Структура государственных органов обеспечения национальной иб во франции доклад

Обновлено: 04.07.2024

Стратегические направления государственной политики Франции в области обеспечения безопасности. Особенность французской организации системы защиты информации, ее правовое регулирование. Анализ вероятных угроз экономическому и оборонному потенциалу страны.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.05.2018
Размер файла 13,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

Цель работы: Ознакомление с основными принципами обеспечения информационной безопасности в ведущих зарубежных странах.

Еще со времен первой революции Франция считается республиканским государством.

Это наложило свой отпечаток и на организацию системы информационной безопасности этой страны. Дело в том, что во Франции вопросами защиты данных занимаются как государственные структуры, так и негосударственные организации.

Интересна реализация местных служб безопасности в этой стране. Ведь ни для кого не секрет, что именно от их корректной работы зависит очень многое. информация государственный безопасность

В каждом региональном французском полицейском управлении существует специальный отдел по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. Причем, что интересно, в них работают не только программисты и прочие "компьютерщики", но и профессиональные бухгалтера, аудиторы и т. п. Впрочем, причины этого вполне понятны.

Электронная коммерция в Западной Европе развивается быстрыми темпами. И чтобы защититься от всевозможных злоумышленников, нужны самые различные специалисты. И эта политика дает хорошие результаты. Так, например, во Франции процент мошенничеств с банковскими картами в Интернете один из самых низких в Европе.

Конечно же, все крупные организации во Франции имеют собственные службы безопасности. Правда, в этой стране очень популярными остаются частные компании, которые разрабатывают, устанавливают и обслуживают комплексные системы защиты информации.

Они, несмотря на свою независимость, очень тесно сотрудничают с соответствующими отделами полиции. Это позволяет правоохранительным органам быстро реагировать на любые правонарушения и пресекать их, как говорится, "на корню".

Еще одной особенностью французской организации системы защиты информации является ее правовое обеспечение. Дело в том, что в этой стране нет специальных правовых актов, регулирующих работу людей с различными видами информации. Безопасность государственной тайны гарантируется уголовным, а персональной и коммерческих тайн - уголовным, трудовым и гражданскими кодексами.

Базовым нормативным актом, в котором определяются стратегические направления государственной политики Франции в области обеспечения безопасности, является Белая книга обороны и национальной безопасности от 2008

В ней среди наиболее вероятных угроз территориям Франции и европейском сообществе (терроризм, использование баллистических ракет, организованная преступность, риски природного характера и осложнения эпидемиологической ситуации в крупных городах, скрытая иммиграция) названы: масштабные атаки на информационные системы; шпионаж и стратегическое влияние.

Угроза шпионажа и стратегического влияния обосновывается распространением применения в межгосударственных отношениях средств "мягкой силы", манипулирования сознанием через СМИ и Интернет, посягательствами на научный, экономический, оборонный потенциал Франции и его территорий, опасностью культурной экспансии.

Основными путями противодействия указанным угрозам в документе определены:

- Взаимодействие в вопросах противодействия атакам на информационные системы, прежде всего в рамках стран-членов ЕС;

- Проведение как открытых так и скрытых активных мер противодействия проявлениям агрессии в информационных сетях;

- Подготовку кибервойск на профессиональной основе.

Следует заметить, что угрозы, связанные с использованием информационных систем и средствами информационного воздействия, является особенностью Белой книги обороны и национальной безопасности 2008

Кроме того, впервые в течение века Франция основывает свою достаточно революционную доктрину национальной безопасности не на гипотетическом общем военном противостоянии в Европе, а сочетая оборону с обеспечением собственной национальной безопасности.

Так, стержнем Белой книги 1972 было "сдерживания", 1994 г.. - "Проектирование силы", в документе 2008 - это "знание и прогнозирования", которая представляет собой новую стратегическую функцию, приоритетная задача в сфере безопасности и обороны.

Во исполнение общих направлений обеспечения безопасности, определенных в Белой книге безопасности и обороны по информационной сферы, разработан программный нормативный акт - Стратегию Франции безопасности и обороны информационных систем.

В общедоступной части этого нормативного документа определены четыре основные задачи, направленные на субъект:

- Быть мировым лидером в сфере киберзащиты - входить в ограниченное число стран, которые доминируют в этой сфере;

- Гарантировать свободу решений Франции в вопросах защиты информационного суверенитета - обеспечить принятие решений органами власти на основании объективной защищенной информации;

- Укрепить кибербезопасность национальной критической инфраструктуры;

- Обеспечить безопасность граждан и бизнеса в киберпространстве.

Так, защита информации, содержащей тайну национальной обороны (аналог государственной тайны в Украине), гарантируется уголовным кодексом, а персональной и коммерческой тайны - уголовным, трудовым и гражданским кодексами.

В частности, ст. 413-9 Уголовного кодекса Франции определяет, что средства, объекты, документы, сведения, вычислительные сети, компьютерные данные или картотеки, разглашение или доступ к которым наносят ущерб национальной обороне или могут привести к утечке тайны национальной обороны, подлежат классификации, которая устанавливает специальный порядок распространения и доступа к ним. Фактически эта статья нормативно определяет понятие информации с ограниченным доступом (information classi flee).

Одним из главных результатов стандартизации в сфере систематизации требований и характеристик защищенных информационных комплексов стала система международных и национальных стандартов безопасности информации, которая насчитывает более сотни различных документов. Важное место в этой системе стандартов занимает стандарт ISO 15408, известный как «Соттоп Criteria*.

Используемая учебная литература

Подобные документы

Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности в РФ. Правовой режим информации. Органы, обеспечивающие информационную безопасность РФ. Службы, организующие защиту информации на уровне предприятия. Стандарты информационной безопасности.

презентация [377,5 K], добавлен 19.01.2014

Законодательные основы обеспечения информационной безопасности. Ответственность за преступления в области информационных технологий. Направления правового обеспечения информационной безопасности. Порядок лицензирования средств защиты информации.

презентация [158,6 K], добавлен 11.07.2016

Нормативно-правовые акты в области информационной деятельности и деятельности по защите информации. Правовое обеспечение защиты гостайны. Закон "О государственной тайне". Задачи систем обеспечения безопасности информации в автоматизированных системах.

курс лекций [319,4 K], добавлен 14.11.2008

Источники угроз информационной безопасности. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России. Основные проблемы информационной безопасности, пути их решения и организация защиты. Классификация сведений, подлежащих защите.

курсовая работа [47,9 K], добавлен 23.08.2013

Защита от угрозы нарушения конфиденциальности на уровне содержания и от нарушения целостности информации, разновидность угроз. Доступность и целостность информации. Уязвимость, атаки и её последствия. Обеспечение информационной безопасности.

2019: Франция заключила пакт о кибербезопасности с крупнейшими в стране компаниями

14 ноября 2019 года французское правительство подписало трехлетний пакт о кибербезопасности с восемью ведущими компаниями в стране. Инициатива пришлась на тот период, когда крупнейшие в мире страны усиливают меры безопасности на фоне громких инцидентов.

Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на заявление властей Франции, было заключено соглашение с компаниями Airbus, Dassault Aviation, Thales, Safran, Ariane Group, MBDA, Naval Group и Nexter. Финансовые и другие подробности этой сделки не раскрываются.



Французское правительство подписало трехлетний пакт о кибербезопасности с восемью ведущими компаниями в стране

Одна из тем — предотвращение кибервмешательства в ИТ-инфраструктуру, обеспечивающую проведение выборов.

Власти Франции давно всерьез озаботились современными вызовами в сфере кибербезопасности и в 2019 году решили выделить €1,6 млрд на борьбу с несанкционированными вмешательствами в киберпространстве.

Был создано специальное управление кибербезопасности. В него, а также в главное управление внешней безопасности (DGSE) и генеральную дирекцию по вооружению (DGA) дополнительную тысячу кибервоенных планируется привлечь тысячу военных киберспециалистов до 2025 года.

2018: Арестован полицейский, продававший конфиденциальные данные хакерам

В начале октября 2018 года французский полицейский был арестован за продажу конфиденциальных данных на темном веб-рынке в обмен на биткоины.

Сотрудник работал в Главном управлении внутренней безопасности – французском разведывательном агентстве, которое, которое занимается контр-шпионажем, борьбой с терроризмом и киберпреступностью, а также наблюдает за потенциально опасными группировками, организациями и социальными событиями.



В начале октября 2018 года французский полицейский был арестован за продажу конфиденциальных данных на темном веб-рынке в обмен на биткоины

Французские власти не объявили имя арестованного полицейского, но сказали, что он работал под псевдонимом Haurus на темном веб-рынке, известном как Black Hand. Полицейского обвиняют в продаже конфиденциальной информации, которая попала незадолго до ареста в руки кибер-преступников. Следователи считают, что преступники, которым Haurus продал конфиденциальные файлы, использовали их для создания поддельных документов.

Французские власти также заявляют, что арестованный полицейский рекламировал услуги по отслеживанию местоположения мобильных устройств на основе предоставленного номера телефона – он предлагал их, как возможность слежки за неверным супругом или членами конкурирующих преступных группировок. Следователи считают, что Haurus использовал служебные ресурсы полиции, разработанные с целью отслеживания преступников. Кроме того, Haurus предлагал за поределенную плату сообщать клиентам, следит ли за ними французская полиция и какой компромат на них уже собран.

Представители французской полиции заявляют, что раскрыли реальную личность Haurus после того, захватили и закрыли портал Black Hand 12 июня 2018 года. Они также сумели отследить некоторые из конфиденциальных документов, выставленных на продажу на темном рынке, на основе индивидуального кода, который был добавлен в официальные документы и помогал отслеживать историю их использования. [2]

2016: Франция создаёт кибервойско численностью 2600 человек

Спецподразделение по кибербезопасности Cybercom в составе вооруженных сил Франции начнет работу с 1 января 2017 года. Министр обороны Жан-Ив Ле Дриан заявил в декабре 2016 года, что кибервойско также будет выполнять наступательную функцию.

Создание киберармии на протяжение 5 лет было заявлено еще в 2014 году и входило в разряд государственных приоритетов Франции. На формирование Cybercom было выделено 1 млрд евро, из которых 500 млн было запланировано на индустриальные и технологические инвестиции [3] .

Сегодня объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности. Однако многосторонние механизмы поддержания мира и безопасности как на глобальном уровне (ООН), так и в регионах (ОБСЕ, СНГ) еще недостаточно эффективны. Это ограничивает возможности их использования для обеспечения интересов национальной безопасности политико-правовыми средствами.

Во Франции отсутствует единый документ, в котором регулируются вопросы обеспечения национальной безопасности. Основные положения в сфере обеспечения безопасности Франции содержатся в Ордонанс \"О национальной обороне" (от 7 января 1959 г.), а также в оборонных и внешнеполитических доктринах и стратегиях.

Так, выделяются следующие виды угроз для страны: терроризм, региональный и национальный экстремизм, торговля наркотиками, неконтролируемое распространение информации. В настоящее время российская сторона предложила Франции провести заседание в Москве по противодействию угрозам. Как отметил российский министр, это позволит теснее координировать совместные действия по борьбе с терроризмом, наркопреступностью и преступностью в целом.

Выделяют три категории национальных интересов: жизненно важные, стратегические интересы, интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы. Французские специалисты в области национальной безопасности считают, что не следует стремиться к точному определению жизненно важных интересов, потому что это может повлиять на свободу действий, оценок и принятия решений руководителями государства в случае возникновения угроз.

К жизненно важных интересам относятся: территориальная целостность, суверенитет, защита населения. Стратегические интересы заключаются в: поддержании мира на европейском континенте, в зонах, к нему прилегающих с востока и юга, в средиземноморском бассейне и на Ближнем Востоке; в сохранении полноценной экономической активности страны, свободы внешней торговли и коммуникаций, безопасности морских путей. Интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы заключаются в: обеспечении независимости страны, выполнении международных обязательств, укреплении демократии и правопорядка.

Франция уделяет значительное внимание поддержанию высокого технологического потенциала на уровне современных требований с учетом международной обстановки. Важным стратегическим инструментом является разведка, в задачи которой входит: сбор, анализ и оценка информации с целью выработки решений по предотвращению угроз национальной безопасности.

Среди прочих национальных особенностей формирования политики национальной безопасности можно отметить следующие. Во Франции существует устойчивое внутреннее согласие о том, что страна является великой мировой державой. В отличие от США, Франция никогда не стремилась к одностороннему гегемонизму.

Отличительной особенностью руководства обеспечением национальной безопасности Франции является особая роль президента республики, что определено конституцией 1958 г., согласно которой президент является “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”, а также главой вооруженных сил.

В силу особого положения президента в сфере национальной безопасности, огромное значение приобрела и его функция основного идеолога ее обеспечения. Именно национальные доктрины и концепции, принятые за основные направления обеспечения безопасности, являются теми рамками, которые определяют текущие решения и дают ориентиры для перспективных. При разработке программных документов в области национальной безопасности президент опирается на советников из канцелярии президента при Елисейском дворце.

Большую роль в формировании национальной безопасности Франции играют МИД, в рамках которого функционирует Центр анализа и прогнозирования, а также Министерство национальной обороны и Генеральный штаб, отвечающие за разработку национальной военной доктрины.

Таким образом, в заключении можно сказать, что национальная безопасность Франции имеет свои особенности, достоинства возможно и недостатки. Но главное для обеспечения интересов национальной безопасности каждого государства должны использоваться политико-правовые средства.

"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"

В системе разведки и контрразведки Франции особое место занимает Главное управление внешней безопасности (ГУВБ – ДЖСЕ (DgSE), которое является головным по возложенным на него функциям, службой внешней разведки. ГУВБ числится при министерстве обороны. Основные задачи и функции ГУВБ определены в декрете от 2 апреля 1982 г.

Данная служба была создана на основе декрета от 4 января 1946 г. и имела название Служба внешней документации и контрразведки (СВДК). Официально СВДК находилась в подчинении премьер-министра, однако фактически – под контролем аппарата президента. В январе 1966 г., после осуществления реорганизации полицейских служб и спецслужб, СВДК передана в подчинение министерства вооруженных сил (современное министерство обороны). В соответствии с декретом от 2 апреля 1982 г. – современное название.

К его основным задачам относятся:

сбор и анализ информации, относящейся к национальной безопасности Франции;

выявление и предупреждение разведывательной деятельности, направленной против Франции, за ее пределами;

проведение при необходимости в национальных интересах секретных операций.

Финансируется это учреждение из спецфонда премьер-министра. В штате Управления преобладают гражданские лица, несмотря на подчинение оборонному министерству.

Возглавляет ГУВБ генеральный директор, назначаемый декретом Совета Министров, подчиненный министру обороны.

В структуре ГУВБ:

Управление финансовых служб и кадров;

Управление разведки (отделы по странам и группам стран) (сбор информации о зарубежных странах и их секретной деятельности во Франции);

Управление исследований и документации (анализ и обработка разведывательной информации и подготовка аналитических отчетов для правительства).

Внутренняя организация и порядок деятельности ГУВБ определяется постановлениями министерства обороны.

В ведении Министерства обороны находятся также:

Управление военной разведки, которое занимается всеми направлениями военной разведки, включая службу оповещения с воздуха;

Управление по обеспечению оборонной безопасности, которое специализируется на охране военных объектов и оборонных предприятий;

Военная полиция – предупреждение шпионажа, обеспечение безопасности в воинских формированиях как внутри страны, так и за рубежом.

В подчинении МВД находятся:

Управление государственной безопасности – Управление наблюдения за территорией (ДСТ), главный контрразведывательный орган, основной задачей которого является пресечение шпионажа внутри страны, в основном со стороны иностранцев, защита государственной тайны;

Служба общей разведки, которая отвечает за внутреннюю безопасность страны, осуществляет анализ поступающей информации, готовит для правительства рекомендации по определенным проблемам.

Межминистерская группа контроля, которая находится в ведении Отдела общей информации Главного управления полиции (прослушивание телефонных переговоров; анализ внутриполитической ситуации в стране; сбор и проверка сведений о лицах, информация используется при решении кадровых вопросов при приеме на государственную службу, в частные фирмы и предприятия).

Функции, аналогичные САС (Специальная воздушно-десантная служба) в Великобритании, во Франции и других европейских странах возложены на полицейские ведомства. Антитеррористическая группа французской жандармерии осуществляет свою деятельность в тесном контакте с САС.

В аппарате президента - внешнеполитические советы:

- Высший совет обороны (ВСО);

Возглавляет ВСО президент, в составе: премьер-министр, министры: иностранных дел, обороны, внутренних дел, экономики, генеральный секретарь министерства обороны, начальник генерального штаба и начальники штабов родов войск.

разработка стратегии национальной обороны, общее руководство обороной;

разработка программ развития областей, связанных с обороной и безопасностью, обеспечение их финансирования;

вопросы внешней политики;

решение вопросов, связанных с разведывательной и контрразведывательной деятельностью.

руководство обороной и военной политикой;

координация деятельности министерств по проблемам обороны;

международные переговоры по военным вопросам;

военное сотрудничество с другими странами;

программы в области национальной обороны;

оценка международных кризисных ситуаций. В этих целях в ГСНО создана постоянно действующая группа оценки кризисных ситуаций;

обобщение и анализ разведывательной информации, поступившей из спецслужб, министерств обороны и иностранных дел. Для этих целей созданы центр обработки разведывательных данных и центр обработки научно-технической информации;

организационно-техническое обеспечение деятельности Межминистерского комитета по разведке. К его компетенции относится.

Межминистерский комитет по разведке во главе с премьер-министром. В составе: министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, экономики и финансов, научных исследований, генеральный секретарь правительства, генеральный секретарь ГСНО, генеральный секретарь ГУВБ.

подготовка предложений по вопросам организации разведывательной деятельности;

координация деятельности разведывательных и контрразведывательных служб;

подготовка проекта генерального плана по разведке. План утверждается Высшим советом обороны.

Национальное собрание Франции образует на публичном заседании постоянные комиссии, в которых осуществляется основная часть работы депутатов. С обеспечением национальной безопасности и вопросами защиты информации связана деятельность следующих комиссий:

Комиссия по национальной обороне и вооруженным силам:

- вопросы общей организации обороны;

развитие вооруженных сил, военной промышленности;

обеспечение национальной безопасности.

Комиссия по иностранным делам:

заключение международных договоров и соглашений.

Законодательная деятельность комиссий по иностранным делам и по национальной обороне чрезвычайно ограничена.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: