Роль женщины в древнем египте доклад

Обновлено: 05.07.2024

По сравнению со многими древними цивилизациями Древний Египет даровал женщине если не равные права, по сравнению с мужчиной, то близкие к тем, какими обладали представители мужского пола. Положение женщин в Древнем Египте было практически равным мужскому. Женщина в Древнем Египте имела право заключать сделки, была полноправной собственницей имущества и могла распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Представительницы высшего общества и среднего класса, как правило, были более образованными: умели писать и читать. Женщины в Древнем Египте не могли занимать важных государственных постов, однако они часто помогали своим мужьям в работе.

Средняя древнеегипетская семья состояла из мужа, жены и детей. Подавляющее большинство семей были моногамными, полигамия (многоженство) крайне редко встречалась в нецарской среде. Пребывание в браке для древних египтян было естественным и желанным, все другие статусные состояния рассматривались как неполноценные или переходные: жизнь до заключения брака, ситуация развода, вдовство, которое считалось наиболее социально уязвимым, особенно для пожилых женщин, не имевших более возможности вступить в брак. Египтяне очень тепло относились к понятию семьи, а также к роли в ней женщины. Понятия "построить дом" и "взять жену" в древнеегипетском языке обозначалось одним иероглифом. В рамках семейного права женщины в Древнем Египте пользовались очень широкими правами. Египтянка могла иметь собственность, свободно ею распоряжаться, составлять завещание, кроме этого, она могла подать на развод, чего в других древних обществах чаще всего не допускалось.

Мужчины вступали в брак в возрасте около двадцати лет, девушки раньше, иногда даже в четырнадцать. Мужей и жен детям подбирали родители, руководствуясь обычно вопросами происхождения и социального статуса. Древние Египтяне знали такою норму брачно-семейного права, как брачный контракт. Древнеегипетский брачный контракт являлся по сути финансовым соглашением, в котором подробно были расписаны имущественные отношения супругов. Муж должен был выдавать жене средства на ведение домашнего хозяйства и на личные расходы, семейным имуществом супруги владели совместно, но могло иметь место и раздельное владение. Супружеская пара помимо всего прочего создавала сберегательный фонд, который предназначался для детей. Муж обязан был внести в этот фонд две трети, а жена - одну треть средств. В случае, если брак оказывался несчастливым, то можно было развестись. Для того, чтобы развод был узаконен, достаточно было объявить об этом в присутствии свидетелей. После развода женщине возвращалось ее приданное и личное имущество, дети также чаще всего оставались с матерью. Также женщина в Древнем Египте могла вновь выйти замуж. Вот выдержка из одного древнеегипетского брачного контракта: "Если я разведусь с тобой, возненавижу тебя и предпочту взять в жёны другую женщину, я дам тебе два слитка серебра, кроме тех двух слитков серебра, которые я дал тебе как твою долю в супружестве… И я отдам тебе треть всего, чем будешь владеть ты, и чем буду владеть я в дальнейшем".

Женщина в Древнем Египте

В случае, если инициатором развода был муж, то женщине возвращалось ее приданое, а также выплачивалась некоторая сумма в качестве "возмещения ущерба". Если же развод происходил по инициативе женщины, то она забирала только приданое, "моральный ущерб" ей не компенсировался, однако она имела право претендовать на часть совместно нажитого имущества. Зачастую в брачных контрактах оговаривалась даже возможность содержать жену и детей в случае развода, пока она будет в этом нуждаться. Такие гарантии распространялись и на тех, у кого было мало собственности, жена бедняка имела те же гарантии, что и представительница высшего класса. После кончины одного из супругов второй мог распоряжаться всем имуществом, но продавать или дарить мог только свою долю.

Сыновей и дочерей ценили одинаково высоко. После смерти родителей земля, как правило, доставалась сыновьям, а все прочее имущество (дом, мебель и ценные вещи) - дочерям. Однако законов, строго регламентирующих такой порядок наследования, не было, так что дочери также могли наследовать землю, особенно если в семье не было сыновей. Наконец, имела место практика предоставления права опеки над детьми женщине в случае развода. Сравним это с патриархальным Римом, где беременная вдова была обязана по закону отдать своего новорожденного ребёнка семье покойного мужа, женщина имела возможность оставить ребенка себе, если только семья мужа сама от него отказывалась.

Помимо брака у женщины в Древнем Египте существовали и другие жизненные сферы: это работа, интимная сфера, отношения с родителям и с детьми. Древнеегипетская женщина имела право работать и зачастую зарабатывала наравне с мужчиной. Часто жены помогали мужу по работе, а также замещали его в его отсутствие. Известно, что в интимной жизни женщины Древнего Египта использовали противозачаточные средства, которые изготавливали сами. В отношениях с родителями, помимо чисто человеческих взаимоотношений, присутствовали еще и имущественные вопросы, женщины могли претендовать и получать наследство и распоряжаться им.

ancien egypt woman 3

Традиционное искусство изображало женщину Древнего Египта чаще всего в образе любящей жены, которая держит мужа за руку или обнимает его за плечо. Поскольку мужчины в основном работали на свежем воздухе у реки или в полях, то их кожа была темной от загара, женщины же в основном работали в помещениях, и их кожа была светлее. Это отразилось в традиции раскраски изображений: мужское тело окрашивалось в кирпичный цвет, женское - в желтоватый. Считалось, что если у женщины в Древнем Египте светлая кожа, значит у нее хороший и работящий муж. Согласно изобразительному искусству, египтянок обычно представляют хрупкими и изящными. Это относится не только к портретам знатных утонченных дам, широко известны также изображения танцовщиц, жриц, акробаток, музыкантш, служанок, кухарок - женские образы египетской живописи поражают своей стройностью и грацией.

На стенах гробниц часто изображалась его жена рядом с умершим мужем. Первоначально исследователи полагали, что живую жену принято было хоронить вместе с покойным мужем. Позднее данный миф был опровергнут. Подобные изображения символизировали любовь друг к другу, которую даже смерть не в силах разрушить, и надежду на встречу в загробном мире.

При знакомстве с древнеегипетскими изображениями, нетрудно заметить, что нагота в те времена не воспринималась как нечто предосудительное. Женщины в Древнем Египте носили тонкие и полупрозрачные одеяния, практически не скрывающие линий тела, а танцовщицы вообще обычно выступали нагими выше пояса.


В истории человечества статус и значимость женщин варьировались в зависимости от времени и культурных особенностей. Некоторые группы, племена и народы жили в условиях матриархата, другие же оставались исключительно патриархальными с самого момента возникновения.

Роль женщин в Древнем Египте и их возможность обладать значимой властью также различалась в различные исторические периоды. Мало известно о том, каким был статус женщин в ранний династический период (3000 лет до нашей эры). Но во времена Первого и Второго переходных периодов (2100-1550 годы до нашей эры), во время Нового Царства (1550-1200 годы до нашей эры) и в эпоху Птолемеев (300 год до нашей эры-30 год до нашей эры) женщины в Египте занимали особое и уникальное место.

Женщины в Древнем Египте были не только ответственны за рождение и воспитание детей. Они работали в торговле, могли заниматься собственными коммерческими предприятиями, владеть собственностью и выигрывать в делах о разводе.

Некоторые становились весьма преуспевающими и богатыми. Женщины обучались медицине и другим ремеслам, требующим особых навыков. Были и высокопоставленные жрицы, но в этом случае они никогда не становились равными мужчинам. Женщины Древнего Египта могли покупать драгоценности и роскошные ткани, были почитаемыми царицами и фараонами. В поздние династические периоды роль женщины в египетском обществе уменьшилась, но вновь стала значимой во времена Птолемеев. Птолемеи Первый и Второй поместили портреты своих жен на монеты. Клеопатра VII стала влиятельной международной фигурой. Впрочем, после ее смерти роль женщин резко пошла на убыль и оставалась почти незаметной вплоть до двадцатого века.

Сильные патриархальные общества обычно существовали в условиях, когда солнце почиталось высшим божеством. Если таковым становилась луна, то возрастала значимость женщин. Большую часть истории Египта его жители поклонялись одновременно и солнцу, и луне, что позволяло обществу совмещать в себе признаки как матриархального, так и патриархального. Солнце - бог Ра и луна - богиня Хатхор, (а также бог луны Хонсу) были основой религии Древнего Египта. Основным проступком Аменхотепа IV называют не столько желание реформировать религию, сколько стремление почитать только солнце, забыв о луне. Египетское общество было недовольно новой концепцией, так как привыкло к балансу между солнцем и луной.


Пирующие девушки,
гробница Нахта (18 династия)

В традиционном изобразительном искусстве Египта женщин чаще всего представляли в образе любящей жены, держащей мужа за руку, или обнимающей его за плечо. Так как мужчины работали на свежем воздухе на полях или у реки, их кожа была тёмной, в то время как у женщин, занятых в закрытом от палящего солнца помещении — светлой. Этот жизненный уклад создал правила раскраски изображений: женское тело красилось в желтоватый цвет, мужское – в кирпичный. Считалось, что если кожа жены светла, значит – её муж трудолюбив и заботлив.

Согласно изобразительному искусству, египтянок обычно представляют хрупкими и изящными (только на изображениях эпохи Древнего Царства представлены женщины крепкого телосложения с округлыми лицами). Это относится не только к портретам знатных утонченных дам, широко известны изображения жриц, танцовщиц, музыкантш, акробаток, кухарок, служанок – женские образы египетской живописи поражают своей грацией и стройностью.

На стенах гробниц рядом с умершим мужем часто изображалась его жена. Предвзятые исследователи ссылаясь на подобные фрески, утверждали, что живую жену похоронили вместе с покойным мужем. Позднее этот миф был опровергнут. Подобные изображения символизируют любовь друг к другу, которую даже смерть не в силах разрушить, и надежду на встречу в загробном мире.
На стенах гробниц иногда изображалась и мать умершего.

В скульптуре, в отличие от живописи, в основном представлены знатные женщины. Женщина в скульптурном портрете обычно изображалась рядом с мужем или в кругу семейства.

В египетской поэзии женщины предстают в лёгких романтических образах. Египетская любовная лирика рисует множество красивых любовных историй и трогательных признаний в любви.


Начальник сокровищницы Майа
с женой Мерит, 18 династия


Девушки с лотосами

Женщины Древнего Египта могли при желании получить образование. Для царских дочерей это было обязательным. Сохранились дощечки для письма дочерей фараона Эхнатона. А Сен-Мут, фаворит царицы Хатшепсут, был наставником её дочери Нефрура.

Может показаться удивительным, что не только дочери фараонов, но и простые домохозяйки умели читать и писать. О чем свидетельствуют бытовые записи, сделанные женщинами. Естественно, они были женами и дочерьми образованных людей. О распространённой женской грамотности свидетельствуют ироничные надписи Ступенчатой пирамиды, в которых говорится о литературных потугах женщины.


Погребальный пир, родители умершего.
Рельеф гробницы Рамосе, 18 династия

Женщина Египта имела возможность реализовать себя не только как хозяйка дома. Она могла быть официальным представителем своего мужа на время его отсутствия и имела право взять на себя ответственность за ведение его дела. Женщины Египта работали не только музыкантами, танцовщицами и плакальщицами, при желании и старании они получали профессиональные положения и должности, например, наблюдателей или управляющих.

Упоминания о женщинах-писцах встречаются во времена Среднего Царства и становятся более распространёнными в эпоху Нового Царства. Женщины-писцы служили при храмах, их нанимали в знатные дома для помощи хозяйке в управлении имуществом.

Женщинам также удавалось получить профессию врача. Первая в истории женщина-врач — Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.


Умерший (жрец Ниаи) и его жена пьют
священную воду, даруемую богиней
в облике дерева (19 династия)

Перед законом женщины имели равные права с мужчинами. Египтянки могли унаследовать имущество, покупать и продавать недвижимость. Женщина могла заключать контракты, быть истцом в суде, брать взаймы. Ей позволяли жить как единоличной владелице имущества без мужчин-опекунов. В других странах древнего мира мужчины сильнее доминировали над женщинами.

Доходы, приобретенные в браке совместно, были формально разделены — жена имела право на свою долю от общих семейных доходов. Она могла передавать своё имущество по наследству кому пожелает.

Египетский закон защищал жён от жестокого обращения. Если муж, избивая, причинил жене увечье, его ждало наказание. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, а в случае нарушения клятвы он получал сто палочных ударов и лишался права на совместно приобретенное имущество. Этим иногда пользовались корыстные жены, обращаясь к судебным властям, они получали долю имущества, принадлежащую мужу.

Египетские женщины вели довольно свободную жизнь. Они не были феминистками, но имели своё положение в обществе. Египтянка помогла своему мужу в управлении домашним хозяйством, могла работать и учится. Она жила подобно своей матери и бабушке согласно закону Маат, оставаясь слабой женщиной.

3. Р. Кларк, Священные традиции Древнего Египта. – М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2002. – 448 с.: ил.

5. Пьер Монтэ, Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. — М.: Наука, — 1989.

6. И.В. Рак, Египетская мифология. – М: Изд-во Терра, 2004. – 320 с: ил.; 96 ил.

[1] Маат — одицетворение гармонии и миропорядка, согласно Ней Бог-Творец положил начало мирозданья. Изображалась в облике прекрасной женщины со струасовым пером в волосах. Она противоположность Исефет — владычице хаоса.

[2] Перевод А. Ахматовой и В. Потаповой

Похожие материалы:

Вплоть до самого последнего периода истории Египта даже жители дельты Нила имели весьма ограниченные контакты с внешним миром. Конечно, они всегда завозили нефть, лес и ювелирные изделия из таких развитых стран, как Сирия, Крит и Финикия, вели столь же оживленную торговлю с Нубией и Суданом. Но в любом случае торговля с зарубежными странами была прерогативой царствующей династии, а потому и культурное внимание.

Одно из самых крупных ложных утверждений - то, что пирамиды были построены рабами. Раскопки поселений и гробниц строителей пирамид на плато Гиза окончательно опровергли эту теорию. С уверенностью можно сказать, что пирамиды были построены простыми египтянами – но не рабами! Рабство не было основой экономики Древнего Египта, особенно в эпоху Древнего Царства. Кроме того, важно исследовать значение слова "раб".

Д. Уайт

Время, бережно сохранившее многочисленные памятники Древнего Египта, однако, не пощадило его города. Статуи, личные вещи и мумифицированные останки правителей и простых граждан Египта пролежали в теплом песке тысячи лет и сохранились для последующих поколений. Но совсем по другому обстояло дело со стенами и башнями египетских городов, где жили люди, чьи останки сохранились до наших дней. На избыточно.

"Вестник древней истории", 1940, № 1, стр. 46-51. (Лейденский демотический папирус, I, 384, IX, 22—23) Представления древних египтян о земле изменялись на протяжении истории. Некогда, вероятно, в очень древние времена, земля представля­лась в виде женского божества. Отголоски этого представления сохрани­лись в культе многих богинь исторического Египта. Далее, земля пред­ставлялась в виде мужского божества.

А. Эрман

Документы большого судебного процесса времен правления царя Рамсеса IX — дела банды воров из фиванского го­рода Мертвых — позволяют нам ясно представить себе, как работала правительственная полиция в эпоху XX династии, как расследовалось преступление и как проводился суд над подозреваемыми1. Это громкое дело (таким оно, несомнен­но, было) особенно интересно для нас тем, что проливает свет со стороны на.

Цель исследования – анализ положения женщины в Древнем Египте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) проанализировать особенности семьи в Древнем Египте;
2) рассмотреть особенности образования и карьеры женщин в Древнем Египте;
4) выявить особенности правового статуса женщин;
5) дать характеристику знаменитым женщинам Древнего Египта.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Семья в Древнем Египте ……………………………………. 5
1.1. Брак в Древнем Египте ………………………………………… 5
1.2. Рождение детей …………………………………………………… 8
1.3. Кровосмесительные браки в Древнем Египте ………………… . 11
Глава 2. Роль женщины в Древнем Египте …………………………… 14
2.1. Одежда и косметика женщин Древнего Египта ……………… . 14
2.2. Образование и карьера. Правовой статус женщин Древнего Египта
………………………………………………………………………. 16
2.3. Женские образы в изобразительном искусстве и в литературе …. 18
2.4. Знаменитые женщины Древнего Египта………………………….. 21
Заключение………………………………………………………………. 25
Список литературы……………………………………………………… 26

Работа состоит из 1 файл

положение женщины в Древнем Египте курсовая (1).doc

Глава 1. Семья в Древнем Египте ……………………………………. 5

1.1. Брак в Древнем Египте ………………………………………… 5

1.3. Кровосмесительные браки в Древнем Египте ………………… . 11

Глава 2. Роль женщины в Древнем Египте …………………………… 14

2.1. Одежда и косметика женщин Древнего Египта ……………… . 14

2.2. Образование и карьера. Правовой статус женщин Древнего Египта

2.3. Женские образы в изобразительном искусстве и в литературе …. 18

2.4. Знаменитые женщины Древнего Египта………………… ……….. 21

В Древнем Египте семья считалась большой ценностью. Женщины пользовались уважением в обществе. Они имели право на имущество, могли обращаться в суд.

Роли женщин в истории Древнего Египта учёные уделяют мало внимания. Даже о таких великих царицах, как Нефертити, Нефертари или женщина-фараон Хатшепсут практически невозможно найти достаточно полную и объёмную информацию.

В работе рассмотрена жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству.

Объект исследования – общество Древнего Египта.

Предмет исследования – положение женщины в Древнем Египте.

Цель исследования – анализ положения женщины в Древнем Египте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

1) проанализировать особенности семьи в Древнем Египте;

2) рассмотреть особенности образования и карьеры женщин в Древнем Египте;

4) выявить особенности правового статуса женщин;

5) дать характеристику знаменитым женщинам Древнего Египта.

  • сравнительный;
  • проблемно-хронологический;
  • метод социальной антропологии.

Использование этих методов позволяет увидеть предельно ясную, четкую, связную, а потому понятную картину положения женщины в Древнем Египте.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Семья в Древнем Египте

1.1. Брак в Древнем Египте

Моногамия была у египтян основной формой брачных отношений. Однако, в отличие от женщины, неверность которой каралась смертью, мужу разрешалось иметь в своём доме наложниц. Известны случаи полигамии, но они довольно немногочисленны среди простых смертных. Фараоны же обладали огромными гаремами. Например, у Рамзеса 2 было около 160 детей. Нетрудно представить, сколько женщин обитало в его дворце! Впрочем, за редким исключением, жёны прекрасно ладили между собой.

Случались у фараонов, однако, и египетские две жены, например, у Аменехмета II. Его жены – Небет и Хнут – были подругами и даже называли в честь друг друга своих дочерей. Позже такие коллизии стали встречаться и в низших кругах общества. Например, некий вор, ограбивший гробницу в долине Царей, в каменной надписи любезно сообщил потомкам о наличии у него двух жен – госпожи Таруру и госпожи Тасуэи. Но редкость такого явления показывает, что эти браки, хотя и считались допустимыми, нормой все же не были и заключались только с полного согласия супругов. А поскольку женщины во все времена довольно ревнивы, то и браки такие были редки.

В стране, где палка играла такую значительную роль, муж имел право бить свою жену, а брат – сестру, однако, в разумных пределах: увечья наказывались законом. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит 100 палочных ударов сам и будет лишён права на совместно приобретённое имущество.

1.2. Рождение детей

Обычно ребёнок оставался при матери, которая носила его в особой сумке, висящей на шее спереди, чтобы руки были свободны. Очевидно, царицы и другие знатные дамы не так обременяли себя: детей воспитывали как кормилицы, так и воины, жрецы. Известно, например ,что дочь женщины-фараона Хатшепсут, Нефрура, воспитывалась одним из велимчайших зодчих тех времён – Сененмутом, и между ними существовала нежнейшая привязанность, нашедшая отражение в нескольких статуях.

Первые одежды в жизни ребёнка были большим событием. Наступало время, когда мальчику давали пояс и набедренную повязку, а девочке – платье. Этот день, скорее всего, совпадал с первым днём обучения в школе (для знатных детей). Дети же простых людей приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их, когда придёт время. Если египетские мальчишки играли чаще в подвижные игры, состязались в силе и ловкости, до девочки, не пренебрегая, конечно, и подобными занятиями, обожали танцы. Учились танцевать все девочки, без исключения, независимо от того, собирались они становиться профессиональными танцовщицами или нет. Кроме того, девочки любили жонглировать, петь и водить хороводы, обожали карусели. В комнатах гарема почти всегда хранились арфы, лютни, цитры и барабаны. Предположительно, обитательницы гарема развлекались по вечерам тем, что играли на музыкальных инструментах и танцевали.

О разводах в Древнем Египте нам почти ничего не известно. Измены, скорее всего, были, так как большинство браков заключалось в совсем молодые годы супругов, а жизнь подбрасывала им со временем новые встречи. Кроме того, мужчины часто отправлялись на войну или на государственные работы. Однако весьма своеобразное и свободное отношение египтян к интимной жизни позволяло обходиться без разводов, тем более что женщина была главной наследницей имени и крови, а также детей и имущества.

Чтобы стать правителем нома – области Древнего Египта – или даже фараоном – правителем всей страны, совсем необязательно было быть сыном правителя. Часто вполне достаточно было просто жениться на дочери номарха или фараона, как и поступали многие честолюбивые юноши из аристократических семей. Дело в том, что титул и имущество правителя в равной, а иногда и в большей степени, наследовали дочери, а не сыновья.

Это связано с тем, что свою родословную древние египтяне вели по материнской линии, считая, что происхождение ребенка можно достоверно доказать лишь со стороны матери, которая его родила. В отношении же отца можно лишь строить предположения с той или иной степени вероятности. Кстати, этот обычай долгое время жил в различных африканских племенах, например, у туарегов, титул вождя которых наследует не сын вождя, а сын его сестры.

Иными словами, в том, что сестра умершего принадлежит к роду вождей, у нынешних туарегов и древних египтян было уверенности больше, чем в том, что к этому роду принадлежит сын самого правителя. Адольф Эрман в подтверждение приводит родословную одного из потомков фараона Снорфу:

Его великая законная дочь Нефреткау

Ее сын Нефермаат

В этой родословной ключевое слово – законная. По-видимому, сыновей таким титулом древние фараоны не баловали.

Поэтому в эпоху Древнего и Среднего царства и номы, и сама страна часто передавались в наследство дочерям, а представителям аристократии предстояло бороться не только за руку принцесс, но и за корону правителя. Из этого же вытекает и свидетельство Геродота о том, что обязанности заботиться о родителях в их земной и потусторонней жизни возлагались в Древнем Египте на дочерей.

По этой причине у древних египтян практически отсутствовало явление, идентичное нашим понятиям фамилии, рода. Женщины-наследницы, выходя замуж, теряли родовые признаки имени и в памяти последующих поколений оставались имена и титулы их мужей, но редко – их отцов. Так египтяне формальную, именную принадлежность к роду приносили в жертву неформальному, подлинному кровному родству.

Читайте также: