Культура умственного труда доклад

Обновлено: 04.07.2024

Бурное развитие информационной техники во второй половине XX в. приводит к существенным переменам в культуре умственного труда. С введением в практику персональных компьютеров отходят в прошлое многие привычные представления о формах, условиях, средствах "кабинетной работы". Компьютер выступает как быстрый и надежный помощник, предоставляющий человеку невиданные ранее возможности получения, переработки, сохранения и представления в удобном для использования виде огромных массивов информации. Вот лишь некоторые функции, которые берет на себя компьютер, освобождая силы и время работника-пользователя и при этом не требуя от него каких-либо специальных познаний в компьютерном деле:

- Решение разнообразных логико-математических задач, включая такие трудоемкие расчеты, которые человек был бы не в состоянии выполнить за годы.

- Анализ данных и автоматическое представление их в нужной пользователю форме — в таблице, графике, выборках по заданным параметрам, переводе на другой язык и т. д.

- Подготовка текста, оформление его желаемым для автора образом, корректорская правка и т. д., вплоть до изготовления готового макета книги.

- Выполнение работ по специальным программам (например, изготовление бухгалтерских документов, карт и пр., проектирование, планирование, компьютерная графика).

- Хранение и быстрое воспроизведение различных материалов, быстрый поиск в них нужных данных.

- Замена домашней библиотеки (один компакт-диск может вместить несколько тысяч книг).

- Включение в коммуникационные каналы, открывающие доступ ко всем крупнейшим библиотекам мира, информационным агентствам и другим источникам информации, позволяющие вступать в общение с множеством организаций и лиц, получать и распространять информацию через электронную переписку, электронные версии журналов, так называемые "болталки" ("спай") и пр.

- Создание новых форм интеллектуальной продукции — электронные публикации, интернетовские конференции, "гиперлитература" и другие виды коллективного творчества.

Среди американских специалистов по электронным технологиям получили признание сформулированные Дж. Муром три принципа, которые ограничивают роль компьютеров в принятии решений: на компьютеры нельзя возлагать принятие:

1) решений, которые люди хотят принимать сами;

2) решений, которые человек может принять более компетентно;

Не следует упускать из виду и негативные стороны процесса работы с компьютером. Длительное сидение перед ним в наибольшей мере угрожает глазам: ослабление зрения констатируется медиками у многих его постоянных пользователей. Поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности — держаться на расстоянии не менее 60 см от экрана монитора, делать регулярные перерывы через каждые 1,5-2 часа и т. д. Компьютер может оказывать вредное воздействие на психику: известны случаи психических отклонений, выражающихся в вовлечении личности в "компьютерную реальность" настолько, что она теряет связь с реальным миром ("компьютерный психоз").

В работе с компьютером еще более настоятельно, чем в докомпьютерный век, требуется выполнять общие правила гигиены умственного труда. Физиолог Н. Е. Введенский считал наиболее важными для обеспечения продуктивности труда следующие пять условий:

1.В работу надо входить постепенно.

2.Работа, а также сон, прием пищи и т. п. должны быть ритмичны.

3.Нужно соблюдать привычную последовательность и ритмичность деятельности.

4.Необходимо чередовать труд и отдых.

5.Важно осознавать общественную полезность своего труда.

Нельзя и возлагать на компьютеры чрезмерные надежды. Можно и карандашом создавать шедевры, а с компьютером в руках быть беспомощным простофилей. В конечном счете, решающее значение в умственном труде имеют не сценарий его организации, не его условия и орудия, а качества личности, которая им занимается.

3.3 Культура учебы

Исторически первой, наиболее древней формой учебного процесса является обыденно-практическое обучение.

Вторая форма учебного процесса, исторически сложившаяся по мере усложнения задач учебы, — демонстративное обучение. В этой форме обучение организуется как особый процесс взаимодействия учителя и ученика: учитель показывает, что и как надо делать, ученик копирует действия учителя.

Третья, более совершенная форма учебного процесса — развивающее обучение. Она возникает в Новое время на основе классической педагогики (Ян Коменский и др.). Развивающее обучение связано с разработкой специальных дидактических приемов, возбуждающих активность учащихся.

В XX в. постепенно обрисовываются контуры новой психолого-педагогической парадигмы: разрабатываются идеи креативного обучения. Сценарий креативного обучения предполагает "штучный подход", индивидуально-ориентированную работу педагога с учащимся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Культура умственного труда в школе и дома

Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребёнок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным, добрым и мужественным… Кто не надеется, что люди будут уважать его сына или дочь за трудолюбие и знание дела, за воспитанность…

В свою очередь, каждый педагог ставит перед собой цель воспитать грамотного и самодостаточного ученика, который смог бы, выйдя из стен школы, получить хорошее образование и без труда ориентироваться в непростой действительности современного окружающего мира.

Иначе говоря, и родители, и педагоги мечтают и хотят видеть человека, способного занять достойное место в обществе.

Как мы понимаем, решить эту задачу непросто и трудно…

Задачи формирования культуры умственного труда у учащихся

Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом. От рациональной организации учебного труда зависят результаты любой интеллектуальной деятельности. Правильная организация учебной работы включает в себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности.

Бесспорно, что основным плацдармом развития умственных способностей школьников служит процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. На уроках по различным дисциплинам, проводимым различными учителями, даже при наличии межпредметной преемственности трудно свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности.

Итак, при воспитании культуры умственного труда особое место отводится формированию положительного отношения ученика к учению, мотивации. Для развития мотивации используется особая группа приемов: «пробуждение положительного отношения к учебе; раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала; организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся.

Культура умственного труда в школе

Правильный режим работы школы разрабатывается на основе нормативной документации, утверждается и согласовывается с Санпином и управлением образования. Оборудование мест для занятий проверяется в начале учебного года администрацией школы. И если театр начинается с вешалки, то школа начинается с внешнего вида учащихся и кабинетов. Ответственность за внешний вид учащихся несут родители и классные руководители. За соблюдение санитарно-гигиенических и эстетических требований в кабинете несут ответственные за кабинет. Учитель начинает урок только при наличии в нём всего необходимого для нормальной учебной работы – мел, чистая доска, тряпка тщательно вымыта и отжата. Класс должен быть чисто убран и проветрен. Дежурные по классу обеспечивают такую готовность учебного помещения к каждому уроку.

Каждый урок начинается с подготовки к нему рабочего места: учащийся обязан иметь все необходимые учебные принадлежности на каждом уроке учебник, тетрадь, ручку, дневник и т.д., забывать или по каким-либо другим причинам не приносить необходимые на уроке принадлежности запрещается. На учебном столе у учащегося не должно быть ничего лишнего. Перечень необходимого на каждом уроке и в определенные моменты урока (например, на самостоятельной работе) определяется учителем. При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти к доске. Дневник он обязан передать учителю для выставления оценки.

Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех школьных дисциплин и проведения классным руководителем тематического цикла бесед о культуре учебного труда.

Оценки в журнале и дневниках – показатели учебного труда учащихся, эффективности деятельности учителя. Оценка успеваемости - важная психолого-педагогическая проблема. Оценка успеваемости учащегося должна отражать количество и качество знаний, достижений, навыков и умений в их диалектическом единстве. Качество при этом определяется как свойство объективного знания с точки зрения его относительной ценности, взаимосвязей между частями и другими знаниями, а критерий качества рассматривается как конкретные указания на то, как пользоваться им на практике, в том числе и для получения новых знаний.

Успешная оценочная деятельность на уроке возможна лишь при наличии четкой обратной связи, когда на каждом этапе урока учитель получает информацию об усвоении темы и в какой-то степени измеряет успехи всех и каждого. Не теряет своего значения и комплексная оценка, которая выставляется ученику после дополнительного опроса с учетом всей его деятельности.

Школа и учение занимают большое место в жизни детей. С переходом учащихся из класса в класс учебная нагрузка школьника значительно усложняется, им предстоит овладеть большим объёмом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой умения организовать свой умственный труд. Неправильные способы усвоения учебного материала, его заучивания ведут к пробелам в знаниях, снижению успеваемости.

Минутное отвлечение ученика на уроке может привести к тому, что станет непонятным всё последующее. Усваивать материал можно, лишь понимая и удерживая в сознании логику всего предшествующего рассуждения. Именно от нас, учителей, зависит, как длительно мы можем удерживать внимание на отвлечённом, логически организованном материале.

Причины снижения успеваемости учащихся

Одной из самых главных причин, порождающих низкую успеваемость, является отсутствие у учащихся умения учиться.

Как трудно бывает родителю, учителю завладеть вниманием ребёнка, призвать его вникнуть в смысл обращённых к нему высказываний, побудить его к мыслительному процессу, заставить захотеть выполнить какое-либо задание!

Как нужно обучать, воспитывать, развивать наших подопечных, чтобы они умели слышать(а не просто слушать) и слушать(а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно и критически воспринимать любую информацию, вникать в суть вещей, выделять главное, делать выводы, анализировать свои действия и нести за них ответственность?

Все эти умения, а также навык смыслового запоминания, способность продуктивно усваивать учебный материал - залог успешного обучения и профилактики школьной неуспеваемости. Эти умения - умения учиться - необходимо целенаправленно вырабатывать у школьников как учителю, так и родителю.

Позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.

• Умные от учения умнеют, дураки дуреют, остальные остаются, какими были.

Знаю, что знаю

Не знаю, что знаю

Знаю, что не знаю

Не знаю, что не знаю

Память — это мыслительный процесс, включающий в себя запись (запоминание), хранение и извлечение информации (вспоминание)

График работоспособности человека

6 13 15 18 19 21 22 23 4

Нужны волевые Критич. Актив-я Подгот. Опасный

усилия точка психики к отдыху период

Повышается нервозность,

конфликтность, возникают

головные боли

с 19.00 до 20.00 часов вечера равен 7 восстановительным часам;

с 20.00 до 21.00 – 6 часам;

с 21.00 до 22.00 – 5 часам;

с 22.00 до 00.00 – 3 часам;

с 00.00 до часу ночи – 2 часам;

с 1.00 до 2.00 – 1 часу;

с 2.00 до 3.00 – 30 минутам;

с 3.00 до 4.00 и все остальные часы лишь 15 минутам…

Возрастные изменения:

- жесты замедленные, суетливые, неточные;

- иногда теряется способность ясно мыслить, точно выполнять поручения;

- трудности при совмещении нескольких дел;

- чувствительность к посторонним помехам и др.

- от сильного волнения, не могут сконцентрировать внимание (боязнь сцены, экзамена, публичного выступления, нервное истощение, сильный стресс, личные проблемы);

- дети из неблагополучных семей трудно сосредотачиваются;

- стресс и переутомление (в т.ч. выход на пенсию);

- плохое настроение.

Необходимым условием для эффективного запоминания является

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН

г) ОТ ПРИМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ МЕДИКАМЕНТОВ

- успокаивающие средства;

- антидепрессанты;

- антигистаминные препараты;

- антиэпилептики;

- некоторые сердечные препараты.

Избыток кофеина в крови вызывает нервозность, возбудимость, сердцебиение, несовместимые с вниманием. В идеале , для нормального функционирования памяти мозг должен быть одновременно насторожен и расслаблен . Злоупотребление же кофе лишает человека возможности расслабиться

е) ОТ НЕКОТОРЫХ ФИЗИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

- повышенное артериальное давление,

- сахарный диабет (даже в легких формах),

- заболевания щитовидной железы,

- снижение слуха и зрения,

- авитаминоз (особенно алкогольный),

- различные опухоли мозга (они провоцируют в основном эпилепсию и нарушение моторной функции организма).

- По прогнозам медиков, вскоре табак уничтожит до 10% населения земного шара.

- Из каждых 100 человек, умерших от рака, 90 курили. 60% мужчин трудоспособного возраста умирает от сердечно-сосудистых заболеваний.

- Если человек закурил в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет.

- В состав табачного дыма входит 196 ядовитых компонента (никотин, аммиак, угарный газ, сероводород, канцерогенные вещества), т.е. загрязнение токсичными веществами в 4 раза выше, чем в выхлопных газах автомобиля.

- Эти яды разрушают витамин А – витамин роста и хорошего зрения. Аммиак, соединяясь с водой (слезами), образует нашатырный спирт, который разъедает глаза.

- В каждую тонну табака изготовители добавляют 150 кг мёда, 90 кг сухофруктов, ментол, чтобы не возникало рвотного рефлекса.

з) ОТ ПРИЁМА АЛКОГОЛЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПИВА)

Все органы страдают от алкоголя и в первую очередь – мозг.

эритроцитов закрыла просвет

сосуда питающего участок головного мозга.

Кровь по капиллярам не поступает к клеткам.

Через 7-9 мин. нейроны гибнут .

Через 3-4 ч. погибшие клетки начинают разлагаться.

Н 2 О освобождается от

трупных токсинов, вымывая их водой .

1985 1988 1991 2000

Рождаемость

До 1962 г. данные засекречены.

1982 г. – 3,5 % рождено детей с уродствами и умственно неполноценных.

1998 г. – 37,5 %.

Количество вспомогательных школ

- Сухие вина – 22,2%

- Крепленые вина – 13,1%

- С этого же года в Афганистане наблюдается значительный рост производства наркотиков.

- В 2002 году мировая наркомафия вывезла из России 12,5 млрд. долларов, примерно1/4 годового бюджета страны.

- Ежегодно в г.Королёве от наркомании умирает 50 человек.

Ситуации, в которых наше внимание имеет

тенденцию к падению:

* когда нас торопят или на нас давят обстоятельства;

* когда нас перебивают или возникают отвлекающие факторы;

* при переутомлении или под действием лекарств и алкоголя;

* когда мы находимся в привычной обстановке (из-за потери бдительности);

* когда нас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев, особенно чувство вины);

* когда мы не понимаем смысла воспринимаемой информации.

Внимание представляет собой форму организации психической деятельности, проявляющуюся в избирательной направленности (селективности), концентрации и относительной устойчивости.

• Развивайте ассоциативное мышление.

• При запоминании используйте все каналы восприятия информации (визуальный обязательно).

• Визуализируйте с фантазией и с положительными эмоциями.

• Тренируйте память (решайте в уме арифметические задачи, разгадывайте кроссворды, заучивайте стихи и пр.)

• Тренируйте способность к концентрации внимания

Любые стратегии улучшения качества работы памяти одновременно являются стратегиями повышения эффективности умственного труда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура умственного труда – часть общей культуры человека, это синтез качеств личности, а значит очень сложный воспитательный процесс. Преобразования общества влекут за собой большие социальные и психологические проблемы, которые влияют на ощущение, самочувствие, а значит и поведение взрослых людей и подрастающего поколения. Учеными давно доказано, что в процессе интеллектуальной деятельности все составляющие организма работают с большой нагрузкой, а значит и расходом энергии, которую нужно пополнять.

Подготовила

преподаватель высшей квалификационной категории Затонских О.М

Белгород 2016

Культура умственного труда – часть общей культуры человека, это синтез качеств личности , а значит очень сложный воспитательный процесс. Преобразования общества влекут за собой большие социальные и психологические проблемы, которые влияют на ощущение, самочувствие , а значит и поведение взрослых людей и подрастающего поколения. Учеными давно доказано, что в процессе интеллектуальной деятельности все составляющие организма работают с большой нагрузкой, а значит и расходом энергии, которую нужно пополнять.

Восстановление энергии, способности к умственному труду происходит за счет следующих факторов:

1. ФИЗКУЛЬТУРА - ЕЖЕДНЕВНО!

Двигательный голод отрицательно сказывается на деятельности всех систем организма, и прежде всего страдает сердечно-сосудистая система. Компенсировать недостаток мышечной нагрузки надо систематическими занятиями физкультурой. Ежедневный физкультурный минимум-15-20-минутная утренняя гимнастика, две физкультурные паузы по 5-7 минут в течение рабочего дня, 10-15-минутная гимнастика вечером, которую желательно дополнять получасовой ходьбой со скоростью 4-6 километров в час. Каких-то особых упражнений для работников умственного труда не требуется. За основу утренней и вечерней гимнастики можно взять комплексы упражнений, которые вы можете найти на этом сайте. Упражнения, входящие в эти комплексы, активизируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем; выполняемые регулярно, они повышают тонус центральной нервной системы, что в конечном счете способствует повышению умственной работоспособности.

Особое внимание следует уделить упражнениям, нейтрализующим те отрицательные воздействия, которые испытывают системы организма, когда человек долго сидит. Эта поза поддерживается главным образом статическим напряжением мышц туловища. Они и утомляются в первую очередь. Длительная статическая нагрузка приводит к ослаблению тонуса мышц спины, что способствует развитию сутулости. У сидящего человека обычно расслаблены и мышцы живота. В результате развивается слабость брюшного пресса, и как ее следствие возникает один из самых неприятных недостатков телосложения - выпирающий живот.

Когда человек сидит, дыхание у него, как правило, неглубокое; поскольку нет "энергичных сокращений мышц рук, ног, туловища, не работает так называемый мышечный насос, способствующий продвижению крови по венозным сосудам. К тому же кровоток затрудняет и согнутое положение нижних конечностей. Все это, вместе взятое, создает условия для застойных явлений в системе лимфо- и кровообращения. Поэтому в выполняемую утром и вечером гимнастику желательно включать больше упражнений для мышц спины и живота.

2. Закаливание: воздушные, солнечные, водные ванны.

3. Массаж тела, рук, точечный массаж. самомассаж.

4. Ароматерапия: лечебные ароматические масла.

5. Правильное глубокое дыхание.

6. Глубокий здоровый сон.

7. Чередование труда и отдыха.

ПИТАЙТЕСЬ ПРАВИЛЬНО

Не все знают, как надо правильно питаться, и совершают поэтому ошибки, за которые приходится расплачиваться здоровьем. Обращаясь к людям, занимающимся умственным трудом, мне хотелось бы дать им несколько советов.

ПЕРВЫЙ И, ПОЖАЛУЙ, САМЫЙ ГЛАВНЫЙ - НЕ ПЕРЕЕДАЙТЕ! Этот совет относится прежде всего к тем, кто не только рабочий день проводит за письменным столом, но и в свободное время предпочитает отдых за книгой, у телевизора или за шахматной доской. Малая физическая активность, незначительный расход мышечной энергии несовместимы с потреблением обильного количества пищи, несущего с собой избыток калорий. Это неминуемо ведет к ожирению, а оно, в свою очередь, способствует развитию атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, заболеваний печени, суставов, диабета. Общая калорийность суточного рациона не должна превышать 2500 килокалорий; людям, которым за шестьдесят, можно ограничиться 2200 килокалориями. А рацион склонных к полноте должен быть еще менее калорийным. Но такую диету уже назначает врач. Снизить калорийность рациона целесообразнее за счет ограничения! мучных блюд, кондитерских изделий, а также сахара и меда.

СТАРАЙТЕСЬ ЕСТЬ БОЛЬШЕ ОВОЩЕЙ: даже при значительном объеме они низкокалорийны. Кроме того, овощи, как известно, источник витаминов, а во время интенсивной умственной работы потребность организма в них увеличивается. И, наконец, содержащиеся в овощах клеточные волокна (клетчатка) усиливают перистальтику и способствуют лучшему опорожнению кишечника. Это очень важно, так как сидячая работа предрасполагает к запорам.

НЕ НАРУШАЙТЕ РЕЖИМ ПИТАНИЯ. Не заменяйте завтрак стаканом чая или кофе, увлекшись работой, не забывайте об обеде, не переносите ужин на поздний час, ешьте не позднее, чем за полтора-два часа до сна. Несоблюдение этих правил--прямой путь к болезням. Сначала нарушения режима питания отрицательно сказываются на ритме деятельности органов пищеварения. А затем создаются условия для развития гастрита, колита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Кроме того, в соответствии с суточными биоритмами переваривание пищи ночью замедляется и менее активно протекает окисление пищевых веществ. В результате жир полностью не сгорает, а откладывается в депо. Стоит ли удивляться, что у любителей поесть перед сном, как правило, масса тела превышает норму.

НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ВСЯКИЙ РАЗ ВОССТАНАВЛИВАТЬ УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ КРЕПКОГО СЛАДКОГО ЧАЯ. Хотя глюкоза- энергетический материал,- в котором очень нуждается мозг, однако в избыточных количествах потреблять сахар вредно. Это ведет к усиленному выделению поджелудочной железой инсулина-гормона, преобразующего сахар в гликоген. Частое перевозбуждение инсулярного аппарата поджелудочной железы приводит к расстройству его функции, и тем самым увеличивается риск развития диабета. Кроме того, злоупотребление сахаром может привести к нарушению жирового обмена, а затем и к ожирению. Поэтому количество сахара и сладостей в дневном рационе не должно превышать 80 граммов, для пожилых-50 граммов.

НЕ УВЛЕКАЙТЕСЬ КОФЕ. Содержащийся в этом напитке кофеин возбуждает сосудодвигательный центр головного мозга, увеличивает силу и частоту сокращений сердечной мышцы. Поэтому кофе противопоказан перенесшим инфаркт миокарда, страдающим гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца. Да и здоровым не стоит злоупотреблять этим напитком.

ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ РАЦИОНА НА 2500 КИЛОКАЛОРИЙ В СУТКИ
(первая цифра обозначает массу в граммах, вторая-энергетическую ценность в килокалориях).

ПЕРВЫЙ ЗАВТРАК: Салат из сырой моркови (75,0-25) и яблока (50,0-23), заправленный столовой ложкой растительного масла (30,0-270); 2 яйца всмятку (94, 0-157); кофе с молоком и сахаром (200,0-150); ржаной хлеб (50,0-100) с сыром (20,0-74). Всего 799 килокалорий.

ВТОРОЙ ЗАВТРАК: Апельсин или мандарины (150,0-57).

ОБЕД: Винегрет с зеленым луком (100,0-57,5); борщ (500,0-230) со сметаной (20,0-41); курица отварная (100,0-126) с тушеной свеклой (200,0-176); компот (200,0-135); ржаной хлеб (50,0-100); Всего 865,5 килокалории.

ПОЛДНИК: Яблоко (100,0-46).

УЖИН: Творог (100,0-226) со сметаной (20,0-41); рыба тушенная в томате с овощами (200,0-220); молоко (200,0-135). Всего 622 килокалории.

НА НОЧЬ: Стакан кефира (200,0-118).

ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ РАЦИОНА НА 2200 КИЛАКОЛОРИЙ В СУТКИ

ПЕРВЫЙ ЗАВТРАК: Салат из свежих огурцов (50,0-7,5) и помидоров (75,0 — 14), заправленный столовой ложкой растительного масла (30,0 — 270); сырники (150,0 — 391); чай с сахаром (200,0 — 61). Всего 743,5 килокалории .

ВТОРОЙ ЗАВТРАК: Свежие ягоды (200,0 — 80).

ОБЕД: Холодный свекольник (250,0-128) со сметаной (20,0-41); отварная рыба под соусом (150,0-337); свежий редис (75,0-15); кисель из черешни (200,0-143); ржаной хлеб (50,0-100). Всего 764 килокалорий.

ПОЛДНИК: Стакан обезжиренного кефира (200,0-60).

УЖИН: Яичница с колбасой (125,0-301); чай с сахаром (200,0-61) и молоком (50,0-29); ржаной хлеб (50,0-100) с кабачковой икрой (30,0-17). Всего 508 килокалорий.

НА НОЧЬ: Яблоко (100,0-46).

ЛЮБИТЕЛИ СЛАДКОГО, ПОМНИТЕ: 100 граммов кондитерских изделий составляют по калорийности почти пятую часть суточного рациона!

КАЛОРИЙНОСТЬ СЛАДОСТЕЙ В КИЛОКАЛОРИЯХ НА 100 ГРАММОВ:
сахар-374,
леденцовая карамель-362,
молочный шоколад-547,
шоколадные конфеты ассорти-544,
ирис-393,
пастила-305,
тахинная халва-510,
пирожное слоеное с кремом-544.

Культура умственного труда

"Часто устают не оттого, что много работают, - говорил один известный физиолог, - а оттого что неправильно работают".
Как правильно организовать свой день, свой труд ученику? Лучше, быстрее выполнить уроки и больше иметь времени на занятия спортом, общественную работу, на чтение, на помощь по дому? Эти вопросы специально изучают физиологи, педагоги, врачи -гигиенисты.

Вот двенадцать советов по организации и гигиене труда школьника:

Совет первый: если ты учишься в первую смену, то после школы следует пообедать, немного отдохнуть, погулять и только после этого садиться за уроки, обязательно в одни и те же часы. Мозг привыкнет к тому, что в определённый час его ждёт работа, и успешно справится с ней. Если же ты учишься во вторую смену, то уроки лучше всего делать в утренние часы.

Совет второй: приучись чётко записывать домашнее задание. Прежде чем начать заниматься, проверь, всё ли готово к занятиям - учебники, карандаш, тетради, ручка, линейка. Убери со стола всё лишнее. Свет должен падать слева. Стол и стул - соответствовать твоему росту. У тебя должно быть определённое рабочее место.

Совет шестой: учись отключаться. Ты сел за урок, а за окном во дворе громкий разговор. Старайся не обращать внимания: никаких разговоров, никакого шума для тебя нет.

Совет восьмой: никак не можешь решить задачу. Отложи её на некоторое время. Выучи другой предмет, отдохни минут десять и снова попробуй решить задачу. Припомни, не было ли подобных, повтори правила - и задача окажется не такой уж трудной.

Совет девятый: у тебя, конечно, есть любимый предмет. Ты и занимаешься им больше, и читаешь дополнительный материал, а если это математика, то сначала решишь все трудные задачи. И часто от этого другие предметы страдают. Попробуй оставить домашние уроки по любимому предмету на последнюю очередь. Выучи сначала все другие.

Совет десятый: есть предметы, которые нужно учить каждый день, например, иностранный язык. Очень полезно ежедневно затрачивать минут десять -пятнадцать на запоминание новых слов, читать вслух одну - две странички иностранного текста.

Двенадцатый совет: очень важный: будь внимателен на уроках. Это отлично помогает и лучше усваивать материал, и быстрее готовить домашние задания.

Читайте также: