Культура западной европы доклад

Обновлено: 30.06.2024

Рождение Средневековой культуры, чудовищной и прекрасной одновременно, проходило в процессе крушения Средиземноморского эллинистического мира, столкновениях умирающей античности и варварского язычества. Это было время войн, политической неопределенности, упадка культуры. Начало Средневековья – V в. К этому времени были сформулированы основные каноны христианства, церковные традиции, были приняты богословские догматы на церковных соборах. Это время, когда жили Николай чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Блаженный Августин, Бонавентура, Боэций – великие святители и философы христианства (Отцы церкви).

В 395 г. – со смертью императора Феодосия Великого (379-395) произошло окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную. Восточная империя продолжала жить самостоятельно (после падения Западной в 476 г.) и у не началась своя, ранневизантийская история. Византия продлила жизнь античной культуры до 1453 г., когда сама была завоевана турками.

Рассмотрим средневековую культуру Западной Европы.

2. Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья

Раннее Средневековье (V-X вв.). Охватывает время после падения Рима под натиском варваров, которые восприняли от римлян христианство. На территории Рима образовались новые государства – франков, готов и др. Племенные вожди стали королями, герцогами. Позднее священная Римская империя распалась на множество мелких государств, которые вели между собой опустошительные войны.

Это был период формирования основных ступеней развития средневекового богословия через попытку переосмысления античного прошлого, рассмотрения соотношений между верой и разумом, свободы человека и Божьего предопределения, противопоставления Града Божьего и Града Земного. Первые попытки толкования христианского вероучения были предприняты апологетами – мыслителями и писателями, защищавшими авторитет христианства против нападок язычников. Это - Ориген (185-253/54) и Тертуллиан (160-220). Крупнейшие западноевропейские богословы Аврелий Августин (354-430), Иероним Блаженный (ок.1371-1416), Альберт Великий (между 1193 и 1206-1280), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225/1226-1274).

Церковная система образования , в которой доминирует христианская литература на латинском языке, ставшая цементирующим культурным и образовательным феноменом.

Высокое (классическое) средневековье – X-XIV вв. Период постепенного возрождения Западной Европы. Это период быстрого экономического подъема. В классический период европейское общество стало более богатым, чем римское. Осев на земле и превратившись в класс крупных землевладельцев, феодалы начали поощрять развитие сельскохозяйственного производства: расширяется площадь обрабатываемых земель и ассортимент сельскохозкультур, вводится трехпольный севооборот, распространяются железные орудия труда. Растут города, развиваются ранние формы предпринимательства. И в наше время основные города Европы сохранили свою торговую специализацию XII-XIII вв. Шерсть вывозилась из Англии, железо – из Германии, кожа и лошади – из Испании и т.д. Появляются технические новинки: изобретение очков (XIII в.), механических часов (XIV в.), артиллерии, печатного пресса (станка) Гуттенберга (XV в.), развивается кораблестроительная техника.

Между тем, повышается уровень светского образования. В XII в. появляются университеты. Основные факультеты: богословский, юридический и медицинский. Каждый университет имел специализацию: Парижский готовил интеллектуальную элиту в области философии и богословия, изучение древнегреческих текстов, Аристотеля; Болонский университет специализировался на римском и церковном праве; университеты в Монпелье и Салерно готовили медиков. Создается действенная правовая система.

Западная Европа – это огромная часть света с богатой историей и культурой. Сегодня европейские страны являются наиболее развитыми в мире и более других влияют на международную политику.

Период Античности

Античную Грецию именуют колыбелью европейской цивилизации. Именно здесь зародилась привычная для нас модель демократической организации общества, сложились предпосылки для развития экономической системы и культурных традиций будущих стран. Эта цивилизация оказала огромное влияние не только на области Средиземноморья, а и на Азию и Африку.

Экономической основой античного мира был полис, где уже в ранее время, в отличие от восточных стран, произошло выделение частной собственности из коллективной. Древние Греция и Рим дали толчок к формированию европейского права как особого регулятора отношений между государством и гражданином.

Государства Западной Европы

Достижения античной культуры, несмотря на забвение в Средние века, в дальнейшем были переосмыслены и составили основу для развития различных областей знаний в Западном мире в Новое время. Кроме того, в эту эпоху образовались союзы племен, послужившие фундаментом для формирования европейских наций.

Период Средневековья

В это время возвышаются такие государства Западной Европы, как Остготское, Вестготское, Франкское и Англосаксонское королевства.

История Западной Европы

Важным достижением средневековой европейской цивилизации является отмена рабства. Это открыло возможность внедрения инноваций в общественную жизнь и в производство.

Возрождение

Эпоха Возрождения – это переходный период между Средневековьем и Новым временем, который охватывает с XIV по XVI вв. Именно тогда сформировался новый образ европейского человека – волевого, сильного, интеллектуального.

Ренессанс – это особый период, который в своем развитии прошла культура Западной Европы. Его главной задачей и целью было возрождение античного наследия, его переосмысление и применение в новую эпоху.

Родиной Возрождения считается Италия. Именно здесь творили знаменитые Леонардо да Винчи, Филиппо Брунеллески, Мазаччо, Сандро Боттичелли.

Культура Западной Европы

В эпоху Возрождения Западная Европа вступила на путь Великих географических открытий, что способствовало расширению кругозора каждого человека, развитию культуры и ее внедрению в других частях света.

В это время сложилась особая форма мировоззрения – гуманизм (признание людей самой высшей ценностью и их права на свободное развитие и реализацию своих возможностей).

Новое время

В Новое время происходят изменения в религиозной жизни европейских стран, что было следствием Реформации (духовного и общественно-политического движения, направленного против католической церкви). Важнейшим событием этого периода стала Великая французская революция, повлекшая за собой ряд социальных и политических изменений в других странах Европы.

В XIX в. меняется карта Европы. В 1870-х годах были объединены Германия и Италия, а также образована Австро-Венгрия.

С Нового времени берет свое начало эпоха колониализма. Ведущие европейские страны, заинтересованные в торговле с Востоком, основывают там фактории. Позже появляются первые колонии в Индии, Африке, Канаде и т. д.

Огромным потрясением на завершающем этапе периода стала Первая мировая война.

Культурное развитие Западной Европы в Новое время

В искусстве Нового времени выделяются такие направления, как классицизм и барокко. К концу периода они были вытеснены рококо, сентиментализмом и модернизмом. С этого времени европейские страны становятся ведущими в мировой культуре, отодвинув на задний план Китай и другие восточные государства.

Следует отметить и революцию в науке. Она связана с именами Г. Галилея, И. Ньютона, И. Кеплера, Р. Бойля, Р. Декарта, В. Паскаля, У. Гарвея и других. В Новое время наука приобретает глобальный характер.

Развитие Западной Европы

Новейшее время

В Новейшее время Западная Европа окончательно приобрела свой современный облик. Самым значительным событием эпохи считается Вторая мировая война, в которой приняла участие 61 страна. В ходе этого конфликта впервые было применено ядерное оружие. После Второй мировой войны были созданы такие международные организации, как ООН и НАТО.

В Новейшее время были изобретены телефон, компьютер, АЭС, спутник, компакт-диск, Интернет, которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни каждого современного человека.

Западная Европа

Культура Западной Европы в Новейшее время

Этот период отмечен появлением новых философских течений: экзистенциализма, неопозитивизма и неотомизма.

В начале Новейшего времени в литературе преобладали фантастическое и демократическое направления. Первое связано с попытками человека осознать значение войны и мира (Г. Уэллс), второе – понять смысл происходящих вокруг событий (Бернард Шоу, Теодор Драйзер, Томас Манн).

В искусстве Новейшего времени следует отметить появление разных течений модернизма (экспрессионизм, фовизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм) и авангардизма.

Все аспекты социально-культурной жизни Западной Европы во времена Средневековья пронизывала церковь. Христианство больше обращало внимание на внутренний мир человека, нежели на любимой античностью плоть. Символ античных времён, скульптура, фактически перестала быть самостоятельным видом искусства, так как подчинилась архитектуре. Натюрморт, портрет и пейзаж практически исчезают из живописи. В Средневековье действовала парадигма о том, что искусство должно прославлять Бога-Творца. В том числе это выражалось и в красоте природы, которую Он создал. Но образ Бога однозначно воспроизвести нереально, поэтому средневековое искусство было особенно полно символов.

Раннее Средневековье отрицало всё античное как языческое. Но со временем неприязнь к античности стала затихать. Христианство окончательно закрепилось как официальная западноевропейская религия во времена Каролингского Возрождения. При дворе основателя династии Каролингов Карла Великого развивалась книжная миниатюра, и самым значимым её памятником считается Утрехтская псалтырь.

В архитектуре развивался романский стиль. Римляне строили замки из камня со сводчатым покрытием. Строили памятники архитектуры из известняка, залежей которого очень много в Луарской долине. Замки Луарской долины - возможно, самое известное творение романского стиля. Менталитет постоянного ведения войны много определял в замковой архитектуре. Строились замки на высоких холмах, и так было взять их нелегко. Замок окружался рвом, на углах и по стенам крепостей возвышались маленькие сторожевые башни. В самой середине, в самом труднодоступном для врага месте находился двор с донжоном. Это была громадная башня с окошками. Донжон чаще всего делился на три этажа. Верхний этаж был предназначен для ведения боевых действий, средний ярус занимал зал и спальные помещения, а на нижнем ярусе жила прислуга.

Романский храм по архитектуре был схож на замок. Особое внимание уделялось нефам - большим прямоугольным помещениям храма по оси запад-восток, и травеям - конструкциям, поддерживавшим очень тяжёлую крышу храма. Из-за этого утолщались и стены, которые могли достигать даже шести метров. Орнамент храмов был в основном растительным. В изображениях Бога, Богоматери, святых выражалось подчинение живописи архитектуре. Ими были украшены стены и потолки храмов.

Уже в XI веке пыталась произойти революция в храмовом строительстве. Зодчие пытались объединить все стены под одним куполом, но такая конструкция сильно мешала освещению. Поэтому главный неф стали перекрывать крестовыми сводами. Много таких храмов находится в Германии. В Испании романский стиль испытал сильное мавританское влияние. Рядом с итальянскими храмами стояли отдельные круглые башни - кампанилы. Таковой является и известная Пизанская башня. В XII веке становятся популярными человеческие структуры.

Христианство уделяло огромное внимание спасению души и подавлению плотских прихотей. Многое светское ограничивалось. То, что противоречило интересам церкви, безусловно репрессировалось и подвергалось остракизму. Церковь для борьбы с инакомыслием утвердила карательный орган в лице инквизиции, сжигавшей "еретиков" - тех, кто противостоял официальному учению Церкви. На Западе после 1054 года образовалась Католическая церковь, а на Востоке (в Византии) - Православная. У католиков власть государей была подчинена Папе Римскому, а вот в Византии императоры подчинили себе церковь, оставив ей широкое поле для действий.

Практически полное всевластие религии никак не делало европейскую культуру однородной. Напротив же, так закреплялась сословная структура общества. Духовенство было первым сословием, крупнейшим землевладельцем - церкви принадлежало более трети земель в Западной Европе. Белым духовенством являлись простые священники, а чёрным - монахи. У католиков духовенству запрещалось иметь семьи, в православии целибат накладывался лишь на монашество. Монашество было воплощением христианских ценностей - любви к Богу, аскетизму, любви к труду, смирения. Но оно не было единым никогда. Чего стоят множество монашеских орденов, которые трактовали христианские ценности по-своему.

Крупных ордена было три. Бенедиктинцы являлись наиболее терпимыми к античной культуре, они спасли Европу от засилья варваров в культурной сфере. Образование для них было обязательным, изучались у них даже светские дисциплины, к которым официальная Церковь относилась скептически. В монастырях бенедиктинцев присутствовали огромные библиотеки, они занимались переписыванием книг учёных прошлых лет для их сохранения, это были опытнейшие миссионеры - именно этот орден стал движущей силой при обращении новых народов в веру христианскую. Бенедиктинцы относились негативно к крайнему аскетизму и поддерживали умеренное стяжательство. Сады и огороды - обязательный атрибут бенедиктинского монастыря тех времён, физический труд ради собственного и общего блага бенедиктинцы уважали и ценили. Медицинские и агрономические знания были в почёте у доминиканцев.

Франциск Ассизский был полной противоположностью Венедикта Нурсийского, что основал Бенедиктинский орден. Он проповедовал крайний аскетизм и призывал отказываться от личного имущества, так как наличие личного имущества требует его защиты. А возможно это лишь с помощью силы, что идёт вразрез с нравственными принципами христианства. Примером аскетической жизни Франциск видел жизнь птиц.

Орден доминиканцев, основанный Домиником де Гусманом в 1205 году, ставил своей целью активное проповедничество. Доминиканский орден готовил проповедников высокого уровня. Бедность, которую почитали доминиканцы, заставляла их скитаться по городам и привлекать к вере Христовой всё большее число людей. Но столь жёсткие порядки были со временем смягчены. Доминиканцы уделяли большое внимание образованию и молитве, физическим трудом занимались они крайне редко.

Делами земными занималась аристократия, наиболее сильно выраженная рыцарством. Аристократия также являлась крупным землевладельцем, и из него рыцарство являлось самой бедной группой. Образ жизни второго сословия был тесно связан с христианством, но от духовенства он отличался очень серьёзно.

Рыцари создавали ордена, подобно монашеским, и стремились распространять христианскую веру в народе. Часто это носило характер знаменитых крестовых походов. И если монахи миссионерствовали словом, то рыцари - часто силой и войной.
Образ жизни рыцарей носил светский характер. Сила, слава, влияние и богатство были в почёте у рыцарей, эти качества демонстрировались в рыцарских турнирах - это было время, когда рыцарь брался за оружие не в военное время. Воспевание образа Прекрасной Дамы - неотъемлемая составляющая рыцарской культуры.

Третье сословие - это крестьяне, городские ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия, которая относилась наименее догматично к христианской вере. Представители третьего сословия часто смешивали христианство с языческими обрядами, что сохранилось на селе в Западной Европе и поныне, божественное с человеческим и были наименее религиозными в каноническом смысле. Простым народом была создана смеховая культура, где отходили от всякой догматики. Расцвет её приходился на различные праздники и карнавалы.

Главенствующей наукой в Средневековье была теология (богословие). Философия объявлялась её служанкой, но и это не мешало осуществляться прогрессу в философской мысли. Схоластическое течение в философии пыталось растворить философию в богословских рамках, не открывая ничего нового. Зато хорошо сохранялось наследие античных мыслителей, которое потом будут принимать за идеал мыслители Эпохи Возрождения. Например, философию Аристотеля переосмыслил с точки зрения бытия Бога Фома Аквинский.

Второе направление философии старалось больше вывести философию как науку за рамки религии. Так сделал монах-францисканец 13 века Роджер Бэкон, объясняя философскую мысль с точки зрения естествознания, математики и астрономии. Через три века совершает прорыв его более известный однофамилец Фрэнсис Бэкон - он становится основоположником современной науки и философии.

Городская культура была более светской. Светская литература развивается именно там. В городах процветают наука, искусство и культура. В "Романе о лисе" лис Ренар - пародия на хитроумного горожанина, постоянно обводящего вышестоящих лиц и высмеивающих их нечестность. Волк Изенгрин - образ жадного богача, гоняющегося за наживой. В Медведе Бирюке можно узнать простодушного государева слугу, а царь зверей - лев Нобль - олицетворяет алчность правителей. Собственно, вольные города и образовались именно из-за недовольства их жителей королевской властью, которая чрезмерно вмешивалась в их дела.

культура западной европы в средних век

Для растущих городов и королевской власти требовались обра­зованные люди. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, управлять городскими советами. Короли нуж­дались в образованных чиновниках и судьях. В городах возникали светские школы. В XII веке в Европе появились первые высшие школы- университеты. Занятия велись на латинском языке, поэтому люди из разных стран могли учиться в любом университете.


00d/27/frum/14718/f11X026

Развитие хозяйства приводило к зарождению знаний, не свя­занных с церковным учением.


В XIII веке в Англии жил профессор Оксфордского универси­тета аббат Роджер Бэкон. Р.Бэкон доказывал, что познание мож­но приобрести с помощью наблюдений и опытов. Ученый проводил опыты с магнитными стрелками и увеличительными стеклами.

В XIV веке с образованием мануфактур возникла и буржуазия. Буржуазия обогащалась путем торговли и эксплуатации работаю­щих в мануфактуре рабочих. Поэтому буржуазия интересовалась развитием науки и техники. Ведь владельцы могли выдвинуться в соперничестве друг с другом, применяя новые сооружения. Кроме того, каждое новое сооружение означало, что за короткое время можно произвести больше продукции. Значит, быстрое обогаще­ние требовало развития науки и техники.

Города росли и становились красивыми, все больше требовались грамотные люди. В результате этого в городах появлялась особая группа людей, занимающаяся умственным трудом. Они называ­лись интеллигенцией.

С зарождением буржуазии возросла необходимость в художе­ственной литературе. Высшая прослойка богатых горожан заказы­вала художественные произведения. Поэтому культурный подъем в Италии произошел с зарождением буржуазии. Внимание пред­ставителей новой культуры привлекала не религия, а человек, в первую очередь, его дела. Поэтому их называли гуманистами. Гу­манисты проявляли интерес к живой природе, человеку. Ученые старались объяснить события, изучить их причины и поэтому про­водили наблюдения и опыты.

Художники и скульпторы стремились точнее изобразить лю­дей. Для этого они изучали строение человеческого тела и занима­лись математикой. Таким образом, укреплялась связь науки с искус­ством. Художники создавали картины и на религиозную тему. Но Иисуса, Марию и святых они изображали в одеяниях своих совре­менников. Художники рисовали также портреты своих современ­ников — простых людей.

Цель жизни и счастье человека гуманисты видели в полезном труде для людей. Поэтому их интересовал всесторонне развитый человек: человек, в котором были прекрасны душа и тело.

Церковь осуждала культуру античного времени. Поэтому ан­тичная культура частично была забыта. Гуманисты же проявляли большой интерес к культуре Древней Греции и Древнего Рима, ко­торая восхваляла человеческую красоту. Интерес к античной куль­туре возрождал забытую культуру. Поэтому время, когда возникла новая культура, назвали Возрождением,

Гуманисты не копировали произведения древних греков и рим­лян. В то время как античные писатели изображали человека, не распоряжающегося своей судьбой, гуманисты описывали его как человека-хозяина своей судьбы. Многие произведения гуманисты писали не на латинском, а на понятном народу родном языке.


На важном торговом пути располагался итальянский город Флоренция. В городе было много богатых людей, которые заказы­вали и щедро платили за произведения искусства. Правители Флоренции покровительствовали художникам и поэтам. Флоренция стала центром культуры Италии. Здесь были собраны прославлен­ные мастера, они обучали своему искусству талантливых юношей.

Такие города Италии, как Рим, Венеция, Милан, славились своими известными мастерами.

Читайте также: