Творчество в первобытной культуре доклад

Обновлено: 14.05.2024

Вместе с развитием древнейших религиозно-мифологических представлений , изменяется мышление древнего человека и, как следствие этого, рождается искусство. Согласно археологическим исследованиям, первые образцы художественной деятельности человека появляются около 30 тысяч лет до нашей эры. Однако изучать их начали лишь в конце 19 века.

Научные исследования первобытного искусства начались с курьеза. В 1879 году испанский ученый-спелеолог (исследователь пещер) Марселино Санс де Саутуола обнаружил в пещере Альтами́ра (Испания, Кантабрия) изображения животных, которые покрывали все её стены и своды. Когда он объявил о своей находке учёным, то его признали… фальсификатором. В доисторическое происхождение этой живописи тогда никто не поверил. И лишь спустя полвека, дочь Саутуолы добилась признания подлинности найденных отцом свидетельств первобытной культуры.

Так, наличие искусства в первобытном обществе стало признанным научным фактом. Наскальные рисунки стали находить повсюду. Перечислим лишь самые известные места обнаружения первобытной живописи: это пещеры Альтами́ра в Испании, Ласко́ и Фон де Гом во Франции, Тасси́ли в пустыне Сахара в Африке, Ка́пова пещера на Южном Урале в России, и многие др. Отметим, что чаще всего такие образцы древней живописи располагаются в очень труднодоступных участках горных районов и, вследствие этого, имеют достаточно хорошую сохранность.

Но вот вопрос - для чего же человеку понадобилось искусство? Как искусство появилось и какие функции в те времена оно выполняло?

Исследуя сюжеты и образы пещерной живописи, учёные сошлись во мнении, что в первобытные времена искусство выполняло ритуальную функцию и применялось в качестве практической магии. Поэтому оно воспринималось древнейшими людьми не как собственно искусство, а как один из способов выживания. То есть, было жизненно необходимо !

Такие ритуалы, как правило, были связаны не только с живописью или скульптурой. В них рождался весь комплекс искусств. Особенностью существования первобытного искусства (в отличие от современного) была его нерасчлененность на виды и жанры, так называемый синкрети́зм - когда изобразительное искусство, музыка, слово, танец, театральная пантомима, были частью единого магического действа и существовали неразрывно друг от друга.

Нет сомнений в том, что уже тогда существовала музыка. Археологи неоднократно находили древнейшие музыкальные инструменты – ударные, простейшие духовые и струнные. Можно предположить, что ритуал сопровождался не только музыкой и пением, но и произнесением заклинаний – прообраз искусства слова (литературы). Наверняка исполнялись танцы и разыгрывались сцены будущей охоты - зарождение театрального искусства. Но мы не можем о них сегодня судить, так как свидетельств всего этого не дошло до нашего времени. Поэтому рассуждать о первобытном художественном творчестве можно лишь на основании сохранившихся памятников изобразительного искусства.

Как уже говорилось, образ человека в живописи палеолита не занимал значительного места. Однако это утверждение не относится к пластическому искусству, о чём свидетельствуют повсеместные находки скульптур, изображающих женщин. Их принято называть палеолити́ческими Венерами .

Появление таких изображений учёные связывают с Культом Великой Матери и с матриархатом, как следствием этого культа. И вот перед нами возникает очень узнаваемый, характерный женский образ: огромные грудь и живот, но плохо проработанные голова (зачастую отсутствуют черты лица), руки и ноги. Всё это указывает на то, что древний скульптор изображал не женщину как таковую, а лишь пытался изобразить её главную функцию, предназначение – быть матерью, продолжательницей рода. В таком случае, изготовление таких скульптур тоже носило религиозно-магический характер, рассматривалось как возможный способ выживания рода или племени через обращение к Духу Плодородия посредством искусства.

Вам интересно, как развивалось первобытное искусство в последующие периоды? Как отражались в нём изменения в жизни человеческого общества? Об этом читайте в следующей статье.

О первобытной культуре вы можете почитать и другие статьи автора, пройдя по ссылкам ниже :)

Культура первобытного общества — самый длительный период по становлению и развитию. Все имеющиеся у людей научные знания, мифология, религия и искусство находились в тесном взаимодействии друг с другом, отдельно они не существовали. Каждый член общества был носителем сразу всех составляющих элементов культуры.

Культура первобытной эпохи

Особенности первобытной культуры

Теория, дающая объяснения процессу возникновения первобытной художественной культуры — антропосоциокультурогенез. В настоящее время имеется сразу несколько теорий её становления. Различие во взглядах не мешает ближе познакомиться с основными моментами жизни предков.

Согласно археологическим данным, первобытные люди впервые появились в юго-восточной Африке. Эту версию нельзя считать окончательной, так как существует ещё одно предположение — история первого человека начинается с земель северной Индии.

Процесс формирования

Культура первобытного общества

Процесс формирования современного типа человека начался около 3−3,5 млн лет назад. Первые следы жизни были найдены на территории Африки, во время проведения олдувайских раскопок. В последующие тысячелетия люди начали осваивать ранее не обжитые территории: вначале это были благоприятные и тёплые районы, а после стали перебираться жить стадом в более суровые климатические и географические зоны.

Расселение по разным территориям способствовало появлению заметных расовых различий между людьми. Освоение новых земель связано с долгой изоляцией определённой группы, а это уже приводило к возникновению первобытно-общинных культурных различий. В новой среде обитания пришлось столкнуться с неизведанными природными явлениями, вместе с этим менялась и пища. Так были заложены основы первобытной культуры.

Главным приспособлением к разнообразным жизненным условиям стал труд. Примерно 2,5 млн лет назад люди начали делать орудия из камня, шкур убитых животных, дерева и даже из некоторых растений. Все люди занимались охотой, собирательством, рыболовством и созданием предметов для дома. Параллельно с этим развитие получили и духовные отношения — начали возникать обряды, обычаи, игры и т. д.

Первичные знаковые системы

В занятиях формировались первичные знаковые системы (например, средства счёта). С развитием языка произошёл переход от невербального взаимодействия жестами к разговорному. Основной их целью было соединение определённых групп людей. В культуре первобытности были замечены и элементы творчества. Люди учились ориентироваться на местности по различным предметам, расширяли свой рацион, выбирали новые материалы для изготовления орудия, научились добывать и использовать огонь.

Особенно стремительно культура начала развиваться после того, как у человека появилось желание покорить себе всю планету, так родились мифология и магия. Все эти творения того времени легли в основу формирования современной цивилизации.

Первобытная культура кратко

Процесс развития

Эпоха развития первобытной культуры считается самой длительной в истории жизни людей. Историки делят её на несколько периодов, в зависимости от того, из какого материала изготавливались орудия труда. Периодизация:

  • Каменный век (начался около 40 тыс. лет назад и продлился до 4 тыс. лет до нашей эры).
  • Бронзовый (3−2 тыс. до н. э.).
  • Железный век (I тысячелетие до нашей эры).

Следует дать краткую характеристику основных этапов культуры древнего общества.

Характеристика этапов

В каменный век (палеолит, мезолит, неолит) изобретались простые орудия труда из камня. Люди начали строить лодки и рисовать на скалах. Со временем приручили животных и стали разводить домашний скот.

Культура первобытного общества кратко

Были изобретены лук и стрелы. В 9−4 тыс. до н. э. окончательно сформировалось скотоводство и земледелие и была усовершенствована техника обработки камня.

В бронзовый век произошло отделение ремёсел от других занятий и возникли первые первобытные государства.

С наступлением железного века развитие мировой человеческой культуры заметно ускорилось.

В первобытном обществе доминировали кровная связь и естественное разделение труда. Родство определялось по женской или по мужской линии. Большую эволюцию пережили брачно-семейные отношения — были запрещены браки между близкими родственниками.

Древние люди научились изобретать материалы — ткань, керамику и пряжу. Появились и средства передвижения — лыжи, санки, повозки.

Важную роль в зарождении и развитии культуры сыграла неолитическая революция — процесс перехода от присваивающего труда к производящему. С возникновением земледелия заметно улучшился общий уровень жизни людей. Начала расти численность населения, стали возводиться культовые строения и памятники. Возникали первые городища — крупные поселения, просуществовавшие несколько веков.

Духовная сторона

Первые её зачатки произошли в эпоху палеолита. Духовную культуру первобытного общества кратко можно описать, назвав её характерные черты. К ним относят:

Духовная культура первобытного общества

  • Медленный темп развития. Люди придерживались определённых традиций.
  • Сознание человека было полностью погружено в материальную жизнь. Всё было привязано к конкретным вещам. Преобладало чувственное восприятие реальности.
  • Соединение с природой. Человек неразрывно был связан с происходящими вокруг него природными явлениями.
  • Первобытные люди не умели писать. Этим объясняется отставание в культурном развитии.

Много веков назад начало появляться искусство, оно помогало освоить мир в символической форме. Практически все виды творчества зародились именно в древнем обществе.

У первобытных людей того времени образовались предпосылки для формирования всех сфер духовности. Культура первобытной эпохи и её развитие изучается на школьных уроках культурологии и истории. Чтобы лучше понять материал, рекомендуется составить таблицу или сделать доклад. Кроме того, о первобытной культуре кратко можно написать конспект, указав в тексте хронологические границы и основное содержание конкретного этапа.

Культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая культура насчитывает более 30 тыс. лет. Когда человечество перешло от охоты и собирательства к земледелию (5-6 тыс. лет назад), закончился период первобытного искусства и первобытной культуры. Начался период ранних государств, письменности и городской цивилизации. Таким образом, первобытная культура - это до - и бесписьменная культура. С земледелием и скотоводством человечество знакомо менее десяти тысяч лет, а до того на протяжении сотен тысяч лет люди добывали пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Примитивных охотников и собирателей, рыболовов и огородников (в крайнем случае - ранних земледельцев) можно называть первобытными людьми, а зрелых земледельцев и скотоводов, сформировавших государства, правильнее именовать древними людьми (но никак не первобытными в строгом смысле). Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Их часто называют осколками или пережитками первобытного общества.

Наиболее важное явление культуры первобытного общества – это синкретизм. Синкретизм – это нерасчлененность, невыделенность, единство нескольких явлений, которые потенциально могут существовать самостоятельно. В первобытной культуре можно выделить несколько видов синкретизма:

1. синкретизм человека с природой выражается в тотемизме, где обнаруживается тождество между растением или животным и человеком или родовой группой. Животное или растение воспринимается как предок рода, в которую вселяется душа умерших предков.

2. синкретизм человека с коллективом выражается в том, что первобытный человек, какими бы индивидуальными способностями не обладал, не мог в одиночку противостоять грозной силе природы. Только в полном слиянии с коллективом, растворении в нем без остатка мог человек обрести возможность личного своего существования.

4. синкретизм объективного и субъективного выражается в магических действиях, где нет разделенности между своими творческими возможностями и своей зависимости от окружающего мира. Первобытные люди уверены в том, что определенная последовательность их действий или действий специального колдуна может дать им столь необходимые для их жизни природные блага.

5. синкретизм в духовности выражен в тесном переплетении рационально-логического с эмоциональным, что дает повод делать вывод о том, что у первобытных людей отсутствует логическое мышление. Однако последовательность трудовой деятельности давала положительный результат. Например, байдарка алуэтов столь совершенна, что современный конструктор вряд ли что добавит для совершенствования ее морских качеств.

Мышление первобытных людей было логичным, но логика эта специфична, она вычленяет отношения сходства и различия смежности в пространстве и последовательности во времени. Более глубокие связи для первобытного мышления недоступны. Для первобытной культуры характерен антропоморфизм – одушевление всего окружающего мира, проистекавшее из ощущения неразрывного единства человека и природы.


Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества, возникло в каменном веке около 35-40 тысяч лет тому назад, когда появился человек современного типа. Первобытное искусство представлено первобытной музыкой, танцами, песнями, обрядами, а также наскальными изображениями, скульптурой, украшениями тела, мегалитами.

Одной из главных функций первобытного искусства была фиксация и передача последующим поколениям приобретенного социального опыта, знаний и умений. Возникновение искусства означало шаг вперед в познавательной деятельности человека, оно появилось на основе повседневной жизни первобытных людей. Искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, инсценировок занятий первобытной общины, жизни животных. В возникновении песни и музыки значение имели ритмы трудовых процессов, музыкально-песенное сопровождение помогало в организации коллективного труда. В первобытном искусстве выделяют этапы позднего палеолита (до одиннадцатого тысячелетия до н. э.), мезолита (до седьмого тысячелетия до н.э.), неолита (до четвертого тысячелетия до н.э.).

Первый образец изобразительного искусства каменного века обнаружил французский археолог Эдуар Ларте. В 1836 году в гроте Шаффо (департамент Вьенн на юго-западе Франции) он обнаружил пластинку с гравировкой. Он же нашел изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла-Мадлен. Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм — неразделенность искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друг. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens. Возможности психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

Первые памятники первобытного искусства моложе первых орудий труда примерно на миллион лет. Памятники искусства каменного века (наскальные изображения, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах) посвящены исключительно сценам охоты на животных, главным объектом творчества были звери. Параллельно с реалистическими изображениями существовали абстрактные.

В палеолитической живописи каждая фигура значима сама по себе, вне зависимости с другими; первобытные люди не имели представления о композиции. Наскальные рисунки изображали животных — объект охоты; живопись выполняла роль магического обряда, при помощи которого охотник надеялся убить реального зверя. На многих рисунках обнаружены следы от ударов копья. Но изображаемые звери могли представлять собой тотемы — священных животных, родоначальников рода и объект почитания племени. Неслучайно наскальные росписи размещались в глубине пещеры, как бы в особом святилище.

Необособленное в специальный вид деятельности, связанное с охотой первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Реконструируя процесс появления первобытного изобразительного искусства, искусствоведы выделяют три этапа, каждый из которых характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы: натуральное творчество (композиции из туш, костей), искусственно-изобразительная форма (глиняная скульптура, барельеф, профильный контур), верхнепалеолитическое изобразительное творчество (росписи пещер, гравировки на кости).

Натуральное творчество включает обрядовые действия с тушей убитого зверя, позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Сначала использовался естественный фигурный объем — холм, скальный выступ. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооруженный постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась звериная голова. Искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, накопление опыта выразилось в полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

В росписях преобладали фигуры животных, являвшихся объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, иногда расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись белой, черной, красной, коричневой, желтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Белая и черная краски использовались реже.

В позднем палеолите появляются первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Наибольшее число находок мадленской эпохи сделано в Пиренеях на юго-западе Франции и северо-западе Испании. В этот период распространилась традиция украшения предметов повседневного обихода, сделанных из кости или бивня (ножей, резцов, скребков, гарпунов, игл).

Характерной чертой палеолитического искусства является наивный реализм, а его основой — отображение природы в персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. Первые образцы искусства помогают понять самое существенное в мышлении первобытного человека. Его духовные силы направлены на постижение законов природы. Охотник до тонкостей изучал повадки дикого зверя, именно поэтому убедительно сумел показать их в росписях. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь безлики палеолитические скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой системы сложных по своей структуре символов, несущих эстетическую нагрузку. С их помощью передавались разнообразные понятия или человеческие чувства. Образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории Украины (Мезинская стоянка), на Дону (Костенковско-Боршевские стоянки), Сибири (Буреть, Мальта).

Мезолит и неолит

В мезолите в связи с переменой климата исчезли многие виды животных, изменился характер деятельности людей, их обычаи и восприятие мира. Изменения завершились в эпоху неолита, когда переход от охоты и собирательства к скотоводчеству и земледелию усложнил характер отношения человека к миру природы. Произошли сдвиги в осмыслении магического назначения изображений. Их стали размещать вблизи от входов в скальные укрытия, затем снаружи пещер — на склонах скал, на обрывах.

В период неолита человек становится главным лицом в изображаемом пространстве. Пейзаж обычно отсутствует, нет перспективы, но композиции динамичны, люди представлены в постоянном движении. Одомашнивание животных привело к тому, что они заняли более скромное место рядом с человеком. В охотничьих сценах звери стали занимать подчиненное положение по отношению к людям, вместе с тем сохранился контраст между реалистическим изображением животного и стилизованным изображением человека. Появилась техника живописи по плоской тонированной поверхности. Зачастую фигуры изображались схематично, при помощи линий и треугольников. Изображения в основном одноцветны; использовались красная, оранжевая, черная, изредка белая минеральные краски. Помимо охоты в рисунках появились сцены ритуальных танцев, выпаса скота, сражений (росписи в Морелья ла Велья, Испания).

В период перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия; сильнее, чем прежде, развивалось декоративно-орнаментальное направление, сложившееся в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды).

В период неолита и энеолита в Египте, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китае распространилось искусство, связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепровской области и Китае — сложные криволинейные, главным образом спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине, Египте — прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративным орнаментом у земледельческих племен существовала скульптура.

В эпоху неолита появились первые мегалиты (кромлехи, менгиры, дольмены), первые образцы моментальной архитектуры использовались для культовых целей, захоронений. Каменные статуи-менгиры представляют женщин, реже мужчин или божества без признаков пола. Руины мегалитических построек сохранились на территории Европы, Южной Америки, Азии. Крупнейшая мегалитическая постройка второго тысячелетия до н.э. Стоунхендж в Солсбери (Великобритания) представляет собой вертикально установленные по кругу камни — кромлехи весом до 50 тонн.

У лесных охотников и рыболовов Северной Европы и Азии бытовали мотивы и формы искусства, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике). Наскальные изображения эпохи неолита и поздней бронзы создавались в Средней Азии (Зараут-Сай) и на Кавказе (Кобустан). В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового века и начале железного века звериный стиль. Богатое и разнообразное искусство, органически связанное с формами первобытного искусства, продолжало существовать вплоть до 19-20 веков у народов, сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании и Южной Америки, народы Африки).

Художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Если в древнейший период преобладают изображения статических объектов, то затем произошел поворот к обобщению, схематизму, стилизации. Жизненные образы заменялись знаком, имитации — символом. Первобытный человек еще не стал пассивным потребителем искусства, был такой же мере художником, как и охотником, воином, земледельцем.

Читайте также: