Язык и стиль молодежных сми доклад

Обновлено: 07.07.2024

Растегари Сайедэбрахим – аспирант кафедры Международного права Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Бахадиванд Чегини Захра – магистрант кафедры Журналистики Филологического факультета Башкирского государственного университета.

Аннотация: Актуальность темы исследования заключается в том, что сегодня в обществе одно из важных значений имеет анализ языка и стиля современных средств массовой информации, а также социальных сетей. Важность языка и стиля в СМИ и соцсетях состоит ещё и в том, что современное общество трансформируется в информационное, где на первое место выходит цифровизация и Глобальная сеть Интернет, где реальное общение заменяет виртуальное. Язык и стиль, в аспекте виртуального общения, требуют изменений, которые будут уместны именно для электронных СМИ и социальных сетей.

Ключевые слова: язык, стиль, средства массовой информации, социальные сети, современное общество, коммуникации.

На сегодняшний день в мире очень важное значение имеют средства массовой информации, а также социальные сети, которые в последнее десятилетие набрали особую популярность не только среди молодёжи, но и других категорий российского общества. Необходимо отметить, что СМИ определяют языковую и стилистическую среду коммуникации. На данный момент средства массовой информации играют большую роль в современном обществе, так как они воздействуют не только на культуру, но и на стиль мировосприятия человека.

Основной формой коммуникации масс-медиа является язык. Кроме того, не менее важное значение имеет анализ языка и стиля современных средств массовой информации, а также применение этого аспекта в научной практической деятельности.

В настоящее время СМИ активно развиваются и изменяются, так масс-медиа практически уже перешло на новый уровень цифровизации, где основное их распространение протекает в сети Интернет. Масс-медиа тесно взаимодействует с социальными сетями, которые являются очень популярным видом виртуального общения среди населения мира. Так, в отдельных группах социальных сетей очень часто публикуются небольшие статьи, объявления и другая информация. Всё это вызывает необходимость использования грамотного русского языка и подбора правильного стиля речи.

Современный язык СМИ представляет собой комплекс информационных сведений, который формируется и публикуется журналистами в каких-либо научных работах. Другими словами все информационные сведения – это тексты со своими лингвостилистическими особенностями [5].

Классическим видом СМИ сегодня являются печатные издания, например газеты и журналы, несмотря на то, что данный тип может в скором времени замениться полностью на электронную версию. Однако газеты и журналы всё ещё популярны в обществе, и проявлением культуры речи масс-медиа считается язык печати. В связи с этим, наиболее актуальным будет проведение практического исследования языка и стиля печатных изданий, в частности газет. Нужно отметить, что в последнее десятилетие была осуществлена демократизация общества и другие экономические процессы, которые существенно повлияли на язык СМИ. В целом, язык СМИ направлен на повышение грамотности населения и распространение русского языка. Однако, при этом, существует и ряд проблем, которые оказывают негативное влияние на современное общество. Например, одной из проблем является наличие ошибок в газетах и журналах, а в телепередачах всё чаще транслируется неграмотная русская речь, с употреблением нецензуры. Данный факт накладывает отрицательный отпечаток на русский язык, непроизвольно изменяя его в негативную сторону.

В современной речевой практике также существуют грамматические и лексические изменения, которые возникли под воздействием социальных и политических факторов. Данные факторы оказали негативное влияние на морфологию и число русских слов, что в последствии привело к трансформации их содержания. Так, например, раньше в масс-медиа и языке, такие слова как банк, бюджет, правительство, не употреблялись во множественном числе, а сейчас они перешли к обычному числовому распределению.

В системе языка современных средств массовой информации ведущее место занимает стиль. При написании статей для газет и журналов, как правило, используется публицистический стиль, который во многом превосходит художественную речь.

С каждым годом язык и стиль современных СМИ трансформируется и совершенствуется, а также появляются новые средства выразительности. Учёные считают, что язык современных средств массовой информации занимает лидирующие позиции среди других стилей речи, так как он распределяет в своей структуре все ресурсы, которые в совокупности образуют единый образ национального языка.

Молодёжный сленг – это такая форма языка, при употреблении которой индивид пытается показать свою резкость и даже дерзость. Язык, в данном аспекте, отражает внутреннее ощущение молодых людей, которые они хотят передать наиболее ярко.

Сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику, возрождение эпистолярного жанра в виде электронной переписки также имеет:

  • индивидуальные языковые особенности;
  • игровые условия виртуального пространства;
  • приближение коммуникации к игре. [2]

Результаты исследования показали, что современный мир и новый стиль жизни общества вызывает необходимость разработки нового языка и стиля коммуникации, или же оптимизации старых языковых средств. Необходимость создания нового языка и стиля обусловлена в первую очередь активными тенденциями развития современного общества, которое постепенно трансформируется в информационное. Здесь на первый план выходит язык и стиль общения в Интернете, который существенно отличается от живого общения в реальности.

Таким образом, можно сделать вывод, что язык и стиль средств массовой информации и социальных сетей играет очень важную роль в коммуникациях современного общества. Как выяснялось, средства массовой информации развиваются и меняются быстрыми темпами. Поэтому основной площадкой СМИ, как и социальных сетей является Интернет. Это вызывает необходимость внесения изменений в язык и стиль коммуникации, так как Интернет ресурсы являются виртуальной площадкой, и значительным образом отличаются от реального общения.

Изменения основных характеристик молодежного аспекта публицистического дискурса за последние 20 лет обусловлены сменой в нашей стране общественно-политической системы, экономического курса и культурной переориентацией.

Основными интенциями молодежных СМИ в наши дни остаются идеологическая, просветительская, образовательная, организационная, развлекательная и рекламная. Но пока, к сожалению, многие популярные издания делают свой выбор в сторону двух последних.

В 2004-2010 гг. в молодежном публицистическом дискурсе произошла корректировка основных идеологем.

Актуальными считаются новые идеологические направления, задающие основную тематику молодежных СМИ и влияющие на выбор лексики: поддержка института семьи (выравнивание демографической ситуации; профилактика разводов; снижение детско-подростковой безнадзорности; улучшение материальных и жилищных условий молодых семей); улучшение здоровья молодого поколения (снижение алкоголизма, никотинозависимости, наркомании, распространения СПИДа, гепатита В и С и пр. заболеваний в молодежной среде; снижение смертности, в т. ч. суицидов; оказание скорой психологической помощи подросткам и взрослому населению; привлечение к занятиям физкультурой и спортом);

воспитание патриотизма (воспитание истинного патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны при возможности разной оценки тех или иных событий; развенчание идеи подмены истинного патриотизма на ложный, основанный на национализме, расизме; понимание необходимости защиты Родины, службы в армии); воспитание толерантности и сочувствия (терпимость к людям других национальностей и рас; интерес к культуре и обычаям других народов; проявление участия к людям с ограниченными возможностями или попавшим в затруднительную жизненную ситуацию); развитие духовно-нравственных и культурных основ (поддержка интереса к культуре и религии своего народа); реализация интеллектуального и творческого потенциала (участие в конкурсах и национальных проектах, поощрение участников и победителей; расширение спектра возможностей для творческой реализации; поддержка детских и юношеских домов творчества); рост предприимчивости и деловой активности (поддержка проектов, направленных на привлечение молодежи к участию в административном управлении на разных уровнях — самоуправлению; формирование трудовых ресурсов; повышение квалификации; обеспечение вторичной и сезонной занятости); привлечение внимания к экологической проблеме (воспитание бережного отношения к окружающей природе, желания сделать свой двор и город чистым и красивым; развитие чувства единства с природой и ответственности за собственные действия по отношению к миру природы).

Возрастной параметр аудитории в данном типе дискурса является доминирующим, так как каждая возрастная категория отличается своеобразием дискурсивной деятельности и, следовательно, особым речевым мышлением. Организация Объединенных Наций понимает под молодежью лиц в возрасте от 15 до 24 лет, уточняя, что для каждого государства эти цифры могут варьироваться. В РФ принято считать молодежью людей в возрасте от 14 до 30 лет. Например, Мосгордума на заседании 25.09.2009 г. приняла законопроект, определяющий городские приоритеты государственной молодежной политики, четко прописав возраст

Следовательно, актуальным на сегодняшний день является вопрос о расширении возрастных рамок адресата, с одной стороны, и четкое определение адресантом возрастной подгруппы адресата — с другой.

/. Подростковый период (14—16 лет). В этот период психика человека лабильна, присущи эмпатия, эйфория, возбудимость, появление страхов; на первое место из основных жизненных потребностей выходит потребность в общении (понимании и признании). Неоспоримый факт, что из всех возрастных групп именно на подростков СМИ оказывают особо сильное влияние, реализуя свою основную функцию воздействия. Юность (17—20 лет). Все психические функции в основном сформированы, начинается укрепление личностных позиций. В возрасте, когда человек покидает школу, он переживает внутренний кризис, связанный с вступлением в новую жизнь и с необходимостью нести ответственность за свои поступки. У современных юношей и девушек на первое место встает учеба и получение образования (чего мы лишились на время в 1990-е годы), а также поиск работы (с перспективами роста) или служба в армии. Именно в этот период молодой человек, получивший негативный опыт общения и замкнувшийся в себе, чаще всего рискует стать жертвой религиозных сект, агрессивных молодежных группировок, наркотиков (у некоторых социально неблагополучных подростков это происходит в более ранний период) или принимать любые высказывания окружающих с позиции крайнего максимализма. Молодость I (20—23 лет). Формирование идеалов и планирование будущей жизни, продолжение получения образования, второго/дополнительного образования, поиск работы, желательно престижной, чтобы много зарабатывать, жить достойно, обеспечить себя и помогать родным, освоение профессии,

налаживание общения с разновозрастным коллективом, определение своей социальной роли. Молодость II (24—30 лет). Утверждение своих жизненных приоритетов, реализация планов в профессиональной и личной жизни; познание чувств любви и дружбы, возможность большой работоспособности, развитие интеллекта, овладение новыми навыками. В современном мире в этот период на первом месте находится профессиональная реализация, создавать семьи молодые люди не спешат. Демографическая проблема явилась основным стимулом к новой государственной политике, направленной на активное внедрение образа для подражания — молодая семья.

взгляд, необходимо считать морально-нравственную ответственность адресанта перед адресатом.

Учитывая, что адресат в публицистическом дискурсе — это и объект и второй субъект коммуникации, СМИ имеют широкие возможности обратной связи (организация .RR-акций, награждение победителей конкурсов в редакции, почтовые письма читателей), а также современные оперативные средства реакции читателя (интернет-почта, sms- голосование, просмотр интерент-роликов).

Второй этап эксперимента — расстановка испытуемыми приоритетов в синонимических парадигмах, где первый компонент — сленговое слово, второй — нейтральное, третий — образные выражения, газетные штампы или авторские неологизмы. Какова расстановка приоритетов современными молодыми людьми? Напр., песняк (в положительном контексте) (38%) — песня (7%) — музыкальный подарок (55%); бабло (38%) — деньги (18%) — золотые горы (44%) и др. Молодежная публика, безусловно, тяготеет к окрашенности речи, особенно подростки. Но какого характера

Кроме того, надо напомнить, что печатное издание часто воспринимается молодыми людьми как образец письменной

На современном этапе для молодежных печатных СМИ остаются две серьезные проблемы: 1) как довести информацию до адресата (% молодых читателей с каждым годом уменьшается и многие из них читать не хотят) и 2) основные направления молодежной политики реализуют на своих страницах в большей степени издания для взрослой публики или газеты молодежных политических объединений (в данном случае не всегда положительную, иногда агрессивную). И потому массовым молодежным журналам, реализуя развлекательную и рекламную функции, необходимо взять на себя и роль просветителей.

Володина Ю. Молодежь как аудитории СМИ // Курьер печати. — 2006. — № 39.

Евневич М. Манипуляция сознанием в молодежной прессе // 300 лет российской журналистики: Материалы научно- практической конференции / Под ред. Г. В. Жиркова. — СПб: Роза мира, 2003.

Лудильщикова Н. А. Власть в сознании молодежи // Проблемы речевой коммуникации. — Саратов: ИСУ, 2004. — С. 13-17.

Овсепян Р. П. Журналистика Российской Федерации. Молодежная пресса // История новейшей отечественной журналистики. Учебное пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации. Постановление Верховного совета РФ от 03.07.1993 за № 5090-1.

Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура) / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2001. — № 10 (141).

Рожков М. И., Ковальчук М. А. Профилактика наркомании у подростков: Учебное методическое пособие. — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003.

Солганик Г. Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики. — М.: Флинта: Наука, 2005. — С. 13—30.

Солганик Г. Я. Общая характеристика языка современных СМИ в сопоставлении с языком СМИ предшествующего периода // Язык массовой и межличностной коммуникации. — М.: МедиаМир, 2007. — С. 15—39.

Гост

ГОСТ

Сленг — это набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах.

Особенности языка интернет-изданий

На сегодняшний день Интернет является целым комплексом средств массовой информации, который совмещает в себе газету, журнал, телевидение и радио. Интернет является мощным средством получения коммерческих доходов и влияния на общественное сознание и мнение. То есть, Интернет – это и необходимая информация. И развлечение. Поэтому интернет-издания становятся все более читаемыми и популярными.

Сетевые проекты изначально были сделаны по подобию печатных СМИ. И тексты, и реклама были как в журнале или газете, но только в электронном виде. Однако сам Интернет создает условия для видоизменения печатных изданий:

  • Малые по объему формы журналистского текста порождают использование боле краткого, доступного, но ни в чем не уступающего газетному , языка;
  • Материал разбивается на блоки с подзаголовками, ссылками на дополнительную информацию или источники. Гиперссылки переводят пользователя на другую страницу, рубрику, видео– или аудиоматериал, а также позволяют открыть изображение в новом окне, чтобы получше ее рассмотреть.

Интернет дает много возможностей, и журналисты пользуются этими возможностями. Но при этом не всегда берут ответственность за свои творения. Журналисты часто относятся к этому просто, считая, что аудитория, которая в основном состоит из молодежи, в дебри сетевого языка углубляться не будет, так как сама так пишет.

Первой особенностью языка интернет-изданий является разговорный стиль. По мнению М. Мазура, уровень владения языком в настоящее время является социальной проблемой. Спрос на грамотность сегодня очень низкий. Пользователям нужна информация, поэтому интернет-издания и информационные агентства стараются выложить материалы как можно быстрее. В связи с этим не всегда тексты перед публикацией вычитываются. В то же время, общество в целом становится менее грамотным, а СМИ являются только зеркалом этого процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Сниженная грамотность языка – еще одна особенность сетевых текстов. Часто интернет-издания, особенно информационно-развлекательные, предлагают читателю поучаствовать в их создании, написать свою статью. Но учитывая, что сетевая аудитория – это свободно говорящие люди, то и язык публикации будет соответствующим.

На уровень выше находятся информационные, политические, деловые интернет-издания, однако какого-либо определенного стиля для таких изданий пока нет. Некоторые издания скрашивают сухие факты жаргонизмами и сниженной лексикой, другие издания привлекают внимание аудитории с помощью ярких рекламных баннеров.

Особенности языка и стиля публикаций молодежных изданий

В языковую политику современных изданий входит использование молодежного сленга.

Сленг – это слова и выражения, используемые лицами определенных социальных прослоек или определенных профессий.

Например, существует сленг моряков, сленг художников и т.д.

В основу общемолодежного сленга входит лексика хиппи, идеология которых размылась к концу 1980-х годов, приспособившись к новым условиям. Поколение хиппи сменилось новым поколением молодежи, более прагматичным и жестким, имеющим четкую установку – любой ценой добиться успеха в жизни. Молодежный сленг пополнился лексикой из таких тематических групп, как коммерция, торговля, рэкет и т.д.

Все области жизни, наиболее актуальные для молодежи, широко представлены в сленговой лексике. Сленговые включения являются своеобразным языком молодежи и служат для создания большей выразительности, экспрессивности речи. Поэтому такие выражения присутствуют на страницах изданий, адресованных данной возрастной группе.

Еще одна группа лексики, широко представленная в молодежных изданиях – это арготическая лексика.

Арготическая лексика – это речь уголовного мира и деклассированных групп.

Молодежь часто употребляет в речи аргонизмы для того, чтобы выразить свои мысли более экспрессивно, и для того, чтобы показать свое пренебрежительное отношение к чему-либо.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Журналистика

Содержание

1. РЫНОК МОЛОДЕЖНЫХ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ В РОССИИ…………………………………………………………………………….5

1.2. История развития изданий для молодежи…………………………….7

1.3. Типология молодежных СМИ……………………………………….11

1.4. Молодежные издания в сети интернет……………………………… 13

РАЗДЕЛ 2 СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА И СТИЛЯ МОЛОДЕЖНЫХ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ………………………………………………………… 15

2.1. Медиапортреты интернет-изданийFURFUR, TheChallenger, Yes!….16

2.2.Жанровые особенности молодежных интернет-изданий…………….17

2.3.Языковые особенности молодежных интернет-СМИ………………… 20

2.4. Специфика использования иллюстративного материала……………..23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..31

Выдержка из текста

Актуальность данной работы определяется тем, что возможности, которые предоставляет обществу интернет, безграничны. Интернет стал наиболее быстрым средством получения и обмена информации, и как следствие, получили широкое развитие и интернет-издания.По мнению ученых, интернет-медиа сегодня являют наиболее перспективным и динамично развивающимся типом СМИ. Увеличение количества пользователей сети Интернет среди молодежи и тенденция к использованию Интернет ресурсов как основного источника информации свидетельствуют о необходимости комплексного исследования особенностей таких СМИ.

В настоящее время всё большее внимание исследователей привлекают молодёжные издания. Молодёжная пресса является объектом характеристики в целом ряде работ. В исследованиях, посвящённых молодёжной прессе, рассматриваются различные аспекты её анализа

Список использованной литературы

1. Акопов, А. И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) / А.И. Акопов ; Отв. ред. М.Т. Мезенцев. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. – 96 с.

2. Бем, Н.А., «Изучаем интернет: Лабораторный практикум/ Н.А. Бем, Н.И. Старостин. – Саратов:Лицей, 2005г.

3. Вакку, Г.В. Детская и юношеская пресса [Электронный ресурс]

5. Воронцов, А.В. Защита и развитие русского языка патриотический долг россиян [Электронный ресурс]

6. Воронцов, А.В. Русский язык в социально-политическом аспекте. [Электронный ресурс]

7. Гайдамак, Д. А. PR-сопровождение молодёжных СМИ Санкт-Петербурга: теоретико-методологические основы исследования / Д.А.Гайдамак // Известия Уральского федерального университета. – Сер.

1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – Т. 85. – № 6– 2. – С. 155– 161.

9. Добросклонская, Т.Г. Медиатекст: теория и методы изучения / Т.Г. Добросклонская // Вестник Московского университета. – Серия

10. Журналистика в переходный период. Проблемы и перспектива: Материалы международной конференции (Москва, 23–

/ под.ред.Я.Н.Засурского М., – 1998.

11. Зверева, Е. А. Динамика развития российского журнального рынка в посткризисный период (2010-2011 гг. ): типологический аспект [Электронный ресурс]

12. Ильина, И.А. Семиотика как метод исследования виртуальной реальности / И.А. Ильина // Вестник Адыгейского университета. – Сер. Филология и искусствоведение. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – Вып. 10 (38).

13. Исследование интернета [Электронный ресурс].

14. Корконосенко, С.Г. Социальные приоритеты в российской прессе нового времени // С.Г. Корконосенко // Средства массовой информации и современное общество. – СПб, 2000. –С. 114.

15. Корнилов, Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е.А. Корнилова. – Ростов н/Д, 1999. – 159 с.

16. Корнилов, Е.А. Классификация социокультурных моделей журналистики / Е.А. Корнилов // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.

10. Журналистика. – 1999. – № 1. –С.3– 15.

17. Машнинова, Ю. В. СМИ: от печатных к электронным [Электронный ресурс]

18. Молодежная культура и СМИ. / науч.ред. В.К. Сергеев. – М.: Серебряные нити, 2006. – 198с .

19. Нафталиева, В. О. Влияние современных сми на молодежь[Электронный ресурс]

20. Носова, Ю. А. Отечественная пресса для студенческой молодежи : дисс. … канд.фил.наук : 10.01.10. / Ю.А.Носова – Ростов-на-Дону, 2007 – 180 с.

21. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]

22. Пеллих, И.В. Молодежный сленг как социальная разновидность речи / И.В. Пеллих // Вестник Адыгейского государственного университета. – Сер. Филология и искусствоведение. – 2008. – № 1. – С. 106-108.

23. Российская социологическая энциклопедия. / Под ред. Осипова Г.В. – М. : НОРМА; ИНФРА-М, 2001. – 672с.

24. Словарь Академик [Электронный ресурс].

25. Смеюха, В. В. Женские сетевые журналы: теоретико-типологическая характеристика [Электронный ресурс]

/ В.В. Смеюха // Вестник Адыгейского государственного университета. – Серия

26. Современная молодежная пресса [Электронный ресурс]

27. Стрельчук, В. Жаргонизмы в речи современной молодежи [Электронный ресурс]

29. Сурикова, Т.И. Этический аспект языка СМИ / Т.И. Сурикова // Язык массовой и межличностной коммуникации. – М. – 2007. – С. 133– 185 .

30. Успенский, И.В.. Интернет – Маркетинг. [Электронный ресурс]

31. Холмогоров В. Интернет – Маркетинг. [Электронный ресурс]

32. Штомпка, П. Социология / П. Штомпка // Анализ современного общества // Пер. с польск. СМ. Червонной. – М.: Логос, 2005. – 664 с.

33. Ярычев, М. У. Молодежь как стратегический ресурс государства / М.У. Ярычев // Молодой ученый. – 2016. – № 2. – С. 1008– 1011.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Молодежные средства массовой информации стали бурно развиваться с середины 2000-х годов. Учебные заведения и общественные организации считают своим долгом выпустить как минимум одну газету. Некоторые успешно запускают в работу радио, телевидение. Все направления молодежных СМИ объединяет одна особенность – яркость, креативность. В них освещаются проблемы подростков и юношества, государства и политики, страны и мира.

Вашему вниманию представлена работа на тему:

Влияние языка современных СМИ на речь молодежи.

Работа посвящена изучению влияния языка современных СМИ на речь молодежи.

Молодежные средства массовой информации стали бурно развиваться с середины 2000-х годов. Учебные заведения и общественные организации считают своим долгом выпустить как минимум одну газету. Некоторые успешно запускают в работу радио, телевидение. Все направления молодежных СМИ объединяет одна особенность – яркость, креативность. В них освещаются проблемы подростков и юношества, государства и политики, страны и мира.

Актуальностью темы является неоспоримый факт того, что Интернет - самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Новый мир и новый стиль жизни в мире Интернет потребовал новых языковых средств коммуникации либо трансформации старых:

- сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику,

- игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи на самом серьезном сайте.

- на уровне грамматики - употребление конструкций, приближенных к разговорным и т.д.).

Процесс появления новых слов приобретает в языке Интернет лавинообразный характер. Важнейшим источником пополнения словаря языка Интернет является словообразование.

Язык СМИ с его практически неограниченной тематикой, включающей и культуру, вносит свой вклад в эти процессы, оказывая сильное воздействие на литературный язык, а через него и на культуру. Такие, например, качества его, как гибкость, богатство, многообразие функций, способствуют и развитию культуры.

Следует заметить, что в обществе языку СМИ отводится нередко негативная роль. Пишут и говорят, что газеты портят литературный язык, наводняя его иноязычными словами, жаргонизмами. Но это нефункциональный взгляд. Он сформировался из неправомерного и часто неосознанного сопоставления языка газет с художественной речью. Однако у них разные задачи и разная природа. Разумеется, есть основания для критики языка СМИ. Однако не меньшие основания могут быть для критики, например, языка художественной литературы.

Всем хорошо известно сильнейшее влияние языка СМИ на современное общество. Трудно назвать какое-либо другое средство или канал информации, которые обладали бы такой силой влияния.

Все это оказывает влияние и на развитие литературного языка, расширяя возможности его выражения, в частности увеличивая потенциал интеллектуально - и эмоционально-оценочных средств. Через сферу СМИ происходит обновление языка современности, языка социума.

С течением времени совершенствуется техника речи, накапливается определенный багаж речи в лексиконе подростка. Все это дает основания сделать вывод о прогрессе в развитии газетного языка и речи.

Является ли все это проявлением языкового развития или, напротив, упрощением и обеднением языка?

С одной стороны, существует мнение, что Интернет заставляет язык развиваться более высокими темпами, отражая тенденции стремительного общественного развития. С другой стороны, приходится констатировать наличие негативных влияний. Возникает неумение различать жанровую и стилистическую уместность языковых средств.

Из-за заниженных требований к этикету страдает уровень вежливости и уважения к собеседнику (имя-обращение, написанное с маленькой буквы, разговорный стиль в письме студента к преподавателю или подчиненного к начальнику, отсутствие знаков препинания, превращающее письмо в свободный поток сознания).

Страдает оформленность текста, речевые действия становятся более свернутыми, исчезает вариативность.

Возможность автоматического пользования функциями проверки орфографии и грамматики, заранее предлагаемыми форматами (письмо и другие жанры) приводит к ухудшению языковых знаний. Более того, письма часто отправляются непроверенными.

Но все-таки несомненной особенностью сетевых текстов является сниженная грамотность языка. Очень часто, например, Интернет-издания, обычно информационно-развлекательные, предлагают читателям самим поучаствовать в их создании, написав свою статью.

А если учесть, что аудитория Интернета- люди свободно говорящие, а электронная редакция пропускает не все, но многое из написанного, то что же можно ожидать от языка публикации?

Вот что считают потенциальные авторы о чистоте русского языка в Интернете: слайд

Исходя из перечисленных мнений, можно сделать определенные выводы: постояльцы Интернета предпочитают свободный язык, над правильностью которого не нужно думать.

Еще недавно сеть Интернет не считалась средством массовой информации, однако, ее влияние, распространение стало настолько массовым, и Интернет, а точнее ресурсы, выполняющие развивающие, воспитательные и развлекательные функции СМИ, законодательно признаны таковыми.

К сожалению, зачастую приходится слышать искаженную речь, облегченную новомодными тенденциями, с экранов телевизоров, находить лексические казусы в газетах, не говоря уже о явных грамматических ошибках и свободном использовании грубо-просторечной и ненормативной лексики. Безусловно, для языка - это зло.

Многие современные школьники пополняют свой лексический багаж исключительно за счет информации, полученной из Интернета, с экрана телевизора или облегченного мало интеллектуального чтива. Негативное воздействие на восприятие языка также оказывает убогая, наспех состряпанная реклама, не обремененная правильностью языка. Откуда что берётся?

Поскольку окружающей информации действительно много, то классическое чтение, приобщение к богатствам мировой литературы отходит для молодежи на второй план. В результате - бедный словарный запас, поверхностное или ограниченное значениее используемых слов и выражений, неумение использовать эмоциональные и выразительные средства языка, что влечет за собой отсутствие навыка грамотно формулировать и выражать свои мысли.

Можно составить своеобразный словарь молодежных терминов, используемых в различных СМИ, к примеру: фэн, фан, фен (поклонник); балдеть, оттягиваться, колбаситься (развлекаться, веселиться, отдыхать); качок (сильный физически, накачанный); прикол, приколоться, прикольный, приколист (шутка, пошутить, забавный, шутник); блин (восклицание, заменяющее непристойную брань).

Интерес к чтению в России падает, и растет доля тех, кто вообще не читает никогда. Всего 23% россиян читают постоянно. Преимущественно это люди 30-49 лет с высшим образованием, живущие в столице и других крупных городах. 40% россиян читают время от времени. Как тут не вспомнить, что еще 20-30 лет назад Россия была среди самых читающих стран мира. Согласно проеденному опросу, большинство молодежи не читает прессу, всю информацию получает из интернета.

Ситуация такова, что если сейчас не взяться за спасение языка, потом может быть уже поздно. Ведь многие слова прочно вошли в разговорный обиход.

Читайте также: