Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы доклад

Обновлено: 17.05.2024

Культура здоровья как фактор формирования здоровья сберегающей среды школы.

"Если вы не думаете о своем будущем,
у вас, его не будет…”
выдающий философ XX века
Бертран Рассел.

Актуальность проблемы.

В законе "Об образовании” сказано: " Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”.

Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте. Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. В связи с существенным обновлением содержания образования, форм и методов обучения, техническим переоснащением школ, созданием новых моделей образовательного учреждения. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом учебные программы не адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьников.

Сохраняется пассивная позиция семьи и детей по отношению к собственному здоровью. Государственная финансовая поддержка недостаточна. Нет единого программного обеспечения школ, занимающихся проблемами здоровья.

Регионы, школы разрабатывают свои программы, исходя из собственного понимания проблемы.

Все это создает реальные предпосылки для дальнейшего ухудшения здоровья школьников.

Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса

Проблема создания культуры здоровья рассматриваются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.В. Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и многие другие.

Как известно, в научной литературе – медицинской, педагогической, психологической, социальной и т.д. – представлено большое количество определений понятия "здоровье”, которое уже в исторически отдаленные времена связывалось с отсутствием болезни и с заключением о том, что если человек не болен, значит, он здоров.

Исследуя понятие "здоровье”, обнаружилось около 300 определений здоровья. Среди них можно выделить основные, где здоровье определяется как:

1) состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека (жизнеспособность);

3) целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции;

4) состояние психической деятельности. Иначе говоря способность личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро– и макросоциальной среде.

Суммируя ряд основных определений - здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека. Исходя из этого понятие "культура” является сложным междисциплинарным понятием, а точного определения культуры до сих пор нет. Поэтому различаются несколько составляющих общей культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую, валеологическую. Т.образом, понятие " Культура здоровья” – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:

  • Организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;
  • Социальное здоровье учащихся;
  • Здоровье учителя;
  • Благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

"Воспитание культуры здоровья” – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем.

– Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:

  • В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
  • В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  • В нравственном плане – честен, самокритичен;
  • В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
  • В эмоциальном плане – уравновешен, способен удивлятся и восхищаться.

– Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно– духовного организма;

Оздоровление понимается как форма развития и расширения психофизиологических возможностей ребенка. Индивидуально – дифференцированный подход является средством оздоровительно – развивающей работы (учет психомоторики, тревожности, интеллекта).

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Это исходный фон.


Доклад на педагогический совет школы. Материал поможет учителю в формировании здорового и безопасного образа жизни школьников, формировании культуры здоровья.

Описание разработки

Актуальность проблемы.

В законе “Об образовании” сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”.

Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте. Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.

В связи с существенным обновлением содержания образования, форм и методов обучения, техническим переоснащением школ, созданием новых моделей образовательного учреждения. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом учебные программы не адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьников.

Сохраняется пассивная позиция семьи и детей по отношению к собственному здоровью. Государственная финансовая поддержка недостаточна. Нет единого программного обеспечения школ, занимающихся проблемами здоровья.

Регионы, школы разрабатывают свои программы, исходя из собственного понимания проблемы.

Все это создает реальные предпосылки для дальнейшего ухудшения здоровья школьников.

Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль.

Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса

Проблема создания культуры здоровья рассматриваются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.В. Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и многие другие.

Как известно, в научной литературе – медицинской, педагогической, психологической, социальной и т.д. – представлено большое количество определений понятия “здоровье”, которое уже в исторически отдаленные времена связывалось с отсутствием болезни и с заключением о том, что если человек не болен, значит, он здоров.

Исследуя понятие “здоровье”, обнаружилось около 300 определений здоровья. Среди них можно выделить основные, где здоровье определяется как:

1) состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека (жизнеспособность) ;

3) целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции;

4) состояние психической деятельности. Иначе говоря способность личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро– и макросоциальной среде.

Доклад Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы

Суммируя ряд основных определений - здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека. Исходя из этого понятие “культура” является сложным междисциплинарным понятием, а точного определения культуры до сих пор нет. Поэтому различаются несколько составляющих общей культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую, валеологическую. Т.образом, понятие “Культура здоровья” – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:

Организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;

Социальное здоровье учащихся;

Благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

“Воспитание культуры здоровья” – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем.

– Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:

В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

В нравственном плане – честен, самокритичен;

В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

В эмоциальном плане – уравновешен, способен удивлятся и восхищаться.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Культура здоровья как фактор формирования здоровья сберегающей среды школы.

“Если вы не думаете о своем будущем,
у вас, его не будет…”
выдающий философ XX века
Бертран Рассел.

Актуальность проблемы.

В законе “Об образовании” сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”.

Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте. Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. В связи с существенным обновлением содержания образования, форм и методов обучения, техническим переоснащением школ, созданием новых моделей образовательного учреждения. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом учебные программы не адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьников.

Сохраняется пассивная позиция семьи и детей по отношению к собственному здоровью. Государственная финансовая поддержка недостаточна. Нет единого программного обеспечения школ, занимающихся проблемами здоровья.

Регионы, школы разрабатывают свои программы, исходя из собственного понимания проблемы.

Все это создает реальные предпосылки для дальнейшего ухудшения здоровья школьников.

Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса

Проблема создания культуры здоровья рассматриваются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.В. Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и многие другие.

Как известно, в научной литературе – медицинской, педагогической, психологической, социальной и т.д. – представлено большое количество определений понятия “здоровье”, которое уже в исторически отдаленные времена связывалось с отсутствием болезни и с заключением о том, что если человек не болен, значит, он здоров.

Исследуя понятие “здоровье”, обнаружилось около 300 определений здоровья. Среди них можно выделить основные, где здоровье определяется как:

1) состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека (жизнеспособность);

3) целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции;

4) состояние психической деятельности. Иначе говоря способность личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро– и макросоциальной среде.

Суммируя ряд основных определений - здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека. Исходя из этого понятие “культура” является сложным междисциплинарным понятием, а точного определения культуры до сих пор нет. Поэтому различаются несколько составляющих общей культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую, валеологическую. Т.образом, понятие “ Культура здоровья” – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:

Организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;

Социальное здоровье учащихся;

Благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

“Воспитание культуры здоровья” – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем.

– Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:

В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

В нравственном плане – честен, самокритичен;

В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

В эмоциальном плане – уравновешен, способен удивлятся и восхищаться.

– Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно– духовного организма;

Оздоровление понимается как форма развития и расширения психофизиологических возможностей ребенка. Индивидуально – дифференцированный подход является средством оздоровительно – развивающей работы (учет психомоторики, тревожности, интеллекта).

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Это исходный фон.

Цель: Выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении.

  1. Познакомить педагогов с сущностью и структурой культуры здоровья и возможностями ее влияния на образовательный процесс.
  2. Изучить и проанализировать опыт работы школы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках.
  3. Выявить и проанализировать показатели социально– психологического здоровья отдельных классов.
  4. Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию культуры здоровья в школе.

Тип педсовета: педсовет-семинар

Форма проведения: групповая работа.

План педагогического совета.

  1. Введение в тему. Сущность структура здоровья. Краткие теоретические сведения.

“Если вы не думаете о своем будущем,
у вас, его не будет…”
выдающий философ XX века
Бертран Рассел.

Актуальность проблемы.

В законе РФ “Об образовании” сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”

Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. В связи с существенным обновлением содержания образования, форм и методов обучения, техническим переоснащением школ, созданием новых моделей образовательного учреждения Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом учебные программы не адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьников.

Сохраняется пассивная позиция семьи и детей по отношению к собственному здоровью. Государственная финансовая поддержка недостаточна. Нет единого программного обеспечения школ, занимающихся проблемами здоровья.

Регионы, школы разрабатывают свои программы, исходя из собственного понимания проблемы.

Все это создает реальные предпосылки для дальнейшего ухудшения здоровья школьников.

Результаты комплексного медицинского обследования учащихся показали, что здоровых детей в школе лишь 2,4 %. Основная часть (59,4 %) относится ко второй группе здоровья. Третья группа – 36,6 % . Учащихся четвертой группы здоровья – 1,5 %.25% детей имеют пониженное зрение

46,3 % детей отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Не радует и анализ состояния здоровья будущих первоклассников: почти половина из них страдают нарушением осанки, 22 % – заболеваниями, связанными с центральной нервной системой, столько же – имеют нарушение зрения. Часто болеющих детей 35%, 1-2 раза в год болели – 39% ребят, не болеющих оказалось – 26%.

Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса

Проблема создания культуры здоровья рассматриваются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.В. Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и многие другие.

Раскрывая сущность и структуру понятия “ культура здоровья”, мы рассмотрели его в семантической последовательности понятий: “здоровье”, “культура”, “культура здоровья”, “воспитание”, “воспитание культуры здоровья”.

Как известно, в научной литературе – медицинской, педагогической, психологической, социальной и т.д. – представлено большое количество определений понятия “здоровье”, которое уже в исторически отдаленные времена связывалось с отсутствием болезни и с заключением о том, что если человек не болен, значит, он здоров. Происходящие в настоящее время радикальные изменения в социокультурной ситуации современного общества порождают трансформацию понятий здоровье, здоровьесберегающая педагогика и здоровьесберегающее пространство, культура здоровья, расширяя спектр их значений, и выдвигают их на одно из центральных мест в образовательной практике.

Исследуя понятие “здоровье”, мы обнаружили около 300 определений здоровья. Среди них можно выделить основные, где здоровье определяется как:

1) состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека (жизнеспособность);

3) целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции;

4) состояние психической деятельности, которое способствует гармоническому взаимодействию обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ним, иначе говоря, способность личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро– и макросоциальной среде.

Суммируя ряд основных определений, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека. Исходя из этого, что понятие “культура” является сложным междисциплинарным понятием, а точного определения культуры до сих пор нет, мы различаем несколько составляющих общей культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую, валеологическую. Т.образом, понятие “ Культура здоровья” – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:

  • Организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;
  • Социальное здоровье учащихся;
  • Здоровье учителя;
  • Благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

“Воспитание культуры здоровья” – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем.

– Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:

  • В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
  • В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  • В нравственном плане – честен, самокритичен, эипатичен;
  • В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
  • В эмоциальном плане – уравновешен, способен удивлятся и восхищаться.

– Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно– духовного организма;

Оздоровление понимается как форма развития и расширения психофизиологических возможностей ребенка. Индивидуально – дифференцированный подход является средством оздоровительно – развивающей работы (учет психомоторики, тревожности, интеллекта).

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Это исходный фон. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка, а именно:

  • Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка);
  • Построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности;
  • Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое, цветовое оформление т.п.);
  • Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).

При подготовке к педагогическому совету все учителя школы посетили уроки своих коллег и провели анализ всех посещенных уроков с позиций здоровьесбережения, по предложенным схемам (Приложение). Предлагаем вашему вниманию их анализ.

Диаграммы (анализ диаграмм).

Работа в группах.

Подведение итогов.

Необходимость усиления работы педагогического коллектива по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, – об этом необходимо думать уже сегодня. Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ В законе РФ.docx

Слайд№ 2 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, дети - это наши ученики, взрослые – это мы – учителя и наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

В законе РФ “Об образовании” сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”

Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. В связи с существенным обновлением содержания образования, форм и методов обучения, техническим переоснащением школ, созданием новых моделей образовательного учреждения формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса.

Проблема создания культуры здоровья рассматриваются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и многие другие.

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем.

Здоровье ребенка считается в норме, если он:

В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

В нравственном плане – честен, самокритичен

В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Слайд№3 В моем классе ребята рассказали, как бы они расположили школьные предметы по шкале трудности изучения….Поэтому при подготовке я стараюсь, чтобы самые трудные уроки для детей были более интересными, доступными. Каждый урок, конечно, сделать таким не хватит сил, но стремиться к этому нужно.

Какие же здоровьесберегающие приемы, методы, технологии применяют учителя начальных классов на уроках.

Слайд № 5 1 .Чередование видов учебной деятельности.

Слайд № 6 2. Количество видов преподавания.

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей.

Слайд№ 7 Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.

Слайд№ 8 Оздоровительные моменты на уроке.

Цель оздоровительных моментов:

1.Отдых центральной нервной системы.

2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

3.Положительные эмоции

Здоровьесберегающие образовательные технологии, применяемые учителями нач.кл., способствующие предотвращению состояния утомления, гиподинамии

Деятельностный подход. Деятельностный подход в обучении и воспитании это средство «самореализации учащихся. Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..

Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.

Методы активного обучения .. Это - ролевые и игры, групповая и парная работа, уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.

Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, наша цель помочь ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ученика только положительные эмоции. Школьники должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.

Здоровье наших школьников во многом зависит от здоровья учителей….

Правила здорового учителя (не менее семи правил)

В качестве примера можно привести следующие:

 Спокойствие, только спокойствие!

 Относитесь с юмором к себе и ситуации.

 Отправляйтесь домой только с дамской сумочкой!

 Всю работу делай на работе!

 Помни: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

 Здоровый сон – важное условие твоего здоровья.

- Народная мудрость гласит:

Деньги потерял – жалко, время потерял – обидно, здоровье потерял – безнадежно.

Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Что такое здоровье?

Здоровье – тема актуальная для всех времён и народов, в XXI веке она становится первостепенной. Специалисты констатируют, что наш народ, некогда один из самых здоровых народов на планете, сегодня стал одним из самых больных. Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в несколько раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 81% учащихся класса и у 93% старшеклассников. По статистическим данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи. Наряду с этим отмечено снижение темпов созревания организма и общего интеллектуального развития.

Также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы школьников, нарастание невротических проявлений, увеличение хронических заболеваний.

Это неблагоприятно отражается на процессе адаптации детей к школьным

нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой

Это отмечено недаром. К сожалению, медицина сегодня фактически не

справляется с возложенными на неё обязанностями, в связи с этим возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении

здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся.

Результаты проведённых в школах России исследований позволяют выявить у многих учащихся завышенную самооценку собственного здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение, низкий уровень валеологической грамотности.

Учащиеся не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение. Это отражает и низкий уровень валеологической активности в семье.

Яркой иллюстрацией низкой валеологической культуры школьников и их

родителей является тот факт, что только 31,3% учащиеся во время болезненных

проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 41,4% - иногда, а 23,5% вовсе не обращают на это внимание. Тем самым ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.

Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учётом

Задача школы – научить детей самим заботиться о своём здоровье,

сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Следовательно, введение здоровьесберегающих основ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе является сегодня актуальным. Эта работа является одним из приоритетных направлений деятельности нашего методического объединения.

Учащиеся получают первые знания по валеологии, ведётся ранняя профилактика вредных привычек, формируются гигиенические истины,

воспитывается культ здоровья.

Это кратковременные перерывы на занятиях (на 8 – 20-й минутах занятия). Занимают 1 – 3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой детей. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушения осанки. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика, мудры); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.

Учителями начальной школы используются элементы различных здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание В.Ф.Базарный уделяет зрению. Он отмечает, что в возрасте 6-7 лет орган зрения находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удалённых предметов. В наших школах дети большую часть учебного времени работают с книгой, тетрадью на близких расстояниях. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз адаптируется к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению вдали. Профессор предлагает выход из создавшейся ситуации в приёмах, которые

Позволят расширить зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.

Один из приёмов заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Каждый ученик находится во время классных занятий строго на своей рабочей дистанции, на расстоянии, с которого он может различать буквы, равные по высоте 1см. Для этого используют стандартную разрезную кассу букв и слогов. В начале учебного года учитель и медицинский работник проверяют зрение детей на рабочую дистанцию и, исходя из полученных данных, рассаживают их в классе.

Следующая особенность проведения учебных занятий в режиме «зрительных

дополнительную активность для всех групп мышц. Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультурных минуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной

комнаты ориентиров. Физкультурные минутки выполняются через 10 – 15 минут

напряжённого зрительного труда на близких расстояниях. Для этого используют такие приёмы:

1. Высоко на стенах классной комнаты развешивают мелкие сюжетные или

предметные картинки размером не более 3 – 5 см, карточки с буквами, слогами, словами (размер букв 1см) и т.д. Дети встают и отыскивают глазами местоположение той или иной картинки.

ватмана). Желательно придать упражнению игровой характер. Например, в начале спиральной линии прикрепляют жёлтый кленовый листочек или бабочку. Предлагают детям проследить, как этот листочек или бабочка будут кружиться по заданной траектории под порывом ветра.

тренажёру. Очень полезно для отдыха глаз и нервной системы смотреть вдаль на зелёные луга, лес, голубое небо, облака, воду.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и

работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья. Именно комплексное использование позволяет выполнить примерный объём двигательной активности.

Большую роль в сохранении здоровья школьников играет и умелая организация физкультурно-оздоровительной работы в школе. Среди различных форм физкультурно - оздоровительных мероприятий особое место отведено

На таких мероприятиях обучаем различным народным играм. Отрадно отметить, что дети не только знакомятся с этими играми, но и активно играют в них в дальнейшем.

Нужно быть реалистами: школу невозможно изменить в одночасье. В то же время важно оставаться оптимистами и настойчиво воплощать те задачи, которые поставлены перед учебными заведениями. Для решения проблемы охраны и укрепления здоровья школьников мало определиться с методиками обучения, необходимо создать условия, в которых эти методики будут осуществляться. Следуя прописной истине, что здоровые дети учатся лучше, можно провести аналогию: здоровые учителя лучше учат

1. Боева Н.Я., Волкова И.В. Личностно -ориентированное образование (Проблема

здоровья учащихся)//Начальная школа. 2004. No6. – С.23.

2. Рагимова О.А. Пути оздоровления младших школьников. //Начальная школа. 2009.

3. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе.//

Начальная школа. 2005. No11. – С.78.

4. Козык Н.И. Наше здоровье. //Начальная школа. 2007. No7. – С.51.

5. Свалова О.Г. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.//Начальная школа.

Читайте также: