Лады народной музыки доклад

Обновлено: 06.05.2024

лады народной музыки

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

лады народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.


С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

лады народной музыки примеры

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

E – F – G – A – B – C — D

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

F – G – A – B – C – D — E

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

D – E – F – G – A – B — C

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

G – A – B – C – D – E — F

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

A – B – C – D – E – F — G

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

B – C – D – E – F – G – A

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Семиступенные лады народной музыки являются разновидностями мажорного и минорного наклонений. Они способны придать любому музыкальному произведению неповторимый звуковой оттенок.

Содержание статьи

Лад народной музыки и его виды

  • Лад народной музыки и его виды
  • Как настроить балалайку по-деревенски
  • Жанры и виды народного творчества

Лады в народной музыке

Лад - система взаимоотношений звуков. Когда аккорд звучит на протяжении длительного времени, хочется его разбавить, чтобы музыка заиграла более интересно. В данном случае на помощь приходят лады. Они могут также послужить прекрасной основой для построения аккордов и аккомпанемента. С их помощью создаются по-настоящему уникальные модуляции, переходы.

Некоторые считают, что для музыки каждой народности присущи строго определенные лады. На самом деле подобную кодировку звуковые ряды получили уже тогда, когда стала развиваться теория музыки, а в Европе были созданы искусственные тональности. Музыкальные произведения разных народов, действительно, отличаются между собой, но в каждой культуре могут быть использованы сразу несколько звуковых рядов.

В народной музыке выделяют 7 ладов. К первой группе мажорного наклонения принадлежат лады:

  • ионийский;
  • лидийский;
  • миксолидийский.

Ко второй группе минорного наклонения относят лады:

  • фригийский;
  • дорийский;
  • эолийский;
  • локрийский.

Для людей, не имеющих музыкального образования, эти названия знакомы плохо. Но лады "мажор" (ионийский) и "минор" (эолийский) достаточно популярны и у всех на слуху.

Мажорный лад - веселый, оптимистичный. Минорный, наоборот, считается грустным и нагнетающим. Выбирая нужное сочетание, можно придать музыкальному произведению определенный оттенок, настроение, передать через музыку слушателям собственные чувства. Если бы музыка строилась только на мажорном и минорном сочетании в классических вариантах их построения, этот вид искусства был бы скучным и однообразным. Многообразие ладов лишает музыкальные произведения, в том числе и народные, этого недостатка.

Ионийский лад

Ионийский лад - натуральный мажорный лад. Его можно построить от любой ноты. В народной музыке такое сочетание считается одним из самых популярных и востребованных, особенно когда речь идет о шуточных и веселых произведениях. Универсальная формула, по которой возможно построение лада: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Например, если начинать строить по ней лад от ноты "до" получится "до-мажор".

Эолийский лад

Эолийский лад также имеет свою формулу: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. При помощи нее можно получить минорный лад от любой ноты. Такие звукоряды используют при создании медленных музыкальных композиций, баллад.

Дорийский лад

Дорийский лад был известен со времен античности и средневековья. Название произошло от одноименного названия греческих племен. Дорийский лад схож с минорным, но его главное отличие в том, что шестая ступень является повышенной. Его можно построить по формуле: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон.

В настоящее время очень популярна смесь дорийского лада и блюза. Дорийский блюзовый аккомпанемент - очень интересное направление в музыке. Дорийский лад называют подвижным и ловким. В народной музыке он используется очень часто. Несмотря на минорность, он придает музыкальным произведениям особую глубину. Его можно услышать в музыке кельтских народов.

Фригийский лад

В отличие от эолийского, у этого лада пониженная вторая ступень. Формула для его построения выглядит следующим образом: полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Этот лад можно услышать в быстрых народных музыкальных произведениях. Специалисты называют его стремительным, строгим, гневным, побуждающим к борьбе. Такая музыка оригинально воспринимается на слух. В ней много скачков, резких перепадов.

Локрийский лад

Локрийский лад принадлежит к минорным. Отличие от классического звукового ряда заключается в понижении второй и пятой ступени. Его построение возможно от любой ноты по простой формуле: полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-тон. В народной музыке это сочетание звуков используется часто. Специалисты называют его спокойным, печальным. На определенных нотах он звучит достаточно мрачно и даже отрешенно. У слушателей создается ощущение некоторой таинственности.

Миксолидийский лад

Миксолидийский лад можно построить по формуле: тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон. За основу можно взять лад ионийский и понизить в нем седьмую ступень. Для людей, занимающихся музыкой профессионально, это не составит труда. Например, вместо "си" нужно взять "си-бемоль". Звучание лада очень приятное, быстрое, но в то же время переменчивое. Его характер сравнивают с характером молодых и очень вспыльчивых людей, которым сложно определиться со своими чувствами.

Лидийский лад

Лидийский лад - мажорный. Его отличительным признаком от классического мажорного сочетания звуков является повышенная четвертая ступень. Формула для построения выглядит следующим образом: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. Лидийский ряд может быть спокойным, но в определенный момент звук кажется очень ярким, взрывным. Человеческий слух сразу реагирует на повышение четвертой ступени сочетания.

Лидийский ряд встречается не только в народной, но и в современной, в рок-музыке. Композиции, в которых используются лидийские лады, построенные на разных нотах, кажутся сказочными и имеют оригинальный оттенок звучания.

Существуют и другие классификации, но они являются более углубленными. Профессиональные музыканты делят лады на несколько групп:

  • автентические (с устоем на первый и пятый звуки);
  • плагальные (с устоем на первый и четвертый звуки);
  • гиполады (первый звук выступает в роли относительного устоя).

Редкие и распространенные лады в народной музыке

В русской, болгарской, венгерской народной музыке встречаются очень оригинальные лады с увеличенными секундами. Их называют дважды гармоническими. Такие лады можно построить как в мажорной, так и в минорной гаммах.

В русских народных музыкальных произведениях можно услышать искусственные лады, которые бывают уменьшенными или увеличенными. Они хорошо характеризуют нереальных, сказочных персонажей.

Если проанализировать русские народные произведения, можно услышать, что многие из них построены на гамме дорийской. Именно это необычное сочетание звуков дарит ощущение мужественности, величия, силы, но при этом остается несколько мрачноватый оттенок. Фригийский ряд также встречается в народных мотивах.

У народов Восточного Средиземноморья популярна оригинальная музыка. Ее сложно отнести к мажорному или минорному ряду на слух, так как она кажется грустной и веселой одновременно. В основе этих произведений лежит лидийская гамма. Именно на ней построены многие песни еврейских народов.


Лад – одно из первостепенных понятий в русской музыке, которое имеет сразу несколько значений. Рассмотрим подробнее.

Чаще всего под словом имеют в виду мажорный или минорный лад. Кроме того, так называют звукоряды. Это тоже музыкальное понятие. Так именуют череду последовательных звуков, которые расположены по высоте и следуют друг за другом вверх или вниз. Каждая клавиша в отдельности именуется ступенью.

Лады в сольфеджио.

Диатонические лады

Диатоника – система интервалов, которая состоит из семи ступеней. Все звуки в ней могут следовать по чистым квинтам. Она в состоянии составлять различные лады в зависимости от нахождения устоев в звукоряде. Это специфическое понятие. Устой – это субъективное название, устойчивая ступень, к которой тяготеет неустойчивая.

Диатонические лады раньше называли церковными или народными. Они состоят из семи ступеней. По своему строению очень похожи на натуральный мажор или минор. Поэтому их также принято называть натуральными.

Но стоит учитывать следующее. Диатонический лад самостоятелен и не зависит от натурального мажора или минора. Разница между ними заключается в том, что тоникой становится другая, не 1-я ступень.

Применяются диатонические лады в сольфеджио (дисциплина, направленная на развитие музыкального слуха). Это улучшает интонирование и помогает прочувствовать и запомнить особенности каждого звукоряда.

виды диатонических ладов

Существуют такие лады:

Диатонические лады в музыке

Русские композиторы.

Диатоника в русских музыкальных произведениях сложна и многогранна, основана на бесконечной перемене ладов и глубинной связи с прошлым.

Гаммы

Это череда последовательных звуков, которые идут вверх или вниз в пределах одной или двух октав.

Октава – промежуток между двумя клавишами с одинаковым названием (например, от "ре" – до "ре"), который охватывает 8 звуков.

Мажорные и минорные гаммы.

Все гаммы делятся на две группы: мажорные и минорные.

Мажор

Рассмотрим это понятие подробнее. Мажорные гаммы строятся по следующему принципу:

  • два тона;
  • полутон;
  • три тона;
  • полутон.

Гармонический - мажорный звукоряд, в котором понижается 6-я ступень. Для удобства стоит пояснить в виде интервалов:

  • тон;
  • тон;
  • полутон;
  • тон;
  • полутон;
  • полтора тона;
  • полутон.

Мелодический - в нем 6-я и 7-я ступень понижены. Когда гамма идет вверх, данные звуки понижаются, а в обратном направлении происходит отмена, и гамма звучит в своем натуральном виде.

Самой легкой для игры на фортепиано по праву считается гамма до мажор (C dur), так как она не содержит знаков при ключе и состоит только из белых клавиш (в натуральном виде).

Минор

Состоит из последовательной очередности:

  • тон;
  • полутон;
  • два тон;
  • полутон;
  • два тона.

Гармонический - повышается 7-я ступень.

Мелодический - повышаются 6-я и 7-я ступени. В нем первые 4 ноты звучат в миноре, а следующие 4 – в мажоре.

К элементарной минорной гамме для игры на фортепиано относится ля минор (A moll).

Стоит учитывать следующее. Существуют хроматические гаммы, которые состоят только из полутонов.

Не забываем и следующее. Минорные и мажорные гаммы, в свою очередь, бывают двух видов:

  1. Диезные. Это те тональности, которые при ключе имеют диез – символ, который требует повышения звука на полутон.
  2. Бемольные. Гаммы, которые имеют ключевой знак бемоль – символ, подразумевающий понижение звука на полутон.

Лады в русской музыке.

Рассмотрим, зачем это нужно. Мажорные и минорные гаммы применяются для развития техники пианиста, улучшения координации рук и беглости пальцев. Используются в качестве упражнений, разминки перед игрой. При постоянной практике они повышают выносливость мышц.

С такой же целью играют расходящиеся гаммы: после восхождения руки расходятся, а затем вновь соединяются и вместе следуют вниз. Это усложняет упражнение и продлевает его.


Семиступенные лады в народной музыке встречаются довольно часто. Последовательности интервалов между ступенями в этих ладах различны, что отличает их от натуральных мажора и минора, а также друг от друга. Несмотря на это, основой этих ладов является либо мажорный лад, либо минорный, поэтому лады народной музыки можно рассматривать как разновидности мажорного или минорного лада.


Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Основных ладов было шесть. Каждый из них можно сравнить с современным мажором или минором:

Урок сольфеджио №14: Лады народной музыки. Другие лады

Существовал также локрийский лад, который использовался редко, и отличался от минора двумя пониженными ступенями — II и V:

Описание звукоряда

Название

Мажор, повышена IV ступень

Мажор, понижена VII ступень

Минор, понижена II ступень

Минор, повышена VI ступень

Из современных ладов большое значение имеют увеличенный и уменьшённый лады, введенные в употребление в середине 19 века.

Урок сольфеджио №14: Лады народной музыки. Другие лады

В увеличенном ладу шесть звуков расположены последовательно по тонам, седьмой звук-повторение тоники. Написание увеличенного лада свободное — любой звук можно заменить энгармонически:


" src="https://muzshok.by/uploads/images/urok-solfedzhio-14-lady-narodnoj-muzyki-drugie-lady-9.jpg" style="width:100%" />

Читайте также: