Доклад на тему мозаика на изделиях из древесины 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Каждый человек хотя бы однажды был свидетелем создания настоящего произведения искусства из самых необычных элементов. В наши дни существует множество различных творческих направлений. Кто-то творит картины из соломки, ракушек, бисера; другие вышивают на холсте гладью или крестиком, лентами; третьи создают свои сказочные шедевры из древесной стружки или кусочков ткани. На уроках технологии мы познакомились с такой уникальной техникой, как деревянная мозаика в стиле интарсии.

Мозаика представляет собой сюжетное или орнаментное изображение, которое составляется одним или несколькими материалами. Она используется не только для украшения интерьеров помещений, к примеру, монументальных сооружений или общественных зданий, но и мебели, музыкальных инструментов и даже оружия. Иными словами, мозаика – один из множества видов монументально-декоративного искусства.

Актуальность темы: Развитие способности самостоятельно продумывать и создавать своё окружение, интерьер в полной гармонии со своим характером.

Цель работы: Создать декоративное мозаичное изделие в стиле интарсии.

Изучить историю возникновения мозаичного искусства.

Выбрать сюжет для своей работы, что он гармонировал с интерьером комнаты.

Наименование этапа проекта

Срок выполнения этапа

Разработка конструкции изделия

Технические рисунки деталей

Технологическая карта изготовления

Порядок сборки, контроль, испытание

Интарсия - это процесс инкрустация деревом по дереву. Искусство создания картин из дерева имеет длинную историю. Впервые такие изделия из дерева появились в Древнем Египте. Так как долина Нила не богата лесом, вся древесина ценных пород ввозилась издалека. Поэтому деревянные изделия были предметами роскоши, древесину с красивой текстурой и необычным цветом применяли для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, драгоценными металлами и камнями.

Мастера Древней Греции и Рима добавили к искусству интарсии - созданию картин из дерева - новые приемы: чтобы изменить цвет древесины, ее обрабатывали маслом, квасцами, кипятили в краске. Изделия из дерева, изготовленные из кипариса и кедра, украшали сложными орнаментами с использованием самшита, клена, падуба, кизила. Изделия, украшенные интарсией, принадлежали самым богатым людям.





Однако своего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. Именно тогда интарсия выделилась как вид прикладного искусства, отличающийся от инкрустации тем, что фоном для мозаичных украшений выступал массив древесины изделия. Тогда же сложились и каноны этого удивительно искусства: орнаментальные композиции стали сложными, многокрасочными, появились изображения городских улиц, исторических и повседневных сцен. В сюжетных наборах стали применять такие техники, как гравирование, травление и обжиг, резьба по дереву, и, зачастую, мозаичные наборы по художественной выразительности не уступали живописным полотнам.

Возможности интарсии практически безграничны: декорированным изделием из дерева может быть и небольшой сувенир - настенное панно, шкатулка, обрамление зеркала; с помощью интарсии можно украсить мебель - столы, шкафы, комоды. И, наконец, интарсия может превратить в произведения искусства предметы домашнего обихода, например - деревянные двери. Главным отличием интарсии от других видов декорирования является то, что каждое изделие будет абсолютно неповторимым, уникальным. Даже если используется один и тот же эскиз, то внешне изделия будут заметно отличаться за счет текстуры и рисунка древесины.

Инкрустация – это украшение поверхности изделия врезанными в нее пластинками из слоновой кости, металла, дерева, перламутра и прочих материалов. При этом, подобные вставки отличаются от остальной поверхности лишь фактурой материала и цветом, так как врезка и украшаемая поверхность находятся на одном уровне.

Существует два вида инкрустации:

Вставка большого размер и несложной формы. Сначала вырезается вставка. Далее она накладывается на изделие и острым предметом обводится ее контур. На основании полученного рисунка делается выемка, так называемое гнездо, куда потом вкладывается вставка.

Сложный ажурный орнамент. На поверхность изделия наносится рисунок вставки. Далее по контуру рисунка делается неглубокий разрез. Затем посредством стамески выбирается выемка с немного скошенными и ровными краями. Вставки подгоняются под сделанные выемки.

Для обоих видов инкрустации на дне выемок и обратной стороне вставок нужно сделать насечки. Это необходимо для лучшего сцепления. Закрепление вставок в выемки осуществляется клеем или мастикой. После высыхания поверхность выравнивается.

Немного из истории. Эта техника была популярны еще в Древнем Египте. Ларцы, сундуки, саркофаги, кресла и стулья, сделанные из черного дерева, мастера украшали вставками из кусочков белого и синего фаянса, полудрагоценных и драгоценных камней, слоновой кости. В Древнем Риме и Греции инкрустация широко также использовалась при украшении деревянных изделий. В эпоху античности в основном в качестве украшения использовалась слоновая кость. Мастера создавали растительные и геометрические орнаменты, делали вставки в виде фигурок людей и животных. Довольно часто по кости гравировались тонкие узоры.

  1. Маркетри– французское направление мозаики по дереву

Маркетри (с французского переводится, как размечать или расчерчивать) — это вид мозаики по дереву , подразумевающий выполнение мозаичного набора из кусочков шпона различных пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, который выступает в качестве фона, закрепляются бумагой, пропитанной клеем, и вместе с фоном приклеиваются на поверхность изделия.

Маркетри появилось благодаря изобретению станка для изготовления пиленого шпона во 2й половине 16 века. Шпоном ценных пород древесины стали облицовывать мебель, произведенную из недорогих местных пород древесины. Во Франции в середине 17 века для облицовки первые использовались мозаичные наборы, изготовленные по предварительному рисунку из кусочков шпона. Маркетри довольно быстро распространилась в Европе и вытеснила интарсию.

Данная техника мозаики объединяет в себе 2 процесса:

Интарсию – врезку в фон, выполненный из шпона, небольших кусочков шпона иной породы древесины, либо другого цвета.

Облицовывание – приклеивание полученного набора на поверхность изделия.

Также имеются другие способы техники маркетри.

Один из техник выполнения маркетри. Используется при выполнении геометрического рисунка в виде паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур. В этом случае набор склеивается из предварительно нарезанных блоков по кромкам, либо элементы приклеиваются к расчерченной бумаге вплотную друг к другу.

Когда рисунок заполняет всю поверхность изделия в случае отсутствия фона либо его незначительной площади, элементы врезаются один за другим и вклеиваются в лист бумаги высокой плотности с нанесенным контурным рисунком мозаики. Постепенно вся бумага заменяется кусочками шпона. Для получения нескольких однотипных орнаментных наборов рисунок и фон вырезаются одновременно лобзиком. Для листа шпона (фон и вставка) наклеиваются на бумагу один на другой, скрепляя в некоторых местах клеем. На верхний лист шпона наносится рисунок и выпиливается лобзиком. После разъединения листов шпона получается две вставки и два гнезда, из коих изготавливаются два набора, противоположных по цветовой гамме. В этой технике выполнения маркетри обеспечивается высокое качество набора за счет одновременного вырезания плотно соединенных элементов фона и рисунка.

18 век – время наивысшего расцвета маркетри. Она широко использовалась при украшении мебели и интерьеров. Благодаря применению тоненьких пластинок шпона украшались мозаиковй не только плоские поверхности изделий, но и криволинейные. В развитии этой техники не последнюю роль сыграл мебельщик из Франции Андре Шарль Буль (года жизни 1642-1732). Он обогатил маркетри за счет использования наряду со шпоном ценных и дорогих пород древесины вставок из слоновой кости, меди, латуни, перламутра и панциря черепахи. Его техника заключалась в следующем: пластинки из разных материалов накладывались друг на друга и зажимались в тисках. Затем на верхнюю пластинку наносился рисунок и выпиливался лобзиком , либо ножом. За счет соединения элементов рисунка из верхней пластинки с элементами фона из нижней пластинки получались изящные и переплетающиеся узоры из блестящего металлического материала на фоне панциря черепахи.
Буль был очень талантливым художником, архитектором, гравером. Он не только проектировал мебель, но и занимался ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля постепенно выросла в крупное мебельное предприятие, специализирующееся на выпуске мебели в стиле Буль. На предприятии изготавливались комоды, крупные шкафы, подставки, декоративные столики, футляры для часов и прочее. Вся мебель отличалась строгостью и величавостью форм, безукоризненным качеством изготовления и отделки, богатством. По сей день в некоторых музеях мира можно найти творения Буля.

После Буля во Франции работали с техникой маркетри такие мастера, как Жан Франсуа Эбен, Жан Анри Ризенер, использовавшие в своих наборах экзотические породы древесины:

В конце 18 века в Германии благодаря безукоризненной технике мозаичных наборов прославился Давид Рентген, выполнявший не только наборы для украшения мебели, но настенные декоративные панно. Отметим, что эти панно по художественной выразительности могут соперничать с живописными полотнами.

Мебельщики-краснодеревцы из России начали использовать облицовывание и мозаику из дерева в начале 18 века. Со 2-ой половины 18 века мозаичные наборы получили очень широкое распространение благодаря тому, что из-за границы в Россию стали ввозить древесину экзотических пород. В подтверждение этих слов стоит вспомнить 12 панно, которые выполнены под руководством Антонио Ринальди, архитектора, для Большого Китайского кабинета Китайского дворца Ораниенбаума (сейчас это город Ломоносов, находящегося под Ленинградом). Они выполнены в технике маркетри из платана, клена, слоновой кости и наплывов ореха. Эти произведения искусства отличаются высочайшим уровнем мастерством исполнения и тонким подбором текстуры.

В конце 18 века маркетри начали широко использовать для украшения мебели. Самыми распространенными из наборной мебели были столики – бобики, имеющие крышку в форме боба. Столешницы чаще всего украшались набором в виде букетов цветов или ваз с цветами, реже на них изображали гирлянды, а еще реже - паркетный рисунок. Также мозаикой украшались шкафы, бюро и комоды. Мастера из России, большинство из которых были крепостными, создали много красивых и художественных изделий с украшениями из мозаичных наборов. Среди известных российских мастеров стоит отметить Никифора Васильева, Федора Пряхина, Матвея Веретенникова. На сегодняшний день сохранилась работа Васильева – дубовый стол для нот. На его крышке изображена усадьба Графа Шереметева в Кускове. В качестве материалов для украшения использовались:

Также сохранились две работы Веретенникова – ломберные столики. Они сейчас находятся в Государственном Историческом музее. Выполнены столики из сосны, а облицованы шпоном древесины разных пород. Крышки украшены наборами архитектурных пейзажей из древесины палисандра, ореха, мореной березы, груши, клена, мореного дуба и, конечно же, черного дерева.

В конце 1-ой четверти 19 века мозаику вытеснили другие виды декорирования мебели , в начале 20 века снова появилась в мебели стиля модерн, правда, ненадолго.

4. Проектирование проблемы проекта

Выбор идеи и решение задач

Каждый человек хотя бы однажды был свидетелем создания настоящего произведения искусства из самых необычных элементов. В наши дни существует множество различных творческих направлений. Кто-то творит картины из соломки, ракушек, бисера; другие вышивают на холсте гладью или крестиком, лентами; третьи создают свои сказочные шедевры из древесной стружки или кусочков ткани. На уроках технологии мы познакомились с такой уникальной техникой, как деревянная мозаика в стиле интарсии.

изучить литературу, в которой имеются сведения о технике деревянной мозаики;

историю возникновения и развития искусства мозаики вообще, и деревянной мозаики в частности;

познакомиться с техникой и овладеть приемами выполнения мозаики;

выбрать сюжет для своей работы, чтобы он гармонировал с интерьером комнаты;

изготовить деревянную мозаику в стиле интарсии.

5. Опорная схема размышления выбора материала


6. Разработка конструкции изделия

Рассматривая варианты в интернете, я пришел к выводу, что изготовление из разных пород древесины невозможно найти разные породы древесины и достаточно дорогостоящие. Вариант изготовления из фанеры меня не устраивал, так как при снятии фаски появляется срез шпона. Варианты МДФ и ДСП меня не устроили по той же причине, поэтому я остановил свой выбор на древесине из сосны. Так как во первых, в школьной мастерской есть в наличие древесина сосна. Во вторых, достаточно легко обрабатывается, и в третьих имеет красивую текстуру. Также используя разную толщину доски можно показать объем головы собаки. Изделие должно быть пролакировано для придания нужного блеска, и чтобы на ней не собиралась пыль.

Фотографию деревянной мозаики выполненной в виде интарсии сохранил с сайта по интернету на свой компьютер. Затем при помощи специальной компьютерной программы разделил изображение картинки на два листа формата А4, и получили другой формат масштаба А3. После полученного изображения в формате А3 я распечатал на принтере на двух листах в формате А4 и склеил листы между собой.

Мозаикой называют орнаментное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц.

Русский орнамент часто состоит из стеблей вьющихся растений, заключающих в своей середине нечто вроде грозди или шишки хвойного дерева (рис. 42, а). В орнаменте постоянно встречаются фигурки птиц — символы тепла и богатого урожая (рис. 42, б).


Рис. 42. Орнаментные изображения: а — листья; б — птица с плодами

При художественной обработке древесины применяют различные виды мозаики: инкрустацию, интарсию, маркетри и блочную мозаику.

Инкрустация — украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов (рис. 43).


Рис. 43. Инкрустированная деревянная поверхность

Инкрустация широко применялась еще в Древнем Египте. Ларцы, саркофаги и другие изделия, в основном из черного дерева, украшали пластинками из слоновой кости. (Черным деревом называли темного цвета древесину некоторых тропических пород деревьев.)

Инкрустированная поверхность является плоской, почти без выступов, т. е. выполняется заподлицо.

Одной из разновидностей инкрустации является контурный орнамент из металлической полоски (жилки), вбитой заподлицо в древесину. Полоски толщиной около 2 мм и шириной до 7 мм отрезают от металлического листа или получают расклепыванием (прокаткой) проволоки из латуни, бронзы золотистого цвета, меди, придавая им клинообразное сечение. Такие жилки изгибают на шаблонах и забивают в поверхность древесины.


Рис. 44. Узорчатый рисунок из металлических жилок

Интарсия — вид инкрустации поверхности древесины вставками из древесины других пород и цвета. Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в основном из ценных пород. На украшаемой поверхности древесины делают углубления определенных контуров, в которые вклеивают деревянные пластинки — вставки различных цветов и текстур (рис. 43, 49).

Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, полируют, иногда лакируют.

Маркетри — украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона из древесины различных пород и текстуры. В маркетри сочетаются интарсия и облицовывание, так как разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по определенному рисунку в соответствующие формы — гнезда (вырезки) в фоновом шпоне. Облицовывание — украшение поверхности листами шпона, бумаги, пластика и т. д.

Составленный набор с лицевой стороны склеивают клейкой лентой, а затем наклеивают на поверхность украшаемого изделия (рис. 49).

С изобретением лобзика в XVI в. маркетри стали выполнять со сложноконтурным набором. При этом гнезда и вставки выпиливают одновременно в различных наложенных друг на друга листах шпона. Чередующиеся по цвету и породе листы шпона набирают в пачку и скрепляют. На верхний лист шпона наклеивают или наносят рисунок набора. По рисунку лобзиком выпиливают сложный контур мозаичного элемента. Выпиленные вставки из одного листа шпона вставляют в гнезда других листов. Получается многовариантность сочетаний фонов, текстур и цветов мозаики.

Блочная мозаика пришла с Древнего Востока. Основу ее составляют блоки, склеенные из разноцветных брусков и пластинок древесины (рис. 45, а, б, в), а затем распиленные или настроганные на множество тонких пластинок с одним и тем же узором (рис. 45, г).


Рис. 45. Блочная мозаика: а, б — блоки, склеенные из разноцветных пластинок; в — блок, склеенный из пластин и брусков; г — мозаичная пластинка, вырезанная из блока

Такие узоры наклеивают на украшаемые поверхности или вставляют (вклеивают) в углубления на поверхности. Особенно удобно выполнять блочной мозаикой узоры звезд, розеток, лент.

Новые слова и понятия

Мозаика, орнамент, инкрустация, контурный орнамент, филигрань, интарсия, маркетри, облицовывание, гнездо, блочная мозаика.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Художественная обработка древесины. Мозаика. Технология изготовления мозаичны.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественная обработка древесины. Мозаика. Технология изготовления мозаичны.

Художественная обработка древесины. Мозаика. Технология изготовления мозаичных наборов. Мозаика с металлическим контуром. Учитель технологии Губарь Геннадий Васильевич МБОУ гимназия № 30 города Ставрополя

Орнамент — это узор, состоящий из повторяющихся рисунков-элементов, расположе.

Орнамент — это узор, состоящий из повторяющихся рисунков-элементов, расположенных по краю изделия или заполняющих всю поверхность сплошным узором. Орнамент может быть геометрическим (состоящим из кругов, квадратов, ромбов и др.), растительным (из цветов, плодов, листьев и др.), зооморфным (изображающим фигуры реальных или фантастических животных и птиц), геральдическим (где используются эмблемы, знаки). В русском орнаменте применяют как геометрические и растительные формы, так и изображения зверей и птиц.

Интарсия — это вид мозаики, где в деревянную основу врезают фигурные кусочки.

Интарсия — это вид мозаики, где в деревянную основу врезают фигурные кусочки дерева разных пород, отличающиеся по текстуре и цвету. Интарсия впервые появилась в Древнем Египте. Наивысшего расцвета интарсия достигла в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения в Италии. Вначале рисунки представляли собой различные орнаменты, которые становились всё более сложными и многокрасочными. Затем появились изображения улиц, городов, исторических событий, сцен из повседневной жизни.

В наше время в технике интарсии выполняют художественные панно, картины, отде.

В наше время в технике интарсии выполняют художественные панно, картины, отделывают предметы мебели. При этом часто подготовленные кусочки древесины не вставляют в углубления, а просто наклеивают на ровную деревянную основу, имеющую контуры будущей картины. На рисунке представлены панно, выполненные в современной технике интарсии.

Сегодня для работы в этой технике широко применяют компьютер. С помощью специ.

Сегодня для работы в этой технике широко применяют компьютер. С помощью специального программного обеспечения можно превратить любую фотографию (домашнего животного, какого-либо пейзажа, цветка и др.) в схему для мозаичного панно, в которой изображение уже разбито на части. Остаётся только изготовить кусочки древесины, соответствующие разбивке по форме и цвету, а потом склеить их между собой.

Блочная мозаика. Техника блочной мозаики состоит в следующем. Первоначально с.

Блочная мозаика. Техника блочной мозаики состоит в следующем. Первоначально склеивают несколько слоёв древесины, имеющей различную текстуру и цвет (рис. а, б). Получившиеся пакеты нарезают на блоки-бруски, которые комбинируют (подбирают) в соответствии с разработанным рисунком (рис. в) и склеивают между собой (рис. г). Склеенный блок разрезают поперёк на тонкие пластины с одинаковым рисунком (рис. д). Такими пластинами и украшают поверхность изделий, наклеивая их или вставляя в подготовленные для них углубления. После этого поверхность шлифуют и лакируют.

Родиной блочной мозаики считается Древний Восток. Эта техника в XVI-XVII вв.

Родиной блочной мозаики считается Древний Восток. Эта техника в XVI-XVII вв. получила развитие в Италии, где наряду с древесиной в блоки вклеивались пластины из слоновой кости. Из блочной мозаики можно получить только геометрические рисунки. Такими орнаментами украшают мебель, музыкальные инструменты, сувенирные изделия.

Современные художники разрабатывают рисунки блочной мозаики с помощью компьют.

Современные художники разрабатывают рисунки блочной мозаики с помощью компьютера. Итоговые блоки склеивают на предприятиях из нескольких сотен брусков. Нарезание пластин производят на специальных станках, а в блоках используют древесину экзотических пород (амаранта, палисандра, красного дерева и др.).

Маркетри — это вид мозаики, в котором мозаичный рисунок выполняют из кусочко.

Маркетри — это вид мозаики, в котором мозаичный рисунок выполняют из кусочков шпона ценных пород древесины толщиной 0,5. 3 мм и приклеивают его на поверхность изделия из простых пород. Эта техника мозаики появилась в конце XVI в. и распространилась во всех странах Европы. Её широко применяли и применяют для украшения интерьеров помещений, различной мебели, сувениров и т. п.

Вырезая мозаичные элементы из шпона с ярко выраженной текстурой и комбинируя.

Вырезая мозаичные элементы из шпона с ярко выраженной текстурой и комбинируя их определённым образом, можно создавать, объёмные изображения. Если мозаичный набор состоит из геометрических фигур и напоминает паркетный пол, то его называют паркетри.

Из всех перечисленных видов мозаики семиклассники чаще всего изготовляют изде.

Из всех перечисленных видов мозаики семиклассники чаще всего изготовляют изделия в технике маркетри. Создание мозаичного набора из шпона включает две основные операции: изготовление элементов мозаики и соединение их в общий рисунок.

Материалы для маркетри Для мозаичных работ используют шпон из всех пород древ.

Материалы для маркетри Для мозаичных работ используют шпон из всех пород древесины. Шпон должен быть абсолютно сухим, чтобы не появлялись трещины после приклеивания набора к основе. Для мелких деталей применяют шпон из древесины со слабо выраженной текстурой — липы, груши, берёзы. Для более крупных — шпон из клёна, дуба, ореха, ясеня, вяза, палисандра, карагача и др. Для двухцветной мозаики наиболее гармоничными получаются следующие сочетания древесины: бук и морёный дуб, клён и орех, груша и палисандр. При выполнении трёхцветной мозаики — бук, клён и морёный дуб; клён, орех и морёный дуб; дуб, клён и морёный дуб и др.

Рабочее место и инструменты для маркетри Рабочим местом для резьбы является в.

Рабочее место и инструменты для маркетри Рабочим местом для резьбы является верстак, поверхность которого должна быть хорошо освещена. Нарезать шпон следует на подкладных щитах размером примерно 600 X 400 мм, изготовленных из фанеры толщиной 8. 10 мм или из отрезка доски из мягких пород древесины (липы, ольхи).

Основным инструментом для выполнения работ в технике маркетри является хорошо.

Основным инструментом для выполнения работ в технике маркетри является хорошо заточенный нож-резак (рис. а), а также шило и свёрла (рис. б, в). Нож-пилка (рис. г) служит для разрезания шпона по металлической линейке на полоски вдоль волокон. Притирочным молотком (рис. д) разглаживают только что приклеенный к основе мозаичный набор (от середины к краям) для выдавливания из-под набора излишков клея. Циркуль-резак (рис. е) служит для вырезания кругов шпона.

Нож-резак можно изготовить из полотна слесарной ножовки толщиной 1. 1,5 мм.

Нож-резак можно изготовить из полотна слесарной ножовки толщиной 1. 1,5 мм, заточив его под углом 30-45° и приделав к нему деревянную ручку. Режущая кромка ножа должна быть остро заточена, так как плохо заточенный нож не будет резать, а будет сминать волокна древесины. Кроме этого для мозаичных работ необходимы: металлическая линейка, угольник, циркуль, копировальная бумага или калька, лобзик, напильники, шлифовальная шкурка, струбцины, клей ПВА, бесцветный лак, кисти.

Выполнение мозаичного набора Рисунок переводят на фоновый шпон через копирова.

Выполнение мозаичного набора Рисунок переводят на фоновый шпон через копировальную бумагу (рис. а) или кальку. Затем ножом-резаком вырезают из фона размеченный рисунок (рис. б) и получают гнездо (рис. в). Подготовленный фон с гнездом укладывают на шпон другого цвета и используют его в качестве шаблона для изготовления вставки. Кончиком ножа-резака (наклонённого внутрь гнезда) прорезают контур так, чтобы на шпоне вставки остались неглубокие надрезы (рис. г). После этого фон с гнездом убирают и по полученным надрезам вырезают вставку. Вставку помещают в гнездо фона (рис. д) и скрепляют с лицевой стороны клейкой лентой или бумагой (рис. ё). После того как набор высохнет, выполняют облицовывание основы.

Облицовывание — это нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.

Облицовывание — это нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия. Для этого набор смазывают клеем, укладывают на основу — обычно лист фанеры — и разглаживают притирочным молотком, удаляя остатки клея. Затем набор для лучшего склеивания накрывают листом неплотного картона, помещают его между двумя щитами из древесно-стружечной плиты и стягивают щиты струбцинами. Если в качестве основы используется фанера, то необходимо, чтобы направление волокон на её облицовываемой поверхности было перпендикулярно направлению волокон в мозаичном наборе. Если толщина фанеры небольшая, то одновременно с приклеиванием набора на обратную сторону фанеры наклеивают слой шпона такой же толщины и с таким же направлением волокон древесины, как в наборе. Это необходимо, чтобы устранить коробление изделия после высыхания клея. Если в качестве основы используется древесно-стружечная плита, то наклеивать слой шпона с обратной стороны основы не нужно.

Имеются определённые правила, которые необходимо соблюдать при разрезании шп.

Имеются определённые правила, которые необходимо соблюдать при разрезании шпона. Следует помнить, что шпон нельзя пытаться резать од-ним движением, так как он начнёт ломаться вдоль волокон. Надо, набравшись терпения, проводить линию реза несколько раз по одному и тому же месту, постепенно углубляясь в шпон. Тогда материал не будет расщепляться. Иногда, чтобы шпон не растрескивался, его приклеивают к листу бумаги. Полоски шпона нарезают по металлической линейке (рис. а). Если, например, необходимо вырезать вставку в виде треугольника, то нож-резак перемещают от вершин углов (рис. б) к его сторонам.

При вырезании вставки в виде круга или овала нож-резак ведут вдоль волокон, а.

При вырезании вставки в виде круга или овала нож-резак ведут вдоль волокон, а не поперек них (рис. в). При вырезании кольца вначале прорезают внутреннюю окружность, а затем наружную. Если вставка имеет скругление малого радиуса, то вырезать её лучше так, как показано на рисунке г. Для получения сложных криволинейных контуров применяют шаблоны. Если необходимо получить тонкие полоски, их вырезают специальным двойным ножом-резаком (рис. д).

Иногда применяют другую технологию получения мозаичного набора — набор в бума.

Иногда применяют другую технологию получения мозаичного набора — набор в бумагу. На лист плотной бумаги переводят рисунок, вырезают отдельные элементы мозаики и наклеивают их на бумагу вплотную друг к другу, заполняя весь рисунок. Готовый набор наклеивают на основу и после высыхания клея бумагу слегка смачивают и удаляют.

Если необходимо получить несколько одинаковых элементов для мозаичного набора.

Если необходимо получить несколько одинаковых элементов для мозаичного набора, листы шпона для фона и вставки наклеивают на бумагу, укладывают один на другой и скрепляют по углам клеем. На верхний лист переводят рисунок и выпиливают контуры лобзиком с тонкой мелкозубой пилкой по металлу (толщиной 0,3. 0,4 мм). Таким образом получают сразу два гнезда и две вставки. Готовый приклеенный мозаичный набор обрабатывают шлифовальной колодкой с мелкозернистой шкуркой и покрывают бесцветным лаком.

Вы ознакомились с деревянной мозаикой, служащей украшением предметов мебели.

Наиболее простым видом контурного декорирования мозаичных вставок является на.

Если вы уже подготовили мозаичный набор, украсить его можно следующим образо.

Если вы уже подготовили мозаичный набор, украсить его можно следующим образом. Контуры из двух скрученных проволочек укладывают по всем очертаниям набора и приклеивают специальным прозрачным клеем — нитроцеллюлозным. Чем тоньше проволока и чем туже она скручена, тем красивее получается изделие. Металлические контуры в накладной филиграни можно закреплять не только приклеиванием к основе. Дополнительный декоративный эффект получается, если филигранные очертания прикреплены к основе маленькими проволочными скобами. Концы проволочных контуров и скобы вколачивают в древесину в заранее проколотые шилом отверстия . После закрепления контуров на деревянной основе все изделие покрывают лаком (обычно матовым), который окончательно скрепляет накладную филигрань с поверхностью.

Более сложный вид контурного декорирования — закрепление металлического конт.

Более сложный вид контурного декорирования — закрепление металлического контура путём врезания его в деревянную основу. Такое украшение предмета является разновидностью инкрустации. Его выполняют следующим образом. Работу начинают с эскиза изображения, в котором заранее учитывают, какие контурные линии будут очерчены металлическими полосками. Мозаичный набор выполняют в технике маркетри. После этого, чтобы подчеркнуть отдельные детали мозаики, по контурам изображения внутри набора прорезают канавку. В неё вколачивают тонкую полоску металла (шириной 2. 3 мм), которую отрезают от металлического листа слесарными ножницами.

Полоску помещают в начало прорезанной канавки и легкими ударами молотка вкол.

После того как все металлические элементы закреплены, поверхность набора зач.

Максимов Виктор Павлович

Предложенная автором творческая работа по технологии "Деревянная мозаика своими руками" будет интересна для учеников 6 - 8 классов, а также для всех, кто любит собственноручно создавать декоративные предметы, а также хочет порадовать друзей или родных в оригинальным презентом.

ВложениеРазмер
mozaika.docx 276.45 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Филенко Феликс

Руководитель: Максимов В.П.

Оглавление

Введение
1. Этапы выполнения проекта.
2. Что такое мозаика?

  • Интарсия - вид мозаики
  • Инкрустация как разновидность мозаики
  • Мозаика "Маркетри"
  • Блочная мозаика

3. Проектирование проблемы проекта.
4. Опорная схема размышления изготовления портрета собаки.
5. Разработка конструкции изделия.
6. Лист-заявка.
7. Технологическая карта изготовления портрета собаки.
8. Контроль качества.
9. Экономическая оценка изделия.
10. Экологическая экспертиза.
11. Самооценка.
12. Реклама изделия.
Заключение
Литература

Введение


Каждый человек хотя бы однажды был свидетелем создания настоящего произведения искусства из самых необычных элементов. В наши дни существует множество различных творческих направлений. Кто-то творит картины из соломки, ракушек, бисера; другие вышивают на холсте гладью или крестиком, лентами; третьи создают свои сказочные шедевры из древесной стружки или кусочков ткани. На уроках технологии мы познакомились с такой уникальной техникой, как деревянная мозаика в стиле интарсии.

Мозаика представляет собой сюжетное или орнаментное изображение, которое составляется одним или несколькими материалами. Она используется не только для украшения интерьеров помещений, к примеру, монументальных сооружений или общественных зданий, но и мебели, музыкальных инструментов и даже оружия. Иными словами, мозаика – один из множества видов монументально-декоративного искусства.

Актуальность темы : Развитие способности самостоятельно продумывать и создавать своё окружение, интерьер в полной гармонии со своим характером.

Цель работы : Создать декоративное мозаичное изделие в стиле интарсии.

Этапы выполнения проекта

Наименование этапа проекта

Срок выполнения этапа

Разработка конструкции изделия

Технические рисунки деталей

Технологическая карта изготовления

Порядок сборки, контроль, испытание

Что такое мозаика?

Мозаика представляет собой сюжетное или орнаментное изображение, которое составляется одним или несколькими материалами. Она используется не только для украшения интерьеров помещений, к примеру, монументальных сооружений или общественных зданий, но и мебели, музыкальных инструментов и даже оружия. Иными словами, мозаика – один из множества видов монументально-декоративного искусства. Классифицируется по технике приемов исполнения, используемым материала и художественным особенностям.

  • Интарсия;
  • Инкрустация;
  • Маркетри - французское направление мозаики по дереву
  • Блочная мозаика.

Интарсия – вид мозаики по дереву

Интарсия - это процесс инкрустация деревом по дереву. Искусство создания картин из дерева имеет длинную историю. Впервые такие изделия из дерева появились в Древнем Египте. Так как долина Нила не богата лесом, вся древесина ценных пород ввозилась издалека. Поэтому деревянные изделия были предметами роскоши, древесину с красивой текстурой и необычным цветом применяли для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, драгоценными металлами и камнями.

Мастера Древней Греции и Рима добавили к искусству интарсии - созданию картин из дерева - новые приемы: чтобы изменить цвет древесины, ее обрабатывали маслом, квасцами, кипятили в краске. Изделия из дерева, изготовленные из кипариса и кедра, украшали сложными орнаментами с использованием самшита, клена, падуба, кизила. Изделия, украшенные интарсией, принадлежали самым богатым людям.

мозаика

мозаика из дерева

Однако своего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. Именно тогда интарсия выделилась как вид прикладного искусства, отличающийся от инкрустации тем, что фоном для мозаичных украшений выступал массив древесины изделия. Тогда же сложились и каноны этого удивительно искусства: орнаментальные композиции стали сложными, многокрасочными, появились изображения городских улиц, исторических и повседневных сцен.

В сюжетных наборах стали применять такие техники, как гравирование, травление и обжиг, резьба по дереву , и, зачастую, мозаичные наборы по художественной выразительности не уступали живописным полотнам.

декорированным изделием из дерева может быть и небольшой сувенир - настенное панно, шкатулка, обрамление зеркала; с помощью интарсии можно украсить мебель - столы, шкафы, комоды. И, наконец, интарсия может превратить в произведения искусства предметы домашнего обихода, например - деревянные двери.

Главным отличием интарсии от других видов декорирования является то, что каждое изделие будет абсолютно неповторимым, уникальным. Даже если используется один и тот же эскиз, то внешне изделия будут заметно отличаться за счет текстуры и рисунка древесины.

Инкрустация - один из видов мозаики

Инкрустация – это украшение поверхности изделия врезанными в нее пластинками из слоновой кости, металла, дерева, перламутра и прочих материалов. При этом, подобные вставки отличаются от остальной поверхности лишь фактурой материала и цветом, так как врезка и украшаемая поверхность находятся на одном уровне.

1. Вставка большого размер и несложной формы. Сначала вырезается вставка. Далее она накладывается на изделие и острым предметом обводится ее контур. На основании полученного рисунка делается выемка, так называемое гнездо, куда потом вкладывается вставка.

2. Сложный ажурный орнамент. На поверхность изделия наносится рисунок вставки. Далее по контуру рисунка делается неглубокий разрез. Затем посредством стамески выбирается выемка с немного скошенными и ровными краями. Вставки подгоняются под сделанные выемки.

Для обоих видов инкрустации на дне выемок и обратной стороне вставок нужно сделать насечки. Это необходимо для лучшего сцепления. Закрепление вставок в выемки осуществляется клеем или мастикой. После высыхания поверхность выравнивается.

Эта техника была популярны еще в Древнем Египте. Ларцы, сундуки, саркофаги, кресла и стулья, сделанные из черного дерева, мастера украшали вставками из кусочков белого и синего фаянса, полудрагоценных и драгоценных камней, слоновой кости. В Древнем Риме и Греции инкрустация широко также использовалась при украшении деревянных изделий. В эпоху античности в основном в качестве украшения использовалась слоновая кость. Мастера создавали растительные и геометрические орнаменты, делали вставки в виде фигурок людей и животных. Довольно часто по кости гравировались тонкие узоры.

В древние времена для имитации инкрустации по дереву использовались цветные пасты, которыми заполнялись углубления в древесине. Эти пасты готовились из цветных пигментов, которые смешивали с клеем. В итоге они могли имитировать черное дерево, слоновую кость, бирюзу, малахит и прочие камни.

В средние века инкрустацию отодвинули на второй план роспись, золочение и резьба, лишь с 16 века она была возвращена мастерами Франции, Италии и Голландии и использовалась для украшения мебели. За счет трудоемкости и сложности процесса инкрустации другие виды мозаики по дереву со временем ее вытеснили. Сейчас она используется в редких случаях для украшения небольших изделий, либо при реставрации.

Маркетри– французское направление мозаики по дереву

Маркетри (с французского переводится, как размечать или расчерчивать) — это вид мозаики по дереву, подразумевающий выполнение мозаичного набора из кусочков шпона различных пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, который выступает в качестве фона, закрепляются бумагой, пропитанной клеем, и вместе с фоном приклеиваются на поверхность изделия.

Маркетри появилось благодаря изобретению станка для изготовления пиленого шпона во 2й половине 16 века. Шпоном ценных пород древесины стали облицовывать мебель, произведенную из недорогих местных пород древесины. Во Франции в середине 17 века для облицовки первые использовались мозаичные наборы, изготовленные по предварительному рисунку из кусочков шпона. Маркетри довольно быстро распространилась в Европе и вытеснила интарсию.

Данная техника мозаики объединяет в себе 2 процесса

  • Интарсию – врезку в фон, выполненный из шпона, небольших кусочков шпона иной породы древесины, либо другого цвета.
  • Облицовывание – приклеивание полученного набора на поверхность изделия.

Также имеются другие способы техники маркетри .

Один из техник выполнения маркетри. Используется при выполнении геометрического рисунка в виде паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур. В этом случае набор склеивается из предварительно нарезанных блоков по кромкам, либо элементы приклеиваются к расчерченной бумаге вплотную друг к другу.

Когда рисунок заполняет всю поверхность изделия в случае отсутствия фона либо его незначительной площади, элементы врезаются один за другим и вклеиваются в лист бумаги высокой плотности с нанесенным контурным рисунком мозаики. Постепенно вся бумага заменяется кусочками шпона. Для получения нескольких однотипных орнаментных наборов рисунок и фон вырезаются одновременно лобзиком.

Для листа шпона (фон и вставка) наклеиваются на бумагу один на другой, скрепляя в некоторых местах клеем. На верхний лист шпона наносится рисунок и выпиливается лобзиком. После разъединения листов шпона получается две вставки и два гнезда, из коих изготавливаются два набора, противоположных по цветовой гамме. В этой технике выполнения маркетри обеспечивается высокое качество набора за счет одновременного вырезания плотно соединенных элементов фона и рисунка.

18 век – время наивысшего расцвета маркетри. Она широко использовалась при украшении мебели и интерьеров. Благодаря применению тоненьких пластинок шпона украшались мозаиковй не только плоские поверхности изделий, но и криволинейные. В развитии этой техники не последнюю роль сыграл мебельщик из Франции Андре Шарль Буль (года жизни 1642-1732). Он обогатил маркетри за счет использования наряду со шпоном ценных и дорогих пород древесины вставок из слоновой кости, меди, латуни, перламутра и панциря черепахи.

Его техника заключалась в следующем: пластинки из разных материалов накладывались друг на друга и зажимались в тисках. Затем на верхнюю пластинку наносился рисунок и выпиливался лобзиком, либо ножом. За счет соединения элементов рисунка из верхней пластинки с элементами фона из нижней пластинки получались изящные и переплетающиеся узоры из блестящего металлического материала на фоне панциря черепахи.

Буль был очень талантливым художником, архитектором, гравером. Он не только проектировал мебель, но и занимался ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля постепенно выросла в крупное мебельное предприятие, специализирующееся на выпуске мебели в стиле Буль. На предприятии изготавливались комоды, крупные шкафы, подставки, декоративные столики, футляры для часов и прочее. Вся мебель отличалась строгостью и величавостью форм, безукоризненным качеством изготовления и отделки, богатством. По сей день в некоторых музеях мира можно найти творения Буля.

После Буля во Франции работали с техникой маркетри такие мастера, как Жан Франсуа Эбен, Жан Анри Ризенер, использовавшие в своих наборах экзотические породы древесины:

  • Амарант.
  • Розовое дерево.
  • Фиалковое дерево.
  • Пальма.
  • Лимонное дерево.
  • Палисандр.
  • Прочие породы.

В конце 18 века в Германии благодаря безукоризненной технике мозаичных наборов прославился Давид Рентген, выполнявший не только наборы для украшения мебели, но настенные декоративные панно. Отметим, что эти панно по художественной выразительности могут соперничать с живописными полотнами.

Мебельщики-краснодеревцы из России начали использовать облицовывание и мозаику из дерева в начале 18 века. Со 2-ой половины 18 века мозаичные наборы получили очень широкое распространение благодаря тому, что из-за границы в Россию стали ввозить древесину экзотических пород.

В подтверждение этих слов стоит вспомнить 12 панно, которые выполнены под руководством Антонио Ринальди, архитектора, для Большого Китайского кабинета Китайского дворца Ораниенбаума (сейчас это город Ломоносов, находящегося под Ленинградом). Они выполнены в технике маркетри из платана, клена, слоновой кости и наплывов ореха. Эти произведения искусства отличаются высочайшим уровнем мастерством исполнения и тонким подбором текстуры.

В конце 18 века маркетри начали широко использовать для украшения мебели. Самыми распространенными из наборной мебели были столики – бобики, имеющие крышку в форме боба. Столешницы чаще всего украшались набором в виде букетов цветов или ваз с цветами, реже на них изображали гирлянды, а еще реже - паркетный рисунок.

Также мозаикой украшались шкафы, бюро и комоды. Мастера из России, большинство из которых были крепостными, создали много красивых и художественных изделий с украшениями из мозаичных наборов. Среди известных российских мастеров стоит отметить Никифора Васильева, Федора Пряхина, Матвея Веретенникова. На сегодняшний день сохранилась работа Васильева – дубовый стол для нот. На его крышке изображена усадьба Графа Шереметева в Кускове. В качестве материалов для украшения использовались:

  • Явор.
  • Карельская береза.
  • Мореный клен.
  • Красное дерево.
  • Груша.
  • Черное дерево.
  • Палисандр.

Также сохранились две работы Веретенникова – ломберные столики. Они сейчас находятся в Государственном Историческом музее. Выполнены столики из сосны, а облицованы шпоном древесины разных пород. Крышки украшены наборами архитектурных пейзажей из древесины палисандра, ореха, мореной березы, груши, клена, мореного дуба и, конечно же, черного дерева.

В конце 1-ой четверти 19 века мозаику вытеснили другие виды декорирования мебели, в начале 20 века снова появилась в мебели стиля модерн, правда, ненадолго.

Выбор идеи создания изделия из деревянной мозаики

Каждый человек хотя бы однажды был свидетелем создания настоящего произведения искусства из самых необычных элементов. В наши дни существует множество различных творческих направлений.



Кто-то творит картины из соломки, ракушек, бисера; другие вышивают на холсте гладью или крестиком, лентами; третьи создают свои сказочные шедевры из древесной стружки или кусочков ткани. На уроках технологии мы познакомились с такой уникальной техникой, как деревянная мозаика в стиле интарсии.

Почти каждое лето я провожу у бабушки и дедушки в деревне. У них живет моя любимая собака по кличке Палкан. Просматривая страницы интернета, я случайно увидел фотографию головы собаки, сделанную из дерева, очень похожую на мою любимую собаку. Мне сразу же захотелось сделать нечто подобное, чтобы у меня в комнате висело напоминание о моем любимом, верном друге.

Перед этим я изготавливал много различных изделий из фанеры: полки, светильники, шкатулки, подставки и многое другое, и мне очень захотелось сделать новые, ранее ещё не изготавливаемые изделия. Деревянная мозаика, или интарсия, известна с давних времен. Эта непростая техника позволяет создавать удивительные по своей выразительности вещи, которые очень высоко ценятся за искусное исполнение.Для достижения данной цели мною были поставлены задачи:

изучить литературу, в которой имеются сведения о технике деревянной мозаики; историю возникновения и развития искусства мозаики вообще, и деревянной мозаики в частности; познакомиться с техникой и овладеть приемами выполнения мозаики; выбрать сюжет для своей работы, чтобы он гармонировал с интерьером комнаты; изготовить деревянную мозаику в стиле интарсии.

Опорная схема размышления выбора материала

работа над мозаикой

Разработка конструкции изделия из деревянной мозаики


Рассматривая варианты в интернете, я пришел к выводу, что изготовление из разных пород древесины невозможно найти разные породы древесины и достаточно дорогостоящие. Вариант изготовления из фанеры меня не устраивал, так как при снятии фаски появляется срез шпона. Варианты МДФ и ДСП меня не устроили по той же причине, поэтому я остановил свой выбор на древесине из сосны.

Так как во первых, в школьной мастерской есть в наличие древесина сосна. Во вторых, достаточно легко обрабатывается, и в третьих имеет красивую текстуру. Также используя разную толщину доски можно показать объем головы собаки. Изделие должно быть пролакировано для придания нужного блеска, и чтобы на ней не собиралась пыль.

Фотографию деревянной мозаики выполненной в виде интарсии сохранил с сайта по интернету на свой компьютер. Затем при помощи специальной компьютерной программы разделил изображение картинки на два листа формата А4, и получили другой формат масштаба А3. После полученного изображения в формате А3 я распечатал на принтере на двух листах в формате А4 и склеил листы между собой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мозаика : (от итал. "mosaico", букв. "посвященное музам") это один из самых старых видов декоративно-прикладного искусства, художественные изделия которого формируются посредством компоновки, последующего набора и закрепления кусочков разноцветных отделочных материалов (стекла, камней, смальты, плитки) на плоской поверхности.

 Презентация На Тему: Художественная обработка древесины. Мозаика

обработка древесины. Мозаика

Мозаика : (от итал.

Мозаика : (от итал. "mosaico", букв. "посвященное музам") это один из самых старых видов декоративно-прикладного искусства, художественные изделия которого формируются посредством компоновки, последующего набора и закрепления кусочков разноцветных отделочных материалов (стекла, камней, смальты, плитки) на плоской поверхности.


Орнамент — это узор, состоящий из повторяющихся рисунков-элементов, расположенных по краю изделия или заполняющих всю поверхность сплошным узором (рис. (68). Орнамент может быть геометрическим (состоящим из кругов, квадратов, ромбов и др.), растительным (из цветов, плодов, листьев и др.), зооморфным (изображающим фигуры реальных или фантастических животных и птиц), геральдическим (где используются эмблемы, знаки). В русском орнаменте применяют как геометрические и растительные формы, так и изображения зверей и птиц. Рис. 41. Орнаментное изображение: а — листья; б — плоды садовых деревьев и птица

Орнамент — это узор, состоящий из повторяющихся рисунков-элементов, расположенных по краю изделия или заполняющих всю поверхность сплошным узором (рис. (68). Орнамент может быть геометрическим (состоящим из кругов, квадратов, ромбов и др.), растительным (из цветов, плодов, листьев и др.), зооморфным (изображающим фигуры реальных или фантастических животных и птиц), геральдическим (где используются эмблемы, знаки). В русском орнаменте применяют как геометрические и растительные формы, так и изображения зверей и птиц. Рис. 41. Орнаментное изображение: а — листья; б — плоды садовых деревьев и птица


В деревянной мозаике изделие составляют их кусочков различных (часто ценных) пород дерева. Мозаику применяют для украшения мебели, посуды. музыкальных инструментов, оружия, интерьеров зданий и сооружений (рис. 69). Техника деревянной мозаики была известна в странах Востока и в европейских странах с давних времён. В России периодом расцвета деревянной мозаики был XVIII в. В это время русские мебельные мастера создавали в технике деревянной мозаики прекрасные образцы мебельного искусства — столы, комоды, секретеры. Техника мозаики отличается лёгкостью обработки исходного сырья, разнообразием цвета, рисунка и текстуры используемой древесины, способностью изменять её природную окраску с помощью тонирования (окрашивания) различными способами. Наиболее распространёнными видами деревянной мозаики являются инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.

В деревянной мозаике изделие составляют их кусочков различных (часто ценных) пород дерева. Мозаику применяют для украшения мебели, посуды. музыкальных инструментов, оружия, интерьеров зданий и сооружений (рис. 69). Техника деревянной мозаики была известна в странах Востока и в европейских странах с давних времён. В России периодом расцвета деревянной мозаики был XVIII в. В это время русские мебельные мастера создавали в технике деревянной мозаики прекрасные образцы мебельного искусства — столы, комоды, секретеры. Техника мозаики отличается лёгкостью обработки исходного сырья, разнообразием цвета, рисунка и текстуры используемой древесины, способностью изменять её природную окраску с помощью тонирования (окрашивания) различными способами. Наиболее распространёнными видами деревянной мозаики являются инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.

В настоящее время вместо природных материалов для заполнения углублений, вырезанных в древесине, применяют специальные мастики — пасты. Они затвердевают на воздухе и имитируют слоновую кость, перламутр, янтарь, а также цветные камни: малахит, бирюзу и др. Применяют также вставки из пластмасс различных цветов. Инкрустация — это украшение изделия из дерева, металла, кожи врезанными в его поверхность фигурными пластинами из различных материалов — перламутра, янтаря, металла, слоновой кости, драгоценных камней, которые образуют на поверхности рисунок или узор. Инкрустацию по дереву выполняют следующим образом. На основу переводят рисунок, после чего по его контурам делают неглубокие надрезы и выбирают (вырезают) древесину на глубину будущих вставок. Инкрустирующие пластины вырезают точно по рисунку и устанавливают в подготовленные выемки на клею, чтобы не было щелей. После этого выполняют отделку поверхности изделия.

В настоящее время вместо природных материалов для заполнения углублений, вырезанных в древесине, применяют специальные мастики — пасты. Они затвердевают на воздухе и имитируют слоновую кость, перламутр, янтарь, а также цветные камни: малахит, бирюзу и др. Применяют также вставки из пластмасс различных цветов. Инкрустация — это украшение изделия из дерева, металла, кожи врезанными в его поверхность фигурными пластинами из различных материалов — перламутра, янтаря, металла, слоновой кости, драгоценных камней, которые образуют на поверхности рисунок или узор. Инкрустацию по дереву выполняют следующим образом. На основу переводят рисунок, после чего по его контурам делают неглубокие надрезы и выбирают (вырезают) древесину на глубину будущих вставок. Инкрустирующие пластины вырезают точно по рисунку и устанавливают в подготовленные выемки на клею, чтобы не было щелей. После этого выполняют отделку поверхности изделия.


Из блочной мозаики можно получить только геометрические рисунки. Такими орнаментами украшают мебель, музыкальные инструменты, сувенирные изделия .Современные художники разрабатывают рисунки блочной мозаики с помощью компьютера. Итоговые блоки склеивают на предприятиях из нескольких сотен брусков. Нарезание пластин производят на специальных станках, а в блоках используют древесину экзотических пород (амаранта, палисандра, красного дерева и др.). Маркетри это вид мозаики, в котором мозаичный рисунок выполняют из кусочков шпона ценных пород древесины толщиной 0.5…0,3 мм и приклеивают его на поверхность изделия из простых пород Эта техника мозаики появилась в конце XVI в. и распространилась но всех странах Европы. Её широко применяли и применяют для украшения интерьеров помещений, различной мебели, сувениров и т. п.

Из блочной мозаики можно получить только геометрические рисунки. Такими орнаментами украшают мебель, музыкальные инструменты, сувенирные изделия .Современные художники разрабатывают рисунки блочной мозаики с помощью компьютера. Итоговые блоки склеивают на предприятиях из нескольких сотен брусков. Нарезание пластин производят на специальных станках, а в блоках используют древесину экзотических пород (амаранта, палисандра, красного дерева и др.). Маркетри это вид мозаики, в котором мозаичный рисунок выполняют из кусочков шпона ценных пород древесины толщиной 0.5…0,3 мм и приклеивают его на поверхность изделия из простых пород Эта техника мозаики появилась в конце XVI в. и распространилась но всех странах Европы. Её широко применяли и применяют для украшения интерьеров помещений, различной мебели, сувениров и т. п.


 Техника Безопасности Пользоваться только исправным инструментом. Проверить надежность и правильность закрепления пилочки. Надежно закрепите выпиловочный столик к верстаку. При пилении нельзя наклонять пилку в стороны. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании и не давить на пилочку. Не наклоняться низко над заготовкой. Не отвлекайтесь во время работы, следите за правилами техники безопасности.

Пользоваться только исправным инструментом. Проверить надежность и правильность закрепления пилочки. Надежно закрепите выпиловочный столик к верстаку. При пилении нельзя наклонять пилку в стороны. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании и не давить на пилочку. Не наклоняться низко над заготовкой. Не отвлекайтесь во время работы, следите за правилами техники безопасности.

Читайте также: