Культура семейного общения доклад

Обновлено: 18.05.2024

Семья – один из важнейших элементов современного общества. От благополучия и гармонии в семье зависит в том числе психологическое состояние всех ее членов.

В современных условиях развития общества особую значимость приобрела семья и внутрисемейные отношения, обострилась проблема общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. В современном быстроменяющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к удовлетворению элементарных потребностей.

Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире. Но дети – это будущее. И от того, как их воспитывают, зависит очень многое в жизни. Каждая эпоха, каждая культура всегда оказывала и оказывает своё специфическое, более или менее благоприятное влияние на развитие детей. В прежние времена жизнь ребёнка была в большей степени предопределена нормами и традициями и т. к. жизненный путь был уже изначально предопределён, практически не существовало выбора и возможности что-либо изменить. В последнее время действительность меняется так стремительно, что условия жизни отдельно взятой семьи в значительной степени влияют на формирование и развитие детей.

Младший школьный возраст – это первый этап осознанного отношения ребенка к общению и совместной деятельности, в это время происходит укрепление его чувства успешности. При этом психика ребенка наиболее уязвима и чувствительна, младшие школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность и жизнерадостность, испытывают трудности в обучении и поведении. Основная роль взрослого в этот период – это защитник, поэтому очень важным моментом является максимальное доверие между родителями и детьми, способность взрослого не только слышать, но и слушать волнения и переживания своего чада.

Как уже говорилось, многие родители считают, что у маленьких детей не может быть проблем. Психологическая практика показывает, что ребенок, испытывая внутреннее напряжение, не всегда может описать словами, что его беспокоит. И часто родители обращаются к психологу при проявлении негативных симптомов, таких как агрессивность, конфликтность, повышенная эмоциональность, застенчивость. Такие дети часто испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. А общение – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учёт их в ходе общения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми.

Возникновение детских проблем зачастую связано со стереотипностью родительских представлений о воспитании. Например, некоторые родители стараются выполнять все требования и малейшие капризы ребенка, развивая тем самым эгоизм и потребительское отношение к окружающим, или покупают своим детям много подарков, как бы компенсируя недостаток общения со своим ребенком.

Общение – это главное условие для развития в жизни человека

Общение – это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Как известно, существуют следующие стили общения:

1. Авторитарный. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

2. Либеральный. Родители слишком высоко ценят своего ребёнка,

Считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.

3. Индифферентный. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому.

4. Авторитетный. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.

  • Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
  • Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным.
  • Ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.
  • Ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
  • Ребенка хвалят – он учится быть благородным.
  • Ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
  • Ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
  • Ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым.
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении,

Подумайте и ответьте

1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
2. С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?
3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

  • Чаще улыбаться;
  • Общаться с детьми не меньше 3 часов в сутки;
  • Радоваться успехам ребенка. Не раздражаться в момент его временных неудач;
  • Терпеливо, с интересом слушать рассказы ребенка о событиях в его жизни;
  • Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации;
  • Создавать в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Помня о том, что в этом возрасте для ребенка ведущей является игровая деятельность, мы можем делать шаги к взаимопониманию с ним, просто играя! Игра, с одной стороны, дарит сиюминутную радость, а с другой – всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются либо какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребенка.

Что же это значит – активно слушать ребенка?

Техника активного слушания

1. Занять правильное положение по отношению к собеседнику (глаза должны находиться на одном уровне). Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.

2. Повтор услышанного. Повторяя то, что вы слышите от ребенка, вы выражаете готовность принять ту информацию, которую он до вас пытается донести (будь то рассказ о действиях, или о мыслях, или о чувствах).

3. Делать паузы между фразами. Паузы помогают говорящему разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что рядом с ним – понимающий их человек.

4. Обозначение чувств. Называйте чувство, которое ребенок пытается выразить рассказом.

5. Чувства – в утвердительной форме. Ответы должны отражать сочувствие и звучать не в вопросительной, а в утвердительной форме.

Правила активного слушания

1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.

3. Не давай советов.

4. Не давай оценок.

5. Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед.)

6. Взгляд (доброжелательный, смотреть в глаза).

7. Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т.д.).

Итак, что может дать техника активного слушания?

– Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка, (разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается);

– Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе;

– Ребенок учится сам решать свои проблемы;

– Ребенок начинает активно слушать родителей.

Вот некоторые упражнения, игры, направленные на снятие напряжения, успокоение, мышечное расслабление, релаксацию дыхания.

2. "Игра без правил"

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания и т.д.

Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало фразы: "Мне нравится, что ты…" и добавляя к ней свое утверждение. Тем самым возникает позитивный диалог.

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого.

Участники становятся в две шеренги. Один человек в паре – водящий и показывает разные движения, другой – зеркало, все повторяет. Затем меняются ролями.

Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

Работа в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли "машины", родитель – в роли "мойщика машины". В течение 5 минут машину приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше ласковых слов.

Затем меняются ролями.

5. "Только вместе!"

Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга, сотрудничество. Работа в парах (родитель и ребенок). Надо встать спина к спине и попробовать медленно, не отрываясь от партнера, сесть на пол. И точно также встать.

В заключение можно сказать, что необходимо заниматься со своими детьми, хотя бы полчаса в день, находить время для совместных занятий и чтобы они приносили радость и Вам и ребенку! Хотелось бы закончить словами известного педагога о том, что дети – это наше будущее, правильное их воспитание – это наше счастливое будущее, плохое воспитание – это наше горе и слезы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Взаимодействие родителей с детьми в процессе семейного воспитания осуществляется через общение.

Общение – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой.

С его помощью родители формируют моральную мотивацию поступков ребенка, включают сына или дочь в полезную семейную и общественную деятельность, обогащают опыт детских переживаний, что положительно влияет на все сферы развития личности. Следовательно, родители должны владеть культурой общения.

Культура – это очень многогранное и емкое понятие, но когда мы говорим – культура общения, каждый знает, что понимается под этим термином.

Культура общения – это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил – показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе.

Знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность это коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки.

Коммуникативные способности – способности, свойства личности, обеспечивающие эффективность ее коммуникативной деятельности, прежде всего общение с другими личностями, и психологическую совместимость деятельности. Способность человека понимать других людей (стремление к пониманию других, умение слушать партнера по общению, наблюдательность), способность к самовыражению личности (стремление быть понятым другими, культура речи), способность адекватно влиять на партнеров по общению (требовательность, такт, вежливость, дисциплинированность).

Коммуникативные знания – это знания о том, что такое общение, каковы его виды, закономерности развития.

Коммуникативные умения – это речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры.

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчужденности, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно, разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению – умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.

Общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка. Потребность в общении появляется у ребенка с самого рождения.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Лишенные возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повешенной чувствительностью к общению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Барьеры общения между детьми и родителями

Важной задачей внутрисемейного общения является формирование верных взаимоотношений с детьми, которые способствуют развитию их личности. Неверно организованные взаимоотношения между детьми и родителями часто выступают причиной возникновения различных барьеров, которые мешают нормальному воспитательному процессу в семье. Вот, наиболее типичные из них.

Решение : расставьте приоритеты. Что действительно важно в Вашей жизни? Будет ли это важно через год, два, пять?

Решение : помните – всему свое время. Сегодня Ваш ребенок не может так же осмыслить и проанализировать все, что происходит в его жизни. Но с Вашей помощью он обязательно со временем этому научится.

Сущность его заключается в том, что родители как бы ни видят и ни ощущают возрастной динамики развития личности собственного ребёнка. Скажем, родители привыкли видеть своего ребёнка маленьким, неприспособленным и по-прежнему воспринимают его как малыша, которому постоянно нужно подсказывать, руководить поведением, давать оценку и т.д., а сын или дочь давно выросли и требуют совершенно другого уровня отношений.

Барьер воспитательных традиций

Смысл этого барьера, его отрицательные воспитательные последствия заключаются в том, что родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в собственной семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся в их семьях. В результате возникает некоторое несоответствие между педагогическими средствами в семье и изменившейся личностью ребёнка. Все мы, взрослые, ощущаем, что дети стали более информированными, изменилась система их потребностей, культурная ситуация в семье, возникли новые средства информации. И если раньше отец и мать были для ребёнка важнейшими источниками информации в течение многих лет, то сегодня претензии родителей на абсолютный авторитет в сфере информации несостоятельны.

Решение: утверждать собственный авторитет в другой области.

Барьер дидактизма

Он характеризуется тем, что родители постоянно, по каждому поводу поучают собственных детей. Каждый шаг ребёнка фиксируется, оценивается, по поводу каждого движения даются рекомендации. Ребёнка это приводит в состояние постоянной напряжённости, что, в свою очередь, формирует нервозность. Подобные родители – воспитатели выглядят довольно занудливо. Воспитательные отношения, которые нужно постоянно создавать, просто подменяется здесь ежеминутными нравоучениями, что формирует у ребёнка внутреннюю установку на ожидание поучений.

Ваши модели отношений к ребёнку выступают в качестве образца для организации общения его с другими людьми. Поэтому проанализируйте систему ваших семейных взаимоотношений и, если чувствуете, что какой-то из перечисленных барьеров возникает, стремитесь его последовательно преодолеть. Если считаете, что Ваших знаний или сил недостаточно, обратитесь за помощью.

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и детьми.

Культура речи

Основной элемент общения – речь, именно от того, насколько культурна ваша речь, структурирована и интеллектуальна, зависит в целом культура общения с Вами. При помощи слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику, показываем уважение, признание, любовь или наоборот даем понять, что собеседник нам неприятен, мы его не считаем за достойного оппонента, не уважаем его и его мнение. Культурная речь не содержит слов-паразитов, нецензурных выражений, некорректных формулировок, изобилует словами вежливости, учтивости. С речью необходимо передавать положительные эмоции, избегать выражения агрессии, гнева и других разрушительных эмоций.

Культура речи ребенка вырабатывается, прежде всего, в его семье. Речь родителей должна быть четкой, грамматически правильной, состоять из развернутых предложений, а не отрывочных слов-команд. Важно, чтобы все слова были хорошо различимы по звучанию и понятны ребенку по смыслу. Иногда полезно повторить сказанное, если ребенок чего-то не воспринял, но, ни в коем случае не стоит упрекать его за это. Проявите доброжелательность и терпение, они окупятся сторицей.

Психологические техники общения в ситуации детско-родительских отношений

Существуют определенные психотехнические навыки, помогающие улучшить взаимоотношения с детьми. Мы рассмотрим три таких навыка.

Первое правило общения родителя с ребенком – принятие его таким, какой он есть, без условий и требований. Ребенок должен жить с ощущением, что он в любом случае любимый, желанный и дорогой, даже если он поступил неправильно.

Второй психотехнический навык – поддержка ребенка. Этот навык является основой формирования у ребенка уверенности в себе, укрепляет самооценку. Поддерживая ребенка, взрослый, сосредотачиваясь на позитивных сторонах своего чада, помогает поверить ему в свои силы, способности.

И, пожалуй, главная техника, которой родителям следует научиться – это активное слушание.

Для того чтобы правильно общаться с ребенком, чтобы ему хотелось делиться своими трудностями, переживаниями, существует навык, называемый техникой активного слушания. Такая техника дает ребенку ощущение собственной значимости, нужности, дает ему возможность выразить вои чувства, самому разобраться в сложившейся ситуации.

Активное слушание – это сложное коммуникативное умение, смысловое восприятие речи.

Что это значит активно слушать ребенка?

Цель техники – дать ребенку понять, что в трудную минуту его слышат, к его проблеме неравнодушны, его понимают.

Правила активного слушания

Правило 1 . Если Вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы Ваши глаза находились на одном уровне. Избегайте общения, находясь в другой комнате, спиной, смотря телевизор или лежа на диване. Ваше положение по отношению к ребенку говорит о том, насколько Вы готовы его слушать и услышать.

Правило 2 . Если Вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы Ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например:

Приемы активного слушания:

а) Поощрение . Заключается в заинтересованности, выраженном желании выслушать ребенка. Здесь важна доброжелательность, отсутствие оценочных мнений.

Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею непросто овладеть. Освоение этой техники требует от родителей терпения, искреннего желания понять своего ребенка. Однако этот способ быстро завоюет Ваши симпатии, как только Вы увидите следующие результаты:

- Исчезнет или, по крайней мере, ослабеет отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое;

- Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений;

- Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Такое общение, помогает найти взаимопонимание и повышает эффективность совместной деятельности.

Типы традиционных родительских высказываний.

В ответ дети обычно сопротивляются, обижаются, упрямятся.

Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик.

Приказание и угрозы вызывают у ребенка страх, переживание, тревоги и незащищенности перед волей и властью родителей.

Как правило, мы не скупимся на подобные советы. Больше того, считаем своим долгом, давать их детям. Часто приводим в пример себя:

Что стоит за такими негативными реакциями ребенка? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы. А дети гораздо чувствительнее нас. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его, наперед все знаем.

Данные фразы вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, что он неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.

Помножьте эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит. Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще полученных от самых близких людей. Чтобы как-то уравновесить этот груз, ему приходится доказывать себе и родителям, что он чего-то стоит. Самый первый и легкий способ (он, кстати, подсказывается родительским стилем) - это подвергнуть критике требования самих родителей.

Что же может спасти положение, если ситуация в семье сложилась именно таким образом?

Первый и главный путь: постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его. Нет ничего более пагубного для ваших отношений, чем такое мнение. Для начала найдите в течение дня несколько положительных поводов сказать ребенку добрые слова. Например:

Иногда родители думают, что ребенок и так знает, что его любят, поэтому положительные чувства ему высказывать необязательно. Это совсем не так.

Чем плоха похвала-оценка?

Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других.

Наконец, он может заподозрить, что Вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений.

Подобные высказывания оказывают воздействие на самооценку ребенка. Наиболее неблагоприятными эффектами являются формирование чувства отверженности и эмоционального неприятия, незащищенности, низкая степень самопринятие, оборонительно-агрессивная, враждебная позиция.

Ребенок чувствует эмоции окружающих, нуждается в поддержке, принятии и признании со стороны родителей. Активное слушание – идеальный для этого инструмент. А пытаться на месте решить, подавить или обосновать проблему ребенка – это путь к конфликтам!

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью, морально - правовой ответственностью .

Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе, родителей с детьми (В.И. Даль). Роль семьи в жизни любого человека трудно переоценить. Согласитесь, что ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе транслирует ценности заложенные родителями. Например, если ребенка холят и лелеют по поводу и без повода, то ему достаточно сложно будет принять нормы коллектива, общества, адаптироваться и реализовать социальные потребности.

Зачем нам говорить о формировании культуры семейных отношений, воспитании будущего семьянина способного жить счастливой семейной жизнью?

Можно вспомнить своих предков, которые жили многие тысячи лет крепким домом. И семьи у них были устойчивые, нежели современных. Если проанализировать историю семьи, окажется, что предков обучали этой науке основательно, если не сказать с пристрастием.

Сломав государство, революция 1917 года, сломала и старый семейный уклад, древнейшие человеческое устройство. Наше государство испытывало много потрясений за последние 90 лет, и все это не могло не сказаться на семье, семейных традициях, укладе.

Социальный эксперимент породил многие варианты семейного быта. Не исчезла традиционная семья, но возник еще ее антипод: сообщество родственников, связанных общей крышей, фамилией, но не душой. Некая разновидность одиночества во множественном числе. У каждого свои интересы, заботы, друзья. Возникновение таких семей не может не настораживать.

Семья - это прежде всего семейные отношения , которые являются образом, лекалом для примерки и отработки человеческих отношений с людьми разных возрастов, разного пола, разных характеров, с людьми разного уровня образования и разных специальностей. Одно из назначений семьи выявить в каждом из ее членов и в самом себе все лучшее, что в нем есть, развить и отдать на общее благо.

Поэтому особенно важной является воспитательная функция семьи, которая имеет 3 аспекта:

1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношения к людям, к делу, к себе).

2) Формирование сферы (способностей, приобретение знаний и т.д.)

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи - это материальные и бытовые

условия, численность и структура семьи, характер отношений, психо- эмоциональный фон, особенности общения, личности родителей, уровень педагогической культуры.

Что же такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается дать ответы человек в течение нескольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни странах. Резкое расслоение (деление) общества на богатых и бедных обуславливает и характер внутрисемейных отношений. И в том, и в другом случае родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучие, а значит, меньше времени тратить на общении в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.

Увеличивается число разводов, а воспитательная функция передается бабушкам и дедушкам.

Задачи воспитательной работы:

1. Создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем.

2. Развитее самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений.

3. Укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.

4. Вовлечение учащегося в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.

5. Воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

6. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений по подразделениям, привлечения родителей к участию в самоуправлении.

Цель работы в направлении семейного воспитания - максимальное сближение интересов обучающихся, родителей и педагогов по формированию всесторонне гармонично развитой личности.

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематические и индивидуальный консультации и бесед.

● создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.

- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам
воспитания детей, использование активных форм просветительской
деятельности.

- сотрудничество пед.-психолога, соц. педагога, классного руководителя, организующих консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями.

● сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического, физического здоровья и благополучия ребенка.

● изучение семей обучающихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.

- поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

- формирование культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Родители достаточно серьезно подошли к проблеме определения особенностей идеального ребенка, эта работа помогла задуматься над вопросом:

По мнению обучающихся идеальные родители:

● понимают своих детей

● любит своих детей

● помогают решать проблемы

● не кричат на детей

● готовы выслушать и поддержать

● не читают нотаций

Опрос показал, что одна из главных проблемы - проблема

взаимопонимания. Как сделать так, чтобы формировать культуру семейных отношений, воспитать будущего семьянина видимо первую очередь нужно начинать с семьи, с внутрисемейных отношений и школа должна оказывать психолого-педагогическую помощь в данном направлении.

Отсюда следует несколько выводов:

1. Школа обязана содействовать развитию семьи.

2. Планируемое воздействие должно включать как традиционные, так и инновационные формы и методы.

3. Цель работы - гуманизация семейных отношений, укрепление психологического здоровья обучающегося, и, как следствие, поддержание баланса интеллектуальной эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной сфер личности.

В основу учебно-воспитательного процесса школы заложены следующие принципы:

- гуманизация образования, предполагающее индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса.

● демократизация управления школой и взаимоотношений учителя и ученического коллектива.

● преемственность в обучении, когда изучаемые понятия получают в дальнейшем свое развитие и обогащения.

Одним из способов компенсации внимания к ребенку со стороны родителей является подарки, которые отнюдь не укрепляют семью.

Среди обучающихся школы был задан вопрос:

В опросе участвовало 20 человек.

63% отметили, что семья для них - это любовь к друг другу;

25% отметили, что главный критерий существования семьи является взаимопонимание;

12% опрошенных определили, что главным в существовании семьи является уважение друг к другу.

Основные понятия, на которое обращают особое внимание в своей работе педагоги нашей школы:

- семейный уклад и традиции семьи;

- авторитет отца и матери;

- духовное общение в семье;

- взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших;

- отношения к старикам и больным;

- защищенность ребенка в семье.

В основе всей воспитательной работы находятся традиционные дела, участие в которых способствует формированию культуры взаимоотношений между старшими и младшими, мальчиками и девочками, в школьном коллективе налаживается атмосфера добра, взаимопонимания.

Такими традиционными делами являются: именины, осенние балы, концерт, посвященный Дню учителя, декада правовых знаний, день Матери, Новый год и т.д.

ВложениеРазмер
semeynye_otnosheniya.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья - один из шедевров природы

(Дж. Сантаяна, философ)

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью, морально - правовой ответственностью .

Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе, родителей с детьми (В.И. Даль). Роль семьи в жизни любого человека трудно переоценить. Согласитесь, что ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе транслирует ценности заложенные родителями. Например, если ребенка холят и лелеют по поводу и без повода, то ему достаточно сложно будет принять нормы коллектива, общества, адаптироваться и реализовать социальные потребности.

Зачем нам говорить о формировании культуры семейных отношений, воспитании будущего семьянина способного жить счастливой семейной жизнью?

Можно вспомнить своих предков, которые жили многие тысячи лет крепким домом. И семьи у них были устойчивые, нежели современных. Если проанализировать историю семьи, окажется, что предков обучали этой науке основательно, если не сказать с пристрастием.

Сломав государство, революция 1917 года, сломала и старый семейный уклад, древнейшие человеческое устройство. Наше государство испытывало много потрясений за последние 90 лет, и все это не могло не сказаться на семье, семейных традициях, укладе.

Социальный эксперимент породил многие варианты семейного быта. Не исчезла традиционная семья, но возник еще ее антипод: сообщество родственников, связанных общей крышей, фамилией, но не душой. Некая разновидность одиночества во множественном числе. У каждого свои интересы, заботы, друзья. Возникновение таких семей не может не настораживать.

Семья - это прежде всего семейные отношения , которые являются образом, лекалом для примерки и отработки человеческих отношений с людьми разных возрастов, разного пола, разных характеров, с людьми разного уровня образования и разных специальностей. Одно из назначений семьи выявить в каждом из ее членов и в самом себе все лучшее, что в нем есть, развить и отдать на общее благо.

Поэтому особенно важной является воспитательная функция семьи, которая имеет 3 аспекта:

1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношения к людям, к делу, к себе).

2) Формирование сферы (способностей, приобретение знаний и т.д.)

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи - это материальные и бытовые

условия, численность и структура семьи, характер отношений, психо- эмоциональный фон, особенности общения, личности родителей, уровень педагогической культуры.

Что же такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается дать ответы человек в течение нескольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни странах. Резкое расслоение (деление) общества на богатых и бедных обуславливает и характер внутрисемейных отношений. И в том, и в другом случае родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучие, а значит, меньше времени тратить на общении в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.

Увеличивается число разводов, а воспитательная функция передается бабушкам и дедушкам.

Задачи воспитательной работы:

  1. Создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем.
  2. Развитее самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений.
  3. Укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.
  4. Вовлечение учащегося в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
  5. Воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
  6. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений по подразделениям, привлечения родителей к участию в самоуправлении.

Цель работы в направлении семейного воспитания - максимальное сближение интересов обучающихся, родителей и педагогов по формированию всесторонне гармонично развитой личности.

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематические и индивидуальный консультации и бесед.

  1. создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.

- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам
воспитания детей, использование активных форм просветительской
деятельности.

- сотрудничество пед.-психолога, соц. педагога, классного руководителя, организующих консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями.

  1. сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического, физического здоровья и благополучия ребенка.
  2. изучение семей обучающихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.

- поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

- формирование культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Родители достаточно серьезно подошли к проблеме определения особенностей идеального ребенка, эта работа помогла задуматься над вопросом:

По мнению обучающихся идеальные родители:

  1. понимают своих детей
  2. любит своих детей
  3. помогают решать проблемы
  4. не кричат на детей
  5. готовы выслушать и поддержать
  6. не читают нотаций
  7. не пьют.

Опрос показал, что одна из главных проблемы - проблема

взаимопонимания. Как сделать так, чтобы формировать культуру семейных отношений, воспитать будущего семьянина видимо первую очередь нужно начинать с семьи, с внутрисемейных отношений и школа должна оказывать психолого-педагогическую помощь в данном направлении.

Отсюда следует несколько выводов:

  1. Школа обязана содействовать развитию семьи.
  2. Планируемое воздействие должно включать как традиционные, так и инновационные формы и методы.
  3. Цель работы - гуманизация семейных отношений, укрепление психологического здоровья обучающегося, и, как следствие, поддержание баланса интеллектуальной эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной сфер личности.

В основу учебно-воспитательного процесса школы заложены следующие принципы:

- гуманизация образования, предполагающее индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса.

  1. демократизация управления школой и взаимоотношений учителя и ученического коллектива.
  2. преемственность в обучении, когда изучаемые понятия получают в дальнейшем свое развитие и обогащения.

Одним из способов компенсации внимания к ребенку со стороны родителей является подарки, которые отнюдь не укрепляют семью.

Среди обучающихся школы был задан вопрос:

В опросе участвовало 20 человек.

63% отметили, что семья для них - это любовь к друг другу;

25% отметили, что главный критерий существования семьи является взаимопонимание;

12% опрошенных определили, что главным в существовании семьи является уважение друг к другу.

Основные понятия, на которое обращают особое внимание в своей работе педагоги нашей школы:

- семейный уклад и традиции семьи;

- авторитет отца и матери;

- духовное общение в семье;

- взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших;

- отношения к старикам и больным;

- защищенность ребенка в семье.

В основе всей воспитательной работы находятся традиционные дела, участие в которых способствует формированию культуры взаимоотношений между старшими и младшими, мальчиками и девочками, в школьном коллективе налаживается атмосфера добра, взаимопонимания.

Такими традиционными делами являются: именины, осенние балы, концерт, посвященный Дню учителя, декада правовых знаний, день Матери, Новый год и т.д.

Общение в семье. Коммуникативная культура родителей

Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией, духовный контакт. Спектр общения в семье может быть разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т. д.

Удовлетворенность супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

При нормальных взаимоотношениях супруги обычно всегда делятся друг с другом своими огорчениями и получают при этом психологическую поддержку, чего не скажешь о неблагополучных семьях.

В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является уважение другого. Нередко после трудного дня супруги стремятся сорвать свое плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия окажутся тяжелыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. У других появляется обида за несправедливые обвинения и упреки. Это способствует разрушению семьи. Иногда полезно делать компромиссы, т. е. идти на уступки друг другу, уметь признавать свои ошибки. Очень важно чаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.

Психологами установлено, что существует связь между конфликтами и нервно-психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчужденности, ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности.

Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению — умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только так можно достичь гармонии в семейной жизни.

В полноценном общении нуждаются и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка.

Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте двух месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой. Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их развития. У детей, лишенных возможности общаться с родителями, наблюдаются: низкий уровень саморегуляции поведения, повышенная чувствительность при обращении к ним взрослого, трудности в общении со сверстниками.

Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к общению, т. к. именно в семье дети усваивают характер общения. У хороших родителей вырастают хорошие дети.

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но одних знаний мало. Трудно назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь. А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния улицы, выражают сомнение в психическом здоровье детей.

Ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Люди учатся быть родителями, мужьями и женами — так же, как они учатся какой-либо профессии.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции. Предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром. Многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. В одних семьях первоклассник ходит в магазин, отводит в детский сад младшую сестренку, ездит на занятия через весь город. В другой семье подросток отчитывается во всех, даже мелких, поступках, его не отпускают в походы и поездки с друзьями, охраняя его безопасность. Он строго подотчетен в выборе друзей, все его действия подвергаются строжайшему контролю.

Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребенка.

Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так Редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят нелюбящие родители.

Главное требование к семейному воспитанию — это требование любви. Необходимо любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, чтобы ребенок чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, потому что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все неблагоприятные личностные черты возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. И тем более в дальнейшем, по мере развития ребенка.

Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.

Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их душевный мир заметно трансформируется.

Для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка — значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним?

Но если хвалить ребенка за то, что есть, он остановится в своем развитии. Как же хвалить, если знаешь, сколько у него недостатков? Во-первых, воспитывает ребенка не одно только принятие, похвала или порицание; воспитание состоит из многих других форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Здесь же речь идет о реализации любви, о созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком. Во-вторых, требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимании бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал.

Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность, возникшая совсем по другому поводу, или просто Усталость. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний ребенка. Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность — таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.

Именно поэтому родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.

Читайте также: