Конфессиональное воспитание в педагогике доклад

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Религиозная педагогика:

как соблюсти межконфессиональный баланс

Кинзябаева Алена Владимировна.

Воспитатель.

МАДОУ детский сад № 77

г.Стерлитамак

Российская Федерация

Аннотация: данная статья рассматривает религиозную педагогику в контексте межконфессионального воспитания. Актуальность статьи обосновывается следующими факторами: введением в систему образования Российской Федерации обязательных уроков по религиоведению и религиозному воспитанию; многонациональности в государстве; наличие проблемы соблюдения межнационального и межконфессионального баланса на разных уровнях: на международном, но государственном, на региональном. В данной статье мы попытались выделить основные принципы, необходимые для балансированного межконфессионального воспитания школьников.

Ключевые слова: религия, религиозная педагогика, толерантность, межконфессиональная терпимость.

Проблема национальной и конфессиональной толерантности всегда является актуальной, при чем актуальность ее заметна как в регионах, где живут разные национальности, так и в мегаполисах – куда стекаются тысячи людей разных национальностей в поисках работы, образования, достатка. Российская Федерация является многонациональным государством, уместно совмещающим в своей культуре разные религии. Каждая из религиозных культур в нашем государстве делает свой существенный вклад в развитие общества. При этом, православие, будучи государство- и культурообразующей религией Российской цивилизации, привнесло идеи духовно-нравственного становления личности в педагогическую практику древнерусского человека, движущей силой в развитии образования, и по-прежнему остается преобладающей религией.Целью образования предки видели приобретение знаний о православной вере и благочестии, всё образование Древней, феодальной и Имперской России строилось на основе религии. Средствами ее реализации стали церковные по своему характеру школы, монастыри и книги [1] .

Предмет нашего научного интереса – христианская педагогика, православное воспитание, и уровень национальной толерантности в Российской Федерации, при существовании официальной религии – православия.

Из всего этого и вытекает, что содержание религиозной педагогики – это, прежде всего, введение детей не только в жизнь религии, но и приобретение навыков общественной и личной духовной жизни.

В педагогике такого типа на первом месте стоит воспитание. Но воспитание в религиозной педагогике – это не механизм вырабатывания определенных норм поведения истереотипов отношения, а живая реакция на происходящее. В религиозной педагогике мы не имеем жесткого свода нормативов и примеров, под которые нужно подогнать ребенка, жизнь каждого ценна именно своим личным путем и личным трудом, на это педагог и должен ориентироваться.

Учитель в религиозной педагогике стоит рядом с ребенком и помогает ему среди общего шума жизни различать слова Божии, и людские, для верного понимания своего места в обществе. Педагогика здесь – это введение в веру, какого бы исповедания она не была, она готовит ребенка к духовной жизни,дает навыки соблюдения баланса между духовным и мирским, но при этом, сама не претендует на духовное руководство.

В объяснение этой теории, в качестве примера, приведем концепцию христианской педагогики, изложенную профессоромСвято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке Констанцией Тарасар. Она рассматриваетхристианскую педагогику в трех формах ее бытия: школа, богослужение и дом. На это практически, и сориентированы догматика, литургика и нравственноебогословие. Но в ее системе они рассматриваются не как школьные предметы, а кактри различные области христианской жизни, в которых нужно научиться житьребенку. В каждой из них–свои педагогические методы. И религиозная педагогика должна охватывать все эти области, только тогда она выполнит свою главную задачу –даст ребенку точные знания (школа), научит его со всейполнотой души молиться и верить (участие в богослужении) и сохранять религиозные идеалы в жизни, в реальном общении людей (нравственность) [3] .

Данная концепция представляется мне наиболее удачной для воспитания современного ребёнка и человека, и соответствует догматам религии и требованиям общества, уместно накладываясь на любое вероисповедание.

Известно, что жизнь народа отражается в его педагогических идеалах. Но верно и обратное - педагогика сама является активной силой, вносящей нечто новое в культуру народа, поднимая его на новую ступень развития. Соответственно, не только воспитание зависит от жизни народа, но и деятельное воспитание создает новые уклады жизни, способствует ее организации и развитию. Поэтому историю развития духовно-нравственных идеалов воспитания необходимо изучать в связи с общей историей народа, особенно с историей его просвещения, развития его школы. Только в этом случае можно найти ключ к решению насущных педагогических вопросов и верно сформулировать задачи современного воспитания.

Чтобы воспитать конфессиональную толерантность у школьников, необходимо следовать следующим принципам:глубоко и всесторонне изучать культуры и религии своего государства и народа; формировать представления о многообразии культур и конфессий; воспитывать позитивное отношение к культурным различиям, направленным на принятие разных культур и национальностей; создавать условия для интеграции учащихся в культуру других народов; развивать умения и навыки продуктивного взаимодействия с носителями различных культур и конфессий; формироватьуважение и осознанные позитивные ценностные ориентации личности по отношению к культурному наследию России; формировать способности учащегося к личностному культурному и конфессиональному самоопределению [6] .

Таким образом, отечественная история свидетельствует о том, что общественная жизнь России на протяжении многих веков имела отличительную особенность, так как государственная власть и религия совместно заботились о просвещении народа и осуществляли деятельность по его духовному совершенствованию. Существовавшая система образования была преимущественно направлена на формирование духовных ценностей личности. Педагогика, в свою очередь, являясь частью культуры, также обогащалась идеями православного вероучения о духовно-нравственном воспитании личности.

Список литературы:

2. Костюкова Т.А., Петрова Г.И. Христианская педагогика в современном образовательном пространстве. – Томск, 2001.–274 с.

Гост

ГОСТ

Основные понятия, связанные с религиозным воспитанием и просвещением

В настоящее время вопрос религиозного воспитания является одним из наиболее актуальных и сложных. Данная проблема вызывает большой интерес не только со стороны педагогов, но и со стороны общества.

Религия – это одно из направлений общественного сознания, представленное сложившимися и устоявшимися убеждениями, которые предусматривают безусловную преданность конкретной идее, закону, ценности или принципу.

Воспитание – это процесс передачи жизненного опыта подрастающему поколению и формированию норм и правил поведения, принятых в обществе.

Религиозное воспитание – организованный процесс, направленный на духовно-нравственное совершенствование личности и способствующий ее развитию через определенную веру (в вечную жизнь, бесконечную любовь, совершенство и т.д.), привитую различными социальными институтами и проявляющуюся в во всех сферах общественной жизни.

Воспитательный потенциал религиозного воспитания основан на том, что её фундаментом является целостность знания и веры, которые способствуют выработке у учащихся ценностных ориентаций, помогают самоопределиться в жизни.

Одним из основных элементов религиозного воспитания является религиозное просвещение, основная функция которого – это трансляция специфических знаний в области религии. Религиозное просвещение может осуществляться только лицами, имеющими специальную профессиональную подготовку (священнослужители). Под специфическими знаниями в области религии понимают разнообразные религиозные доктрины: ценности, образ жизни и мироощущение.

Задачи религиозного воспитания и просвещения

Основные задачи религиозного воспитания заключаются в следующем:

  1. Формирование этичной личности. Под этикой в рамках религиозного воспитания понимают ответственность перед окружающими людьми, в широком смысле ее понимания. Человек может чувствовать ответственность за других людей, только в том случае, если он способен к эмпатии. Именно поэтому религиозное воспитание, в первую очередь, направлено на формирование у ребенка милосердия, доброты и умения сострадать. Важно научить ребенка не просто совершать акт милосердия, а получать от этого реальное удовлетворение.
  2. Формирование духовно-нравственных качеств личности каждого ребенка – направлено на усвоение и принятие религиозных знаний и правил, овладение навыками нравственного поведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи религиозного воспитания находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Духовно-нравственные качества личности являются основой для милосердия. Именно поэтому с самого появления религиозного воспитания в школах (гимназиях, лицеях), основной его целью было сформировать у ребенка устойчивый нравственный характер.

Возможные проблемы религиозного воспитания в школе

Несмотря на то, что религиозное воспитание показывает высокие воспитательные результаты, существует ряд проблем, связанных с его внедрением в воспитательный процесс школы.

Таким образом, сотрудничество церкви и школы на основании социального партнерства не будут нарушать светскости образования и ни в коем случае не умаляют значимости государственных образовательных организаций в сфере обучения и воспитания.

Кроме того, в настоящее время интересы церкви и государства в лице школы, совпадают по многим пунктам:

  • осуществление процесса интеграции учащихся в национальную культуру различных народов, населяющих наше многонациональное государство;
  • организация процесса социализации учащихся в обществе;
  • воспитание у учащихся целостного духовно-нравственного мировоззрения;
  • воспитания этических традиций;
  • формирование у учащихся гражданской и культурной идентичности;
  • профилактика различных социальных девиаций.

Однако в настоящее время светскость современного государства трактуется в сторону атеизма и антирелигии. В связи с чем, чаще можно встретить запрет на введение в образовательные программы учебных дисциплин, связанных с религией.

Таким образом, школа не должна игнорировать такого важного элемента в жизни общества, как религия, способствующего воспитанию милосердной и нравственной личности. Необходимо научиться ее правильно применять в педагогическом процессе.

Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях, или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.) [5; с.119].

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический [11;с.184].

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяет следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь [11;с.184].

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации и обособления в социуме [6; с.440].

Религиозное воспитание — целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определённого вероисповедания.

Цель религиозного воспитания – внедрение в сознание воспитанника религиозной идеологии и богопослушного поведения.

В основе религиозного воспитания лежит феномен удвоения мира и его сакрализации, т. е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Религиозное воспитание осуществляется :

• верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.);

• педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных – средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных – воскресных школ, кружков и др., в ряде стран – преподавателями религии в светских учебных заведениях;

• различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием;

• средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций;

• культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.).

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом – стратегии адаптации и обособления в социуме.

Нравственное воспитание Нравственное воспитание- целенаправленное систематическое воздействие на сознание,чувства и поведение людей,формирующее у них моральные.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Патриотическое воспитание в дет саду. В нашем детском саду проходят мероприятия по патриотическому воспитанию. В своей группе провела беседу "Женщины на войне". Воевать и сражаться.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Воспитание детей на Руси "Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеет хорошего,.

Читайте также: