой адаптивную схему управления, повышающую эффективность предприятия и гарантирующую рациональное расходование ресурсов за счет тесного взаимодействия отделов посредством множественного подчинения.

Как правило, управляющих у такой структуры всего три:

  • директор;
  • начальники отделов;
  • руководители проектов.

Такое название данный вид организационной структуры получил из-за своего сходства с матрицей: каждый отдел управляется двумя линиями: начальником и руководителем.

На месте пустых ячеек находятся разнообразные подразделения, назначение которых зависит от направления предприятия.

Позитивные и негативные аспекты матричной организационной структуры

Прежде всего, важно отметить, что матричная структура будет максимально эффективной только на больших предприятиях, где требуется постоянная адаптация под новые требования.

Сам характер деятельности является инновационным или же если ее процесс настолько сложен, что не поддается классической стандартизации. Для более мелких предприятий матричная организационная структура может оказаться неэффективной и неоправданно затратной.

На это есть несколько оснований:

  1. Сложность внедрения. Переход на матричную структуру в зависимости от размеров компании занимает от 1 до 4-5 месяцев. В этот период возможны сбои в работе и задержка сдачи проектов.
  2. Замешательство и непонимание нового стиля работы персоналом. Работу с сотрудниками следует проводить регулярно, разъясняя все аспекты и особенности работы.

Говоря о позитивных аспектах такой структуры, следует назвать следующие пункты:

  • разделение функций и снятие лишних нагрузок с руководителей;
  • четкое разграничение уровня ответственности руководителей по проектам;
  • адаптивность подразделений;
  • простое внедрение новых политик, правил.

К сожалению, самостоятельность подразделений и две линии управления привносят и новые проблемы.

В частности, наиболее значимые негативные проявления включают в себя:

  • проблемы с раздачей приоритетов проектам и распределением времени работы сотрудников над ними;
  • возможность возникновения расхождения стандартов между подразделениями;
  • задержки в принятии решений;
  • конфликты между управляющими ветками.

Все отрицательные явления объясняются тем, что матричная организационная структура является очень сложной для понимания как сотрудников, так и руководителей. Её функционирование – это динамический процесс, уследить за которым сложно даже профессионалу. Именно поэтому такую адаптивную структуру используют только для инновационных проектов и предприятий. Как только проект принимает форму серийного выпуска, он переходит на линейную структуру управления.

Для снижения влияния негативных аспектов необходимо позаботиться о как можно более четком разграничении обязательств и определить ответственность каждого из руководителей.

Опыт внедрения и использования матричных организационных структур на выставках

Функциональная организационная структура

Функциональная организационная структура в системе ключевых показателей эффективности (key performance indicators KPI) является современным признаком оптимизации качества управления бизнес процессами.

Формирование связей между функциональными подразделениями компании с использованием данных KPI значительным образом упрощает управленческие задачи и способствует успешной предпринимательской деятельности.

Оптимизация функциональных организационных структур

Меры по усовершенствованию организационной структуры образовывают почву для каскадирования целей и основания системы целевого управленческого механизма.

Выход на высокие экономические показатели обеспечен предприятиям, что функционируют на основании современных бизнес моделей.

Оптимизированная функциональная организационная структура формируется на основе внесения изменений в процессы стратегического планирования. Оно состоит из целей, миссий и подготовки проектов.

Внедрение системы KPI приводит к небольшим изменениям персональной структуры и не повышает показателей предпринимательских рисков.

Разумеется, даже незначительные организационные трансформации следует учитывать и отражать в новой функциональной структуре бизнеса. Эти действия важны для того, чтобы созданная модель соответствовала организационному административному укладу.


Среди результатов оптимизации организационной структуры за счет внедрения ключевых показателей эффективности выделяют:

  • четкое распределение полномочий и ответственности;
  • закрепление руководства по структурным подразделениям;
  • фиксирование мест всех сотрудников и организационных звеньев в программе функционирования фирмы.

Характер бизнес стратегии обуславливает степень реструктуризации компании, изменения направлений администрирования и финансовой политики.

Разработанная предпринимателем бизнес модель подразумевает поэтапное регулирование следующих организационных подходов:

  1. Процессный (обоснование целей и миссий предпринимательства, сортировка всех операций бизнес планирования, анализа внешнего экономического воздействия, мотивации, организации, контролирования).
  2. Администрирование. Разделение полномочий и ответственности за выполнение бизнес-процессов между субъектами руководящего и исполнительного персонала.
  3. Порядок финансирования. Он составляется, исходя из особенностей административного состава. Создается структура в виде иерархической последовательности пунктов финансовой ответственности.

Оптимизация такой системы достигается за счет регулярного анализа внутрикорпоративных потребностей, повышения квалификации кадров, реорганизации ключевых аспектов управления.

Больше о функциональной организационной структурах на выставках

В ходе деловой программы данных мероприятий (конгрессов, форумов, круглых столов, презентаций) демонстрируются на всеобщее обозрение и оцениваются показатели полученных экономических результатов от воплощения инновационных маркетинговых стратегий, бизнес проектов, оптимизирования организационных и управленческих структур.

Предприниматели, руководители, а также сотрудники среднего звена считают своим долгом приобщиться к тематическим мероприятиям с целью изучения современных тенденций рынка и обсуждения актуальных вопросов относительно развития индустрии.

Отраслевой проект международного масштаба – лучшее место для поиска новой актуальной информации, а также получения оценки ведущих специалистов и руководителей крупных компаний о ведении деловой активности по вышеперечисленным организационным структурам.

Читайте также: