Теория капитала маркса доклад

Обновлено: 05.07.2024

Карл Маркс вошел в мировую историю как основоположник научного коммунизма, учитель и вождь международного пролетариата. В личности Маркса слились черты гениального мыслителя, осуществившего революционный переворот в общественных науках, и несгибаемого революционного борца, способствовавшего превращению рабочего движения в могучую силу общественного прогресса.

Учение Маркса раскрыло законы общественного развития и указало человечеству путь к коммунистическому обновлению мира.


Марксизм – это система философских, экономических, социально-политических взглядов К. Маркса; наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления.
Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трёх главных идейных течений 19 века: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и французского социализма. Даже современные противники марксизма вынуждены признать замечательную последовательность и полноту его взглядов, дающих в совокупности строго научное, материалистическое понимание природы и общества, а также революционную теорию социализма.

В последние годы жизни Маркс активно участвовал в формировании пролетарских партий. В середине 40-х г.г. произошел переход Маркса от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму. Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции.

Начиная с 1844 года, когда в общих чертах сложились взгляды Маркса, он был материалистом, сторонником философии Людвига Фейербаха. Однако вскоре он обнаружил и слабые стороны фейербахианства, а именно, созерцательность, недооценку значения политической борьбы. В 1845 году в произведении “Святое семейство, или Критика критической критики”, написанном совместно в Ф. Энгельсом, Маркс раскрыл несостоятельность идеалистической философии, главным образом субъективного идеализма младогегельянцев, показал значение борьбы материализма с идеализмом в процессе развития философской мысли, обосновал необходимость соединения материализма с диалектикой. Дальнейший шаг был сделан и в разработке материалистической концепции развития общества - из определяющей его совокупности материальных отношений было выделено главное звено: общественное производство. В противовес младогегельянцам (бр. Бауэрам и др.), противопоставлявшим (критически мыслящих личностей инертной массе), Маркс и Энгельс показали решающую роль народных масс в истории, подчеркнули возрастание этой роли в революционные эпохи.
Основной вопрос философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию. Философы уже в древности разделились на два больших лагеря сообразно тому, как они отвечали на этот вопрос. Те, кто считали, что материя есть первичное, а сознание, дух - вторичное, производное, составили лагерь материалистов, те же, кто утверждал, что сознание первично, а материя вторична, следовательно, в той или иной мере поддерживали религию, составили лагерь идеалистов.

Карл Маркс трудился над ним 40 лет. Предметом исследования был капиталистический способ производства. Обобщив огромный исторический и фактический материал, применив при анализе экономической структуры буржуазного общества метод диалектического материализма, К. Маркс показал закономерный процесс возникновения, развития и гибели капиталистической общественно-экономической формации. [4]

Маркс категорически отказывался обсуждать устройство коммунистического общества, ссылаясь на то, что коммунистический человек будет не глупее нас и сумеет сам наладить свою жизнь. М. казалось очевидным одно: при коммунизме богатства будут изливаться непрерывным потоком, поскольку централизованная экономика с обобществленными средствами производства способна обеспечить гораздо более высокую производительность труда, чем рыночная, конкурентная экономика, опирающаяся на частную собственность. Это была одна из основных ошибок учения о коммунизме: современная экономика с глубоким разделением труда может эффективно функционировать только плюралистическим и децентрализованным образом.

Он хорошо понимал, что институт частной собственности является ключевой опорой тех относительных свобод, которые существовали в современном ему капиталистическом обществе. Он говорил, что развитие частнособственнического капитализма с его свободным рынком подготовило развитие всех демократических свобод. Вместе с тем он намеревался беспредельно расширить эти свободы путем простого упразднения частной собственности, не предполагая, что вместе с ее устранением исчезнут и все свободы.

Т.о. капитал с точки зрения Маркса это:

· блага, использование которых позволяет увеличивать производство будущих благ.

· главный элемент производства, выступающий в многообразных формах.

· стоимость, приносящая прибавочную стоимость.

· экономическое отношение, причем отношение эксплуатации [8] .

Из этого поистине грандиозного плана видно, что Маркс намеревался исследовать все важнейшие стороны буржуазного общества вплоть до анализа условий его уничтожения и замены более высокой общественной формацией- коммунизмом. Раздел о капитале разбит на шесть частей, но уже через несколько страниц Маркс разделяет все только на три.

В шестом отделе отражены взгляды автора на заработную плату как на превращенную форму стоимости и цены рабочей силы. Остановимся на этих разделах более подробно.

К. Маркса не стало 14 марта 1883 г. Весь труд по сбору и подготовке к публикации II, который вышел в свет в 1885 г. и III (издан в 1894 г.) томов “Капитала” взял на себя Энгельс. По-видимому, в самом деле, довольно трудно установить, какая часть приходится на долю Энгельса в произведениях Маркса, но, очевидно, она немаловажная. Но что касается “Капитала”, несомненно и другое: эти тома— посмертные. Их содержание было извлечено Энгельсом из рукописей Маркса, далеко не законченных.

Вскоре после появления гениального труда Маркса капитализм, пройдя свой зенит, повернул к упадку. Восходящая линия его развития сменилась линией нисходящей. На рубеже 19 и 20 вв. капитализм перерос в свою высшую и последнюю стадию - в империализм. К прежним порокам капиталистической системы прибавились новые смертельные недуги и язвы.

"Капитал" Маркса, как и все его работы, является величайшим произведением человеческого гения. Многие поколения рабочего класса учились на этом произведении понимать задачи своего класса, задачи борьбы против буржуазии. За десятилетия со времени выхода в свет I тома "Капитала" рабочий класс прошел большую и суровую школу борьбы. Идя по пути, указанному Марксом, он одержал ряд побед всемирно-исторического значения.

"Капитал" принадлежит рабочему классу, он принадлежит коммунизму, культуре советского человека, социалистическому обществу нашей страны ………

Родители Коуза получили очень скромное образование, служили на местном почтамте, а основными интересами их были спорт: отец увлекался крикетом, мать теннисом и литературой.

В детстве Рональд тоже занимался спортом, но куда больше его интересовали интеллектуальные занятия. В наследство от своих родителей Рональд получил сильную тягу к литературе и читал самые разные книги, которые попадали ему в руки. Этому способствовало то, что Рональд был единственным ребенком в семье, и ему часто приходилось оставаться одному. Когда Рональд научился играть в шахматы, он часто играл сам с собой, и это доставляло ему огромное удовольствие.

Как это часто бывает, одной из причин будущего успеха послужило печальное обстоятельство - маленький Рональд страдал болезнью ног, которая считалась неизлечимой. В результате он был отправлен в школу для детей с физическими отклонениями, учрежденную местными властями. Пропустив вступительные экзамены в местную среднюю школу, благодаря усилиям родителей он поступил в нее с опозданием на год.

Окончив школу, он сдает вступительные экзамены в Лондонский университет. Здесь Рональд сначала выбирает для изучения исторические науки, но вскоре отказывается от этой идеи (поступив в среднюю школу на год позже обычного, он не имел возможности должным образом изучить латынь). Рональд начинает усиленно заниматься химией, но и этот предмет вскоре перестает его удовлетворять. В октябре 1929 г. Р. Коуз сдает промежуточные экзамены в Лондонскую школу экономики с целью получить степень бакалавра коммерции, и в дальнейшем его судьба оказывается неразрывно связанной с экономической наукой.

На протяжении многих лет он изучал государственные монополии (почтовая связь, теле- и радиокоммуникации и прочее). Предложил утвердить право частной собственности на электромагнитные волны различной частоты и доказал, что в этом случае надобность в государственном контроле отпала бы.

Премия памяти Альфреда Нобеля по экономике была присуждена Коузу в 1991 г. "за открытие им и прояснение значения стоимости сделок и права собственности для институциональной структуры и функционирования экономики". В заключении Нобелевского комитета отмечалось, что своими работами, раздвинувшими рамки микроэкономической теории, Коуз совершил прорыв в понимании институциональной структуры экономики, внеся существенный вклад в осознание механизма ее функционирования. Сегодня его идеи в значительной степени питают и определяют исследования в области, как экономической теории, так и юриспруденции.
Выйдя в 1982 г. в отставку, Коуз остается заслуженным профессором экономики и старшим научным сотрудником отделения права и экономики Чикагского университета.

За прошедшие с середины – второй половины XIX в. 100–150 лет мир и общество существенно изменились, прошли через многие революции, контрреволюции и войны, перемены и катаклизмы, стали другими к нынешним завершающим годам XX века. Эта сложная и новая реальность внесла значительные поправки и коррективы в теоретическое наследие К.Маркса: многие основополагающие научные положения и выводы К.Маркса сохранили свою правоту и ценность, в другие общественная практика, опыт классовой борьбы и коммунистического движения внесли определенные, а то и значительные изменения (например, в вопрос о диктатуре пролетариата, который стал часто трактоваться как власть трудящихся, народовластие), третьи положения не подтвердились последующей практикой, оказались устаревшими, неверными (например, об абсолютном обнищании пролетариата, рабочего класса при капитализме).

Но научные разработки К.Маркса, марксизм как теория и учение, остались важнейшей составной частью современного мирового научного знания – философского, экономического, социологического, политологического, исторического, в том числе в измененном, творчески развитом, обогащенном, современном виде. Работы К.Маркса, марксизм изучаются во многих странах мира, о них постоянно публикуются десятки и сотни трудов и в странах Запада (в том числе в США), и в социалистических государствах, в развивающихся и других странах мира.

1. Бартенев А.С. История экономических учений в вопросах и ответах. М.: Магистр, 2007г., 478 с.

2. Благой Д.Д., Варсанофьева В.А., Воронцов- Вельяминов Б.А. и др. Детская энциклопедия. 7 том. М., 1961г., 678 с.

3. Выгодский В. С. История одного великого открытия Карла Маркса. М.: Мысль, 1965г., 198 с.

4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.2, 29 М., 463 с.

6. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, М.: 2 изд., т. 16.

7. Сурин А.И. История экономики и экономических учений. М.: Финансы и статистика, 2003г., 198 с.

[1] Ленин В.И. Полное собрание соч., М.:5 изд., т. 2, с. 11

[2] Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 240

[3] Благой Д.Д., Варсанофьева В.А., Воронцов- Вельяминов Б.А. и др. Детская энциклопедия. 7 том. М., 1961г., с. 363.

[5] Ленин. В. И. Полное собрание сочинений . 29 том. М., с. 318

[6] Выгодский В.С. История одного великого открытия Карла Маркса. М., Мысль, 1965г.,с. 137-138

[7] Бартенев А.С. История экономических учений в вопросах и ответах. М.: Магистр, 2007 г., с. 119-121

[8] Бартенев А.С. История экономических учений в вопросах и ответах. М.: Магистр, 2007 г., с. 123

[9] Выгодский В.С. История одного великого открытия Карла Маркса. М., Мысль, 1965г., с. 140

[13] Выгодский В.С. История одного великого открытия Карла Маркса. М.:Мысль, 1965г., с. 152

Читайте также: